Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путевка в жизнь |
год: | 1931 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «FIRST RUSSIAN TALKING PICTURE - Titles In English» |
режиссер: | Николай Экк |
сценаристы: | Николай Экк, Александр Столпер, Регина Янушкевич |
видеооператор: | Василий Пронин |
композитор: | Яков Столляр |
художники: | Иван Степанов, Борис Десницкий |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июня 1931 г. |
на DVD: | 20 октября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
СССР; начало 20-х годов XX века
Николай /Николай Баталов/ - организатор трудовой коммуны для беспризорников, уверенный в том, что труд и неравнодушие способны перевоспитать даже самых озлобленных детей
Мустафа /Йыван Кырла/ - один из самых влиятельных беспризорников, а в последующем один из самых трудолюбивых воспитанников коммуны
Колька /Михаил Джагофаров/ - вынужден был уйти на улицу после смерти матери, не сумев жить с запившим и бьющим его отцом, честный и самый порядочный мальчик
Жиган /Михаил Жаров/ - главарь банды беспризорников, обеспечивает их алкоголем и девочками, крайне недоволен тем, что большинство его молодчиков решили уйти из преступного мира
Первый звуковой фильм отечественного кинематографа, который был принят «на ура» как критиками, так и простыми зрителями аж в 107 странах мира. Собственно, благодаря этой картине советское кино вообще узнали в других странах и стали относиться к нему серьёзно и с большим интересом. Для записи звука использовалась наша отечественная уникальная разработка, созданная Павлом Тагером. В общем, это действительно значимая для истории нашего кино картина, которая повлияла и на развитие всей этой отрасли и на общество тоже.
Что касается лично меня, то мне лента совершенно не понравилась. Здесь я наблюдала технические новшества в плане съемок, но художественной составляющей для себя не обнаружила. Лозунговый сценарий, чем так грешил советский кинематограф первой половины XX века, и этот период истории нашего кино я не люблю. Топорные позы, зазубренные выкрикиваемые слова, недвижимая, словно маска, мимика. Возможно, всему виной, что многие актёры были реальными воспитанниками детских воспитательных учреждений, а не профессиональными актёрами. Возможно, я смотрела слишком предвзято. Но что совершенно точно, так это то, что картина эта для меня была не только неинтересной, но и в некоторых моментах даже брезгливо-раздражительной.
16 июля 2023
Иконопись открытых лиц. Открытых нашему взгляду до предельно возможной боли сочувствия, сострадания, несогласия с несправедливостью мироздания… до предельно же возможной радости материнской любви, отцовской гордости, уверенности в человеческом благородстве и силе свободного духа…
Бьющий с экрана экстаз размаха труда сотворения нового мира и раскрытия всей сияющей высоты, спасенного из плена темного прошлого, юного человека будущего…
Фильм-фреска, фильм-плакат, фильм, бьющий наотмашь остротой деталей вечных сюжетов и, одновременно, открывающий новые горизонты возможного в никогда прежде не виданном размахе задач, которые поставила себя, загоревшаяся безумной мечтой о достижимости всеобщего земного счастья, моя страна…
Невозможная в своей всепобеждающей вере в возможности человека улыбка товарища Сергеева (Николая Баталова). Невозможная… но вот она — есть. Вот этот смех, эта открытость, эта уверенность в своих и наших силах, для которых нет никаких преград.
Вера в человека. Вера в Человека. Вера до самопожертвования. Которым — вот чудо евангелия 20 века — и рождается тот человек, который достоин и этой веры, и этой жертвы.
***
Да, человек слаб. Да, человек смертен. Да, случайность правит нашей обыденностью… вплоть до болезни, вплоть до помутнения рассудка, вплоть до смерти.
Вот начинается самый счастливый день в семье — день рождения выросшего сына. Влюбленные лучащиеся глаза матери не могут насмотреться на своё чудо. Отец возносится над нелегкой обыденностью счастьем гордости. Сын купается в гармонии мира… Одно нелепое столкновение, несколько сантиметров неудачного падения и ничего этого нет. И ничего не поправишь. Это невозможно принять. В это невозможно поверить. Это не может быть. Навсегда ненужный стакан воды в окаменевших руках сына. Остановившийся взгляд отца. Деловитые, убийственно медленные движения медицинской бригады — «Мы мертвых не лечим»… …Мир рухнул. Мира больше нет. Лохмотья души отца не могут принять, что мир вокруг продолжает быть. Глаза отказываются видеть, что все не рухнуло вместе с его жизнью. Мир предал его — он отомстит ему медленной смертью своего Я в фантазмах алкогольного пойла. Мир предал — но и сын его предал — как он может выглядеть таким же каким был. Как он может спать, как он может слушать своё радио — когда мир рухнул! А потом сын пропал. И наступила трезвость. Трезвость горя еще большей потери. Потери от действий своих рук…
Это короткий эпизод фильма — вводная часть истории, которая приближает историю сирот к тем семьям, которые спят в своем самодовольстве комфорта, построенном на песке эгоистичного самообмана в прочности «мы же правильные, не то что они»… Эпизод — чтобы разбудить. Эпизод-плакат — не допускающий даже тени мысли о пошлости и банальности — потому что не бывает такого уровня искренность пошлой и банальной…
А «гулящая» девочка с сифилом… А упившийся Васька-Буза, убивающий свою собаку и пошедший крушить всё вокруг, ведь «уже всё равно»… А Фомка-Жиган, властелин изнанки мира, ради доказательства своей власти строящий бордель в лесу…
А Мустафа-Ферт — бьющая через край уверенность в своей фартовости, означающая хождение по самому краю. Максимализм самоуверенности до самоотречения. Радость жизни несущейся вперед убежденности в своей счастливой судьбе, которую ты сам же еще и еще подталкиваешь…
Все эти истории и лица бьют в зрителя самой сильной правдой — правдой искренней веры художника — умеющего свою искренность не предать компромиссами и косорукостью…
***
Фильм-призыв. Фильм-проповедь. Фильм — гимн христианству, запретившему так себя называть. Превознесение новых святых, новых монахов — творящих посюсторонний рай, борющихся с посюстсторонними чертями, спасающих вокруг себя малых сих…
Фильм 1931 года — мастерская игра светом и тенью, игра эмоций и ожиданий, игра страха и надежды, игра жизнью и смертью? — Нет! Это были не игры.
Фильм — как и эпоха, его родившая — они оттуда, где играться в игры перестало быть интересным, где игры в царя горы и игры в бисер выпали из списка сколь-нибудь стоящих занятий человека — а вместо них разворачивалась самая серьезная что ни на есть Работа — работа оплачиваемая всей жизнью — работа над реальностью, чтобы её взнуздать и поставить на службу — чтобы она сейчас и навсегда перестала быть игрой случая, а стала гарантией непрерывно возрастающего счастья бытия человеком…
…Получилось ли это у наших дедов-прадедов? — Нет. Но ведь еще не вечер. Парижская коммуна продержалась 72 дня. Советская власть — 73 года…
…Никакой порыв человеческого духа не бывает напрасным, пока живы те, кто помнит о нем и продолжает хоть в каком-то виде его.
P.S.
Прототипом коммуны из «Путевки в жизнь» была Болшевская трудовая коммуна. Коммуна и перенесенный ранее из Петрограда Орудийный завод фактически положили начала городу, который мы сейчас все знаем как Королёв — крупнейший в России наукоград, космическая столица России…
5 марта 2019
К большому сожалению, сегодняшнему зрителю и молодому поколению, вряд-ли будет интересен фильм. Не потому-что он не интересный. Люди, даже не дадут шанс этому фильму. Увидев вскользь на каком нибудь канале, возникнет реакция, переключить сею же секунду, а тем более, молодежь все меньше смотрит телевизор. Так как, мы привыкли к другому контенту, в огромных количествах и черно белый фильм по умолчанию воспринимается не интересным, скучным. По правде сказать, я бы и сам вряд-ли посмотрел, если не увлекался кино. Считаю, что нужно делать ремейки таких фильмов, чтобы заново смогли увидеть, большую проблему прошлого, и понять, почувствовать боль беспризорников. Благо сейчас, есть программа для школьного образования (не известно как она проходит и проходит ли вообще), «100 ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» суть которой, показать 100 значимых фильмов, и Путёвка на жизнь в их числе.
Беспризорники стараются выжить на улице. Не всегда законными способами, но увы других они не знают. У людей заложился стереотип, что беспризорники это клопы, которых нужно расстрелять. В это начинают верить беспризорники, что подкрепляет их уверенность в том, что так и должно быть, мы такие! Но как говориться труд сделает из обезьяны человека. В то время, труд ценился больше всего. Рабочие, были героями. В этом фильме, очень хорошо продемонстрирована ценность труда.
Часто думаю о различиях в воспитании между западным и нашим. Я, понимаю множество различий между нашим менталитетом и уровнем жизни, поэтому собираю по крупицам различия. В этом фильме, увидел для себя различия в преодоление душевной боли. Если мы, часто срываем её на детях, то на западе стараются быть сильнее, и не свалить всё на ребенка.
Огромная послевоенная проблема, о которой, не задумываешься пока не просмотришь фильма Николая Экка! Рад, что довелось увидеть этот фильм. Спасибо тем, кто сохранял архивы, эти люди, делали бесценное дело!
26 октября 2018
Для всех, кто родился до войны в Советском Союзе, «Путевка в жизнь» — легендарный фильм. У моих родных, кто его смотрел до войны, сохранилось особое отношение к нему. В детстве я не могла понять причину этого. В 60—70-80-х этот фильм показали по телевизору всего раза два: он фактически лежал на полке, хотя его довольно часто упоминали критики. Сейчас мы знаем, что в 37-м этот фильм подвергся определенной цензуре, что сказалось на его прокате.
Пересмотрела фильм сейчас и вспомнилось то сильное впечатление, которое он оставил еще в детстве. Например, сцена регистрации беспризорников, где слово «гулящая», как занятие определенного рода деятельностью, о которой советские дети ничего не знали, не вызывала никаких ассоциаций, а сцены кражи чемодана, среза задней части пальто у говорящей по телефону дамы, с оголением интимных подробностей туалета тогдашних красавиц — воспринимались как документальное кино. Впрочем, как и сейчас — таких настоящих лохмотьев в других фильмах я практически не видела.
Фильм интересен и с точки зрения глубокой трансформации личности беспризорников, которые из выброшенных из жизни детей превращаются в полноценных членов общества. Видимо, именно это приводило в восторг советских граждан, а сейчас потрясает современников.
Немного истории. События фильма рассказывают про 1923—24 годы, и сообщается, что во время облавы поймали тысячу беспризорников, положив конец этому явлению. Насколько помню, беспризорничали миллионы — после Первой мировой войны и нескольких революций, начиная с 1905 года. Смогли ли к 23-му году решить эту проблему совсем — сомневаюсь, хотя кардинально преломить ситуацию точно удалось: за счет многочисленных детских домов, трудовых колоний, коммун и других подобных учреждений для подростков.
Однако снятый в 31-м году фильм, показавший грязных одичавших детей, о которых стало заботиться государство, воспринимается в полной мере как фильм про 31-й год: известный принцип, когда не можешь говорить про настоящее, рассказываешь о нем, перенеся действие в прошлое или будущее. Возможно, фильм и был задуман потому, что на заводы и фабрики уже пришли многочисленные выпускники исправительных заведений — бывшие беспризорники, что дало возможность в 31-м так уверенно рассказать о победе социалистического строя. В 80-х мне довелось встретить несколько человек, достигших определенных карьерных высот (директор института, начальник главка, директор колхоза, директор школы и т. д.), которые вышли из этих самых беспризорников. И это сильно впечатляло.
Почему фильм был столь актуален в начале 30-х у нас в стране и за рубежом? Потому что к 31-му году уже прокатились по стране волны раскулачиваний, коллективизации и НЭПа, оставившие после себя тяжелый след в виде большого количества осиротевших детей, и приведшие, как известно, к голоду 32—33-х годов в Поволжье, где умерло около 3 миллионов человек. Вымирали целые деревни, был отмечен всплеск каннибализма, специальные команды ездили по селам и собирали буквально с трупов родителей оставшихся в живых детей — в крайней степени истощения и одичания. Посмотрите хроники этих событий — вы не найдете отличий детей Поволжья от детей из Освенцима!
Получается, что система детских домов у нас потому и развивалась так бурно, что в стране постоянно что-то происходило — война, революция, коллективизация, что давало огромное количество сирот, с которыми надо было что-то делать.. После 32—33-х годов был 37-й год и новая волна сирот, потом — Великая Отечественная война…
Я не понимала в детстве того особого трепета, с которым старшие говорили об этом фильме. Но теперь думаю, что они в этих беспризорниках видели себя — голодных, раздетых и мечтающих о светлом завтра. Моя тетя, приехавшая в 17 лет на заработки в Москву (1938 год), сказала, что только здесь она наелась хлеба. Тетя каждый месяц отправляла из Москвы домой посылки с сухарями, перебиваясь в столице с хлеба на воду, работая при этом на заводе. В коллективизацию у семьи забрали лошадь и корову (28 — 29-й годы), в 30-м умер отец, оставив 5 детей на жену, да еще у них украли сундук с отрезами и одеждой и носить стало нечего. Она рассказывала, как они, дети, пекли лук, и часто это была единственная еда за день, которую им кто-то дал по доброте душевной. А ведь они все работали в колхозе и на своем огороде! (Кстати, посылки с сухарями и с другой едой мы посылали в деревню до середины 90-х).
Для меня, представительницы совсем другого поколения, этот фильм в какой-то степени воспринимался как сказка с нереальными персонажами. Пока не наступили 90-е и в стране не появились новые беспризорники (кстати, они существуют и до сих пор, несмотря на развитую систему опеки) — уже по другим причинам и при живых родителях. Когда в стране началась неразбериха, этот фильм сразу перешел в разряд актуальных.
Но чтобы не страдать комплексом неполноценности или, наоборот, не думать, что мы такие уникальные, потому что только у нас для подростков были исправительные колонии, тюрьмы и прочие несправедливости, посмотрите фильмы Трюффо «400 ударов» (снят чуть позже нашего фильма), Виго «Ноль за поведение» и др.
И тогда окажется, что вся предвоенная Европа относилась к воспитанию детей достаточно жестко, иногда — жестоко, а все идеи на эту тему витали в воздухе не только над нашей страной. Одна женщина по имени Марксина (от Маркс), работавшая в одном солидном министерстве на очень серьезной должности, сказала как-то мне: «А кем бы мы все были, если бы не Революция? Получили бы мы такое образование, которое у нас сейчас?» Ведь родилась она в деревне седьмым ребенком и перспектив закончить даже школу при царе у нее не было совсем. Это к вопросу о пропаганде.
Кстати, были времена в истории Европы, когда банды детей захватывали целые города и по несколько лет терроризировали их. Может быть, поэтому к детям там часто особое отношение, и не всегда гуманное?
В любом случае, считаю, что этот фильм должен посмотреть каждый россиянин.
3 сентября 2015
Совершенно случайно наткнулась на этот фильм. Очень заинтересовал тем, что это первый советский звуковой фильм. 1931 год. Сколько лет уже прошло, а это кино до сих пор смотрят и, несмотря на его давность, оно не теряет актуальности. Всё-таки изобретение кинематографа — одно из великих, ибо благодаря кино мы можем запечатлеть какое-либо время и через много-много лет другие поколения могут увидеть это.
Это кино о том, что люди могут меняться. Да, не все, но большинство могут. Что труд, действительно, облагораживает человека. Дети в этой картине беспризорники, воры и хулиганы. Главный герой меняет их благодаря своему дружескому подходу, старается, чтобы у детей просыпалась совесть за сделанные плохие дела, чтобы они начинали понимать, что делать можно, а что нельзя. И, несмотря ни на что, он верит в них. Верит, что они могут исправиться и стать честными и добропорядочными людьми.
В этом фильме нет ни спецэффектов ни цветов, ни высокого качества картинки, к которым мы все привыкли. Иногда приходится вслушиваться в то, что говорят, потому что не всё понятно. Но есть в этом кино что-то такое, что берёт за душу, за живое, что не даёт заскучать, перемотать или выключить фильм на середине. В нём есть что-то чистое и светлое. Видно, что в этот фильм вложили душу. Фильм, который вечен. Думаю, его должен посмотреть каждый.
10 из 10
Приятного просмотра!
9 ноября 2014
Странное стечение обстоятельств привели меня к этому фильму, сразу скажу, что предпочитаю фильмы 70-х/90-х годов и желательно в цвете, то что смотрел в ч/б и запомнилось можно перечислить по пальцам.
Теперь к делу — труд сделает из обезьяны человека, а идеи Феликса Дзержинского из беспризорника — гражданина. Стоит отметить, что заворожило начало — Михаил Жаров читает текст, так сейчас этого ни кто не делает, пробирает до глубины души, озвучка такая, что приходится вслушиваться в каждое слово, но это абсолютно не мешает просмотру.
Очень обрадовала игра «Мустафы», остальные актеры не отыгрывают на современные 10 с плюсом. Тема любви мужчины и женщины в фильме до конца не раскрыта, но показано то, какой женщина быть не должна, да и мужчина тоже.
Лента радует порой неожиданными крылатыми фразами и музыкальным сопровождением. После просмотра также можно просмотреть истории о том, кто же был такой «железный Феликс» и почему ему посвятили такой хороший и идейный фильм.
Кому фильм смотреть не рекомендуется — привыкшим к спецэффектам, ругающим советскую власть вдоль и поперек (эпизод с церковью может дорого стоит для вашей психики).
Без ограничений по возрасту, хотя сейчас пройдясь по ключевым моментам ему бы поставили рейтинг +16. Теплого «лампового» просмотра. Смешения Шекспира и жаргона, радости и грусти, надежды и ожидания будет обеспечено в этой ленте 1931 года. Прикоснитесь к прекрасному — оно не увядает.
10 августа 2014
Дед еще давно мне рассказывал, как, будучи подростком, ходил «за четырнадцать километров…» смотреть «Путевку в жизнь». Редкая картина в те далекие годы, несомненно понравившаяся дедушке, не могла пролететь мимо моего мировоззрения…
Фильм актуален и сейчас (и не только у нас на Родине). Проблемы, поставленные в сюжетной линии, вернее, большее число таковых (беспризорничество, хулиганство) в реальном времени не подлежат полному искоренению. А «макаринская» система воспитания останется неким хорошим пособием для будущих педагогов.
Кроме того, «Путевка в жизнь» — первый звуковой фильм отечественного производства. Поэтому творца картины Николая Экка не могли не отметить наблюдательные кинокритики того периода (приз за режиссуру на Венецианском кинофестивале 1932 года + мировая признательность).
29 января 2012
«Путевка в жизнь «- это классика советского кинематографа.
Во-первых, это первый отечественный звуковой фильм.
Во-вторых, это первая работа в кино актрисы Рины Зеленой.
В-третьих, это фильм одним из первых получивший мировое признание и закупленный для показа 26-ю странами.
В-четвертых, фильм получил приз зрительских симпатий в Венеции в 1932 году,
а так же был номинирован в категории «Самый убедительный режиссер».
Ну а главное достоинство фильма, это сама история, рассказанная в нем, история, которая волновала да и продолжает волновать весь мир история о детях, пытающихся выжить во времена циничных и жестоких игр взрослых.
Если вы, интересуетесь историей кинематографа, вы обязательно должны посмотреть этот фильм.
9 из 10
15 августа 2007