Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Богатые и странные |
английское название: |
Rich and Strange |
год: | 1931 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Альфред Хичкок |
сценаристы: | Алма Ревиль, Вэл Валентайн, Дэйл Коллинз, Альфред Хичкок |
продюсер: | Джон Максвелл |
видеооператоры: | Джек Э. Кокс, Чарльз Мартин |
композитор: | Адольф Халлис |
художник: | С. Уилфред Арнольд |
монтаж: | Винифред Купер, Рене Маррисон |
жанры: | триллер, комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 декабря 1931 г. |
на DVD: | 18 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Несмотря на то, что к 1931-му году Хичкок уже снял несколько триллеров, слава «короля саспенса» и «маэстро ужаса» за ним еще не закрепилась и он продолжал снимать разнообразное жанровое кино — комедии, мелодрамы, приключения и их в разной степени удачные коктейли.
«Богатые и странные» можно назвать приключенческой комедией, кто-то даже рискует обзывать его триллером, кто-то считает, что это ироничная мелодрама. Лично я вижу, что комическая стихия в фильме все-таки преобладает и над приключениями, и над любовной историей, которая, кстати, тоже подана в не самом серьезном ключе. Поклонники «классического Хича» времен «Психо» и «Головокружения» вряд ли сочтут «Богатых и странных» интересным произведением. Впрочем, это проблемы не фильма, и тем более не Хичкокоа, а зрителей, мыслящих стереотипами и любящих навешивать ярлыки. Мастерство отличного режиссера в этом фильме, безусловно, есть, да и сам фильм — несколько скомканная, но все же занимательная и порой смешная история, в которой прослеживается одна из двух любимых Хичкоком тем — вовлечение ничего не понимающего обывателя в круговорот странных и опасных для жизни событий.
Главных героев сжирает рутина: муж устал от толп на улицах и давки в метро (очень смешные сцены, до боли напоминающие современную Москву), маленькой зарплаты и нереализованности, его влекут туманные дали, хочется романтики и приключений. Жена менее экспрессивна, но, когда муж получает неожиданный подарок от дальнего родственника, не отказывается отправится с супругом в кругосветное путешествие. Хичкок отнюдь не намерен радовать зрителя шикарными видами жюльверновской нетленки «Вокруг света за 80 дней», менее всего его интересует, куда едет парочка ограниченных лондонских обывателей. Куда больше его интересует другое: оказывается, брак этой пары основан именно что на быту, привычке и ежедневных мещанских ритуалах, а вовсе не на сильных чувствах или взаимном уважении. Как только впереди маячит какая-никакая свобода и появляется «воздух», оба нарушают супружескую клятву, устраивая романы на стороне. Вовсе не благородство души заставляет их остаться вместе, а катастрофа, которая принуждает их всерьез испугаться за свои жизни. В череде опасных по меркам мещан приключений, все встает на круги своя.
Быть может, лягушкам лучше оставаться в своем болоте? Ведь только оно и держит лягушек вместе — иронизирует Хичкок над своими героями, а вместе с ними — над средним классом благовоспитанной Англии и всей старушкой Европой. Романтизм и тяга к голубым далям, воспитанные 19-м веком и приключенческими романами, оказываются похотью, пошлостью и эгоизмом, приносящим лишь несчастье. Стремление к полноте жизни — самообман, полнота жизни не доступна людям, привыкшим читать вечернюю газету и восхищаться новым платьем из старой занавески. А целостность жизнь героев обретает лишь когда они вливаются в привычную жизнь с привычной руганью, бытовыми конфликтами и ворчанием по поводу и без. А может быть, им, наоборот, повезло: побывав в дальних странах, пережив опасности и погуляв на стороне, герои станут больше ценить свой организованный и старательно оберегаемый пошлый, но такой «нормальный» быт. Романтика оказывается жестко разочаровывающей — путешествия — это не только зеленые волны, но и морская болезнь, москиты и плохая еда, а романтическая любовь с экзотической красоткой — лишь банальный развод на бабло. Зато то, от чего все так бегут — становится истинным островком благополучия и спокойствия в мире, полным опасностей и тревог.
Хичкок сетовал по поводу картины, что она заслужила больше зрительской любви и успеха, чем получила. И действительно, в фильме крепкая режиссура, выдающая уже вполне сложившегося профессионала со своей темой и не лишенная определенного изящества, хорошие актерские работы как главных актеров, так и ярких второплановых, среди которых особенно выделяется Элси Рэндольф — создавшая достоверный и очень смешной образ лезущей не в свои дела и не знающей слова «такт» очкастой мымры. Многие комедийные сцены сделаны в стиле немой комедии, собственно, они и были немыми — звуковое оборудование было еще слишком дорого, чтоб тащить его на натуру, поэтому фильм наполовину немой, но от того не менее забавный и увлекательный. Как я уже говорил, он несколько скомкан во второй части и слишком тороплив, но в целом картины это не портит. Кроме того, он дает яркую картину моды, быта 30-х: каких женщин тогда любили, чем восхищались и о чем мечтали. Не Фицджеральд, конечно, но все же.
К сожалению, «Богатые и странные» совершенно незаслуженно оказались за бортом хичкоковского наследия, возможно, этой комедии действительно трудно удержаться в сознании рядом с «Ребеккой» и «Птицами», но, по-моему, это только создает дополнительный интерес, предлагая зрителю прослеживать эволюцию выдающегося автора от комедийных мелодрам до классики хоррора. Впрочем, при детальном рассмотрении, никакого трагического несоответствия между неудовлетворенными, скучающими, унылыми, стремящимися к полноте жизни и обретению себя героями этого фильма и такими же героями последующих фильмов Хичкока нет. Все те же обыватели, только в других обстоятельствах и из другой среды. Просто после Второй Мировой, Холокоста, Хиросимы, водородной бомбы и Холодной войны им было уже не до романтики и гораздо (гораздо!) страшнее.
7 из 10
26 октября 2019
Великий и ужасный Сэр Альфред Джозеф Хичкок не только мастер саспенса, но и человек с хорошим чувством юмора, истинный психолог души человеческой, увиденной им и показанной зрителю через призму кинематографического искусства.
Излюбленный его прием, который он использует во многих своих картинах, это начать повествование с легкого фарса, шутки, юмора, комедии, чтобы потом «невзначай» подвести зрителя к чему-то очень и очень важному и «ошарашить» в итоге глубиной картины.
Простой среднестатистический английский служащий Фред ведет скучную однообразную жизнь, работа-дом, дом-работа, монотонная рутина обыденных дней с надоедливым постоянным и неизменным пудингом от любящей супруги Эмили, но однажды ему выпадает шанс и он с супругой отправляется в кругосветное путешествие…
Собственно здесь и начинается тот самый хичкоковский круг вскрытия сущности человеческой личности, где центровой фигурой выступает Эмили (то же кстати, достаточно нестандартный, но интересный прием — акцентировать зрителю главного героя не сразу, а постепенно), Эмили сумевшая на своих хрупких плечах пронести, сохранить и защитить свою любовь от всех соблазнов и предательств, которые встретились на её пути. Из простой, наивной, не знающей жизни домохозяйки она превращается в настоящую хранительницу домашнего очага, можно даже сказать «жену декабриста», которая ни смотря, ни на что, остается верной и преданной женой своего мужа, и ради семьи «наступает на горло» быть может единственной стоящей, настоящей и искренней любви. И всё это, как поклон, как дань уважения, режиссера, а вместе с ним и зрителя к девушке, к женщине, к будущей матери, одним словом к женам бестолковых мужей.
А замыкает круг (кругосветное путешествие) Фред, его личность, немного потрепанная, немного расплескавшая уважение, которая в итоге приходит к осознанию двух простых истин: «Всегда хорошо, там, где нас нет» и «Дом, милый дом».
В общем, великий мастер, он потому и велик, что любое его творение можно и нужно рассматривать с разных точек зрения, ибо глубина его бездонна, но главное, чтобы в этот момент вы не забывали получать удовольствие, а при просмотре этого фильма, вы наверняка его получите!
6 июля 2012
Замечательная приключенческая мелодрама с элементами комедии — так можно охарактеризовать этот фильм. Очень понравилось!
Это, конечно, ещё не тот Хичкок, которого мы все знаем, как короля саспенса и новатора разнообразных кинематографических идей. Но уже здесь молодые побеги этих самых идей отчётливо просматриваются. Хичкок: «В фильме полно всяких выдумок. С главными исполнителями всё было в порядке, но состав в целом мог бы быть посильнее — для коммерческого эффекта, я имею в виду. Мне фильм нравится, жаль, что его прокатная судьба оказалась не такой счастливой, как хотелось бы.» Мастер не совсем прав, на мой взгляд: исполнители главных ролей Генри Кендалл и Джоан Бэрри, играющие семейную пару, получившую наследство, и отправившуюся в связи с этим в кругосветное путешествие, действительно, хороши… но других-то исполнителей — тоже всего двое, если не считать массовки и приставучей страшной женщины на корабле. Эти двое — «любовница» главного героя (Бетти Аманн) и «любовник» главной героини (Перси Мармот) — тоже вполне успешно сыгранные актёрами персонажи.
Чрезвычайно позабавил эпизод, когда наша супружеская пара попадает на подобравшую их китайскую джонку — точнее тот обед, которым накормили голодных путешественников китайцы. :)
В общем, весьма забавный фильм, смотреть который сегодня, как минимум, любопытно. И даже немного странно, что ему не сопутствовал коммерческий успех в те годы.
8,5 из 10
31 декабря 2010