Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайны Версаля |
английское название: |
Si Versailles m'était conté |
год: | 1953 |
страны: |
Италия,
Франция
|
слоган: | «Affairs of State Waited on the State of Their "Affairs» |
режиссер: | Саша Гитри |
сценарий: | Саша Гитри |
продюсеры: | Игнацы Моргенстерн, Клемен Дюур, Саша Гитри |
видеооператор: | Пьер Монтазель |
композитор: | Жан Франсе |
художники: | Рене Рену, Алекс Папин, Мэгги Руфф, Моник Дюнан, Жан Зэй, Рэймонд Габутти |
монтаж: | Раймон Лами |
жанры: | комедия, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 февраля 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 48 мин |
Единственное, что примиряет меня с Людовиком XIV — это Версаль, прекрасная, помпезная, романтическая арена для придворных интриг и величественный памятник французского абсолютизма. Раз уж французской истории так повезло, что она известна нам не только по учебникам и серьёзным романам, но и по романам авантюрно-приключенческим, то Версаль, как значимое действующее лицо этой авантюрной истории, заслужил свой собственный памятник. Таким памятником и стал фильм Саша Гитри.
История Версаля гораздо короче истории Парижа, поэтому фильм про Версаль гораздо логичнее своего парижского продолжения. Сюжетные линии здесь не просто обозначены лёгким намёком, но рассказаны с чувством с толком с расстановкой. Но всё же, мне кажется, что зрители, не знающему историю Франции, не любящему романы Дюма, этот фильм будет непонятен. Здесь очень много действующих лиц, не запутаться в которых можно только, если ты уже знаком с ними много лет и встречаешь их как старых друзей. Здесь много намёков, требующих знания матчасти. Но если ты эту матчасть знаешь и любишь, то фильм доставляет истинный кайф, постмодернистский такой кайф узнавания цитат, кайф оттого, что ты одной крови с создателями фильма. Кстати, сколь бы внешне ироничным не был этот рассказ о Версале, он всё же никогда не скатывается до циничного и злого смеха, он всегда полон уважения к славному прошлому.
Разумеется, не надо воспринимать это кино как серьёзную историческую работу. Здесь нет анализа, нет закономерностей, оценки произвольны и поверхностны. Это всего лишь сборник исторических анекдотов, но шедеврально сделанный.
Да. это очень качественная работа. Музыка, стилизованная под музыку тех эпох, сады Ле Нотра, версальские интерьеры, причёски, костюмы — весь внешний исторический антураж бесподобен. В фильме заняты лучшие французские актёры своей эпохи: Жан Маре. Жерар Филип, Бурвиль, Эдит Пиаф, поющая легендарную «Ah! ca ira», — все они, даже в эпизодических ролях прекрасны.
А самое прекрасное — это заключительная сцена на лестнице, на самой прекрасной лестнице в мире. Сколько бы я не говорила о том, что это сборник исторических анекдотов, а не серьёзный исторический фильм, эта сцена — это один из самых ярких образов чувства истории. Для нас сегодняшних все прошедшие эпохи одинаково реальны, мы можем вольно гулять по ним мыслью, переносясь из века Людовика Возлюбленного к Генриху Великому, мы вобрали в себя весь опыт прошлых поколений, всю прошедшую культуру и для знающего человека все эти эпохи одинаково реальны и значимы в сегодняшнем дне. Вот так они и идут по версальской лестнице, все вместе, вперемешку: дамы в кринолинах и солдаты Первой Мировой, санкюлоты и Клемансо. Для меня это одна из самых эмоционально сильных сцен во всём мировом кинематографе. Если бы даже весь остальной фильм был бы беспросветной чушью, она одна могла оправдать его существование
10 из 10
6 января 2019
Именно так называется по-французски этот блестящий исторический калейдоскоп историй, связанных с Версалем, с его великолепным дворцом и парком, в котором вершилась большая политическая история и история искусства XVII и XVIII веков, где также свершались важнейшие события и в XIX-м, и в начале ХХ века. Никаких особенных тайн в этой картине вы не найдете, ведь все хорошо и подробно описано в официальных хрониках и исторических романах. Написал же этот замечательный рассказ, поставил этот яркий спектакль и сам же сыграл в нем главную роль, знаменитый писатель, драматург, режиссер, актер и продюсер — СашА Гитри. Да, разумеется, главную, самую большую по объему, роль короля-солнца Людовика XIV Богоданного в его солидном возрасте.
В качестве главного декоратора фильма обозначен сам Жюль Ардуэн Мансар, автора садов — сам Андре Ле Нотр. Ведь для постановки использовались подлинные интерьеры и ансамбли садов с фонтанами. В музыке изящно оркестрованной Жаном Франсе угадываются мелодии композиторов эпохи барокко: Люлли, Рамо и Куперена. Оператор Пьер Монтазель изысканно отснял череду кавалеров в париках и дам в роскошных платьях в стиле картин Ватто, Буше и Фрагонара. Отличились и художники фильма: В ролях едва ли не сотни исторических персонажей с удовольствием снимались лучшие французские актеры той поры — начала 50-х годов. Некоторые в крохотных эпизодах по полминуты. Впрочем, в роли американца Бенджамена Франклина — настоящий американец Орсон Уэллс. Перечень действующих лиц и исполнителей занимает в столбик шесть страниц! Как же жаль, что мы не имели возможности увидеть этот фильм раньше! Однако не поздно и сейчас.
Александр Жорж Пьер Гитри — СашА Гитри, именно так, с ударением на последнем слоге — отчасти наш соотечественник. Он родился в Санкт-Петербурге в 1885 году, в семье знаменитого актера Михайловского театра Люсьена Гитри и сам российский император Александр III был его крестным отцом. В 17 лет сочинил свою первую пьесу и всего их написал 124, из которых 17 стали сценариями фильмов. Первый свой фильм снял в 1915 году. Последний — в 1956. После его смерти около 20 его пьес и сценариев экранизировали другие режиссеры. Саша Гитри даже предлагали вступить во французскую Академию, но это было невозможно — поскольку он не собирался отказываться от актерского ремесла.
Мне нравится смотреть исторические фильмы англичан, американцев и французов. Даже снятые в разные времена, по биографиям знаменитых людей, или по художественным романам, весьма свободно трактующим исторические события, все они не противоречат в главном. Сама история, подтвержденная множеством документов и овеществленная в музейных экспонатах, никогда не подвергается переосмыслению. Совсем по другому дело обстоит с историей Российской, страны с непредсказуемым прошлым… В своем фильме Гитри остроумно и изящно решил представить нам свой взгляд на три века французской истории, непосредственно связанных с небольшим городком, который возник на пустынном лесистом холме в 18 километрах к юго-западу от Парижа в молодые годы короля Людовика XIV. Версаль — никому неведомое место до середины XVII века, превратился не только в символ абсолютной королевской власти во Франции, но и важнейшим центром европейской политики. И до Версаля французские короли имели множество замков вблизи и в отдалении от столицы. Венсен, Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, несколько замков на Луаре. Но именно Людовик XIV решил перенести сюда королевскую резиденцию из Парижа и переселить туда свой двор. Сам принцип создания дворцового комплекса окруженного садами и парками пытались с большими или меньшими успехами повторить многие монархи и богатейшие аристократы Европы.
В прологе, мы увидим как мальчик вместе со своим отцом — Людовиком XIII, заблудившись во время охоты, спросили проходящего крестьянина, как называется эта местность? Версаль, сир! Старый король решил тут построить небольшой охотничий домик. Позднее, наследник, одержавший победу над Фрондой и укрепившийся на троне Франции, решит именно здесь возвести для себя новый дворец. При этом превзойти в объемах и роскоши замок Во-ле-Виконт, своего интенданта-растратчика Николя Фуке, у которого он побывал однажды на празднике. Фуке по приказу короля был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем де Батц, который памятен нам как д’Артаньян. В его роли мелькнет на мгновенье Жерар Филип.
Но не только всех четырех Людовиков, их супруг и фавориток, мы встретим в этом фильме, но и огромное число французских политиков, авантюристов и авантюристок, маршалов и кардиналов, поэтов и драматургов, художников и музыкантов, философов и просветителей-энциклопедистов, зодчих и актеров. Со своим французским народом короли здесь общались только в качестве бесчисленных слуг, поваров, кучеров, садовников, горничных и прачек. Общались, кстати, пристойно и вежливо. Вообще, эти короли и аристократы были безукоризненно воспитаны и чрезвычайно учтивы. Но однажды благопристойный покой Версаля будет нарушен. 5 октября 1789 года состоялся знаменитый марш парижан из революционной столицы, в основном женщин, требующих хлеба у короля. Революционную песню «Карманьолу», с припевом «Са ira!» — «Дело пойдет на лад! Всех аристократов на фонари!» поет сама Эдит Пиаф
Невозможно, да и не стоит пересказывать все исторические анекдоты, связанные с долгим царствованием короля-солнце. Как-никак, мировой рекорд по пребыванию на троне — 72 года! — до сих пор не побил ни один европейский монарх. В Версале почти два столетия царили французские Бурбоны. В годы революции семью Людовика XVI вынудили вернуться в Париж, где они были судимы и казнены. Впрочем, Париж и события, там происходившие, в фильме только изредка упоминаются. Император Наполеон однажды посетил опустевший Версаль и предпочел в дальнейшем жить в Фонтенбло.
Но история Версаля, который уже с 1833 года стал национальным музеем, завершается подписанием двух исторических документов. О первом французы не любят вспоминать, вторым — гордятся. В мае 1871 года в зеркальной галерее состоялось провозглашение Второй германской империи после поражения Франции во франко-прусской войне. А в июне 1919-м Франция добилась реванша, и здесь был подписан Версальский мир по окончании Первой мировой войны. Грандиозный парад всех действующих лиц в костюмах разных эпох завершает фильм о Версале. Но тех, кого заинтересовал и восхитил этот фильм, сможет продлить удовольствие и посмотреть еще одну историческую фреску Саша Гитри, название которой на сей раз переведено адекватно — « Если бы Париж нам поведал».
Так что, возможно, продолжение воспоследует…
27 сентября 2013