Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шерлок Холмс: Багровый коготь |
английское название: |
The Scarlet Claw |
год: | 1944 |
страна: |
США
|
слоган: | «Holmes vs. Monster!» |
режиссер: | Рой Уильям Нилл |
сценаристы: | Рой Уильям Нилл, Пол Гангелин, Бренда Вайсберг, Артур Конан Дойл |
продюсеры: | Рой Уильям Нилл, Ховард Бенедикт |
видеооператор: | Джордж Робинсон |
композитор: | Пол Соутелл |
художники: | Ральф М. Де, Джон Б. Гудман, Расселл А. Гаусман, Ира Уэбб |
монтаж: | Пол Лэндрес |
жанры: | триллер, криминал, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 1944 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
К 1944 году стилистика цикла фильмов о Шерлоке Холмсе в исполнении Бэзила Рэтбоуна, выпускаемых киностудией «Universal» в режиссуре Роя Уильяма Нила, стабилизировалась. Отличительными чертами оных были оригинальные сценарии, весьма слабо основанные на произведениях сэра Артура Конан Дойла, перенесение действия в современность и (периодически) за пределы Англии, элементы мистики, замысловатой экзотики и триллера в сюжете, зачастую отход от традиционного детективного сюжета в пользу нуара или действия (впрочем, последние два момента нельзя целиком поставить в вину создателям цикла, ибо и сам сэр Артур не брезговал ни мистикой-экзотикой, ни отходом от детективного сюжета, одним из пионеров которого он, собственно, и был).
В фильме «Багровый коготь» характерно проявились очень многие из этих черт. Но, тем не менее, получился один из лучших фильмов цикла. Мало того, что он достаточно гармоничен, но он ещё и сохранил атмосферу конандойлевского мира.
К «Багровому когтю» Р. У. Нилл окончательно сделал выбор в пользу классического детектива. Однако завязка сюжета вызывает у поклонника Холмса некоторое недоумение. Итак, Шерлок Холмс и доктор Ватсон приехали в Канаду на спиритический конгресс. И тут выясняется, что жена одного из участников конгресса, леди Пенроуз, была убита в родовой деревне Ле-Морт-Руж (то бишь Красная смерть), причём обстоятельства этой смерти схожи с местной легендой о призраке-убийце. Интерес Холмса к этой истории ни у кого одобрения не вызывает, и именно поэтому он немедленно отправляется в готичную атмосферную деревню вместе с доктором Ватсоном.
Несмотря на всё вышеизложенное, сюжет «Багрового когтя» — один из самых близких к традиционному детективу во всём цикле. В полном соответствии с традициями рассказов расследование приобретает вполне земной оттенок, принося зрителю целый ряд сюрпризов. Нет недостатка и в подозреваемых, и в сюжетных поворотах. И даже несмотря на то, что сценаристы отнюдь не пытаются ошеломить зрителя, изложив ему в конце всю разгадку разом, — нет, зрителя потихоньку к ней приводят, подбрасывая не спеша ответы на те или иные вопросы расследования, так что в какой-то момент кажется, что сюжет завершится вполне заурядно, — даже несмотря на это финальный твист поистине неожидан.
Доктор Ватсон в комичном исполнении Найджела Брюса, действительно, здесь играет несколько более самостоятельную роль в расследовании, чем обычно, но нельзя сказать, что играет успешнее обычного. Впрочем, туповатый, но добрый и преданный Ватсон — отличительная черта этого цикла. Сам Холмс в прямо-таки иллюстративном изображении Бэзила Рэтбоуна наконец дорвался до настоящего дела (это не шпионов ловить, как в предыдущих сериях) и вновь пребывает во всём блеске своего таланта. Он поистине похож на тот образ, который возникает у читателя собственно рассказов сэра Артура.
И атмосфера на сей раз чрезвычайно удалась создателям. Никакой Канады там и в помине не чувствуется, что хорошо, ибо ещё больше усиливает английскость этого фильма, зато готика, тайна, неприветливость болот, заброшенные жилища вышли убедительно и далеко не картинно. Фильм не портит даже пафосная последняя сцена, где Холмс опять цитирует очередную мудрую мысль Черчилля, — своеобразный реверанс году съёмки. В остальном год съёмки никак на сюжет не повлиял.
Безусловно, неординарный подход к произведениям сэра Артура Конан Дойла на сей раз себя оправдал, подарив нам один из лучших фильмов всего цикла и отличный сам по себе детектив.
9 из 10
26 декабря 2012
Учтя ошибки и огрехи, совершённые в «военной трилогии», Рой Уильям Нил очень серьёзно занялся работой над сюжетными составляющими и визуальной тематикой. Первым его лучиком света в казалось бы его «затемнённой» войной и её предметом серией, стала работа «Шерлок Холмс перед лицом смерти», вернувшая ему успех и признание критиков и ставшая по сути первым полноценным «классическим» детективом в серии. Затем последовала великолепная «Паучиха» ну и наконец сегодняшний венец нашего обзора — «Багровый коготь».
Должен признать, что пожалуй «Коготь» является одной из самых сильных частей сериала, в нём потрясающе выдержана мрачная атмосфера богом забытой канадской деревушки, в которой происходит цепочка жутких и зверских убийств, отойдя от прямых взаимствований тем из произведений Конан Дойла, Нил сделал следующее — взяв за основу лишь детали некорых произведений сэра Артура и написав совершенно новый, непохожий сценарий, не «по произведениям», он по сути создал абсолютно новое произведение о приключении старых добрых Холмса и Джона Уотсона.
От блестящего сценария проистекает и превосходный сюжет, рассказывающий нам о расследовании нашими друзьями цепочки таинственных и жутких убийств, происходящих в в старой и далёкой от цивилизации канадской деревушке Ле Морт Руж и о том как Холмс и Уотсон наткнутся на след опасного, хитрого и жестокого маньяка, обладающего не только способностью уходить от пресследования но и быть бесподобным актёром, перевоплощаться практически в любого и оставаться незамеченным.
Несмотря на то, что сценарий фильма напрямую не относится к какому-либо произведению Конан-Дойла, в нём всё же отчётливо можно увидеть небольшие элементы из «Собаки Баскервилей», «Тайны Боскомской долины» и ещё целого ряда произведений. Причём сам режиссёр как бы не указывает напрямую на эти детали, а изредка предоставляет их зрителю, лёгкими намёками, чтобы зритель сам увидел и смог проанализировать.
Но самое великолепное в фильме, этой пожалуй атмосфера. Мрачные, леденящие душу одним только своим видом болота, где по ночам якобы бродит светящееся чудовище, разрывающее запоздалым путникам глотки, одинокая деревушка, с тёмными улочками, граничащая между цивилизацией и дикой местностью — всё это впечатляет, держит в определённой степени сеспенсе и в фильме можно выделить также мистическую составляющую, в ленте видно, как глубоко Нил проникся к верованиям канадских деревенских жителей — многие жители Ле Морт Руж серьёзно верят в существование демонического чудовища-полтергейста нападающего на людей и искренне боятся, Нилу удалось в свойственной ему манере показать весть мистицизм преданий, легенд и мифов деревенской жизни.
Но при этом он не забывает и о детективной части, с этим здесь всё тоже без изъяна, главные герои по-прежнему с особым рвением и некоторой долей героизма расследуют дело, находят виновника и предают его справедливому суду, по-прежнему главную позицию и инициативу занимает и проявляет Холмс, а Уотсон за ним старательно следует и пытается ему во всём помогать, кстати Уотсон в этой части не настолько дурацки комичен, коим его выставлял во большинстве фильмах Нил, здесь он именно больше похож на помошника Холмса, и на своего литературного прототипа, чем на его дополнительную головную боль, хотя и здесь он умудряется нелепым образом провалиться в болото, причём два раза.
О самих актёрах, я думаю не стоит слишком много разглагольствовать, отмечу только то, что дуэт Рэтбоун-Брюс — это целая эпоха в Холмсианском кинематографе, это целая династия, целая эпопея, если хотите и целый этап, оказавший громаднейшее влияние на кино и его представление о вселенной великого мастера дедукции.
Я абсолютно не удивляюсь, почему многие критики и поклонники данной серии фильмов считают эту ленту лучшей из пенталогии, выпущенной компанией Universal, отличный сюжет, блестящее исполнение актёрского состава, гениально поданная атмосфера и отличные диалоги, разве можно в этом сомневаться?
10 из 10
17 января 2012