Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек-амфибия |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский |
сценаристы: | Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов, Александр Беляев, Алексей Каплер |
продюсер: | Иван Провоторов |
видеооператоры: | Эдуард Розовский, Мирон Темиряев |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Всеволод Улитко, Тамара Васильковская |
монтаж: | Людмила Образумова |
жанры: | фантастика, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 января 1962 г. |
на DVD: | 25 марта 2010 г. |
на Blu-ray: | 20 июля 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Беляев - мой любимый автор. И экранизации его романов часто шедевры. Особенно 'цепляют' романы с живыми характерами. Научная фантастика часто грешит картонными героями и плоскими характерами, человеческие отношения и логика приносятся в жертву научной составляющей. Хотя, вероятно, это перегрузило бы сюжет. Беляеву же часто удавалось это совместить.
Фильм сильно отличается от книги уже хотя бы потому, что не все можно было перенести на экран при возможностях 1960х. Тем не менее. Шансонетка 'Морской дьявол' очень органично вписывается в контекст и смотрится забавно. Экзотическая природа как бы Аргентины - тоже. Если бы фильм снимали в наши дни, можно было бы воплотить на экране и сад с экзотическими зверями, и битву со спрутами. Однако...
Вот как смотреть этот фильм прожженному биологу?
1. Уже сам факт пересадки ребенку жабер акулы как способ спасения смотрится слегка странно. Во времена Беляева не знали об иммунном барьере. Другое дело, что для блокирования иммунной реакции следовало бы полностью вырубить иммунную систему, а это еще хуже, чем жить с дыхательной недостаточностью. И в чем же проблема Ихтиадра: дыхательный центр, недостаточная площадь альвеолярной поверхности, межреберные мышцы? Проще нарастить с помощью стволовых клеток недостающие ткани или же привести в порядок дыхательный центр.
2. Кто обучал и воспитывал Ихтиандра? Его приемный отец - очень занятой человек, вряд ли у него было время не только полноценно учить ребенка, но и прививать манеры, а их учат не за партой, нужно вращаться в обществе. Приглашать учителей - опасно, да и любой учитель сбежит от такого воспитанника.
3. Вопросы социализации. Неужели Сальватор не понимал, что для нормального развития психики нужна какая-никакая социализация, а держать приемного сына взаперти просто жестоко? Двадцать лет прожить рядом с городом и ни разу там не побывать? Не уметь делать покупки и не знать, какое сегодня число? И незачем таскать для этого сына по всем помойками. Есть же какое-то приличное общество, наконец, коллеги, которые понимают ситуацию. В конце концов, состояние здоровья Ихтиандра позволяло посещать ему частную школу, где учителя не позволили бы бить сына профессора по спине.
4. Наконец, почему Ихтиандр, плавая в заливе и изрядно пугая людей, не проявлял интереса к их обществу. Дельфин в качестве домашнего питомца не заменит общения.
5. Питаться сырой рыбой и пить морскую воду без необходимости - не лучший вариант. Сальватор должен был приучить сына к нормальной еде, чтобы потом не расхлебывать последствия нездорового питания. Ребенок предпочтет фрукты и сладости рыбе, потому что у него иначе устроены рецепторы.
И тут снова всплывает тезис: 'Мы в ответе за тех, кого приручили'. В данном случае, кого спасли.
23 августа 2022
«Мне теперь морской по нраву дьявол. Его хочу любить!»
Песня из фильма
Только какой же Ихтиандр дьявол? Скорее уж ангел. Кстати, интересный факт: морские ангелы — это акулы, которых насчитывается более двадцати видов. Раз уж фильм посвящён морской тематике, то не упомянуть об этом я не мог. 1961 год. Время, когда во всём мире снимались самые красочные и позитивные фильмы. Если бы экранизация «Человека-амфибии» вышла за рубежом (а ведь её планировали снять в Голливуде, но посчитали слишком сложной из-за подводных съёмок), то сейчас воспринималась бы с меньшим удивлением. Как зритель, хорошо знакомый с фантастикой 1960-х, я могу назвать более десятка японских, американских и французских лент, в которых такие же яркие цвета и схожие пещерные декорации, но отсутствуют натурные подводные съёмки. Более чем за десять лет до выхода знаменитых «Челюстей» советские режиссёры показали нам гипнотизирующий своей синевой океан и невероятно красивую историю о любви.
Уверен, что даже самые ледяные сердца растают при виде Гуттиэре и Ихтиандра. Ну как этих двоих можно не любить? Анастасия Вертинская и Владимир Коренев — редкие (особенно в наши дни) примеры сочетания внутренней и внешней красоты. Во всяком случае, по фильму о них создаётся именно такое впечатление. Синева в глазах (небесная или морская, кому что больше нравится), чистые улыбки и звонкие голоса, принадлежащие, правда, другим актёрам, но идеально дополняющие персонажей. Экзотическая для нас Аргентина, в которой происходят события, только усиливает восторг и очарование от того, что происходит в кадре. Слов не хватит для того, чтобы выразить всю красочность и доброту, которой наполнен фильм. Но где есть доброта, там есть и злодей. Куда ж без него? Педро Зурита, сыгранный Михаилом Козаковым — внушительный образ, который вызывает негодование как антагонист, но восхищает как колоритный персонаж. Что, интересно, испытывают актёры, которым по сценарию требуется мучить таких прекрасных созданий как Гуттиэре и Ихтиандр? Заявляю прямо и открыто: если б мне довелось играть Зуриту в таком фильме, я назвал бы себя на экране чудовищем.
Есть в фильме и ещё одна тема, которую, правда, сильно затемняет то, что я перечислил абзацем выше — риск, на который идут учёные-первопроходцы. Наиболее значимым персонажем после Ихтиандра, Гуттиэре и Зуриты является доктор Сальватор, блестяще сыгранный Николаем Симоновым. Несмотря на то, что сцен с его участием не так уж много, персонаж получился глубоким и вызывающим сильнейшее сочувствие: он хотел изменить мир к лучшему, но из-за человеческих пороков всё разрушилось. Почти всё. Очень грустно, что подобный мотив, берущий начало ещё в романе «Франкенштейн, или современный Прометей», в советском кинематографе поднимался унизительно редко. До сих пор актуальная и вызывающая много споров, эта тема замалчивалась, как и всё остальное, что руководство исчезнувшей страны считало неправильным. В это сложно поверить, но в год выхода критики разнесли этот фильм в пух и прах. За что? Лучше не пытайтесь это узнать. Шедевры наподобие «Человека-амфибии» создавались не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И мы должны быть благодарны упорству режиссёров и стараниям актёров за то, что подобные фильмы появились на свет.
Мне остаётся добавить лишь одно: как экранизация романа Беляева, фильм получился местами сжатым, но это ни в коем случае не делает его плохим. Всё, что позволили себе режиссёры — это немного сместили акценты к чувствам и добавили больше позитива и надежды. Это не тот случай, когда нехватка фантастических элементов вызывает негодование. На момент публикации этой рецензии ходят разговоры о китайском ремейке фильма. Что из этого выйдет — покажет время. А «Человек-амфибия» 1961 года — яркая морская звёздочка в необъятном океане большого кино.
10 из 10
16 августа 2021
Если полистать справочники, найдём, насколько фильм был популярен. В первый же год проката стал чемпионом.
Почему же, что в фильме такого? Кажется, ответ прямо перед нами: это романтика и наивность, помноженная на неумение и нежелание учиться врать, хитрить, интриговать.
Герой Козакова (антигерой) интриговал и вредничал. Он был абсолютно несимпатичен публике.
Симонов, Вертинская и сам Ихтиандр (Коренев) были очень симпатичны. Заметим, Козаков особо рож злодейских не корчил, а его персонаж был очень неприятен публике поступками и лживостью.
Романтически настроенная советская публика наверняка именно такими и представляла себе дельцов презренного Запада.
Хотя в фильме явно проступало что-то средиземноморское, стало быть, Педро Зурита должен быть относительно СССР где-то на юге или юго-западе, а то и вовсе за океаном. Значит, на западе… Вообще-то, дело было как бы в Аргентине, но это особо никого не интересовало, как кажется.
Всё дело в том, что на глазах у советских зрителей развивалась красивая романтическая история, и её мог испортить буржуй-пакостник и мерзкий эксплуататор…
И публика переживала, волновалась за героев. Разве не для этого нам кино? Не ведро попкорна сгрызть, а поволноваться мы туда ходим.
В сюжете всё, как в романе Беляева: учёный смог изменить природу одного человека и сделал его двоякодышащим.
К финалу любовная драма почти становится трагедией. По мнению плачущей части публики, лирика в самом деле превращалась в трагедию — стихия разделила любящие сердца.
Ихтиндр влюблён, но отделён природой. Гуттиэре влюблена, но не может стать рыбкой или дельфинихой хотя бы…
А неплачущая часть публики могла, продвигаясь к выходу из кинозала, призадуматься о том, насколько велика ответственность учёных за сделанные ими открытия. Однако это было давно.
В наши дни думать уже не о чем: надевай маску и дистанцируйся, а то доведёшь соседа по кинозалу до истерики.
Увы, нас сейчас друг от друга отгораживают не стихии, а марлевая версия добровольного мракобесия и строгие правила отбегания.
8 из 10
9 июля 2021
В далёкие 1960-е, советские кинематографисты замахнулись на небывалый проект, от реализации которого ввиду сложности съёмок отказался даже Голливуд. Фантастическая мелодрама «Человек-амфибия», поставленная по одноименному роману Александра Беляева, стала лидером советского кинопроката 1961 года.
Однажды жгучая красавица Гуттиэре оказывается на волосок от гибели: девушка случайно в море и начинает тонуть. Спасает несчастную прекрасный незнакомец, чудом появившийся из морских глубин. Юная Гуттиэре ещё не знает, что загадочный молодой человек, пленивший её сердце, обречён жить в воде, и что он и есть тот самый «морской дьявол», который наводит ужас на всех ловцов жемчуга в Буэнос-Айресе.
«Человек-амфибия», в своё время стал просто притчей во языцех. Да и сейчас в общем фильм пользуется немалой, хоть и уже меньшей популярностью. Фильм-памятка. Довольно старый фильм, но тем не менее очень хороший в плане сценария и игры актёров.
Это шедевр кинематографа. Как это преподнесено автором фильма — в Голливуде о таких съёмках даже не мечтали. Наисложнейшая работа. Сам Владимир Коренев едва не погиб при съёмке сцены, когда он был привязан к якорю. В фильме сыграли великие артисты, ни на йоту не сфальшивив, я даже слов не могу найти, чтобы охарактеризовать всё действо фильма. Картина не имеет себе равных на то время в мировом кинематографе, а в чём-то недосягаема и поныне. Прекраснейший фильм! Нынешний кинематограф оставляет желать лучшего. А это маленький шедевр. Без противных пошлых сцен и насилия. Показана бескорыстная чистая любовь, искренние чувства, красота природы, подводный мир. Очень интересно и увлекательно. Пересматривая картину, как будто перемещаешься в прошлое, в те светлые года, когда дружба — это совесть и клятва, любовь — с первого взгляда и на всю жизнь… Пожалуй единственный фильм, который воспринимается лучше, чем книга! Особенно когда не было компьютерной графики, фильм строился только на игре артистов.
Очень люблю этот фильм с его магической атмосферой. Сколько лет прошло, технически операторская работа претерпела множество революционных изменений, а смотрится на одном дыхании. Актёры, море и удивительная музыка — всё вместе сложилось в неповторимую картинку. Не говоря уже о том, как приятно посмотреть на таких молодых и таких красивых Анастасию Вертинскую и Владимира Коренева. Фантастический фильм. С момента его съёмок, лучше этого фильма в жанре романтическая мелодрама, в отечественном кинематографе ничего не было, (разве, что только «Цыган», но это уже другая история).
Фильм уникальный и неповторимый до сих пор — цвет, море, музыка А. Петрова… Чистая любовь… Помимо таких актёров, как Владимир Коренев, Анастасия Вертинская и Михаил Козаков, на мой взгляд, лучшим актёром в фильме, стал актёр Анатолий Смиранин в роли Бальтазара — какой колорит, какая энергетика! Как жаль, что он не стал знаменитым актёром, не сыграл главных ролей. Он мог бы стать звездой мирового уровня! Таких актёров даже в те годы было мало.
Мне рассказывали, что песня «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» мгновенно стала популярной. Она звучала из всех окон. Её переписывали друг у друга на магнитофоны. Ещё началось увлечение плаванием в ластах. А узкие белые брюки, как у Ихтиандра, стали входить в моду.
Фильм чудо! Море, солнце, скалы… Главный герой с чистой, неиспорченной, глубокой душой. Гордая красавица героиня. Влюблённый в героиню злодей… Классический любовный треугольник. И пусть немножко наивно, преувеличено, но — великолепно! Снят по всем канонам и качеству, при всём при этом с идеей! А если учесть что это 1961 год, и это бесконечные герои пятилеток и революций, стахановцев и доярок, то фильм этот просто глоток воздуха из чистой и светлой мечты! Фильм получился таким только благодаря таланту и безумному риску его создателей. Сейчас никто даже пытаться не будет повторить что-то подобное, современный «шедевр» можно создать не выходя из-за компьютера. Тем больше ценишь живое настоящее кино. А музыка — это нечто! Завораживающая, таинственная, отчаянная, печальная до слёз, откровенная, волнующая, разрывающая душу, светлая и нежная. Какое разнообразие тем и мелодий!
Для меня этот фильм — высшее достижение киноискусства в жанре романтического кино! Такого больше нет и не будет! Вот в этом секрет его успеха. Ни когда не устареет. Красота не имеет временных рамок!
10 из 10
8 декабря 2018
До начала съёмок «Человека-амфибии» сценарий фильма провалялся в столе «Ленфильма» десять лет. Никто не брался за такое ввиду по-настоящему авантюрной составляющей проекта, где работы в море невозможно было бы избежать. До эталонных продвижений Сергея Урусевского в этой области оставалось три года, когда он будет ручной камерой снимать со дна бассейна без склеек в фильме «Я — Куба» двадцать минут подряд. И даже киноделы из Америки отказывались браться за столь тяжкую миссию и высмеивали русских-безумцев, когда всё-таки сталось, что фильму быть. В общем-то, прошло более пятидесяти лет, и, как видим, всё у наших постановщиков получилось, фильм полюбился 65-миллионной аудитории и держит одиннадцатое место в лидерах советского кинопроката.
Но как бы ни прогрессивно было время, в фильме помимо техники должен быть хороший сценарий. И вопросов к нему, откровенно говоря, возникло много. Не получится списать всё на книгу Александра Беляева, написанную ещё в годы НЭПа, потому что много времени прошло, и адаптация в свете достижений искусства оного фильма должна была пройти серьёзная. Получилось, что получилось: не очень умный и откровенно поверхностный сюжет, где часть событий, из которых фильм собран в пазл, хороша, а часть вообще необъяснима. Как бессознательная Гуттиэре не захлебнулась за внушительно-проведённое под водой время? Почему это не как на ней не отразилось? Почему Ихтиандр устраивает сцену в магазине Бальтазара? И последнее ещё можно было бы списать на непонимание того, как устроен мир, но только для человека с жабрами акулы. Как же красавица Гуттиэре? Её не смутило то, что какой-то мужик ведёт себя, как маньяк: хватает её, перелезает через стойку, говорит весьма ненормально, провоцирует всеквартальный караул. Очень странная сцена. Не была бы она такой странной, если б возник хотя бы иллюзорно какой-то букетно-конфетный период в отношениях Ихтиандра и девушки. Но его не было, как и какого-нибудь объяснения происходящего. Странно было бы списывать это на бурление чувств, хоть и действие происходит в горячей Аргентине. Хорошо, что во второй части история больше склонилась к логике.
Вообще, сама вторая часть состоит из действительно запоминающихся эпизодов. Не из разряда пограничного и революционного по типу босоногой Варвары из «Летят журавли» (в «Человеке-амфибии» 17-летняя Анастасия Вертинская однажды предстаёт в мокром купальнике — в условиях СССР невероятно смело), а другого. Например, сцена, где главный герой в порыве гнева выбрасывает жемчуг в море, в которой чуть ли не впервые чувствуется эмоциональность участников истории и которой веришь. В концовке будет точно также — эмоциональность и чувства достигают экзистенциального состояния. Не испортит их и довольно театральная манера актёрства, присутствующая повсеместно, где даже Михаил Козаков немного перегорел ближе к развязке. Жаль, что так не было на протяжении всего фильма, хотя каждого персонажа удалось обрисовать в меру хорошо. Мы понимаем цели и мотивацию, но действия озадачивают.
Ввиду того, что сюжет не впечатлил, впечатляет техника. Хоть не за горами отлёт Юрия Гагарина в космос, кино ещё не оснастили высококлассной аппаратурой, и даже упоминавшийся Голливуд этого не отрицал. Так что все эти подводные съёмки, к которым отнеслись при творчестве с полнейшей серьёзностью, оправдали себя больше, чем на сто процентов. И так — вся работа операторского цеха, ведомого Эдуардом Розовским. Те самые сцены, накал которых сравним со встречей Скотти и Мадлен на скалистом заливе под Золотыми воротами в «Головокружении» Хичкока, оператор снимал с душой, что называется. Где только камера не побывала, радуя невиданными доселе трюками и создавая атмосферу этой самой научной фантастики, которая ввиду наличия простецкой лирики терялась. Радует и футуристическое окружение, эпизодами мелькающее, вперемешку с статичной латиноамериканской действительностью. Вообще, само ощущение океана, с 1961 года ставшего для зрителя реальностью, будоражит, а с музыкой Андрея Петрова превращается в фантастику окончательно, в которую верится.
Есть важный итог, поставленный этим фильмом. За «Человека-амфибию» режиссёров Чеботарёва и Казанского можно приравнять к Вертову, Эйзенштейну, Протазанову и многим другим праотцам кинематографа, на опытах которых весь мир учился снимать кино так, чтобы это выглядело, как профессиональное искусство. Потому что как всегда у наших не было (и не будет) оборудования даже наравне с мировым, но в таких условиях они «крутятся» и пишут на плёнку учебники. Вот и в далёком 61-м мир узнал, что вот так, как эти русские, снимать можно. В этом — основное величие фильма «Человек-амфибия».
7 из 10
2 августа 2018
Загадочный морской дьявол будоражит умы жителей побережья неназванной латиноамериканской страны (очень похожей на Мексику, а то и Аргентину). Но это человек, в результате медицинского опыта получивший возможность жить под водой. Но однажды спасенная им девушка перевернула всю его жизнь — земля становится для него источником счастья и страданий.
Александр Беляев — человек сложной и литературной и человеческой судьбы. Его творчество легло на 20—30-е гг., что не могло не сказаться на идеологии его книг, а война трагически закончила совсем не длинную биографию — фантаст умер в Пушкине от голода. А в современности его произведения почти забыты, в чем, может, виновата и явно марксистская подоплёка его сюжетов и персонажей и укорененность не в далёком будущем, а в капиталистическом настоящем. Думается, что сейчас в связи с выходом нового творения Гильермо дель Торо, косвенно отсылающего к самому популярному, видимо, произведению Беляева, интерес возродится. В том числе и к экранизациям.
Правда, экранизированному Человеку-амфибии жаловаться на забвение не приходится. Потому что несмотря на классовую правильность и лежащие под спудом каноны соцреализма, это всё-таки история любви. Наверное, потому что она содержит приметы не фантастики Беляева, а своего времени.
В первую очередь, это романтические герои и романтическая история почти Ромео и Джульетты. Только в качестве разлучателей взяты не враждующие родители, а враждующие классы, которые не поделили Гутиэре, и суша и море как граница между влюблёнными. Пожалуй, эта фабула, в которой море (океан) выступает как родина бога красоты Ихтиандра, становится ещё и хранилищем невинности, является идеологически центральной. Может, поэтому так разнится подача суши и воды в фильме. Характерны пасторальные и медитативные картины Ихтиандра (буквально — человек-рыба) в море, где он представляет себя вместе с Гутиэре (хотя и утверждает вербально, что его тянет к земле) под гипнотическую музыку Андрея Петрова. И совсем другая, почти демоническая картина ночной жизни города, где звучит фальшивая песня развратного буги «Морской дьявол». Почему фальшивая? Потому как ошибается в оценке героя — он невинен. Недаром Гутиэре считает его спустившимся с небес… В этом его романтика и чистота и полная убеждённость в своей романтической правоте. Любовь бывает только с первого взгляда и одна.
- Это любовь с первого взгляда?
- А разве бывает другая любовь?
Или расплата за рыбу, которую Ихтиандр раздаёт детям, и реакция на непринятие жемчужин.
- Я готов отдать тебе жизнь, а ты не взяла даже такую малость…
Это очень тонкий намёк на врожденный коммунизм человеческой натуры. Ведь реакции Ихтиандра настолько же наивны, насколько естественны. Он не связан условностями собственности, будь она личной (-Разве ты не видишь, она не хочет идти с тобой!) или чисто материальной, порождающих несвободу. Да и страха он не знает… Ведь об этом его финальный монолог о препятствиях в любви, им преодолённых…
В этом смысле Гутиэре куда как менее экспрессивна и деятельна. В большей степени она — камертон чувств и катализатор развития сюжета, что, впрочем, является типичной долей женщины в литературе. Но красота юной Вертинской и удивление неземным манерам становятся необходимым для зрителя проводником в новый мир Ихтиандров.
Парадоксально гиперболизированным и притягательным стал главный негодяй-эксплуататор Педро Зурито в исполнении Михаила Козакова. Настоящий чёрт капитала.
Кстати, тема прогресса и движения — ещё одна тема фильма. Следуя за Беляевым и не к ночи помянутым Марксом, именно в научно-техническом прогрессе авторы видят будущее… Но трагедия доктора Сальватора именно в том и состоит, что создавая новую свободную республику под водой он рискует потерять ее единственного жителя, влекомого землёй… Не совершив революции среди людей, наука не способна создать альтернативу… Но тема всемогущей науки видится теперь шестидесятнической. Как и тема рок-н-ролла — один из первых советских хитов жанра — тот самый «Морской дьявол» начал карьеру великого Андрея Петрова.
Но ещё больше из 60-х Латинской Америки — Куба, Кастро, Че Гевара (аргентинский врач как никак)- настоящая молодая страсть… срезонировали с буйными 20-ми мексиканской революции, мечтавшей о справедливости, как и с нашей революцией, тоже хоть и в кровавых муках, но грезившей о новом мире.
Да и молодые Коренев и Вертинская — это мечта, хоть и немного с грустью.
Ну и не помянуть потрясающие по тем временам подводные сьемки было бы преступно.
А в целом подкупает вера в эту искренность, которой дышит фильм и его главные герои. Баллада и сказка в одном флаконе, где добро и зло хрестоматийны как в Библии. Аллюзий на последнюю, если присмотреться, хватит с лихвой.
7 декабря 2017
««Человек-амфибия», это фильм-драма, в основу которого лег научно-фантастический роман советского писателя Александра Беляева. Сюжет фильма максимально приближен к литературному произведению и показывает нам необычайную историю из жизни Ихтиандра — юноши, который мог жить не только на суше, но и под водой, вследствие неизлечимой болезни легких в детстве, что сподвигло известного в Аргентине доктора Сальватора пересадить ребенку жабры молодой акулы, после чего его вторым домом стал океан.
Фильм «Человек-амфибия» вполне заслуживает звание легендарного. Это подтверждается в гениальной режиссуре, которая заключалась в создании единого целостного мира, воплощенного из двух стихий — земной и морской, которые волшебным светом отражались в глазах главных героев Ихтиандра и Гуттиэре, мерцая и завораживая глубиной взглядов и полнотой теплых чувств друг к другу, а также затеей сложных съемок, связанных со сценами из подводного мира, которые являются неотъемлемой частью сюжета и конечно выдающейся операторской работой, сопряженной со сложностью натурных съемок, без применения спецэффектов, усиливающих зрелищность и масштабность фильма, и безусловно актерским составом, который был подобран просто безупречно. Фильм давался своим создателям нелегко, фантастику снимать в середине XX века было довольно-таки тяжело, потому, как это требовало не только очень больших финансовых вложений, но и большого энтузиазма, одержимости и творческого подхода, связанного с техническими приемами и способами передачи картинки зрителю. Создавая, по-сути, нечто новое, еще неизведанное и воплощая в жизнь невозможное.
Именно из-за сложности подводных съемок некоторые американские киностудии отказывались снимать «Человек-амфибия», но желание и одержимость режиссеров В. Чеботарева и Г. Казанского снять кинопроизведение было настолько великим, что сама идея создания и воплощение фильма в жизнь стала фантастикой, ввиду опять же сложности технологического процесса съемок и отсутствие какого-либо опыта предшественников. Приходилось самим изобретать технические способы и приемы в условиях морской и неестественной среды обитания для человека.
Как фантастика нашего времени на экране выглядят и человеческие отношения, чувства и эмоции, в мир которых погружает нас фильм. Настолько трепетных, глубоких и раздирающих душу чувств любви Ихтиандра и Гуттиэре, которым как небу и океану не суждено проникнуть друг в друга, лишь соприкоснуться линией горизонта, удаляясь в разные стороны, в высь и вглубь, оставляя неизгладимый след в душе и сохраняя память о самом важном и несбыточном чувстве любви. О преданной дружбе между Ольсеном и доктором Сальватором, создателем Ихтиандра, которые пренебрегая собственной безопасностью, кидаются на помощь друг другу, а также не боятся открывать свои самые сокровенные тайны, не тревожась огласки. Любовь, преданность и уважение к родителям, успокоение и желание которых стоят на первом месте в угоду собственному счастью. Такую бескорыстность в поступках, откровенность и открытость душ, сейчас в нашем мире сложно встретить и этим фильм тоже подкупает. Подкупает своей простотой в прописных истинах, а также ответами на сложные вопросы, что важнее, ты сам или близкий для тебя человек, ради которого твоя собственная жизнь положена на алтарь без раздумий.
Нельзя обойти стороной и актерский состав фильма. Некоторые актёры, как Анастасия Вертинская и Михаил Козаков уже были звездами в то время в советском кино, а также успешно продолжили сниматься после «Человека-амфибия», а Владимиру Кореневу не так сильно повезло в этом плане. Он настолько сильно врос в роль Ихтиандра, что зрителю не только было тяжело представить на этом месте другого актера с такими огромными, лучезарными глазами и глубоким взглядом, пронизанным неподдельной грустью, но и представить его в другой роли. Он так и остался заложником морских глубин, как сам Ихтиандр, лишившийся способности жить на земле.
Музыкальное сопровождение не менее уникально, чем съемки самого фильма. Песня о рыбаке, как нельзя лучше подходит к звуковому сопровождению кинокартины, и вникая в текст песни, кажется, что она как нельзя лучше описывает чувства и желания человека, жизнь которого неотъемлемо связана с морем..
Лучше лежать во мгле,
Синей прохладной мгле,
Чем мучиться на суровой,
Жестокой, проклятой земле.
Но просмотрев фильм, и особенно развитие последних трагических событий в жизни Ихтиандра, я уловила себя на мысли, что его выбор, возможно, был бы не таким очевидным, как в этой песне. В итоге, главная боль Ихтиандра состоит в том, что он ставит в укор своему прародителю:- Зачем ты меня сделал не человеком?! Он готов был вынести все лишения, тяжбы и душевные муки на земле, нежели одному влачить господство во мраке морских глубин. Для Ихтиандра романтика и тяжесть жизненных лишений и удач, моментов счастья и любви связана с землей, точно также как и рыбак, который живет на земле, романтикой в жизни которого и счастливым упокоением является не суша, а море. Человек всегда стремится к тому, чем не владеет, потому, как человек не может остановиться на том, что ему принадлежит, он гонится за мечтой, которая принесет, как ему кажется счастье и удовлетворение, но нет, достигнув желаемого, ему опять чего-то не достает. Это двигатель человеческого прогресса. Точно также, стал бы Ихтиандр счастлив с Гуттиэре исключительно на суше, без моря? Я думаю, вряд ли, точно также как и без нее на океанских просторах. Основываясь на этом, можно ли сделать вывод о том, что путь к счастью, это усредненный результат, некая середина, которой надо придерживаться. Боюсь, что опять неверно, так как шедевральный фильм не терпит усредненности. А фильм «Человек-амфибия» является таковым.
Все эпизоды, снятые в подводном мире были сняты без спецэффектов. Поэтому это тоже своего рода фантастика, только уже реальная, превосходя действительность и возможность того времени, в котором фильм был снят. Единственный спецэффект в фильме, это аквариум, который был заполнен экзотическими рыбами, для создания красочного мира Саргассова моря. В этом же смысле поражает работа по монтажу фильма. Все сцены подводного мира были сняты без спецэффектов, все кадры складывались из тех, когда актеры могли максимально задерживать дыхание под водой на своей съемочной позиции, а это меньше минуты, так как до съёмочной точки еще надо добраться, опять же под водой. Для актеров, это был своего рода подвиг, так как все сопряжено с риском для жизни, и таких моментов во время съемок было предостаточно, но несмотря на это, все кадры подводных сцен были собраны воедино, как одно целое, не превращаясь в некий кинематографический форшмак.
Быть первым, быть понятым и понятным, быть услышанным всегда тяжело, но зритель увидел, услышал, проникся сердцем и полюбил это удивительный фильм, который всегда будет первым среди первых, которому покорился в 1961 году космос человеческих душ.
16 октября 2017
На фоне пиар-компании патриотического проекта «Защитники» Сарика Андреасяна как раз таки самое время предаться ностальгии. И окунуться в старые добрые времена советского кинематографа, благо у нас тоже есть картины про людей со сверхспособностями. Человек — амфибия не зря заслужил славу одного из самых любимых фильмов, здесь есть все характерное для современных картин по комиксам. Неожиданное появление человека с невероятными способностями, а именно дышать под водой, мрачные слухи о его происхождении. Тайная пещера на дне океана, ученый-отшельник, что приложил руку к его происхождению. И конечно любовь, которая заставляет того рисковать и буквально срывать свою маску, а далее и злодей не заставляет себя ждать и выходит на аванс-сцену.
Кроме классического сюжета перенесенного из рассказа Александра Беляева, вас ждет одна из самых смелых операторских работ, а именно схемки под водой на грани риска, даже съёмка от первого лица присутствует что несомненно понравится фанатам современных боевиков. А исполнители главных ролей Вертинская и Коренев не дадут вам остаться равнодушными к своим персонажам, благородство стремлений и химия между актерами дадут свои плоды.
Повествование будет вестись к своему концу и из легкой приключенческой мелодрамы кино превратится в остросоциальную драму где перед вами возникнет целый ворох вопросов и догадок. Кино абсолютно точно заслуживает просмотра, и подойдет как для всей семьи. так и для узкого круга любителей фантастики.
8 из 10
14 марта 2017
Рождённый плавать не может летать. Но может любить, как обладатель необычного имени Ихтиандр — человек с весьма сложно устроенным организмом и не менее сложной судьбой, поставивший на уши буквально весь аргентинский городок. Словосочетания «морской дъявол» и «морской бог» ещё долго не сходили с уст местных жителей, наивно верящих в деяния высших сил. Самого Ихтиандра волновало отнюдь не это, а лишь та, которую он не сможет забыть уже никогда.
Почему именно здесь, на побережье Ла-Платского залива, где вовсю процветает принудительный труд ловцов жемчуга, имеющих почти что рабское положение, а в шумных портовых городах изо дня в день слышны пьяная ругань, споры и разнузданное веселье, суждено было зародиться одной из самых трогательных человеческих историй о настоящей любви, замечающей не внешние дефекты, а исключительно внутреннюю красоту и гармонию? Зародиться и в очередной раз доказать, что для неё не существует никаких препятствий. Любовь, как и вера, несёт в себе неимоверную энергию, способную разрушить даже самые глухие стены из худших человеческих поступков и взрастить на неблагодатной почве благоухающий цветочный мир.
Режиссёрский тандем Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского с их работой, снятой в год покорения советским человеком космоса, вызывает к себе интерес у более молодого поколения зрителей во многом потому, что, обладая не самыми продвинутыми на тот момент технологиями глубоководных съёмок, включая аппаратуру и снаряжение, уступая в зрелищности графическими эффектов современным блокбастерам, в том числе, отечественного производства, им удалось создать поистине титаническую работу, причём, что называется, голыми руками. Благодаря их энтузиазму и упорству, результат получился более чем достойным, учитывая также и великолепное воплощение всеми актёрами своих образов. Запретить такой фильм к показу было бы непростительной ошибкой.
«Человек-амфибия» является первой советской экранизацией произведений Александра Беляева, одного из лучших писателей-фантастов в истории этого жанра. 1961 год. Все возможные идеологические пристрастия к своей эпохе тщательно скрыты или их здесь нет вовсе. Налицо драма не одного персонажа, а целого мира — человек, восстающий против законов природы, всегда обречён на неудачи, и даже если ему изначально везёт, он жертвует подчас своим собственным счастьем, а то и самым дорогим, что у него есть — жизнью.
Читать книгу или нет — каждый выберет сам. Первоисточники всегда немного лучше чем экранизация, с этим вряд ли поспоришь. В данном случае художественный язык фильма несколько проигрывает книжному. Одни только красочные описания океанической фауны и её диковинных обитателей, на которые был так щедр Беляев, стоят многого. Зато там нет блистательного молодого дуэта Анастасии Вертинской и Владимира Коренева, считавшихся секс-вимволами той эпохи и озаривших своей игрой и красотой эту картину. Не совсем похожий на Педро Зуриту, но ничуть не менее коварный Михаил Казаков, сыгравший одну из первых своих ролей достаточно ярко. Величественный доктор Сальватор в исполнении статного Николая Симонова. Из двух индейцев представлен только Бальтазар, чей стойкий характер достойно показал Анатолий Смиранин. Все эти люди уже стали маленькими героями своего времени, работая далеко не за деньги, а за искреннюю веру в свою профессию. Таким был и сам Александр Беляев, превозмогавший физическую боль ради искусства. Научиться этому сейчас намного сложнее, потому как искренность сейчас в большом дефиците, так же как и настоящая любовь. И слава богу, что ещё есть те, на кого нынешнему поколению можно равняться.
11 июня 2014
Человек-амфибия — тот редкий случай, когда книга и экранизация одинаково хороши. При этом они разнятся по своей атмосфере.
Минуло уже много десятков лет, а фильм все также производит светлое впечатление. В нем нет ничего лишнего, он такой же красивый и легкий, как многие ленты 60-х. Отдельного слова заслуживают песни к Амфибии. Наверное каждый гражданин хоть раз слышал:'… Эй, моряк, ты слишком долго плавал. Я тебя успела позабыть.. .»
Но кроме всех тех положительных сторон, что есть в Ч-А, основным достоинством, без которого трудно себе уже представить картину — являются несомненно Анастасия Вертинская и Владимир Коренев. Говорят, главный герой экранизации даже составлял конкуренцию М. Магомаеву в те годы. А лично я смотрю в основном из-за красавицы Вертинской, чей образ сразил миллионы навсегда! И никакие Меган Фоксы никогда не встанут рядом с изяществом, красотой, талантом и грацией.
А основной мыслью Беляева была мысль о том, чтобы дать Человеку полную Свободу от того рабского существования, что являет собой капитализм, социализм и др. формы мироустройства. Жизнь в свободном Океане. Жизнь где нет полиции, милиции, банкиров, машин, денег, правительств.. . Есть только Свобода. Очень красиво!
10 из 10
4 июля 2013
Удивительная вещь — эта романтическая, поразительно гармоничная сказка, придуманная выдающимся писателем Александром Беляевым, несмотря на огромный успех у зрителя подверглась чуть ли не уничтожающей критике в советской прессе.
За что только не «пинали» фильм — и за пропаганду фальшивых, якобы буржуазных ценностей, за неправдоподобный сюжет, за образы главных героев и еще Бог знает за что!
По прошествии почти 50 лет, любой непредубежденный против ретро зритель, увидит совсем другое — щемящую, красиво и почти безупречно снятую историю любви, почти физически ощутит дурманящий голову запах моря.
Как же красивы, одухотворены лица юных и влюбленных в друг друга Вертинской и Коренева, и даже злодея Зуриты в блестящем исполнении Михаила Козакова. Они словно из другого мира, другой, наивной, но прекрасной эпохи, которая никогда, увы, уже не вернется.
Вместе с тем молодые режиссеры фильма совершили и практически невозможное в рамках тогдашнего советского и даже мирового кинематографа — никогда еще подводный мир не выглядел в кино так реалистично, завораживающе и одновременно пугающе. Выглядел так, что даже голливудские продюсеры позеленели от зависти. Технологический прорыв в подводных съемках — еще одна заслуга фильма. Как и великолепные, стилизованные под рок-н-ролл песни Андрея Петрова.
Возможно я не совсем объективен, и современный зритель, настроенный более скептически, удостоит фильм нелицеприятным отзывом, но у меня навсегда останется в в памяти прощальный взгляд Ихтиандра и конечно же песня о том, что «лучше лежать на дне, в синей, прохладной мгле, чем мучиться на суровой, жестокой, проклятой земле»
7 октября 2011
Первый раз прочитала книгу в далеком детстве от нечего делать. История потрясла мое воображение, имя главного героя запомнилось на века. Очень хотела посмотреть фильм, но все не до того было. И вот, наконец, получилось увидеть экранизацию «Человека-амфибии».
Фильм не особо впечатлил, это можно объяснить годом выпуска, но всё же..
Что удалось создателям:
*Ихтиандр, несомненно. Улыбка, речь с постоянным недоумением, вера в океан.. Несомненно, Владимир Коренев сыграл свою лучшую роль!
*Не сами пейзажи, а скорее их подача. Нарезки кадров действительно как нельзя лучше передают настроение зрителям. Глубокое почтение.
*Актеры — эмоции, блеск в глазах, никакой наигранности.
Что не удалось:
*Передать фантастическую историю полностью, до конца, показать глубину трагедии, заинтересовать, испугать, не просто наслаждаться, а осознавать всю картину целиком. Увы, множество моментом из книги упущены, действительно важных моментов.
*Красота морского дна. Это тоже большое упущение, ведь море для Ихтиандра — жизнь и счастье. А нам преподнесли облезлое дно с веревками-водорослями.
*Неровность развития истории. К примеру, по роману можно проследить, откуда взялся дельфин. По фильму, если смотреть не читая, совершенно неясно. Отец «морского дьявола». Говорится, что он спасал жизни, но наглядно не показано. Нет ни загадки, ни страха, ничего.
И т. д. и т. п.
Я высоко оцениваю этот фильм, но не могу удовлетвориться им. Поэтому, лучше читайте книги..
7 апреля 2011
Один из самых красивых и трогательных фильмов о любви, впервые увидела его ещё в детстве и с тех пор не устаю пересматривать. В основе этой картины лежит действительно необычный сюжет. Ихтиандр, юноша, который в результате сложных операций может жить как на земле, так и под водой. Он счастлив, у него есть возможность наслаждаться прекрасным подводным миром, его друзья — дельфины, у него есть любящий и любимый отец. Но всё меняется, когда он спасает от гибели прекрасную Гуттиэре.
Прекрасная актёрская работа. Владимир Коренев и Анастасия Вертинская такие молодые и неправдоподобно красивые в этом фильме, история их любви может тронуть даже самое чёрствое сердце, а вот к герою Михаила Козакова с первых же минут испытываешь стойкую неприязнь, которой впоследствии только усиливается. А как здесь показан подводный мир, невозможно не влюбится в эту чудесную страну.
«Человек-амфибия» чудесный фильм и если Вы увидите его хотя бы однажды, то будете пересматривать снова и снова.
14 марта 2010
Поистине сказочная, порой кажется правдивая история любви.
Об этой удивительной истории я узнала благодаря маме, которая посоветовала сначала прочитать, а затем посмотреть эту экранизацию.
Фильм заставляет по-настоящему поверить в существование чистой, светлой любви и настоящей дружбы. Честно говоря, советские фильмы, кроме киношедевров, снятых великим Гайдаем, я не особо жаловала. Но этот фильм изменил мое мнение, и я решила все-таки обратить свое внимание на творчество советских режиссеров. И не прогадала! Главные герои настолько великолепны и прекрасны, что, на мой взгляд, не идут ни в какое сравнение с самыми лучшими и красивыми голливудскими звездами.
Но удручает лишь одно — эта роль оказалась для Коренева роковой. После этого фильма он стал актером «одной роли» Снимался редко, хоть и был популярен. в этом плане Вертинской повезло больше — в «Алых парусах» и «Влюбленных» она все так же прекрасна и мила. Да не будем о грустном!
10 из 10
10 декабря 2009