Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нападение людей-грибов |
английское название: |
Matango |
год: | 1963 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «Attack of the Mushroom People» |
режиссер: | Исиро Хонда |
сценаристы: | Такэси Кимура, Сакё Комацу, Синъити Хоси, Масами Фукусима, Уильям Хоуп Ходжсон |
продюсеры: | Сэмюэл З. Аркофф, Томоюки Танака, Джеймс Х. Николсон |
видеооператор: | Хадзимэ Коидзуми |
композитор: | Садао Бэкку |
художники: | Сигэкадзу Икуно, Сигэру Комацудзаки |
монтаж: | Рэйко Канэко |
жанры: | ужасы, фантастика, триллер, фэнтези, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 августа 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Как восклицает герой одного унылого мемасного ролика — «это всё грибы!». Компания разношёрстных японцев попадает в шторм и оказывается на острове, в глубинах которого находится особый вид грибов, превращающих людей в людей-грибы.
В отличии от других фильмов тех лет, здесь почти не переигрывают (почти, ибо под конец всё-таки начинают) и взаимодействие команды здесь представлено более-менее адекватно. Matango не является трэшем и старается во всём быть серьёзным фильмом, что ему, в общем-то, удаётся. Грим вполне хорош для тех лет (делался из рисового теста), люди-грибы выглядят вполне жутко и нагнетают атмосферу своим хихиканьем. Собственно из-за грима фильм чуть ли не забанили в своей же стране — японцам трансформирующие в грибы людей (находясь в переходной форме) напоминали жертв Хиросимы и Нагасаки, а на дворе был 63 год, 18 лет после войны.
Что действительно коробит в этом фильме, так это бесконечный боезапас у винтовки — в первый же момент стрельбы из неё один из членов команды делает аж сразу 3 выстрела, притом потом предполагает что это всё глюки и с товарищем идут обратно к кораблю. Далее в фильме её и используют как М-16 с бесконечный боезапасом, очередями куда попало и ни разу не проверяю остались ли там патроны. Это ОЧЕНЬ сильно бросается в глаза, ведь в атмосфере выживания на острове каждый патрон должен быть на счету, но здесь на это полностью забили.
В целом крепкий атмосферный фильм с достойной концовкой, отлично смотрящийся и в нынешнее время.
6 марта 2018
Однажды прекрасным летним днем разношерстная компания друзей богатого бизнесмена Касаи по его приглашению отправилась на морскую прогулку на его яхте. Начавшийся вдруг жестокий шторм превратил паруса в лохмотья, мачты — в дрова, а саму яхту — в щербатое корыто. Течением поврежденную яхту прибило к небольшому безлюдному острову, на который и высадились эти семь человек. Все дно вокруг него было усеяно разбитыми и затонувшими лодками, а в глубине его росло множество странного вида грибов, целые заросли. Исследовав остров, они нашли проржавевшее судно, покрытое странным разноцветным мхом. Оборудование на нем свидетельствовало о том, что это был исследовательский корабль, который изучал последствия радиации и загрязнений в океане. Все зеркала на судне почему-то были сняты и разбиты в лесу. Бортовой журнал содержал записи о грибах и о том, что их нельзя есть ни в коем случае, ибо это приводит к ужасным последствиям. Но надо же чем-то питаться на острове, куда не залетают даже птицы, где нет никаких животных…
Режиссер Исиро Хонда, снявший за свою жизнь множество самых разных фильмов ужасов об инопланетных тварях и монстрах, среди которых Годзилла, Кинг-Конг и Франкенштейн, в этой работе решил не поддаваться гигантомании, показав на экране чудовища в виде грибов. Здесь они едва выше людей, с человеческой фигурой, поросшей мхом, и головой, похожей на бугристый шарообразный гриб.
Гораздо больше внимания в фильме уделено не страшным грибам-монстрам, а людям и их взаимоотношениям. Со всей их мелочностью, корыстью, алчностью, хамством и эгоизмом. Оказавшись в экстремальных условиях, компания милых друзей быстро сбрасывает маски, которые они носили в той, цивилизованной жизни, обнажая всю гниль, составляющую их настоящую суть. Собравшись на яхте, чтобы поближе познакомиться, сдружиться, весь этот цвет элитного общества быстро превращается в зверинец, где каждый сам за себя, где никакие нравственные ограничения их не обременяют. Богатый владелец яхты, его любовница-певица, профессор со своей невестой-студенткой, писатель, шкипер и моряк — как собирательный портрет разных слоев социума. Все они, кроме разве что профессора-интеллигента, легко предают, интригуют, обманывают друзей, постепенно теряя человеческий облик, как в прямом, так и в переносном смысле этих слов. Они ведут себя в принципе так же, как и раньше, но то, что в городе было незаметно и завуалировано, на острове вдруг становится очевидным до рези в глазах.
Певица, привыкшая дарить свое внимание и тело тому, кто больше ей пообещает, кто исполняет ее капризы, и тут ведет себя аналогично, взглядом довольной самки наблюдая, как дерутся мужчины за право переспать с ней. Писатель, привыкший вершить судьбы своих книжных персонажей, тут тоже считает, что взяв в руки ружье, он будет решать, кто на корабле лишний. Шкипер, наемный работник, теперь может стать хозяином положения, ему никто не указ, он может поглумиться над богатенькими, выместив все свои обиды и унижения за то время, когда подчинялся им и завидовал их богатству. Теперь в их компании другой закон: «Кто успел, тот и съел». Именно так ответили своему хозяину шкипер с матросом, съев найденные на судне консервы, даже не думая делиться с остальными. Это на яхте владелец был господином, а тут он — никто. Кому нужны его деньги на необитаемом острове? Разве что купить черепашьих яиц у шкипера. За очень большие деньги, которые бессмысленны на острове, — но ведь их все равно так приятно держать в руках! Стопки банкнот, о которых он так долго мечтал.
Скромная невеста-студентка, такая беззащитная, хрупкая и слабая, оказалась капризной, вечно ноющей, вечно всем недовольной и действительно слабой особой. Женщина — обуза, не желающая ничего делать сама, пока другие должны решать ее проблемы. Этакая рыба-прилипала. Один лишь профессор пытается выжить, не переступая через свои морально-этические принципы, не поддается на соблазнительные, но подлые предложения тайком бежать, собирает коренья и яйца для всех. Он не ест грибов, когда все остальные давно нарушили этот запрет. Голод не тетка, да и грибы такие вкусные, уводящие в сладкие грезы, подальше от ненавистного острова.
Параллельно с социально-нравственной линией сюжета идет и, собственно, хоррор-линия. Мрачный, старый корабль, на который по ночам приходят чудовища, нападая на героев ленты, и с которыми приходиться бороться. Их вид ужасен, а когда их убиваешь, они рассыпаются в прах, как высохший гриб-дождевик, если на него наступить. И каждый раз их все больше, а спасшихся с яхты все меньше. Они ломятся в окна и двери, тянут в щели свои руки, страшные, уродливые и покрытые мхом, так напоминающие руки зомби из других фильмов.
Можно по-разному трактовать идею режиссера. Как зеркало, в котором отразилось эгоистичное и алчное общество, в котором каждому своя рубашка ближе к телу и наплевать на ближнего. Или, может быть, в основу сценария легла идея о морально-этической деградации социума, в котором перестают действовать любые табу, любые религиозные и нравственные запреты? Где перестают сопротивляться темным и опасным искушениям и прелестям, заботясь лишь о собственной сытости и удовольствии. (Эх, не видел режиссер последнего Евровидения). Или мастер хоррора предупреждал об опасности ухода в наркотический мир чудесных снов, галюциногенной мечты и фантазии, в который попадаешь, поев грибов, теряя при этом человеческий облик? А может, Исиро Хонда говорил об опасности радиационных мутаций, экологических катастроф и загрязнении воды, земли, воздуха, в которых выживают только грибы и плесень?
Все эти аллюзии можно увидеть в фильме «Нападение людей-грибов». И пусть настоящего хоррора в нем на самом деле не так уж много, да и современного зрителя мутанты-матанго уж точно не напугают, хотя для своего времени были действительно страшными. Но хорошая актерская игра, интригующая, хотя местами несколько затянутая история, неплохая драматургия, красивые натурные съемки вполне могут сподвигнуть на просмотр. Особенно любителей старой школы киноужасов.
5 из 10
25 октября 2014
Мы привыкли к тому, что все монстры от Toho, да и все японские монстры-огромные разрушители городов. Здесь же это не так. Никаких разрушений, да и монстры ростом с человека. Это самый оригинальный фильм про монстров от Toho.
Сюжет
Несколько людей отправляются в приключения по морю. Они попадают на необитаемый остров, где им нужно выжить любой ценой…
Сценарий написал тот же Такэси Кимура. Сюжет очень интересен и не даст заскучать.
10 из 10
Монстры
Тут у нас один вид монстров-Матанго. Это такие двухметровые человекообразные существа с головой гриба. Сделаны они отлично для 1963 года. Тогда они пугали, но сейчас издаваемые ими звуки просто смешат.
10 из 10
Спецэффекты
Они хороши для своего времени. Еще хотел добавить, что спецэффектов не особо много, что не к добру.
5 из 10
Актерская игра
К ним претензий нет. Персонаж Куми Мидзуно очень запоминается. Также для всех героев нет счастливого конца, но какого, узнаете сами.
10 из 10
Режиссерская работа
Фильм снимал все тот же Исиро Хонда. Ляпов он, как обычно, допустил мало. Пара мелких и все.
10 из 10
Музыка
Ее писал не Акира Ифукубэ. Так как это писал не он или другой хороший композитор, то музыка не запоминается.
5 из 10
Реалистичность
В 1963 году о реалистичности не может быть и речи.
1 из 10
Отличный кайдзю-фильм. Одна из его заслуг-оригинальность. Данный фильм мне очень понравился, причем почти всем. И сюжетом, и монстрами, и режиссерской работой, и игрой актеров. Качественных спецэффектов и реалистичности тогда не могло быть. Одна проблема-музыка. Она совсем не запоминается. Но в целом фильм отличный, он обязателен для просмотра всем кайдзю-фанатам и я его настоятельно его им советую.
9,3 из 10
16 мая 2014