Саботаж
Sabotage
7
7
1936, триллер, криминал, детектив
Великобритания, 1 ч 16 мин
12+

В ролях: Оскар Хомолка, Десмонд Тестер, Джон Лодер, Джойс Барбо, Мэттью Болтон
и другие
Саботажник Карл Верлок, скрываясь под маской общительного владельца кинотеатра, проводит серию диверсий в Лондоне. Почувствовав, что находится под наблюдением сыщика Теда Спенсера, он просит мальчика Стиви, младшего брата его жены, доставить на другой конец города сверток. Это бомба с часовым механизмом...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Саботаж

английское название:

Sabotage

год: 1936
страна:
Великобритания
слоган: «MURDERER'S WIFE FALLS IN LOVE WITH SCOTLAND YARD DETECTIVE (Print Ad-Knickerbocker Press, ((Albany NY)) 20 March 1937)»
режиссер:
сценаристы: , , , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Бернард Ноулз
композиторы: , ,
художники: Оскар Фридрих Верндорфф, Альберт Джуллион, Джо Штрасснер
монтаж:
жанры: триллер, криминал, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 декабря 1936 г.
на DVD: 10 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, криминал, детектив

Видео к фильму «Саботаж», 1936

Видео: Фрагмент (Саботаж, 1936) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Саботаж», 1936

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Саботаж», 1936

«Галопом за Хичкоком». Заезд второй, круг третий: «Психологический триллер под шпионской обложкой»

Очень своеобразный психологический триллер времен раннего творчества Хичкока со всеми полагающимися атрибутами. Нельзя сказать, что это первостатейный фильм маэстро. Тем не менее, из всего британского периода режиссера, именно он подвергается наибольшим интерпретациям со стороны киноведов. А отдельные эпизоды обязательно и самым подробнейшим образом разбираются во всех монографиях, посвященных сэру Альфреду. О том, какие именно это эпизоды и действительно ли они заслуживают такого внимания, скажем несколько позже. А пока — о сюжете.

Сценарий представляет из себя крайне вольную трактовку классического романа Джозефа Конрада «Секретный агент» предпринятую постоянным со-автором фильмов Хичкока Чарльзом Беннетом. Однажды вечером туманный Альбион погружается в беспросветную мглу. Неизвестный засыпал в электрогенераторы кучи песка. Возле местного кинотеатра тут же скапливается толпа, требуя вернуть деньги за просмотр. Мимо разбушевавшегося народа тихо пробирается владелец кинотеатра по фамилии Верлок. Его замечает только один человек — Тед Спенсер, продавец зелени, торгующий продуктами в соседней с кинотеатром лавке. Верлок аккуратно проходит в спальню, смывает с рук песок и укладывается в постель, словно никуда не выходил. Буквально через пять минут в спальню заходит его супруга. Все устраивается как нельзя лучше. На следующий день он уже отправляется за новым заданием. Однако Верлока информируют о том, что результаты его работы неудовлетворительны и требуют провести именно смертоносный террористический акт на одном из железнодорожных вокзалов. Саботажник оказывается не готов к столь радикальным мерам, но после долгих раздумий и, помятуя о бедственном финансовом положении, обязуется исполнить поставленную задачу. Тем временем, Тед Спенсер пытается втереться в доверие к жене Верлока и водит ее вместе с младшим братом по дорогим ресторанам. Он проникается искренней симпатией к миловидной супруге Верлока, что мешает выполнению его непосредственных должностных обязанностей. Как выясняется, Спенсер — инспектор Скотланд-Ярда, выслеживающий Верлока. Истина, которую ей открывает Тед, повергает героиню в шок. Муж представлялся ей самым скромным, робким, тихим и вежливым человеком на планете. Собственно, таковым он и является, что нисколько не мешает ему сеять хаос и разрушение. Намеченная кровавая диверсия оказывается под вопросом, когда Спенсер с нарядом полиции окружает дом Верлока. Но последний находит выход, посылая на вокзал младшего брата жены с указанием отнести катушки с пленкой в камеру хранения вокзала ровно к половине второго. Но любознательный подросток как назло останавливается поглазеть на ярморочных шутов или на кортеж Ее Величества. Строго в назначенный срок бомба взрывается разнося на куски как парнишку, так и весь знаменитый двухэтажный автобус, забитый людьми. Сестра погибшего героя решает отомстить мужу…

Фильм знаменит двумя эпизодами с совершенно полярными характеристиками. Первый фрагмент, это конечно, смерть подростка и целой группы невинных англичан в результате взрыва. Как ни странно, Хичкок в точности повторяет сцену, описанную в романе Конрада, однако, в данном случае она, в буквальном смысле слова, несет деструктивный заряд, разрывающий саму эмоциональную ткань повествования. В романе та же самая сцена вписана в глубинный контекст развития личности саботажника, а в фильме Хичкока протагонист раскрывается очень слабо и не может вынести на своих плечах весь груз моральной антиномии убийства невинного ради благой цели. Не в малой степени это связано с тем фактом, что на роль Верлока был утвержден хорошо знакомый маэстро Роберт Донат, однако режиссер Александр Корда (верно из не самых благородных побуждений) запретил артисту отлучаться со съемок и Хичкоку пришлось подделывать фильм под совершенно неподходящий типаж Оскара Гомолки. Как признавался режиссер: «Я переписывал его реплики прямо во время съемок». Однако в случае с данным эпизодом имеет место быть и более грубая чисто художественная ошибка, нарушающая принципы кинематографического вымысла. Смерть подростка предстает «травматическим событием», которое ничем не залечивается и не уравновешивается. Зритель по итогу остается в состоянии крайнего недоумения и даже озлобления на неприкрытую, немотивированную жестокость режиссера. Как замечают критики Хичкок перешагивает границы допустимого и выдает такой уровень насилия, что сравнится с ним может только другой же его фильм — «Психо». В поздних интервью, спустя десятки лет после премьеры, маэстро открыто признавал, что ошибка, в данном случае, была фатальной, и, вопреки роману, бомба вообще не должна была взрываться, «только так можно было спасти фильм». В кинематографе, как и в экономике, существуют свои законы сведения эмоциональных балансов. Хичкок, безупречный бухгалтер, уже во второй раз подряд (считая «Секретного агента») допускает грубый просчет, который другому, менее мастеровитому творцу, мог бы грозить полным дефолтом.

Также интересно, что весь саспенс картины фактически замешан на этой самой сцене, что значительно обедняет весь остальной хронометраж. Это тем более удивительно, что три предыдущих, восьмидесятиминутных фильма маэстро в этом отношении были выполнены просто безукоризненно. Однако есть в ленте одна сцена, по гениальности постановки, уровню эмоционального воздействия и символической проработке затмевающая все вышеуказанные огрехи.

Ближе к концу фильма Верлок ужинает со своей женой, находящейся в глубокой депрессии. Неожиданно супруга бросает взгляд на острый как бритва кухонный нож. Но тут же одергивает себя и сцепляет руки в замок. Ничего не подозревающий Верлок, также случайно останавливает взгляд на ноже, и, замечая в каком шоковом состоянии находится супруга, решает медленно подойти к ней и отнять оружие. Камера, тем временем, не отступает от персонажей дальше чем на полметра и фокусируется на их глазах. Верлок крадучись подбирается к жене и протягивает к ножу руку. Однако та успевает быстро схватить его со стола. Следует мгновение оглушительного, невыразимого молчания. Камера расположена на уровне лиц героев. Все что происходит ниже от нас скрыто. Верлок вскрикивает и со словами: «Как же больно» замертво падает на холодный пол. Только тогда мы видим, что в его животе по самую рукоятку торчит нож. Во-первых, заметим, что чисто технически, по словам Хичкока сделать эпизод было невероятно сложно. Каждый ракурс выверялся с геометрической точностью, малейшее отклонение грозило разрушить всю композицию. Для чего же прибегать к таким ухищрениям? Как и во множестве других фильмов Хичкока, убийство репрезентируется здесь как трансцендентный акт. Более того мы можем интуитивно прочувствовать, что он складывается из двух жестов, двух взаимодополняющих воль — вины Верлока, подсознательно желающего смерти и жажде мщения его жены. Убийство состоялось только в результате их совместного синтеза, визуально репрезентируемого в перекрещивающихся на одном объекте (нож) взглядах персонажей, которые Хичкок всегда умел гениально уловить и выразить.

Итак, «Саботаж» далеко не самый ровный фильм маэстро. Центральная сцена саспенса, на которую делается основная ставка не срабатывает, и картина почти рассыпается на фрагменты, часть из которых может быть вписана в анналы кинематографа как величайшие в истории, чего правда нельзя сказать о фильме в целом.

26 марта 2016

Что стоит одна слеза ребенка?

После таких работ, как «Жилец» 1926г. и «Шантаж» 1929 г. «Саботаж», наверное, первый фильм Сэра Альфреда Джозефа Хичкока, где прославивший его и открытый им саспенс в кинематографе показан во всей своей полноте. Кроме этого это первая работа мастера, в которой использованы спецэффекты компании «Walt Disney Productions» и в одном эпизоде, для акцентирования напряжения, используется фрагмент (самое начало) из мультфильма У. Диснея. «Кто убил петуха Робина?» (Who Killed Cock Robin?) 1935г.

Фильм держит в напряжении, внимании, и очень, порой, сложно предугадать, а что же будет дальше. Яркие контрастные персонажи, переплетенные в одно сплоченное тревогой действо, делают эту картину по настоящему интересной, в ней уже чувствуется та рука художника, которая в будущем даст немало шедевров, обогативших мировой кинематограф.

Здесь и незадачливый сыщик (Джон Лодер — Sgt. Ted Spencer), готовый ради любви поступится законом и «маленький человек» (Оскар Хомолка — Karl Anton Verloc) хозяин кинотеатра, который всего лишь пешка в большой и сложной игре, человек запутавшийся и испугавшийся, не сумевший сказать «нет» и поэтому увязнувший, как муха в паутине.

Наконец очаровательная Сильвия Сидни (Mrs. Verloc), наивная, юная девушка, для которой в одночасье изменилась картина мира, жестокая, неприкрытая правда вылезла наружу, сорвав пелену обыденности. И эта сцена — её смятения, поиска, и наконец, решения внутри себя, здесь и сейчас, на месте, без отлагательств реализовать правосудие, как возмездие, наверняка должна была стать образцом для многих будущих режиссеров. (кстати, кто посмотрит выше уже названный фильм «Шантаж» 1929г., тот увидит один из постоянных лейтмотивов А. Хичкока — лейтмотив «роковой женщины в судьбе мужчины», линия любви между преступницей и полицейским).

Ну и конечно Десмонд Тестер, тот самый мальчик Стив, сыгравший, на мой взгляд, на уровне не только своих тогдашних взрослых коллег, но и где то даже и лучше их.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что фильм не ставит точку своего повествования, а дает почву для размышлений, что если бы все сложилось иначе и многие случайности произошедшие в фильме, сложились бы по другому, то как повернулась бы нить героев, как изменились бы они в ходе этих других обстоятельств, и изменились бы они вообще? Ведь концовка фильма, это лишь один из возможных путей показанных в кинематографе, а всё остальное, как прошлое, так и будущее героев остается для мыслительной деятельности киноманов.

2 августа 2012

Тема этого фильма в наше время очень актуальна. Хотя фильм и был снят в далёком 1936 году. Хичкок словно предвидел события будущего.

Фильм очень смелый для своего времени. Тема терроризма вообще очень тонкая, а здесь ещё и ребёнок замешан. Главный герой живёт в обычной семье, он — типичный семьянин днём, а вот вечером он замышляет свои грязные делишки. Герой хочет провести серию взрывов в Лондоне, что в какой-то степени ему удаётся. Рассказывать подробностей не буду, но сцена, в которой ребёнок несёт бомбу, действительно завораживает.

Фильм местами наивен, но это и неудивительно, ведь он был снят в «довоенное» время. Но эта наивность кино совсем не портит.

Кроме хорошего сюжета в фильме присутствует очень неплохая актёрская игра и операторская работа. Фильм постоянно держит в напряжении, зритель словно предчувствует беду. Советую этот фильм посмотреть, но не советую брать на вооружение некоторые сцены.

7 из 10

26 июля 2011

Появившись на экранах настолько давно, что с трудом верится в его существование, «Саботаж» повествует о самой животрепещущей проблеме современности — терроризме. Снятый за несколько лет до начала Второй мировой войны, «Саботаж» прекрасно уловил настроение приближающейся беды, облачив её в непредсказуемость террористических атак, которые могут произойти в любое время и в любом месте.

Причина маниакального желания спокойного и тихого с виду Карла Верлока, посеять панику в Лондоне, так и останется покрытой мраком. Зритель встречает антагониста перед его крупнейшим делом: подготовкой к взрывам в лондонском цирке. Ему помогают влиятельные силы, о которых режиссер также не расскажет ровным счетом ничего. Хичкоку интересно узнать не причины, подтолкнувшие Верлока к взрыву бомб, сколько понаблюдать за его ничего не подозревающим окружением и проследить за их реакцией, когда тайное станет явным. Режиссер специально создает близких Верлока — миссис Верлок и Стиви — персонажами, на которых задерживается зрительское внимание, чтобы в кульминационные моменты столкнуть их с жестокими реалиями, а зрителя заставить кусать ногти от непредсказуемости сцен.

Если «Психо» известен сценой в душе, то «Саботаж» до сих пор сбивает с ног сценой в автобусе, в этом году на пару секунд засветившейся у Квентина Тарантино. Десять напряженных минут и кульминация, в свое время приведшая в ярость и зрителей, и критиков от такой неслыханной дерзости. На её фоне теряется финал картины, примечательный необычной для того времени подачи режиссерского видения схватки протагониста и антагониста, прошедшей почти в полном молчании и при немалом количестве крупных планов.

«Саботаж» стал одним из последних британских фильмов Хичкока, не столь известный, как «39 ступеней» или «Леди исчезает», но удивительно современный и запоминающийся рядом сцен.

18 ноября 2009

Черно-белый криминал

Тематика, которую несет данный фильм Хичкока, уже в то время была немного потрепанной. Семейные тайны, о которых многие члены семьи и не подозревают, вокруг которых то и дело бегают шпионы и детективы. Вроде ничего необычного, такого, что бросается в глаза. Однако Хичкок выбрал довольно не плохие моменты, которые отделяют «Саботаж» от массы себе похожих фильмов.

В то время, в которое разворачиваются события этого фильма, народ жил далеко не сладкой жизнью. Мест для работы было мало, народ был далеко не весь образован, и соответственно денег в городе почти не было. Очень многие шли на противозаконные поступки, и даже на такие, которые смело можно назвать антиобщественными и вредными для всего общества в целом.

Черная мафия, можно и так сказать, саботажники, рисковали жизнями огромного количества народа. Подстраивали аварии, отключали электричество во всем городе, взрывали магазины. Работы грязная, черная, но прибыльная. Очень много людей хотели получать чеки на кругленькие денежные суммы, и теряя голову шли на противоправные действия.

В фильме Альфреда Хичкока «Саботаж» можно увидеть обычную семью. Эта мужчина престарелого возраста, с довольно уверенной походкой и всегда носящий на голове шляпу. Оно и понятно, мода и в Африке мода. Его красавица жена, на пару десятков лет младше мужа, с виду милая и хозяйственная девушка. И ее младший брат, которому на вид можно дать лет двенадцать. Живут они в вечернем кинотеатре, в котором собственно и работают. Как только свет после ночного сеанса гаснет, в семье накрывают стол, ужинают и ложатся спать. Вот вроде это и должно быть делом прибыльным. Ведь в те времена владельцы киноэкранов получали очень не плохие заработки. Но все хорошо не бывает, и муж уже ведет сомнительный образ жизни. К нему приходят люди имевшие проблемы с законом и ранее сидевшие в тюрьме, его поведение местами агрессивное, он вспыльчив. А жена, которая как и все другие жены любит своего мужа. Не охота открывать глаза на все происходящее, нет желания верить. Лучше жить так, как сейчас живет она, но не знать гнилую изнанку своего мужа.

«Саботаж» не блещет чем-то оригинальным, если не считая ситуации, в которой пакет с бомбой по всему городу везет и тащит двенадцатилетний ребенок. Эта сцена очень яркая, напряженная, даже где-то юморная. Когда смотришь, понимаешь, что это похоже на советский фильм «Баранкин, будь человеком». Такая же музыка, аналогичные съемки, да и игра актеров на том же уровне. Прекрасная и красивая актриса Сильвия Сидни и актер Оскар Хомолка на тот момент времени уже имели за своими плечами несколько фильмов. И это им помогло сыграть так, чтобы зрителю было интересно.

Возможно, фильм может показаться местами нудноватым и монотонным, но его хронометраж и события, которые берут разгон после середины фильма, это все компенсируют.

Если говорить о данном фильме Хичкока в целом, то он смотрится вполне не дурно, если не учесть многие нестыковки в сюжете и некоторых сценах. Начало жизни Хичкока как режиссера, можно все простить, зная то, что в итоге он подарит зрителям в дальнейшем.

7 из 10

15 августа 2009

Триллер Саботаж появился на свет в далеком 1936 году, более полувека тому назад, его режиссером является Альфред Хичкок. Кто играл в фильме: Оскар Хомолка, Десмонд Тестер, Джон Лодер, Джойс Барбо, Мэттью Болтон, С.Дж. Уормингтон, Уильям Дьюхерст, Памела Беван, Альберт Шевалье, Клер Грит, Чарльз Хоутри, Майк Джонсон, Хьюберт Лесли, Обри Мэтер, Фредерик Пайпер.

Страна производства - Великобритания. Саботаж — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.