Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лани |
английское название: |
Les Biches |
год: | 1968 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «A Story of Unusual Love!» |
режиссер: | Клод Шаброль |
сценаристы: | Поль Жегофф, Клод Шаброль, Поль Гринф |
продюсер: | Андре Женовес |
видеооператор: | Жан Рабье |
композитор: | Пьер Жансен |
художник: | Марк Бертье |
монтаж: | Жак Геллар |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 марта 1968 г. |
на DVD: | 24 июля 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Классическая картина от Клода Шаброля. Как и во многих других своих фильмах здесь Шаброль остается верен себе. Исследование человеческих взаимоотношений и пороков вот что интересует режиссера прежде всего. А самое главное исследование человеческих крайностей и того что к этому привело. Эта лента прекрасный образец старого и выдержанного, как вино, французского кино.
Здесь режиссер разыграл историю любовного треугольника, задействовав прекрасных актеров. Но тройная любовная связь лишь на поверхности. Под ней скрыто намного большее. И это главное у Шаброля.
Самодостаточная и любящая покорность Фредерика, привыкшая чтобы для нее выполняли все просьбы и пожелания, для этого у нее и содержатся шуты дома. Загадочная Вай, даже имя ее загадка, закрытая, но видно что жаждущая добрых и чувственных отношений и на все готовая ради них. Поль Томас роковой красавец, не до конца отдающий себе отчета в своих действиях, желаниях и поступках, именно он явится тем катализатором который приведет к роковой развязке. Можно ли было ее избежать, ответ однозначен, он кроется в подсознании героини, не способной смириться с такой действительностью. по другому быть не могло, ведь перед нами Клод Шаброль, который знает как показать и донести до зрителя все человеческие крайности и их печальный результат. Сильная и умная картина большого мастера.
Все действие превосходно оформлено, оно оставляет грусть и навевает к размышлениям. Осенний Париж, меланхоличная музыка, крупные кадры лиц каждой из героинь, их знакомство. Но под спокойствием и вроде бы обычным уличным знакомством уже натягивается, готовая в конце порваться, невидимая нить. Под размеренным действием уже закрадывается, невидимая пока отчетливо, напряженность и роковая страсть.
Бесподобная игра красавиц Жаклин Сассар и Стефан Одран оставляет после просмотра только положительные впечатления. Они не только шикарные актрисы, но и великолепные женщины, которые стали украшением этой ленты.
И Лани, которую рисует загадочная Вай, как символ свободы и того что нельзя удержать в закрытом пространстве и подчинить себе.
9 из 10
26 апреля 2016
Со свойственной автору интонацией, Шаброль творит зарисовку будущей кульминации «Ланей» на первых минутах. Стефан Одран у лавки торгаша удивляется разнице в цене двух идентичных гравюр. Все дело в том, что первая — это копия, а вторая — оригинал. А на вид — не скажешь. Как не скажешь это и о двух женщинах, первая — женщина-мечта, проплывающая вдоль Сены мечтательно-высокомерной походкой, пуляя при этом схожие взгляды мимо прохожих; вторая — мало похожа на женщину, но уверенная, что именно ею ей хочется стать. Хотя конечно, зритель об этом еще не подозревает, поэтому и довольствуется игрою в обиженную гордость, притесненную нуждой с одной стороны, и в узурпаторшу — с другой. Трентиньян вообще в этом фильме не в счет. Единственный актерский выход он совершит в сцене признания в том, что он не влюблен в Вай, как будто сам раздосадован этим положением.
Не в укор Трентиньяну подобное замечание, просто Шаброль поставил себя ровно посередине. Как и моя оценка его «Ланям», эта его середка в режиссуре не добавляет картине глубины. Как автор, он разрывается между излюбленной темой тлетворного влияния буржуя на развитие личности, и в тоже время зритель ощущает, как автор околдован своими женскими персонажами, временами снисходит до человеческих чувств вроде сочувствия и симпатии, но, опомнившись, пятится назад и выдумывает не вытекающий ровно ниоткуда триллер.
Возможно моя проблема с Шабролем в «Ланях» состоит в том, что для меня он абсолютно не женский режиссер. Все, что с ним случилось в «Ланях» — это повезло с актрисами. Заметно, что он ловко ими управляет, как например в сцене, где Одран сидит с Сассар на диване с кучей гостей и поглаживает ее по голове как свое домашнее животное. Ну а дальше все становится немного скучным. Обуздав живительное чувство влюбленности в Вай, героини этой повести становятся полудремными созданиями, повторяющими свои незамысловатые женские уловки, не страшась, что до меня, как до зрителя, все давным-давно дошло.
Дошло ли что-нибудь до Шаброля, я не знаю. Только бросил он весь этот манерный психологизм и опять переключился на своих любимых буржуев с их развязными деньгами. По нему, обменять на них глаза дикой лани и непосредственность клошара легко и очень даже. Но до интересной истории эта наивность никак не дотягивает. Что уж говорить о шедевре.
6 из 10
2 декабря 2014
Лани — прекрасные, трепетные, грациозные существа; такие же и героини одноименного фильма Шаброля. Их внешняя эстетика безупречна, но, как это водится у Шаброля, с содержимым все не в пример сложнее. Но шабролевский зритель сильно преуспел в принятии героев сложных, неоднозначных, с непременно вынутой червоточинкой, так что в этом отношении скорее этого ждешь, чем удивляешься.
Фредерика несет в себе силу и уверенность богатства, долгой и естественной обеспеченности. Она изысканна и тягуча, чрезвычайно центрична, невозможно пресыщена. Ее победа над Вай, резкой уличной колючкой, легка и безусловно привычна, поскольку, видимо, нет ничего, что бы не получила возжелав Фредерика.
Итак, в зимнем Сан-Тропе она устраивает для Вай (читай для себя) нехитрые радости: прогулки, вечеринки, карты, ужины, какие-то компании… И вот уже Вай тиха и спокойна, принимая текущие события естественным согласием. И все идет ровно так, как нужно Фредерике, до тех пор, пока в ее доме не появляется архитектор Поль.
Интерес Поля к Вай неприятен, противоестественен, досаден — при смещении центра композиции происходит ее развал, распад. Невозможен даже намек на подобное изменение. Для Фредерики, являющейся всегда и во всем бессменным центром такой поворот событий невозможен априори. Эта ступень сюжета и станет переломной, закручивая тихий покой в драматическую спираль.
Шаброль остается верен себе, вновь демонстрируя действие человеческих страстей, их истоки и развитие. Пороки, впрочем, довольно типичны, но проявленные в крайней степени, становятся дамокловым мечом, чья безусловность очевидна, вопрос только во времени его падения. Он упадет, не сомневайтесь, иначе это был бы не Шаброль, принципиальный отрицатель хеппи-эндов и прочих успешных решений ситуации.
Сам образ жизни формирует внутренние качества человека: пресыщенность и эпикурейство Фредерик становится пагубой и для нее самой, и для той, которую она так неосмотрительно привлекла к себе на время. Время — понятие относительное. И когда для одного наступает конец, для другого все только начинается.
В очередной раз Шаброль снимает Стефании Одран, являющуюся на тот момент его супругой. Нашедшие друг друга и в кино и, на какой-то период в жизни, эта пара неоднократна в своем успешном тандеме. Этот фильм не стал исключением — роль Одран отмечена Серебряным медведем на Берлинском кинофестивале в 1968 году.
Итак, «Лани», по-моему, получается добротной драматической историей, в которой отчетливо считываются личные интонации самого режиссера, заложенные им еще с «Красавчика Сержа»: холодная наблюдательность за развитием, прежде всего, внутреннего конфликта, выражаемого внешним, девиационным поведением персонажа. Все как всегда: мертвые души персонажей Шаброля в их живом великолепии.
30 июля 2010
Поздняя осень. Париж. Монотонная грустная музыка. На заднем плане, сквозь дымку, едва видны очертания острова Ситэ. Респектабельная дама в шляпе бросает девушке, которая рисует мелками на парижском мосту, пятьдесят тысяч франков. Но почему?
Даму зовут Фредерик, девушка представилась, как Вай. Если первое мнение о Фредерике, как о сильной и властной женщине, укрепляется дальше по ходу действия, то про Вай ясно одно: она скрытна и молчалива. Капризная Вай совсем не вяжется у нее с образом девушки, у которой нет ни дома, ни работы. Шабролю, как мне кажется, совсем не важно, любовницы они, или компаньонки — в фильме совсем мало эротики. Отношения Фредерик и Вай больше всего похожи на покер, в который так любят играть в доме у Фредерик — ведь в покере важнее на карты, а психологическая сила игроков. «Королеву» Фредерику окружают два шута, которые ее веселят, а сейчас появляется еще и фаворитка — Вай, фаворитка от скуки.
Могла ли стерпеть Фредерик тот факт, что ее фаворитка может влюбиться в мужчину? Имеет ли она на это право?
Этот фильм — не совсем любовный треугольник, скорее это фильм о Вай. Это женщина-загадка, мы ничего не знаем о ней. Большую часть времени она молчит, и мы догадываемся о ее чувствах лишь по движения губ и по глазам. В фильме много крупных планов, портретов двух красивых женщин.
Стефан Одран, несомненно, отлично справилась с ролью Фредерик, но все же мне кажется, что Жаклин Сассар(Вай) достойна высшей похвалы, передав все оттенки чувств героини легкими намеками на движения лица.
Фильм предназначен только для любителей старого выдержанного французского кино. В нем очень мало действий и диалогов, и многое говорится, между строк, глазами.
9 из 10
16 июля 2009