Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Джонни-гитара |
английское название: |
Johnny Guitar |
год: | 1954 |
страна: |
США
|
слоган: | «Gun-Queen of the Arizona Frontier ! . . . and her kind of men !!!» |
режиссер: | Николас Рэй |
сценаристы: | Бен Мэддоу, Рой Ченслор, Филип Йордан, Николас Рэй, Jean Redot |
продюсер: | Николас Рэй |
видеооператор: | Хэрри Стрэдлинг ст. |
композитор: | Виктор Янг |
художники: | Джеймс В. Салливан, Шила О’Брайэн, Эдвард Дж. Бойл, Джон МакКарти мл. |
монтаж: | Ричард Л. Ван Энгер |
жанры: | драма, вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $2 500 000 |
Мировые сборы: | $2 500 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 мая 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Я не понимаю столь высокий рейтинг у критиков (и иже с ним французского журнала 'Каю де Синема', где тогда ещё работали Трюффо и Годар) на счёт этой картины (может быть мне кто-то объяснит): выпирающая сентиментальность в ряде сцен, местами раздутый до безобразия пафос, -- с уважением с Николасу Рэю, - нарочитая бодливость на изломах конфликта, нелепые тупости второстепенных персонажей... Ощущение, что лента безнадёжно устарела даже на фоне сохранивших 'свежее дыхание' картин 1930-х и ранее (того же 'Метрополиса', 1927), и что декорации к данной картине оформляла непосредственно студия, напуская в сцены вычурное закадровое музыкальное сопровождение (чем грешат многие ленты Голливуда 1950-х) и картонных линчевателей, никто из которых даже бровью не повёл помочь или проверить шерифа - в случае с последним приходится скорее сетовать на сценариста... Вероятно, времена были совершенно иными. Однако же, вопреки, не устаревали выпущенные ранее такие работы, как 'Гроздья гнева' (1940-х) Джона Форда или картины Элиа Казана (к примеру, 'Трамвай желание', 1951-го, 'В порту', 1954-го -- оба с Марлоном Брандо). Пожалуй, единственный, кто в 'Джонни-гитаре' 'смотрелся в седле' непосредственно сам Джонни-гитара в исполнении брутально-каменного Хайдена Стерлинга, которого восемнадцатью годами позже 'застрелит' Пачино-Корлеоне в 'Крёстном отце', лишённом отмершей сентиментальности 1950-х и его лоска, застрявшего в глазах, осевшего на губах и слившегося с пронзительными интонациями тех лет. Как-никак Николас Рэй остаётся культовой фигурой кинематографа, годом позже поставившей классику 50-х 'Бунтарь без причины' с молодой иконой тех лет - Джеймсом Дином, который жил быстро и умер молодым (в автокатастрофе) и водивший близкую дружбу с не менее яркой иконой: очаровательной и по-детски невинной Мэрилин Монро, которая годом ранее узнала, 'Как выйти замуж за миллионера' и что 'Джентльмены предпочитают блондинок', в отличие от героини Джоан Кроуфорд, сыгравшей здесь воинственную одинокую владелицу салуна, которая знает, как самостоятельно вести дела, да не всем люба её железная персона, которую так и норовит сбросить со счетов местная крикливая курица, слишком молодая и ветреная для владелицы местного банка, обеспечение которого в этом городишке с напёрсток грабят заезжие знакомые героини Джоан. Любовь, не любовь, но, так или иначе, все нити ведут в кино...
5.5 из 10
13 февраля 2023
Случилось такое событие, когда бравые мужчины-ковбои перестали быть героями, а блюстители порядка обернули его против ни в чём не повинных граждан. Ведь действительно, почему целый полицейский корпус во главе с матёрым шерифом не в силах противостоять обвинениям в адрес хозяйки таверны Вены, не подкреплённым никакими вескими доводами, доказательствами? Почему они самостоятельно вершат судьбы людей без суда и следствия? И где находится оборонительная сторона в виде условного рейнджера с неограниченным запасом времени на поиск правды? Достаточно этих условностей, чтобы понять — Николас Рэй снял кино, совершенно не похожее на каноничные картины Джона Форда. Он попытался образовать нечто более глубокое по смыслу, делая ставку на конфликт, а не на его исполнение. Причём режиссёр решил пойти в инновациях до предела и сделал главными участниками истории двух женщин — уже упомянутую Вену и фермершу Эмму (исполнили Джоан Кроуфорд и Мерседес Маккэмбридж соответственно), а название «Джонни Гитара» говорит о продуманности того же сюжета, делая героя ключевым, но далеко не главным.
Каждый мужчина отодвинут на второй план и следует по слову и действию одной из дам, где одна выступает в роли благородной, сильной и, хоть странно звучит в контексте фильма, мужественной, а другая — в роли холодной и завистливой, бессердечной, даже до абсурда плохой. Вена вызывает уважение, Эмма — предельную неприязнь, олицетворяющую собой всю возможную ненависть. До конца остаётся неясно, почему фермерша так хочет уничтожить простую женщину, причём если виновата шайка Танцующего Малыша, их можно предать честному правосудию, а Вену казнить беспрекословно на месте. Сначала создаётся ощущение, что виной всему банальная ревность. Нужно отдать должное актрисе Кроуфорд за то, что и в 50 лет, сколько ей было в момент съёмок фильма, она выглядела максимально привлекательно, в течении всего хронометража являясь ярчайшей героиней, в буквальном смысле. В переносном же Вена сильнее оппонентки и во всём остальном, но тогда возникает вопрос — как так её легко обвиняют по бездоказательному слову брехливой барышни, имея в руках всю власть и все полномочия поступить по закону? Большинство сомневается, но стоит в апатии, и только Джонни Гитара действует во благо справедливости, максимально старается уберечь возлюбленную и тем самым выступает эдаким Джоном Уэйном из Фордовских вестернов. Кстати, сопоставить Джонни с любым героем его прославленного тёзки — тоже вещь затруднительная, ибо гитарист из Альбукерке предстаёт весьма не в лучшем свете по мере раскрытия, его прошлое мутно. А на фоне безвольных копов он почти что Итан Эдвардс или Дуглас Мортимер (герои классических вестернов «Искатели» и «На несколько долларов больше»).
Каким бы Джонни не был хорошим и крутым, как бы ловко он не выдавал себя за обычного музыканта, он — не главный герой ленты. Сценарий так и так выводит женщин-антиподов на первый план. Николасу Рэю не нужно было демонстрировать очередного рыцаря Дикого Запада. В его фильме главенствуют драматические, почти театральные персонажи. Интересно, что в работе был беспорядок, между двумя будущими скрытными главными героинями конфликт разразился уже на стадии производства. С элитной Кроуфорд вообще оказалось нелегко вести съёмки, негативно о ней отзывались чуть ли не все. Даже исполнитель роли Джонни Гитары, актёр Стерлинг Хэйден, в дальнейшем упоминал, что не будет иметь с ней в будущем никаких дел. Но у Маккэмбрижд были и другие претензии. Их суть упоминать нет смысла, но внутренний конфликт явно пошёл на пользу самой киноленте, чем умело пользовался режиссёр. Он называл этот конфликт «посланием с небес», и он действительно получился неотразимым и интересным в непривычном для жанра произведении. Обе артистки действовали бесподобно, как в жизни.
Но всё-таки почему Рэй выбрал главными героинями своего фильма женщин? Тогда, в середине 1954-х, набирало обороты движение Маккартизма, и «Джонни Гитару» восприняли как авторское видение по поводу «охоты на ведьм». Возможно, это попытка показать явление феминизма, где женщина правит балом, а мужчина лишь хочет ею завладеть, посему он пойдёт туда, где потешить основной инстинкт проще, в сторону Эммы. Однако вообще же, при учёте некоторых нюансов, возникавших при просмотре, становится ясно, что «Джонни Гитара» больше походит не на локальную историю, а на общую классовую междоусобицу по устранению возможных перемен, символом которых в данном фильме является Первая трансконтинентальная дорога США. Её строительство упоминается лишь пару раз, при этом раскрывая многие завуалированные детали. Эмма здесь оказалась самым воинственно настроенным супротив урбанизации человеком, ей ближе патриархальный уклад общества, в то время как Вена не боится и не обступает грядущее, а наоборот, пытается ему содействовать. И кому здесь соблаговолит судьба — понятно итак. Фильм непросто строит из себя разговорную драму, он является рычагом перемен, которые происходили и в мире, и в кино. Создатели непросто творили искусство, они переписывали каноны убийственным числом символов и аллегорий. Поэтому здесь мало боевых сцен, погонь, типичных врагов. Поэтому женщина тут — козырь, а мужчина — статист. Поэтому Джонни Гитара Логан — это какой-то блаженный отголосок старого формата, который затеряется в новом кинематографе. Фильм Рэя — ещё одна попытка внести новизну после стараний Фреда Циннемана. (Не самая успешная, ведь Джон Форд и его типичный вестерн ещё долго не сойдут с экранов). Тем «Джонни Гитара» и ценен, пускай и выглядит при всей своей красочности неидеально, а также невероятно ложится как аллюзия политики Соединенных Штатов, породив массу критических отзывов в свой адрес, что не помешало собрать ему два с половиной миллиона долларов в прокате, а позже завоевать любовь многих профессионалов в мире кино и даже получить адаптацию в виде мюзикла.
А, может, и Маккартизм действительно имел место?…
9 из 10
6 мая 2019
Немолодая женщина Вьенн владеет салуном в небольшом городке в Аризоне. В нее влюблен отчаянный ковбой по прозвищу Танцующий Малыш. Им интересуется местная фермерша Эмма, которая распаляет местных жителей против Вьенн. В городок приезжает стрелок Джонни Логан по прозвищу Гитара, выдающий себя за простака-гитариста.
Главный феминистский вестерн всех времен стал первым в жанре, где произошла замена гендерных ролей. Женщины являлись главными персонажами, а мужчины, в том числе, заглавный герой, лишь следуют их воле.
Основной и самой яркой в фильме стала блестящая игра Джоан Кроуфорд и Мерседес МакКэмбридж. Их противостояние на экране выплеснулось и на съемочной площадке. Участники съемок вспоминали, что они ненавидели друг друга и в жизни. В то же время мужские персонажи оттеснены на второй план и на фоне Кроуфорд и МакКэжбридж, скорее, антураж. Хотя их играют такие известные актеры как Стерлинг Хейден, Скотт Брейди, Уорд Бонд, Джон Каррадайн, Эрнест Боргнайн.
Также нельзя не отметить изощренное цветовое решение картины, известную песню Пегги Ли, под которую проходит финальная разборка среди скал. Среди недостатков стоит отметить излишнюю мелодраматичность и схематичность сюжета.
Необычный вестерн, полный скрытых сексуальных подтекстов. Противостояние Кроуфорд и МакКэмбридж, яркий визуал в цветах Техниколора и песня Пегги Ли. Все это запоминается, но шедевром фильм я бы не назвал. Хотя поклонникам вестерна и классики Голливуда стоит посмотреть. Весьма необычная для жанра картина.
7 из 10
30 августа 2015
Женское соперничество, «женская война»- тема вечная и неисчерпаемая. В девяти случаях из десяти — это война за мужчину или ненависть в результате неподеленного мужчины, война женских самолюбий. «Джонни Гитара», частично, тоже об этом — две сильные женщины с Запада не поделили мужика, которого ни одна, не вторая не любила. Бывает? Да сколько угодно. Но это вестерн, а потому история женского соперничества развивается по законам жанра. В Захолустье на Диком Западе, где, видимо, и не слышали о законе, и власть на стороне того, у кого больше наемников, появляется и открывает салун дама — средних лет и не первой свежести. Она слышала, что скоро здесь будет железная дорога, городок расцветет и земля взлетит в цене. А пока — в ожидании — она делает каскад феерических глупостей: открывает казино в салуне где-то в пустыне за городом, отбивает у местной банкирши кавалера, который ей даром не сдался, выдворяет его, едва только появляется ее любимый «бывший»… В обычно вестерне из-за такой мадам ссорились бы до выстрелов мужчины, но здесь страшнее их и атомной войны отвергнутая банкирша. Это настоящая ведьма, способная не только создать трудности героине, но и манипулировать толпой мужиков. Мерседес Маккембридж надо отдать должное — ее героиня самое яркое пятно этой ленты, мужчины на ее фоне кажутся слабаками, ее противница — изрядной дурочкой. Даже единственное предательство в фильме, предательство по слабости — совершает мужчина, юноша, пытающийся купить себе жизнь, продав чужую. Женщины-фурии выше этого — одна пытается спасти раненого, рискуя жизнью, другая — идет напролом на переговоры с вооруженным врагом, не сомневаясь в успехе.
Странно, что заглавный герой фильма на этом фоне теряется, хотя он единственный адекватный человек в фильме, да и стреляет хорошо Но его забываешь, а вот дам-соперниц — вряд ли забудешь. Джоан Кроуфорд, казалось бы, нелепа в фильме о Диком Западе, но она и должна быть нелепой, она не оттуда. Она — барышня из салуна в белом платье, играющая на пианино. А Маккембридж — фурия в черном, настоящая «сильная женщина с Запада», страстная ведьма.
21 мая 2014
Для начала, скажу, вестерны не особо жалую, но этот понравился. Наверное, потому, что все жанровые каноны в нем вывернуты наизнанку. Да к тому же главная героиня женщина, при этом не положительный персонаж. Главный отрицательный персонаж тоже женщина. А мужчины всего лишь антураж. Они, конечно, играют ключевые роли, но все равно они дополняют действие.
Учитывая, что фильм Рэя строится по классическим канонам вестерна, но при этом с использованием «другого теста», то многие критики нашли в фильме скрытые подтексты. В частности 2 самых распространенных: первое — это аллегория на маккартизм, а второе — это скрытый лесби-подтекст (героини мужеподобны, сексуально агрессивны, мужчины в фильме пассивны). Также фильм был и остается любимым у многих классиков кино, начиная от Трюффо и заканчивая Альмодоваром.
В чем же секрет фильма? Для меня это была интересная и необычная история, красивые цвета, ну и конечно замечательное исполнение неподражаемых Джоан Кроуфорд и Мерседес МакКембридж.
9 июля 2010
Этот фильм Николаса Рэя при выходе на экраны сразу дал понять, что времена Джона Форда и «классического» вестерна прошли. Режиссер вывернул наизнанку все каноны. Несмотря на название, Джонни здесь не центральный персонаж. Намного больше внимания Рэй уделяет героине Джоан Кроуфорд. Она то и является главным драматургическим рычагом в руках режиссера. На моей памяти это первый вестерн, где женщина в главной роли.
Кроуфорд играет гордую владелицу салуна с темным прошлым, которая не уступит в отваге любому мужчине, в том числе и бывшему любовнику в исполнении Стерлинга Хейдена. Тот возвращается к ней после пятилетней разлуки как раз в тот момент, когда добрые обыватели пытаются обвинить ее в преступлении и лишить заведения. Примечательно, что злодей здесь тоже женщина — главная блюстительница морали, которая на поверку оказывается просто дьяволом во плоти. (Не припомню в жанре настолько отвратительного персонажа).
Сюжет пересказывать бессмысленно. Отличный сценарий и нестандартная режиссура американского классика Николаса Рэя не раз удивят зрителя, заставив посмотреть фильм на одном дыхании.
Линия фронтира здесь не просто размыта, а полностью перевернута с ног на голову. Нет четкого деления на плохих и хороших — у всех персонажей свои цели и принципы. Цивилизованные местные жители превратились в зверских линчевателей, а грабители банка — в единственных спасителей главных героев от петли. Но и грабители далеко не ангелы. Правды в этом городе уже не найти. В такой ситуации симпатии режиссера оказываются только на стороне Джоан Кроуфорд -, кажется, единственной здравомыслящей фигуре в фильме. Но и она чуть не становится невинной жертвой ослепленных злобой обывателей. Такой необычный коктейль подкрепляется бесшабашным визуальным рядом с бесконечным разнообразием цветов.
Этапная для жанра картина.
10 из 10
7 апреля 2008