Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фабрика манекенов. О том, как буржуазное общество влияет на молодежь капиталистических стран |
год: | 1966 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Габрилович |
сценарий: | Дмитрий Оганян |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 34 мин |
Нагромождение громких, эмоциональных фраз, суждений без доказательств, сравнение горячего с жидким, силлогизмы и логические скачки смыслов - инструментарий чувственного творческого человека, но профана в политологии, социологии и идеологии. Всё это творчески нагромождённое в фильме если и вызывало отклик у зрителя, то только эмоциональный, без откладывания каких либо идей и смыслов в осознаваемом понятийном аппарате человека, формируя лишь ауру чувственного знания, легко разрушаемую мат. объектами - джинсами, жвачкой, колой, дисками и т.д.
Объясняя зверства военщины США во Вьетнаме авторы выводят фигуру манекена американского - гражданина уже готового стать на путь преступления против человечности, сразу обезличивая и объединяя в одном образе всех американцев и отдававших приказы и их выполнявших, протестовавших против войны и действительных убийц-маньяков в военной форме. Кодирование на подчинение, по словам авторов, начинается с детства, когда новым гражданам обещается любая жизненная дорога - мне хотелось бы спросить, а в какой стране так не обещается? Дальше, говорит закадровый голос, будут иные сказочки для взрослых. Думаете тут к месту озвучить коренные отличия в смыслах и идеях общественного развития различных формаций, чтобы потом на примерах доказать свободу воли в одной стране и манипуляции в другой - нет, авторы так не думают. У них самое время нарезки жирных страшилок о заокеанской жизни - катастрофы в автоспорте, опасные трюки для заработка времён великой депрессии, трюкачество на 'мировые рекорды' и военные учения. Без разбора побудительных причин этих действительно опасных занятий. Ни полит-экономического, ни хотя бы историко-социального - только смакование и рефрен о воспитании манекенов - никаких почему и как. Ну а военные учения, кстати годов 20х, вообще непонятно как попали в нарезку - что военным не готовиться к защите страны, или так готовиться, чтобы не вызвать раздражение у авторов? Глупость какая-то.
Далее следует тезис спортсмены - готовые нацисты. Это что за... Показаны исторически доказанные люди-манекены, в смыслах авторов - немецкие граждане 1933 - 1945гг. Опять без причин и следствий - просто показаны нацисты и смакуется найденный авторами синоним - манекены. Ладно, предположим, образец - теперь надо сравнить его с современностью и авторы сравнивают с. .. героем кинофильма. Тут ясна полная некомпетентность авторов во взятой теме, потому и пример они берут из среды 'обитания' - кинематографа - полный аут. После следует стандартный набор критики западного образа жизни - опять не вдаваясь в подробности, смыслы и причины, опять не оставляя пищи уму, да и на образец - нацистское общ-во, всё это не тянет. Лишь в конце этого подраздела следует цитата сшаного социолога о том, что молодёжь нужно занять чем угодно, только бы она не думала о политике. Почему НУЖНО думать о политике, авторы не удосужились сказать. Ладно, чтобы не было звериного оскала войны. А если нет, этого крайнего проявления отсутствия у общества свободы воли - нет никаких проблем, более близких для понимания и сравнения с жизнью целевой аудитории? Т.е. без войны всё ладненько - мирное сосуществование двух систем, ядри её в корень? Вот только там 'хорошая жизнь', усиленно подсвечиваемая уже авторами нашей страны, - в это время снимается 'Журналист' Герасимова с его откровенным противопоставлением ночной жизни Парижа и обыденности советской глубинки, где его жена завидует аккуратненьким старушкам, жующим круассан на веранде кафе, абсолютно не понимая (или всё-таки понимая, сама-то тоже далеко не из рабочей семьи), что это раньте - бездельники в n-ном поколении. А у нас в стране нет войны, да и там она не везде, зато смотрите какие, МЕРЭТ, этикетки и упаковки...
В финале авторы нам показывают подготовку новобранцев и совсем по=интеллигентски сетуют, что они готовятся беспрекословно подчиняться командам и лишены свободы воли. Занавес. Наши военные нервно курят, представляя свободу воли у себя в части.
Подобное творение, обращённое к эмоционально-чувственным органам восприятия не способно донести идеи необходимости противостояния тому действительному, не слепленному авторами из эмоций и представлений гомункулу, злу, что заставляет человека идти на человека. Вместо тонкой и убедительной препарации по местам явных признаков гниения научно и методически указанных ещё классиками - невнятное чувственное шоу, как следствие ухода идеологии из сферы формирования смыслов общества и передача их в руки тонко чувствующих, но мало знающих творческих агентов. Подобные эфемерные построения не способны держаться в общественном сознании - сталкиваясь с реальностью они разрушаются, разрушая и веру в правильные идеи, положенные в своё основание. Нам таких агитаторов - не надо!
2 из 10
1 ноября 2023