Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вызывая доктора Смерть |
английское название: |
Calling Dr. Death |
год: | 1943 |
страна: |
США
|
слоган: | «SEE WHAT HAPPENS WHEN HIS MINDS 'BLACKS OUT'! (original ad - all caps; includes grammatical error)» |
режиссер: | Реджинальд Ле Борг |
сценарий: | Эдвард Дейн |
продюсер: | Бен Пивар |
видеооператор: | Вирджил Миллер |
композитор: | Пол Соутелл |
художники: | Ральф М. Де, Джон Б. Гудман, Вера Уэст, Расселл А. Гаусман, А.Дж. Гилмор |
монтаж: | Норман А. Серф |
жанры: | ужасы, триллер, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 декабря 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 3 мин |
Пред нами первый из шести фильмов, входящих в проект «Тайны внутреннего святилища», основанный по мотивам одноимённой радиопрограммы. Она пользовалась огромным успехом, продержавшись почти десять лет в эфире в количестве более полутысячи выпусков. Это была эра радио, когда люди по вечерам собирались всей семьёй у приёмников, слушая всевозможные пьесы, а фильмы смотрели лишь в кинотеатрах. Естественно, короткие рассказы о таинственных вещах шли на ура, особенно с учётом актёров-чтецов со звёздными фамилиями: Лугоши, Карлофф, Лорре, Уэллс, Синатра… Набрав широкую популярность за два года вещания, проект заставил задуматься о переносе радиопьес на большой экран. За дело взялась знаменитая студия «Universal». Идея проекта состояла в том, чтобы продолжить череду успешных остросюжетных картин, однако не вкладывать огромные средства, как в масштабные хиты с дорогущим гримом и декорациями. Планировалось привлекать зрителя таинственными страшилками, делающими упор на сюжетах и постоянной звезде хоррора в главной роли. Выбор пал на Лона Чейни младшего. Он был в самом рассвете своей карьеры и его фамилия с лицом на афишах собирали большую аудиторию любителей жанра. Работа оказалась весьма заманчивой, ведь после подписания контракта со студией, здоровяка-артиста завалили ролями с преимущественным упором на внушительную фактуру. Тут же требовалась непосредственная актёрская игра вместо изображения различных чудищ в неузнаваемом гриме. А все мы знаем забавные легенды о том, как Чейни мл. ненавидел гримироваться часами, превращаясь на съёмочной площадке в разъярённого оборотня, сотрясая воздух кулачищем пред снующими бедолагами, норовящими прилепить очередную бутафорскую накладку на актёра.
В манере фирменного начала каждой радиопьесы «Святилища», открывающейся неизменным зловещим скрипом двери, кинокартина встречает зрителя кадрами входа в таинственную комнату с хрустальным шаром, откуда вещает голова, делясь основным сюжетным тезисом про человеческий разум, осознанно или подсознательно порождающий чудовищ. Экранный рассказ повествует о неврологе, практикующем гипноз, который успешен в профессии, но несчастен в личной жизни. В отличие от благодарных пациентов, его совсем не любит супруга, всячески третируя. Словно от злобной забавы, она откровенно крутит романы, чтобы упиваться наблюдением за порядочным человеком, пребывающим на грани нервного срыва от постоянного подавления ненависти, побуждающей к страшному поступку. Однажды это страшное наступает — жену находят жестоко убитой с обезображенным кислотой лицом, а муж не может вспомнить, где находился во время происшедшего, вызывая подозрение у цепкого детектива полиции, убеждённого в версии о ревнивце-душегубе. Жуткая ирония состоит в том, что и без всякой полиции доктор, будучи человеком честным пред собой и окружающими, начинает искать улики против себя, но ради правды.
Фильм отлично работает в жанре детективного триллера, являясь запутанной историей о герое, профессионально исследующем чужой разум, а теперь попавшим в ситуацию, когда не может с полной уверенностью разобраться в собственной голове. Его будто околдовали, вычеркнув из памяти важный промежуток времени, поэтому вместе со зрителем он не доверяет себе, даже проведя самогипноз. Лон Чейни младший органично смотрится в главной роли, которая хорошо созвучна со знаковой, сделавшей из него звезду хоррора в образе страдальца Человека-волка. Экранный добродушный персонаж аналогично постоянно внутренне терзаем схваткой между непознанным в глубине себя и рациональным, на что он привык полагаться. Двойственная натура возможного современного доктора Джекилла и мистера Хайда напоминает амплуа трагического монстра, вобравшего в себя извечный конфликт здравомыслящего Человека и необузданного Зверя, ставшего визитной карточкой актёра. Наработанный трагический образ отлично исполняется Чейни, вызывая зрительскую симпатию и интерес к событиям. Однако одним параноидальным триллером с закадровым голосом дело не ограничивается, подбрасывая ряд иных предположений, усложняющих сюжет. Разные версии удачно путают зрителя, хитро пряча истинного убийцу и мотивы к злодеянию. Разобраться крайне сложно. Кто или что всему виной? Очевидный муж, чья ревность и злоба взрастили чудище в уголках подсознания, которое берёт вверх над достойным человеком, следующим клятве Гиппократа? Почему верная помощница доктора проявляет такое рвение, словно преследует корыстные цели, постоянно давая советы? Душевно очерствевший полицейский, путающийся под ногами, насильно внушает чувство вины, чтобы поскорее закрыть дело? Любовник жены, сбежавший с места преступления? Почему кислота на лице жертвы заставляет искать очередной подвох и издевательство над супругом, способные переплюнуть все былые?.. Как видите, любопытных нюансов множество, выдерживающих ключевую интригу до самой развязки. Ребус получился увлекательным и напряжённым, позволяя наслаждаться детективными хитросплетениями, а лаконичный, почти сериальный формат чуть более часа ликвидировал всякие лишние сцены. Непременно загляните во внутреннее святилище, разгадав его первую тайну, вызвав экранного доктора к себе на дом, который излечит от вечерней скуки, поведав чёрно-белую страшилку.
7 из 10
9 октября 2019