Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощай, друг |
английское название: |
Adieu l'ami |
год: | 1968 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «The only one to help him is his enemy.» |
режиссер: | Жан Эрман |
сценаристы: | Жан Эрман, Себастьян Жапризо |
продюсер: | Серж Зильберман |
видеооператор: | Жан-Жак Тарбес |
композитор: | Франсуа де Рубэ |
художники: | Жак Дюгье, Танин Отр |
монтаж: | Элен Племянников |
жанры: | боевик, триллер, драма, приключения, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 августа 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Сам сюжет был интересен при первом просмотре, но то, что осталось в память от фильма, если сказать, что он - один из любимых, будет ли это понятно - стильность фильма.
Попытаюсь объяснить. Книга, сценарий - описывают сюжет, действия героев, монологи - диалоги, но то как они это будут делать, то, что становится зрелищной фактурой фильма, то, на что можно глядеть, выключив звук, органичность героев в их 'созвучии', когда тебя охватывает тихий восторг от жеста, взгляда, паузы, движения, и всё это ни разу не нарушено внутри дуэта Делон - Бронсон. Что это? работа режиссёра, оператора, мастерство актёров? - не знаю! даже не хочу анализировать!
Последняя сцена, когда Пропп прикуривает от спички, зажжённой Барраном: ещё за мгновение до этого... и точным жестом смыкает ладони в том месте, где загорается спичка - как они это делают! ведь обычный жест, как-будто и нет ничего в нём, а меня при первом просмотре они нокаутировали - нет слов! Если есть сцены в фильмах, которые я мог бы вспомнить (такие, как атака в фильме 'Чапаев', обмен разведчиков в фильме 'Мёртвый сезон', танго в 'Запах женщины', уход от своих спутников после приезда в зону в 'Сталкере'), то эта - одна из них.
И конечно же пластика, лёгкость, с которой движется герой Бронсона. Есть эпизод, когда он поднимается по лестнице, у него как-будто в пятках пружинки! точность жестов, в общем, тело, как продолжение мысли.
В фильме 'Однажды на Диком Западе' там обратил внимание на эпизод, в котором герой Бронсона опрокидывает вдову на спину и обрывает у неё на платье кружевной воротник и что-то на рукавах: движения Бронсона, его рука, придерживающая вдову - вроде нет никакого усилия, а К.Кардинале под этой рукой, как под тяжёлой плитой. В фильме 'Пассажир дождя' - как он убирает героиню с дорожки кегельбана, так, как если бы в ней не было веса, ощущение такое, что он мог бы сделать это, слегка схлопнув её снизу.
Возвращаясь к фильму 'Прощай, друг'.
Сюжет? Возможно и он интересен, возможно... вырезанные куски? - возможно... не знаю, для меня в этом фильме не это главное.
28 августа 2022
На свете существуют, по крайней мере, четыре профессии, заключающие в себе самый высокий гуманистический потенциал — врач, учитель, полицейский и священнослужитель. Но иногда люди, работающие в этих сферах, во-первых, не оправдывают взятых на себя обязательств, а во-вторых (что ещё хуже, наверное), совершают или поступки, которые порицаются как законодательством, так и обществом, или серьёзные преступления.
Фильм «Прощай, друг» повествует о молодом докторе, который вернулся с войны и устроился работать в перспективную компанию… только для того, чтобы вскрыть тамошний сейф, в котором, по его мнению, должны находиться 200 миллионов…
С корабля, прибывшего в Марсель из Алжира, сходят два солдата — американец (Чарльз Бронсон) и француз (Ален Делон). Герой Бронсона — простой иностранный легионер Пропп, а герой Делона — несколько циничный и ироничный лейтенант медицинской службы Барран, который, как он выразился, на войне в Алжире не исцелял раненых, а «собирал калек по косточкам». Пропп давно разглядел в Барране надёжного напарника, и после участия в военных действиях сразу предложил ему хорошее и выгодное дельце, но Барран отказывается и уезжает в Париж, чтобы устроиться врачом в одну из парижских компаний и проводить там медицинское обследование сотрудников. Но главной целью француза, как было сказано, является всё же не выявление тех или иных заболеваний у офисных работников, а сейф, который находится в подвале рядом с его медицинским кабинетом. Пропп тем временем выслеживает Баррана и нагло присоединяется к авантюре, задуманной коварным доктором…
Фильм вышел в прокат аж в 1968 году, но первое, что удивляет — это отсутствие вялости. С первых секунд кадры фильма сопровождает динамичная и интересная музыка. Сюжет довольно сложен, но развивается стремительно и напористо, не оставляя зрителю время на раздумье. Картина содержит много оригинальных и даже странных моментов, а в некоторых эпизодах даже присутствует нелогичность, но фабула картины сохраняется ясной от начала и до конца. Поэтому в целом фильм смотрится без особых умственных и эмоциональных затрат. Актёры играют легко и с юмором, как будто и не играют вовсе, а просто живут…
Фильмы, которые созданы, казалось бы, чисто для развлекательных целей и которые открыто вроде бы как и не призывают зрителей к постижению нравственных и философских законов, порой подталкивают людей к переосмыслению своей жизни, поскольку в такое кино иногда подспудно вкладывается нечто большее, чем просто картинка и забавные диалоги… «Прощай, друг» как раз из таких. И поэтому даже диагональным взглядом можно рассмотреть в данной картине если не шедевр мирового искусства, то что-то приближенное к этому понятию.
10 из 10
15 января 2020
- …Кажется я только что вырубил кондиционер.
- Ты знаешь все трюки идиотов до одного.
Все мы привыкли к фильмам о друзьях-напарниках, которые вытащат своего приятеля из передряги, а то и вовсе заслонят от пули. Фильмам, в которых показывается настоящая дружба, преданность, честность, благодаря чему герои подобных кинопроизведений способны свернуть горы («К-9: Собачья работа», «Смертельное оружие», «Новичок»). И это прекрасно. Все-таки если на экране можно увидеть кино о настоящей дружбе, то найдётся ей место и в реальном мире, ну не может быть иначе, верно? Впрочем, это лишь одна сторона медали. Светлая. Темная же сторона заключается в том, что самым близким человеком для героя оказывается его враг («Тренировочный день», «Молчание ягнят», «Без лица»). И тут нет ничего удивительного, ведь кто может знать человека лучше, как не тот, кто намеревается его убить, скорей всего крайне негуманным способом. Вызывает ли подобное интерес? Ну а то как же! Ведь и герой и уж тем более злодей ребята харизматичные (Ну или девчата, тут уж как повезет), а потому порой даже не знаешь кому отдать своё предпочтение. Порой, даже сами создатели кинокартины не знают этого, а потому позволяют «злодеям» взглянуть на мир глазами «героя» («Успеть до полуночи», «Беглец», «Сдавайся и расплатись») и проникнуться к последнему симпатией, отчего происходящее переворачивается с ног на голову, что ввергает зрителя в состояние эстетического шока (Во всяком случае так было со мной, когда я был ребенком). Относится ли обозреваемый фильм к последней категории? Вы знаете — нет. Но он и не похож на вышеупомянутые мной фильмы. «Прощай, друг» держится особняком и одаривает зрителя улыбкой чеширского кота, обещая незабываемое зрелище. Ну что, поверим фильму на слово? Почему бы и нет.
Дино Барран (Ален Делон) только что покинул ряды Французского Иностранного Легиона. Да, безусловно, когда люди дают клятву служить там, то они связывают с легионом свою жизнь и покинуть его могут лишь вперед ногами, но вот ведь какое дело — войны закончились, а держать целый полк дармоедов экономически невыгодно, вот и отпустили молодых людей по домам. Но не о том речь, а речь все же о герои Алена Делона — который в армии был врачом и насмотрелся на ужасы войны до такой степени, что ему от этого стало тошно и противно. Дино Барран всю жизнь хотел помогать людям, а все что он смог сделать в рядах Легиона, так это латать раны на скорую руку и отправлять сослуживцев в очередной безнадежный бой без цели и смысла. Даже деньги, которые были заплачены Дино герою претят, а потому он с чистой душой проигрывает их все в карты и отправляется на встречу новой жизни. Вернее пытается, так как неподалёку притаилось «чудовище злое», что с циничной улыбкой намеренно предложить герою Алена Делона «интересную работу».
Звать-величать чудо-чудесное Францом Проппом (Чарльз Бронсон) и он является мошенником и плутом, для которого вся жизнь — это сплошная лотерея и не важно кто победит, главное принять участие в ней. И этот добрый малый предлагает поучаствовать в одной маленькой авантюре с пятнадцатью неизвестными, которая сулит хороший куш, если конечно кто-нибудь да выживет. Выслушав столь лестное предложение, герой Алена Делона одарил Франца улыбкой, после чего врезал наглецу кулаком, от всей души врезал.
На этом пути героев разошлись и Дино Барран вскоре встречает отчаявшуюся девушку, которая просит героя Делона о маленькой услуги. Всего то и надо проникнуть в хорошо охраняемое здание в сочельник, вскрыть сейф и… положить туда ценные бумаги. Вы не ослышались, в коем то веке сейф надо вскрыть не для того, чтобы оттуда что-то взять, а наоборот чтобы положить. Герой Делона, понятное дело, не в восторге от этого, ведь он намерен жить честно, но с другой стороны девушка явно нуждается в помощи и долг любого уважающего себя мужчины помочь девушке в критической ситуации. Ситуация осложняется тем, что о сейфе узнал Франц Пропп, который каким-то чудом оказался неподалеку и изъявил желание помочь герою Алена Делона. Безвозмездно7 Ну что вы право слова! В сейфе лежит 213 миллионов и герой Чарльза Бронсона намерен эти деньги заполучить, чтобы там себе не думал Дино Барран.
Вот такая история о двух закадычных врагах, которые оказываются в закрытом здание и вынужденные действовать заодно сначала ради открытия сейфа, а затем ради того, чтобы выбраться оттуда живыми и здоровыми, ибо герои в какой-то момент оказываются взаперти в душной и невентилированной комнате без еды и воды. О да, будь перед нами какой-нибудь триллер, то герои картины попытались бы убить друг дружку, а будь это драма — рассказали душещипательную историю своей жизни, но перед нами авантюрное кино. Кино, которое придерживается правила — никаких компромиссов, едет только вперед, а на поворотах вжимаем педаль газа в пол, да так, чтобы у зрителя волосы дыбом встали… Ну хорошо, может быть все не настолько эпично, но кинокартина умудряется держать в напряжение и сохранять интригу практически до самого конца. И не последнюю роль здесь играет то, что герои Чарльза Бронсона и Алена Делона оказавшись в экстремальной ситуации вынуждены действовать как одна команда, но при этом они не перенимают мировоззрение друг друга и не изменяются под действием обстоятельств, как это обычно бывает в подобного рода фильмах. Нет, вовсе нет. Просто оба актера демонстрируют то, что они люди чести и умеют держать слово. В результате этого Дино и Франц начинают испытывать взаимное уважение, а вражда уступает место чему-то новому… возможно дружбе?
Ну а еще стоило бы отметить инспектора Мелутиса (Бернан Фрессон), который встанет костью в горле для героев Делона и Бронсана. При этом инспектору надо отдать должное, он умен, прозорлив, находчив и очень харизматичен. Ну а если бы прикидывался еще и дурачком, то и вовсе сошел за блистательного лейтенанта Коломбо. Впрочем, он и так хорош, умудряясь конкурировать в плане симпатии с двумя ведущими актерами. Не часто такое услышишь о персонаже второго плана, не так ли?
Итог? Увлекательный и стильный авантюрно-приключенческий фильм с налетом детектива. Отличные актеры, закрученный сюжет, а также фразы, что впору растаскивать на цитаты, придают этому фильму свой шарм и по завершению просмотра хочется вернуться в мир Дино и Франца, а разве это не признак качества?
9 из 10
P.S. Трюк с монетами — бесподобен, аж самому захотелось проверить получится ли бросить пять десятирублевых монет в до краев наполненный бокал и не пролить при этом ни капли. Интересно, я один такой?
29 июня 2016
Фильм Жана Эрмана по сценарию Себасьтьяна Жапризо «Прощай, друг». Фильм так же известен под названиями «Техника ограбления» и «Два грязных подонка».
Если в двух словах о фильме, то можно с уверенностью сказать, что это не просто изысканный детектив, а детектив, переходящий в жёсткую драму. Драму обыкновенного человека, в чёт-то слабого, мятущегося, ошибающегося, а в чём-то и сильного, способного верить, и способного по истинно человеческие чувства.
Жан Эрман, /есть ещё транскрипция фамилии, как Херман/, французский режиссёр и писатель. Публиковался под псевдонимом Жан Вотрен, /как писатель был отмечен Гонкуровской премией/. Отметим однако и то, что ни одна из книг Вотрена до сих пор не переведена на русский язык.
Себастьян Жапризо, настоящее имя Жан-Батист Росси, французский писатель. С шести лет остался сиротой, учился в Сорбонне, в семнадцать лет написал первый роман, работал в кино, /снял два короткометражных фильма/.
Оглушительно ревет пароходный гудок. На покачивающемся деревянном полу стоит стакан, по самые края наполненный виски. Вокруг валяются измятые купюры. Рука мужчины, одетого в пятнистый комбинезон, держит над готовой перелиться через край жидкостью пятифранковую монету, Потом осторожно, почти ласково, опускает монету в стакан. Себастьян Жапризо «Прощай, друг».
Это начало книги, /сценария/ по которому снят фильм..
На дно до краёв наполненного стакана падает монетка. А с корабля, прибывшего во Францию с Алжира, /с войны/, вместе с такими, как сам по трапу спускается военврач Дино Барран, /Алени Делон/. Из толпы Пвстречающих его окликает девушка, Изабелла, /Ольга Жорж-Пико/, которая ищет знакомых с парнем по имени Моцарт. После чего мы знакомимся и с бывшим легионером Францем Проппом, /Чарьз Бронсон/, который предлагает Баррану выгодную поездку в Конго. Ни о чём не договорившись, наоборот Пропп и Барран расходятся, а вечером в баре судьба снова сводит Баррана с Изабеллой.
Но, как мы знаем, ничего просто так не случается, и любому шагу предшествует вот такая, или другая часто случайная, /а то и не случайная/ встреча. Но, упустим намного экранного времени, и перенесёмся в душный повал банка, где Проппу и Баррану предстоит вскрыть, /или не вскрыть/ сейф. Но это не всё, двум совершенно противоположным людям, /не испытывающих друг к другу симпатии/, предстоит найти общий язык, хотя бы для того, чтоб выбраться со смертельной западни. Вот так изысканный детектив плавно переходит в жёсткую драму.
Риск благородное дело, но кидать в стакан монетки одно, а кидать монетки вдвоём другое, /точнее даже не кидать, а прибрать денежки к рукам/. Тем более, когда твой визави, видит благородство не в столько риске, сколько в состоянии души. Как бы ты ни был хитёр, это не тот случай. В нашем мире хитрость если не порок, то явно и не достоинство, так же как и порядочность. Ты копаешься в себе, в своих достоинствах и недостатках, в то время, как нам не хватает простого счастья, фарта, нет друга способного рискнуть. Бескорыстно, честно, по мужски. Не хватает романтики, романтики сотканной из суровых жизненных будней.
Но не подумай, что всё так просто и сейф с деньгами отходит на второй план. Не отходит.
И очередная монетка падает в наполненный до краёв стакан.
А это значит что, кроме того, что мы станем свидетелями зарождения настоящей мужской дружбы, нам ещё предстоит разгадать хитроумную загадку, кто, зачем и почему разработал операцию с ограблением.
26 июня 2016
Каждый уважающий себя киноман обязан посмотреть фильм «Прощай, друг», снятый режиссером Жаном Херманом по сценарию Себастьяна Жапризо. В этом триллере молодой Ален Делон разговаривает на английском языке, дерзит самому Чарльзу Бронсону и, кажется, не боится ничего. Между героями-антиподами зародилась нелюбовь, когда они еще служили в иностранном легионе. Подобно лермонтовским Печорину и Грушницкому, француз Дино и американец Франц должны были столкнуться на узкой дороге. Иначе бы не произошла весьма необычная и даже в каком-то роде экзистенциальная история о двух заклятых врагах.
Сюжет фильма динамичен и интересен. Судьбы бывших сослуживцев соединит случай, связанный с большими и очень большими деньгами, находящимися в сейфе. Оба героя окажутся в одном месте, чтобы сорвать свой куш. Это будет настоящая камерная обстановка, в которой Бронсон и Делон покажут все свои актерские таланты. Потрясающая игра на уровне жестов, взглядов, слов. Чего только стоит хитрый прищур знаменитого американца. Но и молодой француз не останется в долгу и исполнит свою роль так, что она запомнится навсегда. Дуэт получился великолепный.
«Прощай, друг» состоит из нескольких частей, связанных с героями Бронсона и Делона. Зачин — знакомство американца и француза и начало конфликта, далее их жизнь по отдельности после лагеря и новая фатальная встреча. Сцены, в которых Дино и Франц пытаются открыть сейф, подобрав нужный код, сняты правдоподобно. Преступники сильно рискуют, чтобы не попасть в охранные ловушки, чтобы их не заметили полицейские, которые дежурят в здании.
Находясь в замкнутом помещении, ощущая всем телом экзистенцию приближающейся смерти, враги постепенно открываются и рассказывают о себе то, в чем никогда бы не признались, если бы не такие обстоятельства… Еще вчера они не могли дышать одним воздухом, а уже сегодня, возможно, станут лучшими друзьями. Криминальная линия фильма сменяется драматической, когда грабители обяжутся не сдавать друг друга. Иногда одно слово дороже самого денежного сейфа в мире. Сдержат ли свои обещания герои? Кто знает…
У Хермана получился настоящий детектив с необычным сюжетом и прекрасной актерской игрой. В фильме будет много сюрпризов для взломщиков, от этого история станет еще интереснее. Да и загадочные женщины Дино не только украсят его жизнь, но позволят по-другому посмотреть на некоторые вещи или просто-напросто открыть глаза.
«Прощай, друг» — смотреть всем без исключения.
13 апреля 2016
Роскошная очень точная экранизация романа Себастьяна Жапризо «Прощай, друг». Это история приключений двух ветеранов, типичных представителей очередного «потерянного поколения» (на этот раз — войны Франции в Алжире). На протяжении фильма наши герои предстают одинаковыми с виду людьми в форме, потом — антиподами, затем — преступниками, жертвами и, наконец, друзьями. У них разные мотивы, но есть общее — мощный внутренний стержень. Сюжет же крутится вокруг сейфа, в который надо положить украденные деньги. Странно? Это только цветочки!
- Да разве это деньги? Это жалованье.
Триллеры с авантюрами, подставами и блефом всегда смотрятся хорошо. Мужчины, способные держать слово, признавать свои ошибки и не ломаться при первой неприятности, — герои на все времена. Именно таков фильм «Прощай, друг», именно таковы герои Алена Делона и Чарльза Бронсона. Один играет военного медика, другой — десантника Иностранного Легиона.
- Скажи, док… Как мы выйдем отсюда во вторник утром?
- Ногами вперед.
В этом фильме есть явные сюжетные натяжки. Взять хотя бы эпизод с импровизированным факелом, дым от которого почему-то упорно не чувствует охрана. Но когда история захватывает, рассказчику можно простить желание преувеличить и даже приврать. Это, кстати, даже вполне вписывается в стиль поведения главных персонажей.
- Ты держишь слово?
- Нет.
- В таком случае, дай мне его.
Единственно жаль: теперь подобных фильмов не снимают.
P.S. «Барран слышит, как двери лифта закрываются, и он уходит наверх. Тогда он вдруг обращает к Мелутису оскаленное, как у хищного зверя, лицо, выражающее и горечь, и надежду, и непокорство одновременно, и под изумленным взглядом ничего не понимающего старшего инспектора теперь, когда все завершилось, уже он издает клич Проппа:
- Йеа-а-а!
И знаете что? Мелутис как в воду глядел.
Спустя некоторое время они встретились и начали все снова. Только на этот раз сейф оказался полон, и у них получилось».
9 из 10
29 сентября 2014
Фильм подкупает простатой сюжета. Никаких хитроумных планов как в «Одиннадцать друзей Оушена». Проникнуть в помещение и вручную подобрать шифр к сейфу. Но везде не без сложностей.
Делон часто снимается в фильмах о дружбе: взять хотя бы «Красный круг», «Смерть негодяя». Наверное, эта тема ему близка.
Следует отметить дуэт Делон — Бронсон: два великих актера, сыгравшие свои лучшие роли в 60 — 70-х годах, и этот фильм не исключение.
8 из 10
27 апреля 2013
«Прощай, друг» — это, прежде всего фильм, который является образцом яркой актерской игры. Когда во главе всего стоят два настоящих столпа кинематографа: Ален Делон и Чарльз Бронсон. Перед просмотром, кинув беглый взгляд на каст, уже тогда становится понятно, что из-за наличия двух этих людей скучать не придется совсем. А уж во время действа складывается четкое мнение по поводу того, что без Делона и Бронсона это вообще была бы совсем другая история, и она должным образом не завораживала бы, не заинтересовывала.
Но и картина Жана Хермана помимо этого может похвастаться еще и своим сюжетом по мотивам одноименной книги Себастьена Жапризо. Где напряжение становится просто частью всей эмоциональной составляющей, превращая двух основных персонажей в заложников одной непростой ситуации, которая больше запутывает, нежели дает какие-то ответы, тем самым предлагая зрителям взяться за решение формулы с десятками тысяч комбинаций, пока Дино и Пропп будут ломать собственные головы над нелегким вопросом.
Возвращение из Алжира, где военные действия поостыли, а кругом в свои права вступило новое явление под названием — сексуальная революция, когда все рамки разрушались, а люди стремились поддаться общему потоку, открывая сокровенные желания, раскрепощаясь. И теперь во всем этом военный доктор Дино и десантник Пропп толком не могут понять, куда им себя деть, таким образом, оказываясь втянутыми в легкой руки авантюру, в которой одному уготована роль подставной куклы, другой же во всем может винить лишь волю недоразумения.
На протяжении всего фильма происходит борьба двух основных персонажей, оставляя все остальное позади себя, окрашиваясь то в психологическую, то в физическую. Попеременно Ален Делон и Чарльз Бронсон меняются в своих лидирующих позициях, где-то выходя вперед, где-то сравниваясь, где-то начиная отставать, и посему у зрителя всегда есть выбор, в пользу кого отдать свое предпочтение. Другое дело, что оба актера очень хороши в личных перфомансах: Бронсон — это симбиоз опыта и одновременного нахальства своего персонажа, Делон — слияние красоты, молодости и стремления.
А уж, сколько детище Хермана дарит запоминающихся моментов, один из которых с мастер-классом в виде монетного фокуса в стакане с водой на спор со стороны Бронсона (и он стал просто кладом для киноманов). А рядом суетятся актрисы Ольга Жорж-Пико и Брижит Фоссе, способные стать как предметом «фишек» Проппа, так и затмить блеском своей привлекательности кого угодно. Но основа-то в одном: все те же деньги, что вводили в помешательство, безрассудство и будут продолжать это делать, уступая лишь искреннему крику героя Чарльза Бронсона: «Yeaaah!», — исправно поддерживающего положительный настрой.
24 января 2013
Что общего между Ватерлоо, плакатом с надписью «tous ensemble», цифрами шесть-один-пять, победным возгласом «Yeee!», незнакомкой в леопардовом платье, пустой ячейкой револьвера, мешком Санта-Клауса и Моцартом?
Всё это тщательно перемешанные детали одной классической французской головоломки под названием «Прощай, друг», замечательного представителя той киноэпохи, когда форма не превалировала над содержанием, когда не было спецэффектов и дорогой рекламы, а в цене были главным образом интересные истории. Обогащенный шикарным дуэтом Делон-Бронсон (или Бронсон-Делон), данный киноребус обладает исключительно выигрышной формулой дозировки важной информации, не дающей раскрыть карты заблаговременно, благодаря чему сюжет становится довольно непредсказуемым, вмеру загадочным и в высшей степени увлекательным.
Сколько монет можно опустить в до краёв наполненный стакан, не пролив жидкость? Кажется, что одну-две, но это только иллюзия. Реально можно погрузить в условный резервуар 5, 6 и даже 7 металлических единиц, так и не достигнув критической точки. Конечный результат непредсказуем, потому как зависит от многих факторов — номинала монет, вязкости жидкости, качества краёв стакана, но самое главное — от мастерства исполнителя эксперимента.
Подобно одному из героев, необычный опыт раз за разом проделывает автор ленты — режиссер и сценарист Жан Эрман. Его работа словно прозрачный резервуар, меняющаяся жидкость в котором есть атмосфера фильма. Бросая в неё новые факты действительности как монеты в воду, он постепенно нагнетает напряжение, заодно заставляя с неподдельным интересом наблюдать за своими манипуляциями. И когда кажется, что всё, критическая точка достигнута и выхода из сложившейся ситуации (кроме катастрофического) просто нет, то вспоминается фраза Наполеона: «В моём словаре нет слова ‘невозможно’» и … бац, выход находится. Странный, но захватывающий эксперимент продолжается дальше и все в ожидании очередной монеты.
Каково время, необходимое на взлом 7-значного кода сейфа «в лоб»? Если вы не Итан Хант, то вам понадобится в среднем 10 секунд на проверку каждой, то есть в худшем случае 2778 часов или 4 месяца непрерывной кропотливой работы. Важно учесть время на сон, еду и другие надобности. Также не последнюю роль играет окружающая обстановка и фактор случайности. Но в основном, искомое время зависит от исходной информации, имеющейся у вас.
Чем подкупает картина, так это вниманием к деталям, создающим иллюзию не художественного замысла, а реальной жизни и являющихся подлинным залогом веры в события, показанные на экране, ведь именно знание мелочей, любовь и внимательность к ним отличают настоящую историю от вымышленной. Такое редко увидишь в мейнстриме с его глобальными проблемами, да и в современном кино в целом. Аналогичного эффекта добился Квентин Тарантино через диалоги — когда киногерои, говоря о всякой ерунде, постепенно обретают жизненность. В картине Эрмана ничего не подразумевается, ничто не упускается из виду. Режиссер-учёный загнал своих героев в сложнейшую ситуацию, расставил камеры-микроскопы и начал пристально изучать поведение подопытных, скрупулёзно фиксируя на плёнку мельчайшие подробности. В результате мы видим историю «от и до», честную, «без дураков», дающую возможность представить себя на месте её действующих лиц.
Возможно ли, что две одинаково заряженные частицы не оттолкнут друг друга? Притянутся вопреки законам физики, образуя единое целое? Вероятность такого развития событий близка к нулю и её можно сравнить разве что шансами возникновения некой исключительной ситуации, в которой частицы смогут взаимно преодолеть свои силовые поля и «притереться» друг к другу, установив равновесие.
Невозможно не заметить и пройти мимо темы дружбы, которая яркой вывеской вынесена в название картины. Два героя, две харизматичные личности, но две противоположные натуры. Один — нагловатый и беспечный авантюрист, бравирующий с улыбкой на лице и живущий в своё удовольствие. Другой — хмурый и замкнутый индивидуалист, серьёзный ко всему и холодный ко всем. Они едва знакомы, разных возрастных категорий, а их интересы и понятия о жизни практически не имеют ничего общего. Но судьба распорядилась так, что их всё-таки связала крепкая мужская дружба, пропахшая потом и порохом, и связующим звеном послужила та самая исключительная ситуация, ставшая им и огнём, и водой и медными трубами.
Что означает 1+4+1? Ответ таков: жили в железном доме шесть братьев, один пропал без вести, четыре заперлись на складе, последний брат долго сидел дома, но не выдержал одиночества и пошёл прогуляться.
Если не знать об одноимённом произведении французского мастера детективного романа Себастьяна Жапризо, то жанр фильма Жана Эрмана долгое время остаётся неопределённым при просмотре — в диапазоне между авантюрно-приключенческой драмой и остросюжетным детективом. Жанровый коктейль разбавляют эпизоды в стиле французских остросюжетных лент тех лет, будь то немного наивный, но живописный мордобой или без лишних слов бросающиеся в объятия героя-любовника красавицы. И уж совсем путают карты элементы триллера в духе «С широко закрытыми глазами» с таинственным обществом и эротическими играми. Только концовка расставляет всё на свои места, окончательно отдавая предпочтение формуле классического детектива.
«Прощай, друг» — кино той редкой категории, когда любой синопсис может считаться спойлером, поэтому в идеале оно должно быть отсмотрено в полном неведении о его сюжете, лишь тогда эффект от лихих поворотов и монументальности замысла данной истории будет максимальным.
5 июля 2011
Военный медик Барран (Делон), по просьбе подружки своего погибшего друга отправляется работать доктором, где в соседнем кабинете находится сейф, в который он должен положить ворованный бумаги. За Барраном, чувствуя что-то неладное, начинает следить опытный военный Пропп (Бронсон), зарабатывающий себе на жизнь воровством, мошенничеством и другими нелегальными делами. Барран и Пропп между собой, мягко говоря, не ладят, однако волей судьбы остаются заточёнными в помещении, где находится сейф. Проторчав там несколько часов, находят общий язык и вместе пытаются выбраться от туда. Догадавшись, что их подставили, Барран пытается узнать всю правду о даме, которая и предложила ему этим заняться. А Пропп, тем временем, прикрывает новоиспечённого друга от полиции.
Мне очень понравилась игра актёров: чего стоит один Бронсон, но и Ален Делон, конечно то же хорошо. Но вот сцены драк, оставляют желать лучшего. Я конечно понимаю, что в те времена были проблемы со спецэффектами, но такие неестественные звуки ударов и сами движения актёров эти моменты, это никуда не годится.
Фильм довольно интересный, но всё-таки сюжет местами перекрутили, местами не докрутили, а фишка, что не смотря на сомнительную дружбу честь остаётся честь, слишком незначительной смотрится в двухчасовой ленте.
5 из 10
10 марта 2011
Только сегодня посмотрела эту картину. Ну, конечно, Себастьян Жапризо… Его великолепные детективы.
Впечатление очень даже ничего. Особенно, игра харизматичного Бронсона. Вот кто, действительно, хорош и на кого приятно смотреть:мужчина хоть куда. Обаятельный, неотразимый Пропп. Хотя и Ален Делон не уступает, но все же Пропп затмевает его во всем, даже то, как он произносит свое знаменитое`еее…»
И смотрится картина легко, да чуть-чуть вначале немного затянуто, но это так и предполагалось, а затем уже все динамично.
Просто одно удовольствие смотреть на таких актеров. Именно в таких экстремальных ситуациях и проверяется такие понятия, как дружба, чувство локтя, преданность и мужество. Пройти через трудности и выстоять, не потерять головы, а еще и думать хладнокровно и, главное, не паниковать. Не каждому дано такое пройти. Но ведь они солдаты, они прошли сильную закалку в Алжире, они крепкие и сильные духом парни. Им все по плечу, что они и доказали своими действиями.
Я до сих пор нахожусь под влиянием отменной игры Чарльза Бронсона. Отлично просто.
9 из 10
9 января 2011
Чем бы заняться бравому служаке, отчаливающему из опостылевших мест службы? Накидывание монет в наполненный до краев стакан развлечение конечно оригинальное, но жажда к легким деньгам и нешаблонный образ жизни манят к новым свершениям.
«- Не подскажешь, что сделать с ними?
- Тебе некуда девать деньги?
- Это не деньги, это мое жалование»
А чем заняться доктору, который так же неравнодушен к наживе в виде шальных денег, перекинуться в картишки с вооруженными острыми лезвиями солдатами, занятие лишь на мгновение отгоняющее тоску. Но долго скучать не пришлось и размышлять над тем, чем заняться далее доктору не пришлось, пара женских ножек комплектующих очаровательную даму, по стечению обстоятельств разыскивающего сослуживца доктора, предлагающую, неравнодушному к прекрасной половине человечества (это неравнодушие — взаимно) одно оригинальное дельце…
«В отличии от доктора, мне приходиться платить за женщин…»
Доктору необходимо аккурат под Рождество, вернуть в сейф некие ценные бумаги, все бы ничего да вот только злополучный сейф в это время будет до отказа забит энной суммой денег эквивалентной миллионам. Герой Делона недолго думая, уж больно складно и заманчиво предложение смазливой спутницы, соглашается, отвергнув в жесткой форме предложение героя Бронсона, призывавшего отправиться в жаркое местечко для незамысловатого дела, в опостылевшей Африке.
Но все ли так складно и гладко в этом на вид несложном деле? Ответ на этот вопрос призван дать фильм режиссера, при непосредственном участии доктора — героя Делона — занявшего соседний кабинет с вожделенным сейфом, и другой искатель приключений герой Бронсона, который далеко не дурак и с легкостью просчитал задумку доктора, составил тому компанию в опаснейшей авантюре.
«Каждый сам за себя»
В этих условиях со всеми проволочками и сложностями, в заточении оказались две себялюбивых, сильных духом и характером личности. Которые вопреки желанию, пройдут это испытание от начала и до конца, при всех разногласиях и неожиданных поворотах, коих будет хватать в избытке, оставаясь верными себе и дав слово, крепкое, и не требующее росписей кровью слово мужика, будут держать его до конца каков бы ни был финал этой увлекательнейшей жанровой картины.
Бронсон и Делон предоставили на суд зрителю великолепный криминальный дуэт, два крепчайших характера, поистине мужских, нешаблонным ходом действия, способный своей игрой под интригующий, цельный сюжет, следить за стремительно набирающим ходом событий с действенным интересом.
Нет и тени сомнения, в том, что картина «Прощай друг» — из тех, что не забывается и не имеет принципиальной привязки ко времени. Ведь работы такого калибра не столь часто гостят на современном экране, оставляя за собой массу позитива.
22 августа 2010
Чем стала дружба для двух людей, которые не были знакомы, для Франца Проппа и Дино Баррана, двух человек, которые влезли в опасную авантюру?
Дино Барран — военный врач, который служил в Алжире, и делом которого было «собирать инвалидов по косточкам, чтобы вновь отправить их на войну, чтобы их убили». В самом начале мы видим, что усталость и тотальное равнодушие ко всему написаны у него на лице. Ёмкий диалог двух незнакомых людей:
-Где я могу это потратить?
-На деньги тебе тоже плевать?
-Это не деньги, это моё жалованье.
Франц Пропп — десантник, человек из иного теста, одержимый фикс-идеей о некой авантюре в Конго. Им с Барраном трудно вдвоём, как людям очень разным. В результате этого имеем неоднократные и прицельные удары в челюсть, которыми два антипода щедро награждают друг друга, взаимные язвительные грубости, но… только Дино Барран желает избавиться от надоедливого десантника, а последний одержим жутким любопытством. Он не верит военврачу. И устремляется за ним в хранилище фирмы, где Барран подрядился произвести медицинский осмотр. Параллельно с этим Дино купился на наглую ложь незнакомки, которая сказала, что ей якобы надо что-то вернуть в сейф. Они вдвоём и установили шпионскую аппаратуру, позволяющую вычислить код. Но вот незадача! — не все циферки стали известны. И Барран решается на то, чтобы методом научного тыка выяснить код. Однако от упрямца Проппа нет никакого спасения. И в итоге они оказываются в фирме вдвоём, один на один. Причём оба не испытывают друг к другу приязненных чувств. И только когда ловушка захлопывается, до Баррана с превеликим опозданием доходит, что девушке был нужен козёл отпущения.
Вот в подобных условиях и зарождается своеобразная дружба. Дружба двух полярно разных человек, ввязавшихся в рискованную авантюру и вставших перед общей проблемой — выбраться. Выбраться из подвала, в котором они закрыты без вентиляции, воды и света. До вторника. Характерно, что на эту ситуацию военврач реагирует без паники и страха, а даже со своеобразной иронией.
-Как мы выйдем отсюда во вторник?
-Ногами вперёд.
-Док, сколько может продержаться человек без воды?
-Не до вторника.
Кроме того, что десантника Проппа заело желание отличиться (у него стопроцентное чутьё на любые афёры на расстоянии километра), ему не давал покоя ещё один вопрос: отчего в револьвере Дино не хватает пули? Причём, военврач поначалу открещивался, и не без артистизма: «Если докопаешься, то в нём не будет хватать двух». Но когда оба сидят в подвале без какой-либо надежды на спасение, Пропп спрашивает: «Ну теперь это уже не имеет значения, док: почему не хватает одной пули в револьвере?» И я не случайно делаю столь резкий поворот: эта сцена очень важна драматургически и делает определённый поклон в сторону всего, что когда-либо было сказано о друзьях и врагах.
«Его звали Моцартом, как музыканта. Он был врачом, как и я. Вместе делали всё: проводили приём больных, кадрили девочек, напивались. Он был талантлив во всём, особенно был способен на глупости. Я даже думаю, он был подлецом по отношению к другим. Но он был личностью…
Однажды ночью мы были атакованы на посту первой помощи, около Сетифа. Я принял его за одного из нападавших и выстрелил!.. Час спустя я привёз его тело. Самое смешное, что на следующий день меня наградили… Всё было так, как я тебе рассказываю…»
Звучат резкие, звонкие аккорды. Пропп, дослушав Баррана, отвечает:
-Не всегда можешь отличить своих друзей от врагов. Это потому может быть, что по сути это одно и то же. Смотри (поднимает горящую акцию). Это нам светит или вызывает удушье.
Слова Проппа, по сути дела, применимы и к той ситуации, в которой оказались оба. Двое людей, не испытывавших друг к другу приязненных чувств, сдружились посредством того, что оба влипли в грязную авантюру. И оба — жертвы подставы. Филигранно-хитрой. Есть каверзы, которые как будто топором вырублены — слепой поймёт, что дело нечисто. А есть подвохи, которые делаются тихо, незаметно, с милой улыбкой на лице. Сколько хитростей знает история отравлений? И яд, засыпанный в цветы, и нанесённый на нож с одной стороны, и пропитанные отравой перчатки, страницы книг… Не меньшим арсеналом располагают люди, решившие свалить на кого-то вину. Артистизм, продуманность действий — и дело в шляпе.
Но столкновение двух чужих людей в экстремальной ситуации подобно тому, как если бы человек, несведущий в химии, наобум смешал два реакционно-способных вещества и начал ждать результата. При определённых условиях возможен и взрыв… Франц и Дино, рвущиеся из тупика, демонстрируют чудеса взаимовыручки.
И вот наконец оба на свободе, усталые, изголодавшиеся, сидят в трактире. Символична сцена их прощания:
-Ты держишь слово?
-Нет.
-В таком случае дай мне его.
Десантник смотрит на военврача долгим взглядом, кивает, берёт бокал с вином, делает глоток и, чокнувшись с Дино, говорит коронную фразу, вынесенную в лейтмотив фильма: «Прощай, друг».
И их дружба, своеобразная, ни на что не похожая, зародившаяся в замкнутом пространстве, освещаемом скупым светом гаснущей лампочки, оказывается настолько сильной, что рядом с ней сгорает даже полицейская жестокость, которая, не дав результата, переходит в мягкость с посулами лёгкого избавления. Барран не покупается на провокацию, гласящую, что Пропп всё рассказал, а Пропп, в свою очередь, одинаково пропускает мимо ушей угрозы и соблазны. Два друга словно бы связаны между собой ментальной связью, по воздуху. У них какое-то электрическое ощущение того, что есть истина в этом деле… Словно бы рука одного удерживает другого на краю пропасти…
Этих двух персонажей перед камерой воплотили Ален Делон и Чарльз Бронсон. А подчеркнула их дружбу музыка Франсуа де Рубэ. Характерно, что звучный, резкий, отрывистый мотив раздаётся во всей картине три раза. Первый — когда они впервые сталкиваются в начале фильма, второй — когда герой Делона рассказывает о Моцарте, и третий — в конце. И нет сомнения, что эти три эпизода, скрашенные саундтреком, являются теми самыми «моментами истины», в которые два полярно противоположных героя испытывают подлинную близость друг с другом.
Наш мир циничен и погряз в расчётливых отношениях. Мы уже устали удивляться и шокироваться тому, что человек может сделать с ближним своим ради благ. И наверное, каждый из нас озабочен тем, чтобы в жестокое время остаться человеком, сохранить сердце, душу и разум не испорченными тлетворным дыханием порока.
Фильм «Прощай, друг» заставит забыть о зашкаливающем аморализме в жизни, подарит ощущение счастья и веру в лучшие качества. И когда под громоподобный аккорд музыки фильм закончится финальным титром, в него вновь захочется нырнуть, погрузиться, прочувствовать каждую нотку, каждый жест, каждое слово… Ибо в наше время такие фильмы подобны глотку свежего воздуха во время летнего зноя…
9 февраля 2010
На свете существуют, по крайней мере, четыре профессии, заключающие в себе самый высокий гуманистический потенциал — врач, учитель, милиционер (полицейский) и священнослужитель. Но иногда люди, работающие в этих сферах, не оправдывают взятых на себя обязательств и совершают такие поступки, которые порицаются как законодательством, так и обществом. Телевидение и пресса почти каждый день рассказывают нам о чудовищных преступлениях — учителя доводят своих учеников до самоубийства; милиционеры расстреливают мирных граждан, которых они наоборот должны защищать; некоторые особо похотливые священнослужители без стыда и совести совращают малолетних; а врачи под благовидным предлогом продают младенцев на органы или грабят ювелирные магазины…
Фильм «Прощай, друг» повествует о молодом докторе, который вернулся с войны и устроился работать в перспективную компанию… только для того, чтобы вскрыть тамошний сейф, в котором, по его мнению, должны находиться 200 миллионов…
С корабля, прибывшего в Марсель из Алжира, сходят два солдата — американец (Чарльз Бронсон) и француз (Ален Делон). Герой Бронсона — простой иностранный легионер Пропп, а герой Делона — несколько циничный и ироничный лейтенант медицинской службы Барран, который, как он выразился, на войне в Алжире не исцелял раненых, а «собирал калек по косточкам». Пропп давно разглядел в Барране надёжного напарника, и после участия в военных действиях сразу предлагает ему хорошее и выгодное дельце, но Барран отказывается и уезжает в Париж, чтобы устроиться врачом в одну из парижских компаний и проводить там медицинское обследование сотрудников. Но главной целью француза является всё же не выявление тех или иных заболеваний у канцелярских крыс, а сейф, который находится в подвале рядом с его медицинским кабинетом. Пропп тем временем выслеживает Баррана и нагло присоединяется к авантюре, задуманной коварным доктором. В хранилище они попали без особых проблем, а вот выбраться оттуда им было крайне сложно…
Фильм вышел в прокат аж в 1968 году, но первое, что удивляет — это отсутствие вялости. С первых секунд кадры фильма сопровождает динамичная и интересная музыка. Сюжет довольно сложен, но развивается стремительно и напористо, не оставляя зрителю время на раздумье. Картина содержит много оригинальных и даже странных моментов, а в некоторых эпизодах даже присутствует нелогичность, но фабула (сюжетная основа) картины сохраняется ясной от начала и до конца. Поэтому в общем фильм смотрится без особых умственных и эмоциональных затрат. Актёры играют легко и с юмором, как будто и не играют вовсе, а просто живут…
Такие фильмы созданы чисто для развлекательных целей и отнюдь не призывают зрителей к постижению нравственных и философских законов. Но порой ленты именно такой направленности подталкивают людей к переосмыслению своей жизни. Картина «Прощай, друг» как раз из таких. И даже непредвзятым взглядом можно определить, что она является абсолютным шедевром, гениальность которого не вызывает никаких сомнений.
10 из 10
28 января 2010
Начинается фильм как-то совершенно непонятно. Непонятно кто, непонятно зачем, непонятно почему, но с развитием сюжета все сразу становится на свои места. Причем все ответы мы узнаем в трагической для героев ситуации. Это как раз тот случай, про который говорят «и смех, и грех», однако он становится решающим и связующим моментом фильма, он соединяет начало и конец.
Дино Барран вроде бы совсем разочаровался в жизни, он больше не может смотреть на страдания людей, прошедших войну, он больше не хочет видеть калек, в которых они превращаются, он даже не может потратить на себя жалование военврача — ему противны эти деньги, он их, по существу, выкидывает. Это человек слова, человек чести.
Пропп, казалось бы, из другой категории людей. Он достает деньги любым путем, он участвует во всякого рода авантюрах, он мошенничает, обманывает, обворовывает и грабит. Но, оказывается, он тоже человек слова.
Они друг друга терпеть не могут, но простой случай делает их друзьями.
«Прощай, друг» — это их клятва, их обещание. И они сдержали его.
В сюжете фильма присутствует и детективная линия, но она, кроме того, что явилась причиной последующих событий, не играет в фильме главную роль.
Это хороший фильм, это цельная картина. Здесь есть все — и поучительность, и шутка, и любовная линия, и преданность, верность другу и слову. Если вам попался этот фильм, обязательно посмотрите его!
Единственное, о чем стоит сказать в отрицательном аспекте, это грубость нескольких диалогов, они немного режут слух, но ни как не портят это кино. В любом случае,
9 из 10
1 октября 2009
Канун рождества 1967 года. В Алжире теперь уже почти не стреляют. Демобилизованные отряды французов и американцев прибывают по морю в портовый Марсель, и здесь во временной казарме случайно пересекаются пути лейтенанта-медика Дино Баррана и десантника Фрэнка Проппа. Американец Пропп (Бронсон) — прожжёный авантюрист, нюхом чующий наживу и легко приспосабливающийся к любым обстоятельствам. Барран (Делон) — мрачный идеалист, опалённый войной и разочаровавшийся в людях. Такие, как Пропп — белозубые циники, ему опротивели. На фронте с Барраном случилась драма: он случайно убил друга, а теперь ему предстоит пережить испытание, о котором он даже не подозревает. Ибо тот, кого он убил и кого считал своим другом, в свою очередь приготовил ему смертельную ловушку — с того света. А тот, кого он так люто ненавидит здесь на гражданке — Фрэнк Пропп — пройдёт с ним в этом испытании бок о бок. Такие вот превратности вражды и дружбы.
Один из лучших международных проектов с участием Алена Делона — фильм «Прощай, друг» снят на английском языке и в оригинале называется «Farewell friend». Существует также французский дубляж. Интересно, что в этом фильме почти нет музыки. Мы слышим только две музыкальные темы, причём вторая звучит в сцене стриптиза на частной автостоянке, а первая — это и есть заглавная тема, появляющаяся на титрах в начале и в конце фильма. Любопытно, что во французской версии главная тема также звучит в середине, подчёркивая драматизм момента (воспоминания Баррана о случайном убийстве фронтового друга) — в американском варианте здесь оставлен только диалог.
Фильм логически делится на три части, причём центральная — самая захватывающая: здесь нас надолго оставляют наедине с Делоном и Бронсоном, и те экранные страсти, что они переживают вдвоём в замкнутом пространстве, вряд ли оставят равнодушным кого-то из зрителей.
10 из 10
23 марта 2009