Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дом из бамбука |
английское название: |
House of Bamboo |
год: | 1955 |
страна: |
США
|
слоган: | «CinemaScope brings you the story Tokyo couldn't hide - Washington couldn't hold back!» |
режиссер: | Сэмюэл Фуллер |
сценаристы: | Гарри Клайнер, Сэмюэл Фуллер |
продюсер: | Бадди Адлер |
видеооператор: | Джозеф МакДональд |
композитор: | Ли Харлайн |
художники: | Эддисон Хер, Лайл Р. Уилер, Стюарт А. Рейсс, Уолтер М. Скотт |
монтаж: | Джеймс Б. Кларк |
жанры: | драма, криминал, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1380000 |
Сборы в США: | $1 700 000 |
Мировые сборы: | $1 700 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
«Дом из бамбука» — вторая цветная картина Фуллера, вновь, как и ряд его черно-белых работ, посвященная исследованию возможностей киноязыка. На этот раз полем экспериментов послужили улицы и внутреннее убранство зданий и жилых домов в послевоенном Токио, что позволяет Фуллеру создать кропотливо проработанные орнаментальные сцены, статичные подобия японских гравюр — плоскостиые и декоративные.
В добавление к сумбурному криминальному сюжету, лишь мимикрирующему под остросюжетное повествование, визуальная составляющая будто высушивает фуллеровский талант драматурга и мастера многоуровневых структур: из картины исчезает его жизненная наблюдательность, знание людских характеров, остаются лишь стереотипы жанра, помещенные в рамку графического дизайна.
Съемка через перегородки, проемы, шторы, цветные стекла, лишенные динамики общие планы, затрудняющие зрителю банальную дифференциацию персонажей, лица которых невозможно различить. Сложно уследить и за поворотами сюжета, то вяло провисающего, маскируясь под наблюдения за японской жизнью, то вопреки всякой логике набирающего обороты, чтобы вскоре вновь застыть.
Излишне говорить о том. что фильму не хватает фирменного фуллеровского ритма, создаваемого методом невротичного монтажа коротких планов, чаще всего крупных, здесь мы имеем дело с почти обездвиженным, мертвым повествованием. При такой зацикленности на общих планах полностью нивелируется актерская игра, исполнители превращаются в статистов, шахматные фигуры, движимые режиссерской волей, лишенные характеров и мотивов.
Ставя столь абстрактный стилевой эксперимент, напоминающий о своей принадлежности к криминальному жанру лишь внешним обликом (вездесущие шляпы) персонажей и тщетно нагнетающей саспенс музыкой, Фуллер доводит свой формализм до критической точки, лишая картину даже намека на содержание (если понимать под оным традиционное распределение драматического напряжения между героями, ситуациями и диалогами), что делает видеоряд безжизненным и дизайнерским в худшем смысле слова (то есть глянцево-красивым и лишенным смысла).
Таким образом, впервые мы видим, как этот режиссер заходит в эстетический тупик, абсолютизируя свои художественные искания, в то же время, оказавшись на чуждой, ориенталистской территории, Фуллер осуществляет ощутимое насилие над собой — формально фильм никак не связан ни с одной его постановкой, единственное, что их роднит — его режиссерские амбиции и стремление идти в своем формализме до конца.
Посмотрев «Дом из бамбука», зритель сталкивается с проблемой, что анализировать особо нечего: разбор формы занимает от силы несколько строк, ибо она не имеет за собой никакого тематического и концептуального обоснования, а содержание — не более чем семантический вакуум, плохо закамуфлированный серией жанровых клише. Если в «Стальной каске» режиссерское воображение Фуллера было обездвижено шаблонами пропагандистского кино, то в «Доме из бамбука», оно попыталось реализовать свое безудержное стремление к гипертрофированному формализму в визуальном орнаментализме, что обернулось структурной катастрофой. Таким образом, мы видим, что и стесненность, и не знающая пределов раскрепощенность в равной мере губительны для фантазии не только Фуллера, но и любого кинопостановщика (возможно, единственными исключениями были аскет Брессон и неистовый Феллини, представлявшие собой противоположные полюса этой дилеммы).
22 декабря 2015
Офицер военной полиции внедряется в банду бывших американских военных, которые промышляют грабежами в Токио.
Довольно стандартный сюжет о внедрении «крота» в криминальную группировку. Фильм Сэмюэля Фуллера интересен прежде всего сеттингом: действие происходит в послевоенной Японии. Американцы там являются чужими, что прекрасно показано в начале фильма. Столкновение двух культур. В фильме снималось немало японских актеров, в том числе ветеран Голливуда Сессю Хаякава. А главный герой влюбляется в японку.
На фоне в общем-то вполне прилично сыгравшего героя Роберта Стэка антагонист в лице главаря банды Сэнди Доусона в исполнении Роберта Райана выглядит гораздо более ярким персонажем. Из второстепенных стоит выделить Бреда Декстера в роли Гриффа.
Отлично поставлены для своего времени сцены действия. В частности, выделяются открывающая фильм сцена ограбления поезда на фоне силуэта Фудзиямы и финальная перестрелка на колесе обозрения. Вполне качественный образец динамичного триллера 50-х с экзотической атмосферой.
7 из 10
10 июля 2015