Оживление любви к классике через мультяшное фантазёрство с какими-то единорожками, пегасами, динозаврами, феечками, страусами, фантасмагорией, Микки Маусом и прочим. Есть кадры, возрастной рейтинг у которых явно далеко не 0+. Да и вообще мультик явно не для детей снят.
Занятно. Даже не знаю, что занятней: сам мультик или чтение об его производстве, переизданиях и т.п. Осуществление возможности просто скрещивания классической музыки и мультяшной картинки - это не новая идея для нашего времени. Вообще на заре синематографа звука у кинокартинки не было. Максимум отдельно она играла, как фон для видео. Это потом актёрам дали слово в зубы, что называется.
Я не могу оценить титанические усилия и качество оригинальной Фантазии, так как у нас уже многократно отреставрированная версия проекта (причём уже слегка урезанная в хронометраже в сравнении с оригиналом, хотя в разных версиях переизданий длительность произведения то резко уменьшалась, то увеличивалась по разным причинам) и слегка доснято-переснятая. Но изначально, как я понимаю, это был шедевр своего времени, для которого использовались не только инновационные методы рисовки, но и звукозаписи по аналогии более позднего стереозвука (инновационная технология для своего времени, требующая как специфического оборудования на стадии звукозаписи, так и на стадии показа в специально переоборудованном кинотеатре своего времени). Короче, дело это весьма затратное.
Конечно, лично для меня скука смертная. Я не совсем фанат классической музыки. Вот рок я люблю, но не хард. Да и просто набор мультисторий, часто без сюжетного наполнения - не моё. Но свои интересные сегменты в нашем произведении есть. Кстати, Дисней изначально планировал мультфильм как способ реанимирования любви к классической музыке у тех, кто уже не испытывает к ней симпатий.
13 октября 2024
Эта картина является экспериментом от Диснея, она значительно отличается от множества их картин. Она представляет собой мюзикл в исполнении оркестра, под который нам демонстрирую различные короткометражки. У меня неоднозначное мнение по поводу произведения и я попробую аргументировать свою точку зрения.
Я оценивал каждую историю из ленты отдельно и больше всего мне понравился мультфильм про Микки Мауса, зарождения жизни на земле и про демона. Остальные же работы оставили смешанное впечатление. Также хочу сразу сказать, что несмотря на рейтинг картины, она не очень подходит детям. Это необычно для раннего репертуара студии. Я считаю, что некоторые работы, например про динозавров могут напугать ребенка, либо же он может испугаться резкой музыки. Та и в целом лента идёт два часа, что слишком долго и можно легко устать. Разнообразие работы с одной стороны хорошо, но с другой стороны они все разные и далеко не все смогут угодить одному зрителю.
Но к плюсам я могу отнести музыку. Для тех кто любит классическую музыку данная картина должна понравится. Она исполнена на уровне и очень качественно. В некоторых произведениях она даже является двигателем сюжета, а где-то хорошо его дополняет. Ну и что неизменно для Диснея это прекрасный визуал. Здесь им пришлись нарисовать множество разных мультфильмов с разным визуалом и они прекрасно с этим справились. Особенно детально были прорисованы динозавры и отличная игра темями. Также я заметил, что в этой ленте есть наброски в стиле рисовки, которые отлично раскроются уже в мультфильме Бэмби.
Вердикт. Это немного спорное, но всё же неплохое произведение Диснея. Оно понравится не всем, но кто любит подобного рода картины не разочаруются. Лично, я не могу сказать, что картина меня полностью удовлетворила, но возможно именно для вас это будет открытие.
6 из 10
5 февраля 2022
Сначала мне было не понятно о чем этот фильм. Какой-то оркестр, рассказчик, выступающий в роли ведущего и странное повествование. Но когда музыканты заиграли, стало понятно, что по сути они главные герои сего фильма.
Первое действие «ни о чем» действительно погружает в фантазию. С Первых минут действия мультфильма вдохновили буквально всем. Возникающие образы напоминали монотипию-произведения изобразительного искусства из одного пятна. Пыталась найти что-то необычное. Музыка способствовала этому.
Восхитительная цветовая гамма. Рисовка как всегда на высоте. Рука так и тянется к холсту. Из забавного:Розовые рыбкинапомнили мне Джессику Рэббит.
Вторая история не особо интересная. Обычная поучительная история про трудолюбие, знание меры и то, что нужно сто подумать прежде чем совершить какой либо поступок.
История о создании земли была куда поинтересней. Довольно интересно было наблюдать за ходом эволюции и жизнью динозавром.
Волшебный мире пегасов, кентавров и других существ волшебен и немного забавен. Очень удачно этот мир совместили с греческой мифологией. Рисовка сделана бесподобно.
Страусы в балетном этюде вышли очаровашками. Так можно высказаться и о остальных бегемотих, слоних, крокодилов. В этом есть заслуга художника и музыкантов.
Последний номер самый интересный. Первая часть завораживают своей мрачностью, таинственностью и зловещностью. Вторая часть внушает зрителям мысль о том, что добро и свет всегда найдут выход из «темной» ситуации и победят зло.
В итоге хочется сказать, что фильм вышел отличный. Если убрать историю про волшебника получится вообще идеально.
20 января 2018
Параллельно с «Пиноккио», Дисней принимает решение сделать короткометражку, основанную на сказке «Ученик чародея», которая бы сопровождалась симфонической музыкой. На роль своеобразного композитора был приглашён известный дирижёр Леопольд Стоковски. Он предложил Диснею создать несколько новелл, которые бы сопровождались аккомпанементами классической музыки. Когда коллеги поняли, что бюджет мультика переваливает за 125 000 долларов, а отбить такие деньги было невозможно, и плюс с налогами будут проблемы, было принято решение расшириться до полного метра. Бюджет был увеличен до 2 миллионов, было создано множество сюжетов, начиная танцующими бегемотами, и заканчивая эпиком о сотворении жизни на Земле. Однако в центре мультфильма фигурировал по-прежнему ученик чародея. На роль ученика чародея, который просто хотел заставить вёдра самостоятельно наполнять колодец, команда планировала взять гнома Непоседу из «Белоснежки», однако Дисней настаивал на Микки Маусе, ибо к концу 30-х его популярность начала сбавлять обороты, а зрители больше ходили на короткометражки про Гуфи и Дональда. В «Фантазии» Уолт решил воскресить его популярность, ко всему прочему, улучшить его образ. Создатели также заморочились и с системой «Fantasound». Объёмное звучание, когда источники звука распологались на огромных растояниях друг от друга, дабы звук был более масштабнее. Таким образом, «Фантазия» стала первым фильмом, применившим эту систему. Само название мультфильма придумал сам Леопольд Стоковски, а премьера состоялась 13 ноября 1940 года.
Целью Диснея было познакомить детей и взрослых с классической музыкой, и показать, как искусно она может накладываться на анимацию. «Фантазия», по большей части, была очень сюрреалистичной. Конферасье пафосным голосом представлял каждый номер, а анимация с довольно абстрактных образов постепенно перерастала в шикарные сюжеты, показывая и древнегреческие мифы, и пришествие Дьявола на землю, и самое главное: диалоги отсутствовали. Иными словами, это эксперимент, который даже сейчас выглядит любопытно. Команда Диснея поднимала щепетильные темы (для детского мультика), а образ Дьявола способен напугать как детей, так и взрослых.
В общем-то, «Фантазия» отнюдь недетский мультфильм. Выдержать 2 часа симфонии — это тот ещё подвиг. И видимо поэтому, в своё время мультфильм показал плачевные сборы, среди тогда вышедших мультфильмов студии. И проблема как раз в том, что сама концепция очень тяжёлая для мультфильма, расчитанного на детей. «Фантазия», проще говоря, опережала своё время.
Но не менее, «Фантазия» довольно хороший (именно хороший!) и недооценённый (к большому сожалению) мультфильм. И очень жаль, что он до сих пор не так популярен, как того хотелось бы. Моя оценка:
7 из 10
21 декабря 2016
Вот уж не думал, что когда-то напишу отрицательный отзыв на мультфильм Диснея. Ну, начнём с того, что «Фантазия» это вообще не мультфильм. Это классическая музыка исполняемая оркестром реальных людей, под которую показываются нарисованные бессмысленные кадры.
И я вот, честно не понимаю, кому-это может быть интересно. Ну, один, клип я посмотрел, ну второй, ну надоедает это, в конце концов, смотреть на бессмысленный калейдоскоп анимации. Кто-то скажет, сиди и расслабляйся, смотря на красивые кадры, так для этого и одно клипа достаточно, а сам фильм-то идёт два часа, кому столько может быть интересно, смотреть?
Я нормально отношусь к классической музыке, но та которую использовали в этом фильме, честно говоря, мне не понравилась, не зацепила (я просто, больше Шопена и Штрауса предпочитаю), даже Чайковский тут звучит как-то обрезано, не дают песни разыграться.
В итоге, фильм скучный, растянутый и бессмысленный. Если его цель бала в том, чтобы каждый пофантазировал, глядя, на кадры то это тупо. Я не хочу фантазировать, я хочу смотреть сюжетный мульт, пофантазировать можно и просто в чёрный экран, смотря.
Тем не мене, мне понравилось в мульте два момента. Первый, это история про «ученика чародея», а вторая это диснеевский Дьявол. Вот уж что реально страшно смотрится, мне кажется если дьявол, существует, то он выглядит именно так. Этот дьявол, наверное, один из самых страшных персонажей, которых я видел.
3 из 10
5 апреля 2016
Дисней не побоялся пойти на эксперимент и сотворил Шедевр. (Напомню, что шедевром называют уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства, или чего-либо другого.) Не просто высококлассный анимационный мультфильм, нет. Уберем из мультфильма музыку и можно честно сказать — обыкновенный мульт. Каких море и вагон с тележкой. Уберем визуализацию и перед нами обыкновенный сборник классической музыки. Талант Диснея в том, что художественное изображение он поднял до высшего музыкального уровня композиций используемых в мультфильме. Так же правильно было сделано разделение, в виде поясняющего дирижера, между композициями. Ибо два часа непрерывно слушать музыку немного (на мой взгляд) утомительно.
Первый музыкальный фрагмент ~ Бах — Токката D Minor.
Прекрасный вариант анимационной абстракции. Прообраз того, что мы сейчас называем цветомузыкой.
Второй музыкальный фрагмент ~ Сюита из балета «Щелкунчик «Чайковского.
Воздушный балет, который исполняют лесные обитатели.
Третий музыкальный фрагмент ~ Пол Дьюк «Ученик чародея».
Микки Маус в роли ученика чародея, который используя волшебный колпак, решил схитрить и.. . А вот чем все это закончилось, смотрите. Кстати, в данном случае мы имеем очередную серию из жизни ушастого героя. Да и часто этот фрагмент показывают отдельно от самого мультфильма.
Четвертый музыкальный фрагмент ~ Игорь Стравинский «Весна Священная».
Зарождение жизни на Земле. Как сказал Леопольд Стоковский — сценарий к этому фрагменту писала сама природа.
Музыкальный фрагмент вставка
Визуальное изображение звуков издаваемых несколькими музыкальными инструментами
Пятый музыкальный фрагмент ~ Бетховен симфония «Пастораль»
Диснеевский вариант жизни греческих богов.
Шестой музыкальный фрагмент ~ Пончелли — «Танец часов» из «Джоконды».
Классический балет в исполнении животных.
Седьмой музыкальный фрагмент ~ Мусоргский «Ночь на Лысой Горе»
Шабаш ведьм и другой нечистой силы в Вальпургиевую ночь на Лысой горе. Место и время для почитания сатаны. Время и место вселенского зла. Кстати некоторые кадры не для детей.
Восьмой музыкальный фрагмент ~ Шуберт «Аве Мария».
Триумф Надежды и Жизни над силами отчаяния и смерти.
Дело в том, что Фантазию, можно смотреть частями. А может даже и нужно. Как я писал выше непрерывно смотреть этот мультфильм (два часа) на мой взгляд утомительно, даже несмотря на вставки-пояснения дирижером. Я уверен, многие посмотрев мульт, скажут — «А ШО сдеся крутого? Мы таково уже видели!» Согласен, видели и не раз. Только то, что Вы видели, началось с этого мультфильма. Все остальное (пусть в не обиду будет сказано) повтор, высококлассный повтор. Потому этот мультфильм и является Шедевром (определение этого слова см. выше).
10 из 10
28 декабря 2015
Начну, пожалуй, с того, что эта картина отличается от всего того, что мы видели у г-на Диснея. Отец Микки Мауса, Белоснежки, Пиноккио и множества других милых мультяшек отошел от привычной всем нам формулы и дал что-то, по-настоящему необычное и восхитительное. Вмести с Леопольдом Стоковским, Филадельфийским оркестром и бригадой звукорежиссеров, они вылепили из музыки и анимированных героев прекрасное произведение на долгие десятилетия. Хотя в действительности, в данном случае музыки больше чем визуального сопровождения, нет, не в количественном эквиваленте, а в осознаваемом. Если выключить видео и слушать только аудио ряд, то можно получить не меньшее эстетическое удовольствие. Но на то она и «Фантазия» Уолта Диснея, здесь не нужно отделять одно от другого, все его части тесно переплетены и раскрывают видение произведений команды художников и их главного руководителя.
Многие ошибочно считают, что фильм направлен на детскую аудиторию, так как это мультипликационное произведение, но это не так. Для того, чтобы понять весь истинный замысел, нужно пожить в этом мире, поднабраться знаний и тогда открываются некие потайные мысли, которые до нас пытались донести создатели. На самом деле это очень сложное произведение и его нужно понять, не многим это удается, возможно они этого просто не хотят, но на мой взгляд попытаться стоит. Для ребенка это лишь видео ряд, где-то непонятный, а где-то даже пугающий, в котором музыкальное сопровождение также остается вдалеке от понимания. Нет, его надо смотреть осознанно и в более старшем возрасте.
Фильм в свое время провалился. Г-н Дисней попытался создать что-то необычное для неподготовленной публики. Его произведение любимо сейчас, но тогда многие кинотеатры отказывались от его проката. Видимо, понимание того, на что способен данный фильм, пришло лишь совсем недавно. С одной стороны я понимаю почему современники его не оценили, но с другой, я считаю «Фантазию» очень качественным продуктом Уолта Диснея.
8 из 10
15 октября 2015
Про фильм узнал от Дага Уолкера, который назвал Фантазию в списке 20 своих самых любимых картин. Что, вкупе с её культовым статусом, давало уверенность в том, что этот эксперимент был удачен: классическая музыка (беспроигрышно) и визуальный ряд, передающий то, что она вызывает у слушателя, когда тот откидывается на спинку кресла в филармонии и закрывает глаза, уносимый образами, вызываемыми музыкой. Оказалось, что хорошо всё только на бумаге.
Главная проблема Фантазии в том, что на экран можно и не смотреть. Во-первых, перед началом каждой части всё, что будет происходить в ней, спойлерит Димс Тейлор. Я не понял, зачем он это делает и зачем вообще нужны вставки с ним: если для того, чтобы всё это смотрелось как цельное произведение, то зря старались, фильм всё равно воспринимается как 8 короткометражек. Вырезанный фрагмент с Clair de Lune я посмотрел отдельно, и ничего, и без спойлермена понял, что это цапли, летающие в лунном свете.
Во-вторых, анимация плоха. И дело не только и не столько в том, что она устарела, плохой она была уже в 1940 году, ибо воображение человека сильнее любых карандаша, кисти, компьютера, в каких бы талантливых руках они ни были. Так зачем смотреть на экран, если можно закрыть глаза? Впрочем, судя по всему, многие считают, что балет страусов, бегемотов, слонов и крокодилов — это тот визуальный ряд, который идеально подходит к La Danza delle Ore. Видимо, многих восхитил самый первый фрагмент, который, по сути, является предтечей функции «зрительные образы» из WMP и смотреть на который так же неинтересно. А, и я чуть не забыл про эту замечательную сценку из жизни Олимпа, которая начинается с показа грудей кентварих, на которых нет сосков. Чувство того, что всё это очень неправильно, усиливает то, что в следующей сцене они уже в бра. Но что добило меня, так это то, что в конце, когда все подручные Сатаны разбегаются перед рассветом, соски каких-то созданий женского пола таки показывают! Ну и не могу не упомянуть, что на Олимпе голые младенцы с крыльями, постоянно тычущие своими лишёнными гениталий промежностями в камеру, ложатся штабелём. Штабель голых младенцов-евнухов.
Фантазия, как по мне, не является тем, чем, как пообещал Тейлор в начале, она будет: во время спокойных отрезков произведений на экране чаще всего происходит плавное ничего, не то чтобы живущее с музыкой; Лунный свет и первая часть Симфонии демонстрируют это лучше всего. Во время быстрых отрезков на экране действительно происходят вещи одного с музыкой ритма, но они невероятно неинтересные и несамостоятельные. А фрагменты же, в которых есть сюжет, умудряются буквально подмять под себя музыку так, что она звучит не как шедевральная классика, которой является, а как саундтрек, в самом плохом смысле слова.
Что до бессюжетных: к примеру, каждый раз, когда в начале танца феи Драже ударяют по колокольчиками, фея на экране трогает цветок, и он раскрывается, что, наверное, звучит красиво, но на деле такие моменты сливаются в одну унылую и безынтересную череду случайных образов, безуспешно пытающихся соответствовать музыке, скучных и в некотором смысле предсказуемых, к тому же разойтись им не позволяет примитивность анимации, так что зрелище ещё и лишено многослойности: надрывается весь оркестр, но это величие этого многоголосья инструментов в полной мере не отражается. Как по мне, так лучше просто посмотреть запись какого-нибудь концерта, например, лежащего на ютубе Щелкунчика в исполнении Роттердамского филармонического оркестра (с невероятно обаятельным и харизматичным дирижёром во главе). Конечно, я не говорю о неком или-или, просто лично меня больше завораживает то, как около сотни человек на моих глазах синхронно извлекают из инструментов музыку, чем бегемоты в пачках.
От визуального ряда я ждал большего, настоящего трипа, какой даёт мне, к примеру, прослушивание Evgeni`s Waltz Абеля Коженёвски. Или хотя бы — пример не самый уместный, но всё же, — чего-то вроде видео I Should Tell Ya Momma on You. Вот там да, музыка и видеоряд — одно целое.
С музыкой, кстати, тоже не всё хорошо. Визуальный ряд портит её, сложно описать, как именно, но она звучит как нечто унылое, лишённое энергии; картинка словно висит мёртвым грузом на ней, затормаживая её, сбивая с того пути, которым она ходила всё то время, пока была одна, пока до неё не дотянулись руки Диснея, произведшего на свет примитивную конкретизацию необъятного, на самом лишь опошлившую прекрасное. Вишенкой на этом торте из краски для меня является запущенный в наше с музыкой личное пространство Микки Маус, чьё появление для меня по какой-то причине было сродни плевку в лицо.
Ну и напоследок стоит упомянуть качество звука. Оно низкое. И я говорю о издании на Blu-ray диске. Фильм вышел в 1940 году, и, согласно Вике, тогда его хвалили, в частности, за Fantasound, систему, позволяющую воспроизводить звук в стерео. Но сейчас не 1940, а 2014 год, и у нас есть FLAC, Dolby v ushy Surround ?.1 и прочие достижения в области записи и воспроизведения звука, разбаловавшие нас. Меня — так уж точно. Если звук и реставрировали, то это не очень помогло, и, хоть я и понимаю причины, по которым музыку не стали перезаписывать, это не отменяет того факта, что слушать эти произведения в таком виде весьма и весьма неприятно.
Нет причин не не смотреть этот фильм, а сходить вместо этого в филармонию, да просто скачать свою любимую музыку в высоком качестве, закрыть глаза и получить свою собственную фантазию на 10/10.
2 из 10
24 мая 2014
Я давно слышала об этом фильме. Слышала разное, но все же положительное. Решила посмотреть сама. Ошеломительно! Потрясающе! Так вкратце можно описать ощущения, но лучше по порядку. Мультфильм делится на несколько эризодов, связанных с музыкой известнейших творцов мира. Не смогу всех назвать, приведу те эпизоды, наиболее запомнившиеся мне. Анимация выше всяких похвал, настолько все детально, настолько прорисовано, живое и шедевральное, цвета радостны глазам.
Первый эпизод, который вспомнила, это эпизод с динозаврами, Жизнь и Смерть, как я называю. Бои насмерть, суровые тона, кровожадная натура, реалистичные крупнейшие существа на Земле. Думаю, что именно этим эпизодом вдохновился известный мультипликатор и режиссер Дон Блат на создание не менее известного мультфильма «Земля до начала времен». Одно из лучших представлений тяжелой жизни и неминуемой гибели.
Второй эпизод на мой взгляд самый смешной в самом мультике и один из самых смешных в мире кинематографа. Балет крокодиллов, слонов и бегемотих. Каждому необходимо это увидеть! Я беру его, поскольку любому человеку поднимет настроение на все сто! Позитивные чувства на лет минимум семьсот хватит.
И третий эпизод, Ночь на Лысой Горе. Эпизод Вольпугиевой ночи показан атмосферно. Выбрала его любимейшим. Темный и эпичный, не дающий медленных решений, становится тяжелее бороться. Заканчивается колыбелью в виде Аве Мария. Не передать чувств и ощущений при просмотре этого величайшего эпизода всех времен. Символический злодей в лице Дьявола, так и глумится даже над мертвецами, превращая красоту во зло, оживляя умерших и уничтожая снова с таким наслаждением, что даже самый отъявленный зверь покажется ангелом. Вот Властелин Тьмы, невидимый, но осязаемый, ужасающий и управляющий порочным миром. Но под конец на рассвете, эх до чего же величественно и могуче показано.
10 из 10
Шедевр мирового кинематографа.
14 марта 2014
Когда строку диктует чувство…
Открывается занавес. Музыканты рассаживаются и начинают настраивать свои инструменты. Бубнит контрабас, слышен тонкий голос скрипки, неуверенный присвист флейты, треск, скрежет, звон, лязг, стук… Уже совсем скоро эти нестройные звуки обретут форму и превратятся в завывание ветра, топот копыт, плеск воды, хруст свежевыпавшего снега и шелест осенней листвы. Зазвучат взгляды и прикосновения, вы увидите рык дикого зверя и пение соловья… Это не концерт симфонической музыки и не экскурсия по картинной галерее, это первые секунды мультфильма «Фантазия» — самой необычной работы Уолта Диснея.
Что может быть проще и сложнее, чем пересказать всемирно известные произведения Чайковского, Шуберта, Бетховена языком движущегося рисунка? Красками вылить на бумагу возникшие перед внутренним взором образы и одновременно разрушить стены привычного и понятного. Хитрец Дисней начинает издалека и ведет зрителя извилистой тропой от абстракции через легенды и детские сказки к классическому кинематографу. Смычки скрипок превращаются то в струи дождя, то в нотный стан, испещренный загадочными знаками — черными, красными, золотистыми, то в ступени лестницы королевского дворца. Пятна и линии рисуют картину, где каждый увидит что-то свое — недаром даже музыка, выбранная для первого эпизода, имеет лишь «техническое» название, давая простор воображению слушателя. Это тоже своеобразная настройка инструмента — не стоит огорошивать зрителя сразу, стоит его немного подготовить, ведь каждый следующий музыкально-визуальный отрывок — это новая ступень в познании границ собственных возможностей представления и удивления.
Этот мультфильм можно описать одним словом — органичность. Как истинная красота кроется в лёгких несовершенствах, так в «Фантазии» сочетается несочетаемое и связывается на первый взгляд несвязываемое. Узнаваемый непоседливый мышонок примеряет на себя колпак чародея, тяжёлой поступью бредут навстречу собственной гибели динозавры под «Весну священную» Стравинского, со свистом летят в черную синь неба неупокоенные души грешников… Смешиваются жанры и эпохи, чувства и мысли. Из-за театрального занавеса выглядывает крокодил, подмигивает страус в пуантах — не волнуйся, дескать, это же всё понарошку, но уже в следующем эпизоде покажется процессия с горящими свечами и зазвучит бессмертная молитва. Странно, но кажется, что именно так и было задумано. Режиссёр добился своего — границы раздвигаются, расширяются, а порой и вовсе растворяются в смеси классической музыки и несерьёзного кино, и вот уже нет ничего естественней, чем антропоморфные орхидеи в «Русском танце» сюиты из «Щелкунчика» или нарочито мультяшный Бахус на единороге в «Пасторальной симфонии» Бетховена.
Классика подразумевает нечто образцовое, живущее во все времена. Сам того не осознавая с помощью музыки, уже ставшей таковой, и мультипликации, делающей свои первые шаги в искусстве кинематографии, Дисней создал зеркало, отражающее одновременно и прошлое, и настоящее и будущее, и чем старше становится лента, тем интереснее её смотреть. Зритель двадцать первого века испытает радость узнавания знакомых с детства персонажей сказок и мифов, пусть и в необычных образах, кивнёт ставшим уже привычными анимационным героям, и разглядит неосознанно предсказанные Диснеем картины, возникшие существенно позже 1940 года в разных концах земли — «Дон Кихота» Дали, «Конька-горбунка» Иванова-Вано и, конечно, «Бал» Эттора Скола.
Родившись как эксперимент над формой и содержанием, «Фантазия» стала, пожалуй, одним из самых живых мультфильмов студии «Дисней», воплотив в себе саму суть идеи анимации. Это движение, метаморфозы, постоянная трансформация. Это игра как способ существования — в мире свободном и просторном, где ещё не успели угнездиться ставшие визитной карточкой современных диснеевских мультиков шаблонные персонажи с картонными улыбками и обязательными спасениями прекрасной принцессы. Это умение отпускать быстрых коней фантазии и мчаться за ними, не оглядываясь назад, способность путешествовать в страну Вообразилию и изобретать, быть ребёнком и находить вдохновение в том, что кажется таким привычным и банальным. На это способны все, но кто-то глядит на мир сквозь придуманные им же решётки, не в силах избавиться от тяжёлых оков стандартных образов, а иные одним движением смазывают карту будня, плеснувши краску из стакана. А вы смогли бы?
28 мая 2013
Управляемый фантазм Диснея и его добрых товарищей действовал бы жестче и уверенней, не будь в нем этого странного вступительного слова, которое неосмотрительно обнажило весь грандиозный замысел соединения в одном произведении трех достаточно разных видов искусства. Но даже и в таком виде фильм занимает достойное место в ряду провалившихся экспериментов, ставших в последующие годы классикой.
Изобретательность и точность свето-цветовых решений и обращение к абстракционизму напрямую возводит «Фантазию» в ранг авангардных проектов, как бы ни старались наивные нарраторские вставки приблизить зрителя к однозначному пониманию и восприятию происходящего на экране. В одном из произведений Гюго весьма точно описал опасности, поджидающие того, кто осмелится отправиться вслед за пионером. «Фантазия» — хорошо ли, плохо ли это — не обрела прямых и явных наследников, вопреки всему напору и старанию создателей, открыто декларирующих новизну этой формы удовольствия.
Редуцированные задние планы уместно и обоснованно подчеркивают концентрацию авторов на главенствующем образе для каждой темы. Преобладание черного в фоне удачно имитирует внутреннюю сторону век, прикрытых в пароксизме довольства. Отказ от перегрузки изображения лишними деталями ситуативно безупречен — как и техническая сторона каждого решения умельцев из мастерских Диснея, еще не погрязших во многократно высмеянном калькировании сцен и образов. Предел контроля и вычисление момента для свершения минимального необходимого насилия над собственным детищем весьма иронично проиллюстрированы в сегменте про ученика чародея.
Окинув взглядом «Фантазию», перенесемся на семь десятков лет вперед, к моменту выхода на экраны «Древа жизни» Терренса Малика. Подобно Диснею в сороковом, Малик выстраивает визуальный ряд вокруг трех музыкальных, визуальных и нарративных решений, но встречает при этом бурю негодования — при отсутствии глобальных отличий между основными задачами каждой из картин: культивирование новой формы удовольствия. Малик, разве что, делает скидку на существование предыдущих экспериментов и не создает в теле фильма вербальных вводных.
Что делать в том случае, если «Фантазия» больше о музыке, чем об изображении? Сегодня наше восприятие музыки развращенно лейблом «Tzadik», чешским танцевальным копропорнограйндом и дроном. Существование этого условного триединства сопровождается соответствующими устоявшимися перверсивными визуализациями. Здесь вскрывается второй мощный слой, образованный процессами пост-потребительской рефлексии современного слушателя и напластованием ставших поистине бессмертными произведений Мусоргского, Чайковского и остальных композиторов этого класса. Мнимое противостояние старого и нового провоцирует возникновение нешуточного давления и последующий выплеск энергии дает необходимый импульс аналитической работе искушенного сознания.
Имея в руках все безграничные возможности анимации и обращаясь к опыту художественного и музыкального авангарда, Дисней, тем не менее, все равно действовал наверняка. Может быть, эта попытка усидеть на двух стульях и привела тогда к провалу. Программное введение новизны в индустрии развлечений всегда чревато подобными рисками — и ставка сыграла гораздо позже, чем должна была.
27 мая 2013
Мысли в запись от переводчика
Что такое фантазия? Мир, где нет ограничений и рамок бытия? Фонтан внезапно проснувшегося вдохновения или кладезь подсознания, наполненный прежними поколениями? Как её измерить? Как её выделить? Может быть, музыкой? Или рисунки это и есть чистейшая фантазия?
Мир фантазий это, прежде всего, мир детства. Начальный мир. Мир придумывания. Не секрет, что все дети любят мультфильмы. Они им понятнее. Дети слышат музыку и видят картинки. Картинки, а не фотографии. Образы животных, растений и людей, которые как будто ожили в их собственных рисунках. Сначала ребёнок пытается напевать мелодию и рисовать изображения, а лишь потом разучивает слова песен и пишет буквы. Первое он делает самопричинно, тогда как второе он постигает, желая соответствовать миру взрослых.
В студии «Walt Disney Pictures» всегда старались создать мультфильмы, которые как можно дольше удерживали бы зрителя в его мире фантазий. Так в своей третьей по счёту работе, мультфильме «Фантазия», Уолт Дисней и его коллеги решили уравнять детей и взрослых, совместив классическую музыку с нарисованными образами. В результате дети смогли увидеть то, что им и так близко, а взрослые, узнавая уже не раз слышимую музыку, сумели погрузиться в мир детских фантазий.
По сути просмотр мультфильма «Фантазия» это своего рода поход в Мариинку или Большой Театр с детьми. Это путешествие в прошлое, к началу всеобщей жизни и к истокам своего сознания. Подобно концерту классической музыки здесь есть отдельные номера и антракт в середине действия. Есть оркестр, дирижёр и ведущий представления. Перед каждым номером ведущий говорит вводную часть, которая и поучительна, и проста одновременно. Микки Маус, мифические существа, динозавры, танцующие грибы и оживший музыкальный звук. Всё это есть в Фантазии. Всё это стало классикой мультипликации.
Поставив своим детям мультфильм «Фантазия», вы познакомите их с миром классической музыки, сделав это мягко и ненавязчиво. Дитя в своих нарисованных фантазиях сольётся с Фантазией Диснея и просмотрит всё на одном дыхании. И не нужно удивляться тому, что после этого ваш ребёнок будет рисовать лошадок или бегемотиков, напевая себе под нос музыку Иоганна Себастьяна Баха.
voronine
Ноябрь 2010 г.
9 ноября 2010
Бывают такие мультфильмы, которые непонятно кому предназначаются. «Фантазия» Уолта Диснея выпущенная в 1940 году относится как раз к такой категории. Вроде и не для детей (мой семилетний брат ушел, даже не досмотрев до половины), да и взрослые не все осилят. Но это нельзя назвать недостатком. Это скорей признак произведения искусства.
«Фантазия» — место, где Дисней и его коллеги вместе с Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стаковского, в восьми классических композициях изобразили нам ассоциации, возникающие при прослушивании классической музыки. Это весьма смелый эксперимент, который, к сожалению, не имел успеха в прокате. Но это не показатель качества мультфильма.
Показателем являются те эмоции, которые вызывают фантазийные ассоциации. И хотя смотреть на скачущих крокодилов и девушек-кентавров порой довольно странновато, об этом ни нам миг не задумываешься во время просмотра, так как почему то не приходит на ум, что в реальности слоны летать не могут.
Если вы не любитель классической музыки, воспринимаете мультипликационное искусство, только лишь как источник забавы и развлечений ни в коем случае не смотрите «Фантазию» Уолта Диснея.
Этот анимационный фильм, ставивший, безусловно, шедевром, относится больше к области элитарного искусства и хотя многие отрывки произведения («Ученик Чародея», например) частенько мелькают на экранах, целиком «Фантазию» не рисковал показывать на моей памяти никто.
10 из 10
11 января 2010
Перед тем, как слиться в едином миллионном, и не одном, танцевальном экстазе под названием Карнавал в Новогоднюю Ночь, я вместе с друзьями бразильцами, такими же простыми людьми, пролетарской костью капитализма, неучами и оболтусами, неожиданно впала в зимнюю спячку. И бедра уже не те, чтобы качать ими направо и налево, и в голове уже распускаются не цветы радости и веселья, все больше тоски и темноты в ней, припудренные снегом.
В один из таких вечеров, мы, теснее прижавшись друг к дружке, позевывая, а кто-то даже и посапывая, решили вспомнить старую добрую классику под предводительством дедушки Диснея. Двухчасовое торжество под названием «Фантазия», в котором музыка и анимация отражают дух и мощь каждого, дополняют и творят еще более немыслимые чудеса, вырвало нас, коммон пипл, из сонной берлоги и унесло куда-то далеко, в заоблачные дали, поддерживая тяжелые и бренные тела звуковой волной, чтобы нам, не дай бог, не разбиться о камни реальности при посадке.
«Фантазия» скроена из семи музыкальных (не считая импровизации оркестра и выступление саундтрека), и, в общем-то, довольно-таки популярных для классической музыки, номеров. Нам, плохо знающих музыку подобного жанра, в основном в крови бьет ритм совсем иных мелодий, многие из произведений оказались знакомы. Ну кто не знает «Щелкунчика» Чайковского или «Аве Марию» Шуберта… Хотя дело не в знании, а в личном опыте, наполненном переживаниями, сопереживаниями, когда улавливаешь ритм, когда он точно передает твое настроение, здесь и сейчас, и уже никуда не деться от волны, набросившейся внезапно, заполучившей твое тело, изнасиловавшей твой мозг, и скрутившей вены причудливым зигзагом. Потому что музыка — это полет. Это движение. Ритм. Картинка. И, в конце концов, жизнь, полная фантазий.
Без музыки не было бы и самой «Фантазии», коллективного впечатления наиталантливейших художников. Именно им хочется прокричать многократно: «Браво!», а вместо аплодисментов подарить наши широкие белозубые и такие душевные бразильские улыбки. Все номера, а их можно было бы назвать и видеороликами, настолько разные не только по настроению, и, как следствие, отличающиеся в графическом подходе художников, что трудно выбрать лучшее. Но все же, по мнению большинства бразильцев, самым волшебным и фантазирующим оказался номер «Щелкунчика» Чайковского. Когда смотришь его, понимаешь, насколько прозаична и однобока современная трехмерная анимация. Она не оставляет тайны, повода для полета, вырисовывая каждую морщинку и шерстинку. А когда смотришь фантазию художников семидесятилетней выдержки, когда в темноте рождаются цветные огонечки и все, что спало просыпается в волшебном искрении, понимаешь одно — все гениальное просто. Олдскул на века!
10 из 10
20 декабря 2009
«Фантазия» У. Диснея.
Фантазирует каждый. У кого-то фантазии приземленные, у кого-то возвышенные. Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре. Художники фантазируют образами, композиторы «видят» музыку. Как это не парадоксально звучит, но великие композиторы, к примеру, Скрябин, действительно видели музыку, лицезрели ее цвет (феномен называется цветомузыкой). Человеку обычному представляется одной из интереснейших загадок — как композиторы видят музыку? А как ее воспринимают слушатели, какие образы возбуждают в душе звуки «40 симфонии» Моцарта или органные композиции Баха. Величайший аниматор Уолт Дисней отчасти этому феномену посвятил свой анимационный фильм «Фантазия».
«Фантазия» — третья работа Уолта Диснея. Она коренным образом отличается от предыдущих и последующих работ господина Диснея. То есть в ней есть узнаваемые персонажи, присутствует такая знакомая диснеевская стилистика. Но мультфильм 1940 года во многом вобрал в себя авангардную стилистику. Поэтому, на мой взгляд, мультфильм «Фантазия» можно обозначить как полуавторское кино. Уолт Дисней и дирижер Леопольд Стоковски решили воспроизвести на экране фантазии, возникающие в сознании людей при прослушивании музыкальных шедевров. Мультфильм представляет собой концерт симфонического оркестра, играющего музыку великих композиторов: Бах, Чайковский, Дюк, Бетховен, Стравинский и других.
Но если бы это была простая мультипликационная иллюстрация концерта, разве было бы интересно? В самом начале ленты дирижер симфонического оркестра обозначает, что в работе Диснея будут представлены образы и истории, навеянные музыкой. Но эти образы предстанут не сразу перед зрителем. Сперва Дисней пошагово адаптирует зрителя к самому понятию «музыка» и «звук». Образно, но вместе с тем очень авангардно, Дисней с легкостью показывает как выглядит… звук арфы, трубы, всего симфонического оркестра. Для того чтобы зрителю было проще «видеть звук», Дисней по традиции очеловечивает струны, смычки и звуковые волны (эпизод со стеснительной звуковой волной).
Следующим этапом работы Диснея будут зарисовки на тему известных композиций Чайковского и Стравинского. Дисней не отходит от первичных ассоциаций, которые уже сформировало время, и под «Вальс цветов» у него порхают разноцветные листья, под «Танец феи Драже» вальсируют эльфы и феи. В этой части мультфильма он просто слегка модернизирует устоявшееся представление и образ композиции. На этом этапе можно поставить точку и придти к следующему этапу. Если в первой части музыка диктовала движение на экране, то во второй акцент ставится на историю, которую музыка подчеркивает. В этой части зрители увидят эпизоды с Микки Маусом, который двигается в такт музыке, которая, в свою очередь, задает ритм; познакомятся с эпической картиной зарождения мира.
В финальной части Дисней адаптирует балет под мультипликацию. Этот эксперимент сделан с юмором, музыка, «картинка» и танец здесь основополагающие силы — этот этап можно назвать «идеальным»: музыка и танец сочетаются друг с другом, ничто не главенствует.
И, наконец, последний номер в представлении Диснея — вольная зарисовка на тему Вальпургиевой Ночи. Ведьмы и колдуны собираются на шабаш, но с наступлением утра злые силы рассеиваются и уходят. Этот эпизод максимально кинематографичен. Закадровая музыка несет эмоциональный заряд.
Если разграничить ленту Уолта Диснея на такие этапы, то получается, что мультипликатор представил на суд зрителя музыку с разных ее сторон:
- как самобытное существо (звуковая волна, струна арфы и т. д.)
- как пищу для образов (танцующие цветы, вальсирующие эльфы)
- как подчеркивание действия (Микки Маус и его наставник колдун)
- как содружество музыки и пластики (балет бегемотиков и слонят)
- как кинематографический прием (закадровая музыка в эпизоде Шабаша Ведьм)
28 мая 2009
Прекраснейшая музыка Баха, Чайковского, Стравинского, Дукаса, Бетховена, Понкьелли, Мусорского и Шуберта шедевральна сама по себе без какой либо визуализации. Кудесники студии Уолта Диснея, при участии, конечно же, самого знаменитого мультипликатора, пошли еще дальше и создали шедевр анимации, который является живой иллюстрацией классических музыкальных произведений.
Знаменитый дирижер Леонид Стоковски со своим оркестром и Уолт Дисней сотворили шедевр на века. От абстрактных картин возникающих в сознании при прослушивании классических шедевров музыки до полноценных сюжетов, которые прекрасно вписываются музыкальное оформление — вот, что увидит зритель при просмотре этого мультипликационного концерта. Словами не описать те эмоции, которые ощущаешь, смотря это чудо.
Создатели «Фантазии» были отмечены специальными сертификатами американской киноакадемии в 1942 году, а именно Уолт Дисней (с формулировкой — за выдающееся использование звука, т. к. мультипликационный фильм стал первым где была применена система стереозвука «Dolby Stereo) и Леопольд Стравински со своей командой (за выдающиеся достижения визуализации музыки). Так же «Фантазия» была включена в десять лучших американских анимационных фильмов, по версии Американского киноинститута и вошла в список 100 лучших американских фильмов, по версии того же киноинститута.
10 из 10
14 апреля 2009