Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жестокое море |
английское название: |
The Cruel Sea |
год: | 1953 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Surging to Life on the Screen!» |
режиссер: | Чарльз Френд |
сценаристы: | Эрик Эмблер, Николас Монсаррат |
продюсеры: | Лесли Норман, Майкл Бэлкон |
видеооператор: | Гордон Дайнс |
композитор: | Алан Росторн |
художник: | Джим Морахэн |
монтаж: | Питер Тэннер |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 марта 1953 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
А вы знаете, что в английском языке все корабли называют в женском роде? Почему так повелось точно непонятно, объяснений предложено множество, выбирай любое. Но вот факт — суровые миноносцы английские моряки называют «она».
После того как я посмотрел фильм «Грейхаунд» с Томом Хэнксом мне захотелось глянуть что-то ещё на тему противостояния субмарин и миноносцев во время Второй мировой войны.
Посмотрел немецкую «Лодку» (Das Boot).
Был ещё один фильм, который многие советовали — «Жестокое море». Это британский фильм 1953 года. Здесь мы уже смотрим на войну глазами британских моряков.
Итого у нас три версии:
- «Грейхаунд» — американская
- «Лодка» — немецкая
- «Жестокое море» — британская
Чем хорош «Грейхаунд» так это тем, что сделан как блокбастер. Он далёк от реальной жизни, но выполняет главную цель — пробуждает интерес к Битве за Атлантику. Я уже неоднократно сталкиваюсь с мнением, что Том Хэнкс сделал ерунду, а вот «Лодка» и «Жестокое море» — достойные фильмы. Я посмотрел все три и не согласен.
Все фильмы мне понравились, но они слишком разные, чтобы их противопоставлять и, более того, прекрасно друг друга дополняют.
Например, в «Лодке» есть сцена, когда немецкие подводники сидят сжавшись и трясутся, слушая, как вокруг рвутся глубинные бомбы. А в «Жестоком море» объясняется принцип работы радара, которым так кинематографично оперировал Том Хэнкс. И тоже становится понятно, почему подводники, заслышав этот звук, впадали в панику. Обнаружив себя на гидролокаторе — лодка теряла все преимущества и хоть находилась под водой, но по сути была загнана в угол.
«Жестокое море» — самый сложный для восприятия фильм, хоть и хорош технически для тех лет. Он был снят лишь спустя 7 лет после окончания войны и он чёрно-белый.
50-е годы — это, вообще, эпоха масштабных фильмов про войну. Неудивительно, кинематограф начал оправляться от хаоса, да и тема недавних событий многих волновала.
Время в фильме тянется неторопливо, нам много показывают моряков, их быт, разговоры экипажа. «Жестокое море» временами начинает напоминать документалистику, настолько неспешно повествование. Если в «Грейхаунде» это был один день, то тут дни тянутся друг за другом и зритель может видеть, как много времени экипаж тратит на рутину. То, как Том Хэнкс ловко подбил четыре U-boat друг за другом, вызвало бы смех у экипажа эсминца из «Жестокого моря».
Кстати, и в «Грейхаунде», и в «Жестоком море» члены экипажа получая приказ говорят друг другу: «Aye aye sir». Это значит, что команда принята и будет исполнена.
Вердикт: хороший фильм, но смотреть его лучше только тем, кто, действительно, интересуется темой. Если вы ищете развлекательное кино на вечер — посмотрите «Грейхаунд».
25 октября 2020
Есть расхожая фраза, что если в бывшем СССР оружием, символизирующем победу стал танк Т-34, то в Великобритании, великой морской державе, таким оружием стал массовый корвет «класса цветов», т. к. имена им присваивались по названиям цветов. В фильме, снятом в 1953 году не только фигурирует настоящий корабль.
Автор повести, по которой снят фильм, Н. Монсаррат, всю войну служил на корветах такого типа и других небольших кораблях Королевского флота.
Исполнитель главной роли Джек Хоукинс, актеры Денхольм Эллиот и другие воевали. Ставший после войны артистом Джон Уорнер например, сопровождал северные конвои в СССР на тральщике «Гремучая змея».
Поэтому, хоть на экране нет сногсшибательных спецэффектов, в фильме есть некая настоящая интонация, почтение людей, прошедших войну, к своим боевым товарищам, выжившим и павшим.
В фильме есть и довольно трагические моменты. Брат, вернувшийся из морского похода узнаёт о гибель под бомбежкой сестры, гибнут почти все члены команды. Командир отдает приказ использовать оружие несмотря на присутствие людей в зоне поражения. Монсаррат знал не понаслышке, о чем писал, такие моменты сложно придумать, и в фильме они поданы серьёзно и без внешнего пафоса.
Возможно, это некий британский аналог фильма «В бой идут одни старики», в том смысле, что, наверное, британские ветераны смотрели этот фильм с похожими чувствами.
Если коротко, то фильм отличный, что говорить.
4 декабря 2019