Человеческая комедия
The Human Comedy
5.8
7
1943, комедия, драма, семейный
США, 1 ч 57 мин
В ролях: Микки Руни, Фрэнк Морган, Джеймс Крэйг, Марша Хант, Фэй Бейнтер
и другие
Подросток Гомер Маколей остается дома в маленьком городке Итака, чтобы поддержать семью, в то время как его старший брат Марк готовится к войне.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Человеческая комедия

английское название:

The Human Comedy

год: 1943
страна:
США
слоган: «Metro-Goldwyn-Mayer's Great Production»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Хэрри Стрэдлинг ст.
композитор:
художники: Седрик Гиббонс, Ирен, Эдвин Б. Уиллис
монтаж:
жанры: комедия, драма, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 марта 1943 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 57 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, семейный

Постер фильма «Человеческая комедия», 1943

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Человеческая комедия», 1943

Как из войны сделали сахарную вату

Продукт, который в своё время, надо понимать, получил «Оскара» за лучший сценарий. В наших краях кино это мало кто видел, и, забегая вперёд, скажу — ничего не потеряли. Для многих ценителей «классического Голливуда» это, наверное, какая-то слезоточивая жемчужина. Но если смотреть на вещи трезвым, незамутнённым взглядом, то перед нами — образцово-показательная агитка. Приторная, как патока, и фальшивая, как трёхдолларовая купюра. Для начала надо понять главное: это кино — не про людей и не про жизнь. Это — продукт военного времени, созданный с одной-единственной целью: промыть мозги американскому обывателю, который сидит в глубоком тылу, и убедить его, что всё хорошо. Что Америка — это рай на земле, населённый сплошь ангелами, а где-то там, за океаном, наши бравые парни ведут чистую и благородную войну за всё хорошее против всего плохого. Это — не искусство. Это — государственный заказ, выполненный талантливыми людьми. И от этого он становится только вреднее.

Пункт первый: Мир розовых пони.

Действие происходит в 1943 году в вымышленном калифорнийском городке Итака. И что же мы видим? Мы видим лубочную, глянцевую картинку, которая не имеет с реальностью ничего общего. Это — не Америка военного времени. Это — Диснейленд. Все жители городка — исключительно добрые, честные и отзывчивые люди. Они улыбаются друг другу, помогают в беде, поют песни и ведут душеспасительные беседы. Мама — святая женщина. Младший братик Улисс — ангелочек, который бегает по городу и всем машет. Старый телеграфист — мудрый философ, по совместительству — алкоголик, но алкоголик добрый, душевный. Даже местный воришка — и тот какой-то милый и безобидный.

1943 год. В это самое время на Восточном фронте идёт Сталинградская битва, Курская дуга, временная гегемония Японии. Мир захлёбывается в крови. А что у нас в Итаке? А в Итаке главная трагедия — это когда надо доставить телеграмму о гибели солдата. Да, это печально, спору нет. Но в фильме это подано с таким надрывным, мелодраматическим пафосом, как будто это — центр вселенной. Где реальная жизнь американского тыла? Где страх, где тревога, где карточки на продукты, где забастовки на военных заводах? Где расовая ненависть против тех же японцев? Ничего этого в фильме нет. Есть только сахарная вата. Это — сознательное, целенаправленное враньё. Пропаганда, задача которой — убаюкать зрителя, а не заставить его думать.

Пункт второй: Галерея ходячих добродетелей.

Персонажи в этом фильме — это не люди. Это — функции, олицетворяющие различные добродетели.

Гомер Маколей (Микки Руни). Главный герой. Подросток, который работает телеграфистом. Он — воплощение «простого американского парня». Честный, трудолюбивый, любящий свою семью. Его главная «драма» — это то, как тяжело ему доставлять плохие вести. И весь фильм он ходит с лицом мученика, страдая за всё человечество. Это не живой персонаж. Это — плакат. «Будь как Гомер, будь хорошим мальчиком».

Улисс Маколей. Младший брат. Это вообще не персонаж, а ходячий символ. Символ невинности, чистоты и «будущего Америки». Он бегает по городу, всем улыбается, машет проходящим поездам, на которых солдаты едут на фронт. Сцена, где чёрный солдат на поезде поёт и машет ему в ответ, — это апофеоз этого лицемерия. Смотрите, у нас даже негры — добрые и счастливые, едут умирать за нашу страну с песней! Уровень агитки для детского сада.

Миссис Маколей. Мать. Святая женщина. Вдова, которая в одиночку растит детей в любви и доброте. Она не плачет, не жалуется. Она с мудрой улыбкой принимает все удары судьбы. Опять же, не живой человек, а икона. «Вот какой должна быть американская мать — терпеливой и верующей».

Вилли Гроган. Старый телеграфист. Мудрый пьяница. Источник житейской философии для Гомера. Классический штамп «старого, мудрого наставника» В финале он должен, видимо, символизировать смену поколений. Выглядит это надуманно и пафосно.

В этом фильме нет ни одного сложного, противоречивого персонажа. Только набор функций для продвижения простой идеи: Америка — страна хороших людей, и мы победим, потому что мы хорошие.

Пункт третий: Пропаганда вместо драмы.

В чём главный обман этого фильма? Он подменяет реальные проблемы — выдуманными, мелодраматическими. Он сводит всю трагедию войны к личным переживаниям одной отдельно взятой семьи. И тем самым уводит зрителя от главного вопроса: а за что, собственно, идёт война? Фильм не задаёт неудобных вопросов. Он даёт простые, успокаивающие ответы. Он говорит: да, наши парни гибнут, но они гибнут за правое дело, за наш уютный, прекрасный мирок. А мы здесь, в тылу, должны быть такими же хорошими и добрыми, должны поддерживать друг друга и верить в победу. Это — классическая пропагандистская схема. Она не мобилизует на борьбу. Она — усыпляет. Она создаёт иллюзию, что всё под контролем, что всё идёт как надо. Это — кино для тех, кто хочет чувствовать себя хорошим, не делая для этого ничего. Просто сиди, смотри на экран, умиляйся и гордись своей страной.

Пункт четвёртый: Про ремесло.

Надо отдать должное: с точки зрения ремесла, сделано всё очень профессионально. Режиссура, операторская работа, актёрская игра (для своего времени) — всё на уровне. Микки Руни, конечно, переигрывает, как всегда, но в рамках поставленной задачи работает хорошо. Но, как я уже говорил, талантливая пропаганда — самая опасная. Плохо сделанную агитку видно за версту. А вот такая, душещипательная, сделанная с «любовью к человеку», — она пролезает прямо в подкорку. Она не вызывает отторжения. Ты смотришь и веришь. И в этом её главная опасность.

Итог

«Человеческая комедия» — это не фильм о войне. Это — фильм о том, как война должна выглядеть в представлении отдела пропаганды. Это — лживая, сентиментальная и идеологически выверенная сказка. Она не имеет никакого отношения ни к человеческой природе, ни к комедии, ни к трагедии. Это — суррогат. Заменитель настоящих чувств и настоящих мыслей. Это кино, которое делает тебя не умнее, а глупее. Оно учит не думать, а умиляться. За профессионализм съёмочной группы и за то, что это хотя бы не современный комикс-мусор.

5 из 10

29 августа 2025

Как известно, после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года США официально вступили в войну. Тысячи добровольцев и обычных призывников вступили в отряды вооруженных сил и отправились, кто на войну с японцами, кто с Третьим Рейхом, оставив свои семьи, своих друзей дожидаться их в тылу. Конечно, сама тема жизни в американском тылу в годы войны не могла не отразиться на голливудских картинах, одной из которых является семейная драма «Человеческая комедия».

Синопсис В небольшом калифорнийском городке Итака подросток Гомер Маколей совмещает учебу в школе с работой в местном телеграфе, чтобы поддержать семью после смерти отца. Причина еще и в том, что старший брат Гомера Марк вызвался стать добровольцем и теперь готовиться к отправке в самое пекло войны, из которой он, возможно, уже не вернется живым.

В целом фильм отличается неплохой игрой актёров. Микки Руни, с творчеством которого мне довелось познакомиться в нескольких картинах, наконец-то, сыграл без излишней эмоциональности, а напротив, с естественным спокойствием, скрывающим эмоции и переживания, которые испытывает его герой, переживая за свою семью. Также запомнилась игра Фрэнка Моргана в роли мистера Грогана, коллеги и наставника Гомера, который давал полезные подсказки не только для работы, но и для жизни.

Режиссёр Кларенс Браун снял типичную семейную драму об обыденной жизни в американском тылу. Конкретно на примере данного фильма он показывает жизнь нескольких жителей маленького американского городка, каждый из которых по-своему переживает это время. Кто-то полный решимости, но и не без страха рвется в бой. Кто-то хочет присоединиться, но здравый смысл не дает оставить семью. Кто-то продолжает наслаждаться жизнь, как ни в чем не бывало. На первый взгляд, идея понятна. Однако, честно говоря, на экране все это смотрится настолько сентиментально, настолько мелодраматично, что фильм скорее раздражал, чем оставлял на душе приятный осадок.

Удивительно, что фильм получил премию Оскар за лучший сюжет при его отсутствии. Точнее, фильм состоит из нескольких сюжетных линий, центрально фигурой которых является главный герой Гомер Маколей. Он — обычный школьник, подрабатывающей в местном телеграфе, чтобы поддержать семью после смерти кормильца, пока старший брат Маркус готовится к отправке на фронт. Начальник Гомера Том Спенглер собирается жениться на местной красавице и дочери богатейших людей города, но при этом никак не может решиться сделать предложение. Сестра Гомера Бесс продолжает жить обычной жизнью молодой девушки, гуляя с подружками и встречаясь с молодыми солдатами. Забавно, что все это повествуется усопшим отцом Гомера прямо с небес. С одной стороны, задумка фильма может показаться оригинальной. С другой, ты замечаешь, что отсутствует интрига, отсутствуют значимые события. Фильм получается каким-то пустым, бессодержательным, отчего после просмотра остается двоякое впечатление.

Итог Не сложно догадаться, что «Человеческая комедия» — это пример культурной пропаганды в военные годы, но эта пропаганда была направлена на мирных жителей, и её идея состояла в том, что, несмотря на исход, несмотря на потери, жизнь не останавливается, и её нужно продолжать жить ради тех, кто уже никогда не вернется. Сама по себе задумка, без сомнения, заслуживает уважения, но подана она слишком уж романтично.

6 из 10

19 августа 2018

Комедия Человеческая комедия появился на свет в далеком 1943 году, более полувека тому назад, его режиссером является Кларенс Браун. Кто играл в фильме: Микки Руни, Фрэнк Морган, Джеймс Крэйг, Марша Хант, Фэй Бейнтер, Рэй Коллинз, Донна Рид, Джеки «Бутч» Дженкинс, Дороти Моррис, Джон Крэвен, Энн Аярс, Мэри Нэш, Генри О’Нилл, Кэтрин Александр, Алан Бакстер.

Страна производства - США. Человеческая комедия — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.