Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сержант Ратлидж |
английское название: |
Sergeant Rutledge |
год: | 1960 |
страна: |
США
|
слоган: | «THERE'S NO TURNING BACK! (original print media ad - all caps)» |
режиссер: | Джон Форд |
сценаристы: | Джеймс Уорнер Белла, Виллис Голдбек |
продюсеры: | Патрик Форд, Виллис Голдбек |
видеооператор: | Берт Гленнон |
композитор: | Ховард Джексон |
художники: | Эдди Имадзу, Марджори Бест, Фрэнк М. Миллер |
монтаж: | Джек Мюррэй |
жанры: | вестерн, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Один из самых неожиданных вестернов Джона Форда из всех виденных мной. В чём неожиданность? Объясняю: обычно в фильмах мастера вестерн-жанра всё более-менее стилистически предсказуемо — кавалерия сражается против индейцев, или герой-одиночка (чаще всего в его ипостаси выступает Джон Уэйн) сражается против тех же индейцев, или с какими-нибудь бандитами-злодеями. Но, видимо, на сей раз Джон Уэйн оказался на больничном, либо же попросил отпуск, дабы отдохнуть от бесконечных скачек по долине Монументов. Так, или иначе, но в роли главного героя на сей раз оказался блестящий Вуди Строуд, всегда остававшийся актёром второго плана (например, в «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» Вуди играет слугу героя Джона Уэйна). Но самое главное не это, а именно стилистика картины, ибо представьте себе: «Сержант Ратлидж» — самый настоящий ДЕТЕКТИВ внутри вестерна!
Судейская коллегия военного трибунала во главе с председателем Фосгейтом (Уиллис Бучи) разбирает дело сержанта кавалерии Брэкстона по прозвищу «Ратлидж» (Вуди Строуд). Обвинителем выступает капитан Шеттук (Карлтон Янг), а в роли защитника лейтенант Кэнтрелл (Джеффри Хантер). Темнокожий Ратлидж обвиняется в убийстве майора Дебни, а также в изнасиловании и убийстве его юной дочери Люси (Тоби Майклс). Все факты и улики говорят против Ратлиджа, и разъярённая толпа в зале требует повесить сержанта. Поочерёдно выступают свидетели — каждый из них рассказывает свой отрезок большой общей истории, и каждый такой рассказ сопровождается флэшбеком в день убийства.
Девушка Мери Бичер (Констанс Тауэрс) рассказывает, что она сошла с поезда на станции, где её должен был встретить отец, но ни отца, ни кого-либо ещё на станции не оказалось, лишь внутри домика лежало тело убитого станционного работника. И вдруг откуда-то из темноты появился высокий темнокожий сержант, он был странный и страшный — зажав девушке рот, этот исполин приказал ей не кричать, а затем сообщил, что где-то здесь поблизости должны быть индейцы. Действительно, вскоре показалась парочка агрессивных индейцев, с которыми сержанту и девушке удалось справиться не без труда. Здесь выяснилось, что сержант ранен, причём, ещё до нападения индейцев, но про то, откуда рана, он отвечать отказался. Наутро отряд кавалеристов на глазах у Мери арестовал Ратлиджа… Рассказ девушки, впрочем, не бросал тени на обвиняемого сержанта, и даже напротив — выходило, что тот спас её от смерти.
Вторым свидетелем оказалась миссис Фосгейт (Билли Бурк), жена председателя трибунала. Она рассказала, что в ночь убийства услышала два выстрела. Выглянув в окно, женщина увидела Ратлиджа, выбежавшего из дома Дебни — он пошатывался и был явно ранен. Вскочив в седло лошади, сержант куда-то умчался. Стало быть, именно после увиденного миссис Фосгейт раненный Ратлидж оказался на станции, где встретил Мери Бичер. А сами эти показания уже недвусмысленно указывали на сержанта, как на вероятного убийцу.
Третий свидетель — доктор Экнер (Чарльз Сил). Доктор рассказал, что он прибыл в дом, где произошло убийство, вместе с лейтенантом Кэнтреллом, и зафиксировал смерть майора Дебни от выстрела в сердце, а его дочь Мери, как установил доктор, была изнасилована и задушена.
Свидетелем под N4 стал… защитник обвиняемого лейтенант Кэнтрелл! Лейтенант показал, что сразу после осмотра места преступления он вместе со своим отрядом выступил на поиски индейцев, сбежавших из резервации. Кстати, именно факт бегства индейцев мог послужить причиной того, что Ратлидж явился ночью в дом майора Дебни… Как рассказал Кэнтрелл, в поисках индейцев кавалеристы заехали утром на станцию, где обнаружили раненного Ратлиджа и девушку Мери. Сержант был тут же арестован и заключён в наручники. На расспросы лейтенанта и своих боевых друзей Ратлидж отказывался отвечать, говоря, что ему всё равно никто не поверит. Кэнтрелл добавил суду, что сержант всегда был ЛУЧШИМ и образцовым солдатом.
Тем не менее, майор и его дочь убиты, а все улики свидетельствуют против сержанта. Убийца Ратлидж, или нет (?) — на этот вопрос зритель получит ответ после неких кульминационных событий, которые я здесь опускаю, лишь в самом конце картины. Увлекательной и интересной картины — добавлю я.
Особенность «Сержанта Ратлиджа» — не только в его остросюжетности и нетипичной для Д. Форда детективной формы. Это ещё и фильм, затрагивающий проблему расизма. Гражданская война в США 1861—1865 гг., если формально и решило вопрос темнокожего населения Америки, то далеко не всё решило в умах людей. Данный фильм великого мастера — яркое тому подтверждение.
8,5 из 10
6 сентября 2011