Когда деревья были большими
8
7.6
1961, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 35 мин
12+

В ролях: Инна Гулая, Юрий Никулин, Леонид Куравлёв, Екатерина Мазурова, Василий Шукшин
и другие
Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Когда деревья были большими

год: 1961
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Валерий Гинзбург
композитор:
художники: Петр Галаджев, Н. Бабурина
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 марта 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Когда деревья были большими», 1961

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Когда деревья были большими», 1961

По сюжету здесь гармонично переплетено сразу много составляющих. Трогательно и целомудренно показаны любовные отношения молодых людей с участием Куравлёва. Широким бреднем захвачены социальные проблемы общежития и послевоенного строительства, когда везде не хватало рабочих рук, но при этом же существовали и тунеядцы, с которыми государство терпеливо боролось. Невероятно авантюрная часть – с поездкой в деревню под личиной другого человека; честно говоря, нужно было иметь большое мужество, решимость и отчаяние на такой поступок. Комедийная часть связана с «бабушкой Кости» (из «Добро пожаловать...») в исполнении великолепной Екатерины Мазуровой, – вроде бы и не нужно особо играть человеку, простая роль, но как же смешно! Особая роль в картине отдана теме одиночества и веры в человека.

Лучшее в этом фильме, на мой взгляд, это постепенное пробуждение совести в главном герое в исполнении Юрия Никулина. Как он метко выразился про своё сердце, что раньше вроде и не было его, а сейчас жмёт как-то... Гениально же!

Вывод. Ни одного лишнего слова, ни единой лишней буковки, каждое движение и эмоция – строго по существу и к месту. Истинное наслаждение смотреть такие картины, мудрые и добрые, проверенные временем. Неветшающая классика!

Мне удивительно, что всякое барахло попадает в ТОП-250, а этого фильма в нём нет.

ПС. «А руки-то помнят!» – это отсюда, если кто не знал.

3 марта 2024

Неожиданно для себя разрыдался на сцене встречи дочери с отцом.

Мне 43 года, но смотрел этот фильм впервые и был потрясен. Фильм из тех, что хочется поглощать глазами и ушами. Настоящий. Глубокий и живой. Красиво снятый (оператору отдельное спасибо за сцену во время ливня на пароме) и имеющий шикарную озвучку (сцена, когда Никулин распахивает окно и оттуда слышны звуки сверчков стоит многого).

Инна Гулая красавица и играет бесподобно, ведь ей был всего 21 год, а так сыграла и раскрыла характер героини, как будто сценарий был создан на основе ее собственной судьбы.

Леонид Куравлев и Василий Шукшин молодые, амбициозные, играют актерскими мускулами на старте своих ярких карьер.

Юрий Никулин - многогранный, талантливейший артист, играющий так много разных судеб, но всегда в своей уникальной и неповторимой манере.

Браво всем актерам, оператору и режиссеру, низкий поклон за шедевр, ведь это уже наше достояние, драгоценное наследство и память на века.

6 мая 2023

Сказать, что прошла целая жизнь, значит использовать заезженный штамп. Но за эти 62 года прошла не одна жизнь, а как будто десяток исторических эпох наложились поверх этой, и из-под их груза уже трудно вытащить всё то хорошее, что в те годы было в людях и их жизни. Время не самое радужное, конечно, оттепель кончилась, и мужчины сомнительного вида в сцене в пивнушке тоже жалуются на проблемы. Но жизнь всё равно идёт, а в деревне продолжается установившийся обиход. Цветёт молодость, в воздухе влюблённость, по вечерам – костры и песни.

Кузьмич (Юрий Никулин) – невезучий, непутёвый, недотёпистый бывший слесарь, которому хорошо за сорок. Он фронтовик, у него есть специальность, но работать по ней он не хочет, ему бы к более хлебному месту, откуда можно что-нибудь унести. Москва не терпит тунеядцев и лишает их права жить в ней. Случайно он узнаёт о том, что в некоей деревне, где когда-то стоял его полк, живёт одинокая девушка, сирота, воспитанная чужими людьми. Житья в Москве нет, вот, поеду к этой девушке, одна ведь, и я один, так и уживёмся, думает хитрец. Легенда такова: Иорданов – отец Наташи.

Наташа (Инна Гулая) – ангельского вида и души девушка, трудящаяся паромщицей в деревне. Она и правда одна, но не одинока. Есть подруги, появляется внезапный ухажёр (Леонид Куравлёв), к которому и сама она давно питает тайную симпатию. Здесь позволю себе небольшое отступление. Сцены с Гулой и Куравлёвым – одни из лучших в фильме и с операторской точки зрения, и с точки зрения режиссёрской и сценарской. Любовь – это вспышка молнии. Это чуть задержавшиеся друг на друге взгляды. Это силуэты на фоне заката. Едва ли такое можно представить в современном кинематографе, где ещё любовь не успевает войти – нам в морду уже пихают постель. Эх. Возвращаемся от привычного ворчания. Наташа всё равно помнит (или хочет помнить) родителей и желает встречи с ними. Поэтому свалившегося ей на голову «папашу» принимает с распростёртыми объятиями. Впереди у неё, а особенно – у Кузьмича – испытания на возможность жить новой жизнью, с новым счастьем.

Действительно, десять жизней прошло. Что-то кажется наивным, что-то нелогичным, но почему же все полтора часа взгляд не отрывается от экрана и появляется какая-то щемящая тоска по непрожитой и ушедшей поре? То ли дело в блистательном актёрском ансамбле али в мастерстве создателей? Или теплота человеческого общения, радость встречи, поддержка и защита, которой должны быть друг для друга родные и близкие, – всё это обрело статус потерянного рая? Не знаю, не знаю. Души наши знатно потрёпаны временем. Но такие фильмы, как «Когда деревья были большими», пожалуй, смогут их немного подлечить.

9 из 10

11 февраля 2023

'Думал, сердца и нет совсем, а оно, вдруг, защемило!'

Какой сильный тонкий и чуткий фильм - в самое сердце!

Столько было моментов, когда заплакать хотелось... Смотрела впервые и очень переживала за героиню Наташу, ее чувства... и через эти переживания так хотелось верить в ее названного отца, героя Юрия Никулина (бесподобно сыгранная роль, которой веришь безоговорочно), в его душевное воскрешение - что невозможно предать такую детскую искреннюю любовь открытой светлой девушки! Как он в середине фильма о себе сказал ' Думал сердца и нет совсем, а оно, вдруг, защемило'. По моему эта фраза - фундамент всего фильма.

Потрясающий сценарий и режиссерская работа, которые все время держали в душевном напряжении, и вместе с героем Кузьмой Кузьмичом я проходила, сопереживая, весь его путь! Отлегло от сердца и отпустило в те моменты, когда он по-отцовски обнял Наташу, сказал, что наврал, что он плут и решил остаться с ней и быть ей отцом; и тогда, когда потея, он затачивал деталь своими старинными методами, а все над ним смеялись, но у него все получилось! В эти моменты я искренне радовалась вместе с героем его душевным победам! И уж совсем отпустило в конце фильма, кода Кузьма Кузьмич узнал, что в милицию его вызывают для того только, чтобы поставить штамп о прописке в паспорте - словно символичное полное принятие героя в семью и в социум.

Еще хочу сказать об актерском составе фильма - это настоящая звездная команда!!! Юрий Никулин, Леонид Куравлев, Василий Шукшин, Инна Гулая - гениальные актеры, которые могут играть простых людей с их неравнодушием к другим людям и глубиной чувств. Как ребенок, радовалась, когда в кадре сначала появился Юрий Никулин, затем Леонид Куравлев, а затем и Василий Шукшин - я не просматривала перед началом фильма актерский состав. И как же здорово собрать их всех в этом трогательном фильме!

26 июня 2022

Человеку страшны люди, а не коровы.

- Папа, ты меня любишь?

Честно я как-то отвык от таких душевных, светлых и приятных лент. А ведь в Советском Союзе таких было много. Получил большое удовольствие от просмотра, так как от этой теплоты очень радостно и в душе и в сердце. Несмотря на то, что фильм вроде как драматический, но весёлых моментов в картине достаточно много.

Главный герой фильма которого блистательно играет Юрий Никулин очень быстро становится родным, а его история вполне жизненная. По началу он очень напоминает Семёна Семёновича Горбункова, хотя до Бриллиантовой руки ещё было 7 лет, но общие черты проскальзывали, выделялся своей рассеянностью. Но это Кузьма Кузьмич Иорданов и он совершенно другой. Несмотря на то, что он пьянствует, не работает, ищет поводы оправдать себя, даже несмотря на всё это героя всё равно жалко, не потому что - это Юрий Никулин, а потому что он быстро располагает к себе.

Юрий Никулин, отлично сыграл своего персонажа, ему веришь, ему сочувствуешь, от него веет добром и теплотой, а его взаимоотношения с Наташей с одной стороны стали очень драматичными моментами в фильме, но и очень душевными, при этом которые начинались весьма забавно, а продолжились с большой любовью. Взаимоотношения отца и дочери показаны очень интересно.

Инна Гулая, в роли Наташи хоть и кажется простоватой и наивной, но в ней есть то чего не хватает многим современным девушкам она очень искренняя, она очень настоящая, то, как доверяет Иорданову, видя в нём своего отца, несмотря ни на что - это было очень сильно, а её фраза: '- Папа, ты меня любишь?' до сих пор не выходит из головы, так как это было очень искренне.

Леонид Куравлёв, в образе Лёньки оставляет приятное впечатление, его герой тоже имеет свой интерес в фильме, сыграл отличного парня, для которого красота не главное, который показывает открыто, то как любит, может быть это не так романтично, но открыто и честно.

Василий Шукшин, в образе председателя колхоза тоже вполне хорош, понравился он своей моралью, что не просто занимает своим делом, но при этом заступается за своих работников. Понравился небольшой конфликт между ним и Никулиным.

Картина Льва Кулиджанова стоящая, искренняя, добрая и настоящая, тут немало чувств и доброты, где главный герой с одной стороны не может вернуться к нормальной жизни после войны, но всё меняется, когда он встречает смысл своей новой жизни. Его смысл это дочь Наташа, ему стыдно перед ней, он пытается измениться, делает над собой усилия и причина одна - это любовь.

8 из 10

12 июня 2022

1962 год: были, были большими

Читаю другие комментарии и вижу, что этим фильмом принято наслаждаться. Да и в СССР им восхищались. Даже на Каннский фестиваль отправили. И тут, можно было бы отписаться — дескать добрый старый душевный фильм, поставить дежурную восьмерку и позабыть. Но, искренность важнее — а потому, оценку буду ставить ровно исходя из собственных впечатлений о ленте. Итак, начнем:

Этот фильм рассказывает нам о тех временах, когда люди, добившиеся удивительной, гениальной победы в Великой Отечественной войне уверенно обустраивали свое будущее. В то время, когда в Европе торжествовала «Сладкая жизнь», а в США все восхищались Элвисом и Мерилин. Конечно, нужно было что-то противопоставить. И формула Льва Кулиджанова оказалось очень точной. Простая история вскрывает нам быт двух советский реальностей — Москвы и села. Главный герой умудряется пожить в каждой из них. И везде ему не просто. Из обрывков фраз мы узнаем, что перед нами бывший труженик, военный герой. Но ныне с человеком случилось нечто плохое. Уныние и потеря веры в себя. Отсюда пьянство и пассивность.

Самое забавное, что сейчас, в наши дни, такого человека скорее всего и не считали бы аутсайдером. Благо, никто уже не докапывается до людей без работы. Никто не обещает «лишить московской прописки» тех, кто без работы. Да и среди общественных деятелей стало привычным делом гордиться своими интригами и пьянством. Очевидно, что лет 60 назад все было иначе. И это здорово, что фильм доносит до нас отголоски той, иной парадигмы.

Нам показывают общество, где к явному изгою все относятся вполне терпимо. Его недостатки решительно принимают, стремясь как можно быстрее помочь человеку преодолеть их. Тут и напряженные разговоры идут в ход, и тактичное молчание. Важно другое — в обществе, где у каждого есть свой участок занятости попросту невозможно потеряться и сгинуть, каждому найдется применение. Неспроста в ленте так акцентируется внимание на массовые нарушения прав человека за рубежом. Это противопоставление и утверждение правильности выбранного пути.

Ну а избранная модель воплощения замысла тут вполне понятная — этот фильм насыщен крупными планами, портретами. Наличие в ленте антигероя лишь усиливает контраст — все остальные персонажи своими примерами показывают необходимость исправления. В этом есть, конечно, недостаток, ибо объемный персонаж получается всего один — Юрий Никулин. Он переживает, совершает противоречивые поступки, мечется между добром и злом. Зато другие персонажи вполне линейны и односложны — наивная девушка, романтичный юноша-работник, сельский активист, добродушная старушка. Все они на своих местах, занимаются своим делом.

Для года 1962-го этот фильм показывал, что в СССР абсолютно другой путь. Тут нет «золотой молодежи», «сладкой жизни», «приключений» (вспомним про Антониони), да и «яркое солнце» лишь на колхозных полях. В этой стране будто нет «рассерженных молодых людей», нет «потерянного поколения», а «лишние люди» — к таковым относятся лишь временно, по случайному недоразумению. Социальная модель настолько эффективна, что даже в тайниках души этих бедолаг не нужно копаться. Какие там психоаналитики. Представляю, как противоречило этой реальности поэтичное и пронизанное любовью к духовным переживаниям ребенка «Иваново детство».

Впрочем, слов уже достаточно. Резюмирую. Мне очень понравилось как снимали в этом фильме Юрия Никулина. Он такой разный, такой противоречивый, такой неуклюжий, нескладный, и такой душевный, честный. Мне нравится как работала с ним камера, какие планы выбирали с ним (преимущественно, положение камеры было чуть снизу). А вот, линейность многих персонажей и вся эта идеологическая канва (а ею фильм фактически пронизан) — совсем мне не по вкусу.

6 из 10

7 декабря 2018

У Кузьмы Иорданова тот неловкий момент, когда ты фрилансер, но в Советском Союзе нет понятия «фрилансер», поэтому тебя «за тунеядство» лишают московской прописки. Иорданов случайно узнает, что в подмосковной деревне живет девушка-сирота Наташа, чьи родители «пропали» во время войны. Кузьма приезжает к девушке, представляется её отцом и начинает жить в доме Наташи, на всём готовом.

Весьма любопытна история создания фильма. Его чуть не «зарубили» еще на стадии сценария. Штатный цензор киностудии заявил, что это фильм «ни про что». (Мде, показать бы людям того времени некоторые нынешние фильмы, дабы они увидели, что значит «ни про что»). Но жена режиссера заявила «Это сценарий о колхозной деревне».

Изначально на главную роль был утвержден другой актер, но режиссер увидел в цирке Юрия Никулина и решил провести рекаст. Более того, роль Кузьмы стала первой серьезной киноработой Никулина (до этого артист снимался исключительно в комедийных ролях).

Как это выглядело со стороны Никулина:

Заходит человек домой. И тут телефонный звонок. Приятный женский голос говорит:

- Юрий Владимирович, сколько вам лет? (Ни тебе «Здрасьте», ни тебе объяснить кто звонит, а вот сразу так, сходу «Сколько вам лет?»). Скажите, пожалуйста, как вы выглядите, старым или молодым?

- Да как сказать. Мне сорок.

Женщина расстроилась.

- А может быть, вы выглядите под пятьдесят? Нам это очень нужно.

- Слушайте, вы вообще кто?

Только после вопроса Никулина собеседница соизволила объяснить, кто звонит.

Режиссер посоветовал Никулину побольше ходить по улицам и присматриваться к маргинальным личностям, чтобы вжиться в образ Иорданова. В итоге, когда соответствующе одетый Юрий Владимирович пришел на съемки (в реальный магазин), директор его не пустил.

- Я артист.

- Знаем мы таких артистов! Ты всю неделю здесь ошивался!

Режиссер и оператор подшутили над актером, сказав директору, что впервые видят этого «артиста». Директор магазина уже собирался вызывать милицию, и только тогда киношники объяснили что к чему.

Если говорить о самой картине, то «Когда деревья были большими» — очередная история о том, как мерзавец меняется под воздействием окружающих. Я уверен, что уже в 1961 году такой сюжет был заезжен.

Но!

Это как раз тот случай, когда дело спасли актеры. В фильме снялись такие звезды советского кино, как Василий Шукшин и (тогда еще совсем молодые) Леонид Куравлёв и Людмила Чурсина. И, разумеется, исполнители главных ролей — Юрий Никулин и Инна Гулая. Это один из самых удачных кинодуэтов на моей памяти.

- Сердце болит?

- Да раньше его будто и не было.

Особенно мне нравится сцена, в которой Иорданов полдня бегал по всему колхозу от старушки (которая ему и рассказала про девушку-сироту), а вернувшись домой, обнаруживает, что старушка сидит пьет чай с его «дочкой».

Напоследок отдельно упомяну персонажа Наташу. Насколько же чистая, добрая и светлая девушка. Просто идеал.

10 из 10

22 июня 2018

Фильм делающий людей добрее, человечнее…

Обожаю этот фильм. Он особенный. Стоит отдельно от всех остальных фильмов советской эпохи. Фильм с глубоким жизненным смыслом. Очень душевный. Лев Кулиджанов режиссёр особенный, его фильмы всегда отличаются глубоким смыслом и человечностью. Замечательное кино о том, как вера в человека, чистота и искренность могут вылечить больную душу и вернуть утраченное достоинство. Немного смешно, драматично, романтично, человечно.

В фильме рассказывается о судьбе человека пережившего войну. Главный герой фильма Кузьма Кузьмич Иорданов после войны вернулся домой, от беспросветности в жизни ушёл в запой. Режиссёр не даёт точных объяснений на то какой была жизнь главного героя ДО и ПОСЛЕ, но зрителям очевидно, что беспросветное будущее тянет героя на дно. Полнейшая апатия, отсутствие стремлений и желаний в жизни — вот то, что у него осталось. Теперь он не хочет ни жить, ни чего либо добиваться в жизни, хотя ему постоянно подыскивают работу, пытаются устроить. Всё меняется когда главный герой узнаёт о девушке-сироте Наташе живущей в одной из деревень, мечтающей когда-нибудь найти родителей потерянных в войну. Для Иорданова это шанс к воскрешению и он им пользуется. Ведь порой оказывается, что помочь даже незнакомому человеку, значит помочь самому себе и вылечить раны своего измученного сердца. Особенно это проявляется, когда рядом оказываются две одинокие души. Теперь они вместе и могут наконец отдохнуть от постоянных бед и ненужности окружающим.

Как бы ни были хороши современные фильмы, а все же очень приятно и очень хочется смотреть старые, добрые фильмы. Такие как фильм «Когда деревья были большими». Старый, добрый фильм, о добрых людях. Главный герой фильма можно сказать несознательный гражданин и тунеядец. Он нигде не работает. Всегда смотрю этот фильм с большим удовольствием, потому, что вообще люблю старые советские фильмы (а этот к тому же снят ещё на чёрно-белую плёнку). По сравнению с современными, они хоть и кажутся наивными, в каком-то смысле. Но зато после таких фильмов лично я становлюсь добрее. Да и вообще понимаешь, что счастье то оно вовсе не замысловато, и многого для него не нужно. Суть фильма сводится к тому, что каждый из нас имеет шанс на то, чтоб попытаться сделать кого-то счастливым и всё изменить в своей жизни, шанс на то, чтобы стать лучше.

Сценарист Николай Фигуровский создал шедевр, который при помощи удачной режиссуры, стал настоящим столкновением реализма и сентиментальности, записанным на киноплёнку. Игру актёров очень трудно характеризовать, это же советские актёры, они не играют, они проживают жизни своих персонажей. Молодой и очаровательный Леонид Куравлёв, прелестная Инна Гулая, мастер сцены Василий Макарович Шукшин, таким сильным актёрским составом может похвастать не каждая картина того времени. Операторская работа впечатляет не меньше, чего стоят одни колоритные панорамы, и крупные планы очень живы и динамичны. И запоминающаяся музыка композитора Леонида Афанасьева как нельзя удачно дополняет общую задумку режиссёра, нагнетая эмоциональный эффект, заставляя зрителя сопереживать героям, чувствовать их эмоции.

Режиссёр не ошибся с выбором Юрия Никулина на главную роль. Другого актёра в этой роли не возможно и представить. Его безграничный талант виден во всём, в движениях, во взгляде, в походке, в мимике. Этот человек способен сыграть любую роль, от самой комичной, до самой трагичной. Герой Никулина в фильме изображён очень жалким. Вроде бы нестарый ещё мужчина, здоровый, а какой-то абсолютно потерянный. И все догадываются, что не родной он отец девушке, и что в принципе она, имея и дом, и работу, уже не нуждается в бездельнике «отце», а что-то заставляет людей проявлять сочувствие, не гонят его, не разоблачают. Это лучшая роль великого артиста, на мой взгляд. Особенно трогательна сцена встречи отца с дочерью на станции, до слёз просто. Большие доверчивые глаза Наташи, проникают глубоко в сердце. Потрясающе.

Очень красиво без пошлости показана история любви двух молодых людей Наташи и Лёни. Они так молоды, так романтичны, так искренни, так верят во всё происходящее. Инна Гулая и Леонид Куравлёв лучше других актёров подошли на эти роли. Персонажи вроде бы и не главные, но очень значимые. Особенно героиня Инны, Наташа, она ведь дочь Кузьмы Кузьмича.

Смысл фильма «Когда деревья были большими» — в надеждах на лучшее, доброе в жизни и в людях. Этот фильм является поистине золотым достоянием советского кино, над которым не властно время. Шедевр по праву заслуживший безграничную зрительскую любовь.

10 из 10

14 октября 2017

Ты когда-нибудь был один? Совсем один?

Продолжая наверстывать упущенные из внимания советские шедевры, посмотрел вчера художественный фильм «Когда деревья были большими» (реж. — Лев Кулиджанов).

В данной ленте в непривычном для себя амплуа выступил Юрий Никулин, который вопреки устоявшемуся образу «Балбеса», играет обреченного, опустившегося человека, не имеющего внутри себя желания и мотивации жить. Полфильма он слоняется по улицам и бухает бухашку, пока наконец (в результате случайной встречи с одной энергичной бабулькой) не решает что-то изменить в своей судьбе.

Несмотря на то, что Никулин играл как мог, и данную работу трудно назвать слабой, но на мой взгляд, конкретно в данном фильме его переигрывает второй главный персонаж — девушка Наташа в исполнении Инны Гулая. Она сыграла эту наивную деревенскую девушку просто великолепно, в ней есть какая-то открытость, искренность, простота и при этом — достоинство. Я раньше ни одной роли Инны Гулая не видел и просто был поражен насколько натурально и естественно актрисе удался образ своей героини. Также порадовали роли второго плана — В. Шукшин и Л. Куравлев, которые обеспечили фильму достойную «поддержку с тыла».

Что касается сюжета, то мне кажется, в данном фильме он несовершенен и к нему есть ряд претензий. Детально распинаться на эту тему я не буду, но некоторые эпизоды фильма можно было бы легко сократить, особенно всякие общие планы счастливого колхоза как будто с агитационного плаката.

Так или иначе, фильму трудно поставить низкую оценку, поскольку несмотря на отдельные придирки режиссеру удалось показать чувства людей того времени, и достаточно выразительно передать саму интонацию, настроение тех лет. Это вот сочетание какой-то наивности с одновременным чувством внутреннего достоинства, порядочностью, особенно ценно в подобных картинах. Фильм, на секундочку, ровесник моему папе (1961 г.).

P.S. Сцена, где Никулин объявляет, что он все наврал, а Наташа говорит — ну у тебя и шуточки (со слезами на глазах) — вообще прекрасна.

8 из 10

28 июля 2017

Буря искренних чувств без грохота и взрывов

В дни, когда кинематограф становится чересчур шумным и помпезным, всеми силами привлекая к себе внимание искушенной публики, полезно вновь взглянуть на старые советские фильмы, наглядно доказывающие, что искреннее чувство сильнее многомиллионного бюджета, рекламы и технических излишеств. Можно сказать, что все дело в неопытной и необразованной публике, требующей простые истории, касающиеся всех и каждого, можно сказать, что примитивный уровень развития техники синематографа не позволял снять что-то более изысканное, и со всем этим можно отчасти согласиться, однако же время делает не техника, а люди; все дело — в них. Подобные фильмы — чудесный шанс узнать, что же сталось с людьми за полвека.

История пьянчужки и неприкаянного бича, выдавшего себя за отца девушки-сироты, живущей в деревне, обходится без какого бы то ни было криминала, без пафосных сентенций и прочей ненужной шелухи — лишь правда, пусть иногда скомканная или же утрированная в своем стремлении к истине, зато практически лишенная навязчивой идеологической подоплеки, которая нынче чрезвычайно популярна в российских фильмах, и тех неумелых излияний чувств, выражающихся лишь в форме, но не содержании. Ограничения рождают талант — талант выразить невыражаемое и лишь реалистично изобразить человека во всей его противоречивости — с остальным справится зритель и, конечно, актер, о котором излишне что-либо говорить. Никулин гениален в любом амплуа — в том числе и почти отчаявшегося, вечно неприкаянного и одинокого человека, в чьей жизни уже давно началась «такая полоса», Гулая же, играющая Наташу, как нельзя лучше подходит для своей роли, а ее голос — просто чудо.

О любви, снова о любви говорит нам Кулиджанов, но говорит не жеманясь, открывая глаза на правду мира — лишь на частицу, которой, однако ж, достаточно, чтобы вызвать бурю не на экране, а в душе, а ведь это — самое важное. Фильм заставляет верить не в искусно выдуманный миф, а лишь в реальную жизнь со всеми ее перипетиями, ведущими не только к счастью, хотя и к нему — непременно.

Просто и без кривляний сняли когда-то гениальную драму, финал которой под стать всей эстетике картины — он изящен, понятен, но заставляет задуматься о том, о чем сегодня уже не принято говорить без громких фанфар и лакированной пошлости жизни.

9 из 10

5 января 2017

Плохо когда счастье сразу приходит, оно должно приходить постепенно долго, так что бы на всю жизнь хватило.

Просто душевное кино.

Если брать фильмы тех лет, 60х-70х, то это были фильмы настолько простые и душевные что были понятны любому зрителю, от научной интелегенции до простого работника колхоза. Данны фильм как раз из их числа. В фильме нет двусложных диалогов, философских изречений, двоякого смысла в сценарии, все просто настолько что без диалогов понимаешь всю суть фильма, все мысли персонажей. При просмотре фильма чувствуется теплота, та теплота которую чувствуют сегодняшние старики рассказывая о славных былых СССРовских временах, нет в фильме излишнего сумбура излишней суеты, что является я считаю плюсом потому что не отвлекает от сути фильма и от понимания актеров без слов.

А ведь не врали раньше в фильмах.

Не знаю от чего, то ли от жесткого контроля со стороны государства и партии, то ли от того что люди раньше меньше врали, то ли от простодушия режиссера и всей съемочной группы, то ли от бессмысленности во вранье фильм очень правдоподобен, я имею в виду соответствует тому времени. А именно, картина предстающая перед нами; герой выходящий в город со двора через старую черную деревянную изгородь окруженная такими же старыми избами а в относительной дали виднеется здание МИДа СССР а ныне России. А ведь это центр столицы нашей родины. Думаю этим кадром в фильме хотели показать простому народу что москва хоть и столица но в ней все так же как и во всем союзе. И это не единственная правдоподобность в фильме. Откуда я знаю правдоподобно ли или нет, все просто, я смотрел фильм с дедом который жил и чувствовал то время.

Классика — значит актуально всегда.

Я считаю данный фильм классическим в синематографе, объясню почему. Классика в литератур, по одному из значений, означает что данное произведение может быть отнесено к любому времени, то есть актуально в любое время. Данный фильм это хорошо показывает, отношение главного героя к самому себе и к главной героине и ко всем остальным людям это все можно легко вынести на современный лад и выйдет практически то же самое.

Юрий Никулин новое амплуа.

Знаменитый клоун, комедийный актер, добродшный человек, весельчак Юрий Никулин примеряет новое амплуа. Фильм Когда деревья были большими — стал для великого клоуна первой драматической картиной. Я представляю как же было трудно сыграть драму после комедийных ролей и выступлений в цирке. Игра в фильме крайне убедительна, но по началу привыкший к шуткам и улыбке Юрия зритель не воспринимает его как драму, но это до первого долгого диалога. Даже если отбросить то что Никулин являлся клоуном в цирке и комедийным актером, все равно сложно представить как же тяжело ему, лучезарному веселому и доброму человеку, было сыграть в эту роль.

9 из 10

24 марта 2016

Для sergejzenit «Для некоторых деревья стали маленькими»

Для некоторых деревья стали маленькими

Когда-то в 10-летнем возрасте Вы, впечатленные смертью всенародно любимого клоуна и артиста Юрия Никулина посмотрели фильм 1961 года «Когда деревья были большими». И фильм произвел на Вас впечатление, понравился в общем. Но прошло 15 лет — и что же? Что-то у Вас не «срастается». Конечно, за эти годы технологии кинопроизводства усовершенствовались в разы, о сравнении качества нечего и говорить. Но в данном случае это же и неважно. А может Вы переменились? Важнее для Вас стали ранее незамеченные детали. Конечно мы воспринимаем окружающую нас действительность (в том числе и киноискусство) по-разному, субъективно… Но… Бесподобно ловко Вы охаяли всеми любимый фильм. Написали вроде по-русски и с соблюдением правил орфографии и пунктуации, а чувство, что пишет иностранец со знанием русского языка. Давайте по порядку.

Хорошо, что хоть в детстве Вы удовольствие получили от просмотра. А потом просто забыли и стали другим человеком. Возможно поэтому повторный просмотр, Вам избалованному всяческими спецэффектами и зрелищностью, уже не показался. А ведь такие фильмы как камертон, по ним можно проверять людей. Вот Вы и не прошли проверку.

Посмотрите лет через 15, может опять понравится? Наверное было бы интересно взглянуть на колоризованную версию фильма. По-моему если это случится, это будет другой фильм, хороший-плохой — неважно, другой… Я не противник колоризации старых фильмов, но в данном случае цвет изменит все. Восприятие станет другим, исчезнут полутона, нюансы, все забьет цвет, детали, которые будут бить по глазам. И уйдет лиризм, настроение, все то, что построено талантом авторов. Вот этому фильму ни цвет, ни другие спецэффекты не нужны. Он проникнут заложенным в нем теплом, вмешательство только все испортит.

Если Вас что-то раздражает, так это с Вами что-то не так, может у Вас плохое настроение или ногу отдавили в метро. Сцену падения стиральной машины снимали дважды и с настоящими машинами, только в одном случае без мотора, а когда надо было записать звук падения агрегата с высоты — то с мотором внутри. Сценой падения просто хотели обозначить — вот человек от волнения уронил чужую машину, чтобы исправить положение поспешил вниз — и упал со ступенек, после чего попал в больницу. Ну не каскадера же приглашать? Важно, что старушка, поняла, что перед ней несчастный человек, важно, что она пришла к нему, посочувствовала ему, и рассказала историю про Наташу. И потом уже в деревне приняла его, ничего не сказав Наташе.

Что значит «Образ Никулина стереотипичен» (вообще-то правильно стереотипен)? Ну если Вы запомнили только комедийные, не самые лучшие работы Никулина, это не значит, что нет других. Чучело, Двадцать дней без войны, Точка, точка, запятая, Андрей Рублев, Старики-разбойники, а в фильме Маленький беглец Никулин просто сыграл самого себя. Разве это стереотипные образы? Балбес не из этого ряда и сам Юрий Владимирович хорошо это понимал. Конечно образ самого актера, его фактура всегда превалирует в создаваемых им ролях, Никулин тем более всегда был узнаваем, но в том-то и фишка, что актер блестяще перевоплощался во всех своих ролях, за это и любим.

И как у Вас все смешалось в голове. И почему Вы решили, что Никулин уступает кому бы то ни было? А если Вы заглянете в историю создания фильма, то узнаете, что автор сценария Фигуровский сначала написал историю под названием что-то вроде Благоразумная ведьма, но Кулиджанову не понравилось, он предложил массу переделок. Фигуровский не сразу, но согласился с ним и в результате родился сценарий под названием «Когда деревья были большими» (Никулину кстати это название не нравилось). На главную роль планировалось снимать Меркурьева, замечательного русского артиста, но по ряду обстоятельств этого не случилось, авторы увидели Никулина в цирке и утвердили его уже окончательно.

Снимали в Москве и в подмосковной деревне. Сценарий по ходу менялся, что-то добавлялось, что-то убиралось (так, например, ушла сцена с ландышами, которыми торговал наш герой на рынке). Съемки шли год. И как можно сравнивать эту работу с современным кинопроизводством, когда за неделю снимается серия? И что же тут «притянуто за уши»?

Фильм надо смотреть внимательно. «Старушка, переехавшая в Москву» — единственный человек, который знал истинное лицо Иорданова, поскольку она сама ему все рассказала, но родителей Наташи она также в глаза не видела. Их никто не видел. Никакого абсурда, а все очень обоснованно. Из рассказа старушки мы узнаем, что в 1941 году на станции Селиваново недалеко от ее родной деревни фашисты разбомбили состав с эвакуированными. Родителей вероятно «поубивало», а осталась годовалая дочка, та самая Наташа, которую всем колхозом и подняли, вырастили. И родилась она не в этой деревне, а в неизвестном месте откуда пришел поезд, где «деревья были большими». И как можно подумать про Наташу, что она не интересуется судьбой папы и мамы? Да она только об этом и думает. Про маму ей вероятно что-то наплел Кузьма Кузьмич, авторы деликатно опустили эту тему. Это авторское дело.

Если бы Никулин встал из могилы и прочел, что Бриллиантовую руку ставят выше «Деревьев», он бы не поверил своим глазам. Как же можно сравнивать комедию, снятую впопыхах Гайдаем, призванную повеселить народ, чтобы «разогреться» перед съемками «Двенадцати стульев» с кино-шедевром Кулиджанова? Бриллиантовая рука конечно тоже шедевр, но в своем жанре. А тут.. согласитесь, уже нет СССР, нет идеологии, а фильм смотрится, несмотря ни на какие детали (я про чтение газеты).

Неуместно Ваша спортивная терминология. В этом фильме действительно хороший актерский состав. А режиссура? А операторская работа? А музыка? Они достойны друг друга и вместе и только вместе у них что-то получилось. Эта работа незаметна, этим и хороша. Ну, конечно, если Вы привыкли потреблять современный цифровой киномусор, другого слова не найду, эта незаметность Вам и не понравилась.

22 января 2013

Заявленную высоту взять не удалось

Согласитесь, бывает такое, хоть и нечасто, что фильм, от которого особо ничего не ждёшь, в итоге оказывается очень хорошим, и ты от него приходишь в полный восторг. Даже если ты его уже когда-то видел, но было это очень давно. Мы же однозначно смотрим разными глазами на одни и те же вещи в разные периоды своей жизни. Бывает, правда, и наоборот. Вроде видел когда-то фильм, и показался он тебе интересным, припоминаешь, что посмотрел на одном дыхании. А вот сейчас берёшься за его просмотр, и что-то не срастается в твоём сознании. Будто это не та картина. Будто не те эмоции, и вообще что-то не так…

В своём детстве я отнюдь не был киноманом, смотрел в среднем по одному — два фильма в месяц, подчас без особого удовольствия. А вот от картины «Когда деревья были большими» удовольствие, помнится, получил. У меня хорошая память на даты и обстоятельства, и я прекрасно помню, что смотрел этот фильм в августе 1997 года, когда вся страна скорбила о смерти талантливейшего и всеми любимого Юрия Никулина.

Тогда, в десятилетнем возрасте, мне фильм очень понравился, а вот сейчас — увы… Другими глазами я посмотрел на эту работу. Первая мысль: может, картине не хватает цвета, и из-за этого она не смотрится сегодня так, как когда-то? Глаз-то давно привык к современным спецэффектам и прочая, и прочая. Но нет, вспоминаю посмотренный где-то полгода назад «Ещё раз про любовь» и понимаю — дело не в этом. Но что-то не так…

В кадре постоянно что-то раздражает. Вот Никулин роняет с лестницы стиральную машинку. Ощущение, будто специально бросил. Неловко как-то это получилось. Понятно, что сцена специфическая, и снимать много дублей трудно. Но всё же. Следом падение с той же лестницы. И тоже неуклюже. Подобных мелочей, на первый взгляд незначительных, в фильме достаточно.

В какой-то момент приходит мысль: может, сложившийся образ Никулина слишком «стереотипичен»? Возможно. Честно признаюсь, для меня Никулин-киноактёр — прежде всего Балбес из легендарной кинотроицы. Ну и ещё Семён Семёныч Горбунков из «Бриллиантовой руки». Далёк от того, чтобы утверждать, будто Юрий Владимирович был обделён даром драматического актёра, что ему не удавались характерные роли. Для этого как минимум надо свежим, сегодняшним, взглядом пересмотреть ещё несколько фильмов, в первую очередь «Ко мне, Мухтар!» и «Они сражались за Родину». Но вот роль Кузьмы Иорданова ему… не то, чтобы не удалась, но могло бы быть и лучше.

Впрочем, дело, похоже, не в Никулине, который, будучи центральным персонажем картины, уступает и другой главной героине, и даже второстепенным персонажам, сыгранным Василием Шукшиным и Леонидом Куравлёвым, которые, собственно, и вытягивают фильм на относительно неплохой уровень. Откровенно слаб сценарий этой картины. Многое, очень многое здесь «притянуто за уши» настолько, что не обратить на это внимания просто невозможно. Напоминает низкобюджетные сериалы, идущие в дневные часы по центральным каналам. Только сжато в полуторачасовой формат полнометражного фильма.

Ситуация сама по себе абсурдна. Неужели кроме переехавшей в Москву старушки во всей деревне нет ни одного человека, кто бы помнил настоящих родителей Наташи? Почему сама героиня не интересуется, где был все эти годы её отец, почему не заглянул в родную деревню. Заметьте, девочка ведь никуда не потерялась, она выросла там, где и родилась, и как сейчас помнит, что «деревья были большими». А что случилось с мамой? Разве Наташу это совсем не интересует? Понятно, сюжет строится на том, чтобы, прежде всего, показать «перерождение» Иорданова, подчеркнуть те изменения, какие произошли в его сознании и т. д. Но, снимая подобное кино, всё же нельзя проходить мимо столь очевидных моментов.

Не могу не обратить внимания на забавную аналогию. Ключевой момент фильма, когда Иорданов пытается сказать Наташе правду, напомнил мне другую картину с участием Никулина. Помните, как в Бриллиантовой руке» Горбунков в какой-то момент выдал жене на вопрос, что у него там под гипсом, фразу: «Золото, бриллианты!»? А потом всё свелось к шутке. Чем-то неуловимо похожи эти сцены. Только восемь лет спустя после «Деревьев» Юрий Владимирович сыграл куда органичней и убедительней.

Не знаю, что написать здесь об актрисе Инне Гулая, сыгравшей Наташу. Мне о ней почти ничего не известно, и я не видел других её ролей, коих, кстати, совсем не много. Но в этом фильме она мне очень понравилась. Более того, только её искренняя игра с такими, словно настоящими, эмоциями, по большому счёту и спасает эту картину. А то, что играть ей приходится по откровенно убогому сценарию, так то ж не её вина. Вообще, актёрскому составу, несмотря ни на что, можно поставить за этот фильм оценку «хорошо». Хорошо настолько, насколько это возможно. Только поэтому ставлю фильму относительно высокий балл. Остальным создателям картины — неуд. Они, словно, неудачно выступившие на соревнованиях спортсмены, которые долго готовились, тренировались-тренировались, но в самый ответственный момент заявленную высоту взять не сумели. Увы, для отечественного кино это не уровень.

6 из 10

21 мая 2012

- Что, с сердцем плохо? — Кто его знает, хорошо или плохо. Раньше вроде как будто и не было его, а щас жмет как-то.

Только что посмотрел, эмоции распирают! Сколько времени уже я так не переживал за героя кино. За персонажа книги — да, но кино… я и не уверен что что-либо вообще вызывало у меня столько эмоций, как картина Кулиджанова «Когда деревья были большими»!

Актерский состав..! Пример совершенной игры, настолько практичной и идеальной, что она из лживой всего лишь игры становится для зрителя настоящей реальностью, фрагментом личной жизни. Инна Гулая. О, эта девушка влюбляет в себя с первого мгновения! Она так безупречно и наивно красива… Прости меня, читатель, на описание мне не хватает чувств, ни то что слов! Она играет так, что ты едва ли не чувствуешь ее рядом с собой, ее радость и тоску, счастье и стыд… Юрий Никулин. Это бог актерского мастерства. Я только что вместе с ним прожил описанную в фильме часть жизни его персонажа Кузьмы. Куравлёв, Шукшин… что толку комментировать актеров, мастеров своего дела, чье совершенство не знает границ? Все равно на достойную им оценку недостаточно никаких слов. В современном кино таких талантов просто нет. Люди снимаются ради денег. Эти же советские актеры… они не снимаются — они живут жизнями своих персонажей.

Картина. Идея сама по себе довольно банальна, но снята столь красиво, живо и динамично! Кулиджанов создал шедевр на стыке сентиментальности и реализма, он то топит зрителя в волне чувств, то разбивает о суровую реальность, то просто отпускает в свободное падение…

Это произведение искусства потрясло меня до глубины души. О нем я, кажется, могу говорить вечно, но не могу подобрать от перевоодушевления..!

10 из 10

Думаю, впечатления о фильмы и без продолжения понятны!

9 марта 2012

Когда люди были большими

Московский проходимец и выпивоха Кирилл Кириллович Иорданов — человек маленький и нестойкий, каких всегда с элегантной непосредственностью играл Юрий Никулин. Бессемейный и безработный, знающий, что такое пятнадцать суток, и каково на вкус паршивое винцо в забегаловках. Общественность сбилась с толку, пытаясь устроить Иорданова хоть на какую-нибудь работу, лишением прописки угрожала, а ему хоть бы что. Подшабашил на транспортировке, и вроде деньжат на пару дней хватит, а то, иной раз, и шахер-махер какой-нибудь подвернется.

Однажды, помогая новоявленной москвичке, бабуле из колхоза Селиваново, Иорданов разнес по нелепой случайности ее стиральную машинку и сам с лестницы прокатился. Полоса у него черная в жизни, что ж поделаешь. В больнице лежит Иорданов, смотрит, не навещает его никто, и сделалось ему грустно, а тут еще пострадавшая бабушка заявилась. Но это только сейчас она бы потребовала с незадачливого грузчика компенсацию за порчу имущества, а в советском кино ее заботит, что «за этой машиной человека забыли», да и пока суд да дело рассказала, что на ее селе тоже есть девочка одинокая, без родителей, колхозом выращенная, ждет все, пока ее разыщут. Кирилл Кириллович Иорданов не долго думая, составил план, как сиротке сесть на шею и поехал знакомиться с новоприобретенной дочерью.

Картина Льва Кулиджанова образца 1961 года интересна будет современному зрителю прежде всего тем, что он не избалован серьезными ролями Юрия Никулина, которого лишь на Новый год в «Кавказской пленнице» показывают. К тому же, должна быть тоска по хорошему, доброму кино, которое с успехом снимали в Советском Союзе и даже показали на Каннском кинофестивале. Пока Микеланджело Антониони и Ингмар Бергман пытались впечатлить зрителя глубинами экзистенциального тупика в человеке, наши режиссеры вроде Льва Кулиджанова предлагали свои, запатентованные государством, рецепты, как человека из этого тупика вытащить.

Первое и основное, конечно, — «труд сделал из обезьяны человека». «Когда деревья были большими» многим обязаны пафосу многочисленных пятилеток, проскальзывающих в кадре в виде обрывчатых сообщений о выполнении производственного плана различными колхозами. «Ты же рабочий человек» — восклицает милиционер. «Человек рабочий напоказ, а в душе лодырь» — парирует и за себя, и за других Иорданов. А потом все равно: помнят руки стамеску, помнят слесарное дело! Судя по фильму, это и есть кульминация перевоспитания Иорданова, ее наичистейший показатель. Наивно, конечно, ну а чем плохо, когда человек трудится?

Стамеской в руках Кирилл Кириллович совесть свою очищает, болит она у него, когда он видит «свою дочь» Наташу, трепетно верящую, что она обрела, наконец, отца. И в этом второй пафос фильма, чтобы ни было у человека в прошлом, верьте ему. Пускай он — жулик, пускай — пьяница горемычный, но если сердца у него не было, то однажды оно обязательно объявится и заболит, когда к человеку такому с теплом и добротой.

Совсем не обязательно верить этому фильму и искать в нем логические недосказанности и недостатки. Здесь есть потрясающий Юрий Никулин, опровергающий все сомнения в разносторонности его актерского таланта, уж очень он убедителен в роли совестливого проходимца Иорданова. Очаровательная Инна Гулая, немного переигрывающая, но в замечательной советской манере, которая не раздражает, а вызывает лишь умиление. Идеальный председатель колхоза, настоящий советский человек, в исполнении Василия Шукшина. И даже чистая любовная история с участием молодого Леонида Куравлева. Приметы времени про трудолюбие колхозов, коллективность и инициативность можно воспринимать не как приукрашивание действительности, а как авторский пример идеального общества, способного оказать поддержку и спасти от падения любого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Может, и тогда люди знали, что им сказку показывают, и что опустившегося человека поднять невозможно, а может, ошибаемся мы сейчас, отказывая таким людям в помощи и не веря в них? Когда-то деревья и, правда, были большими и, сдается мне, люди в общей массе были не маленькими.

8 из 10

27 августа 2011

Cоциальная сказка

Сейчас отсматриваю Шукшина и вот дошёл до хрестоматийных «Деревьев…». Несмотря на то, что сам я уже не молод, а фильмы любил смотреть с детства, как-то получилось так, что именно вот этот фильм, не смотря на все его регалии, прошёл мимо меня, а потому сейчас, спустя полвека он меня нашёл. То, что этой ленте достаётся от современных критиков лично меня не удивляет. То, что показано в этом фильме за полтора часа можно увидеть в большинстве современных сериалах за год, только хуже и зануднее. То есть здесь нам предлагают не столько драму с мелодрамой, сколько сказку. Обычную сказку на бытовой мотив. И вот тут первый большой прокол пиарщиков. Драма и мелодрама, безусловно, здесь присутствуют, но сказки больше.

Можно сколько угодно говорить о неправдоподобности или ещё каких технических деталях, а вот только почему-то слушая сказку о том, «Как солдат на царской дочке женился» мы в неё верим, а тут начинаем рассуждать о том, что не бывает таких бабушек, не бывает таких председателей, не бывает таких алкашей… Бывают мальчики и девочки, ой бывают. И есть масса людей, у которых ни отца не матери и они в эти сказки верят, и с ними такие сказки случаются, хоть и не у всех и не каждый день.

Наивно говорите, наверное. А вот только говорить о том, было или не было могут те, кто жил в то время. И не просто жил, а жил в сельской местности. А то, что считают современные «аналитеги»… Так они много чего считать могут. Например, заработанные деньги или крутость спецэффектов. А вот в Каннах посчитали и дали Пальмовую ветвь…

Для некоторых современных зрителей фильм стал откровением уже тем, что, казалось бы, комедийный актёр Никулин взял да сотворил простую, но такую душевную драму на пару с мистической бабушкой и «своей дочерью». Странно, многие считают Никулина только персонажем комедий. Посмотрите его биографию, там драмы ничуть не меньше, чем комедий.

Фильм получился на редкость цельным, а потому делить и дробить его, боюсь, не получится. Многих смущает любовная линия, которая получилась несколько скомканной. Вопрос. А у юношей и девушек чувства работают согласно неким инструкциям и предписаниям? Если вы так считаете, то боюсь вас разочаровать. Наверное, можно было накрутить там больше чего, однако это линия не то чтобы не основной, она была частью целого. То есть то самое единство. В итоге, как только зритель начинает анализировать любовную линию, производственную линию, семейную линию… Доверьте это дело хиромантам, им это привычно. Хотите понять фильм и получить удовлетворение — смотрите его целиком.

Всё же работу оператора не могу не отметить. Одна гроза чего стоит. Она вообще получилась так, что любители арт-хауса обзавидуются, плюс сцена в птичнике, плюс хоть и монохромные, но колоритные панорамы.

Итог. Отличная социальная сказка (именно социальная, а не социалистическая). Особенно она хороша для тех, кто верить в простые чудеса.

24 мая 2010

Слишком душевно

Да, именно слишком. Складывается ощущение, что авторы картины увлеклись внутренними переживаниями героев и начисто забыли о внешней стороне дела.

Очень подробно и красочно рисуют они образ Кузьмы Кузьмича Иорданова — пьяницы и тунеядца. Ю. Никулин просто живет ролью. Не менее убедителен, впрочем, он и в минуты душевных терзаний, мучительных раздумий, борьбы с собственной совестью. Всё это очень хорошо изображено на экране. Но! К чему мы приходим в итоге?! Попытка сказать правду не удалась — малодушие, ошибочно, я полагаю, воспринятое многими как, напротив, великодушие взяло верх. Ложь остается в основе взаимоотношений главного героя с, возможно, единственным человеком, относящимся к нему с теплотой и любовью. Это ли не путь в тупик?

Непонятна мне в этой ситуации и позиция бабули, несомненно узнавшей в лице невесть откуда взявшегося отца молодой девушки могильщика своей стиральной машины. Дескать, спросила, не обижает ли он тебя — считай, сняла грех с души? Мне так не кажется.

А работа? Нешто прикажете с умилением взирать на радостное лицо бывшего слесаря, восклицающего: «Помнят руки-то!» и тут же со всеми прощающегося. Или, быть может, это означает, что обработав одну деталь, герой встал на путь исправления? Увы, не верится. К сожалению, прошу заметить! Потому что мне бы хотелось увидеть реальное его преображение. Можно было бы говорить о реальности или излишней наивности картины, но, в любом случае, разговор бы строился на фактах, а не на домыслах и предположениях.

Есть вопросы у меня к романтической линии фильма. Совершенно непонятно, зачем было упоминать какую-то Зойку, якобы взамен которой герой Л. Куравлева обратил внимание на главную героиню. Она и в кадре-то появилась на пару мгновений, зато разговоров! И тут же любовь, замуж — как-то не вяжется одно с другим, честное слово. Или финал, скажем: замуж вышла — и трава не расти теперь — с милым и на сеновале рай.

Не обошлось, конечно, и без образцового председателя колхоза. Не то, чтобы я против, но только мое мнение такое: вместо того, чтобы на пароме отношения выяснять — он бы лучше ручку покрутил — девчонке помог. Хотя, оно, конечно, «если каждый руководитель будет трубы таскать — где мы столько труб наберем». То ли дело печать в паспорте — как так не поставил — это ж, брат, нарушение! Нехорошо! Давай-ка подвезу.

Хорошее кино. Не спорю. Но не могу я от всех этих, определенно, посторонних мыслей отделаться. Парадокс. В кои-то веки, может, решили фильм снять мало-мальски жизненный, без лозунгов и перевоспитания за 1,5 часа экранного времени, и то не угодили. Ну что ты будешь делать! А, может, всё-таки, не так всё и безупречно, а? Может, мои сомнения да замечания под собой тоже какую-никакую почву имеют? Не знаю. Но впечатления от просмотра вот такие остались. Недосказанности и незавершенности.

7 из 10

11 мая 2010

-Помнят руки-то! Помнят!

Наши старые советские фильмы всегда отличались какой-то простотой и лёгкостью (наверное, лучший пример этого «Я шагаю по Москве», незамысловатый сюжет в итоге вырос в фильм-шедевр), но, тем не менее, в них всегда есть что-то такое родное, чего нет в зарубежных фильма, какая-то частичка нашей души из этого фильма. Вот «Когда деревья были большими» как раз и относится к таким фильмам.

Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью…

Фильм поднимает серьёзные нравственные проблемы связи человека с человека, даже косвенно можно сказать с семьёй. Ведь Наташа не была настоящей дочерью Кузьмуы Кузьмича, как она думала, и когда он приезжал, по нему было видно, что едет он далеко не за тем, чтобы проникнуться любовью к своей новой дочери, а просто, чтобы продолжать дальше сидеть без дела. Но в человеке просыпается совести, во многом из-за того, что он видит, как любит его Наташа, а он всё деградирует и деградирует в моральном плане. Вот так вот вкратце, но у нас фильмы редко бывают замысловатыми, и тем не менее это ни в коем случае им не мешает, просто не надо строить Вавилонскую башню на фундаменте 3 на 4 метра. У многих режиссёров редко получается что-то хорошее, когда за плечами у них нет ничего, а сценарий попадается замечательный, фильм может просто рухнуть. А вот тут как раз ничего рушить и не пришлось, так как фильм снят в идеальных пропорциях.

Хорошо показаны взаимоотношения Наташи и Кузьмы Кузьмича, во многом из-за замечательно игры актёров Юрия Никулина и Инны Гулай. Конечно, как-то по обыденному показана дружба, а потом и любовь Наташи и Лёньки, как-то типично, но что можно было ожидать большего, всё-таки фильм далеко не об этом. Конечно, колхоз как социум показан немного бедно, но, тем не менее, всё-таки фильм — это личная драма. Личная драма о муках, об постоянном угрызении совести, и как результат о прощении. Шедеврально сделанная последняя сцена это гимн тому, что за все грехи, какими бы они не были бы, если человек раскаялся, следует прощение.

А что же значит название «Когда деревья были большими»? Главная героиня вспоминая своё детство, говорила, что помнит, что деревья были большими. Если фильм о прощении, об искуплении грехов, то тогда, возможно, время, когда деревья были большими, и есть тот алтарь чистоты и святости, ведь малые дети чисты и невинны…

В итоге и Кузьма Кузьмич остался в выигрыше, так как перевоспитался, стал другим человеком, и Наташа оказалась в выигрыше, так как наконец-то нашла близкого себе человека. Все счастливы, так может это и правильно стояло бы пойти на обман, ради такого, искреннего счастья?

Фильм снят в типично старом Советском стиле душевного и простого кино. Но он и сейчас, через столько лет согревает душу теплом, и вселяет какую-то долю оптимизма. И тех, кто думает, что Никулин это только комик, спешу огорчить. В фильме «Когда деревья были большими» он сыграл свою лучшую роль.

11 мая 2010

Помнят руки-то!..

Он прошел войну, прошел не без славы, имел профессию, потом потерял жену… потом расхотел жить. Что-то от него еще хотело государство, общественность, говорили ему — работай давай, рано тебе в гроб, а он уже не мог, что-то сломалось. Случайные подработки, немного денег, выпить вина — на другое не сил, не желания. Ну, понятно. Разочарование в жизни, неимение сил начинать заново… ну не все же герои, не каждый стиснет зубы и заново пойдет строить жизнь, которой осталось-то уже не так много, да и было бы ради чего стараться.

Самый жуткий момент — с падением этой чертовой стиральной машины. Я не могу просто смотреть на это, переживаю даже не как за свою — а словно это я ее разбила, протащив наверх этажей так пять, чужую новую вещь. Добрейшая бабка невольно подсказала Кузьмичу что-то вроде выхода из тупика, он ухватился…

Знал, что замыслил аферу, переживал, не хотел для себя это называть обманом. Вроде бы и не дурное замыслил — не обобрать сироту, не грабеж какой, так — иллюзию семьи себе создать, да и девушке заодно… а не мог никак с совестью договориться. Мучился. Работать не хотелось, но перед «дочерью» стыдно…

Девчонка его переиграла, Наташа эта с глазами лучистыми нашла заклинание, превращающее прохвоста в отца: ты врешь, что не отец, нет, ты — отец и все. Вопреки логике, просто по желанию… самому такому главному — родителей найти. А Кузьмич тут и смысл нашел потерявшийся.

Хорошая сказка… жаль, что наложена сказка на чугунную пропаганду богатства советской деревни, гегемонии пролетариата, больших строек… на долгие скудные пейзажи, снятые с ленивых ракурсов. Сбивают постоянно эти тракторы, гуси и коровы, на плакат так и просящиеся. А уж эта жуткая история из газеты про расистов Америки, избивающих негров направо-налево, вызывает недоумение и мысли на тему: «представляю, что в Америке про нас тогда в газетах писали». Вот очень это было надо вставлять, эту несчастную политическую подколку?

Любовная история тоже немного сбивает, хотя она довольно оригинально завершилась… то есть перешла в новую стадию. Не очень понятно, зачем она. Вроде не центральная, а времени много ей уделили… времени много, а недосказанностей тоже хватает… Вообще, свойственно фильму некоторое застревание на побочных деталях.

30 июня 2009

- Папа, ты меня любишь?

Я думала, что на такой замечательный фильм будет куча отзывов, а получается, что интереснее людям писать и читать, про «хранителей», да «австралию». Очень жаль.

Сюжет фильма до боли простой: жил-поживал беспринципный человек (единственная серьезная роль, которую я видела у Никулина), после рассказа случайной знакомой о девушке, живущей без родителей, в своем доме, решает прикинуться ее отцом, чтоб пожить за чужой счет. Но встретив впервые за всю свою жизнь достойного человека в лице новоприобретенной дочери, решает координально изменить свой образ жизни.

Мне очень понравилась игра актеров. Просто блестяще. Какой молодой Леонид Куравлев, такая простая и обворожительная Инна Гулая (кстати, до этого фильма я не видела картин с ее участием, надо будет это дело исправить). Про Юрия Никулина и Василия Шукшина и говорить нечего — это просто мастера, я перед ними преклоняюсь.

Раскрыть такой сложный образ Кузьмы Иорданова — того самого беспринципного, Юрий Никулин смог просто восхитительно. Лично я сразу прониклась симпатией к его герою (хотя и не должна была). А улыбка Наташи (персонаж, которую играла Инна Гулая) просто притягивает и освещает каждый кадр.

Фильм добрый и легкий о вечном, такой фильм можно пересматривать бесконечно и не переставать удивляться завораживающей актерской игре, злободневности проблемы, поднятой в фильме и просто для души.

20 марта 2009

Мелодрама Когда деревья были большими появился на свет в далеком 1961 году, более полувека тому назад, его режиссером является Лев Кулиджанов. Кто играл в фильме: Инна Гулая, Юрий Никулин, Леонид Куравлёв, Екатерина Мазурова, Василий Шукшин, Елена Королёва, Евгения Мельникова, Аркадий Трусов, Павел Шальнов, Георгий Шаповалов, Марина Гаврилко, Данута Столярская, Вера Орлова, Г. Биневская, Владимир Лебедев.

Страна производства - СССР. Когда деревья были большими — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.