Летят журавли (1957)

Страна производитель СССР
Летят журавли, 1957: актеры, рейтинг, кто снимался, полная информация о фильме
Актеры
принимали участие в съемках
Развернуть (45)
Рейтинг фильма
Кинопоиск 8.3
IMDb 8.3
Описание фильма
оригинальное название:

Летят журавли

год: 1957
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Сергей Урусевский
композитор:
художники: Евгений Свидетелев, Л. Наумов
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, военный, история
Дата выхода
Мировая премьера: 12 октября 1957 г.
Премьера в России: 8 мая 2019 г.
на DVD: 6 июня 2013 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч. 35 мин.
Отзывы о фильме Летят журавли

Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание. В центре киноповести - трагическая история двух влюбленных, которых разлучила война.

Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, военный, история

Видео к фильму «Летят журавли», 1957

Видео: Летят журавли - Trailer (Летят журавли, 1957) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Летят журавли - Trailer

Постеры фильма «Летят журавли», 1957

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Летят журавли», 1957

«Горе от «ума»'

Фильмы о войне, особенно советских времен, всегда оставляют глубокий след в моей душе. Их мне тяжело смотреть, так как понимаю: какой ценой нам досталась победа. Я и люди моего поколения и представить не можем, через что прошли те доблестные герои, которые ценой собственной жизни защитили нас от фашизма. К сожалению, с каждым днем все отчетливее понимаю, что мы не достойны их усилий. В наше время, люди не ценят друг друга: брат предает брата; мы отворачиваемся от людей, которым негде жить, даже хлеба купить не на что; повзрослевшие дети забывают о своих родителях; каждый норовит урвать свой кусок, не думая об остальных; сущность человека познается лишь после его смерти.

Во время просмотра кинокартины «Летят журавли» 1957 года, у меня снова и снова возникал вопрос, на который я так и не сумел дать удовлетворяющего меня ответа: зачем? Сказать по правде, я намеревался гораздо больше разузнать о данной кинокартине, а не только, что Михаил Константинович Калатозов оживил героиню пьесы Виктора Розова «Вечно живые», но после просмотра фильма, я решил написать лишь то, как подействовала картина целиком и Вероника в частности на меня.

Вероника, хоть и достаточно взрослая, но умом легкомысленная красивая девочка. Она задорная и кокетливая, видящая жизнь в розовом цвете, однако, благодаря своему опрометчивому поступку, она становится взрослой женщиной. К сожалению, урок, который преподносит ей сама жизнь — слишком горька и жестока.

Вероника, выходит замуж за музыканта, который ложным путем добыл себе бронь от войны в то время, как ее молодой человек защищает родину с оружием в руках. Больше всего меня раздражал тот факт, что Вероника прекрасно понимала, что поступает гнусно, но осознанно шла на встречу подлости. Она не переставала ждать от Бориса письма, хоть каких-то известий. И тут я возвращаюсь к вопросу, про который упомянул выше. Зачем она так поступила? Ведь была в здравом уме. Актриса Татьяна Самойлова прекрасно продемонстрировала все эмоции героини. Она, уставшая, потерянная, приходит на вокзал встречать своего Бориса, который уже никогда не вернется, но она ждет его и верит. В ее красивых глазах еще теплится огонек надежды, и не угасает он и тогда, когда смерть любимого становится очевидной. Однако ни создатели фильма, ни Татьяна Самойлова не дали мне ответа на уже упомянутый вопрос. Безусловно, с технической стороны — картина выполнена безукоризненно, чего только стоит работа Сергея Урусевского: даже тонкие линии на одежке героев отчетливо прослеживаются.

Кино может быть сделано в высшей степени профессионально: работа режиссера, оператора, художника-постановщика и т. д., но без истории, трогающей нотки души, в конечном счете оно ничего не стоит.

4 августа 2020

Киношедевр на все времена.

В конце 50-х годов. фильмы становятся более человечнее. Особенно это касается фильмов о войне. На этом фоне на экраны выходит фильм Летят журавли, который был признан шедевром мирового киноискусства. Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале, положительные отзывы в отношении актёров Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, замечательная постановка режиссёра Михаила Колотозова и блестящая операторская работа Сергея Урусевича. Не могу не пройти мимо музыки. Моисей Вайнберг написал гениальную музыку, которая держит нерв фильма.

Мне понравилось, как герои преодолевают себя. Я считаю Веронику и Бориса Ромео и Джульттой военного времени. Они, как вечные двигатели прогресса, навсегда стали эталоном героев вечной любви. Есть и другие персонажи, но на фоне Бориса и Вероники, они настолько второстепенны, но их образы незабываемы.

Кинонаграды, которые получил этот фильм, конечно, заслуженны. Можно сколько угодно фильмов вспомнить на военную тему, но Летят журавли всегда будут стоять выше остальных.

10 из 10

За режиссёрскую и операторскую работу, за роли актёров и музыку, а также за то, что этот фильм горячо любим во всём мире.

3 августа 2020

Этот фильм поцарапал мне сердце

В течение почти всего фильма стоял ком в горле, накатывали слезы — настолько сопереживаешь главной героине, бабушке, отцу, чей родной уходит на войну. Очень точно показано в деталях, чем на самом деле была война для обычных людей: человек делает шаг в пропасть, потому что, а кто еще, если не он? А там уже как повезет, кто-то вернется, кто-то — нет. «Думаешь, кому-то хочется сына на войну отправлять?». Да, никому не хочется. И никому не хочется покидать своих близких. «Но тем, кто не вернется, памятник — до неба». Слова отца бьют прямо в точку — нет такой награды, которая бы искупила тот подвиг.

Именно войны, военных действий, в фильме почти нет. Показано то, что происходит, когда солдат уходит: опустевшая квартира, тоска, страх, что свиделся с родным человеком в последний раз. Сцена проводов тоже разрывает сердце — это не просто белый платочек, которым махают вслед. Это вцепившиеся в сыновей матери, которые не хотят их отпускать, жены, которые просят писать с фронта, толпа, неразбериха, попытка оттянуть момент ухода на фронт — эмоции переданы очень точно.

И это можно сказать про весь фильм. Он очень чувственный. Как средство выражение этих чувств, конечно нельзя не отметить (и это делали уже миллион раз до меня) операторскую работу. Во-первых, очень красиво, как художественная фотография. Во-вторых, из-за выбранных ракурсов очень сопереживательно — эффект погружения в сцены. В некоторых сценах, эффекта погружения нет, но так точно показана жизнь, что хочется восклицать: «Ну да, так и есть. Так бы и я поступил!».

После этого фильма понимаешь, что действительно значат слова «они отдали свои жизни за то, чтобы могли жить мы». Именно что ЖИЗНИ (свою любовь, семью, детей, ночные прогулки, карьеру, семейные завтраки, смех, дурачество, подарки…) они отдали, они от этого всего добровольно отказались, потому что понимали, что по-другому ну никак. Вот эти вот жизни, а не цифры в статистике были жертвой.

Чувственный шедевр.

10 из 10

23 мая 2020

Реалистичное новаторство

«Летят журавли» — фильм о жизни. О том, как все есть на самом деле. О неопределенности, недосказанности, о диалогах настоящих, живых людей.

Новаторство данной картины заключается в реалистичности, с которой изображены персонажи. Особенно это прослеживается в поведении героини Татьяны Самойловой — Веронике. Живая, сильная, добрая, но запутавшаяся и раскаивающаяся девушка.

Нелогичные, странные, местами совсем непонятные поступки девушки, даже несмотря на то, что она любит, по-настоящему любит Бориса, демонстрируют всю неоднозначность ситуации того времени.

Съемка

Это что-то поистине великолепное! Никак не ожидаешь увидеть съёмку такого уровня в картине 50-ых годов. Подвижность изображения, «слежка» за героями, монтаж сцен. Сказка!

Хочется провести аналогию с Дюнкерком. Ни в том фильме, ни в этом не было военных сцен. Но от этого ужас и страх никуда не ушли. Ощущение первобытного страха перед всем, что происходит ощущается каждой клеточкой тела. Блестяще.

Актёрская игра

Актёры на экране будто живут, а не играют. Во время просмотра фильма очень часто складывалось впечатление, будто наблюдаешь за соседской жизнью в окно. Великолепно!

Однозначная рекомендация к просмотру.

9 из 10

10 мая 2020

«Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей…»

(Марк Бернес)

«Летят журавли» фильм с первого взгляда весьма неоднозначный. И неподготовленный зритель, привыкший уже к такому классическому столпу отечественного кинематографа как война, момент может и не уловить. А ведь на дворе 57-ой, товарищ Сталин ушёл на покой четыре года назад, что явно ослабляет железную хватку у горла всех культурологических структур. Вот Калатозов и воспользовался ситуацией, превратив пьесу Виктора Розова в просто пронзающую историю любви, не такую, какую обычно у нас чтят — скупую и хлёсткую, а по-европейски пробивающую противоречиями. Дело то не шуточное.

И Пальмовая ветвь (единственная в своём роде), была выдана не за красивые глаза Татьяны Самойловой (если бы давали только за это, актриса унесла бы гран-при), а за слаженную работу всей съёмочной группы. Чего стоит только нескончаемая динамика созданная руками Урусевского. Собственно, самих боевых действий в ленте на пару сцен, а вот дух выдержан совершенно страстный и тяготеющий к эмоциям. Очень вдохновляет Василий Меркурьев, одна речь в госпитале которого способна выбить скупую мужскую слезу любого несчастно влюблённого.

И тут совершенно понятно, почему господин Хрущев называет картину идеологически невыдержанной, а Веронику и вовсе — шлюхой. Чуждая русскому менталитету новая волна, которая нашла своё место в русских «Журавлях…», поломала все устоявшиеся догмы, которые ранее диктовала партия. Где это видано, чтоб главная героиня расхаживала без косынки, да ещё и мужиков выбирала самостоятельно? Не по христиански как-то… но, чёрт побери, как же красиво. По страшному красиво.

8 из 10

5 февраля 2020

Спустя множество лет после выхода, спустя множество лет пересмотров, ленты подобные этой уже обладают исключительной историей, и вовсе не служат критическим взглядом. Меняются эпохи, меняются отношение людей. Летящие журавли так и остаются парящими перед зрителями, а зритель отплачивает им уважением.

В сюжетном плане фильм не накручивает вистов — история о двух влюблённых, один из которых уходит добровольцем на фронт, проста и понятна, а главное — человечна. Удивительно, что оттепель наступила так скоро и смогла разбавить не гнушавшуюся обмана и манипуляций пропаганду. Интересны компромиссы, к которым то и дело обращается фильм — на самом деле его позиция ныне чрезмерна близка более молодому поколению. Постановка открыта к обеим сторонам отношения — она одинаково признаёт мужество, храбрость, стойкость, отдаёт им долг и в некоторой степени восхищается советским человеком, в то же время считая прошедшую войну исключительным злом, пороком, не боясь высказаться насчёт неё со стороны правды, заметить отрицательные стороны человека, сделать акцент на его ошибках и не создавать ненависть вокруг врага (прекрасно, что фильм замкнут исключительно на себе, на своём сюжете). Одно это возвышает эту ленту над остальными советскими, а впоследствии и российскими фильмами о войне, для которых это событие стало исключительным праздником, демонстрацией своей силы и внезапно перестало быть трагедией.

Второй отличительной чертой этой ленты, которая также несомненно возвышает её над остальными, является её художественность и операторская работа. Скоро в элиту ворвётся Тарковский, который выработает собственный киноязык, у которого каждая постановка будет если не интересной, захватывающей работой, то визуальным шедевром уж точно. А на тот момент «Журавли» — это единственное, конечно, после эпохи немого кино, что действительно смогло разговаривать не лозунгами, а камерой. Дышать камерой и чувствовать камерой. Исключительная поэтичность образов, ракурсы, перекличка монтажа — одно только это приводит зрителя в восхищение. Пускай десятилетиями этот фильм разобран по всем своим составляющим, кадры такого уровня захватывают как в первый раз.

Неслучайно фильм Михаила Калатозова получил в 1958 году Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля — ни до, ни после ни одни из национальных фильмов так и не смог это сделать, лишь близко подбираясь, но уступая либо в романтизации горькой правды жизни, либо в художественных мотивах.

Это действительно редкая и знаменательная художественная работа отечественного кинематографа.

8.5.2019

8 мая 2019

Летят журавли, летят…

«Летят журавли» я впервые посмотрела лет в двенадцать и с тех пор не могла к нему вернуться — потрясение от фильма хоть и не было полностью осознанным, но было сильным. Есть произведения, которые составляют нашу культурную память — они словно бы впечатаны в нас с рождения, и фильм Михаила Калатозова, без сомнения, один из них.

Можно не быть киноманом, не любить советские фильмы, ничего не знать об операторских приемах, но многие кадры из «Летят журавли» остаются с тобой навсегда — я тоже с первой встречи с фильмом постоянно возвращалась в памяти к тому головокружительному вращению деревьев в момент падения Бориса. Этот кадр вообще стал для меня выражением беспросветной тоски по погибавшим в той войне без героического ореола — в болотах, в безвестности, при отступлениях и в окружении.

Что нового можно сказать о фильме, о котором столько написано, каждый кадр и образ которого препарирован посекундно, на котором до сих пор учатся в киношколах? Наверное, ничего, кроме твоего личного отношения, рассказа о том, что в тебе разбудил фильм, который давно разобран на цитаты. И посмотрев впервые или пересмотрев «Летят журавли» сегодня, нужно суметь абстрагироваться от всего, что ты слышал о нем — фильм смотрится не просто современно, он настолько совершенен, что отчетливо понимаешь: так сейчас не снимают!

Просто потому, чтобы создать такое произведение, нужно не только быть оператором-перфекционистом, какими были и Михаил Калатозов, и Сергей Урусевский, не только быть тончайшим драматургом, как Виктор Розов, не только суметь подобрать таких великих и настоящих актеров, как Татьяна Самойлова, Алексей Баталов или Василий Меркурьев… Но нужно быть, наверное, самим Михаилом Калатозовым, обладать его светлым и вдумчивым взглядом, чтобы собрать все это воедино. Нужно было пережить все то, о чем рассказываешь в фильме, превратить переживания героев в личный эмоциональный опыт для зрителя через собственное авторское отношение ко всему показанному.

Пересмотрев фильм после долгих лет, я подумала про себя: как жаль, что я знала и помнила основные сюжетные перипетии, иначе фильм еще сильнее потряс бы меня сегодня, заново. «Летят журавли» нужно воспринимать целостной картиной, в которой новаторство в работе с камерой — это не самоцель, и сюжет также важен, как операторские приемы, а образы героев настолько глубоки и сложны, что, разбирая их, писались целые книги.

Говоря о фильме Калатозова, принято вспоминать о Каннском фестивале, о триумфе на нем Татьяны Самойловой, о Клоде Лелуше, работавшем пару дней на съемочной площадке. Это часть не только истории фильма, но и истории советского кино. А твоя личная история с фильмом может быть совсем другой, и ты связан с ним не только постоянными напоминаниями в прессе и на телевидении, но и сотней невидимых нитей — ассоциациями и воспоминаниями, которые, возможно, даже не твои. Вот на старых семейных фотографиях видишь, что бабушка подвела глаза, как у Вероники, или сопоставляешь год выхода фильма с годом рождения своих родителей, или вспоминаешь тех, кого ты не знал, потому что они погибли задолго до твоего рождения — погибли, и повоевать-то не успев. Но ведь от этого ты их меньше не любишь, просто очень хочется знать, что в том журавлином клине кто-то окликает по имени и тебя…

7 мая 2019

Новый тип русской женщины

Никита Сергеевич и всегда отпускал колкие замечания, но здесь припечатал так, что фильм могли бы не пустить на советский экран, не то что в Канны. Но при всём справедливом негодовании к главной цензуре, её, как мне кажется, можно понять.

Фильм старательно взращивал патетику героизма одинокой женщины и к концу возносил её на такие высоты, с каких незазорно сказать: «Полноте, да она же шлюха». Сцена грехопадения обставлена такими мелодраматическими эффектами, что впору назвать её сценой «грехопадения». Хотя в пьесе В. Розова, по которой снят фильм, такой казовой драматургии, как ни глупо, нет. Под занавес первого действия Вероника приходит жить к Бороздиным, а второе действие открывается тем, что она — жена Марка. Красноречивое, тихое умолчание. Создатели же фильма (может быть, с тем же Розовым, в качестве уже сценариста) решили объясниться за Веронику, натянуто показать вынужденность её поступка: давление Марка, отчаянное сопротивление Вероники, гром снарядов, фортепианный концерт и — ах! Всё это напоминает мне «Бедную Лизу» Карамзина, развенчанную уже романтиками. Вместо нравственной мотивировки — неумолимость рока, но стоило ли трудиться и вообще пускаться в объяснения? Не за всех ли говорят потухшие беличьи глаза, в кототорых до этого всегда отражался свет камер? Бедную девочку с измазанным сажей лицом обнимает будущий зять, символически скрепляя решение оставить её у себя, и ни движения на этом лице. В этот момент уже ясно, что всё, что произойдёт дальше, будет мотивировано отчаянием, страхом, чёрными глазами, требующими любви. Не роковой ночью и Марком с профилем Мефистофеля.

Дальше авторы принуждены говорить о геройстве раскаивающейся женщины. Она работает в госпитале, спасает ребёнка, замешкавшись на мосту, порывается уйти, не желая «жить за чужой спиной», но не уходит, остаётся там, где нужнее. Она раскаивается, вы поняли? Это психологизм для бедных. Но есть и более тонкие штрихи, внесенные нарочно или интуитивно. Когда Ирина, вообще недолюбливающая невестку, возвращается после тяжёлой операции домой, она ставит на коптелку чайник и только тут замечает, что чайник пустой. Она вздыхает, наполняет его водой и снова ставит на коптелку. Всё молча. Ни слова упрёка Веронике, сидевшей на диванчике наверху. Она страдает, и это понятно даже тем, кто не хотел бы ничего понимать. Ирина строгая, но не глупая и не будет донимать чужую тоску строгостью. Такое можно только в военном госпитале, среди мужчин, да и то в целях скорейшего выздоровления. Бороздин-старший произносит страстный монолог о неверных «крысах», свидетелем которого как бы случайно делает Веронику. За этой случайностью последует ещё одна, на мосту. Слишком много случайностей, но они разве делают женскую судьбу на войне исключительной? О чём мы вообще говорим? В начале фильма речь повели как будто об исключительной силе любви, но потом так натужно, с честным усердием, взялись оправдывать героиню, что мы волей-неволей должны признать: она хороший человек. Лично я и не сомневалась. В самом конце она пересиливает своё частное (потому что личное на войне всегда противостоит общественной пользе) горе и раздаёт цветы для Бори людям в толпе, тихо радуясь журавлям в небе — «солдатам, не вернувшимся с полей». Вероника предана родине, счастье победы для неё — личное счастье, и испытание одиночеством она, с грехом пополам, выдержала. Но разве фильм о женщине и народе? Разве он не о женщине, желающей быть счастливой в войну?

Я могу понять Калатозова. Он был, можно сказать, первопроходцем. Дуня «Стрелка» Петрова, Фрося Бурлакова — всё таранные женщины, комсомолки, а тут:

- Я ухожу на войну, добровольцем.

- А я?

И всё же сюжет, драматичный за счёт внутренних своих сцеплений, за счёт того, что она не уберегла его, потому что любила не в полную силу, не нуждается во внешней драматургии. И не будь на месте Вероники Татьяны Самойловой, не знаю, что бы и было.

8 из 10

31 января 2019

Отпусти, если любишь… из времени техно-поп…

Образ войны

Отпусти, если любишь… Такая фраза, прозвучавшая во время создания фильма, вряд ли могла быть понята так, как этого требуют волновые законы ментальных проекций. Зато звучащая сегодня, она может забраться в пустынную нишу законов природы, не понятых раньше, но странным чутьем придуманных военных измен, созданных на желатине шостинских серпантинов. Оцифрованное качество стало привычнее и ближе для оптики, но дальше от времени.

История героини, потерявшей то, за что здесь держатся до последнего, пошла осознанно и на руины нового брака, и в шипучки соседских осуждений, и в санитарные бинты госпиталя, оставаясь той белкой, которую так и не поймали: военная повседневность, иллюзия привязанности. Вот только поезд, немного на последок проехался по памяти анны карениной, и ее школьного воплощения в училке по литературе.

Жизнь, это не литература, это то, что осталось от кино, после того как литература предъявила ему иск за отступление от фактов, изложенных в художественных произведениях. Сколько анн карениных задавила вторая мировая война. А сколько раз оплошавшая наталья гончарова шла на штурм бронетехники тогда еще с гранатой и коктейлем молотова, а сегодня отсюда и там, с переплетом очередного нового романа.

Образы, сражавшиеся на полях, где кровавое месиво соединяло биомассу, никто не видел и не вспоминал, но они умирали и верили, плакали в одиночестве и продолжали ждать.

Вика, всего лишь образ, который увидел режиссер, стыдясь периода 1941—1945… За себя и за того парня.. А образы умирают не на полях.. а в словах комментариев…

Продолжая лететь журавлями… Но в уже другой истории света…

24 января 2019

Предлагаю отбросить на время все похвалы, касаемые операторской, режиссёрской работы, а так же забыть образ «преступной» главной героини фильма. Сегодня это попросту не наблюдается и едва ли это то, что касается современного зрителя. Сложно связывать какую-то привязанность к фильму, исходя из бесконечных упоминаний новаторских вещей.

Сегодня зрителю от фильма осталась лишь тень, того что раньше можно провозгласить трагедией. Это в целом связано с тем, что картина одномерная и смотрящий вполне представляет и знает, что будет дальше. Картина как проповедь, звучит складно и достоверно, а со своими лишениями картина остается достоверной, реальной и сегодня. И в этом направлении нету особого продолжения. Разве что хождения героев по одиноким улицам Москвы, как будто они в райском саду. Эту мысль можно продолжать, говоря о метафоре образа главной героини и присвоение этого образа всем нам. Но фильмом это подхватывается, если только начинаем связывать, а в целом это не то.

Если в фильме «Летят журавли» рассматривать сцены отдельно, отделяя их от рядом стоящих, то мы никуда не уйдем. Там где фильм вроде бы заполнен, будет ощущается пустым и вычурным. Взять ту же сцену в телефонной будке, отдельно ее трепать не имеет смысла, она за собой ничего не несет. А если начать говорить о том, как передвигается героиня в кадре, подобное замыкание становится куда интереснее. И все мои попытки передать что я чувствую, сводятся к перечислению действий героини. Воспринимать нужно все наблюдаемое единым целым, героиня фильма одновременно остается около школьницей, ребенком и медсестрой перевязывающая раненых. Можно попробовать разбирать, но в таком случае это больше будет похоже на пересказ. И в этом и сложность описания фильма, он уживается лишь только в голове, а как я привык что-то вытаскивать и говорить: «смотрите, это работает за счет этого». Тут такого нет. С вытаскиванием мы будем приходить разве что к вторичности каждого кадра, но такого же не бывает.

Чем, наверное, и возможно продолжить — это о простоте. Сегодня отсутствие шума как никогда важно. Один за другим, фильм выходит без попытки даже рассмотреть мысль о простоте, что в дизайне, что в повествовании. Возвращаясь к телефонной будке, для чего тут эта сцена. Для надежды не остаться одинокой. Нет каких-то сложных перипетий и выходов с неожиданными поворотами. Ценность хоть одной сцены во всех значениях этого слова, крайне важна, особенно сегодня. И тут не дело в отсутствии немцев на заднем плане, дело может быть даже в сумбурности. Не было предпосылок к ежеминутному усыновлению ребенка, не было причины вбегать в уже развалившейся дом (для зрителя, для белки может быть, но я говорю о зрителе). Но все это интуитивно понятно, и почему у Вероники именно такой партнер, это тоже не нужно объяснять либо и так все понятно. А на вопрос: «зачем ей нужен был именно тут ребенок, которого она сразу же воспринимает за родного», ответ прост — захотелось. Отсюда и берется отчасти образ ребенка переростка.

А теперь начинаем вспоминать, о чем все-таки фильм, и тут начинаем погружаться в мысли. В мысли, опять-таки, понятные о семье, справедливости, долге и т. д.

Этим фильм и примечателен для меня, что он работает только в грезах, как будто ты в детстве, а не героиня фильма. И именно в такой последовательности: одинокий ребенок, а потом война. А выразить в большей степени словами того что я хочу, просто бессилен. А вообще, фильм со своей задачей справился, я в буквальном смысле слова нахожусь во сне, когда смотрю «журавлей». Да, я потыкался в образы ребенка главной героини, которая становится все более одинокой, отчужденной от происходящего вокруг, о ее одновременных прибываниях в двух состояниях. Все это лишь в малой степени мне объясняет, что я такого нашел в этом фильме.

30 декабря 2018

Стиль = смысл

Премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» на Каннском кинофестивале 1958 года ознаменовала собой начало оттепели в советском кино. Стагнация кинематографа, вызванная сталинским режимом и шаблонным и ограниченным соцреализмом, заканчивается после смерти Сталина. Наступает долгожданное облегчение — война позади, люди полны надежд и жаждут изменений, а прошлое пора переосмыслить и двигаться в лучшее будущее. Михаил Калатозов — кинематографист с опытом, который начинал свою карьеру еще в двадцатых годах будучи оператором — вместо привычных для себя патетичных и героических историй, выбирает для своего нового фильма бытовую и скромную военную драму Виктора Розова «Вечно живые».

«Летят журавли», в пору своему названию — поэтическое, свободное, неукротимое и жизнеутверждающее кино, которое подобно легкому дуновению ветра освежило умы и сердца советских и зарубежных зрителей. Казалось бы банальная история двух влюбленных во время войны — история знакомая, но благодаря виртуозному подходу со стороны одного из самых органичных дуэтов режиссер-оператор в истории, Калатозов-Урусевский выбрали экспрессивный и абсолютно новаторский художественный подход. Адаптировав пьесу Розова, Калатозов создал вечно актуальный гуманистический и антивоенный гимн, где самые ужасные вещи — это война (будто невидимая и где-то вдалеке), потеря любимых и невозможность вернуться к прежней жизни. В то же время, «Летят журавли» будто весь пронизан надеждой на лучшие времена, состраданием и эмпатией к ближнему, когда цена победы равноценна горечи от потерь.

Работе Сергея Урусевского позавидовал бы и сам Эммануюэль Любецки — оператор во время съемок изобрел несколько операторских приемов и механизмов, часто использовал ручную камеру и снимал длинные непрерывные кадры, а для съемок этого фильма использовал сверхширокоугольный 18мм объектив, подчеркивая «воздушное» название фильма и эмоциональный полёт своей субъективной камеры. Но, пожалуй, главной звезда фильма можно по праву считать Татьяну Самойлову — первую брюнетку советского кино. Её нетипичная внешность, целостность и сила характера, сексуальность и нежность вызвали бурю эмоций не только у обычных зрителей, а даже у Пабло Пикассо и Никиты Хрущева. И если великий художник был в восторге от советской актрисы, то генсек прокомментировал её героиню более сдержанно: «Да шлюха она обычная, вот и всё».

«Идеологически невыдержанный фильм» по мнению партии, частично благодаря Клоду Лелушу (который во время экскурсии по Москве попал на съемки фильма и рассказал о нём позднее президенту Каннскому кинофестиваля) в 1958 году попал на Каннский кинофестиваль и по праву выиграл единственную для Советского Союза (и, позднее, постсоветских республик) Золотую пальмовую ветвь. Самый кассовый в истории фильм-победитель Канн стал культовым как среди зрителей, так и среди кинематографистов и кинокритиков. Эта искренняя, визуально и драматургически актуальная как никогда лента (в этом году исполнилось 60 лет с момента премьеры), доказывает, что формула «стиль=смысл» существует.

10 из 10

4 августа 2018

На сегодняшний день «Летят журавли» единственный отечественный победитель международного Каннского кинофестиваля. После успеха в Каннах, фильм вышел во французский прокат и собрал 5,5 миллионов зрителей. Такого успеха не знал ни один российский фильм ни до, ни после.

Пронзительная история двух влюблённых, которых разлучает война. Безжалостная война обрывает мечты о совместном счастье и большой любви, оставляя за собой шлейф отчаянья, утраты и боли, но где-то в самом дальнем уголке души остается надежда.

Определённо, в фильме «Летят журавли» камера играет роль первой скрипки, выражая портретные характеристики основных персонажей, и раскрывает глубокий смысл происходящего. Сильным выразительным средством в фильме «Летят журавли» являются свет, ракурс, крупность плана. Оператор Сергей Урусевский поспособствовал тому, чтобы актёрская мимика была не просто выделена, но и точно передавала бы образный смысл роли. Выразительный взгляд героини Вероники (Татьяна Самойлова), взятый крупным планом, психологически действует на восприятие зрителя.

Интересную трактовку представляет собой сцена проводов. Главная героиня Вероника пытается пробиться сквозь толпу в попытке отыскать своего возлюбленного Бориса (Алексей Баталов). Камера следует за героиней в человеческом водовороте: перед нами проплывают лица солдат, и затем лицо актрисы выходит на первый план. Оператору удаётся слить в единое целое чёткий ритм марша, бурлящий человеческий поток и отчаянные движения Вероники. А над небом проплывает клин журавлей, которые говорят нам, что жизнь продолжается и нужно ценить каждый прожитый в ней миг.

Потрясающе красивое по лёгкости изображения, и глубокое по содержанию кино.

10 из 10

16 июня 2018

Летят Журавли

Это единственный советский фильм, получивший золотую пальмовую ветвь. Думаю, этого достаточно, чтобы вы прониклись значением этого фильма. Но награда — это оценка психологизма картины. Западное жюри при всем желании в конце 50-х не могло понять значения этого фильма для СССР.

С этого и начнем. Этот фильм — некое выступление против неписанных запретов, против своего рода табу. Хоть убейте — я не помню, где в фильмах до этого можно было не то что четко увидеть просвечивающий лифчик (хотя для этого времени уместно слово бюстгальтер — оно такое же массивное как и описываемый им предмет), но вообще заметить, что у девушки есть грудь. А уж пробежаться босой перед камерой? Да вы что?! Опять же, куда только делась типичная серо-патриотичная работящая мышка из идеологически верного советского кино? Тут тебе и волосы не под платком и одежда не то что броская, но выделяющаяся на фоне. Такого нельзя было и представить. Неудивительно, что фильм был оценен скорее негативно, а о его награждении упоминали мимоходом. не фильм, а сплошное наказание!

Теперь о его психологической составляющей. Темы войны, верности и долга — золотой стандарт советского кинематографа. Но даже тут режиссер умудрился «пойти против системы». Вероника предает своего жениха, да еще и выходит не за кого-то, а за его брата. Освистать! Оплевать! Вывалять в грязи и перьях!

Нет.

Понять.

Автор не просит простить ее, но он и не занимается осуждением, как бы говоря с одной стороны, что жизнь рассудит (и то что брат оказался трусом, и то, что он ей изменял, и то, что любимый погибает, а от него лишь карточка осталась — все это символы если не осуждения, то наказания), а с другой, что идет война, а она молодая и слабая девушка, которая почти в одночасье теряет все, причем, как и всегда в военное время — неожиданно. В канун дня рождения — жениха, он уходит на фронт. В момент обычной прогулки — безопасность (объявление о бомбардировке), в одну секунду — дом и родителей, ведь они погибли во взрыве, не пожелав оставить дом. Она теряет всю свою жизнь, а остается — настойчивый и вроде бы влюбленный молодой человек, вроде бы за заслуги получивший увольнение от армии, «бронь» — и новые бомбардировки. Она больше инстинктивно, чем разумно бросилась к тому, кто, как показалось, защитит. Если не от смерти, то хотя бы от страха. Оказавшись на грани она уцепилась за первую протянутую руку, не посмотрев дающему в глаза. Да, это подло, бессердечно и жестоко, но на тот момент могла ли она поступить иначе? Эта девушка, еще и не взрослая даже? Я так не думаю. А осуждать ее… как верно сказал отец обоих братьев, осуждать ее может лишь тот, кто совершил худшее.

Но отсюда переходим к тому, что идет постоянным фоном большей части картины, к тому, что является первопричиной: война. Война это враг людей, враг уклада, враг жизни. О ней можно много говорить, но суть одна: она отнимает, разрушает и заставляет людей делать то, что навсегда ломает их жизнь, неважно, вернулся ли фронтовик с медалью, либо невеста бросила парня: оба они в той или иной мере будут надломлены. Что характерно, война тут превращается в нечто высшее над людьми, она не имеет конкретных очертаний. Это звуки, крики, стоны, развалины и смерть. Это не сущность человека, это то, что ей противостоит.

Сложно сказать, что оценило западное жюри. Психологизм? Новаторство с круговыми операторскими рельсами? Но факт остается фактом: на западе вручена пальмовая ветвь, актрису поздравляли мастера жанра того времени, а наш лидер Хрущев по рабоче-крестьянски высказался о главной героине: «Да обычная шлюха она, вот и все». На этом этот фильм был для советского человека исчерпан. И это печально, но не умаляет, а только увеличивает ценность картины.

10 из 10

4 февраля 2018

Летят журавли

Простая, но гениальная история двух молодых людей, по судьбе которых прошлась безжалостно война. Сюжет с самого начала растягивает нервы как тетиву до предела и не дает расслабиться ни на секунду. Запредельная концентрация эмоций и переживаний, от которых подступает комок к горлу. И только к концу фильма можно спокойно выдохнуть. Война закончилась, вроде бы нужно радоваться, но почему-то подступают слезы. Фильм о простых людях, так естественно и неподдельно любящих друг друга, но война разлучает их. Простая история любви, за полтора часа вдруг разворачивается в глубокое и точное высказывание о великой и ужасной трагедии человечества.

Это первый и единственный советский фильм, удостоенный в Каннах награды высшей пробы. И заслужено, вся съемочная группа проделала колоссальную работу. Сложные постановочные кадры, как пробег Бориса по лестничной площадке, великолепная режиссура, сценарий, и конечно игра актеров на грани возможного.

Картина правдиво и талантливо раскрывает разные грани человеческой натуры. Герои настоящие, а не карикатурные. Здесь все по-настоящему. Это вообще один из лучших фильмов о войне, что я видел. В нем нет эффектных и батальных сражений, изувеченных тел и моря крови. Сама война на втором плане, ее здесь практически нет, но, при просмотре, каждой клеткой своего тела ощущаешь гнетущее состояние и весь ужас военного времени. Переживаешь фрустрацию героини, которую не передать словами. Безмолвная эмоциональная пустота, глубокое несчастье и безысходность.

Фильм тяжелый, но финал там светлый. Ведь война все-таки закончилась.

10 из 10

26 октября 2017

Только эмоции.

Представьте себе: начало 60-х годов ХХ века в самой что ни на есть глухой советской провинции. Но и здесь работает радио, есть кино, иногда приезжают артисты. Есть ощущение сопричастности ко всему на свете. Между прочим, в кинотеатре каждые два-три дня — новый фильм, и билеты — доступны. Молодежь кино уважает.

И вот — «Летят журавли».

Мы тогда не поняли, что война и твои отношения с войной — уже не главное, а главным становится человек и его личное право на человеческую судьбу, право на борьбу за эту судьбу. И героиню фильма мы, послевоенные дети, не полюбили, как не полюбили ее миллионы солдаток по всей стране. Мы, современники фильма, еще создадим новый Праздник — ДЕНЬ ПОБЕДЫ, а уж потом… позже — будем пересматривать этот фильм и увидим в нем то, о чем сейчас знают все. Но не в 60-х!

Образ главного героя тоже шел вразрез с воспитанным в нас образом солдата-героя, защитника Отечества, который, если и умирал — то в ореоле славы и вечной памяти о нем. Сама мысль, что можно погибнуть вот так — «никак» — оскорбляла, шокировала, потрясала.

Воспоминание о том, как мы были одеты, каким был наш быт через 20 лет после войны заставляет думать о том, что фильм эту сторону нашей жизни приукрасил.

Иначе и быть не могло в то время.

Мне так и кажется до сих пор, что это был фильм из русского фантастического будущего. Потому что не может русская женщина так в облаках витать. Никогда. Слишком многое на ней «стоит» и ей держится в обширном славянском мире.

21 октября 2017

Драма о людях

Этот фильм сняли 60 лет назад, в далёком 1957 году, когда о советском кино в мире позабыли после «Потёмкина» и «Человека с киноаппаратом». И лента Калатозова вернула венец величия Советам, по крайней мере, на один год, в виде Золотой Пальмовой ветви. К слову, больше ни один отечественный фильм не был удостоен такой чести.

«Летят журавли» взял ветвь неспроста. Он рассказывает простую, но необычную историю. Возлюбленный главной героини по имени Вероника уходит на фронт. Таких Вероник на советской карте в 1941 не сосчитать. Однако конкретно героиня актрисы Татьяны Самойловой по ходу фильма попадает в весьма неоднозначную ситуацию. На неё давят сразу три силы. С одной стороны бомбёжки немецкой авиации, война, с другой постоянное давление со стороны нового ухажёра, а с третьей… С третьей другая, самая мощная сила на земле — это любовь.

И, конечно же, любовь взяла своё. Сквозь переживания и слёзы, она остаётся и победит любую войну. Именно это чувство ведёт героиню Самойловой, вряд ли здесь обошлось патриотизмом. Она исправно трудится в тылу, пока её Борис, сыгранный Алексеем Баталовым, защищает родину. Каждый день проходит с правом на надежду, с верою в любовь…

Подвиг советского народа бесценен, но важно помнить, что народ состоит из простых людей. И этот фильм — как раз тот случай, где не надо демонстрировать величие победы в абстрактном смысле. Это всего лишь одна история о людях из сотен тысяч других, со своей судьбой и горечью. И самое главное, что здесь герои — простые советские люди. Ни политики, ни военные командиры, не чекисты. И фильм Калатозова убеждает нас, что вклад рабочего населения в победу не менее значим. Они боролись, гибли, но не сдавались. Как и Вероника, которая не отпустила свою любовь даже после самого худшего исхода, ведь она помогла девушке сначала прожить эти нелёгкие 4 года, а затем сделать для себя важное умозаключение в самом конце ленты.

Главной особенностью фильма является его психологизм. Фильм полон тяжёлых сцен, его нелегко смотреть без эмоций. Последняя сцена на вокзале вообще пробирает бесконечной моралью насквозь. Сопереживание героям остаётся даже после их спорных решений. Качество фильма достойно высокой оценки, актёрская игра — преданных оваций. Особенно роль удалась Самойловой, ведь непросто хорошо сыграть такую противоречивую героиню, да ещё в стране победившего социализма, где не должно быть подобной «аморалки». Критика от Хрущёва тому подтверждение. К слову, о достижениях фильма на Каннском кинофестивале в Союзе сообщили весьма сдержанно.

И под конец немножко о символизме. Много журавлей пролетало над Московским небом в картине. И каждый раз, сначала Вероника с Борисом, а потом и народ-победитель тянули головы вверх и радовались их пролёту, как дети. Всё-таки здорово, что люди, которые прошли ад, будь-то в тылу, будь-то в окопах, вышли оттуда людьми и не разучились радоваться мелочам, как дети. Разве возможно победить страну с такими людьми?

10 из 10

10 августа 2017

Любовь — взаимное головокружение

- Почему вы не прогнали меня тогда же?

- С тобой случилось несчастье. Осуждать тебя может только тот, кто способен совершить худшее. Оставайся.

С этим фильмом я познакомился сейчас впервые. Обычно я не жду ничего особенного от подобных картин. но эта оказалась весьма неплоха.

Фильм на самом деле просто шикарный. Умели же тогда снимать, без всяческих технических ухищрений и примочек. В те давние времена, подобного рода фильмы тащили сюжетка и актерская игра. Вот так получилось и здесь.

Не нудно, не затянуто. Все персонажи не просто так вписаны для увеличения хронометража ленты, а играют свои роли в развитии сюжета. Некоторые даже немаленькую.

Я не берусь оценивать актерскую игру, ибо временной промежуток в котором снят фильм породил целую кучу звезд советского кинематографа, и сказать что кто то переиграл или наоборот не дотянул, было бы кощунством с моей стороны. Что от от актеров требовалось — то они и выдали. Ни больше, ни меньше

Смотрибельно ли это сейчас? Безусловно да. Актуальна эта тема сейчас? Вот тут неоднозначно. Но фильм достаточно интересный, и заслуживает внимания. Минусы конечно есть, но плюсов все таки больше. По крайней мере для меня. Так что заслуженная высокая семерка.

7 из 10

11 июня 2017

И серые, и белые, и с длинными носами…

Момент расставания приблизился незаметно, и вот уже последние минуты уносятся с преступной быстротой. Девчоночья обида за добровольную присягу еще свежа, а ему так о многом хочется сказать на прощание, вглядеться в родные глаза и с юношеским жаром пообещать: «Я непременно вернусь, ты только дождись». Война нарушила безмятежность союза, оставив Веронике и Борису слабую надежду, что трагедия пронесется мимо, а жизнь еще заполнится счастьем. Но невеста не сохранила верность, примерила ярлык предательницы и обманщицы. Девчонка, не познавшая жестокости быта, одинокий ребенок с игрушечной белкой — памятью о беззаботной жизни. За спиной у Вероники веер разрушенных планов и лента несбывшихся желаний, а впереди всеобщее порицание и презрение, от которых не убежать и не скрыться. Заметно посеревшая и погрустневшая, но это по-прежнему ее жизнь. Последнее, ради чего необходимо преодолеть свое горе.

Побед без поражений не бывает — эта горькая истина справедлива со времен Эллады. Настоящий триумф немыслим без трагедии, маленькой или крупной. Уникальная кинолента — наш первый и единственный каннский лауреат, источник великого наследия — лишила российский экран одной из самых талантливых и красивых актрис на долгие десять лет. Печальная история Татьяны Самойловой перестала быть секретом, и, оглядываясь в далекое прошлое, понимаешь — такова жестокая цена бессмертной славы. Никто в «теплеющей» стране не ожидал подобного размаха от адаптации простенькой пьесы Виктора Розова. Громкий успех поэтической кинотрагедии «Летят журавли» сопоставим с феноменом русской стойкости. Наша страна выиграла войну, когда по всем бессердечно-четким нацистским планам должна была ее без шансов проиграть. Михаил Калатозов и Сергей Урусевский создали настолько духоподъемный фильм, что он ошеломил закомпостированное идеологией советское руководство. К счастью, существуют явления, не привязанные к эпохе. Они естественны, как сама жизнь с ее печалями и невзгодами.

Многогранность композиции не позволяет считать «Летят журавли» только лишь военным фильмом. Боевых действий на экране почти нет, подвиг русского народа лента не восхваляет, криков «За родину!» в ней не услышать. Однако в картине есть кое-что другое: трагедия личности и преображение от расколотой бомбежкой на «до» и «после» жизни. Вероника, весело бегущая за руку с Борисом, и она же, мрачно делающая перевязку в госпитале — два разных человека. Ее образ — метафора войны и того, во что превращается мирная жизнь. Неопределенность лишает покоя, девушке неизвестна судьба любимого, иначе наверняка была бы сильнее и не поддалась Марку. Лишенная настоящей любви, Вероника получает уродливое ее замещение — точно в духе страшного времени. В миг ее особой горечи вспоминается лукавый взор девушки, благодаря искусной игре света и тени выхваченный как зернышко непоколебимой чистоты. В никуда пережитое не уходит, трагедия делает человека сильнее, как и целую нацию. Пусть война по большей части проходит фоном, но ее последствия довершают сложный женский образ. Уже не такой девственно-романтичный, но другой — привлекательно-стойкий.

Беспримерный образец гармоничной работы режиссера и оператора-постановщика позволяет не просто сопереживать героям, а находиться с ними буквально в одном шаге. Вместе с Вероникой ощущаешь ломоту в груди, уносящую по мостовой в поисках избавления. Рядом с Борисом предаешься предсмертным головокружительным грезам, которые прекраснее самого смелого воплощения. Калатозов словно строгий учитель озвучивает прегрешения, за которые приходится отвечать, а Урусевский заставляет глядеться в молодые глаза и ощущать сквозящую в них вселенскую печаль. Эмоций у персонажей так много, что они изнемогают от невозможности воспарить журавлями в небо и унестись от судьбы, принесшей горе. Названным братом смерти, царящей на передовой, выступает тяжелый быт в тылу. Все вокруг переменилось, везде теперь другая жизнь: сумрачная и жестокая. Многому приходится учиться заново, пока страх разделить участь погибших сковывает руки. Переживают, впрочем, не все, и, добавляя в сюжет сцену пирушки недобропорядочных господ, Калатозов лишний раз утверждает главенство житейской прозы на поэтичном небосклоне. Святых в картине нет, люди ошибаются, переживают и расплачиваются. Но разница между чистотой порыва и бесчестностью расчета огромна, и не случайно столь существенен контраст в восприятии добровольца Бориса и обманщика Марка. Кому война, а кому и мать родна.

«Что-то в журавлином полете есть от вечности» — говорил Виктор Розов. Жизнь скупо отмерила Борису и Веронике лишь день единения перед разлукой, но даже им можно распорядиться по-разному. Сюжет картины вращается вокруг одних и тех же мест, где девушка-белка оказывается и юной, и взрослой. Михаил Калатозов по-отечески терпеливо поясняет важность смысла в жизни. А быть им может что угодно: забота о близких, труд во благо родины, прощение самой себя за совершенную ошибку. Случайно найденный на дороге ребенок — символ продолжающейся жизни, не подернутой войной. Ни к чему лишние слова, если детская улыбка заставляет поверить в лучшее. Враг причинил нашей стране неисчислимые бедствия, но не смог покуситься на главное: на русский характер. Характер, позволивший снести потрясения, оправиться от удара и жить дальше. Физические раны зарубцеваться могут, душевные — никогда. Прежний мир оказался разрушен, но на его осколках возник новый, в котором по-прежнему жива непорочная вера. И она останется чиста до тех пор, пока будет, кого вспоминать, провожая взглядом летящий по небу журавлиный клин.

28 мая 2017

Топ 250 марафон. Фильм N176: «Ковыляй потихонечку, а меня ты забудь, зарастут твои ноженьки, проживёшь как-нибудь» Петлюра

Посмотрела вот только что, и знаете очень двоякие ощущения у меня.

Что касается технической части, для тех лет очень и очень! Вне всяких сомнений, я бы дала картине кучу наград по этой части. Но техническая часть хороша тогда, когда выгодно дополняет смысловую и эмоциональную составляющие, а они мне совершенно неблизки. На многих советских фильмах о войне, которых в последнее время посмотрела немало, слёзы выступали на глазах на многих моментах или хотя бы в конце. Взять хотя бы «Офицеров», где тоже прослеживался любовный треугольник, но при этом в нём не было ни капли грязи. Грязи и в современных фильмах достаточно, от советских я ждала чистоты. Возможно, напрасно ждала, оттого и разочарование.

Сразу видно, что фильм снят не для тогдашнего советского зрителя, а для иностранных наград. Может, будет звучать кощунственно, но мне было плевать на главную героиню. Кого мне было жаль, так это Бориса, его отца и сестру. Жаль, что Бориса показывали мало. Главной героиней была она. Да, она сильная, красивая, и при другом раскладе она мне бы очень понравилась, и я бы с ней вместе ждала и переживала, но здесь… У меня буря эмоций по поводу своеобразного сюжетного поворота. Я понимаю, никто не совершенен, всякое в жизни бывает, но тогда не надо кричать о любви до гроба. И все её раскаяния, ожидания, чувство вины… Да как она вообще в глаза отцу и сестре Бориса каждый день смотрела. Я бы на её месте ушла сразу.

В общем, по мне, так главный женский персонаж сам себе противоречит: слишком громкие слова, слишком страшные страдания, а по поступкам совсем другое. Не верю. Если надежду на светлое будущее в народ будут нести такие героини (что пытались показать в последних кадрах), то уж не знаю, каким будет будущее.

Эмоции фильм вызвал только отрицательные, никакого света не принёс, хотя по задумке должен был.

4 из 10

3 ноября 2016

Повесть о разрушенных судьбах

Будучи далёкой от лобовой демонстрации «ужасов войны», да и вообще по большей части сосредоточенной на жизни тех, кто остался в тылу, картина Михаила Калатозова «Летят журавли» тем не менее стала одним из самых пронзительных антивоенных произведений советского кино. Необыкновенно красивый и поразительно мощный в плане эмоционального воздействия, фильм жёстко показывает на примере трагедии одной женщины, сколько судеб было разрушено кровавой бойней 1941—1945 гг., сколько людей осталось жить с незаживающими ранами в сердце.

Перед нами, казалось бы, простая история о девушке Веронике, ждущей своего возлюбленного Бориса, которая не перестаёт верить, что её любимый когда-нибудь вернётся с фронта. К сожалению, режиссёр практически не раскрыл мотивов, заставивших Веронику совершить столь сомнительный с моральной точки зрения поступок, и это, пожалуй, единственный недостаток фильма. Однако некоторые зрители отрицательно отозвались о кинокартине по той причине, что не смогли понять и принять поступок главной героини, а кто-то и вовсе назвал произведение Калатозова «оправданием предательства», что, конечно, полная чушь, поскольку Вероника тяжело расплачивается за совершённую ей ошибку, и, возможно, будет сожалеть о своём выборе до конца жизни. И, тем не менее, если человек единожды оступился, это ещё не повод ставить на нём крест — безусловно, героиня, пусть формально и совершившая предательство, но в душе оставшаяся верной своему любимому человеку, заслуживает прощения и второго шанса.

Ярчайшей чертой кинокартины «Летят журавли» является восхитительная операторская работа Сергея Урусевского, которая стала настоящим прорывом для своего времени. Каждый кадр поистине прекрасен, потрясающе подобранные ракурсы, игра света и тени, плавные движения либо резкие полёты великолепно передают душевное состояние героев, а сцена предсмертных видений Бориса с головокружительным вращением камеры и вовсе до жути душурвущая. Стоит отметить и роль Татьяны Самойловой: её точёным лицом с глубокими печальными глазами можно любоваться бесконечно, а её игра, пусть и не лишённая некоторой театральности, всё равно заставляет искренне сопереживать главной героине.

Вердикт — несомненный шедевр советского и мирового кинематографа.

9 из 10

23 октября 2016

По другому тогда было нельзя…

Смотрел этот фильм в детстве много раз. Воспринимал как и большинство… как пишут везде. Мол Вероника предала своего возлюбленного…

Сегодня посмотрел еще раз. Мне почти 40 и только в первый раз заметил… Марк ее изнасиловал.

СССР. Воспитание. Если был секс… обязан жениться. Вероника только из-за этого стала его женой. Она не могла поступить по другому. Это сложно понять тем кто родился после 90-х.

Фильм — гениальный шедевр.

Великолепная игра актеров. Все грани человечества показаны в эпизодических ролях. Фильм про людей. Про жизнь. Молодость и зрелость.

Обязательно смотреть.

14 октября 2016

«Кто не вернётся — тем памятник до неба, и каждое имя золотом!» — Василий Меркурьев

Фильм, который уже в гол своего выхода превратился в незыблемую классику, став образцово-показательным как нужно снимать военную драму, где практически военные действия исключены. В «Летят журавли» показана драма тех людей, которые остались по ту сторону фронта, то как у них в сердцах всё больше и больше открываются чёрные дыры, то как их души становятся обнажены, но показывать свою слабость в период самой страшной войны за всю историю — это малодушие, необходимо быть крепким, необходимо находить слова, чтобы поддержать тех, кто уже находится на грани. Внутренние волнения, трагедия, вырывающаяся наружу, и всё это под фабулой войны, которая уносит жизни тех, кто не побоялся отправиться на фронт — это всё в себе несёт великая советская картина «Летят журавли».

Мы наблюдаем как молодая влюблённая пара Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) ночами напролёт радуются своей жизни. Всё идёт к неминуемой свадьбе, но однажды за окнами из репродуктора издались те печально знаменитые слова, что фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Борис в большом почёте на своём предприятии и у него есть все возможности получить так называемую «бронь», то есть остаться в тылу. Но он, обладая честным и принципиальным нравом, отправляется на фронт добровольцем. В то время как Вероника остаётся его ожидать, принятая в семью Бориса. Со временем не только трагедия войны, но и вереница драматических событий разрушают внутренний мир Вероники. Но на этом примере любой зритель может понять для себя, где настоящие герои, а где те, кто укрылись «бронью», и каким эпитетом их назвать.

Многие как отечественные, так и зарубежные кинематографисты отмечали выдающуюся операторскую работу Сергея Урусевского. Он безукоризненно передал всю гамму эмоций, которая властвовала над героями ленты, он выверено управлял камерой, чётко зная, когда надо её приблизить, а когда отдалить, таким образом зритель мог получить восприятие всей картинкой, получить весь диапазон, дабы ощутить целостность фильма «Летят журавли». Не менее удивительной работой отметился композитор Моисей Вайнберг, который работал и с другими известными картинами советской эпохи, как «Двенадцать месяцев» и «Афоня», а также знаменит музыкой из культовых мультфильмов про Винни-Пуха. Удивительно вкрадчивая, трогающая каждые фибры души музыка из «Летят журавли» заставляет ещё больше осознать драматизм ситуации, в котором оказались главные герои фильма, а на самом деле целая огромная страна.

Для нашей великой актрисы Татьяны Самойловой лента «Летят журавли» стала второй после «Мексиканца», за счёт игры в которой она и была приглашена на исполнение роли Вероники. Вся страна со слезами на глазах наблюдала, как он вбегала в разрушенный бомбой дом, как блестели слёзы на её глазах, какое внезапное и кромешное опустошение получила её героиня. Кроме как выдающейся игру Татьяны Самойловой и не назовёшь. «Наша Одри Хёпберн», так её называли, но как по мне, то обе актрисы заслуживают высоких почестей и не должны сравниваться между собой, они обе — два явления в кино и таких актрис очень мало. У Алексея Баталова не самая большая роль в фильме, но насколько же она важная! Не только в становлении актёра, но и в том, как Баталов в своём образе выразил тех, кто пошёл на войну и там остался навсегда… Не оставят равнодушными и актёрская игра Василия Меркурьева и Александра Шворина. Но лучше же один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Великая трагедия, удивительно глубокая грустная история, которая никого и никогда не сможет оставить равнодушным. Фильм «Летят журавли» заслуженно был награждён не только на Родине, но и за рубежом. Фильм, который обладает своей душой, неотразимой атмосферой, величием кадра и виртуозной актёрской игрой (можно неустанно говорить слова благодарности Татьяне Самойловой и Алексею Баталову). Мы всегда гордились и будем гордиться советским кинематографом и «Летят журавли» — один из поводов для гордости, потому что этот фильм безусловный шедевр.

10 из 10

2 августа 2016

Смущённый взгляд современности

Мне всегда очень обидно за себя, когда какой-то признанный шедевр не вызывает во мне восторженных чувств. Мне тогда кажется, я чего-то не понимаю, я, может, глупа и как-то не так смотрю. Отчасти так случилось и с фильмом «Летят журавли».

Мне с первых кадров понравилась операторская работа, и сцены, как влюблённый возвращаются домой, и бабушка, которой одной Борис доверяет самое для него важное — всё располагало с первых минут, и в основном впечатление осталось хорошим до конца фильма. Порадовало, что отношение к героям выстраивается не чёрно-белое, а сложное — кто-то скажет, сюжет банален, как две копейки, но для 1957 года, мне кажется, такая проблематика была неординарна, да и «две копейки» тоже надо ещё сыграть.

Но вот с главной актрисой мне было неуютно — не с героиней, а именно с актрисой. Такой типаж у меня ассоциируется со Скарлетт О`Хара или героинями Годара или других французских фильмов, красивыми, как куколки. Видя такую, сразу понимаешь, что актриса. Даже фотография, которую хранит Борис, выглядит один в один как фотокарточки с советскими актрисами, которые тогда были очень популярны (моя мама собрала целую коллекцию таких). Может, кому-то покажется это мелочной придиркой, однако было несколько моментов, где я ей поверить не смогла. Первый — это потрясающая сцена, когда Вероника не желает прятаться в бомбоубежище, и Марк играет на рояле вместе с канонадой. Наверное, это единственная сцена, где Марк показан с некоторым даже величием. И когда он преследует Веронику со своим неотступным «люблю», а она хлещет его по щекам и кричит «Нет!» — вот этому «Нет!» я не верю, оно для меня звучит слишком театрально (даже с учётом, что этому «нет» цена и правда оказалась невелика). И почему-то вторая маленькая деталь, которая вызвала внутреннее сопротивление — это ресницы. В избушке, стирая грязное бельё, перенося тяготы и лишения — вдруг крупный план героини с длинными накрашенными ресницами!

Может, таков (мой) современный взгляд — поверхностный, для которого на первый план заместо сути заступает требование детальной реалистичности. Всё же, мне кажется, невозможно смотреть старые фильмы глазами времени, в которое они появились. Есть очевидные достоинства фильма, остающиеся неизменными и сейчас, например, операторская работа, красота построения кадров, боль героев, которая передаётся зрителям; но есть то, что время изменило — современному зрителю кажутся наивными и иногда чересчур пафосными слова тех лет, а судя по рецензиям, многие отчасти понимают и Марка, купившего себе бронь — потому что война это страшно, потому что власть сейчас воспринимается как угнетатель, безразличный к судьбе отдельных людей, и потому каждый сам за себя. Для поколения тех лет такие фильмы, как «Летят журавли» — это всегда ностальгия, возращение к трудной молодости со всеми её страхами и радостями, к единению со своим народом и со своей страной. Для меня как представителя другого поколения — это всегда смешанные чувства: уважения к несгибаемым бабушками и дедушками, смущения, иногда непонимания и всегда ощущения какой-то пустоты.

11 мая 2016

Умирать не трудно, что действительно трудно так это жить

Я смотрел много фильмов про войну, в них всех показываются «ужасы войны». Говорят, психологическая боль может быть гораздо сильнее физической. Эта картина тому подтверждение, здесь нет оторванных рук, кучи умирающих или сцен пыток. Нет, этот фильм куда глубже. Он показывает все кошмары того времени обращаясь к нашему подсознанию, и те вещи о которых повествует данная лента для меня оказались гораздо страшнее чем, например потеря конечностей или смерть. Я буквально прожил все моменты вместе с героями — это феноменально!

«„Умирать не трудно, что действительно трудно так это жить“, это особенно верно для военного и послевоенного времени. Когда ты постоянно в подвешенном состоянии, ты боишься не за себя, но за своих близких, за своего любимого человека, ведь каждый день может стать для него последним. И всё! Ты его больше никогда не увидишь.

«Выжившие всегда страдают» — и действительно, тем кто многое потерял, кто пережил столько несчастливых, да что там! Кошмарных лет! Радоваться победе, тому что всё закончилось, практически невозможно. Это чем-то похоже на выход из тюрьмы после долгого срока, вроде и отпускают, но уже и не очень-то хочется.

За невероятную передачу эмоций, гениальный сценарий и отличную актёрскую игру, это 2-й из множества просмотренных мной фильмов, которому я ставлю:

10 из 10

25 марта 2016

Небо над Москвой

Сегодня непросто смотреть такие фильмы. Очень много времени прошло. Слишком многое поменялось. Как в кинематографическом искусстве, так и в общественном сознании.

Сегодня, чтобы посмотреть и по-достоинству оценить «Летят журавли», нужно «настроиться» на соответствующую временную волну, когда эпоха цветного кино еще не вступила в свои полные права, а воспоминания о той Ужасной Войне еще были свежи в памяти советского народа. Универсальный совет для тех, кто порой критически воспринимает старые фильмы.

Только так можно прочувствовать всю боль утраты, которую ощутила на себе главная героиня этого произведения. Ровно, как и тысячи других людей, переживших те непростые годы. И не стоит впадать в отчаяние. Лучше возьмите пример со славной девушки Вероники — не сдавайтесь.

Потому что жизнь продолжается.

4 марта 2016

Недоснятость

Прям разрываюсь… С одной стороны в фильме полно очень красивых моментов, а с другой иногда сюжет выдаёт какие-то странные и слишком острые повороты. Несомненно фильму очень идёт чёрно-белость, с яркими вставками лучиков солнца в окнах. С другой стороны сюжет разорван на чёткие периоды (на серии в сериале похоже). Хорошо сыграл Баталов, но предельно мало по времени. Красивая главная героиня, но история с изменой ни в какие ворота. И так далее.. Чёрные полосы неудач и белые — успехов.

Фильму на самом деле очень не хватает хронометража — в сюжет заложена бОльшая основа, вполне можно было бы снять мини-сериал. И в нём раскрыть нормально героев (того же Баталова, его строгой сестры, его мерзкого братца). Некоторые сценки буквально вопят о своей недоснятости.

Фильм качественный, но неполный. В него как-то не успели нагнать жизненных соков (кроме Меркурьева с его героем).

11 декабря 2015

Чем мне особенно запомнился фильм, так это тем, что, посмотрев его два раза, я составил о нём полярные мнения. Как так получилось? Может быть, со времени первого просмотра я очень повзрослел и поумнел? Я думал так долгое время, но потом вспомнил, что между первым и вторым просмотром прошли всего лишь сутки. А мнение уже другое.

Первый просмотр. После него я в чём-то даже был согласен с Никитой Сергеевичем. Моя маскулинность была крайне возмущена всей этой историей с Вероникой. Невольно ставишь себя на место Бориса, осознаёшь, что ты защищаешь Родину от нашествия фашистов, которые будут убивать всё, что встретят на пути. Рискуешь собой ради своей семьи, ради своей любимой. А в это время твоя любимая лежит под твоим двоюродным братом. Не потому, что её насильно связали, оглушили, усыпили. Нет, она особо и не сопротивлялась. Потому что «ах, у неё трудная полоса в жизни, она ничего не могла с собой поделать, так получилось». Кто бы как не относился к поговорке о самке и самце собаки, но эта поговорка правдива. Очень не просто добиться женщины, которая не хочет, чтобы вы её добивались. И вот под всем этим соусом при первом просмотре я осуждал Веронику. Она недалеко ушла от обезьянки и поддалась инстинкту. «Ах, мне плохо, война, рядом есть самец, пусть делает, что хочет, мне всё равно». Кто виноват? Сама виновата.

Второй просмотр. Всё с ног на голову. Это просто её ошибка. Та самая, на которую каждый имеет право. И та жизнь, которой Вероника зажила после — разве это не искупление? Разве не одного-единственного она хранила в сердце? Разве было от неё лицемерие к Марку? Нет, прямо говорила, что не нужен он ей, несчастлива она. И так долгие годы. А самым главным наказанием ей стало то, что объясниться не с кем. Это её крест, её душевная боль на всю жизнь. И, наверное, прав был Фёдор Иванович: осуждать может только тот, кто способен на ещё большую подлость. А я просто увидел судьбу человека, который совершил ошибку и ничего уже с ней поделать не может. Это довольно суровое наказание.

Вот такие противоречивые мысли бутербродом лежат в моей голове. Как-то одновременно уживаются. Но дело не в них, а в том, что кино эмоционально очень сильное. Оно сумело вызвать и разные мысли, и эмоции. Некоторые эпизоды вовсе заставляют что-то вслух говорить персонажам. Что-то вроде «найди же её!», «прорвись к нему!», «не позволяй ему!», «что ты наделала!», «не смей трогать, это её игрушка!» и прочее. Вот так фильм и проходит.

Похоже, я так и не выработал чёткой позиции по отношению к главной героине. Видимо, стараюсь понять и её, и поставить себя на обидное место Бориса, отчего и получается полнейший диссонанс. Но признаю, что фильм хоть и нравственно спорный, но выполнен превосходно.

10 из 10

21 августа 2015

Одной из моих самых нелюбимых героинь в женской литературе является Скарлетт О’Хара. Взбалмашная, капризная красотуля, эта дамочка не вызывала у меня симпатии на протяжении всех книг, даже после стольких пинков под зад от судьбы. И Боже мой! Как же мне тяжко было смотреть на Веронику первой половины фильма! Чуть ли не каждое открывание ее рта заканчивалось моим театральным подъемом рук к небу, остановке фильма на паузу и немым взглядом в сторону друга, с которым это все смотрелось, типа «Что творит эта баба?!», и постоянным сравнением со Скарлетт.

Но вскоре это чувство начало заменяться другим, очень похожим на сопереживание, причем своеобразной точкой отсчета, когда это началось, стала сцена проводов. Вот именно тот момент, когда Белка таки одумывается и бежит к своему Борису, расталкивая всех по пути. Как же это по-женски! — напридумывать себе светлое будущее, а потом обижаться на партнера, если он отступает от этих планов, пускай ради их же счастья. После, этой фразой можно охарактеризовать весь фильм, а он все-таки именно о судьбе Вероники. Предательницы, по сути, но совершенно не вызывающей моего женского осуждения, а уж поверьте, измена для меня это очень серьезно. В течение дальнейших минут я смиренно безмолвно ошарашенно сидела, осознавая, что я могу понять героиню, как и остальных персонажей, кстати. Она одна, в военные годы, сирота. А тут какие-никакие, да ухаживания, забота… да и лицемерить, клясться в любви Марку она не стала. Я думаю вся семья понимала, что она чувствует, как понимала и ситуацию, в которую ее поставила Война. Оттого и Федор Иванович, самый полюбившийся мне персонаж в этой ленте, очень благосклонен к ней и оберегает ее. А ей главное не сломаться, как бы сказали в наше время «найти стимул бороться». И как я плакала от счастья, когда ей повстречался маленький Борька. Вот он — человечек, ради которого стоит жить. И финальная победная речь на вокзале вселяет такой воодушевленный подъем, что боль от потери заглушается… Вероника расплатилась за все, расплатилась страданиями, постоянным ожиданием письма, и тем, что она никому не может поведать о своих чувствах! Соседкам только и остается шушакатся: «а чаво это она такая нервная ходит?» Нет, она определенно заслуживает счастья..

Тяжелый и безумно красивый фильм. Но тяжел он не пафосными размышлениями на тему Войны, их как раз в нем нет, даже сцена смерти смотрится легко, с замиранием сердца, горечью, но без перебора трагичности, чем грешат современные фильмы; а нелегкой судьбой героев. Странно, но для меня в этой ленте негодяев нет. Я человек и я тоже совершаю ошибки, как и все, и морально-этического ханжества тут не надо.

22 июля 2015

Не понимаю, не сочувствую.

Впервые посмотрела этот фильм. Он вызвал бурю эмоций. И не только положительных.

Наверное, первая мысль, которая у меня возникла — как в принципе можно лечь в постель с тем, кого не любишь. Особенно тогда, когда твой любимый воюет за ваше будущее. На войне, страшной войне. Я не понимаю. Это предательство. Наверное, одно из самых страшных, которое может случиться в этом мире. Мне не жалко Веронику, да, я хочу, чтобы она жила с этим всю жизнь, чтобы всю жизнь себя корила за это. Я презираю таких женщин. Она не осталась одна — у нее была семья Бориса, которая ее любила. У нее был смысл жизни — ждать его. Страшно не дождаться, но еще страшнее предать. Никаких не может быть оправданий. Иначе тогда можно найти оправдание любой подлости в этом мире. Честь и достоинство всегда, в любые времена были одними из лучших качеств людей.

Борис мог остаться, но он ушел на фронт. Чтобы защитить Родину, чтобы освободить ее. Настоящий мужчина. Сейчас таких уже мало. Сейчас считается, что лучше сбежать. Что Родины нет. Только Родина — это не правительство, это твой дом, родные, твоя земля. Отдашь свой дом, маму, жену врагам? Разве отдашь?

Марк. Не верю в его любовь. Это страсть, желание обладать тем, что ему не дается в руки. Это просто мерзок.

Единственный хороший поступок героини — это взять на воспитание сироту, стать ему матерью.

10 из 10

10 июня 2015

И фильм, и вопрос

О классическом советском фильме «Летят журавли» наслышана. Захотелось посмотреть.

Люблю лаконичное черно-белое кино.

Пожалуй, это первый фильм, во время просмотра которого я делала паузы, чтобы подумать. Во мне кипели эмоции.

Главная тема фильма — поведение Вероники после ухода на войну Бориса.

Сейчас, в 21 веке, я осуждаю Бориса. Есть ведь голова на плечах, чтобы подумать — а нужно ли добровольно становиться пушечным мясом для того государства, что позволило врагу убивать своих граждан? Понятно же, что погибнешь зря и твоя смерть никому не поможет. Воюет политика, а погибать тебе, оставляя сиротами своих родных. Зачем это нужно?

Подчеркиваю. Эти мысли пришли мне в голову сейчас, когда войны нет, идеология канула, нравы раскрепощенней. Сейчас я могу не идти воевать, осознавая, что это, как минимум, глупо. Да и сейчас война руками и оружием не грозит людям, а страшит война информационная, что уже происходит. Поэтому я так думаю. Но тогда, когда государство взращивало (или старалось взрастить) зомби-моралистов, идти на войну — геройство. Что могли сделать простые советские граждане, желая защитить свои семьи? Только идти воевать.

Может быть, современному миру как раз не хватает таких вот людей с понятием о достоинстве, чести? Может быть, они не зомби, а Люди? Вопрос.

Представьте себе юную девушку, нежно любящую, мечтающую о семье и светлом будущем. В один момент все ее желания рушатся ее же любимым — он, не согласуясь с ней, идет на смерть. И ради чего? Ради какого-то там государства? Бросает ее, своих родных, будущее ради идейного блеска глаз и геройства? Потому что от природы он мужчина?

Опять же. Может быть, Борис посчитал, что именно таким образом он защитит своих любимых?

Примитивно и поверхностно показано: Борис — герой, ушедший на войну и ему память, а Марк, оставшийся в тылу — плохой, нехороший. Ощущаются идеи СССР. Но. Как Марк достал «бронь»?

Да, Вероника растерялась. Да, выбрала Марка. Думаю, на каждой войне во всем мире случались такие истории. Я Веронику не осуждаю, понимаю.И не факт, что я поступила бы по-другому.

А вы были в ее шкуре? Вас оставляли одну, уходя добровольно воевать? У вас умирала семья при бомбежке? Рядом с вами оставался единственный человек, котором вы хоть немного дороги? В жили в то время, когда не понятно, будет ли мир когда-нибудь, кончится ли война? Вы были хрупким юным существом, ничего пока еще не понимающем в этом мире?

Пожалуй, из перечисленного я ощущала пока еще только последнее.

Скажете, что Вероника была дорога семье Бориса. Ну поймите же, ценили они ее, как человека. А она лишилась любимого,как женщина. Существует другая потребность в любви — не только семейная, но и личная. Поэтому Вероника в отчаянье связала себя с Марком.

Именно поэтому меня взбесила сцена, где солдаты в госпитале осуждают не дождавшихся их женщин. Вы-то воюете, геройствуете, а они там, в тылу, тащат на себе всю работу — мужскую и женскую. А они тоже люди и им тяжело. И воюют они не меньше вашего. Побудьте сначала на их месте и предстаньте перед моральным выбором, как они. После этого думаю, солдатики, многие их вас переменят свое мнение.

Все мы ошибаемся. И это главное. Мне понравилось, что глава семейства оказался мудрым человеком и понял девушку, сказав:«У тебя случилось горе».

Фильм не осуждает героев, а показывает их выбор со стороны простого человека.

Замечательно, что 1957 году в СССР осмелились поднять подобную тему в кино.

Фильм «Летят журавли» считаю хорошим и обязательным к просмотру не из-за наград, хорошей музыки или славы, а потому что кино заставило меня порассуждать, поставить себя на место героев, подумать, задать самой себе вопросы и постараться найти ответы. И это главное, для чего создано искусство.

5 июня 2015

Мелодрама Летят журавли появился на свет в далеком 1957 году, более полувека тому назад, его режиссером является Михаил Калатозов. Кто играл в фильме: Валентина Ананьина, Любовь Соколова, Алексей Баталов, Майя Булгакова, Валентина Березуцкая, Валентин Зубков, Евгений Кудряшёв, Татьяна Самойлова, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Антонина Богданова, Борис Коковкин, Екатерина Куприянова.

Страна производства - СССР. Летят журавли — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.