1850-е. Дикий Запад. Несколько человек перегоняют огромное стадо коров с атлантического побережья Соединенных Штатов — на тихоокеанский берег, пересекая многочисленные пустыни южных штатов и бесконечные прерии. Эти смелые крепкие парни, закаленные палящим солнцем и вольной жизнью на бескрайних просторах — по-настоящему свободные и свободолюбивые, встречают на своем пути разных людей и ввязываются в разнообразные ситуации, ведь на пути в 3 тысячи миль с привалами и ночевками, пересекая крошечные городишки, и одинокие фермы, можно найти много приключений. Особенно, если ты молод, горяч, смел, весел и готов в любой момент выхватить свой кольт из кобуры.
Вот, собственно и вся сюжетная канва, которой связаны 217 серий легендарного и, пожалуй, самого знаменитого вестерна в истории американского телевидения. 8 сезонов «Сыромятной плети», выходившие без перерыва с 1959 по 1966 год, считаются поклонниками жанра эталоном вестерна. Я раньше мало интересовался этим «мертвым» жанром, который благополучно загнулся еще в 70-х, поскольку слишком часто стал повторять одни и те же штампы и потерял популярность среди зрителей, уставших от бесконечных ковбоев, лошадей, дилижансов, небритых головорезов с кольтами, крошечных городков, прерий, беглых мексиканцев, индейцев, салунов, первых железных дорог, по которым перевозится золотой запас и прочей дикозападной романтики. С 70-х гг. вестерн стал появляться на экранах все реже, хотя благодаря таким людям, как Серджио Леоне, Клинт иствуд и Джон Уэйн он в 60-х пережил второе рождение, которое, правда, спасти его уже не могло.
Но этот классический сериал пропустить не посмел. Просто подумал: «А какого черта! В конце концов, мне нравятся «Молодые стрелки», 3-я часть «назад в будущее» и «За пригоршню долларов», почему бы не познакомиться еще с одним лучшим представителем жанра. Первая же серия приковала меня к экрану. И я, по две серии в день, не отрываясь, проглотил 20 серий из 1-го и 2-го сезонов — все, что смог найти. Сериал не просто увлекает, он нереально затягивает, несмотря на 50-летнюю давность. Казалось бы, так далека от нас эта американская романтика, эти герои в шляпах и с кольтами, но смотришь эти черно-белые часовые серии, и думаешь — насколько все было проще в той жизни, насколько люди были проще и ближе к природе, как четки и обоснованны были понятия чести, совести, правды, насколько меньше было в жизни отвлекающих и высасывающих силы факторов, насколько проще и человечнее была психология людей.
Эти немытые парни, пропахшие конским навозом и дешевым виски — действительно свободны, и ощущение абсолютной свободы, возможности положиться друг на друга, верности долгу, атмосфера другой жизни, незапятнанной цивилизацией, притягивает, очаровывает. Все снято очень просто, и по-видимому, очень близко к истине. Этот черно-белый сериал создает полную картину жизни того времени. Конечно, более идиллическую и менее «бытовую», но все же более реальную, чем, скажем, бесконечные полуфантастические приключения героев студии Дефа.
Сам по себе сериал не имеет много общего ни с типичными вестернами, ни с типичными сериалами. Во-первых, в каждой серии показывается определенная человеческая судьба, узнается новый человеческий характер, типичный для жизни того периода, а это не очень актуально для многих классических вестернов, где во главу угла ставилось противостояние «крутого» героя и не менее крутого противника. Здесь герои — не более, чем случайные свидетели происходящего, иногда они ввязываются в событие, а иногда и нет, при этом стреляют в фильме, гонятся друг за другом и т. д. довольно редко. Во-вторых, это не «мыльная опера». Смотреть этот сериал можно с любого эпизода и с любой серии, поскольку каждая из них — совершенно отдельный фильм, связанный с остальными лишь героями и стадом коров. В-третьих, некоторые серии весьма драматичны и представляют собой в высшей степени талантливые режиссерские и актерские решения. В сущности — каждая серия — это испытание, столкновение с каким-нибудь человеческим пороком и это превращает сериал в самое настоящее высокохудожественное кино, не уступающее таким шедеврам, как «Ровно в полдень» или «Вива, Сапата!».
Конечно, очень многое в фильме лежит на актерских плечах. Актеры хороши все. Вообще главную роль здесь играет вовсе не Иствуд, а Эрик Флеминг, но время распорядилось так, что Флеминг сейчас оказался почти забыт, а вот имя Иствуда у всех на слуху, поэтому он везде ставится, как главная звезда этого сериала. Флеминг играет серьезного, мудрого, рассудительного и очень справедливого начальника погонщиков, который старается избежать конфликтов и очень редко достает свой револьвер. ПОэтому он иногда осатется в тени у героя Иствуда. Старина Клинт еще до начала своей звездной карьеры в середине 60-х был очень хорошим актером. Здесь его герой — правая рука Флеминга — молодой и горячий парень, который не очень опытен, но горд, самоуверен и готов в любой момент броситься с головой в гущу событий. Очень обаятельный герой получился у молодого Иствуда, особенно в его мальчишеских выходках. С последующими героями Иствуда, вроде холодного и расчетливого «Человека без имени» он имеет пока мало общего. Кстати говоря, сниматься в сериале Иствуд начал будучи малоизвестным статистом, а закончил уже большой звездой. Но вообще каждый из погонщиков всегда готов броситься на выручку товарищу и готов вступиться за любого слабого и обиженного, встречающегося на пути.
Кроме того, через этот сериал за 7 лет прошли почти все сколько-нибудь заметные актеры 50—60-х гг. На вторые роли в каждой серии приглашали почти всегда какую-нибудь звезду, и в этом тоже залог фантастического многолетнего успеха сериала. В списке актеров сериала мелькают имена Фрэнка Уилкокса, Сизара Ромеро, Гарри Дин Стэнтона, Барбары Иден, Ли ван Клифа, Ким Хантер, Лесли Нильсена, Мартина Ландау, Микки Руни и многих других. Да и режиссеры у многих серий — не последние люди в Голливуде.
В общем, бесподобный героико-романтически-приключенчески-драматический фильм, гремучая смесь киноклассики, стилистики Дикого Запада, увлекательных сюжетов и блестящей актерской игры. Пожалуй, лучшее, что было снято на телевидении в те годы. Да и до сих пор фильм не утратил своего очарования и действительно смотрится великолепно. Я уж не говорю про абсолютно гениальную песню, которой начинается и заканчивается каждая серия, и которая как бы настраивает зрителя на правильный разухабисто-романтический лад. Отличная вещь и, безусловно, достояние мировой кинокультуры!
10 из 10
22 марта 2009