Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Планета вампиров |
английское название: |
Terrore nello spazio |
год: | 1965 |
страны: |
Испания,
Италия,
США,
Великобритания,
Мексика
|
слоган: | «THIS WAS THE DAY THE UNIVERSE TREMBLED before the demon forces of the KILLER PLANET!» |
режиссер: | Марио Бава |
сценаристы: | Марио Бава, Альберто Бевилаккуа, Каллисто Косулич, Луис М. Хэйард, Антонио Роман, Renato Pestriniero, Иб Мельхиор, Рафаэль Х. Сальвиа |
продюсеры: | Фульвио Лучизано, Сэмюэл З. Аркофф, Сальваторе Биллиттери, Джеймс Х. Николсон |
видеооператоры: | Антонио Перес Олеа, Антонио Ринальди, Марио Бава |
композитор: | Джино Маринуцци мл. |
художники: | Габриэль Майер, Джорджо Джованнини |
монтаж: | Романа Фортини, Антонио Химено |
жанры: | ужасы, фантастика, боевик, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
В далеком будущем Земля получает сигналы из космоса с просьбой о помощи, идущие с планеты Аура. Туда отправляют корабль «Аргос», а следом за ним — корабль «Галлиот». При посадке члены его экипажа испытывают сильную перегрузку и теряют сознание. Придя в себя, люди впадают в агрессию, пытаясь убить друг друга, а очнувшись от этого морока, ничего об этом не помнят. Команду «Аргоса» находят мертвой и хоронят вместе с двумя погибшими членами своего экипажа. Кроме того, на планете находят старый космический корабль со скелетами огромных человекообразных существ. Больше ничего живого на планете нет, кроме странных светящихся разноцветных огоньков, летающих над дымящейся поверхностью. При этом, члены команды «Галлиота» продолжают гибнуть один за другим. Но не это самое странное, потому что после похорон мертвецы встают из могил и упорно стараются вновь проникнуть на корабль, чтобы вернуться на Землю.
Оригинальное название этого фильма Марио Бавы, который он снял по мотивам рассказа Ренато Пестриньеро «21-часовая ночь» — «Ужас в космосе». Для американского проката выбирали название аж из 15 вариантов и выбрали «Планету вампиров». Наверное, потому, что никаких вампиров в фильме нет, зато звучит красиво и многообещающе. Правильнее было бы тогда уже картину назвать «Планетой зомби», если основываться на сюжете, но такое название носит явственный привкус треша, чего прокатчики, видимо, решили избежать. Сам сюжет довольно прост, хотя и увлекателен. Не столь замысловаты и диалоги, которые произносят актеры, чья игра тоже не поражает воображение. Да и играть им особо нечего: мужчины мужественны и решительны, а две девушки умеют громко кричать от страха, истерить и падать в обморок, особенно хорошенькая блондинка Эви Маранди.
Бюджет у фильма был копеечным, потому деревянные декорации и фанерные щиты, выкрашенные в серый цвет, со множеством разноцветных мигающих лампочек сегодня выглядят наивно, как постановочный реквизит школьного драмкружка. Но операторский талант Марио Бавы превращает и внутреннее пространство космических кораблей, и, тем более, поверхность планеты, дымящуюся и мрачную, в нечто атмосферное, неземное и опасно-манящее. Играя светом и тенью, насыщенным цветом, меняя красную, синюю, зеленую и желтую подсветку, Бава делает гористый ландшафт Ауры абсолютно внеземным. Яркие цвета пропитывают стелящиеся клубы дыма и плотного тумана, а почва кипит, пузырится, дышит, как живая — то красная, как раскаленные угли или вулканическая лава, то мертвенно-синяя, как снег в ночной вечной мерзлоте.
Чтобы создать на экране всю эту визуальную роскошь, легендарный оператор и прекрасный мастер спецэффектов, способный буквально из ничего создать шедевральную картинку, Марио Бава и тут проявил находчивость, сообразительность и изобретательность. Из всей массы средств у режиссера был 50-килограммовый мешок кукурузной крупы. Бава часть рассыпал по полу, как песчаный покров планеты, а из большей части сварил огромный котел каши. И еще горячей и булькающей раскидал по полу павильона, при помощи светофильтров создав совершенно фантастический мир далекой и жуткой планеты Ауры. Бестелесные жители Ауры, носящиеся во тьме и тумане в виде кислотно-ярких светлячков, тоже не требовали особого грима и костюмов из резины, с помощью которых принято было в ту пору изображать инопланетных монстров. А значит, не требовали и финансовых затрат на их изготовление, включая и экономию на зарплате актеров. Костюмы самих звездолетчиков крайне просты, но при этом эффектны: черная блестящая искусственная кожа с молниями-застежками и многочисленными рантами желтой отделки. Особенно впечатляюще выглядела в этом костюме та же Эви Маранди, обладающая пленительными формами. Надо отметить, что после этого фильма в моду в Европе вошли облегающие костюмы из черного латекса с яркими вставками других цветов.
Кроме всего прочего, этот фильм открыл целое направление в фантастическом инопланетном хорроре. Схожие сюжетные мотивы можно увидеть во многих фильмах и того времени, и много позже. После выхода в 1979 году фильма «Чужой» многие критики и зрители отметили схожесть нескольких сюжетных линий. Ридли Скотт и Дэн О`Бэннон отрицали, что видели фильм Марио Бавы. Хотя позднее в одном из интервью О`Бэннон сказал, что именно «Планета вампиров» подала ему мысль о том, что монстр-инопланетянин может проникнуть на Землю в теле кого-то из экипажа земного корабля. Да и момент с обнаружением космолета с останками огромных ксеноморфов с удлиненными черепами и гребневыми костными наростами на лбу тоже навевает определенные воспоминания. И вспоминаются при этом не только уже давний «Чужой», но и не столь уж далекий от нас по времени «Прометей». Особенно в концовке фильма, когда решается вопрос: возможно ли победить инопланетного врага-захватчика или лучше погибнуть всем на этой страшной планете, чтобы не выпустить заразу в открытый космос вообще и на родную Землю в частности. Интересна также идея дверей инопланетного корабля чужой расы, которые открываются и закрываются на звуки определенной высоты, частоты и тональности, излучаемые электронным прибором «чужих». Ведь это древняя и высокоразвитая цивилизация, технологии которой оставили землян далеко позади.
Как в свое время джалло «Кровавый залив» Марио Бавы, попав на американскую землю, переродился в местном колорите в новый жанр хоррора — слэшер, так и «Планета вампиров» дала толчок к развитию новой ветви космической фантастики, на которой созрел изумительный плод легендарной франшизы о Чужих. Этот фильм стоит посмотреть уже за возможность увидеть, с чего все начиналось, каков был исток, из которого идеи черпать можно и по сей день. И еще раз полюбоваться несравненным операторским мастерством гениального итальянского режиссера Марио Бавы.
5 из 10
21 марта 2017
Этот малобюджетный фильм совсем не так прост, как кажется. Только вдумайтесь в сюжет: космический корабль прилетает на неизвестную планету. Вскоре в членов экипажа начинают вселяться инопланетяне. Возвращаются они уже на Землю с целью ее порабощения.
Это же не просто интерпретация «Похитителей тел» Дона Сигела, этот фильм предвестник культового «Чужого» Ридли Скотта. Так получается, что концовки обоих картин весьма похожи. Причем, то как картину завершил Марио Бава — мне кажется куда интереснее.
Конечно, в картине Марио Бавы не снялась Сигурни Уивер, иначе вся новейшая история кино сложилась бы совсем иначе. Но, кино получилось весьма смотрибельным — он смотрится легко и кажется интересным.
Но при этом, сам фильм меня не особо впечатлил. Марио Бава не стал особо выделяться, уделив серьезное внимание декорациям и психологическому позиционированию. Декорации, конечно были мягко говоря, совсем не идеальные. Зато, с психологическим накалом все получилось весьма солидно.
Последние минут 20 — вообще, самые интересные в этой картине. Поэтому, остается только подвести итог.
А в итоге все просто. Фильм меня особо не впечатлил, но даже несмотря на отсутствие солидных декораций, он вполне конкурентоспособен. Даже с современным «Прометеем» фильм вполне может конкурировать — благодаря интересной постановочной проработке.
7 из 10
20 июня 2013
В 1960—70 годы снимались самые лучшие фильмы как в жанре фантастики, так и в жанре хоррора, ставшие в наши дни классикой. Марио Бава решил соединить в единое целое эти два вида кино, сделав тем самым некий прототип «Чужого». Однако «Планета вампиров» выдалась одной из самых не удачных картин за всё творчество режиссёра (Марио Бавы).
Группа астронавтов отправляется в спасательную экспедицию на планету Аура, что бы найти там своих пропавших товарищей. Но все их предшественники оказываются мёртвыми, поэтому команда спасателей хоронит несчастных. Через некоторое время трупы начинают восставать… Такой поворот событий скорей напоминает зомби-муви, нежели фильм ужасов о вампирах. Тем более ни каких вампиров здесь и в помине нет и не понятно почему фильм так называется. Надо полагать, что Бава просто напросто не представляет себе что такое вампир-хоррор, это касается и прочих его работ на подобную тему, например «Маска смерти»
Действие картины развивается крайне медленно и скучно. Герои монотонно и практически бесцельно бегают с корабля на корабль, в конце концов окончательно запутывая зрителя, где они сей час находятся. Диалоги скудные и мало интересные, сценарий написан убого. Кровавых убийств в фильме совершенно нет, членов команды уничтожают за кадром и зрителю показывают лишь их трупы. Исключение составляет лишь перестрелка лазерами, спецэффекты для которых сделаны из рук вон плохо. Кроме того на телах убитых не остаётся ни каких следов от ранений.
Инопланетные организмы представляют из себя некие огни, то и дело появляющиеся над поверхностью планеты. Смотрится это так же не слишком впечатляюще. Пожалуй важным моментом в фильме являются сцены, в которых зритель увидит довольно большие скелеты неких существ, прибывших когда-то давно на планету Аура. Они-то, надо полагать, и дали толчок к созданию «Чужого», так как по внешнему виду схожи с ним.
Актёрская игра серая и не эмоциональная, не представляющая ни какого интереса. Персонажи не запоминающиеся, несмотря на то, что их здесь достаточно много, но присмотреться не к кому. Музыкального сопровождения картина практически лишена, отсутствие главной мелодии не придаёт ни какой атмосферности. Финал предсказуем, однако он хоть не много скрасил весь этот скучный процесс.
Итог: Бава в буквальном смысле опозорился, я и представить не мог, что в творчестве культового итальянского хоррормейкера могут быть столь убогие работы.
2 из 10
10 февраля 2009
Фильм приятно удивил.
Конечно, спецэффекты и декорации середины шестидесятых годов сегодня смотрятся забавно, герои ведут себя совершенно нелогично, а диалоги довольно глупые.
Зато, снят фильм хорошо (режиссёр не кто-нибудь, а легендарный итальянец Марио Бава), сюжет интересный, исполнитель главной роли играет вполне достойно.
В целом, это достаточно дурацкий, по современным меркам, но довольно обаятельный и запоминающийся фильм. Если вы интересуетесь старым кино и любите фантастику, рекомендую ознакомиться.
P. S. Название англоязычной версии фильма «Планета вампиров» истине, кстати, не соответствует — никаких вампиров в фильме нет.
18 декабря 2007