Перекличка
5.7
5.6
1966, драма
СССР, 1 ч 56 мин
В ролях: Олег Стриженов, Татьяна Доронина, Василий Меркурьев, Евгений Стеблов, Шавкат Газиев
и другие
Генерал Журавлев воевал на фронтах Великой Отечественной войны, а теперь проектирует космические корабли. Отправляя в полет ракету с космонавтом Бородиным, он вспоминает об однофамильце космонавта - молодом танкисте, которого ему довелось встретить на дорогах войны...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Перекличка

год: 1966
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Юрий Сокол
композитор:
художники: Всеволод Улитко, Тамара Васильковская, Вячеслав Тараканов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 апреля 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 56 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Перекличка», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Перекличка», 1966

Несколько историй из разных исторических плоскостей, существующих, меж тем, параллельно и накрепко друг к другу привязанных. Потом истории оказываются независимыми, спаянными лишь общей концепцией героя. А зритель уже купился, полагая, что герой один и тот же, благо и фамилия одна. Думает, Олег Стриженов — это заматеревший Михалков, Доронина — расширившаяся Марианна Вертинская. Ан нет.

Бородины разные (Бородин — фамилия героя/ев). И выживет только последний. А первый или первые, их там, быть может, трое, легли где-то под Брестом, Москвой или Минском.

Стучится кто-то в броню танка в 1944 году из 1942 года. Буквально. Стреляет тот же танк в 1944-м ракетой с Байконура начала шестидесятых.

Четыре сюжетных линии поначалу воспринимаются одной с ретроспекциями. То героя в скафандре из начала 60-х терзают воспоминания, то уже сочинитель даёт зрителю необходимые разъяснения, демонстрируя эпизоды большой войны. Одна линия минутная — отступление 1941 года, две других полноценные: госпитальный среднеазиатский тыл с торопливой романтической историей в унизительной нищете года 42-го, и батальная — 44-го года где-то под Минском.

Практически до конца так всё и воспринимаешь — единой биографией: был танкистом, стал покорителем околоземной орбиты. В финале же причинно-следственная связь рвётся. Бородин-танкист перестаёт через два десятка лет быть Бординым-космонавтом так как гибнет под окаянным Минском, а в космическое будущее переходит лишь периферийный персонаж — генерал в исполнении Меркурьева. Мало ли в России Бородиных, как бы предвосхищает автор одну крылатую реплику. А мы уж губу раскатали.

Да и оставшиеся два Бородина, пусть и в исполнении общего, одного на троих, безусого ещё Михалкова, сомнительны по части их, Бородиных, тождественности. И сомнения эти совершенно обоснованы. Название фильма и вовсе ставит всё на свои места — это именно перекличка, перекличка героев и поколений.

Тем не менее, донесли до нас в такой причудливой форме, что Бородин и вправду един. Как Иванов. Что мы всем обязаны зарытым где-то под Москвой или Минском мальчикам. Что не будь того мальчика, не было бы и этого, вне зависимости от генеалогического их родства. Вернее, неродства.

В плане же игрищ с сюжетными линиями, герои которых формально не связаны друг с другом, благо существуют в разных временных пластах, но друг с другом каким-то чудным образом перестукиваются и являют неразрывное целое, в котором всё держится на каждом из звеньев, вспоминается разве что бульварный «Облачный атлас», но уж точно ничего из советского до 1965 года. Разве что беседа героя с отцом-покойником в «Заставе Ильича», но это с большой натяжкой.

Это потом уже кто угодно, от Высоцкого («Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие — как часовые») с Кончаловским («Сибириада») до Соловьёва с «Чужой белой и рябым», где тоже космонавты на орбите крутятся в прямой метафизической зависимости от пацанов из пыльного Актюбинска 1946 года.

По частностям. Картина неровна в исполнении. Милее всех, на мой взгляд, среднеазиатская история, отдалённо схожая по формальным признакам с «Законным браком» Альберта Мкртчана. Правда, неотёсанный паренек стараниями Никитки, у которого на лбу десять классов отпечатано, вышел уж чересчур натужным.

В ленте отметилось множество известных актёров. Помимо перечисленных: Кашпур, Стеблов, Санаев. Космическая линия кажется первым эскизом к «Укрощению огня», а сама лента пристрелкой к особому большому стилю, за который почти никто, кроме Храбровицкого, не брался, благо он и был его изобретателем, — стилю поэтического соцреализма.

Давно говорил о недооценённости постановщика. «Укрощение огня» в памяти у всех взрослых, но как-то вяло, как само собой разумеющийся напыщенный и высокопарный продукт эпохи. А ведь Храбровицкий это своеобычный блистательный и совершенный жанр, который все как-то проглядели.

Картина, кстати, на Таджикфильме сделана. Впрочем, после недавнего ознакомления с узбекфильмовскими «Влюблёнными» ничему уже не удивляюсь.

18 декабря 2017

Драма Перекличка появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Даниил Храбровицкий. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Олег Стриженов, Татьяна Доронина, Василий Меркурьев, Евгений Стеблов, Шавкат Газиев, Леонид Оболенский, Всеволод Санаев, Евгений Весник, Федор Никитин, Николай Бармин, Игорь Боголюбов, Галина Самохина, Владислав Ковальков, Геннадий Балаев, Вячеслав Подвиг.

Страна производства - СССР. Перекличка — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.