Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Больше чем жизнь |
английское название: |
Bigger Than Life |
год: | 1956 |
страна: |
США
|
слоган: | «The story of the handful of hope that became a fistful of hell!» |
сценаристы: | Бертон Руше, Клиффорд Одетс, Сирил Хьюм, Ричард Мэйбаум, Гэвин Ламберт |
видеооператор: | Джозеф МакДональд |
композитор: | Дэвид Рэксин |
художники: | Джек Мартин Смит, Лайл Р. Уилер, Мэри Уиллс, Стюарт А. Рейсс, Уолтер М. Скотт |
монтаж: | Луис Р. Лоффлер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 августа 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Фильм начинается с того, что под титрами жёлтого цвета из школы высыпают дети – это начало жизни, в них закладываются основы, а потом вырастают взрослые, которые неизвестно какими станут, что на них повлияет и что будет триггером для негативных качеств. (Кстати, титры выстроены лестницей, что намекает на увлечение режиссёра Николаса Рэя архитектурой. Это просто ремарка).
Причём далее Эд на родительском собрании высказывал своё недовольство воспитанием, здесь дети слишком вольно себя ведут, не думают о “высоком”.
Название фильма основывается на устойчивом выражении life-size, когда необходимо отметить, что некий предмет имеет такой же размер, как у исходника в жизни. В формулировке названия фильма зашифрована попытка показать что-то, что выходит за грани разумного, приемлемого. Ну, к примеру зарождение тирана в семье “под влиянием”.
В фильме есть первый момент, когда художественно отыгран 'рост' Эда: когда Лу подвезла Эда в школу на работу, и сказала ему, что он великан для них с сыном. И ракурс съёмки был снизу. Будто он выше. Сначала это трогательно, но потом учитель своим 'ростом' стал злоупотреблять. Далее по фильму оператор мастерски работает с тенями и отражениями в зеркалах (их размерами и формами, а иногда даже строя тенями мизансцены - ужасает игра с отражениями в зеркалах, например между сыном и отцом).
Интересно связаны в фильме две сцены – в начале и в финале. Николас Рэй нашёл идеальный выход для оформления итога истории. Речь идёт о выключении света. Этот незримый намёк на темноту вокруг главного героя остаётся.
Фильм снят в 50-е годы в США, он в некотором роде отражает в себе основные черты времени – необходимость быть как все. Фамилия центральной семьи в фильме Эвери отсылает к слову average – средний. И зарисовка поколения икс (latchkey generation) – детей, предоставленных самим себе, которые приходят в пустой дом. Открывающая сцена с часами на цепочке и простеньким ключом намекает на это. У учителя Эда Эйвери точно такой же ключ, как и у ученика, который остался после урока.
После выхода этого фильма Жан-Люк Годар сказал, что “Кино – это Николас Рэй”.
30 апреля 2022
Датированный 1956-ым годом фильм, что называется, не для слабонервных. И хотя его жанр определён, как драма, на деле она приобретает трагический «оттенок».
Ведь мы становимся свидетелями переломного момента в жизни семьи школьного учителя Эда Эйвери, которому в один совсем не прекрасный день ставят более чем серьёзный диагноз. И Эд оказывается в буквальном смысле на волосок от смерти.
Правда, из создавшегося положения всё-таки находится выход. Но он подразумевает приём Эдом экспериментального гормонального лекарства с тяжёлыми побочными явлениями. И главное — действующего по большей части на человеческую психику. А это значит, что самого Эда, его жену Лу и сына-школьника младших классов Ричи ждёт ряд испытаний.
О длительном, нередко мучительном процессе их преодоления и повествует настоящая картина, снятая режиссёром Николасом Рэйем жёстко, с умеренной, изначально вполне допустимой здесь долей патологии. В соответствующем «ключе» существует на экране, и исполнитель центральной роли Джеймс Мэйсон (он же - продюсер фильма). Конечно, его работа заслуживает самой высокой оценки. То же можно сказать и о сыгравшем Ричи маленьком актёре Кристофере Опсене и Барбаре Раш, которая создаёт образ Лу.
Кстати, именно Ричи и Лу являются у Рэйя ведущими персонажами. Потому что их любовь к Эду решает многое, приближает его выздоровление, на которое только намекает, по сути, открытый финал этой очень сильной в эмоциональном отношении истории.
10 марта 2022
Учитель начальной школы Эд Эвери, пытается всеми силами обустроить свою семейную жизнь, он прекрасный муж и отец, в тайне от семьи подрабатывает в таксопарке диспетчером. С недавних пор его мучают необъяснимые боли, вскоре его состояние ухудшается и он попадает в больницу. Врачи диагностируют у него редкое заболевание артерий и ему требуется лечение в виде приема экспериментального лекарства. Его состояние внезапно улучшается и открывает двери в новую жизнь.
Золотая эра Голливуда припасла нам еще один «туз в рукаве», разрисованная различными красками картина от роскошного художника кино Николаса Рэя, имевшего свой взгляд и индивидуальный почерк. После исключительно уникального «Бунтаря без идеала», амбициозный постановщик представил не менее уникальную драму о человеке представляющим американский образ жизни, общества людей среднего класса, который изо всех сил стремится к американской мечте, но сломанный коварным заболеванием, с помощью чудодейственного лекарства — преобразовывается, жизнь вновь бьет ключом, проявляется насыщенная оживленность, — эйфория просто прет под влиянием необъяснимых и спасительных чудес исцеления. Его организм требует повышения дозировки препарата, которая глубоко погружает его в химическую зависимость, накрывая полностью подсознание, круто изменяя психические процессы в мышлении, делая огромный спуск в поведении под резким давлением побочных эффектов, начинаясь как яркий балдеж и изменение самосознания — переходит в тихое безумие, которое потихоньку заканчивается маниакальным сумасшествием с манией величия, одержимого состояния, загоняя в жуткую и опасную ловушку его самого и которое ставит под угрозу жизнь его семьи и дальнейшему форс-мажору. Очень смелое и необычное кино для своего времени, толчок и следующий шаг в направлении близкого к запретной тематике «Человека с золотой рукой», снятого чуть ранее Отто Преминджером с поразительно сокрушительной игрой Фрэнка Синатры. Это подобие раннего периода «Красоты по-американски» Сэма Мендеса, вперемешку с превращением классической «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» в исток «Сияния» Стэнли Кубрика. Значительно важную и ведущую роль в этом, сыграл одаренный лицедей Джеймс Мейсон, помимо этого продюсировал ленту и участвовал в написании сценария — просто золотых и серебряных дел мастер, он видимо почувствовал в залежах полезных ископаемых — многогранную, блестящую, бесценную историю в виде самородка, который просто так на дороге не валяется, придав смелые и дерзкие формы к своей впечатляющей россыпи ролей. Также как в предыдущей картине «Звезда родилась» Джорджа Кьюкора, персонаж Джеймса Мейсона находится в расслабленном процессе саморазрушения, теряя свое истинное лицо, не видя своего настоящего отражения, упуская реальность окружающего мира. Всплеск похвалы и оваций заслуживает Джеймс Мейсон, он отрывается в этом зеркале для героя. В красочном широком формате фильма с участием незаменимой и невидимой хлопушки, есть место изобразительной красоте техники оператора Джозефа МакДональда, восхищает монтаж Луиса Р. Лоффлера, — точечно передавая необходимые эмоции и сцены, работа художников-постановщиков просто цветущий сад. На этот фильм меня натолкнул увлекательный рассказ Мартина Скорсезе, в своей значительной документалке «История американского кино от Мартина Скорсезе», но советую во избежании спойлеров, этот отрывок смотреть после знакомства с этой картиной. Жан-Люк Годар выбрал «Больше, чем жизнь» в качестве одного из десяти величайших американских фильмов всех времен. Фильм действительно впереди своего времени! Больше, чем кино!
11 июня 2015
Тема двойников в искусстве появляется уже в античные времена, но с публикации теорий Фрейда в конце XIX -начале XX в. популярность ее в массовой культуре возросла до небывалых масштабов. Проблема многоликости людей и поиск катализатора, вызывающего замену одной личности на другую в человеке, заинтересовали и режиссера Николаса Рея, снявшего эту довольно жуткую и мрачную драму. Кортизон оказывается для Эда наркотиком, который не просто сводит его с ума, а полностью меняет его. Разница между главным героем до начала «лечения» и после — примерно такая же, как между Джекилом и Хайдом. Эд превращается в тирана, во многом напоминающего Гитлера (думаю, не случайно), и самое страшное, что не все жители города видят в нем безумца. Конфликт особенно интересен тем, что у персонажа Мейсона, по сути, 2 варианта: умереть (тем самым оставив семью без кормильца) или продолжать принимать лекарства (подвергая ее опасности).
Странно, что фильм не получил ни одной крупной награды, кроме номинации на Золотого Льва за лучшую картину. Ведь проблемы, поднятые в нем, довольно актуальные, актерская игра Джеймса Мейсона впечатляет, а операторская работа Джозефа Макдональда выполнена мастерски. К тому же хочется похвалить «Больше чем жизнь» еще за то, что она не похожа на агитку против наркотиков, экспериментальных лекарств и т. п. Скорее это социально-психологическое исследование американского общества середины XX, в быт которого вторглись психотропные препараты, ставшие гораздо важнее жизни и ее ценностей.
8 из 10
29 сентября 2012