Шейн
Shane
6.5
7.6
1953, драма, вестерн
США, 1 ч 58 мин
В ролях: Алан Лэдд, Джин Артур, Ван Хефлин, Брендон Де Уайлд, Эдгар Бьюкенен
и другие
Джо и Мэрион Старретт вместе с обожающим приключения сыном борются за выживание на своем ранчо в суровом приграничном городке. Однажды к ним приезжает всадник Шейн и просит воды для себя и своей лошади. Джо выполняет просьбу. Через некоторое время Шейн уже помогает семье защищать ранчо от злодея Райкера, захватывающего земли под пастбища для скота. Шейн остается работать на ранчо и постепенно становится другом и героем для маленького Джои.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Шейн

английское название:

Shane

год: 1953
страна:
США
слоган: «The Greatest Story Of the West Ever Filmed»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Лойал Григгз
композитор:
художники: Хэл Перейра, Уолтер Х. Тайлер, Эмиль Кури, Эдит Хэд
монтаж: ,
жанры: драма, вестерн
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3100000
Сборы в США: $20 000 000
Мировые сборы: $20 000 000
Дата выхода
Мировая премьера: 23 апреля 1953 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 58 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, вестерн

Видео к фильму «Шейн», 1953

Видео: Трейлер (Шейн, 1953) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Шейн», 1953

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Шейн», 1953

Вестерны – уникальный по-своему жанр, являющийся исключительно частью культурного наследия американского искусства. В этих фильмах создатели прославляли свое прошлое, как строилось их государство, на какие жертвы приходилось идти людям. Обязательным атрибутом таких фильмов является наличие ковбоя, профессионального стрелка, чаще всего с темным прошлым, который вынужден в одиночку вступать в схватку такими же злодеями. И весь этот конфликт происходит на фоне дикой природы, поражающей своей первобытной красотой. Одним из ярких примеров таких фильмов является драматический вестерн «Шейн».

Синопсис. В живописной долине штата Вайоминг расположилась крошечная ферма гомстедера Джо Старрета, который на протяжении последних лет пытается выстроить новую счастливую жизнь вместе со своей женой Мэриан и сынишкой Джоуи. Но их безмятежному счастью мешает богатый скотовод Руфус Райкер, который время от времени посылает своих бандитов, чтобы через запугивание изгнать несчастных фермеров, т. к. считает, что земли в долине принадлежат исключительно ему одному. Всё меняется, когда однажды у дома Старретов появляется таинственный странник по имени Шейн, чье прошлое окутано тайной. Шейн быстро находит общий язык со Старретами и решает остаться у них в качестве помощника. Когда нападения «псов» Райкера уже начинает угрожать жизням фермеров, Шейн решает раз и навсегда решить эту проблему.

Игра актёров. С точки зрения актерской игры фильм производит хорошее впечатление. Роль Шейна исполнил Алан Лэдд, представший в образе ангела в облике демона, который способен на проявление человеческого сострадания и доброты, при этом превращающийся в безжалостного убийцу, готового уничтожить любого, кто покуситься на жизнь его друзей. Ван Хефлин исполнил роль Джо Старрета, настоящего фермера, который искренне верит в идею справедливого мира, и готового отстоять честь и достоинство своих родных и близких, даже если на кону будет стоять его собственная жизнь. Очень понравилась игра Джека Пэлэнса в роли Джека Уилсона, настоящего головореза, для которого человеческая жизнь не имеет никакой ценности, а убийства невинных людей лишь небольшое развлечение.

Режиссура. Вообще Джордж Стивенс в свое время считался одним из самых уважаемых режиссеров Голливуда. Действительно, его фильмы отличает нетривиальный подход к изображению жизненных ситуаций. В случае с «Шейном» нам показывается не просто история о таинственном ковбое, вставшим на защиту невинных фермеров от коварных злодеев. Перед зрителем разворачивается сложная психологическая драма о том, как человек пытается уйти от своего прошлого, начать новую жизнь. Проблема же в том, что это прошлое остается неотъемлемой частью его собственной жизни, а посему попытки что-то изменить оказываются лишь притворством. Конечно, в самом фильме эту идею разглядеть довольно сложно, т. к. здесь много отвлечений в сторону романтики и лишних сантиментов, что в целом свойственно для золотой эпохи Голливуда. Но если абстрагироваться от всей этой мелодрамы, то находишь действительно достойные качества.

Сценарий. Фильм является одноименной экранизацией романа американского писателя Джека Шефера. Действие сюжета происходит в 1889 году в штате Вайоминг. В живописную долину приезжает таинственный странник с Дикого Запада, который представляется Шейном. Он поселяется на ферме гомстедера Джо Старрета, быстро став близким другом семьи. Хотя Шейн не раскрывает ничего о своем прошлом, Старреты быстро догадываются, что он был стрелком, т. к. у героя осталось в привычке хвататься за пистолет всякий раз, когда он услышит какой-нибудь пугающий звук. Герой решается остаться со Старретами, став таким же фермером, ведущим тихую безмятежную жизнь…

Но даже тут Шейн вынужден вернуться к своему прошлому. Дело в том, что долину терроризирует местный скотовод Руфус Райкер, который плюет на законы, считая все земли в долине своей собственностью и используя бандитов, которые то и дело запугивают местных фермеров, включая Старретов. Дело доходит и до Шейна, которого в итоге провоцируют на драку, в результате которой Шейн одерживает победу на Райкером и его верными псами. Обозленный Райкер нанимает головореза Джека Уилсона, который использует свои жестокие и «более действенные» методы в отношении фермером. Когда один из фермеров был хладнокровно убит, Шейну становится понятно, что остановить этих злодеев можно, вернувшись к своему старому ремеслу.

Итог. Откровенно говоря, «Шейну» сильно не хватает динамики. Понятное дело, ожидать полноценного остросюжетного триллера от фильма 1953 года не стоит. В то же время даже тогда можно найти примеры вестернов, которые по современным меркам все также смотрятся с максимальным интересом. Во всяком случае, у каждого может сложиться свое мнение о фильме. В целом, мне фильм понравился, но всё же кое-чего ему не хватает. А вам лишь могу порекомендовать к просмотру.

27 июля 2022

Одинокий всадник по имени Шейн (Алан Лэдд) бредёт по бескрайним просторам штата Вайоминг. Остановившись у фермера Джо (Ван Хефлин) чтобы передохнуть и попить воды, он невольно оказывается свидетелем разыгрывающегося конфликта — местный преуспевающий скотовод вместе со своими дружками заявляется в фермерское поместье с очередной порцией угроз. Чтобы лучше делать бизнес, скотоводу нужно больше территории. Мелкие фермеры ему не нужны.

«Шейн» является типичным образчиком своего жанра. Сильные помогают слабым. Добро борется со злом. Закон здесь не действует (до ближайшего шерифа скакать да скакать). Правда, здесь нет кровожадных индейцев и роковых красоток. Зато есть маленький мальчик, который оказывается просто в восторге от таинственного незнакомца, Шейна. Им действительно сложно не восхищаться. И даже главный воротила, тот самый местный преуспевающий скотовод остаётся без ума от главного героя и предлагает ему перейти к себе на службу.

Позже появятся более изощрённые кинокартины, и злодеи в них будут куда коварней — будь на месте жадного скотовода губернатор из «Левиафана» мало никому не показалось бы точно. Даже Шейну.

Фильму уже больше 60 лет, но он не кажется каким-нибудь устаревшим и сегодня смотрится довольно занимательно. Это говорит не только об актуальности темы, но и о мастерстве создателей, потрудившихся на славу.

7 из 10

25 июня 2017

100 лучших вестернов. 19. Шейн (1953).

1889 год. Шейн, проезжий стрелок, решил задержаться на ферме не очень гостеприимного Джо Старретта. В этих краях между мелкими фермерами и крупным землевладельцем Райкером идет противостояние. Шейн сразу завоёвывает любовь жены Старретта Мэриан и его сына Джоуи. Для борьбы с непокорными фермерами Райкер нанимает стрелка Джека Уилсона.

Алан Лэдд создает на экране хрестоматийный образ одинокого стрелка, романтичный и трагичный одновременно. Недаром действие картины происходит на излете эпохи Дикого Запада. Шейн олицетворяет ту самую уходящую эпоху. А приземленный Джо Старетт в исполнении Ван Хефлина будущее этих мест.

Центральным же, по сути, персонажем фильма является сын Старетта в исполнении Брендона Де Уайльда. Чьими глазами мы по сути и видим основные события фильма. Его игра меня честно не впечатлила. Впрочем, для Шейна вообше характерны схематичность фабулы и героев фильма (скорее всего, так и было задумано). Тут преобладает символизм. Кстати, для сыгравшей Мэриан звезды Голливуда 30—40-х Джин Артур фильм стал последней работой в кино. На момент съемок ей было 52 и она была старше на десяток лет и Ван Хефлина и Лэдда. Стоит отметить и Джека Пэланса. Роль стрелка Уилсона стала первой и знаковой в его карьере (сразу номинация на «Оскар»).

В целом, фильм будет интересен скорее поклонникам классического вестерна. Остального зрителя картина вряд ли заинтересует. Медленное развитие сюжета, затянутые планы, излишнее морализаторство не идут на пользу динамике фильма. Но стоит упомянуть отличную оскароносную операторскую работу Лойала Григза.

7 из 10

13 августа 2015

При всей моей любви к классическим вестернам, это как раз пример крайне неудачного фильма данного жанра и времени. Я вот все удивлялась, откуда берется мнение, что вестерны 40ых-50ых наивны и содержат в себе мораль. Теперь понятно.

Меня поражает, что «Шэйн» — вестерн поразительно популярный при всей свой напыщенности, потрясающе примитивных диалогах (для той эпохи, конечно), и предсказуемости. Есть столько примеров гораздо более качественных и интересных фильмов (да хотя бы даже «Хондо» с Уэйном, который несколько перекликается сюжетом), но их уже не помнят.

У Шэйна как персонажа самая большая проблема в том, что по сценарию он должен быть потрясающе крутым и харизматичным типом, но это проявляется по-моему только в том, что все встретившие его моментально начинают им восхищатся (либо просто уважать как сильного противника). А по сути он до финальной стрельбы ничего толком сделать-то и не может: даже когда они с фермером дрались, Шэйн ничего лучше сделать не смог, кроме как «благородно» стукнуть фермера револьвером. Сам актер не отличается ни харизматичностью, ни какими-то иными выдающимеся качествами, что не добавляет персонажу убедительности. Потому и активно показываемое восхищение, которое вызвал Шэйн у сына фермера, кажется притянутым «за уши» — так в сценарии написано, вот он и восторгается.

Есть еще такой момент, что фильм весьма идеологический в плане патриотично настроенной америки в наихудших проявлениях — тут можно свести все к тому, что Шэйн — это такой образ хорошего парня с пушкой, эдакого супергероя того времени, который приехал всех спасать. Причем, независимо от их желания, как показывает драка с фермером.

Плохой пример жанра.

2 из 10

3 октября 2011

Герой-одиночка, как символ чести, благородства и самопожертвования

Режиссёр Джордж Стивенс был известен, как перфекционист, то есть, как постановщик всесторонне продуманных и тщательно выверенных кадров, процесс съёмки сопровождало множество дублей, и т. д. Всё это сослужило, на мой взгляд, хорошую службу для «Шэйна» — особенно, что касается операторской работы. Великолепные живописные пейзажи американского Запада, горы, долина, речка с прозрачной водой, дикий олень, забредший рано утром к людям во двор… это впечатляет! Как и яркие «тёплые» цвета только что появившегося цветного кино. Недаром оператор Л. Григгс получил «Оскара» за этот фильм. Впрочем, что касается заслуг и наград, то «Шэйн» ими явно не обделён: например, лично для меня самым впечатляющим фактом стало попадание картины в десятку лучших вестернов за всю историю кино по версии AFI, 2008 и занятие в этой десятке 3-го места! И я вполне согласен с подобной оценкой — фильм того заслуживает.

В долину, где живут фермеры-переселенцы, приезжает таинственный всадник по имени Шэйн. Благородное лицо Алана Лэдда, исполняющего главную роль, не позволяет усомниться — это положительный герой! Шэйн ненадолго останавливается в доме фермера Старрета (Ван Хефлин), и пока он там находится, становится свидетелем того, как люди богатого скотовода Райкера «наезжают» на хозяина дома. Шейн узнаёт, что Райкер считает долину своей землёй и всячески добивается, чтобы переселенцы отсюда уехали. Шэйн решает остаться в долине и отныне работает на Старрета. К новому жильцу привязываются сынишка Старрета и его жена (Джин Артур). У меня по ходу просмотра даже родилось предположение, что, скорее всего, в какой-нибудь передряге Старрета убьют, а Шейн после этого останется с женой и сыном Старрета. Но нет, всё сложилось иначе.

Люди Райкера продолжают преследовать фермеров по всей долине, а когда фермеры приезжают за покупками в салун Райкера, их там всячески унижают. Шэйн в первый свой визит в салун также был оскорблён ковбоем Калоуэем (Бен Джонсон), но стерпел. Кое-кто заподозрил Шэйна в трусости. Весьма впечатляет грандиозная драка, когда Шейн пришёл в салун во второй раз! Шэйн и бросившийся ему на помощь Старрет бились мощно и умело. Но драка ещё больше обострила отношения между Райкером и фермерами. Райкер призвал на помощь ганфайтера (в данном случае, фактически наёмного убийцу) Уилсона (Джек Пэланс) — человека в чёрной шляпе и с двумя кольтами на поясе, выражение лица которого недвусмысленно говорит о том, что перед нами антипод Шэйна и его явный соперник. Уилсон убивает одного из фермеров. Старрету же брошен вызов — он должен приехать ночью на переговоры по поводу будущего долины. Старрет собирается ехать, но он не знает, в отличии от предупреждённого Шэйна, что это засада и верная смерть. И вот тут-то наступает кульминация фильма! Шэйн и Старрет должны решить, кто из них поедет на смертельную встречу, кому из них двоих выпадет ПРАВО ПОЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ в схватке с людьми Райкера, ПРАВО спасти своего друга, семью и будущее всех фермеров. Жестокий спор за ПРАВО пойти на смертельную встречу — это ли не парадокс!

Много интересной информации о создателях этой легендарной картины. 1) Джордж Стивенс как раз перед съёмками «Шэйна» получил «Оскара» (режиссура) за предыдущий свой фильм «Место под солнцем» (1951). 2) Алан Лэдд. Этот харизматичный актёр трагически погиб, когда ему было всего 51. Роль в «Шэйне» так и осталась самой известной его ролью. 3) Меня очень удивило, что Джин Артур на момент съёмок фильма было уже 52 года — в кадре ей никак не дашь больше 40-ка! И ещё: «Шэйн» стал последней ролью Джин в кино, а также единственным цветным фильмом в её карьере. 4) Самая удивительная судьба сложилась всё-таки у Джека Пэланса. Оказывается, настоящее имя исполнителя роли зловещего убийцы Уилсона — Владимир Палагнюк (!), и жизнь этого человека пестрит множеством самых удивительных фактов. Палагнюк-Пэланс добился серьёзных успехов на профессиональном боксёрском ринге, во время Второй мировой служил в авиации, горел в самолёте (!), после чего, вследствии полученных ожогов лица, всю жизнь играл роли лишь исключительно отрицательных персонажей, а спустя 40 лет после съёмок в «Шэйне» получил «Оскара» за роль в фильме «Городские пижоны»! Вот такие удивительные судьбы, вот такой необыкновенный фильм, объединивший все эти судьбы.

9 из 10

9 августа 2011

Шейн — это сама Америка.

Америка бродит по миру в поисках униженных и оскорбленных. Находит таких людей в самый напряженный момент их существования и решает проблемы этих добрых людей (примерных фермеров или арабов, к примеру). Причем решает всегда именно так, как это делал Шейн — с помощью драки и оружия. Хороший Шейн убил всех плохих и теперь все будет просто замечательно. Наверное, по этой причине фильм включен во всевозможные сотни лучших из лучших.

В самом деле, фильм очень воодушевляет: все вопросы можно решить с помощью оружия. Это быстрее и проще, чем любые переговоры. Поэтому в Америке даже школьники носят с собой пистолеты и в школах постоянно происходят перестрелки. Это неудивительно, при таком-то фольклоре.

13 августа 2010

содержание фильма

В этих местах люди давно уже не выясняют отношения с помощью оружия, поэтому так необычно было увидеть странника, вооруженного револьвером. Вежливый человек, назвавшийся Шейном, принял предложение Джо Старета и остался на ферме помогать по хозяйству. Но нет мира на этой земле. Братья Райкеры, получившие крупный заказ на поставку говядины, всеми правдами и неправдами пытаются выжить фермеров с их участков. Райкерам нужно очень много земли, у них грандиозные планы. Но фермеры не хотят бросать землю, в которую уже вложено столько труда, они пытаются объединиться, чтоб сообща противостоять Райкерам и их головорезам. Но сколько можно

жить в атмосфере страха и насилия? Давление растет — вытаптываются поля, гибнут животные. Кто-то не выдерживает… Райкеры торопятся, из Шайена они приглашают профессионального стрелка, Джека Вилсона, очень опасного человека, который и совершает первое убийство. Джо Старет — следующий. Все устроено так, что Старет не может уклониться от встречи. И только Шейн понимает, что Вилсона Старету не победить. Старету сданы крапленые карты…

17 октября 2009

Вестерн — один из любимых американских киножанров. Если взять справочную литературу, то можно найти, что же характерно для классического вестерна: «Важная характеристика вестерна — столкновение примитивного и устаревшего уклада с новаторским способом жизни. Часто этот конфликт демонстрировался через символическое столкновение характеров. В вестернах, время действия которых относится к более позднему периоду, это борьба хозяев ранчо, поселенцев и стрелков с наступающей индустриальной революцией, нажимом большого бизнеса и централизацией политической власти на местах.».

«Шейн» представляет собой классический американский киновестерн, не зря американский киноинститут включил его в десятку лучших американских вестернов, поставив на 4 место. В фильме присутствуют поселенцы, которые борются с жестокими старожилами, которые хотят забрать землю. Фермеры-поселенцы — образец порядочности и честности, старожилы-стрелки изображены как злобные люди, которых ничего не беспокоит кроме собственной выгоды. Ну и, конечно же, человек-герой, одинокий путешествующий стрелок, который становится на защиту поселенцев от нападок стрелков. Конфликт разрастается до финальной бойни, из которой победителем выйдет только один, а добро должно победить зло. И конечно же все это обильно приправлено красивейшими пейзажами западной природы соединенных Штатов.

Шейн — имя главного героя, кстати, слово герой в данном случае не только как синоним персонажа, но и в буквальном смысле. Именно он расправляется со всеми плохими парнями, но и становится образцом для подражания юному Джои, сыну фермера, у которого Шейн нашел временный «приют».

Для тех, кто не смотрит старое американское кино, и не видел ни одного фильма Джорджа Стивенса, данный образец может показаться затянутым и скучноватым. И действительно, Стивенс, в свойственной ему манере не спешит развивать действие, медленно и не спеша, развивает сюжетную линию. Спорный момент, но если напичкать действие экшном и быстро переходить к ключевым моментам, то вместо двухчасового фильма получилась короткометражка, которую явно бы не стали снимать, т. к. затраты на производство были все же не малые и их необходимо было окупить. А любителей классического вестерна, где все необходимые шаблоны присутствуют фильм должен вызвать интерес, только не надо забывать, что фильм снимался в эпоху, когда вестерны были популярны и не было еще фильмов Леоне и прочих антивестернов, где каноны жанра вывернуты на изнанку.

Не являясь поклонником данного жанра, я не смог прочувствовать фильм, хотя снято все действительно красиво. Характеры прописаны поверхностно (но есть подозрение, что так все и задумывалось), в манере — это фермеры — они хорошие, это стрелки — плохие парни с пистолетами. Немного вызвало недоумение, решение американской киноакадемии по поводу двух номинаций за второплановые мужские роли — Брэндон Де Вильде и Джек Пэланс. Если Де Вильде, игравший маленького Джои, меня откровенно раздражал, весь фильм ходя с глупым выражением лица (хотя надо признать, детям это вполне свойственно), то Пэланс, сыгравший грозного стрелка, не так уж много появлялся на экране и ничего существенного ни делал, кроме того, что к его герою неприязнь появилась с самого первого появления в кадре. Надо отметить, что Де Вильде стал одним из юных номинантов на «Оскар» в номинации за второплановую мужскую роль, на момент объявления номинации ему было 11 лет и 312 дней, и лишь в последствии на «Оскар» претендовали Хейли Джоель Осмент («Шестое чувство» 1999г., 11 лет 311 дней) и Джастин Генри («Крамер против Крамера» 1979 г., 8 лет 276 дней).

И все же, несмотря на субъективную критику, фильм производит приятное ощущение. В плане наград киноакадемии, номинациями дело не обошлось и к двум указанным номинациям добавились номинации за сценарий, режиссуру и фильм, а вот оператор ушел с церемонии награждения с заветной статуэткой.

Но больше всего фильм был обласкан уже в наше время, американским киноинститутом, который помимо топа лучших вестернов включил фильм в списки 100 лучших американских фильмов, 100 лучших воодушевляющих американских фильмов, 100 лучших кинофраз («Шейн. Шейн. Вернись!») и 50 лучших американских киногероев.

13 мая 2009

Во время просмотра этого фильма Джорджа Стивенса я так и не смог понять, чем же он так приглянулся американским кинокритикам, которые мало того что номинировали «Шэйна» на Оскар, так еще и занесли его в список сотни лучших фильмов. Картина вышла в 1953 году — время, когда классический вестерн начал потихоньку угасать. Но «Шэйн» до краев наполнен всеми его стереотипами: честный и мирный фермер, который хочет лишь спокойно жить с семьей на собственной земле, его жена — чистый образец кротости и целомудрия, стрелок с темным прошлым, пытающийся начать новую жизнь и т. д.

В таких условиях актерам просто нечего играть. Алан Лэдд весь фильм носит одну и ту же благородную мину, а Хефлин и Артур просто повторяют свои стандартные амплуа. Не могу сказать, что Лэдд роль провалил, но в нем не было той печати жизненной трагедии, которая присуща главному ковбою классических вестернов Джону Уэйну. Пишу это потому что, по моему, Стивенс задумал что-то вроде реквиема по старым образцам жанра, не зря фильм заканчивается ностальгическими черно-белыми кадрами скачащего вдаль главного героя. Такие персонажи, как Шэйн, остаются жить лишь в черно-белом прошлом, всего через 10 лет им на смену придет леоновский «человек без имени», у которого будут совсем другие принципы.

О самом фильме: Стивенс, придерживаясь своего неторопливого стиля, намеренно затягивает повествование, но проблема заключается в том, что большинство сцен не обладают драматургической динамикой, напряжением. Подобный режиссерский подход явно не идет на пользу действию. В итоге запоминаются всего две сцены — убийство фермера и финальная перестрелка. Сценарий тоже довольно прост, и многое можно предсказать с самого начала. Мораль авторов никаких новых граней не открывает, портит впечатление местами невыносимый пафос. Ну а главное достоинство картины — прекрасная цветная работа оператора, по праву заслужившего свою золотую статуэтку, безусловно вытягивает весь фильм. В общем и целом, я бы не отнес «Шэйна» к жемчужинам жанра.

6 из 10

19 апреля 2008

Драма Шейн появился на свет в далеком 1953 году, более полувека тому назад, его режиссером является Джордж Стивенс. Кто играл в фильме: Алан Лэдд, Джин Артур, Ван Хефлин, Брендон Де Уайлд, Эдгар Бьюкенен, Эмиль Мейер, Дуглас Спенсер, Джон Диркес, Эллен Корби, Пол МакВей, Джон Миллер, Эдит Эвансон, Леонард Стронг, Рэй Спайкер, Мартин Мэйсон.

Расходы на кино составляют примерно 3100000.В то время как во всем мире собрано 20,000,000 долларов. Страна производства - США. Шейн — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.