Последний дюйм
8
7.4
1959, драма, приключения
СССР, 1 ч 28 мин
6+

В ролях: Вячеслав Муратов, Николай Крюков, Михаил Глузский, Али Ага Агаев, Мухлис Джани-заде
и другие
Пожилой летчик Бен Энсли, нуждающийся в средствах, соглашается для телевидения сделать опасные подводные съемки. Вместе с 12-летним сыном Дэви он летит на легком спортивном самолете в Акулью бухту. В результате несчастного случая Бен не может управлять самолетом, помощи ждать неоткуда, и только Дэви может их спасти.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Последний дюйм

год: 1959
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Самуил Рубашкин
композитор:
художник: Алексей Рудяков
монтаж:
жанры: драма, приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 июня 1959 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения

Постеры фильма «Последний дюйм», 1959

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Последний дюйм», 1959

Воссозданные в Азербайджане египетские улочки с забегаловками, торговцами, уличным парикмахером и верблюдом, закрытыми чадрой женщинами на миг заставляют поверить, что «Последний дюйм» снимался не нами и не у нас, а где-то на североафриканском побережье. «Наши играют французскую жизнь», - звучало в «Покровских воротах» ироничное замечание по поводу убедительности дальнего зарубежья на советских экранах. «Последний дюйм» нельзя обвинить в неубедительности. Художник-постановщик Алексей Рудяков, учившийся у знаменитых Евгения Енея и Фридриха Эрмлера, смог сложить этот образ города, атмосферу из разномастных деталей, будь то костюмы горожан или трясущаяся фигурка Микки Мауса на лобовом стекле. При этом большая часть экранного времени – кадры, природа в которых выразительнее декораций. Пустынные пейзажи с высоты птичьего полета и подводные сцены не дают пространству фильма ограничиться улицей или городом. Занимательно, что в приключенческую картину проникает и образовательный элемент: в морской сцене мысленные комментарии Бена напоминают закадровый голос в научно-популярном фильме.

Волны ласково омывают берег, пока Бен насвистывает свою песню. Вскоре обратный путь двух маленьких фигур по песку до самолета покажется бесконечным, а на фоне так же – «Какое мне дело до всех до вас?». Автор текста – советский поэт Марк Соболь. Если «Песня Бена» - иллюстрация мировоззрения героя в начале фильма, то бессознательные видения израненного летчика демонстрируют, как опыт перемалывает эти убеждения и отстраненность. Видения Бена словно принадлежат авторству режиссера-экспериментатора из 1920-х годов. Вот капли светятся и мерцают, как дадаистские образы Мэна Рея. Вот Дэйви с отцом на качелях взмывают над городом, а затем мальчик на воздушном шарике устремляется к звездам.

В центре сюжета – не столько держащие в напряжении драматические перипетии, сколько выстраивание отношений между отцом и сыном. Бен переживает за свой отцовский авторитет, ведь в городе давно нет работы для сорокатрехлетнего летчика. Действительно, его сын Дэйви и позволяет себе усомниться в профессионализме Бена («А вот если не смотреть, с самолетом ничего не случится?»), и даже тихонечко огрызнуться в ответ на поручение («Ты лучше за собой следи…»). При этом мальчик отчаянно мечтает хоть раз заслужить похвалу от отца, которого любит искренне. Бен же холоден по отношению к Дэйви. Только по итогу их поездки он поймет, что «человек, наверное, один не может». Визуальное выражение этого прозрения – кадр неба, освободившегося от туч.

23 июля 2022

Неоднозначный фильм

Мне лично фильм нравится, но в целом считаю его неоднозначным.

Приятное советское кино, достойная альтернатива тому что снимают сейчас. Фильм выигрывает благодаря героической истории, очень интересному звуку в исполнении ансамбля электромузыкальных инструментов, теплому морскому пейзажу и симпатичным героям.

Теперь о минусах. Реально — актерская игра неблестящая. Другого возможно и не требовалось, но в сцене где самолет падает, любой бы наложил в штаны от страха. Здесь актерская игра Дэви становится явной халтурой. Такой героизм, не потому что мальчик герой, а потому что сыграть правдоподобно он не может. Ну и эпизод с покусанным отцом Дэви — здесь уж при всем понимании что это 50-е и спецэффектов не было… художники могли бы придумать что-то поинтереснее чем набрызгать красной гуашью на ноги и руки человека, который по сюжету находится при смерти (кстати, в финале он появляется с ампутированной рукой).

Поэтому при моей лично симпатии к культовому фильму… считаю что хорошие здесь музыка, самолет и локация. Все остальное — увы, довольно слабое. И очень неправдоподобное местами. Справедливости ради отмечу очень красивую подводную съемку. Картина оставляет очень необычное и классное впечатление.

6 января 2021

Анри-Жорж Клузо

По-моему, режиссёры вдохновлялись знаменитой лентой «Плата за страх» француза-коммуниста Анри-Жоржа Клузо, 1953 года. С первых кадров фильм начинает напоминать данный фильм. Те же песчаные пейзажи страны третьего мира, те же люди, у которых нет работы, то же кафе, те же самолёты. Ассоциации однозначные. Фильм выглядит абсолютно так же.

И сюжет тот же — безработный берётся за опасную работу, в которой сильно страдает. И даже в съёмках принимала участие французская компания. Полное обличение капитализма, в общем, с подачи Клузо.

Лучше всего проявил себя Николай Крюков — советский вариант Пола Ньюмана. Конечно, такой типаж должен был играть западных героев. Сам актёр в войну немало пострадал из-за работы в зоне фашисткой оккупации, прожил интересную жизнь, кому интересно, почитайте о нём.

Режиссёрам удалось на время стать советскими Клузо, учитывая популярность фильма в СССР. Хотя судя по всему «Плата за страх» тоже шла в СССР.

Учитывая определённую вторичность —

6 из 10

18 июня 2020

«Последний дюйм» — моя первая любовь в кино!

Только что уже в который раз с удовольствием посмотрел этот замечательный фильм. Впервые я увидел его в 59-м году, в возрасте 8 лет. Он меня просто потряс, не побоюсь этого слова. По сравнению с прочим советским кино-ширпотребом 50-х годов это был «луч света в темном царстве. До сих пор пересматриваю со слезами на глазах, пою детям (и уже внукам) песни из него. Так случилось, что мне довелось в том же 59-м летать на таком же маленьком «Як-12», который является третьим «героем» фильма. Мой отец работал начальником геофизической партии в Казахстане, и однажды взял меня в разведывательный полет. Для пацана, который ни разу не летал, это было настоящее Приключение! Меня так же укачало, как Дэви, и я всегда смотрю этот эпизод с ностальгическим смехом сквозь слезы.

А великолепные подводные съемки, впервые в СССР! Думаю, что Макаревич, под их впечатлением, как и я, занялся дайвингом.

Фильм до сих пор не устарел и (может быть, особенно сейчас) очень актуален. Его надо смотреть всем детям, чтобы стать настоящими Людьми.

10 из 10

23 августа 2019

Возраст влияет на оценку фильма!

Первый раз посмотрел по телевизору, когда мне было столько же лет сколько и мальчику. Тогда меня очень впечатлила эта кинокартина! Как мы мальчишки завидовали пацану, что он мог управлять самолетом! Даже казалось, что это иностранный фильм.

Пересмотрев его буквально вчера, я глубоко разочаровался качеством. Хотя я и сделал скидку на советское кино и на год. Практически испортили неплохую историю. Складывается впечатление, что снимали школьники-энтузиасты, которые посещают фотокурсы, т. е. «портретные» сцены сняты с отличным светом, а в следующем кадре уже другая цветопередача, да и сама пленка вся исцарапана, в волосках и местами откровенно помята.

Вот зачем браться за кино, где должны обязательно присутствовать панорамные съемки, остросюжетные сцены с самолетом, и ничего из этого не показать? Я уж молчу и про качество подводных съемок.

А ведь можно было бы снять достойное кино!

12 июля 2018

Отец и Сын

Пожилой летчик Бен Энсли, нуждающийся в средствах, соглашается для телевидения сделать опасные подводные съемки. Вместе с 12-летним сыном Дэви он летит на легком спортивном самолете в Акулью бухту. Фильм снят по книге Джеймса Олдриджа.

Съёмка.

Во многих фильмах часто снимают против света — это не логично и неправильно. В этом фильме со светом всё идеально, правильная экспозиция, что примечательно во многих советских фильм которые я видел. За весь фильм мне не понравились где-то один, два или три кадра. Думаю, что в то время когда фильм был снят всё это считалось высшем классом, поэтому оператор Самуил Рубашкин выполнил свою задачу.

Актёрская игра.

Мне показалось что актёрская игра смотрелась немного не убедительно. В фильме очень хорошо происходит раскрытие персонажей. Опытный отец, у которого половина жизни за плечами, учит юного сына мудростям. В одном моменте красиво показано как отец размышляет о пройденном жизненном пути…

Каждый раз, когда отец спускался под воду, сын сильно пережевал за него-это и показывает отношение сына к отцу…

9 из 10

9 июня 2018

«Король лир» для детского зрителя… в сжатом виде и со счастливым концом.

Держу пари, этот фильм в 1958 г. задумывался как страшилка на капиталистическую жизнь, а получился шедевр вне времени и пространства. Жизнь человеческая дешевле кинокамеры и ее содержимого, боязнь безработицы, безысходность. Ничего не напоминает из сегодняшнего дня ? Поразительно как советский режиссер смог так точно передать проблемы не присущие СССР, тогда как за океаном съемки «Полета над гнездом кукушки» были доверены именно малоизвестному до этого Милошу Форману — знакомому не понаслышке с лагерным укладом соцсистемы и сбежавшим из соцлагеря.

Ну все хватит политики, теперь по фильму.

Кажется Корней Чуковский когда его спросили о стихах Анны Ахматовой, сказал приблизительно следующее: «Возьмите роман „Анна Каренина“, сожмите до нескольких строк и Вы получите стихи Анны Ахматовой с тем же содержимым».

Здесь кто-то сравнивал со «Стариком и море» — думаю здесь больше сюжетных линий:

Отцы и Дети, Вынужденное возмужание перед лицом опасности, Сила Воли в маленьком сердце. Что-то есть схожее в сюжетах с «Апокалипсис»(2006 г.), «В погоне за счастьем»(2006 г.) и самое главное — слова раненного, раскаявшегося Бена о сыне и концовка фильма схожи по смыслу со словами Короля Лир оказавшегося в плену с дочерью, на краю гибели просящего у нее прощения «Ты встанешь под мое благословение. Я на колени встану пред тобой моля о прощении. Так вдвоем и будем жить, радоваться, песни распевать и сказки сказывать…»

28 марта 2016

Здесь всё решает последний дюйм

Тяжёлым басом гремит фугас,

Ударил фонтан огня

А Боб Кеннеди пустился в пляс -

Какое мне дело до всех до вас,

А вам до меня…

Обычные будни небольшого аэродрома в Каире: отдыхающие после полетов летчики, бармен, музыка, заходящий на посадку самолёт — но фильм с первых аккордов даёт понять, что хорошего тут ждать не приходится, управляемый неопытной рукой новичка самолёт переворачивается и взрывается. Эту трагедию видит мальчик десяти лет — Дэви, сидящий за столиком со своим отцом Беном Эксли — лётчиком, которому с каждым годом всё сложнее найти работу, трудная жизнь наложила отпечаток на его внешность — ему сорок три, а выглядит на все пятьдесят пять, суровое, будто вырубленное из скалы лицо, жёсткая манера обращения с сыном. Постоянной работы у Бена нет, перебивается случайными заработками, вот и теперь ему надо лететь снимать акул, так как телекомпания хорошо оплачивает подобные съёмки. Но вместо привычного напарника с Беном летит сын. Отец получает тяжелую травму во время подводных съёмок, и вести самолёт придется не умеющему это делать Дэви.

Фильм — нерв, фильм — удар, фильм — потрясение, который помнится из времен СССР, воспринимавшийся как черно-белый (благодаря телевизору) и иностранный (спустя годы рука так и тянется найти оригинальное название, а его-то и нет) — чужие манеры, жестокий мир конкуренции — разве такое могло быть в нашей стране? Благодаря съёмочной группе во главе с Никитой Курихиным и Теодором Вульфовичем — могло, но только на экране. С одноимённым рассказом Джеймса Олдриджа обошлись бережно, снято практически по тексту, добавленные нюансы только больше погружают зрителя в условность истории. Обе темы — отношения отца с сыном и безжалостный оскал капитализма — в картине остались, но на вторую акцент сделан явно сильнее. Необходимость возвращаться к акулам ради потерянной кинокамеры, ставя под угрозу свою жизнь и жизнь сына — понять это во времена Союза было трудно. Фильм снят очень точно, героям веришь абсолютно, а когда мальчик тащит раненого отца к самолёту, невольно ловишь себя на мускульном усилии помочь, подтянуть! Суровый с виду отец, постоянно проваливаясь в забытьё, даже в этом состоянии помнит про сына. Нельзя, нельзя умирать, Дэви сам не сможет долететь и посадить самолёт! Держись, Бен, вопреки всему держись, ты так нужен сыну!

Музыка в картине — визитная карточка, услышав её один раз, забыть трудно. Песня о погибших пилотах, которую великолепно исполнил Михаил Рыба, сначала воспринимается только на эмоциях, завораживает, ввинчивается в мозг, заставляет дрожать струны души, потом начинаешь вдумываться в смысл: зачем она тут? «Пустился в пляс» — означает сбежал с поля боя, но «пуля-дура вошла меж глаз» — трусость не спасла, принял бы опасность лицом к лицу, мог бы выжить, и не пришлось бы потомкам прощать солдату «последний грех». Вот именно второму — борьбе с опасностью, борьбе за жизнь — и учит Дэви его отец Бен. Песенка про тюленя, которую напевает мальчик, здесь тоже неспроста: она резко контрастирует с реальностью. В этом, жестоком, мире никто не спешит на помощь, надо выкручиваться самому.

Фильм, снятый в 1958 году, жив и поныне, вот уже очередное поколение одиннадцатилетних смотрит с замиранием сердца, смахивая слёзы, после просмотра из впечатлений удаётся услышать только сдавленное: «Мрак и ужас!». Кому-то здесь не хватает спецэффектов, в наше время, вероятно, сняли бы иначе — больше крови, натуралистичней, нынче любят бить зрителя картинкой, чтобы до тошноты довести — и получился бы дешевый ужастик, а не шедевр драмы. Тем же, для кого сюжет довлеет над спецэффектами, для кого главное — психологизм картины, фильм нравится, жаль только, что отцифровку делали с уже очень старой плёнки и до сих пор никто не взялся за восстановление. Такие фильмы надо беречь и помнить, ведь это настоящее золото советского кино.

24 декабря 2015

Какое мне дело до всех до вас? А вам до меня?

Замечательное произведение Джеймса Олдриджа и прекрасный фильм.

Никак не могу поставить ему не то что отрицательную, нейтральную рецензию, хотя по сути мне кажется что у фильма есть один, но очень существенный минус. Это безусловно тот факт что в фильме была фактически проигнорирована линия взаимоотношений главных героев до злосчастной катастрофы, которая в рассказе безусловно стоит на первом месте!

«Последний дюйм», по задумке Олдриджа, рассказывает именно о том как взглянув однажды в глаза смерти, Бен переосмысливает свою жизнь и впервые смотрит на маленького, брошенного им, Беном, и матерью, одинокого, предоставленного самому себе Дэви, как на родного сына. Фильм же рассказывает нам скорее о подвиге, силе духа, которая в рассказе тоже имела место, но была скорее всего лишь кусочком пазла из целой картины произведения, механизмом, который запустил основную мысль всего повествования!

Но в любом случаи, фильм получился сильным, достойным внимания и я бы даже сказала не уступает ни в чем рассказу.

20 августа 2015

У меня тоже с этим фильмом многое связано. Его в детстве по телевизору было смотреть СТРАШНО. Там поднимались темы, которых даже близко не было в нормальном советском детстве — а что, если мой папа умрет, а что, если мне придется взять на себя ответственность за его и мою жизни? В фильме много таких тем, которые мы бы теперь назвали экстремальными. Его показывали несколько раз по центральному телевидению в начале 70-х и каждый раз я и многие другие мальчишки прилипали к экранам, несмотря на весь страх и ужас заявленной темы. И даже теперь этот фильм кажется более честным, чем типовая голливудская продукция, не говоря уже про советский кинематограф для детей позднего времени. Это честный фильм.

Сейчас он кажется иногда смешным. Папа решился на рискованную авантюру со съемками акул на пустынном берегу, но не взял с собой воду и был вынужден поить несовершеннолетнего сына ПИВОМ!!!, отправился плавать в море в состоянии алкогольного опьянения от того же пива Beck, был покусан акулами и подверг опасности жизнь ребенка. У него есть силы повышать голос на сына, что само по себе преступление по меркам ЕС, но нет сил самому попытаться решить свои проблемы, будучи обкусанным акулами, и т. д. За такие «подвиги» папашу в ЕС давно лишили бы родительских прав, а тогда, в СССР, он вполне мог бы считаться мужественным отцом и героем, как и его сын. Как же изменилось время и восприятие героизма в экстремальной ситуации!

У меня сейчас растут два сына и я не знаю, показывать им этот фильм или нет. Пиво Beck, впрочем, я очень уважаю.

18 июля 2015

Отцы и дети

Давно это было… Один из немногих фильмов детства, после которого чувствуешь, что взрослеешь. Фильм тогда не просто поразил, несколько дней ходил под впечатлением, всё думал — а что я сумею сделать, на что окажусь способен, если вдруг что?

Сейчас уже, конечно, понимаешь более глубокий его смысл. Мальчик спасает отца не только физически. Буквально выдёргивает его на последнем дюйме от невозврата. Ведь Бэн вёл далеко нецеломудренный образ жизни. И в последущем разговоре с сыном чувствуется его первый шаг, если не к Богу, то к осознанию себя и своего места, пути в жизни:

«Неладно что-то устроено на этом свете. Это кажется единственное, что я понял. А НАМ ведь с тобой важно понять все, до конца!… Хорошо, если ты сможешь. Не я, так ты.» Только эта иносказательность, недоговорённость позволила в то «железное» время выйти фильму на экраны.

«Последний дюйм» без спецэффектов, но полностью захватывает вас своей магией, необычным (иностранным) видеорядом, игрой и харизматичностью актёров и, конечно, пробирающей до костей песней.

Это «Золотой фонд» того, ещё нашего, кино.

10 из 10

28 декабря 2014

«Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?»

Замечательное произведение Джеймса Олдриджа и прекрасный фильм.

Никак не могу поставить ему не то что отрицательную, нейтральную рецензию, хотя по сути мне кажется что у фильма есть один, но очень существенный минус. Это безусловно тот факт что в фильме была фактически проигнорирована линия взаимоотношений главных героев до злосчастной катастрофы, которая в рассказе безусловно стоит на первом месте!

«Последний дюйм», по задумке Олдриджа, рассказывает именно о том как взглянув однажды в глаза смерти, Бен переосмысливает свою жизнь и впервые смотрит на маленького, брошенного им, Беном, и матерью, одинокого, предоставленного самому себе Дэви, как на родного сына. Фильм же рассказывает нам скорее о подвиге, силе духа, которая в рассказе тоже имела место, но была скорее всего лишь кусочком пазла из целой картины произведения, механизмом, который запустил основную мысль всего повествования!

Но в любом случаи, фильм получился сильным, достойным внимания и я бы даже сказала не уступает ни в чем рассказу.

7 октября 2014

Памяти наших отцов…

Если позволительно этот комментарий будет иметь личный оттенок.

Первый раз я увидел фильм, когда мне было лет десять, году в 65-м. С тех пор он редко показывался по телевидению. Увидеть его в кинотеатрах было практически невозможно. Тем временем, фильм стал моим талисманом. — Знаком мужества, веры в отца, в его слова, (он чем-то был похож на главного героя и мы сами очень давно жили около Красного моря).

Пересматривая этот фильм, предательские слезы все-таки наворачиваются на глаза почти на протяжение всего фильма. Я был почти такой-же, как Дэви, по возрасту, и даже внешне похож на него. Я не всегда внимательно слушал отца и жалею об этом. А теперь, я хочу успеть донести до своих детей все самое главное, и боюсь, что не успею выбрать слова. Надо успеть.

К своему стыду, я до сих пор думаю и не совсем понимаю, почему Джеймс Олдридж назвал свое произведение «Последний дюйм»? Это слова нравятся мне и стали частыми в моем лексиконе, но я скорее чувствую смысл этих слов, чем понимаю.

По-моему, никто из режиссеров даже не пробует повторить эту экранизацию, и, по-моему, правильно, просто потому, что это — шедевр.

10 из 10

11 мая 2014

«Тяжелым басом гремит фугас…»

Художественный уровень советского кино его «золотого века», а это, бесспорно, конец 1950-х гг- 1960-е гг, был настолько высок, что даже режиссеры второго эшелона (как Вульфович и Курихин), не входящие сегодня во всевозможные топ-списки, были способны создавать яркие, незабываемые кинопроизведения, до сих пор будоражащие душу.

Возможно, это связано с тем, что, экранизируя рассказ из «буржуинской» жизни, авторы могли пренебречь некоторыми условностями и штампами советского кино в пользу достоверности и реализма.

В самом деле — сюжет о вынужденном взрослении ребенка, о том, как трудно, а подчас и невозможно найти подростку взаимопонимание с собственным отцом, он вне времени и географического пространства, он вечен, по сути. Не удивлюсь, если именно этим фильмом отчасти вдохновлялся Андрей Звягинцев, снимая свое «Возвращение».

Великолепно исполнили свои партии мужественный Николай Крюков и юный актер Владислав Муратов. Невозможно не сопереживать отчаянным попыткам ребенка завести и поднять в воздух проклятый самолет, чтобы спасти от неминуемой гибели раненого акулой отца, ведь на помощь никто не придет! Спасение действительно зависит только от твоих рук и от твоей силы духа.

Сцены эти сняты настолько достоверно и убедительно, на таком эмоциональном накале, что мурашки бегают по коже — «а вдруг не получится», «а вдруг не взлетят». Технически съемки, как в море, так и в воздухе, выполнены кинематографически безупречно, без фальши и бросающихся в глаза ляпов, не хуже чем в знаменитой голливудской ленте «Полет «Феникса» (1965).

Ну и особый шарм картине придает знаменитая песня — классический блюз с поистине бессмертными строками: «Какое мне дело до всех до вас — а вам до меня», который, как гласит легенда, и побудил юного Андрея Макаревича всерьез заняться музыкой.

22 января 2012

Всё-таки умели наши снимать достойные фильмы в те года, сколько тому подтверждений: «Белый бим-чёрное ухо»,«Судьба человека»,«Летят журавли» и для меня открытие «Последний дюйм».

Фильм учит смелости, терпению, надежде, любви к родному человеку. В главном персонаже Дэви все эти качества присутствуют. Его мужество и отвага восхитят кого угодно. Запомнились мне его слова:-Я умею терпеть. Дэви было всё-равно, нуждается ли он в пище или нет, главное для него было спасти своего отца, зная, что для этого нужна большая сила и мощь.

В итоге хочу пожелать зрителям побольше смотреть старые фильмы, в которых показаны все качества хорошего человека.

10 из 10

2 сентября 2011

«Мир ломает каждого, и многие потом только крепче на изломе» (Эрнест Хемингуэй)

Если одним словом охарактеризовать этот фильм, то это слово — удивительный.

Почитав как-то на разных ресурсах отзывы людей об этой картине, узнал, что многим, посмотревшим «Последний дюйм» в далеком детстве, он запомнился как иностранный. Он ведь, действительно, очень сильно отличался от наших картин тех лет. Западная жизнь (пусть лишь маленький её кусочек). Песня, похожая на очень популярную тогда Sixteen Tons. Мужественный американец Бен Энсли — сильный герой-одиночка, такой типичный для произведений Хемингуэя и Олдриджа, и совсем нетипичный для нашего кино. Да и внешне похож был тогда наш Николай Крюков на знаменитого американского актера Кирка Дугласа. А удивительная атмосфера «Последнего дюйма»? Самолет, пески, море, акулы, акваланг… мальчик и его отец на краю мира… Мира, которому нет до них никакого дела.

Плюс ко всему — впервые в советском кино был показан настоящий подводный мир, да еще и в цвете.

Ну, пройдемся по персонам.

Английский писатель Джеймс Олдридж. Жаль, что он сейчас почти забыт у нас. В небольшом произведении ТАК рассказать о силе духа человека! Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона читали? Вот у Олдриджа, ИМХО, ещё сильнее вещь получилась.

Режиссеры Никита Курихин, Теодор Вульфович и сценарист Леонид Белокуров.

Думаю, перед ними изначально стояла задача сделать фильм привлекательнее и понятнее для мальчишек — ведь в первую очередь им «Последний дюйм» предназначался. Поэтому и были несколько изменены образы героев рассказа Олдриджа. Мужество — это замечательно, но когда к нему добавляются любовь и преданность — отклик в душе сильнее. И в том, что фильм заставляет так сопереживать героям — большая заслуга режиссеров и сценариста.

Композитор Моисей Вайнберг, поэт Марк Соболь. Благодаря первому музыка стала неотъемлемой частью «дюйма», строчка-рефрен «какое мне дело до всех до вас, а вам до меня…» появилась благодаря второму… Невозможно представить эту картину без «Песни Бена» в исполнении Михаила Рыбы, без той замечательной музыки, которая сопровождает весь этот фильм.

Оператор Самуил Рубашкин — очень высокого уровня работа. Даже задние планы, фон в этом фильме — это не просто цветные картинки. Они его полноправные участники, передающие атмосферу этого кино. А две сцены на берегу моря — когда Дэви ждет возвращения Бена, нырнувшего за кинокамерой, и когда сын тащит отца к самолету — показательные образцы операторского мастерства.

Утвердив на роль Бена Энсли Николая Крюкова, Курихин и Вульфович не прогадали абсолютно. Николаю Николаевичу не надо было «играть мужество». Актер с очень непростой судьбой, много переживший, действительно, не сыграл, а прожил свою роль. Стареющий, уставший, но мужественный и гордый летчик, внешне жесткий по отношению к сыну, но любящий Дэви и соглашающийся ради него принять рискованное предложение авантюриста Джиффорда — для очень талантливого, но, увы, так и не раскрытого полностью в нашем кино, Николая Крюкова эта роль стала лучшей в его большой кинематографической карьере.

Слава Муратов. Его герой открыт и очень любит отца. Дэви по сюжету переживает целую кучу чувств — есть там и веселая беззаботность, и волнение, и страх, и отчаянье, и отчаянная решимость… Без искренности и естественности в кадре здесь никак. Справился ленинградский школьник Слава Муратов с этой трудной задачей превосходно. Было б иначе — вряд ли бы в свое время так понравился взрослым, и, главное, юным зрителям этот фильм. Песню о маленьком тюлене, кстати, Слава исполнил сам.

Но, как известно, чтобы судить о подлинном качестве какой-либо вещи, нужно сравнить ее с лучшими мировыми аналогами. В том же 1958 году американцами был снят очень хороший (но сейчас, похоже, уже подзабытый) фильм «Старик и море» (один «Оскар» и две номинации, две премии Национального совета кинокритиков США) со Спенсером Трейси в главной роли. Снят по замечательному (нет, по ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ) одноименному произведению Эрнеста Хемингуэя. «Последний дюйм» и «Старик и море» — два близких фильма и по жанру, и по сюжету, и по атмосфере. Да, по той самой хемингуэевской атмосфере. Атмосфере романтики, атмосфере мира настоящих, сильных духом мужиков, готовых бросить вызов судьбе и не сломаться от её удара.

Много раз пересматривал оба фильма — по силе воздействия «дюйм» не уступил американской картине. Предлагаю сравнить и вам. Эти два фильма вполне достойны того, что бы вы их хотя бы раз увидели.

А вывод мой такой будет:

«Последний дюйм» — искреннее, увлекательное (но не развлекательное), пронзительное, трогательное, сильное мужское кино. Да, вот такой набор. Кино о силе духа человека, о победе над собой и обстоятельствами, о взрослении и превращении ребенка в настоящего мужчину, о преданности и любви, которая разрушает все преграды… Вот я сейчас пафосно сказал, конечно, но абсолютно честно. В этом небольшом по продолжительности кино, действительно, всё это есть… и не только это. Я же говорю — удивительный фильм.

2 июня 2011

«Что-то не так устроено в этом мире — кажется, это единственное, что я понял…» (с)

Никогда не сдавайся, преодолей свой страх, забудь о жалости к себе — и ты обретешь мужество. Такая вот основная идея этого фильма. А еще он об искренней любви сына к отцу. А еще о том, как важно и нужно для мальчишки, что бы отец, безусловный авторитет для него, был ему настоящим другом — понимающим и открытым.

На пустынном морском берегу, где на сотни километров вокруг никого, перед мальчиком и его раненным отцом выбор — погибнуть, не дождавшись помощи, или сделать невозможное и вырвать у судьбы шанс на спасение. И Дэви предстоит пройти через тяжелейшее для него испытание. Такой вот сюжет.

Хоть фильмов в своей жизни я посмотрел много — и просто хороших, и настоящих шедевров, но чаще возвращаться тянет именно к «Последнему дюйму». Фильм любимый и я, наверное, субъективен в его оценке. Тем не менее, считаю его звездным часом для многих, кто принял участие в его создании. Настолько качественно, ярко, психологически точно и без фальши снято это кино.

Совет — будете смотреть этот фильм — просто постарайтесь поставить себя на место Дэви. Представьте, что вы давно уже ищете открытых, доверительных отношений со своим отцом, мужественным и гордым летчиком, на которого вы так хотите быть похожим. Вы готовы на многое, чтобы доказать, что достойны его внимания и похвалы. Но отец, уставший от постоянной борьбы за возможность находиться в этой жизни на плаву, погруженный в свои проблемы — увы, не понимает этого. Вы ему дороги, но жизнь по отношению к нему была сурова и готовит он вас к ней соответственно — в строгости и без поблажек.

После этого, я думаю, поведение и поступки героев вам станут абсолютно понятны.

Захватывающий сюжет, хэмингуэевская атмосфера, отличная актерская игра Николая Крюкова и Вячеслава Муратова, невероятная песня, глубокий смысл — вот за это всё я и люблю «Последний дюйм».

А если к этому добавить подводные съемки, которые в 50-ые годы прошлого века были у нас в диковинку… Хорошо понимаю нашего знаменитого космонавта Георгия Михайловича Гречко, сбегавшего с работы, чтобы еще раз увидеть этот фильм, и однажды едва не поплатившегося за это своей космической карьерой.

Посмотрите этот удивительный фильм — за 50 с лишним лет он очень мало потерял в своей актуальности. «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня…» — ну чем вам не принцип по которому мы сейчас живём? Думаю, что талантливо снятое кино о настоящих человеческих ценностях — такое кино всегда своего зрителя найдет. А отсутствие современных спецэффектов и компьютерной графики «Последнему дюйму» есть чем заменить, уверяю вас.

10 из 10

16 февраля 2011

Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм

Для тех советских мальчишек и подростков 50-х и 60-х годов прошлого века, которые восхищались суровой мужской романтикой произведений Хэмингуэя и Олдриджа этот фильм безусловно культовый. Хочется сказать спасибо Никите Курихину, Теодору Вульфовичу и Леониду Белокурову за то, что, сохранив основную идею замечательного рассказа Джеймса Олдриджа, они добавили в эту историю о мужестве и стойкости любовь к отцу и огромное желание ребенка разбить ту невидимую преграду непонимания, которая так часто разделяет отцов и сыновей. Спасибо за то, что раскрыли образ Дэви больше, чем это было сделано Олдриджем, и показали мальчишкам, подросткам такого героя, не восхищаться которым было просто невозможно.

Если кому-то интересно, какое впечатление «Последний дюйм» производил на тогдашних пацанов — в своём романе «Моё дело» Михаил Веллер очень здорово это впечатление описал.

А тот факт, что картина про мужественного и честного АМЕРИКАНСКОГО летчика и его сына собрала в 1960 году столько кинофестивальных призов у нас в стране (в стране, где фраза из песни «и никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить» была тогда почти аксиомой), говорит о высоком качестве фильма.

В «Последнем дюйме» каждый кадр, музыкальное оформление, внутренние монологи героев — всё выстроено так, что бы полностью раскрыть характеры отца и сына, их настроение, чувства. А актеры, их лица, глаза! Спасибо Николаю Крюкову и Славе Муратову, моё мнение — не сыграли, а прожили свои роли.

А песня! Я вот не могу себе представить, что сцена, где звучит эта потрясающая песня, когда кажется, что в целом мире никому нет дела до этих двух и никто не придёт на помощь, а Дэви, надрываясь, тащит отца к самолету, может оставить кого-то равнодушным.

И, наверное, надо сказать спасибо хрущевской оттепели, без которой, думается, снять такую картину у нас было просто невозможно.

Настоящий, сильный и светлый, благодаря образу Дэви, который создал Слава Муратов, фильм.

9 декабря 2010

Драма Последний дюйм появился на свет в далеком 1959 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Никита Курихин, Теодор Вульфович. Кто играл в фильме: Вячеслав Муратов, Николай Крюков, Михаил Глузский, Али Ага Агаев, Мухлис Джани-заде, Алексей Розанов.

Страна производства - СССР. Последний дюйм — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.