Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Только у ангелов есть крылья |
английское название: |
Only Angels Have Wings |
год: | 1939 |
страна: |
США
|
слоган: | «BIG As The Fog-Shrouded Andes!» |
режиссер: | Ховард Хоукс |
сценаристы: | Джулс Фёртмен, Уильям Ранкин, Элеанор Гриффин, Ховард Хоукс |
продюсер: | Ховард Хоукс |
видеооператор: | Джозеф Уолкер |
композитор: | Дмитрий Тёмкин |
художники: | Лайонел Бэнкс, Роберт Каллох |
монтаж: | Виола Лоуренс |
жанры: | мелодрама, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 000 000 |
Мировые сборы: | $1 000 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 мая 1939 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
До войны о героическом труде летчиков (а в те годы он без преувеличения являлся героическим) снято было много, а иногда и хорошо. И в СССР, и в Голливуде. Однако, этот фильм в моем личном рейтинге стоит первым. Постараюсь объяснить, почему.
Предвоенные советские фильмы всячески подчеркивали, что этот труд был на благо Сталина, партии и народа. Именно в таком порядке. Даже в лучших из них («Истребители», «Валерий Чкалов») на первое место ставилось служение Сталину, из-за чего после разоблачения культа личности целые куски в них пришлось «ремонтировать», подгоняя под требования новой идеологической реальности. Что уж тогда говорить о проходных советских фильмах («Летчики» и т. п.), где деятельность партработников на земле полностью затмевала работу летчиков в воздухе. Впрочем, то же самое, к сожалению, касалось тогдашних советских фильмов о любой профессии…
В Голливуде снималось значительно больше и не было такого упора на идеологию. Однако за исключением лент, снятых или спродюсированных знавшим труд авиаторов не понаслышке Ховардом Хьюзом, большинство довоенных американских фильмов о летчиках выходили весьма легковесными. Большинство — но не все. Работы Ховарда Хоукса, включая и «Только у ангелов есть крылья», к легковесным тоже никак не относились.
Тема воздухоплавания не была случайной в творчестве мастера на все руки Хоукса: если не ошибаюсь, только в «звуковой» период это было уже третье обращение режиссера к работе летчиков. И хотя уже первому его звуковому фильму о небе («Утренний патруль») суждено было войти в историю кино, «Только ангелы» все равно в карьере Хоукса стоят особняком, и не только из-за его выдающейся режиссуры.
Связано это, как мне кажется, еще и с двумя другими факторами. Во-первых, в фильме присутствует великолепный актерский ансамбль. Тут и две звезды первой величины: Кэри Грант и Джин Артур, и восходящая звездочка Рита Хейворд, которая вскоре достигнет вершины Голливуда, и звезда немых фильмов Ричард Бартелмесс, который на этой вершине уже побывал, но давно спустился с нее, и несколько замечательных актеров, которые никогда вершин не достигали, но в истории синематографа остались по праву (Сиг Руман, Томас Митчелл).
А во-вторых, конечно же, лента отличается прекрасными воздушными и комбинированными съемками. Они настолько натуральны, что и сегодня способны поразить естественностью и правдоподобием происходящего.
Но главной удачей фильма, по-моему, все-таки является режиссура. Волшебник Хоукс заставляет нас забыть о некоторой пафосности сценария (качество практически неизбежное при отражении героических будней), выжимая из актеров 110% возможного. И если с Кэри Грантом ни у одного режиссера не было проблем, то Джин Артур от Хоукса, как говорится, натерпелась по самое не хочу.
Артур, с недавних пор блондинка и лучшая актриса студии «Коламбия пикчерс» (в последнем качестве ей предстоит оставаться еще пять лет — пока она не уйдет из «Коламбии», передав свою «корону» той же Рите Хейворд), имела одну особенность: ее профили — левый и правый — были разными. Глава «Коламбии пикчерс» Харри Кон описывал лицо актрисы совершенно безжалостно: «Половина ангельская, а другая лошадиная». Зная это, Артур всегда старалась попасть в кадр так, чтобы камера снимала ее слева. Но Хоукс, не собиравшийся идти на поводу у своей звезды, хотя и старался учитывать эту черту Артур, но снимал ее так, как хотел и считал нужным. Что, кстати, было для него характерно: Бартелмесса он тоже снимал без грима, который другие режиссеры всегда накладывали, чтобы скрыть шрамы актера, оставшиеся от неудачной пластической операции.
Помимо эстетических разногласий с режиссером, Джин Артур никак не могла взять в толк, что именно Хоукс хотел от ее героини. И это выливалось в постоянные споры на съемочной площадке и дискомфорт самой Артур. Лишь несколько лет спустя, наблюдая за игрой Лорен Бэколл в «Иметь и не иметь» того же Хоукса, актриса, по собственному признанию, наконец поняла, чего добивался от нее режиссер, и извинилась перед ним за свое прошлое поведение. Впрочем, джентльмен Хоукс неизменно подчеркивал, что остался доволен игрой Артур в «Ангелах».
Еще одна отличительная черта фильма — сочный юмор. Этого трудно ожидать от «производственной драмы», каковой являются «Ангелы», — но только до тех пор, пока не вспомнишь о том, что еще снимал Хоукс.
А ларчик открывается просто: Ховард Хоукс заслуженно слывет не просто мастером, но даже одним из родоначальников эксцентрической комедии. Во всяком случае, снятый им в 1934 г. «Двадцатый век» наряду с появившейся тогда же «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры считается основополагающей картиной жанра. Затем последовали два других мастер-класса жанра от Хоукса: «Воспитание крошки» и «Его девушка Пятница» (заметьте: оба с Кэри Грантом в главной роли). Так что удивляться остроумным (а порой и саркастичным) шуткам героев «Ангелов» не стоит.
Что же мы имеем в итоге? А имеем мы исключительно сильную драму, где воспевается романтика воздухоплавания. Где летчики крохотной авиалинии «Бэрранка», обладающие настоящим мужским характером, не боятся ежедневно рисковать жизнью. Причем делают они это не из любви к Сталину, ВКП(б) или абстрактному советскому народу, как в современных данному фильму лентах, снятых в СССР, а из любви к небу, своей работе и совершенно конкретным людям.
В прошлом году Библиотека Конгресса США выбрала этот фильм для сохранения в Национальном кинореестре. Это большая честь для любой картины. Туда попадают лишь те киноленты, которые, по мнению экспертов, представляют особую «культурную, историческую или эстетическую ценность» для общества. На мой любительский взгляд, кинофильм «Только у ангелов есть крылья» удовлетворяет всем трем названным критериям.
9 из 10
2 апреля 2018
Картина Ховарда Хоукса повествует о буднях отважных лётчиков, перевозящих небольшие почтовые грузы где-то на границе Латинской Америки.
В порту Баррэнки делает остановку пароход, следующий в Соединённые Штаты. Одна из пассажирок по имени Бонни Ли (Джин Артур) сходит на сушу, чтобы перевести дух от бесконечной морской качки. Героиня знакомится с американскими летчиками, работающими в почтовой авиакомпании Джеффа Картера (Кэри Грант). Джефф — чрезвычайно эксцентричный и свободолюбивый лидер команды небесных храбрецов, не принимающий отказов на предлагаемые им задания. Бонни Ли с первого взгляда заинтересовывается эгоцентричным мужчиной, холодно относящимся к представительницам противоположного пола, и остаётся в городе ещё на неделю, отчасти, чтобы прийти в себя от увиденной вскоре катастрофы с участием одного из членов команды, отчасти, чтобы узнать поближе Джеффа. Но в последнем ей может помешать жена (Рита Хэйворт) вновь прибывшего лётчика (Ричард Бартелмесс), давняя подруга Картера.
Интересна и другая сюжетная линия данного фильма. Лучший друг Джеффа — Кид Дабб (Томас Митчелл), являясь опытнейшим летчиком, вынужден уйти на покой в связи с ухудшившимся зрением. Однако старый конфликт с новеньким лётчиком просто так не даст Киду обрести заслуженный отдых.
Актерский состав данной ленты изобилует рядом великолепных актеров: Кэри Грант, Джин Стюарт, Томас Митчелл, Рита Хэйворт и многие другие. Все они блестящим образом формируют незабываемую атмосферу такой романтической профессии как лётчик.
Режиссер ленты Ховард Хоукс в очередной раз доказал, что он невероятно талантливый постановщик, умеющий из любого сценария сотворить изумительное кинопроизведение. Например, «Лицо со шрамом» 1933-го года является эталоном криминальной драмы с магическим Полом Муни в главной роли. «Воспитание крошки» с тем же Грантом в дуэте с Кэтрин Хепберн без преувеличения является шедевром романтической комедии, равной которой просто не сыскать. «Его девушка Пятница» — остроумнейшая сатира на журналистское дело, изобилующая гениальным юмором и молниеносным сюжетом. Вот и данная картина мастерски рассказывает о буднях пилотов, завораживая дух зрителя съёмкой воздушных сцен.
«Только у ангелов есть крылья» — великолепная работа бесподобного Ховарда Хоукса, умело сочетающая в себе романтическую сущность истинного пилота и непреодолимую силу природы и любви.
8,5 из 10
22 февраля 2018
Говард Хоукс вспоминал, что когда фильм вышел на экраны, один из критиков заявил, что в картине нет никакой правды жизни. На что Хоуск ответил развернутым письмом, заявив: «каждый эпизод — верен!». Режиссер уверял, что лично знал людей, которые стали прототипом рассказанной в фильме истории.
Перед нами — производственная драма из жизни американских летчиков на чужбине. У этих людей есть героическое прошлое, тяжелое настоящее, но практически не просматривается будущее. Всё может измениться, появись у пилотов почтовой службы новый большой контракт. Но в битве за денежные знаки некоторым придется заплатить своими жизнями.
Бонус — мелодрама, в которой каждый из героев, как и в полете, ведет себя по-своему. Один любви боится, другой ищет выгоды, третий сражается за свои чувства.
8 из 10
10 сентября 2012
Летать не взирая на ночь, туман и скалы, на переломы, утрату друга и любимую девушку… Только лишь летать и не как ангелы, а как отважные икары, люди с крыльями и горячим сердцем ! В американском фильме об авиации и на кануне Второй мировой войны — нет ни капли патриотизма и высокопарности! Только человеческие эмоции и преданность своему призванию. Что еще нужно для классики?
Кэри Грант — папаша, который руководит аэропортом и всеми летчиками. Отчаянный, с железной волей и хладнокровием, но не утративший ироничного обаяния и знаменитой ухмылки.
Рита Хэйворт — красавица, заставившая когда-то обжечься главного героя. Но несмотря на громкую славу сэксимвола, она лишь незначительный персонаж и подчеркивает трогательное очарование Джин Артур.
Джин Артур — трогательная, чувствительная, ранимая. Но отважная и решительная в нужный момент, как бы это нелепо не выглядело. Доказывает в очередной раз истину -сила женщины в ее слабости.
Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки… Ей никто не дает слово и не спрашивает чего она хочет. Каждодневный риск, существование в тесных и грязных комнатах в постоянной напряженной боеготовности. Такая жизнь не способствует браку или даже стабильным отношениям. Каждая девушка хочет уверенности в будущем, но Бонни решила рискнуть. Она осталась, хоть ее и не просил тот, ради кого она решилась на это. Более того, и любви ответной не намечалось… Замечательная девушка для исключительного и безрассудного героя по имени Джеф Картер.
Летчики просто живут сегодняшним днем и умеют веселиться сразу после смерти товарища. Но они не забыли имени предателя, который выпрыгнул когда-то давно с парашютом, оставив механика на верную смерть. Но этот летчик с молодой и красивой женой оказывается в их маленьком аэропорту и берется за любую самую опасную работу. Сможет ли забыть и простить окружающие этого человека?
На какой героизм способен ветеран, отстраненный от полетов из-за плохого зрения? На что способен самолет и спец эффекты того времени? И наконец, если будущее у мужчины и женщины в таких условиях ? Чтобы узнать и разобраться -нужно обязательно посвятить 80 минут вашего времени на эту замечательную картину старого-доброго Голливуда.
9 из 10
25 апреля 2011