| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.7 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Судья Прист |
| английское название: |
Judge Priest |
| год: | 1934 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «Mellow as a mint julep and twice as refreshing.» |
| режиссер: | Джон Форд |
| сценаристы: | Ирвин С. Кобб, Дадли Николс, Ламар Тротти |
| продюсер: | Сол М. Вуртцель |
| видеооператор: | Джордж Шнейдерман |
| композитор: | Сэмюэл Кайлин |
| художники: | Ройер, Уильям С. Дарлинг |
| монтаж: | Пол Везервакс |
| жанры: | комедия, мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
15 сентября 1934 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 20 мин |
Писать о Джоне Форде — все равно, что писать о стихии, воздухе или огне. Точнее, земле, потому что Форд — один из самых культурообразующих американских режиссеров. Даже в таком камерном по хронотопу фильме он рассказал историю, географически и исторически далеко выходящую за пределы маленького городка бывшей Конфедерации.
Впрочем, для его обитателей Конфедерация бывшей не бывает. Все дышит и живет если не реваншизмом, то чувством морального превосходства над победителями. В этом смысле фильм доказывает весьма уже старую истину: если в реальности историю пишут победители, то в кино она переписывается, точнее переснимается проигравшими. Поэтому «Судья Прист» предшествует «Унесенным ветром» и многим другим фильмам. Однако переписывание истории — это не ее альтернатива, а сама история. Становление нации — тема, так глубоко волнующая режиссера вслед за Гриффитом и его понятно каким фильмом. По меткому замечанию Делеза, оно возможно, когда общество строит на свой счет определенные иллюзии. У победителей иллюзий нет, они довольны своим выигрышем. А вот побежденные стимулированы, а не угнетены, поэтому им предоставлен шанс на будущее. Поэтому усилия героев направлены не на восстановление порядка, а на его установление. В фильме это усилие архетипически связано с образом судьи. Он не тот, кто выносит приговор. Его суд — это суд Соломонов, суд идеальный и мудрый, несмотря на то, что герой выписан бытово и вполне комично. Форду не надо обожествлять своего героя, он не идеален, а именно этичен, ведь этичность доминирует у Форда над всем и всегда. Потом такая ситуация будет раскрыта режиссером уже в масштабе всей страны, в «Молодом Линкольне», где ее президент совсем уже точно будет включен в библейский контекст, приобретя черты патриарха и высшего (среди людей) судии.
И даже когда репутация героя поставлена под сомнение, он внешне слагает с себя полномочия, но на самом деле модифицирует их, что позволяет ему торжествовать и в непривычном для себя статусе. Это, кстати, мотив, характерный для многих фильмов Форда. Путь героя к успеху лежит через его временную трансформацию, что и позволяет времени состояться. Таким образом, Форд всегда историчен именно в таком понимании. Не будет преувеличением сказать, что он самый американский режиссер из всех и остается таковым даже в самых обыкновенных для него фильмах, каким и является «Судья Прист», при этом задающий тон целому ряду лейтмотивов, которые будут раскрыты уже во всем блеске в более поздних картинах.
6 из 10
26 июля 2017