Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Всех парней зовут Патрик |
английское название: |
Charlotte et Véronique, ou Tous les garçons s'appellent Patrick |
год: | 1959 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жан-Люк Годар |
сценарий: | Эрик Ромер |
продюсер: | Пьер Бронберже |
видеооператор: | Мишель Латуш |
монтаж: | Сесиль Декуги |
жанры: | комедия, драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 мая 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 21 мин |
Неделя просмотра мирового короткометражного кино. Фильм 1-й. Франция.
Началась у нас очередная неделя просмотра фильмов. На этот раз решили пройтись по короткометражному кино, так как за свою жизнь видели совсем не много таких фильмов. Это ведь особый жанр киноискусства и снимать его может не каждый режиссёр. Порой встречаются настоящие фестивальные работы, в которых за 10—20-30 минут рассказано и показано столько, сколько порой не покажет и трёхчасовой фильм.
И первым у нас конечно же стал французский короткометражный фильм, вышедший ещё в 1959 году и на чёрно-белой плёнке. Снят этот фильм великим гением французского кинематографа Жаном-Люком Годаром, каждая работа которого истинный шедевр и бриллиант, получающие на фестивалях высокие награды. Этот фильм правда самая первая короткометражная лента в творчестве великого французского гения. Можно сказать, экспериментальный фильм, хулиганский, и в чём-то даже комедийный, и по мне так получился он не особо впечатляющим (потому так и озаглавила свой отзыв).
Жан-Люк Годар — один из главных новаторов, экспериментаторов и хулиганов мирового кино. За свою долгую жизнь он снял 129 фильмов, включая документальные и телевизионные. Самым значимым десятилетием в его творчестве были шестидесятые, время начала карьеры. Годар выбрал для себя прихотливый режиссёрский маршрут: в каждом следующем десятилетии он трансформировал свою манеру, оставаясь при этом собой — бескомпромиссным исследователем общества, человека и кинематографа. Большинство его фильмов непросто смотреть — Годар насыщает каждый кадр, каждую реплику невероятным количеством отсылок к французской истории, мировой культуре или современному политическому контексту. Распознавание этих кодов требует огромного напряжения.
Но есть и другой путь к Годару — не интеллектуальный, а эмоциональный. Нужно просто признаться себе, что всех отсылок всё равно не найти, и наслаждаться годаровской свободой в обращении с актёрами, материалом и зрительским восприятием. И тогда его картины откроются с другой стороны — как весёлая раскрепощающая игра, опрокидывающая традиционные представления о том, что такое фильм и как он может выглядеть. Годар разыгрывал сценки из американских фильмов посреди улиц, снимая их ручной камерой; несовпадение приёмов и фактуры приводило к тому, что синтаксис киноязыка проступал выпукло, а сами ленты Годара превращались в «сеансы магии с последующим разоблачением». Годару — теоретику и практику — мы обязаны тем, что продукты жанрового кино обрели статус объектов высокого искусства.
И вот его первая очаровательная короткометражка, в которой рассказывается история Шарлотты и Вероники, двух ярких молодых француженок, которые делят квартиру в городе и случайно встречают одного и того же человека, не осознавая этого. Один из самых ранних фильмов Годара, прежде чем он полностью перешёл в полнометражные фильмы, это больше похоже на то, что сделал бы Эрик Ромер — и неудивительно: он написал сценарий. В том, как обе девушки взаимодействуют друг с другом, есть натуралистический элемент, хотя их подход к «Патрику» совершенно разный, даже когда они немного уклоняются в начале, уступая постепенной открытости, которая во многом объясняется очарованием Патрика, который соблазнил их обеих. Есть также сильный, немой тон фильма, усиленный маниакальным присутствием Жан-Клода Бриали (слегка напоминающим Чарли Чаплина), который соответствует времени и месту фильма, но сегодня получил бы совершенно другую реакцию зрителей.
Что лично я увидела в этом фильме? Воздух. Молодость. Девушки накидывают пальто и красят губы так, как это делают только нежные, юные девушки, у которых всё впереди. И глаза у них ищущие, и дыхание их вырывается к нам сквозь экран, и кидаются они навстречу каждому, буквально каждому встречному Патрику. И ещё — Париж, которого больше нет. Он продувается ветром, чёрно-белый, весенний, полный жизни и юности, навсегда оставшийся там, на той стороне времени.
Учитывая то, что я прочитала об этом короткометражном фильме, я сначала подумала, что это будет просто глупая, любительская чепуха. Но, как оказалось, — это как бы маленький квази-шаблон для стилистических и романтических установок французской Новой волны кинематографа.
И хотя фильм заканчивается на довольно очевидной ноте — что такое Патрик на самом деле, после всего того, как Шарлотта и Вероника говорят о «своём» Патрике, — тем не менее чётко показано, что такое — превратить внешний мир в форму поэзии, то чем в дальнейшем и полюбилось французское кино. Поэзия во всём, в каждом кадре, в каждом вздохе девушек, в каждом томном взгляде.
Сценарий хорошо соблюдён, и забавно наблюдать, как две женщины болтают в забавной и естественной манере. Он может закончился и не так хорошо, как мне хотелось бы, но я наслаждалась им, в течение всего просмотра (хоть и чёрно-белый фильм), и надолго теперь будет приподнятое настроение и умиротворение в душе.
Актёры очень хорошо справляются с диалогом, как если бы они действительно были этими персонажами. В целом это интересный фильм и довольно приятный. Сценарий естественен, даже если в нём нет самого сильного повествования, и актёры передают суть истории правдоподобно и естественно, что делает этот милый короткометражный фильм достойным внимания.
9 из 10
19 июня 2021
Люблю французское кино и короткометражки. А тут «и то, и другое, и можно без хлеба», да еще и с подачи главного авангардиста Франции — ЖЛГ.
Фильм о двух подругах, которые познакомились с одним и тем же парнем в один и тот же день. С точки зрения стиля и драматургии — это очень неплохая работа и многие современные режиссеры могли бы позавидовать успеху ее создателя. Лично для меня «Всех мальчиков зовут Патрик» — знаковый фильм. Это первый росток «A Bout de Souffle» и вообще всей Французской Новой волны. Учитывая все это, я не могу поставить фильму меньше чем
9 из 10
19 июля 2010
Насквозь французская короткометражка, обыгрывающая стандартную «за двумя зайцами» ситуацию и состоящая из трех потрясающих диалогов.
Черно-белый ловелас говорит двум девушкам подряд одни и те же глупости, но каждый раз по-разному. Если бы не 1959 год, то главного героя можно было бы назвать пикапером, но на самом деле, это было бы для него оскорблением. Умудряясь не сказать ни одной пошлости, он все время ходит по грани, скорее даже двигаясь с намеками, всем телом так отчаянно сигналя о сексуальной революции, что более воспитанные граждане предпочитают пересесть за столик подальше.
«Вы пьете кока-колу? Это уже не модно».
7 из 10
9 ноября 2008