Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Любитель птиц из Алькатраса |
английское название: |
Birdman of Alcatraz |
год: | 1962 |
страна: |
США
|
слоган: | «now the world will know the story of the most defiant man alive!» |
режиссеры: | Джон Франкенхаймер, Чарльз Крайтон |
сценаристы: | Гай Троспер, Томас Э. Геддис |
продюсеры: | Гай Троспер, Стюарт Миллар, Харольд Хект |
видеооператоры: | Бёрнетт Гаффи, Джон Элтон |
композитор: | Элмер Бернстайн |
художник: | Фернандо Каррере |
монтаж: | Эдвард Манн |
жанры: | драма, криминал, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2650000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июля 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 27 мин |
Роберт Франклин Страуд — это историческая личность. В молодом возрасте он попал тюрьму Левенуорт, штат Канзас. Первоначально приговоренный к смертной казни, он с помощью своей матери добился пересмотра своего приговора. Ему предстояло всю жизнь прожить в одиночной камере.
Прославившись вначале срока буйным характером, он вскоре добился успехов в приручении птиц. Ему позволили иметь нескольких. Вскоре он стал делать для них лекарства и писать научные работы. Лекарства, которые он создал продавались по всей Америке и имели большой успех.
Страуд своим примером доказывал, что даже находясь в тюрьме человек может быть свободен. Именно этому и посвящена картина Джона Франкенхаймера «Ловец птиц из Алькатраса».
Франкенхаймер снял фильм о тюрьме, показав что истинная свобода человека заключается в нем самом. Интерес и прогрессивность фильма в том, что это совсем не повествовательное кино (в отличие от очень любимого мною «Кто-то наверху любит меня»). Это философская притча о тюрьме и свободе. Таких фильмов не так уж и много. Уверен, что создатели «Мотылька» и «Побега из Шоушенка» не раз просмотрели картину Франкенхаймера.
Принимая во внимание известность личности Страуда, то предполагалась острая социальная направленность картины. Чего, собственно говоря, создатели в полной мере добились. Именно благодаря этому обстоятельству многие недостатки картины (например, очевидная затянутость) не замечаются.
Берт Ланкастер ранее уже снимался в «тюремных» картинах. Но в «Грубой силе» Жюля Дассена он источал брутальность. Начало «Ловца птиц» он в полной мере развивает тему «Грубой силы», но вскоре мы видим трансформацию личности персонажа. Ключевая сцена тут — диалог с надзирателем.
Мне кажется, что великолепно сыгравший в фильме Карл Молден должен был играть именно надзирателя. Впрочем, с подбором актеров Франкенхаймер справился в полной мере.
В итоге: философская притча о тюрьме и свободе, основанная на биографии Роберта Страуда. Одни из лучших ролей в карьере у Ланкастера и Молдена
8 из 10
2 декабря 2012
Берт Ланкастер играет мрачного, внешне лишенного эмоций заключенного Роберта Страуда, приговоренного к пожизненному тюремному заключению. Он выхаживает больную птицу, как-то залетевшую к нему в камеру, и через много лет становится всемирно признанным орнитологом. Страуд продолжает свои исследования даже после того, как его переводят в Алькатрас, тюрьму, известную как «Скала» в заливе Сан-Франциско, где содержатся самые неисправимые и опасные преступники.
После неудачного романа со Стеллой Джонсон, тюремного бунта, Страуд смог рассказать свою необычную историю журналисту и писателю Тому Гэддису, который поведал её миру.
9 из 10
12 августа 2009
История о Роберте Страуде — человеке, который провел в тюремном заключении более пятидесяти лет. Начало его биографии едва известно нам из фильма. Страуд, защищая знакомую женщину, убил человека, за что был осужден и попал в тюрьму. Кажется, к такому результату его привело гипертрофированное чувство независимости и справедливости. Это понимаешь после того, как он в гневе убивает охранника тюрьмы за то, что тот не проявил нисхождения и воспрепятствовал свиданию Страуда с его матерью, которая прибыла за 3000 миль, чтобы повидаться с сыном.
Вероятно, Страуду нужно было выучить урок на понимание ценности Жизни, которой наделяется каждый человек и каждое живое существо в этом мире. Смог ли он выучить этот урок? Но так или иначе, на закате своих дней, когда он оказался в эпицентре тюремного бунта, учиненного несколькими заключенными, пытающимися вырваться из заключения, заплатив за это даже собственными жизнями, он говорит о жизни как о важнейшей ценности, которой обладает человек и которую он должен стремится сохранить.
Урок на почитание Жизни был устроен Страуду так. Когда он, находясь долгие годы в изоляции, в одиночной камере, как опасный преступник, во время одной из прогулок в тюремном дворике он нашел птенца воробья. Взяв его, он выходил его. Позже ему разрешили получать семена и завести также других птиц. Находясь в камере, он мастерил клетки и разводил птиц. Однако через некоторое время возникла серьезная проблема: птицы начали погибать из-за болезней. И Страуду пришлось приложить незаурядные усилия, чтобы победить эту проблему: он начал читать о птицах, биологию, медицину, экспериментировал с препаратами — все ради того, чтобы найти лекарство для своих птиц. Благодаря своей целеустремленности он смог найти нужное средство для своих птиц. И так он стал известным орнитологом, статьи которого печатались в журналах, и его даже приглашали к научному сотрудничеству. Хотя не многие знали, что этот таинственный ученый является заключенным, отбывающим пожизненный срок.
Удивительно, но существуют такие люди, которые абсолютно не ведают, что есть в мире такие вещи, как благодарность и прощение. Страуд был одним из таких людей. И когда однажды его тюремный охранник в горечи своего сердца сказал, что не услышал от него за последние двенадцать лет ни единого доброго слова в свой адрес, Страуд неожиданно для себя осознал, что действительно за его последние двадцать лет он не произнес никому ни единого слова благодарности или прощения. Этому человеку понадобилось двадцать лет одиночной камеры, чтобы прийти к этому пониманию!
Однако этот человек имел сильные качества. Честь и достоинство, которыми неизменно во все дни своей жизни обладал этот человек, заставляли его делать вызов тюремной системе, которая своей унификацией и строгим контролем, нивелирующими сознание заключенных, убивала всякую их индивидуальность. И кажется, этот человек смог не только выстоять и сохранить свое Я, но и развил его. Он стал выдающимся ученым, а его позиция и взгляды оказали значительное влияние на изменения в тюремной системе США. Ему удалось также справиться и со слепой любовью к своей матери, явившейся косвенной причиной постигших его жизненных потрясений.
Находясь в заключении все эти долгие годы, он также смог развить в себе чувство свободы, так, что многие, живущие в миру, могли бы в этом позавидовать ему. Эти годы заключения научили его также остро ценить время и возможности, так что, наверное, не всякий был в состоянии достичь того же, чего добился этот заключенный.
Видя историю этого человека, начинаешь по-другому осознавать время, возможности и ценности, которые дарует тебе жизнь.
8 мая 2009
Спорная интерпретация судьбы выдающегося орнитолога, пожизненно осужденного Роберта Страута, искусно переданная Джоном Франкенхаймером, явилась очередным достойным представителем бесчисленного ряда биографических драм, нарочито демонстрирующих зрителю безмерную мужествнность, волю и целеустремленность тех, кто оставил свой неоценимый вклад в мировой истории.
Режиссер максимально аппроксимирует жизнеописание Роберта Страуда к стилизованной, удобной для восприятия неискушенному зрителю драме, удачно комбинируя киноисследованием становления личности в «земном чистилище» и очередной попыткой приспустить незримую портьеру упаднического положения американской тюремной системы. Аккуратно вырезав наиболее мрачные эпизоды из жизни героя, систематически перекраивая и приукрашивая спорные для восприятия эмоциональные всплески Роберта Страута, Франкенхаймер даёт возможность подсознательно проникнуться настоящей человеческой трагедией. Неспешное повествование, предложенное режиссером, непрерывно выстраивает идейную основу фильма и, думается, каждого человека: не существовать, но жить.
Непроницаемый взгляд из под густых бровей расскажет любому о непокорном, непоколебимом в своих взглядах, но разочарованном жизнью человеке, из всевозможных форм восприятия действительности избравшим для себя показательную отчужденность, замкнутость и систематическую невосприимчивость к самым простым человеческим чувствам. Неспособность к критическому разложению, адекватному анализу своих поступков, собственное ортодоксальное представление о справедливости и возмездии, восприятие мира с позиции вечного борца — итог угнетающей невозможности влиять на свою судьбу, на бесследно упорхающие годы. Какой смысл продожать чудовищные душевные муки, если ты уже не живешь, а медленно умираешь? Как снова открыть для себя Жизнь?
Невозможно предугадать когда наступит тот самый миг и невидимая стрелка компаса фортуны устремится на полюс твоей судьбы, даря бесценную возможность открыть своё истинное предназначение. У каждого есть шанс зацепиться и пойти своей дорогой в избранном направлении. Роберту Страуду посчастливилось найти свой путь. Уже нет той грандиозной самоуверенности, нет того умудренного безжалостной судьбы человека, что в столь непритязательной форме предстал перед нами на заре своей тюремной жизни. Появляется уникальная возможность понаблюдать, как из куколки гордого, замкнутого нигилиста вырвется прекрасная бабочка великого ученого. Божий дар, сниспосланный Роберту Страуду от рождения, по иронии злосчатной судьбы раскрывшийся на пяти квадратных метрах его одиночной камеры, рождает нового человека, последнего романтика тюремной жизни, тонко чувствующий искренность и доброту.
Его птицы, его преданные друзья, одновременно олицетворяющие свободу и заключение, они не чувствуют горечь жизни в тесной коморке, они могут быть счастливы и за прутьями своей клетки… Страут будто увидел в них самого себя. И он продолжал жить…
«Вы не понимаете простой истины: как прекрасна молодость, как прекрасна жизнь — мы просто не имеем права в ней разочаровываться…»
1 декабря 2008
Помню, смотрел как-то давно показывали этот фильм по телевизору, когда я был совсем малой, тогда фильм показался мне немного занудным, но очень трогательным, теперь, когда я повзрослел и видел такие картины, как, например «Побег из Алкатраса» (с Клинтом Иствудом) или «Побег из Шоушенка», становится понятно, откуда авторы данных картин взяли себе в основу такой сюжет!
В общем если кто найдёт этот старый добрый фильм, где в главной роли сыграл замечательный актёр Берт Ланкастер, то обязательно посмотрите на досуге, потому что этот фильм 1962-года ничем не уступает фильмам 1979 и тем более 1994 годов!
P.S: На последок хотел похвалить замечательную режиссёрскую работу Джона Франкенхаймера, а также блестяще сыгранную роль Берта Ланкастера, пусть земля будет пухом этим ушедшим людям!
10 из 10
25 августа 2007