Летающие тарелки над Стамбулом
Uçan daireler Istanbulda
4.7
1955, фантастика, комедия
Турция, 1 ч 6 мин
В ролях: , Зафер Онен, Халиде Пискин, Озджан Текгул, Садри Каран
и другие
На Марсе беда: прекрасным марсианкам катастрофически не хватает мужчин. На поиски они отправляются, конечно же, на Землю. Там они встречают двух недотёп-репортеров — Шап Шапа и Кашара, которые войдя в доверие к марсианкам, не прочь заработать на их чудесном зелье...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Летающие тарелки над Стамбулом

английское название:

Uçan daireler Istanbulda

год: 1955
страна:
Турция
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Lazar Yazicioglu
композитор:
художники: Mannik Manolyan, Sohban Kologlu
монтаж:
жанры: фантастика, комедия
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, комедия

Отзывы критиков о фильме «Летающие тарелки над Стамбулом», 1955

Марсианское омолаживающее зелье

После того, что наснимал Голливуд о летающих тарелках, остальным странам трудно придумать что-либо новое. Но некоторые режиссёры всё же пытались привнести в эту тему что-то новое. Орхан Эрчин попытался - и получилось очень странное кино. Точно известно, что это первый турецкий фильм об инопланетянах, и один из первых турецких фильмов в жанре научной фантастики. Кроме того, он считался утерянным на протяжении 55 лет, и только в 2010 чудесным образом появился из ниоткуда и затем был показан на турецком MTV. Фильм снят в 1955 году режиссёром, сценаристом и исполнителем главной роли Орханом Эрчином. Орхан Эрчин играет персонажа по имени Кашар, который является одной из половинок неуклюжего комедийного дуэта. Вторую половинку играет Зафер Онен, а его персонажа зовут Сапсал (Глупый). Дуэт по стилю похож на турецкую версию Эббота и Костелло из семейной комедии Чарльза Лэмонта 'Эбботт и Костелло летят на Марс (1953) Abbott and Costello Go to Mars'.

По сюжету Кашар — прямолинейный человек, который внешне немного похож на актёра Метина Акпынара. Сапсал полностью оправдывает 'второе дно' своего имени, изображая пародию на человека, который постоянно заикается, спотыкается и портит всё, к чему стремится дуэт. Сапсал носит на шее гигантскую камеру на протяжении большей части фильма. Камера — это смехотворный низкобюджетный реквизит сделанный из картона и покрашенный в серебристый и чёрный цвета. То, что бюджет у фильма весьма скромный, видно на каждом шагу. Однако дело вовсе не в картонных декорациях, не в телескопе из папье-маше, не в летающей тарелке, похожей на гигантскую коробку из-под торта. Дело в том, что оба главных героя - Кашар и Сапсал - совершенно не соответствуют зрительским ожиданиям. Якобы смешные и казусные ситуации больше похожи на глупые кривляния, а словесные шутки - это полный сюжетный провал. Орхан Эрчин не справляется ни с ролью, как актёр, ни со съёмочным процессом, как режиссёр.

И это крайне обидно, потому что потенциал у картины был. Видно, что скудный на действия сюжет вытягивается за счёт вставок с двумя песнями и несколькими сценами с танцами живота, один из которых смотрится весьма оригинально на фоне начальных титров. Кроме того, два танца исполняют инопланетянки. Так что у зрителей имеется редкая возможность увидеть настоящий 'марсианский танец живота'. Я ни в коей мере не против этнически яркой хореографии, но у фильма всё-таки должен быть какой-никакой сюжет. Единственное, что в фильме выглядит более-менее достойно - это 6 марсианок, вынужденных искать на Земле 'мужской племенной фонд'. Если внимательно присмотреться к подчёркнутой, а местами даже гипертрофированной комедийной составляющей сюжета, можно заметить, что на самом деле фильм - дискриминационный. Он снят для турецких мужчин, и откровенно высмеивает освобождение турецких женщин. Для понимания этого достаточно задуматься над финалом картины.

Для 1955 года, тем более для Турции, которая является первой по числу приверженцев ислама, было очень смелым шагом снять кино с таким количеством 'не совсем одетых' персонажей. Потому что далеко не все они являются исполнительницами танца живота. Имеется даже персонаж - Мирелла Монро (это настоящие имя и фамилия!), которая пародирует Мэрилин Монро. И пародирует весьма откровенно для тех лет. Женские персонажи переигрывают мужчин хотя бы потому, что в их поведении заметна какая-никая логика. А дуэт Кашар-Сапсал 'выезжает' исключительно на комедийных сценах, которые трудно назвать смешными. Именно по этой причине лучшими персонажами я считаю Королеву (Тюркан Самил) и Бунтарку (Озкан Текгуль).

Озкан Текгуль вообще личность легендарная для турецкого кинематографа. Актриса, танцовщица живота, она в 16 лет в 1954 году победила в конкурсе 'Пляжная красавица'. В следующем году появилась на сцене в театре 'Саунд'. В том же году начала сниматься в кино в фильме 'Потерянная юность'. Она снялась примерно в 30 фильмах. В 60-х годах была танцовщицей во многих странах. В 1980 году Министерство культуры наградило её почётным дипломом в числе 'Артистов, проработавших в кино более 25 лет'. Погибла в дорожно-транспортном происшествии 3 июля 2011 года в Анталье, оставив зрителям послание из беззаботно-романтической юности - 'марсианский танец живота', который она исполнила в собственной обуви, потому что денег у режиссёра на такой реквизит не было...

22 декабря 2024

Танцы живота, дешёвая 'Мэрилин Монро' и ещё раз танцы живота!

И так, в 1955 году вышел турецкий фильм 'Летающие тарелки над Стамбулом'. Название говорит за себя! Правда, в фильме только одна 'тарелка', но это уже лирика. Марсианки прибывают на Землю в поисках мужиков - на красной планете с ними туго. Космобабам сразу же попадаются наши главные герои - незадачливые репортёры Шап Шап и Кашар. Один заикается и носит кепку с леопардовым принтом, другой похож на Саахова из 'Кавказской пленницы'

Что-то про культуру Марса или работу летающих тарелок мы особо и не узнаём. Зато есть две плюшки - убого сделанный из картона робот и шкафчик с эликсирами, дарующими молодость и силы. Репортёры решают заработать на продаже эликсиров, но им мешает какой-то рандомный персонаж. Не спрашивайте его имя, он испарится из повествования без объяснений!

Хотя, зачем думать о сюжете? Потом и вовсе нам показывают дешёвую версию Мэрилин Монро! Она постоянно пыталась оголиться, юбку до панталон поднимала, а в финале танец живота забабахала. Кстати о танцах живота...

Их тут много. Нет, не так - ИХ ТУТ МНОГО! Наверное, сюжет нужен чисто как перерыв между сценами с танцовщицами. Не связка, а именно - перерыв. Ещё есть две турецкие песенки. Над съёмками второго вокального номера не парились - слова и икота не попадают в губы. Видно, когда записывали звук для фильма, решили не пересматривать его.

4 из 10

4 августа 2022

Фантастика Летающие тарелки над Стамбулом появился на свет в далеком 1955 году, более полувека тому назад, его режиссером является Orhan Erin. Кто играл в фильме: Orhan Erçin, Зафер Онен, Халиде Пискин, Озджан Текгул, Садри Каран, Turgut Pasiner, Rusen Hakki, Акиф Мэден, Туркан Шамиль, Zühre Songun, Salih Tozan, Asuman Çintay, Semiramis Göze, Мирелла Монро, Кадри Сенкал.

Страна производства - Турция.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.