Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Палачи тоже умирают |
английское название: |
Hangmen Also Die! |
год: | 1943 |
страна: |
США
|
слоган: | «Fritz Lang's masterpiece of intrigue and deception.» |
режиссер: | Фриц Ланг |
сценаристы: | Джон Уэксли, Бертольт Брехт, Фриц Ланг |
продюсеры: | Фриц Ланг, Арнольд Прессбургер, Theo W Baumfeld |
видеооператор: | Джеймс Вонг Хау |
композитор: | Ханс Эйслер |
художник: | Уильям С. Дарлинг |
монтаж: | Джин Фаулер мл. |
жанры: | триллер, драма, фильм-нуар, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 марта 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Парадоксально, но этот фильм Фрица Ланга как-то позабылся. Да и призов в год выхода практически не собрал — тогда «взрывала» все «Касабланка». Очевидная несправедливость. Милый эскапизм от Майкла Кертица смотрится на фоне реалистической Чехословакии, воспроизведенной Лангом, не более чем бликом. Да и снятый позже «Рим — открытый город» не выглядит в сравнении с картиной Ланга таким уж безусловным шедевром.
А ведь все просто. В самый разгар Второй мировой войны Ланг снимает совсем не пропагандистскую агитку, а выверенный и серьезный психологический напалм про сверхсовременный на тот период исторический факт — убийство Гейдриха и последующие поиски убийц со стороны гестапо. Здесь закручивается определенная возня с участием ополчения и случайно вовлеченных персонажей. Убийцу нам представят сразу — вся интрига будет связана лишь со спасением. Пусть затянуто и не слишком вторая половина эффектной будет, но зато каков посыл. В сущности, перед нами ведь уже второе по счету, после «Охоты на человека», личное послание о непримиримой мести. Фриц Ланг многое мог рассказать о настоящей крутости. Да, и Брайан Донлеви в главной роли — неимоверно великолепен.
В заключение отмечу, что акценты выдержанные в фильме тут важнее содержания. Несмотря на то, что итог войны был еще не в полной мере очевиден, Ланг продемонстрировал неимоверную твердость в оценках. Фашисты были лишены карикатурности или зловещего ореола. Нам показывали простых людей, делающих совершенно неправильное дело. Возможно разве-что жители Праги были показаны излишне романтично. Впрочем, для самого разгара войны — допустимое исключение. И еще темп. Ланг был настолько уверен в навязываемом темпе, что даже удивительно. Скучный, вязкий, напористый — этот темп был вполне допустим для современной ленты. Однако, Ланг позволял себе уверенность в каждой детали. А это уже показатель класса.
8 из 10
28 мая 2015
Фильм Фрица Ланга «Палачи тоже умирают».
Как всегда буквально пару слов о сюжете. Оккупированная Прага времён второй мировой войны. Убит комендант города Райнхард Хейдрих, перед этим выступивший перед горожанами в связи с актами саботажа на военных заводах. Убивший Хейдриха, врач Свобода волей случая попадает к профессору Навотному. Его ищут по всему городу, и пока не найдут каждый день расстреливают заложников.
Чёрно- белый фильм, ещё тех времён, (1943), нынче смотрится довольно незамысловатым. Диалоги в некоторых местах напыщенно-патриотические, герои фильма рассуждают на избитые, казалось бы темы. Иногда кажется, что можно было бы, кое что и упустить, дабы фильм был не таким скучным, чуть поживее.
Но в какой-то момент, ты спрашиваешь себя, а ведь это важно, чувство патриотизма. Патриотизма простых людей, никакими благами страны не отмеченными, которые на войну идут первыми, и о силу духа, которых ломаются самые гениальные планы военных стратегов. А ты понимаешь, что победа в войне даётся не малой кровью, /за это нужно всё отдать/, но если бы ты оказался на месте героев, то и ты не задумываясь пожертвовал бы своей жизнью.
Потому, как на земле этой жили родители твои, и будут жить дети твои и внуки, и правнуки твои. И они должны быть счастливы, это не их вина, что на землю пришла война.
А если опять когда-то, /в этом мире всяко бывает/, опять не ровен час, опять полезет агрессор и они не посрамят твоего имени. Чтоб уже их дети и внуки жили на земле этой и были счастливы. И они будут счастливы. Иначе просто быть не может. Иначе и не должно быть, потому, как человек создан для счастья.
А войны проходят и уходят в историю. В книги и в фильмы. И эти книги, и фильмы, не столько развлечение, сколько напоминание, того, что за счастье жить на земле этой, иногда нужно заплатить самым дорогим, что у тебя есть. Потому как жизнь, тех, кто останутся жить на земле ещё дороже.
Р. S. Перечитал свою рецензию и подумал, что и у меня тоже получилось немного напыщенно, /как в фильме/, ну да ладно пусть уже так будет. Что чувствовал, то и написал.
6 апреля 2015
1943 год. В Европе в самом разгаре Вторая Мировая война. Германия постепенно сдает позиции, но до полной и безоговорочной капитуляции еще полно времени. Немало будет еще перемолото людских судеб и жизней в жерновах разрушительной и безжалостной войны. Многие страны, в том числе Чехословакия, стонут под гнетом Третьего Рейха. Но вдалеке от эпицентров военных действий, в сытой Америке, уроженец Австро-Венгрии и по совместительству один из самых лучших режиссеров тогдашнего периода кинематографа Фриц Ланг снимает фильм на столь актуальную тему.
Фильм начинается с кадров красивого города Праги. Кадры конечно позаимствованы из какого-нибудь архива, но это не важно. В окуппированном нацистами городе вовсю идет борьба между фашистами и партизанами. Подпольщики удачно осуществляют дерзкое «преступление» — убит комендант города, тиран и злодей Хейндрих. Убийце удается ускользнуть от преследователей и в ответ фашисты разрабатывают свой план. 400 заложников. Весь цвет славянской нации (писатели, ученые, священники и тд) в плену. В день по 40 из них будут казнены. И так будет продолжаться до тех пор пока убийца не будет выдан нацистам. Чехи оказались перед неимоверно сложным выбором: жертвовать несколькими сотнями достойнейших людей или выдать убийцу? Если вам кажется, что выбор очевиден и даже никаких сомнений быть не должно (жизнь убийцы неэквивалентна жизням 400 человек), то спешу вас заверить — создатели нашли довольно приличные аргументы, почему все-таки все не столь однозначно и что выбор вполне уместен.
В центре повествования — несколько персонажей, которые оказались в эпицентре столь драматичных и страшных событий. Убийца, страдающий из-за страданий (извините за тавтологию) других людей за его поступок. Его пособники, заложники, в рядах которых раскол — пособничать фашистам и молиться о поимке убийцы или напротив неистово надеяться на то, что фашисты не смогут достичь желаемого. Родственники пленных, прочие жители, в рядах которых также не наблюдается единства. А также проницательные и коварные инспекторы Гестапо. Все сюжетные линии переплетаются, образовывая клубок из взаимосвязанных драм отдельного человека и целой нации! Очень удачно воплощена атмосфера оккупированного города, жители которого бьются за свободу и презирают предателей и никак не желающие смириться с оккупацией.
Кроме драматической составляющей и воссозданием угнетенного, но не сдавшегося города, фильм обладает еще одним безусловным достоинством — детективная часть не подкачала. Очень интересно и интригующе наблюдать за противостоянием благородного и храброго Свободы (говорящая фамилия у убийцы, не так ли?) и проницательного и умного инспектора Грубера. Кто же все-таки удачнее провернет задуманные операции? От исхода противоборства зависит жизнь целого города.
Что касается игры актеров, то тут конечно ярко бросается в глаза так называемая «голливудская школа», когда эмоции чересчур вычурны и театральны, слова изящны и поэтичны и т. п. Смотрится это немного наивно, но упрекнуть в бездарности актеров нельзя. Очень яркие типажи героев, пусть и наделеные ярко выраженными определенными чертами характера (подлость, трусость, отвага, мужество, принципиальность и т. п). Особенно стоит отметить Брайна Донлеви в роли Свободы и Александра Гранаха в образе гестаповца. Кстати, интересный факт: в фильме приняло участие множество выходцев, эмигрантов из Польши, Германии, Венгрии и т. д.
В фильме конечно полно голливудских загонов: немецкая речь переведена субтитрами, но герои все без исключения пишут на английском (видать не нашли чехов-сценаристов), то там то тут проскальзывают эпизоды вроде демонстрирования чехами-патриотами жеста V (его как известно «придумал» Черчилль), некая прямолинейность персонажей, общая предсказуемость всего, неминуемый «правильный» конец и т. д. И все же фильм ругать не стоит. Ведь стоит заметить (и это главное) фильм — полностью пропагандастичен и агитационен. Фашисты конечно очеловечены и не изображены в виде глупых клоунов или сумасшедших садистов, но все остальные компоненты налицо. Удалой и бравый патриотизм и множество слов о бесценности свободы и демократии, персонажи представлены в таком виде, что зритель однозначно будет симпатизировать и болеть за чехов и т. д. Но разве это порицаемо? В конце концов, каждый хотел вложить свой вклад в победу над злом и продемонстрировать свою солидарность с борцами с фашизмом! Создатели фильма, чьи отечества, стонали под игом фашистской Германии, сотворили фильм, в котором выразили свою позицию, свое восхищение патриотами, которые в подполье, в изгнании не отступали. Фильм, снят на актуальную тему и снят качественно, не будет стыдно перед миром. И как знать, может именно подобные фильмы воодушевляли американцев, которые записывались в добровольцы и отправлялись воевать на поля Европы?!
7 из 10
26 апреля 2011