Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лето и дым |
английское название: |
Summer and Smoke |
год: | 1961 |
страна: |
США
|
слоган: | «In the heat of summer... the smoke of desire...» |
режиссер: | Питер Гленвилл |
сценаристы: | Джеймс По, Миде Робертс |
продюсеры: | Хэл Б. Уоллис, Пол Нэйтан |
видеооператор: | Чарльз Лэнг |
композитор: | Элмер Бернстайн |
художники: | Хэл Перейра, Уолтер Х. Тайлер, Сэм Комер, Артур Крамс, Эдит Хэд |
монтаж: | Уоррен Лоу |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 ноября 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Луизиана, 10-е годы ХХ века. По соседству живут двое. Она — Альма Уайнмиллер — дочка священника и сама по себе девушка сугубо пуританских взглядов. И он — Джон Бьюкенен — студент-медик и сын медика, любящий покутить и в целом, ведущий крайне аморальный образ жизни. И хотя Альма с детства влюблена в своего соседа, но не готова отдаться тому по первому требованию. А Джону, наоборот, особо не нужна девушка, которая не готова веселиться и ограничивает себя в плотских утехах.
«Лето и дым» — далеко не самая известная пьеса Теннесси Уильямса, написанная автором еще в 1948-м, но «доросшая» до экранизации только в 1961 году. К началу 60-х Уильямс уже стал главным драматургом Бродвея и Голливуда, а потому одно только его имя в титрах очередной постановки гарантированно привлекало внимание критиков и зрителей. Но в плане интересности пьеса и, соответственно, кинопостановка в этот раз хромает на обе ноги. Единственное, в чем остался неизменен Уильямс, так это в традиционной сексуальной тематике своих произведений. В этот раз весь сыр-бор разгорелся вокруг несовместимости двух противоположных по духу людей. Главный герой — кутила и развратник — катится по наклонной, но находит в себе внутренний стержень и внешний стимул остановиться и даже стать «достопочтенным человеком». И, напротив, пуританская и уже не молодая дева стала чахнуть в своей правильной обертке, и когда уже созреет к разврату, сама уже развратная ранее пассия сойдет с этой скользкой дорожки.
Тема для исследования человеческих душ, прямо скажем, так себе. Подгружает также медленно академическая режиссура некоего Питера Гленвилла, который снимал в своей карьере крайне редко, хотя и ценился киноакадемиками. Вообще, события в фильме разворачиваются очень неспешно, а самым динамичным элементом будет ветер, разбрасывающий листву и символизирующий конец лета и очередного этапа жизни. Однако чем фильм по-настоящему силен — так это индивидуальным исполнением, которое и вытягивает эту чуток нудную постановку. В качестве умеренного повесы недурственно смотрится Лоуренс Харви, а его визави Джеральдин Пейдж, сыгравшая влюбленную недотрогу Альму, за свою роль и вовсе получила вполне заслуженную номинацию на «Оскар». Интересно, что в начале 50-х Пейдж, как в первую очередь театральная актриса, уже играла Альму на Бродвее, так что в 1961-м ей было легче войти столь достоверно в роль несчастной пуританки.
Также оскаровскую номинацию получила основательно подзабытая актриса Уна Меркел, сыгравшая слегка сумасшедшую мамашу героини Пейдж. Как по мне, номинация чуток левая и киноакадемики скорее просто решили уважить ветерана из 30-х единственной индивидуальной номинацией. А вот Рита Морено, в том же 1962-м получившая «Оскар» за «Вестстайдскую историю», в этом фильме играла развратную девицу Розу, и выглядела без присущей ей заводной искринки. И еще одна актриса Памела Тиффин, сыгравшая любвеобильную старшеклассницу, за свою дебютную роль была отмечена номинацией «Золотой глобус» лучшему новичку. В дальнейшем у актрисы с кинематографом особо не сложится, впрочем, и в своей дебютной роли она тоже особо не блистала.
Не самое интересное произведение Теннесси Уильямса экранизированное далеко не лучшим режиссером Голливуда Питером Гленвиллом. Но вот индивидуальная игра Лоуренса Харви и Джеральдин Пейдж сделали этот фильм вполне симпатичным. Зрителю только предстоит сначала «вкурить» минут 50 постановки, а затем восприятие уже пойдет полегче.
6,5 из 10
12 сентября 2018
Одинокая дочь священника Альма Уэйнмиллер, которую все считают милой старой девой, с детства влюблена в соседского повесу Джона Бьюкенена-младшего, сына уважаемого врача. Как ни странно, но повзрослевший Джон начинает оказывать Альме знаки внимания, которые она вроде как и готова поощрить, но ее мощное духовное воспитание и непоколебимая стена нравственных предрассудков не позволяют вести себя доступно. И, когда все же наступит тот час, когда оба героя многое осознают и научатся чему-то друг у друга, увы, окажется уже слишком поздно. В основе фильма лежит одноименная пьеса Теннесси Уильямса, которая хоть и не принадлежала к шедеврам драматурга, но была довольно сильным произведением, очень тонко и драматично раскрывающем конфликт духовного и плотского начал. Режиссер Питер Гленвилл выбрал не слишком правильную подачу материала, «облегчив» поведение персонажей и раскрасив картинку в чрезмерно яркие тона, отчего цветистое костюмное действо своим общим настроением напоминает не трагическую историю, а «Мою прекрасную леди». Театральная актриса Джеральдин Пейдж, игравшая эту роль на сцене, как это часто бывает, была приглашена и в киноверсию, за которую получила свою вторую (после «Хондо») номинацию на премию «Оскар» и завоевала «Золотой Глобус». Надо сказать, актриса местами очень удачно улавливает манерность и старомодность своей героини, но, на мой личный вкус, ее стиль игры уж слишком театрален и гиперболизирован. К тому же неясно, сколько именно ее героине лет, поскольку Альме по сюжету около 25, а на экране перед зрителем предстает перезрелая 40 летняя дама. Ее экранный партнер Лоуренс Харви — настоящее разочарование, он такое же дерево как и в «Баттерфилд 8», поскольку он больше позирует, чем играет, из-за этого невозможно поверить, что такой плейбой как Джон увлекся этой серой мышкой, и, главное, в их экранной паре нет химии. Недостаточно горько и пронзительно звучит финал, поскольку Гленвилл опять же не уделяет достаточного внимания важным нюансам. Тем не менее, впечатление от картины больше положительное, поскольку присутствуют красивая картинка, удачные операторские решения и частые актерские удачи (кто действительно хорош — так это номинированная на «Оскар» Уна Меркель в роли неадекватной матери Альмы) и довольно аккуратно следующий пьесе сценарий. Обидно, что под влиянием более крепкой режиссерской руки пьеса не заблистала новыми красками, поскольку на ее основе можно было снять действительно очень сильное кино.
7 из 10
20 марта 2016