Рейтинг фильма | |
![]() |
4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Космический человек |
английское название: |
The Cosmic Man |
год: | 1959 |
страна: |
США
|
слоган: | «The Thing That Could Destroy the Earth!» |
режиссер: | Херберт С. Грин |
сценарий: | Артур С. Пирс |
продюсеры: | Роберт А. Терри, Гарри Марш |
видеооператор: | Джон Ф. Уоррен |
композиторы: | Пол Соутелл, Берт Шефтер |
монтаж: | Хелен Тернер |
жанры: | фантастика, триллер, приключения |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
17 февраля 1959 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 12 мин |
И режиссёр Херберт Грин и сценарист Артур Пирс этим фильмом дебютировали в жанре космической фантастики. Не имея соответствующего опыта, они не могли рассчитывать на серьёзное финансирование, поэтому делали упор на разговорную часть сценария, а не на «визуальный драйв». Спецэффектов в картине крайне мало, но центральным и вызывающим восхищение (для того времени) является сфера, прибывшая из далёкого космоса. В чёрно-белом варианте фильма она выглядит серебристой, что прекрасно сочетается с космической техникой, а вот в цветном варианте она выкрашена в... жёлтый цвет(!), и это явно не идёт фильму на пользу.
Задуманный, как вдумчивый научно-фантастический триллер, фильм первую треть хронометража таким и выглядит. Создатели ленты отошли от распространённого клише антропоморфности пришельцев и подчёркнутой отвратительности звёздных созданий. В их представлении «космический человек» «похож на твёрдую массу, и в то же время не является твёрдым телом; это существо сделано из материи или скорее - из антиматерии». Звучит свежо, неожиданно и даже интригует, пока «существо из антиматерии» не принимает человеческий облик. Это уже выглядит как человек-невидимка, и слегка портит ожидания.
В ленте много умных и правильных мыслей, однако к месту произнесённые сентенции вовсе не заменяют активного экранного действия. А действия в фильме крайне мало. Сплошные околонаучные разговоры: «протонная камера», «солнечный двигатель», «перевёрнутый закон всемирного тяготения». Всё это отлично выглядело бы на фоне какого-никакого «драйва», но в данном случае не работает, потому что в подобных разговорах активное участие принимает 12-летний мальчик, присутствие которого в кадре становится понятным после «рассекреченного» появления «звёздного скитальца».
Аналогии с фильмами-предупреждениями напрашиваются сами собой: «День, когда остановилась Земля (1951) The Day the Earth Stood Still», «Пришелец с Венеры (1954) Stranger from Venus», «Поразительная бестия (1957) The Astounding She-Monster». Тема «инопланетного спасителя» на фоне эскалации ядерной угрозы для человечества, была, действительно, в те годы востребована. Вот только в реальную эффективность такой миссии мало верится. Прилетев из «чудовищного далека» посланец других миров опускается не на лужайке Белого Дома, а в Калифорнии рядом с небольшим городком, и начинает творить добро: тут исправит чертёж научного прибора, там исцелит парализованного калеку.
И уже «под занавес», вещая из тёмного угла «как рупор с небес», раскроет истинную цель своего появления на Земли. Абсолютно правильные слова, и к ним можно было бы прислушаться, если бы не крайняя высокопарность тона Джона Кэрредина, которым он от имени «Коалиции Планет» наставляет людей на путь истинный. Надо отдать режиссёру должное - он прекрасно понимал в каком РЕАЛЬНОМ мире живёт, поэтому на экране главную скрипку играет вовсе не «генерал-майор запаса» доктор Соренсон, страдающий от того, что «приложил руку к бомбе над Хиросимой», а «говорящая голова» - полковник Мэтьюз. Девиз которого: «Сначала стреляю, а потом уже смотрю, в кого попал!»
На таком фоне ни о какой успешности миссии «космического человека» говорить не приходится. И всё же Грин снял свой фильм, пытаясь хоть чуточку разбавить кинематографическую полноводную реку, до краёв наполненную кровью жертв внеземной агрессии. В итоге мы имеем интересный малобюджетный научно-фантастический фильм, вдохновлённый своими более коммерчески успешными предшественниками. С грустью приходится констатировать, что, имея больший бюджет и глубокую продуманность сюжета, он вполне мог бы стать классикой, взывающей к голосу разума «сильных мира сего», до которых (ведь мы реалисты!) достучаться намного сложнее, чем долететь до родной планеты «космического посланника»...
28 декабря 2023