Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Роман обманщика |
английское название: |
Le roman d'un tricheur |
год: | 1936 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «The Racy Confessions of a Gay Boulevardier» |
продюсер: | Серж Сандберг |
видеооператор: | Марсель Люсьен |
композитор: | Adolphe Borchard |
художники: | Анри Менесье, Mailleray |
монтаж: | Myriam Borsoutsky |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 августа 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Забавно, что первая аналогия, которая всплывает при просмотре этого фильма — это имена Уэса Андерсона и Романа Копполы. Ведь по своей форме «Роман обманщика» может напомнить ленту «Отель Гранд Будапешт (интересно, почему не Гранд-отель Будапешт?). Точно так же зритель выступает слушателем рассказчика, который пересказывает события своей жизни полной взлётов и падений, в которых безжалостный Рок заставлял честного человека жить по лжи. Собственно и «роман, вынесенный в заголовок, это вовсе не любовная история, а именно роман, как литературное произведение, который герой, названный в титрах Обманщиком (сыгран самим Саша Гитри), пишет в одном из парижских летних кафе. Конечно же доверять подобным историям нужно с осторожностью. Хотя благодаря авторскому отстранению, когда почти всё действие снято так, как будто бы это немой фильм с закадровым текстом, это не сложно. Но как-будто бы этого мало и режиссёр вносит ещё большее отстранение к своей истории, начиная фильм с титров, в котором мы видим съёмочную площадку, а авторский голос поименно называет участников съёмочного процесса, представляя их зрителю. Подобный финал так и напрашивался в неудачный фильм Романа Копполы «Мимолётные видения сознания Чарльза Свона III».
Конечно, нельзя обойти вниманием личность автора — Саша Гитри. Будучи представителем французского кино 30-х гг., он по понятным причинам остался в тени Жана Ренуара, Марселя Карне, Жана Виго и других. При этом, хотя бы в России его могли бы изучить по-плотнее. Ведь это не просто уроженец Санкт-Петербурга, но и крестник императора Александра III, который был поклонником актёрского таланта отца Гитри. Собственно «Роман обманщика» был одним из первых больших опытов в кино, хотя он уже прославился во Франции, как театральный актёр и очень плодовитый драматург.
Возвращаясь к самому фильму, чьё действие в основном сосредоточено в отелях и казино Монако, да ещё в былые времена, что позволяет назвать фильм ретро, если такое понятие вообще применимо к фильмам 30-х гг., весьма забавным кажется то, что обстоятельства всегда подбивают персонажа к нарушению законов. При этом после первого случая воровства, которое он совершил ещё в 12 лет, и обернувшегося для него чудесным спасением (вся семья из 12 человек отравилась грибами, кроме героя, которого в наказание лишили ужина), он поклялся всю оставшуюся жизнь провести максимально честно. Но Жизнь нанесла ответный удар. Всё подталкивало его к совершению преступлений: начиная с работы портье в одной из гостиниц для богачей, когда он тайком ублажал постоялиц и потворствовал любовным интрижкам, и заканчивая поздней жизнью, когда его призванием стало карточное шулерство. И конечно не обходилось без женщин. Они были настолько же прекрасны, насколько и преступны. Как же можно им отказать в соучастии?
Получается, что сама Жизнь и есть вселенский обман. Всего лишь причудливая карточная игра судьбы. А Судьбе обмануть не трудно. Особенно тех, кто сам обманываться рад.
24 июня 2014
После ряда театрализованных постановок, Саша Гитри (он же исполнитель главной роли) неожиданно блеснул столь необычной, экстравагантной комедией-биографией. Уже само вступление обещает нам нечто необычное — под голос авторского текста, нам представляют всю съемочную группу фильма. Вот композитор барабанит кончиками пальцев по черно-белым клавишам, здесь присматривается в окуляр оператор, и его ассистент, и так далее вплоть до директора фильма, который демонстративно захлопывает перед нами дверь. Тут то и берет свое начало эта незамысловатая, нелепая и порой смешная до абсурда картина. Речь пойдет о простом человеке, который хочет оставаться честным во что бы то ни стало, но повсюду его преследует злой рок, толкающий на преступления и обманы.
Гитри применил здесь метод повествования с помощью флешбеков — герой фильма сидит в небольшом кафе, напротив своего бывшего особняка, и пишет мемуары. Время и место действия свободно перемещается из прошлого в настоящее, и обратно. Все диалоги и описания событий читает диктор, что в купе с операторской работой Марселя Люсьена придают фильму периферийный вид, как будто это немой фильм снабженный комментариями и звуковыми эффектами. Такая специфика придает фильму необычайно быстрый темп, такое впечатление что он куда-то спешит, диктор не замолкает не на секунду, действие сменяет действие. Короче говоря, получается какой-то гротеск и буффонада, безжалостно смывающая размеренность ритма — придает ему признаки рваности, беспорядка и хаоса. Несмотря на это, фильм смотрится легко и непринужденно. Актерский состав радует своей женской половиной — особенно в лице Жаклин Делюбэк и Розин Джин Шлоттербек. В сторону остальных претензий тоже нет, как и похвал.
Несмотря на хороший уровень картины, она остается забытой. Рядовому зрителю куда более известны ровесники «Романа обманщика», такие как «Великая иллюзия», «Набережная туманов», или «Бальная записная книжка». И даже имя ее автора, Саши Гитри, шествует где-то в арьергарде таких имен как Жан Ренуар, Марсель Карне и Жюльен Дювивье — великих художников, мастеров французской киношколы 30-х годов. Надеюсь моя рецензия даст кому-нибудь повод стряхнуть пыль с этой доброй, отложенной на дальние полки киноленте.
6 августа 2013