Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Коломбо: Предписание – убийство |
английское название: |
Prescription: Murder |
год: | 1968 |
страна: |
США
|
слоган: | «The pilot episode of television's most popular detective.» |
режиссер: | Ричард Ирвинг |
сценарий: | Ричард Левинсон |
продюсеры: | Ричард Ирвинг, Джерролд Фридман |
видеооператор: | Рей Реннахан |
композитор: | Дэйв Грусин |
художники: | Расселл Кимболл, Джон МакКарти мл., Джеймс Редд |
монтаж: | Ричард Дж. Рэй |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 февраля 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
- Простите, я не расслышал вашего имени?
- Лейтенант Коломбо.
В американском кинематографе существует такая замечательная практика, что если ты взялся снимать долгоиграющий сериал, то первым делом сними пилотную серию и продемонстрируй ее на закрытых показах как критикам, так и простым зрителям и если идея придется по вкусу окружающим, то продолжай снимать. Хорошая идея. Жаль что в других странах она не прижилась. Ну да ладно. И так уж случилось, что пилотная серия очень часто бывает не похожа на то, каким сериал будет в дальнейшем. Мало того что характер и внешний вид того или иного персонажа может подвергнуться существенной правке, так еще и половину актеров могли заменить, посчитав, что они не подходят на отведенные им роли. И это здорово. Нет, кроме шуток. Порой бывает интересно взглянуть как режиссер изначально видел персонажа и как он изменился в связи с мнением общественности. Как правило, все эти изменения идут на пользу сериалу и с нашим сегодняшним гостем была приблизительно та же ситуация. Итак, это — «Коломбо: Предписание — убийство».
История начинается никак не с виновника торжества, а с хитрого и умного негодяя — психолога Роя Флемминга, чью роль блестяще исполнил Джин Берри. Нет, правда блестяще. Я, будучи ребенком, даже подумал, что передо мной молодой Шон Коннери. Благо сходство у этих двух актеров имелось. Так вот ушлый доктор выглядит презентабельно, дарит окружающим лучезарную улыбку, но при всем при этом его окружает какая-то недобрая аура. Не то чтобы хотелось от него бежать сломя голову, но поскорей распрощаться с этим человеком я бы точно был не прочь. И не мудрено. Ведь Рой Флемминг, на пару со своей молодой любовницей, артисткой Джоан Хадсон замыслил недоброе. Он замыслил убийство собственной жены и… провернул его. Причем настолько блистательно, что комар носу не подточит. Улики уничтожены, железное алиби имеется, казалось бы все, Рой Флемминг — счастливый вдовец, который вскоре может жениться на молоденькой красотке. Но тут на сцене появляется он — бравый детектив, в элегантном костюме, зачесанными назад волосами и сигарой в зубах. О нет, это не герой Фрэнка Синатры и даже не герой Роберта Редфорда. Это — лейтенант Коломбо. Нет-нет, вы не ослышались, этот щеголь действительно герой Питера Фалька. Неожиданно, не так ли? Но в том то и дело, что это пилотная серия, да и потом, все персонажи-детективы в ту пору выглядели именно так. В общем-то все честно. Другое дело, что бравый лейтенант — личность незаурядная и именно поэтому он смог найти дорогу ко мне в сердце. Да и не только ко мне.
Так вот, лейтенант Коломбо не смотря на внешний блеск является рассеянным человеком, который любит поговорить на ответвленные темы и для которого не существует такого понятия, как часы, отчего он может позвонить в три часа ночи и рассказать о своей гениальной идеи, связанной с расследуемым делом. Причем звонить он будет не кому-нибудь, а предполагаемому убийце. Откуда герой Питера Фалька узнает о том, кого надо донимать бесчисленными вопросами — загадка, но я все же предположу, что Коломбо донимает не только убийцу, но и окружающих, просто из-за небольшого хронометража нам этого не показывают. Причем донимает не агрессивно, а очень даже легко, дескать — поможете мне разрешить вот этот вопрос? И делает он это с простоватым лицом, отчего убийца, который и впрямь очень умен, ведется на эту уловку и даже пытается сделать так, чтобы глуповатый лейтенант полиции искал преступника в другом месте. Все бы ничего, но таким образом Коломбо прощупывает почву и заставляет убийцу совершить ошибку. Да, все верно. Перед нами не столько детектив в привычном понимание этого слова, сколько психологическая игра — кто кого передумает. И потому от происходящего невозможно оторваться ни на минуту.
А ведь тут и впрямь есть на что посмотреть. Рой Флемминг не абы кто, а психолог и он способен обернуть ложь таким образом, что в нее поверит даже самый распоследний скептик. Ну а если его все же поймают на лжи, то он щелкнет пальцами, улыбнется и скажет действительно все так, но не совсем и начнет вести расследование в иной русло. Да, возможно сейчас подобное далеко не редкость, но в те годы сериал о Коломбо именно этим и брал — мы изначально знали личность убийцы, но вот чтобы вывести последнего на чистую воду, тут и впрямь нужна была дьявольская удача и хитрость. При этом даже не всегда хотелось, чтобы убийцу поймали, так как он порой бывал не только харизматичен, но и его мотивы были ой как неоднозначны. Этим сериал и брал: Интересными и неоднозначными убийцами, с виду простоватым, но при этом крайне умным и проницательным главным героем, а также пленительной атмосферой тех лет. Посмотрите первую серию, просто посмотрите, и очень может быть, что вы станете поклонником бравого лейтенанта.
8 из 10
1 ноября 2016
Для Питера Фалька персонаж лейтенанта Коломбо — неотъемлемая часть его жизни. Часть жизни, растянувшаяся на 35 лет и увековеченная в умах телезрителей даже ненадолго, а навсегда. Это его визитная карточка, это его работа, это его гордость, это его неоспоримый талант. Для кинозрителя лейтенант Коломбо и Питер Фальк неделимые части, одно целое, и если первый образец ума, остроумия, смекалки, находчивости и фанат своего дела, то второй талантливый и гениальный актер, который подарил миру легендарного детектива в том же самом плаще, обожающего сигары и боготворящего свою незримую жену.
Первый фильм, «Предписание — убийство», пилотный фильм, сподвиг режиссеров на многолетнюю и неустанную работу в постоянной фантазии и воображении все новых и новых криминальностей, осыпавшихся на голову легендарного лейтенанта все эти годы. Но уже тогда, в 1968 году, после 30 минут начала фильма, когда на экране впервые появляется тот самый неугомонный лейтенант, само появление в кадре получилось размеренным, эффектным, дающим понять, что уж этот детектив оказался на телеэкране всерьез и надолго и пока не разоблачит все и всех, что сваливаться ему на голову, ни на какую пенсию он не уйдет. Но каждое дело, каждую разгадку он будет превращать в блестящую театральную постановку, в настоящий шедевр, где главный актер, как и режиссер он, лейтенант Коломбо, будет творить и парить над всеми, добиваясь своей цели неумолимо и беспощадно.
Описывать сюжет «Предписания» так же бессмысленно, как и спорить кто же гениальнее Спилберг или же Андреасян. Схема фильмов о Коломбо проста. Вначале мы узнаем кто кому, кого и зачем хочет навредить, убить, т. е. уже изначально знаем убийцу и его мотивы, ну а затем на сцене появляется сам лейтенант, и после первых допросов и домыслов, уже понимая кто же стоит за этим убийством, медленно-медленно, плавно-плавно начинает вить свою паутину, словно паук, вокруг убийцы вынуждая того испытать всю гамму нервозных ощущений о своей неминуемой погибели и вынуждаю самого же убийцу выдать себя и свои деяния. Своими действиями и поведением Коломбо напоминает Порфирия Петровича из «Преступления и наказания», когда тоже детектив, расследуя убийство и зная убийцу в лицо, измывался над ним, устраивая сценические инсценировки и морально измываясь над ним, заставляя того раскаяться в своем содеянии.
Само же «Предписание» великолепно по осмыслению, по подаче материала, по поведению Коломбо и смотрится комфортно, легко и приятно. Этот фильм прекрасный ненавязчивый мозговой штурм для Вас. Небольшой шедевр, где Питер Фальк в образе лейтенанта несмотря на невзрачный унылый вид, легкую напускную придурковатость и наивность на деле оказывается первоклассным сыщиком, асом своего дела, влюбленным в свою работу, в свою сигары, в своих жертв, будущих и настоящих.
Нет ничего невозможного, и любой гениальный убийца и махинатор, повстречавшийся на пути у простого обыкновенного сыщика непременно найдет дорогу к своей погибели не без помощи последнего. Все гениальное — просто, не так ли, лейтенант?!
10 из 10
30 июня 2014
В 1968 году вышла пилотная серия никому неизвестного сериала, кстати, не единственная пилотная серия. Кто бы мог подумать, что расследования лейтенанта Коломбо будут радовать поклонников детективного жанра на протяжении следующих сорока лет!
Кстати, о самом детективном жанре. Создатели предложили нашему вниманию нечто новое. Детектив, в котором преступник известен с самого начала, что это, в чем интрига? Может быть элемент неожиданности теряется, но зато мы можем наблюдать очень интересное действо, своеобразную дуэль преступника и сыщика. Причем, преступники всегда явно не обделены умом, как правило это не те люди, которым спонтанно пришло в голову совершить преступление, они все тщательно продумывают, полагаясь на свой разум, а не на эмоции. Наблюдать подобные дуэли из серии в серию совсем не скучно, ведь каждый из соперников Коломбо проявляет незаурядную фантазию, что делает решение каждой «головоломки» особенным.
Образ главного героя не завершен, еще нет мятого плаща, неряшливого внешнего вида, старенькой машины, однако уже есть дешевые сигары и многочисленные рассказы о жене, которую мы, кстати, так никогда не увидим. Сам Коломбо ведет себя нетипично, я бы сказал слишком напористо — это объяснимо самим статусом пилота, налицо попытка, накалив атмосферу, снискать внимание зрителей, и у создателей это получилось. Жаль, что пилот не получил развитие в виде полноценного сериала в том году, только с 1971 года эпизоды стали выходить на регулярной основе. Каждый из них по своему хорош, однако я считаю данный лучшим.
Питер Фальк великолепен, только он мог раскрыть данный образ, вероятно, многое в личность Коломбо привнесено самим актером, ведь трудно представить кого-то другого в данной роли. Джин Барри не менее хорош, но есть один момент, к которому хочется придраться — это его руки, как будто он не знал, куда их девать.:)
10 из 10
17 декабря 2013
Предполагали ли авторы этого фильма, первого из цикла «Коломбо», какой популярностью в будущем будет пользоваться их персонаж? Однако эта серия лишь номинально первая, ведь здесь Коломбо ещё не совсем тот, которого полюбили миллионы телезрителей. В нём в большей степени угадываются черты детективов из фильмов-нуар, нежели доброго, но хитрого лейтенанта Коломбо. Ведь Коломбо из этого фильма не брезгует давлением на преступников, угрозами, донимает их навязчивой слежкой. Всё это так не похоже на немного рассеянного, забывчивого, но очень упорного лейтенанта из будущих серий, который, избегая силовых методов, умудряется докапываться до истины, не боится смешков и злобы из-за своей навязчивости, но никогда не отвечает тем же в ответ. Тем более, что этот Коломбо не только курит, но и пьёт, в то время как Коломбо будущий лишь курит. К тому же этот Коломбо следит за собой, ходит в новеньком костюме, хорошо причёсан, да и машина у него получше.
Впрочем, несмотря на все отличия от будущих серий, и этот Коломбо так же интересен. В нём в зачатке присутствуют все те черты, которые станут более явными в будущем: внимание к мелочам, сдержанность в проявлении эмоций, относительная вежливость (по сравнению с детективами из нуар-эпохи), да и одежда в принципе та же: светло-серый костюм, бежевый плащ, белая рубашка.
Кстати, к созданию следующей серии, положившей начало всему сериалу, был привлечён тот же Ричард Ирвинг. Поэтому именно в его работе «Коломбо: Выкуп за мертвеца» был сделан окончательный отход от образа плохого детектива к тому Коломбо, которого полюбил весь мир.
6,5 из 10
3 сентября 2012
Первая серия о легендарном лейтенанте Коломбо Никто не мог предположить в 1968 году, что это серия не будет последней и положит начало нового детективного сериала который более 30 лет будет вызывать восторг у зрителей.
Сюжет не нов — типичный «любовный» треугольник. Успешный психиатр, у которого есть любовница (начинающая актриса) убивает свою жену. Причина убийства не только любовница, но и меркантильный интерес — в случае развода оставался без гроша. Казалось бы типичный сценарий для второсортного детектива. Но только тот кого зовут Коломбо, может разобраться в этом треугольнике.
Питер Фальк превосходно справился с дебютом. Мы видим на экране обычного человека, растерянного, курящего дешевые сигары. Но под видом простачка скрывается великий сыщик. Он обращает внимание на всё на перегруз в багаже, на отсутствие перчаток. Любое нечаянно произнесенное слово преступника может стоит последнему свободы.
Сцена, когда Коломбо предлагает во всём сознаться любовнице в преступлении, потрясает тем, как Коломбо разговаривает с человеком. Это и давление на преступника и разговор по душам и гнев. Коломбо в дебюте показал, что никто, кем он не был, даже психолог со своими алиби не справиться с Коломбо.
Высший балл!
28 марта 2009