Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Первые люди на Луне |
английское название: |
First Men in the Moon |
год: | 1964 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «H.G. Wells' Astounding Adventure in Dynamation!» |
режиссер: | Нэйтан Юран |
сценаристы: | Жан Рид, Герберт Джордж Уэллс, Найджел Нил |
продюсеры: | Чарльз Х. Шнеер, Рэй Харрихаузен |
видеооператор: | Уилки Купер |
композитор: | Лори Джонсон |
художники: | Ольга Леманн, Джон Блезард |
монтаж: | Морис Рутс |
жанры: | фантастика, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 сентября 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Интересное решение экранизировать один из самых известных романов Герберта Уэллса в разгар космической гонки между СССР и США.
Но вместо лунной гонки здесь мировые державы сдружились и под эгидой ООН прилунились на поверхность земного спутника. И внезапно здесь обнаруживают британский флаг и сообщение из 1899 года.
И с этого момента начинается целая плеяда удачных совпадений. Интересно, какова вероятность того, что спустя 65 лет астронавты приземлятся именно туда, где высаживались викторианские инженеры?
Но это только начало: совершенно случайное место приземления викторианских инженеров — вход в город селенитов, лунных жителей. И не просто город, а убежище Великого Лунария, судьи и правителя Луны.
Но стоит отдать должное создателям. Для спецэффектов был привлечен сам Рэй Харрихаузен, что придает особый шарм британскому фильму. Помимо этого, некоторые научные допущения и фактические ошибки оригинального романа решили переработать и видоизменить. Например, у Уэллса Луна обладала своей атмосферой, а в фильме воздух решили сделать искусственным и самопроизводящимся из особых аппаратов.
Изменилась и концовка истории викторианских героев. Весьма любопытный способ решить проблему селенитов идеей из другого романа.
К сожалению, основные плюсы фильма на этом заканчиваются. Через три года выйдет легендарная «Космическая одиссея» Стенли Кубрика, что превратит британский сай-фай в какой-то нелепый детский фильм с карикатурными персонажами и быстроустаревшими спецэффектами и идеями.
Кому советовать: поклонникам творчества Герберта Уэллса и викторианской эстетики.
6 из 10
15 августа 2024
Британская экранизация не столь известного произведения Герберта наше все Уэльса.
Американские астронавты высадились на Луне и обнаружили там истлевший британский флаг и судебную повестку из 19 века. Субъекта из повестки находят, это какой-то сумасшедший дед из дома престарелых, который рассказывает, что Луна на само деле обитаема и опасна.
У Уэльса действительно Луна была населена, но в те времена считалось, что там есть атмосфера, ибо видели на ней некие облака. В 60-х уже понятно было, что атмосферы нет, поэтому всех лунян поселили внутрь Луны, по давней научно-фантастической традиции. И внутри Луны живут люди-тараканы и огромные гусеницы.
Весьма наивное и старомодное кино, хоть и очень неплохо сделано, в плане спец-эффектов, по меркам 60-х. Вообщем вечерком можно глянуть, но есть вероятность, что просто уснете.
3 из 10
21 августа 2019
Трудно и незачем требовать от фильма 1964 года убедительности спецэффектов, но все равно можно воззвать к учету тех особенностей космоса, которые стали понятны на практике из-за полетов Гагарина и его последователей. Набор странностей (почти полное отсутствие невесомости в полете, то появление, то исчезновение особенностей лунной гравитации, прогулки по Луне в водолазном костюме, но с голыми руками (!)) мог бы быть объяснен, если бы фильм снимался до эры космических полетов, когда многое было, действительно, неизвестно. Даже не верится, что всего через несколько лет Кубрик поднимет планку кино-sci-fi на такую высоту, как примерно тогда же Боб Бимон умудрился прыгнуть на Олимпиаде в Мехико в недосягаемую четверть века даль. Однако экранизация Уэллса — очевидное ретро, точнее, ретро в квадрате, ведь актуальная композиционная рамка (международная, под эгидой ООН экспедиция, куда входят американские, говорящие на доступном мне английском, и советские, говорящие на неведомом мне славянском языке) обрамляет вольную интерпретацию романа британского фантаста с уютным ретро Британии конца 19 века, где и обнаруживается типичный чудак-«гик» от науки, он же космический первопроходец. Несовершенство технологий лишило фильм некоторых ударных в романе сцен (например, кратковременное появление лунной атмосферы, когда газ переходит из твердого состояния в естественное из-за разогрева почвы лучами Солнца). Сцены с селенитами неплохи, хотя они полностью убраны под землю (луну?), а изображение их цивилизации содержит типичный недостаток: в целом примитивная, родо-племенная структура соседствует с футуроподобными макрогаджетами (вечным двигателем изо льда, дающим энергию для работы гигантских колб по производству кислорода и т. п.). Порадовал Великий Лунарий (так у Уэллса), очень похожий на пресловутого Алешеньку из Кыштыма, но по большей части радоваться нечему, если только не умиляться ретроэстетике как таковой.
Во-первых, бросается в глаза логическое противоречие сюжета композиционной рамке, ведь последняя отсылает к реалистичности современных представлений о космосе, а идеи Уэллса практически полностью оказались только фантазиями на заданную тему. Поэтому складывается впечатление, что если 60-е годы в фильме — «наши», то Британия конца 19 века как будто находится в параллельном мире, как их совместить, я так и не понял.
Во-вторых, несмотря на солидный хронометраж, сюжет несется галопом и любое событие получается в нем легче легкого. Найти британский флаг на Луне в первые минуты высадки? Легко! Обнаружить вход в подземный мир цивилизации селенитов? Легче легкого! И так весь фильм. Кажется, что мы в какой-то полусказке, где все герои знают друг друга заранее. Понятно, что в кино не может полноценно реализоваться принцип литературной ретардации, но в данном случае он обойден как-то уж совсем примитивно. Да и отступления от текста Уэллса тоже не слишком оригинальны, разве что порадовал мотив вирусной угрозы инопланетной цивилизации, заимствованный, как я догадываюсь, из «Марсианских хроник» Бредбери.
В заключение хочется сказать, что фильм стоит посмотреть из большой любви к старой кинофантастике, во всех остальных случаях он смотрится слишком комично.
5 из 10
2 декабря 2016