| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
5.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Кракатау: К востоку от Явы |
| английское название: |
Krakatoa: East of Java |
| год: | 1968 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «The most cataclysmic event in man's history!» |
| режиссер: | Бернард Л. Ковальски |
| сценаристы: | Клифф Гулд, Бернард Гордон |
| продюсеры: | Уильям Р. Форман, Лестер А. Сэнсом, Филип Йордан |
| видеооператор: | Мануэль Беренгер |
| композитор: | Фрэнк Де Вол |
| художники: | Хулио Молина, Луис Перес Эспиноса, Лора Лурье, Антонио Матеос, Эжен Лурье |
| монтаж: | Уолтер Ханнеманн, Уоррен Лоу, Морис Рутс |
| жанры: | мелодрама, драма, приключения, история |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
26 декабря 1968 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
2 ч 11 мин |
Одно из любимых развлечений при просмотре старого кино — проверить, насколько хорошо сохранились те или иные спецэффекты спустя столько лет. Особенно это касается фильмов-катастроф, номинированных на премию «Оскар».
Чего уж там, создатели сей картины взялись за одну из крупнейших трагедий, когда от пробуждения вулкана Кракатау и последующего цунами погибло более 40 тысяч человек, изменились не только береговые линии Индонезии, но и сам климат Земли.
Думаете, фильм про масштабную катастрофу? Конечно же нет, мы же смотрим фильм заката Золотой эпохи Голливуда. А значит у нас: легкая диснеевская эстетика с флейтами, вечно улыбающийся герой, музыкальные ставки, трагедии, высосанные из пальца.
А еще здесь очень много (точнее, чрезмерно много) лишних деталей, которые нужно было вырезать при монтаже — и ничего бы не изменилось.
По сюжету, очаровательный капитан Хэнсон с командой хочет найти затонувшие сокровища вблизи острова Кракатау. К нему присоединяются пара ученых, дайверы и женщины.
Кстати, в роли Хенсона — именитый актер Максимилиан Шелл, обладатель премий «Оскар» и «Золотой глобус», крестный отец Анджелины Джоли.
Так вот, в самом начале нам показывают несколько ключевых вещей, которые якобы сыграют некую роль в сюжете: батискаф-колокол, воздушный шар, свора опасных заключенных. Угадайте, что из них повлияет на ход фильма? Правильно, абсолютно ничто. Но им уделено столько времени, что вообще непонятно, зачем это надо растягивать через всю картину, если сюжетно они ничего не решают.
И таких моментов полно, не говоря о внезапных сюжетных роялях. Внезапно у одной из героинь появляется сын, который внезапно живет у Кракатау. Внезапно возникает любовная линия, которая заканчивается ничем. Внезапно у дайвера больные легкие, и он зависим от опиума, но это никак не обыгрывается.
Вообще не припомню подобных фильмов, которые расставили по всему хронометражу чеховские ружья, а потом забыли их зарядить, а в конце вообще забили на все это.
А теперь о «катастрофичных» спецэффектах, ради которых мы и смотрим подобные фильмы.
Само извержение Кракатау, вокруг которого и построен фильм, невероятно скучно. Это всего лишь постоянно повторяющиеся одни и те же кадры искусственного вулкана, у которых даже звуки взрыва не меняются. Вроде смотрится красиво, но третий и далее раз смотреть один и тот же взрыв невероятно наскучивает. Прибавьте к этому то, что авторы временами очень любят вставлять внезапные кадры пробуждения вулкана.
Но зато разрушительное цунами получилось действительно потрясающим, аж дыхание останавливается, когда наблюдаешь за масштабными и детализированными разрушениями. И это в 1968 году! Но стоит ли ради этого терпеть целых два часа экспозиции и пустого трепа?
Весь сюжет вертится не вокруг потенциальной катастрофы, а вокруг корабля и его обитателей. Здесь разворачиваются трагедии и драмы уровня телевизионных постановок — с интригами, предательствами, семейными узами. Да, настолько здесь все убого построено с отношениями между героями.
Что мы получаем в итоге: красивый корабль с харизматичными людьми, которым дали очень плохой сценарий для развития; абсолютно ненужные интриги и «сюжетные повороты», которые ничего не решают и ничего не делают; очень скучные взрывы вулкана, которые хочется перемотать; нелепую мотивацию и желание пройти через действующий вулкан (sic!); потрясающие сцены разрушения, которые дали бы фору современным блокбастерам.
Как фильм-катастрофа — полная катастрофа, как фильм-драма — ноль драмы, как фильм-триллер — разваливается на куски. Зато это хороший повод понять, почему этот фильм-катастрофа стал первым и последним подобным проектом для Cinerama.
Кому советовать: если только вы любите старые фильмы-катастрофы, где ради катастрофы нужно протерпеть два часа пустых диалогов.
5 из 10
23 марта 2025