Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Темное прошлое |
английское название: |
The Dark Past |
год: | 1948 |
страна: |
США
|
слоган: | «SENSATIONAL SUSPENSE DRAMA! (original print media ad - all caps)» |
режиссер: | Рудольф Мате |
сценаристы: | Филип Макдональд, Майкл Блэнкфорт, Альберт Даффи, Мэлвин Уолд, Оскар Сол, Джеймс Уорвик |
продюсер: | Бадди Адлер |
видеооператор: | Джозеф Уолкер |
композитор: | Джордж Данинг |
художники: | Кэри Оделл, Жан Луи, Фрэнк Таттл |
монтаж: | Виола Лоуренс |
жанры: | триллер, криминал, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 декабря 1948 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 13 мин |
Рудольф Мате запрягает весьма банальную историю - несколько опасный грабителей - убийц захватывают особняк в котором проводят время респектабельные люди. Банкир, психоаналитик, их жены. Из такой завязки было два наиболее очевидных вариантов для развития сюжета.
Сценаристы могли разыграть еще один вариант 'Часов отчаяния'. То есть, оказавшиеся в заложниках мужчины должны были организоваться и оказать мощный отпор. Второй вариант развития событий уже относил нас к 'Высокой Сьерре'. Крупный план преступника должен был высветить в нем нечто человеческое. Попробовав и тот, и другой способ сценаристы избрали нечто неординарное. Вместо угроз, насилия и перестрелок все происходящее оказывается лишь поводом для того, чтобы наскоро провести сеанс психоанализа. Ли Дж. Кобб ведет себя непреклонно с жестоким и резким Уильямом Холденом, вторгается в его кошмары и разбирает сон в котором... Холден пытается спрятаться от дождя под зонтом, а вокруг решетки.
В какой-то момент кажется, что и персонажи, и сценаристы махнули рукой на окружающую дом полицию и планы побега. Сеанс проникновения в прошлое оказался в центре внимания, как навязчивая реклама психоанализа как метода.
Впрочем, в памяти остаются и выразительный непреклонный Кобб, будто и не обращающий внимание на жестокого оппонента, и трясущийся и пытающийся разобраться в отношениях с родителями Холден. Выразительные актерские работы вытянули этот многообещающий, но односложный фильм. Умело дополняла картину и подруга главного героя в эффектном исполнении Нины Фош.
Однако, ее персонажу просто 'не хватило времени' для раскрытия. Не дали раскрыться и заложникам. Сеанс психоанализа тут 'победил все'. Так, в ходе разборок выясняется адюльтер - открытая измена жены. Богатый муж - страстный Ромео. И тут мог бы выйти куда более неординарный расклад.
Впрочем, даже предложенного авторами достаточно для увлекательного времяпровождения. Источающий агрессию и неизмеримо жалеющий себя Холден, доминирующий Кобб, переживающая Фош.
7 из 10
1 марта 2024
Америка; конец 40-х годов XX века
Эндрю Коллинз /Ли Джей Кобб/ - психиатр, профессор в университете, приверженец фрейдизма, специализируется на помощи людям, ступившим на дорожку криминала
Рут /Лоис Максвелл/ - жена Эндрю, приличная женщина, занимающаяся хозяйством и воспитанием маленького сына
Эл Уокер /Уильям Холден/ - беглый преступник, скрывающийся в доме Эндрю и взявший в заложники его семью и гостей. Хладнокровный убийца, мучимый кошмарами, которому доктор вызывается помочь
Бетти /Нина Фох/ - подружка Эла, преданная и самозабвенно любящая его, выполняет все поручения, готова ждать его годами из тюрьмы
Фрэнк Стивенс /Вилтон Графф/ - гость Эндрю, бизнесмен, считает, что всё в этой жизни можно купить, сквозь пальцы смотрит на взаимоотношения жены и её приятеля-писателя
Лора /Адель Джергенс/ - жена Фрэнка, скучает в браке, не скрывает свою интрижку, пустая красавица
Стивен /Оуэн Талбот/ - писатель, приятель Лоры, молодой человек с наклонностями альфонса
Насколько мне известно, в середине прошлого века тема фрейдизма была достаточно популярной в американском кинематографе. Мне подобная картина попалась впервые. Основные постулаты психоанализа здесь, конечно, до невозможности упрощены и даже примитивны, но, думаю, современникам ленты было интересно смотреть на эти удивительные возможности данной терапии.
В целом это достаточно добротный нуар, с тягучей тревожной атмосферой и минимумом динамики. Немного раздражали в начале и в конце картины лозунговые диалоги о молодых преступниках и необходимости оказывать им помощь, а не оставлять на произвол судьбы, превращая их в отбросы общества своим равнодушием. Но если закрыть на эти минуты экранного времени глаза, то могу сказать, что мне картина понравилась и, думаю, любителям классики и этого жанра она тоже может прийтись по вкусу.
14 июля 2023