Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ноктюрн |
английское название: |
Nocturne |
год: | 1946 |
страна: |
США
|
слоган: | «Whose legs are these ? 10 beautiful brunettes with a motive for murder !» |
режиссер: | Эдвин Л. Марин |
сценаристы: | Джоан Харрисон, Джонатан Латимер, Роулэнд Браун, Фрэнк Фентон, Френсис Фентон |
продюсеры: | Джоан Харрисон, Джек Дж. Гросс |
видеооператор: | Гарри Дж. Вайлд |
композитор: | Ли Харлайн |
художники: | Роберт Ф. Бойл, Альберт С. Д’Агостино, Рени, Джеймс Олтуиз, Даррел Сильвера |
монтаж: | Эльмо Уильямс |
жанры: | драма, криминал, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 октября 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Популярный композитор Кит Винсент найден мёртвым в собственном доме. В голове дырка, на пианино — ноты незаконченной песни, посвящённой некоей Долорес. Полиция считает, что это самоубийство. Однако зрители, а вслед за ними и настырный лейтенант Джо Уорн, уверены: дело нечисто. Хорошо бы найти эту Долорес и задать ей пару-тройку вопросов. Вот только выясняется, что композитор называл так всех своих женщин, а было их немало.
«Ноктюрн» режиссёра Эдвина Марина входит в число 250 лучших нуаров, но фильм сложно назвать типичным представителем жанра. Уж очень необычен главный герой картины.
Джорджа Рафта с его хищным обаянием и сомнительной репутацией куда проще представить по другую сторону закона. Впрочем, лейтенант Уорн — из тех копов, что частенько доставляют головную боль начальству, не гнушаясь ничем в поисках улик и доказательств. Но именно таким персонажам выдаётся бонус: им везёт в любви — вспомнить хотя бы Роберта Райана («На опасной земле») или Дэну Эндрюса («Там, где кончается тротуар»).
Большинство «коллег» Джо Уорна — опустившиеся люди «с надломом», неряшливые, обитающие в сомнительных гостиницах, в то время как наш герой — вполне уверенный в себе франт и эстет. Несмотря на дурную привычку чуть что пускать в ход кулаки и запугивать свидетелей, его можно назвать интеллигентом: Джо начитан, любит музыку и сам играет, благодаря маме-пианистке.
Миссис Уорн — это отдельная песня. Крошечная элегантная старушка наглядно иллюстрирует пословицу о тихом омуте: она сквернословит, играет в лото на деньги и помогает сыну распутывать преступления. Но, главное, миссис Уорн готова поддержать своего Джо в любой ситуации: «Mom, how would you feel if I married a murderess?» — «I wouldn’t mind, so long she is a nice girl». Золото, а не женщина!
Безусловно, лучшие сцены «Ноктюрна» — те, что сыграны дуэтом Джордж Рафт — Мейбл Пейдж: снижая образ «крутого парня», они «одомашнивают» героя, делают человечнее, а его хриплое разбойничье «mom» звучит просто прелестно.
Помимо динамичного, захватывающего сюжета, картину отличают совершенно изумительные диалоги — хлёсткие, отточенные, полные сарказма. Вот ещё одна черта, нетипичная для нуара: в редком фильме этого жанра встретишь столько юмора. Многие реплики героев Рафта, Мирны Делл, Линн Бари хочется записать и в дальнейшем цитировать.
Несмотря на все отступления от канона, сюжет не обойдётся без роковой женщины. Вернее, целых трёх, на любой вкус. Впрочем, две из них нужны, чтобы сбить Джо с толку, пустив по ложному следу. Да и оставшуюся без натяжки можно признать жертвой обстоятельств.
Вот когда нуар окончательно вступает в свои права, так это ближе к финалу, в сцене, где Джо бродит по тёмной студии приятеля-фотографа. Ночь, игра света и тени, полосы на полу, зловещая тишина, прерываемая воем ветра и непонятным скрипом, и финал — предсказуемый, и вместе с тем неожиданный. Но главное, конечно, атмосфера: в эти несколько минут невозможно оторваться от экрана, хотя так и тянет выскочить из комнаты.
«Ноктюрн» относится к фильмам категории «B», что, слава Богу, не сказывается на актёрской игре. Первую скрипку, разумеется, играет харизматичный Джордж Рафт, и делает это мастерски. Мейбл Пейдж совершенно очаровательна в роли умной и рассудительной миссис Уорн, чья любовь к сыну не знает границ: думается, будь Джо не полицейским, а налётчиком, они бы вместе вскрывали сейфы. Мирна Делл превосходно справилась с ролью языкастой дамочки с тёмным прошлым, горничной Винсента. Надменная, наделённая несколько тяжеловесной красотой Линн Бари сыграла любовный интерес Джо — и одновременно главную подозреваемую. Берн Хоффман запомнился мне по крошечному эпизоду в великолепном нуаре Жюля Дассена «Обнажённый город»; в «Ноктюрне» он громила-тугодум, с незавидной регулярностью дубасящий Джо, пока в финале тому не удастся взять реванш. И, наконец, нельзя не упомянуть Джозефа Пивни, известного поклонникам «Звёздного пути» в качестве постановщика многих эпизодов оригинального сериала.
Ко второй половине фильма большинство зрителей наверняка догадаются, кто убил Кита Винсента — справедливости ради, композитор получил по заслугам. Но вот сам финал станет сюрпризом: Джо раскроет карты, о существовании которых мы и не подозревали. Это, конечно, нечестно по отношению к аудитории «Ноктюрна», зато лейтенант Уорн наконец-то нашёл себе ровню: «You know, I’ve got a mother, who’s anxious to meet you».
Что ж, совет да любовь!
8 из 10
5 января 2018