Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Три незнакомца |
английское название: |
Three Strangers |
год: | 1946 |
страна: |
США
|
слоган: | «BREATHTAKING SUSPENSE - THRILLS! (original ad - all caps)» |
режиссер: | Жан Негулеско |
сценаристы: | Джон Хьюстон, Ховард Кох |
продюсер: | Вольфганг Рейнхарт |
видеооператор: | Артур Идисон |
композитор: | Адольф Дойч |
художники: | Тед Смит, Макс Паркер, Кларенс Стинсен |
монтаж: | Джордж Эми |
жанры: | триллер, драма, криминал, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 января 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Три человека собрались сегодня вместе в одной комнате перед странной, примагничивающей к себе их взгляды статуэткой. Фактурный, представительный, корпулентный мужчина. Прельстительная дама в изысканных одеждах, у которой на лбу сразу написано, что она femme fatale и от нее стоит тут же драпать во всю прыть без оглядки. И лукавый, хитроватый субъект, с вечно снующими глазками и выразительными чертами лица. Их не соединяет похоть, нет, но все может оказаться еще опаснее и мрачнее. Дама уверяет незнакомцев, что если они объединят свои желания, Кван Инь может их осуществить. Но вот загвоздка — желание должно быть одинаковым у всех троих. Как оно может совпасть у людей, которые доселе не имели друг с другом ничего общего? Ну конечно же, деньги! Все трое, хоть мужчины настроены к потустороннему крайне скептически, загадывают это романтическое желание перед идолом и ставят свои подписи под билетом на скачки…
Ну а дальше разыгрывается интрига, сплетенная в общем-то из стандартных нуарных сюжетов и мотивов, но все-таки достаточно качественная. Все старательнее и скрупулезнее демонстрируется, как неотвратимо героев засасывает паутина их же собственных авантюр, опрометчивости, неразумности, жажды наживы. Сможет ли хоть один из них вовремя выйти из игры?.. А тем временем бывшие мужья могут найти новых суженых, старые леди увлекаются спиритическими сеансами, опытные члены банд подставляют наивных и еще придерживающихся «воровского кодекса» подельников.
Сидни Гринстрит и Петер Лорре потрясно смотрелись вместе еще в «Мальтийском Соколе», с которым «Трех незнакомцев» роднит участие Джона Хьюстона и экзотический артефакт как квинтессенция эфемерности надежд. Экзотика для нуаров вообще характерна, всякие Макао, Тринидад, Гавана в них порой фигурируют, а Шанхай и вовсе достаточно часто. Вот и здешняя героиня в непревзойденном платье с драконом проникновенно вспоминает, как ездила с мужем по всяким Китаям, будучи еще с ним в дружественных отношениях.
Мораль, как нетрудно угадать, непритязательная, но ничуть не утратила резонности за все последние десятилетия. Если чересчур искушать Провидение и заигрывать со сверхъестественным, то может, какой-нибудь демон и правда выполнит твое желание. Причем ни на букву не нарушив договор. Но потом чего только не предпримет человек, чтобы сбежать от прикрытых глаз кумира, тем не менее как будто уже таращащихся на него…
12 февраля 2015
«Не сотвори себе кумира…» — так звучит одна из Десяти заповедей. Вот только главные герои, видимо, позабыли это, решив волей-неволей испытать каждый свою судьбу. Ох! А как все мистически и романтично начиналось. Прекрасная незнакомка идет по ночным улицам туманного Лондона. Она вся в каких-то непонятных мыслях, встревожена. За ней, словно магнитом притянувшись, увязался высокий объемный господин. Дама привела его в собственную квартиру. А там… еще мужчина. Маленький такой, хитроватенький и с бегающими глазками. Они, мало того, что не знают имен друг друга — они свиделись впервые. Что за странная история? Что за игры? Для чего все это?
Оказывается, все так просто на словах… а вот на деле-то — труднее. Женщина рассказывает историю про магическую силу статуи китайской богини, которая может сделать человека счастливой. Но есть три условия — собравшихся должно быть трое, они не должны во время заклинания придумать одно общее желание, имена они могут раскрыть друг другу лишь после таинственной процедуры. А какая же мысль может зародиться сразу в головах трех homo sapiens? Конечно же, деньги! Да, алчность, желание беспоследственно изменить собственные судьбы — вот по поводу чего говорили эти три незнакомца, радуясь и смакуя виски, а также, думая о том, что разделят денежки, поставив всю сумму на лошадиные бега. И вот после этого славной ночи, та самая заповедь, противоборствуя магии статуэтки, начинает издевательски работать на судьбы каждого из этой тройки. Сама фортуна начинает обличать каждого героя, и тех, кто находится в его окружении.
«Прекрасная дама» по имени Кристал. У нее есть муж-дипломат, положение и деньги. Но нет любви. Ей хочется сытой самостоятельности, свободы. Она уже не любит его. Он отвечает тем же ударом — заводит себе молоденькую любовницу. Но навряд ли, Кристал оставит его в покое (вернее — его положение в правительственном обществе и состояние). Она еще его помотает. Особенно хороша сцена встречи жены и любовницы. И тут актриса Джеральдин Фицджералд в своей Кристал показала себя на все 100. Перед зрителям возникает львица, готовая съесть неопытную по жизни кошечку. Кристал рассказывает появившейся сопернице о метаниях муженька среди двух огней, придумывает историю с ребенком. Но это штуки по-женски стандартные. Только вот как львица это делает. Ее большие красивые глаза еще оказываются больше, ее спорадические улыбания, ее спокойная речь. Ну а концовка этой сцены просто великолепна. Кристал по-приятельски (заметьте, не ласково, не по-женски) треплет по руке девушку, типа — «все у тебя еще будет О. К., но уже с другим…». Сколько радости и ненависти заложено в этот жест.
И, все же, Кристал думает, что китайская статуэтка сделает ее самой счастливой.
А вот Джонни (тот самый, хитренький маленький незнакомец в исполнении Петера Лорре) не повезло. Он загремел в тюрьму. Однако с прояснением некоторых обстоятельств темного дела (в коем были замешаны его подружка и товарищ), Джонни Веста все же выпустили.
Схожая ситуация получилась у мистера Арбатни (высокий толстяк в исполнении Сидни Гринстрита). Он погряз в финансовых недостачах. И чуть не пустил пулю себе в висок, зная, что не добудет большой суммы денег. Вот только газетка с заметкой о лошадиных скачках попалась ему в глаза вовремя. Да, да! О тех самых скачках, на которые поставила все состояние от билета Кристал (а она на самом деле хитра, что за всех приняла решение).
Но как говорится — «Пути Господни неисповедимы»!
Все в сборе — Кристал, Джон, старик Арбатни. The Show Must Go On! Не так ли? Нет, не так… Шоу оказалось, в итоге, печальной историй. С концом, который не придумала китайская статуэтка. Он сам таким получился. Не надо было себя подсаживать на воз с выдуманными обстоятельствами. Так или иначе, мы все рабы своих мыслей. Кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей. Если же Кристал стла фанаткой статуэтки, привезенной из Китая ее супругом, то мужики просто попались на удочку, захотев словить заманчивый куш.
Тем, кто знаком с классикой мирового кино, может показаться, что «Три незнакомца» очень схожи с «Мальтийским соколом», выпущенным пятилеткой ранее. Есть запутавшаяся роковая женщина, есть втянувшийся в историю противоположный ей пол (кстати Гринстрит и Лорре снимались и в том, и в другом фильмах), есть магическая статуэтка, управляющая судьбами героев, есть смерти, коими окупается весь этот таинственный и опасный цирк (только в данном фильме-нуаре показ смерти более смачен и «кровав»… так сказать, по нынешним меркам). Так и есть. Сюжет к обеим кинокартинам написал Джон Хьюстон, талантливый сценарист (и кинематографист, в целом). Только вот, если «Мальтийского сокола» он сам и поставил, то сей фильм режиссировал Жан Негулеско.
Захватывающий мистицизм вкупе с обычными жизненными ситуациями (развод, любовь, откровения, сожаления), давние человеческие хотения и проблемы скрыты под невидимой завесой мертвой статуи, надуманное и реальное, правда и ложь, неотвратимая месть и позднее прозрение (особенно хорошо и комично получилось у Арбатни) — в этом и есть особенный двойной вкус сего фильма.
Смотрите хорошее кино!
P.S.: Для тех, кто любит все новое и экстраординарное в кинематографе, посмотрите колоризированную версию картины. Но мне как-то по душе первоначальный, классический вариант.
10 из 10
22 апреля 2012