Горький чай генерала Йена
The Bitter Tea of General Yen
6.5
6.9
1932, мелодрама, драма, военный
США, 1 ч 28 мин
16+

В ролях: Нильс Астер, Тошиа Мори, Уолтер Коннолли, Гэвин Гордон, Люсьен Литтлфилд
и другие
Молодая американка Меган Дэвис приезжает к жениху-миссионеру Роберту Страйку. Стечение обстоятельств, вызванное беспорядками, которые в то время бушуют в Шанхае, приводит к тому, что Меган попадает в резиденцию генерала Йена, влиятельного китайского военного. Меган и генерал влюбляются в друг друга. После того, как Ма-Ли, прекрасная любовница генерала, предает его, положение Йена рушится. Чтобы не навлечь беду на Меган, он принимает решение покончить с собой и умирает, выпив отравленный чай.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Горький чай генерала Йена

английское название:

The Bitter Tea of General Yen

год: 1932
страна:
США
слоган: «Their Forbidden Love Wrecked an Empire!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Джозеф Уолкер
композитор:
художники: Роберт Каллох, Эдвард Стивенсон
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 декабря 1932 г.
на DVD: 22 ноября 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, военный

Постеры фильма «Горький чай генерала Йена», 1932

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Горький чай генерала Йена», 1932

История запретной любви

Под фанфары прессы 3 января 1933 года прошла премьера фильма Горький чай генерала Йена. Но всего лишь после двух недель проката фильм изъяли из кинотеатров и на долгие годы о нем забыли. Картина опередила свое время, и достопочтенные зрители не были готовы к такому сюжету, межрасовая любовь выглядела слишком провокационной для Америки 30-х годов.

Как и большинство хороших фильмов, эта картина снята по книге. Автор сей истории — не слишком известная американская писательница Грейс Заринг Стоун. Роман написан женской рукой, что и объясняет фатальную страсть магнетически притягательного генерала Йена к вполне заурядной миссионерке. Но впрочем обошлось без лишней сентиментальности. История выглядит вполне реальной и наводит на размышления.

Фильм выглядит почти документально достоверным, так как романтическая любовная линия искусно вплетена в историю гражданской войны в Китае, которая началась в 1927 году, длилась долгие годы и закончилась победой китайских коммунистов.

На сюжет этого небольшого по времени фильма можно бы было снять качественный и многогранный сериал, чтобы раскрыть поглубже тему столкновения западной и восточной культуры в лице европейской женщины и китайского генерала.

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись. Так сказал Р. Киплинг об Индии. Но то же верно и про Китай, долго бывший английской полуколонией.

Западный мир с педантичным упорством несёт свою религию и культуру на Восток, не задаваясь вопросом — а нужна ли Востоку западная культура? Европейцы думают, что азиаты дикари. А азиаты втайне презирают европейцев.

Идейная американка Меган с пылом заявляет, что Китай на две тысячи лет отстал от цивилизации. А китайский аристократ вежливо интересуется у заносчивой протестантки: А что Вы знаете о Китае? Вы когда-нибудь читали нашу поэзию? Вы понимаете нашу музыку? Вы когда-нибудь видели наши картины?

Китайская культура не плохая или хорошая, а просто другая. Другое отношение к человеческой жизни, к смерти, к любви, к положению женщины, к ответственности мужчины, к традициям предкам…

Местный епископ говорит про христиан-проповедников в Китае — мы кучка муравьев, которые пытаются свернуть гору. Миссионеры за полвека так не смогли привить китайцам христианскую культуру, а китайский генерал всего за одну неделю изменил взгляды убеждённой протестантки. В этом можно усмотреть скрытую насмешку над западными ценностями.

С определённым сарказмом в фильме показаны американские миссионеры, которые прибыли с горячей верой помочь несчастным китайцам, но так и не удосужились выучить китайский язык, годами живя в стране.

Генерал Йен выгнал всех миссионеров из своей провинции, но все равно одна из них его сгубила… Китайский генерал покорил европейскую женщину, но заплатил за это слишком дорого. Он потерял свою провинцию, свою армию и свою жизнь….

Какой был мужчина! Настоящий генерал!

8 августа 2016

Прекрасная женщина генерала Йена

Более чем за десять лет до триумфа «Этой замечательной жизни» Фрэнк Капра исправно снимал по две, а то и три успешные ленты в год. Особняком среди них стоит «Горький чай генерала Йена», как погружение в совершенной иную, даже в какой-то степени чуждую американскому зрителю эстетическую среду.

В глазах просвещенного запада Китай еще отстает от мира цивилизованного на пару тысяч лет. Наивные миссионеры уверены, что порох и шёлк обществу подарила всесильная американская наука и христианская вера, а потому несут все светлое на пожираемый гражданской войной восток. В попытке столкнуть лбами две чуждые культуры Капра безусловно излишне идеализирует одну и не до конца понимает другую. Два рафинированных представителя своих цивилизаций: прекрасная американка, выросшая на гуманизме и воскресных проповедях, и хладнокровный китайский генерал, живущий по жестоким правилам войны, в которой ты или сразу убиваешь всех заключенных, или они просто медленно умирают с голоду. И тут Капра хитрит, старательно обходя стороной социальный контекст, а так же избегая не слишком удобных, ввиду своей специфики, философских изысканий. «Горький чай генерала Йена» при всей громаде азиатского колорита остается ярким образчиком довоенного американского кинематографа, с прямолинейным, бытовым повествованием. Это в первую очередь история любви двух родственных душ из разных миров, где хрупкая идеалистка сумела разглядеть в грубом вояке человека чести, преданного своей стране и искренне сожалеющего о том, что в глазах американки Китай не более развит, чем племенная Океания. Все остальное, и риск, и заговор с предательством, и война, не более чем сопутствующие фабуле детали.

Чисто визуально фильм восхищает. Роскошные интерьеры летнего дворца хоть и отдают временами излишеством, но за грань китча не заваливаются, а иной раз и вовсе удивляют вниманием к деталям. И пусть Нильс Астер даже под тоннами грима совсем не похож на азиата, настоящих китайцев тут предостаточно, а речь и музыка народа поднебесной звучит не ради формальности. Одна из любимых актрис Капры, звезда своего времени, Барбара Стэнвик трогательна до неприличия в роли снедаемой сомнениями, не то пленницы, а не то гостьи, но однозначно судьбоносной женщины в жизни главы целой провинции. Вокруг безмятежно цветущих садов и молящихся в храмах людей идет беспощадная война без пленных и беженцев, и только два человека, кажется, заняты тем, что пытаются понять друг друга.

26 декабря 2013

Горький чай генерала Йена с Барбарой Стэнвик

Американка-идеалистка оказывается в Китае, где судьба ее сводит с влиятельным генералом Йеном. В итоге получаются весьма интересные диалоги, связанные с принципиальными различиями в мировосприятии.

Она уверена в том, что Китай отстает на несколько тысячелетий, а он воспитан и благороден. Йен верит в себя, равно как и во все то, что его окружает.

Фрэнк Капра снял весьма прямолинейную историю про встречу могущественного китайского генерала и идеалистичной американки. Думаю, что режиссер осмысленно поставил на интерьеры — изысканность обстановки впечатляет. Фильм буквально пронизан восточными тонами.

Исполнительница главной роли Барбара Стэнвик не сделала ничего особенного. Уверен, что так, как сыграла она — способны были сыграть многие. В то же время, ее звездный статус в совокупности в со средней игрой — ничего не ухудшили (даже Бриджит Нильсен).

К тому же, все внимание привлек к себе загримированный в генерала Йена до неузнаваемости Нильс Астер.

Впрочем, фильм получился как мне кажется очень слабый. Дело в том, что Капра концентрировал свое внимание на форме (китайские интерьеры, мудрые изречения, чайные церемонии), в то время как истории не хватает восточной лирики. У Капры получился приятный романтический эпизод из жизни американки, а сюжет предполагал тонкую притчу о любви.

Цитата фильма: Завоевание женщины или завоевание провинции — какая разница?

В итоге: экзотический фильм, который, как я полагаю, стал предвестником многочисленных версий мюзикла «Король и Я». Фрэнк Капра сделал ставку на звездную Барбару Стэнвик (которая, как мне кажется ничего особенного не сделала) и чрезмерно загримированного Нильса Астера. В красивых восточных интерьерах резиденции генерала Йена потерялось послевкусие тонкой восточной притчи.

Относительно высокий бал — просто за вклад в историю кино (в данном случае — визуальный)

6 из 10

12 января 2013

Мелодрама Горький чай генерала Йена появился на свет в далеком 1932 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фрэнк Капра. Кто играл в фильме: Нильс Астер, Тошиа Мори, Уолтер Коннолли, Гэвин Гордон, Люсьен Литтлфилд, Ричард Лу, Хелен Джером Эдди, Эмметт Корригэн, Джесси Арнольд, Клара Блэндик, Роберт Болдер, Нора Сесил, Вонг Чунг, Knute Erickson, Уилли Фун.

Страна производства - США. Горький чай генерала Йена — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.