Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Излучина реки |
английское название: |
Bend of the River |
год: | 1951 |
страна: |
США
|
слоган: | «The greatness...the glory...the fury...of the Northwest Frontier!» |
режиссер: | Энтони Манн |
сценаристы: | Борден Чейз, Уильям Гулик |
продюсеры: | Фрэнк Кливер, Аарон Розенберг |
видеооператор: | Ирвинг Глассберг |
композитор: | Ханс Й. Зальтер |
художники: | Бернард Херзбрун, Нэйтан Юран, Оливер Эмерт, Расселл А. Гаусман |
монтаж: | Расселл Ф. Шоенгарт |
жанры: | боевик, мелодрама, драма, приключения, вестерн |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 января 1952 г. |
на DVD: | 25 апреля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
«Излучина реки» — первый цветной вестерн Э. Манна и продолжение исследования символической системы жанра. Обратившись на этот раз к роману Б. Гулика «Изгиб змеи», Манн усилиями своего постоянного сценариста Б. Чейза, пытается придать экранизации черты эпического повествования. Визуально устанавливая интертекстуальный диалог с вестернами Д. Форда, Манн стремится создать нечто принципиально новое — вывести на первый план самосознание большой группы людей, постепенно начинающей себя воспринимать как единое целое.
Показать зарождение первых форм цивилизованности, возникновение из пестрого ансамбля индивидуальностей народной души — задача, кажущаяся практически неподъемной для вестерна, но Манн справляется с ней блестяще, вновь, как и в «Винчестере 73», лишая повествование центра: в картине нет главного героя и узлового события, драматическое напряжение равномерно распределено между всеми участниками истории (второплановых персонажей, как таковых, нет), сюжетные ситуации равноценны, превращая нарратив в многофигурную композицию.
Участие Д. Стюарта, чувствующего себя более комфортно в амплуа героя вестерна, менее оправдано сюжетом, чем в «Винчестере 73»: его герой не столь изломаннный, нервный, как в предыдущем в фильме, в нем появляется уверенность, даже некоторое ощущение превосходства над другими, что делает его персонажа более стереотипным и похожим на многочисленных положительных героев вестернов в исполнении Д. Уэйна. Также упущением со стороны режиссера стала нарочитая серьезность образа, создаваемого Стюартом, что смотрится инородным среди комического колорита, который излучают все остальные персонажи.
Ставка Манна на легкость интонации в рассказываемой истории, которая, несмотря на все драматические перепады, остается в целом оптимистической, — безусловно, дань уважение Форду, любящему живописать американцев жизнелюбивой и неунывающей нацией. Борьба честных поселенцев с нечистыми на руку ростовщиками сближает фильм с таким шедевром неореализма, как «Земля дрожит» Висконти, но в отличие от безысходно трагического звучания последнего, лента «Излучина реки» исполнена жизнеутверждающего пафоса, который нисколько ей не вредит, поскольку не столь нарочит, как это принято в Голливуде.
Однако, главным достоинством фильма становятся съемки на натуре, придающие каждому пейзажу зримое ощущение гармонии, безмятежности, что выводит сюжет на уровень космического обобщения: сама природа помогает честным труженикам преодолеть жизненные обстоятельства, она — не враг, деятельный участник человеческой жизни. В этом отношении концептуально Манн противостоит Херцогу, для которого природная среда всегда вступает с человеком в смертельную схватку, представляет собой дикий, агрессивный хаос.
В целом «Излучина реки» — скорее размышление о семантике природного ландшафта в контексте вестерна, о его роли в создании эпического настроения, чем обнажение символических противопоставлений, которыми пронизаны острые экзистенциальные ситуации жанра, как это было в «Винчестере 73».
7 января 2016
По Орегону идет караван поселенцев из Миссури под руководством миролюбивого Джереми Бейла. Через горы караван ведёт опытный ковбой с тёмным прошлым Глин Маклинток. Он спасает от виселицы конокрада Эмерсона Коула, который становится его другом и сразу же помогает отразить набег индейцев на поселенцев. Индейцы ранят одну из двух дочерей Джереми по имени Лора. Караван прибывает в Портлэнд. Здесь Джереми договаривается с местным мэром о поставке еды осенью. Лору приходится оставить в городе на лечение, с ней остаётся и Эмерсон. Перед самым приходом снегов поселенцы понимают, что не проживут зиму, так как никто почему-то до сих не прислал еду. Глин с Джереми едут в Портлэнд. За несколько месяцев, пока их не было, в горах нашли золото и милый город, когда-то радушно встретивший караван, изменился до неузнаваемости. Портлэнд населён каким-то сбродом, цены в городе взлетели до небес. Мэр намеревается выручить за еду колонистов сумму в десять раз большую, чем получил от Джереми. Лора живёт с Эмерсоном и они вместе работают на мэра. Продовольствие для колонистов приходится защищать с оружием в руках.
Второй совместный вестерн режиссера Энтони Манна и звезды Голливуда Джеймса Стюарта снят в цвете Техниколора. И Манн не упускает возможность показать красочные пейзажи Орегона в картине.
В центре фильма двое людей с темным прошлым Глин и Эмерсон в исполнении Джеймса Стюарта и Артура Кеннеди. Глин сумел изменится, хотя прошлое все еще гнетет его, но он мечтает о спокойной жизни на ранчо. А Коул так и не изменил старым привычкам и, несмотря на благородные поступки, так и не выдержал соблазна деньгами, разрушив дружбу и любовь. Вообще, разрушительная власть денег является одно из главных тем фильма. На примере Портленда, в окрестностях которого нашли золото, и легкие деньги разительно изменили его жителей, в частности мэра города. О нем недаром такой диалог в фильме:' — Он был хорошим парнем».» — Да, пока не нашли золото».
На втором плане хорошо смотрится Рок Хадсон в роли франта и карточного игрока Трея Уилсона. Вполне запоминаются Говард Петри (мэр Портленда), Чабби Джонсон (капитан речного судна Милко), Джереми Бэйл (Джей С. Флиппен). Не обошлось и без женского пола. Джулия Адамс в роли Лоры тоже играет немалую роль в картине.
Первый цветной вестерн Энтони Манна вышел красочным и увлекательным зрелищем, заслуженно занявшим место в ряду классики жанра.
8 из 10
12 августа 2015
Деньги, материальное богатство делают людей хуже, кому-то покажется. Так и происходит со многими, с кем мы повстречаемся в этом фильме. Однако, есть и те редкие счастливчики, которых испытания делают стойкими к искушениям. Они руководствуются совестью, держат обещанное слово и верны друзьям в самые тяжкие времена. Потому что так легче. Их совесть останется чиста. Защитить её от бесчестия тяжело, а жить с ней, чистой, очень легко. Иначе, однажды запятнанная, она ложится тяжким бременем на человека, отравляя жизнь.
Людей, чья честь и совесть идут одной тропой, можно встретить и в самом, казалось бы, неожиданном для них месте. Наших героев будут ждать приключения, которые не произошли бы, будь все люди честны перед всеми, как они честны перед собой.
Иногда люди меняются под влиянием испытаний. Испытаний, дарованных жизнью. Кто-то остаётся верен своим совести и чести. Другие же, напротив, изменяют им, всё оставшееся им на этой земле время, борясь с внутренним голосом, задавливая его. У многих это получается очень хорошо.
Но голос прорвётся, рано или поздно. И повезёт тем, кто к нему прислушается, пока он шепчет.
19 июня 2011