Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Восход солнца |
английское название: |
Sunrise: A Song of Two Humans |
год: | 1927 |
страна: |
США
|
слоган: | «THE SCREEN MASTERPIECE OF 1927 (Print Ad- New York Sun, ((New York NY)) 17 December 1927)» |
режиссер: | Фридрих Вильгельм Мурнау |
сценаристы: | Карл Майер, Герман Зудерман, Кэтерин Хилликер, Эйч Эйч Колдуэлл |
продюсер: | Уильям Фокс |
видеооператоры: | Чарльз Рошер, Карл Штрусс |
композиторы: | Вилли Шмидт-Гентнер, Р.Х. Бассетт, Карли Элинор, Эрно Рапи, Хуго Ризенфельд |
художник: | Рохус Глизе |
монтаж: | Харольд Д. Шустер |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $121 107 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 сентября 1927 г. |
на DVD: | 21 ноября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Фильм «Восход солнца» (1927) режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау – это безусловно шедевр немого кинематографа, который к тому же остается актуальным и волнующим и по сей день. Фильм удивляет своей красотой и утонченностью в каждом кадре, передавая не только сюжет, но и глубокие чувства и эмоции.
Фридрих Вильгельм Мурнау непревзойденно сочетает мастерство кинематографической режиссуры с потрясающей визуальной поэзией. Используя световые и теневые эффекты, он создает атмосферу неповторимой мистики и таинственности. Отличительной чертой фильма является его символический подтекст, который раскрывается через хорошую актерскую игру и глубокое взаимодействие персонажей.
«Восход солнца» поражает своим масштабом, эпическими кадрами природы и величественными пейзажами. Великолепная работа по построению атмосферы и созданию напряженного интригующего сюжета делает этот фильм пронзительным и незабываемым для зрителя.
Мастерство Мурнау в создании арт-хаусного кинематографа видно на каждом этапе просмотра «Восхода солнца». Этот фильм – это не просто произведение искусства кинематографа, это вдохновляющая экспериментальная работа, которая открывает новые грани в жанре немого кино.
В целом, «Восход солнца»(1927) – это шедевр, который удивляет своей красотой, глубиной и неизменно оставляет зрителя восхищенным после просмотра. Фридрих Вильгельм Мурнау со своим произведением поднял планку качества киноискусства и оставил неизгладимый след в истории мирового кинематографа. Лично я под конец фильма сидела вся в слезах. Главный критерий для меня - это конечно, хороший конец.
3 апреля 2024
Один из лучших фильмов немного кино. Трогательная драма, которая доказывают силу любви, жертвенность и озарение. Картина вызывает поначалу противоречивые чувства, введя экспозицию отпуска граждан. Кажется, что события будут занимать какой-то короткий промежуток времени, летний сезон к примеру, но режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау, представляет нашему вниманию страстное влечение и его последствия.
Сельский мужчина и девушка из города. Она самовлюблённая, властная женщина, у него жена и ребёнок. Картина демонстрирует сомнения, угрызения совести. Благодаря накладыванию кадра на кадр, отчётливо проявляются мысли и желания мужчины. Автор выпячивает неверность сильным драматическим контекстом — заостряя внимание на семье. Параллель выполнена превосходно, отчего негативные эмоции переплетаются с нежностью и жалостью к любимому человеку. Тяжёлая, полная неверности и подлости ситуация кажется роковой. Картина прекрасно отражает манипуляции, которые сподвигают на ужасные поступки.
Благодаря немому характеру повествования можно насладиться актёрскими талантами, когда чтобы передать те или иные чувства, актёры «говорят» лицами. Борьба с совестью, сомнения, даже реакция собаки — все элементы собирают в себе общее понимание дела. Ослеплённый желаниями человек теряет здравый рассудок, ведомый только личными интересами и состоянием аффекта. Когда дело доходит до крайней нити, мы чётко видим бурные сплетения эмоций мужчины (который, видать, читал рассказ Ивана Тургенева «Муму»). Контраст между сумасшествием и озарением, между затуманенным взором и ясным видением разделяют картину на «до» и «после». То, как подаётся борьба с самим собой, то как мужчина раскаивается, то, как он приходит к правде, заслуживает похвал.
Далее фильм уже старается указать на последствия, снова возвратить любовь в сердца людей. Всеми возможными средствами автор нам показывает то, к чему так стремился начальный герой. Сельский фермер и большой город — это заманчивая игра чувств, полная увлечений и любопытства, будто демонстрирует классовое неравенство, как было чётко выражено у Фрица Ланга в «Метрополисе». Только Мурнау передал эту нить более лояльно.
Нужна была сильная встряска, нужен был рывок, который положил начало этой истории, нужен был смутьян, который раскалывает устои общества — то есть городская обольстительница, разрушающая семью, — чтобы привести мелодраму, чтобы показать истинную любовь. Приятное понимание того, что герои обрели счастья, забавно отражается на городской суете. Эпизод венчания в церкви просто шедевр — он не только позволяет достучаться до душ любящей пары, но и словно очищает от стыда, плохих мыслей и поступков. Озарение и свобода вместе с любовью раскрывают мелодраму, которую приятно наблюдать. Сцена выхода из церкви забавная и интересная. Игра со зрителем и с персонажами, оказавшимся на чужом венчании.
Картина обретает открывающий характер. Разность менталитетов и обычаев «периферии» и городского люда отражают бурную жизнь, в то время как любовь течёт неспешно и озаряет героев светлым ореолом счастья. Парикмахерская, ночной клуб, фото-заведение — фильм интересен своим вводом нового для простых людей. Удивления, неловкости, боязнь до того милы, что радуют своей небрежностью.
Вроде бы финал ясен, но кульминация подходит с очередной стихией. Можно даже провести параллель между городской женщиной и бушующей природой — те или иные объекты направляют свои силы только на одно — разрушить брак, разделить людей, поэтому с максимальной остротой и опасностью нас встречает водное путешествие, которое наполнено страхами и печалью. Нежный подход к финалу рождает тёплые чувства, концовка картины доказывает, что истинная любовь будет жить всегда, что никакие преграды и превратности судьбы не смогут разделить любящих душ.
С точки зрения технологии фильм — творение своего времени. За этим приятно наблюдать, это прекрасно воспринимать. Звуковое сопровождение, отражающее эмоции и крики мужчины, передача разговора мимикой и движениями, трогательная история, которая показывает человеческие пороки, сомнения и выход из сложной ситуации.
9 августа 2021
В таком роде кино сюжет не играет столь важной роли (не только для немого), он имеет значение, но ровно столько, чтобы отработать для картины. История не цель, но инструмент придающий форме красоту. Не имеет значения даже их имена, ведь их попросту нет. Это просто «мужчина» его «жена» и «городская женщина». Красота фильма в их отношениях и эмоциях, то как Мужчина находит, что не в силах убить свою Жену и все еще любит её.
Как они за несколько часов проходят все круги отношений, восстанавливая их. А этот один выход из церкви, он олицетворяет полное восстановление их любви друг к другу. Не хочу «спойлерить», хотя там все очевидно (в силу простого сюжета), но на ощущение все же может повлиять. Такое кино лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать Каким бы ни искусным был рассказчик, он не передаст настроение и эмоции этого фильма. Пожалуй, самый яркий образец немого киноязыка.
10 из 10
12 февраля 2020
Талант Мурнау вкрадчивыми, но уверенными шагами, пройдя путь от экспериментальных фильмов ужасов и собственноручно созданного двоякого жанра, делает окончательный уклон от экспрессионизма и выпускает апогей всего своего накопленного труда и опыта.
Сладковато-приторная мелодрама, прекрасно скрытая за хорошей операторской работой и блестящей актерской игрой таких молодых и притягательных Джорджа О’Брайена и Дженет Гейнор, заставит умильнуться даже самое «черствое» сердце. А момент с поцелуем на автостраде — шикарнейшая находка и, вполне возможно, одна из самых красивых и романтических сцен в кинематографе начала 20-го века.
Коварная история любви, хоть и не принадлежит конкретному авторству режиссера и команды (что уже почти традиция), исполнена совершенно великолепно, призывая зрителя гневаться, смеяться, переживать и искать в сюжете самого себя. Найдёшь или не найдёшь — это другой вопрос. Самое главное — это то, что картина внутри себя очень тесно сосуществует с такими полярными понятиями, как жизнь и смерть, искренняя любовь и мимолетная страсть, проводя параллели между которыми можно выявить, что от одного до другого — всего лишь шаг и никогда не знаешь, встретишь ли ты свой «восход» завтра.
10 из 10
25 октября 2018
«Восход» Фридриха Вильгельма Мурнау совокупностью мнения множества критиков признаётся лучшим фильмом в истории немого кино, хотя благополучно проигрывает остальным лентам как в яркости героя, так и в сценарии. Однако благодаря размеренному, тянущемуся повествованию с ярко выделенными оттенками, операторской работе, по которой в дальнейшем выстраивались многочисленные учебники, и техническому новаторству, использовавшему также звуковое и шумовое оформление, произведение заслуживает отдельного пиетета.
Размеренность, неторопливость и выверенность образов. Их согласованность с кадром. В разрезе фильм выглядит как продукт оттеночного высокого искусства, готового к выставке. Резкая смена поэтических локаций — озеро, трамвай, город, вновь озеро. Преимущество мизансцены. Как рваный ритм стиха, единение семейной пары после дистанцирования и яркого противопоставления их образов. Кружащая камера, лёгкой поступью вместо тяжёлых и длительных поворотов на месте, следующая за мускульным танцем актёров. Наложенные образы, как элемент возвышенного и одухотворённого.
Наибольший интерес вызывает, безусловно, реализация данного произведения. Специально приглашённый режиссёр, намеревавшийся всеми силами создавать не кино потребительское, а кино расширяющее, кино позволяющее видеть больше, чем зритель может видеть глазами, попал на время появления звука. И «восход» имеет собственную мелодию, но вопреки этому не имеет реализма диалогов и жизни героев, которые буквально могли разрушить его атмосферу. Под музыкальное сопровождение их игра, их эмоции и они сами выглядят некими кукольными персонажами, ожившими картинками чёрно-белых красок.
Это создаёт в ленте куда большее наличие трагизма, чем имеет её фабульная часть. Любовным треугольником поразить зрителя было сложно и в то время — мало того, знакомое состояние приходило неизменённым из реальности, так его ещё и использовали в качестве максимально удобного развития драматургии в каждом проявлении творческой мысли. Сюжетная линия выбрана изначально в простом и распространённом варианте — в ней преобладает структурная однородность, при этом не спешащая завершать первые нагнетания и призраки саспенса. Если завязка произведения представляется исключительно криминальной композицией, то её финал обозначен элементом случайности — здесь напряжение возникает из сил природы, а не из сил человека, что даёт основное правило, диктуемой лентой — испытания, в которые человек самостоятельно, могут произойти и непреднамеренно. Иначе, смысла самостоятельно стремиться к разрушению нет.
И «Восход Солнца», как зачастую предлагается фильмам, своим названием метафоризирует смысл произведения. Именно в таком виде представляется возвращение к светлому образу жены в противовес чёрному облику любовницы. Ночь прошла, сентиментальное солнце вновь взошло.
23 марта 2017
«Восход» — лента Ф. В. Мурнау, снятая в Голливуде, представляющая собой пример удачной кооперации творческих амбиций и финансовых возможностей, вместе с тем она не лишена распространенных недостатков немого кино: прямолинейно, даже агрессивно поданной сентиментальности, эмоционально заостренной пластики актеров, определенной условности, бросающейся в глаза искусственности декораций.
Определенная наивность концепции компенсируется напряженным драматизмом в первой половине фильма, но затем, к сожалению, все больше приобретает характер идиллии. Конфликт простоты и честности жителей деревни, скрытой в них красоты, с фальшивыми, дурманящими разум соблазнами большого города, подан в форме очевидного противопоставления, которое не становится от этого менее убедительным.
Мурнау реконструирует этапы овладения человека грехом: через обольщение ложью (сцены на болоте, где герой под влиянием эффектной, но внутренне пустой любовницы поддается страсти) и отказ от родного — к осознанному и подготовленному преступлению. Сцены подготовки к убийству и последующего раскаяния героя — наиболее эмоционально сильные в фильме. акцентированные удачно выбранным музыкальным сопровождением они превращают камерную историю в притчу об осознании человеком хрупкости связей с близкими и стремлении их сохранить.
Используя комические эпизоды, гармонично-пантеистические, обострено-трагические, Мурнау сообщает картине богатство эмоциональных оттенков, но ослабляет драматургическую коллизию, удачный выбор типажей нивелируется стереотипностью актерской игры (за исключением жены главного героя, чье лицо обладает особым магнетизмом — мощной силой просветленной души) — все это делает «Восход» стилистически неоднородным произведением с лакунарной структурой.
Тем не менее, нельзя не отметить саму попытку Мурнау выйти за пределы экспрессионизма и камершпиле — стилей, которые он сам во многом сформировал, за счет обильного использования натурных съемок — нонсенс для кино тех лет. Данная лента останется в истории кино заслуживающим уважением, но малоудачным формальным экспериментом, содержательно порой возвышающимся до уровня притчи, а порой спускающуюся в голливудскую наивность и ригоризм.
29 декабря 2015
Удивительные впечатления. Ожидая шедевра визуального я получил мощный философский заряд. Сама по себе история, рассказанная Мурнау с присущей ему таланту строгой страстностью вполне достойна творчества Достоевского. А в сущности ведь перед нами не более, чем современная (на период выхода) экранизация творчества братьев Гримм — страшная сказка для взрослых.
Сразу же без каких-либо прелюдий нас посвящают в простой план любовницы — уговорить любой ценой мужа покончить с его женой. Вот и найдена единственная преграда для личного счастья. И без промедления следует исполнение зловещего замысла — ночью, вдвоем, на лодке. Однако, эмоции осаждают обоих участников трагедии и вместо злодеяния мы получаем ретроспекцию в их счастливое прошлое/будущее. Конкретика тут значит гораздо менее той идиллической модели взаимоотношения двух людей в большом городе, которую представил Мурнау. Он показал нам, что и в агрессивном большом городе наполненном отчужденными прагматиками всегда есть место для душевности и доброты, искренности. Возврат в реальность совмещается со внезапно начавшейся бурей. Но так ли случайна последовательность событий у Мурнау? Ведь мы в сказочной аллюзии.
На мой взгляд, жаль что массовый кинематограф как-то не заметил этой парадигмы, которую обозначил Мурнау в «Восходе солнца». Ленты о доброте достаточно быстро вытеснились военной пропагандой, хичкоквщиной и прочими изысками современности. И ведь если провести исследование, то наверное «Носферату» будет куда более известен, нежели обсуждаемая работа Мурнау. Логическая параллель была продолжена Чаплиным в «Огнях большого города» и Капрой в «Потерянном горизонте», позже Феллини и Висконти. Только вот, не всегда этот кинематограф сохраняет тот заряд неподдельной любви к человечеству, который был у Мурнау. Точно был. А все эти стилистические аритмии, смены темпов и постановочная безукоризненность — дело второе, если не третье.
8 из 10
30 мая 2015
Сможет ли любовь двух человек пережить самые мучительные и тяжкие испытания? Конечно, мало, кто задавался подобным вопросом, т. к. редко сталкивался с действительно серьезными трудностями в отношениях с любимым человеком. Однако, если все же подобное испытание настанет, к чему это приведет? Чувства усилятся или самоликвидируются. Подобного рода проблема была отображена в легендарной немой киноленте «Восход солнца».
Синопсис Молодой крестьянин влюбляется к обольстительную, но коварную городскую особу, которая мечтая увести мужчину в город, убеждает его убить свою жену, сымитировав несчастный случай, в результате которого жена героя должна утонуть в озере. Одолев муки совести, мужчина, наконец, решается на коварный поступок, но попытка лишить любимую женщину жизни будит в нем новый прилив чувств к своей жене, которая едва может простить его за попытку совершить предательский по отношению к ней поступок.
Игра актеров На первый взгляд, фильм может показаться простым и невзрачным с банальной историей любви. Однако это не так, потому перед нами развертывает целая эпическая драма о предательстве и прощении на фоне любви. Чтобы зритель понял, насколько суровые испытания уготовила судьба главным героям, это потрясение должны были передать главные герои, роли которых исполнили непревзойденная Джанет Гейнор и Джордж О’Брайен. Последний воплотил образ человека, который вынужден бороться со своими темными сторонами, одержав победу над которыми, борется за прощение и действительно единственную любовь своей жены. Джанет Гейнор исполнила роль не просто преданной женщины. Ее героиня — эдакий чистый ангел, который никогда бы на свете не предала любимого человека, ради которого она готова пойти на все.
Режиссура Все-таки несмотря на исторические события, которые произошли в Германии в 20—30-е гг., немецкому кинематографу 20-х гг. есть чем восхищаться, поскольку это не просто национальное кино, но также этой целый раздел, представители которого поражают своим видением до сих пор. Одним из представителей немецкого киногротеска явился Фридрих Вильгель Мурнау. В своей, пожалуй, самой лучшей работе он заостряет внимание на такой вещи как конфликт, причем как межличностный, так и внутренний. Такая точная передача чувств героя формирует чувство, что «Восход солнца» — это в какой-то степени тонкий психологический триллер. Преодолев внутренний конфликт, главный герой теперь пытается побороть конфликт с женой. Режиссер невероятно натуральным и искренним образом воскрешает чувства между мужчиной и женщиной, превращая их в целую и неделимую частицу.
Сценарий Как мне кажется, если бы этот фильм был снят в таком же стиле в наше время и показан в на каком-нибудь кинофестивале независимого кино, то наверняка завоевал бы главный приз наряду с дополнительными, включая лучший сценарий, т. к. такой СЦЕНАРИЙ нужно было действительно продумать. Сначала закручивается интрига с попыткой убийства, которая проваливается из-за непогасшей любви. Тут авторы вводят новый посыл с воскрешением, а может даже перерождением чувств между главными героями. Их путешествие по городу и приключения становятся своего рода вторым медовым месяцем, который изобилует разными вещами, символизирующими их любовь. Но тут приходит настоящее испытание, грозящее не только их любви, но даже гибелью одного из них. Это испытание и предрешает финал.
Работа оператора Я не просто так говорил о том, что восхищаюсь немецким немым кинематографом, т. к. меня привлекает в нем буквально все, включая работу оператора. К сожалению, даже в американский ранний кинематограф все равно отличается от европейского стиля. Операторы «Восхода солнца» при помощи своего совместного таланта сумели подчеркнуть чувства и эмоции героев, а также выделить общую психоделическую атмосферу фильма, выбирая ровные обездвиженные кадры. Так. например, мне особенно понравились сцены, в которых оператор останавливал кадр на лицах героев, тем самым позволяя зрителю углубиться во внутренний мир героя.
Итог На самом деле, «Восход солнца» — первая немая СТАРАЯ лента, которая действительно восхитила своим видением окружающего мира, а также, конечно, внутреннего мира человека. Даже современный кинематограф едва может показать такое, оставляя за собой жалкие попытки. «Восход солнца» — сильное кино не просто о любви, но о борьбе самой любви за свое существование. Поэтому я настоятельно рекомендую фильм к просмотру.
10 из 10
10 августа 2014
13 июля 2013 года в городе Одессе (Украина) на знаменитой, на весь мир Потёмкинской лестнице в рамках ОМКФ (Одесского Международного Кинофестиваля), показывали фильм «Восход солнца» под аккомпанементом инструментального оркестра. Показы, такого масштаба происходят в Одессе не впервые, в рамках ОМКФ в прошлом году тоже проводились подобные показы под озвучку великолепной этно-группы «Даха Браха».
«Восход солнца» — шедевр немого кино (жанр — мелодрама).
Лента повествует о том, как предприимчивая дама из города «охомутала» сельского фермера, уговорила его продать ферму, а его жену утопить. Но всё бы ничего, если бы не совесть, любовь, ну и другие чувства, которые всколыхнулись в сердце фермера, когда он уже топил свою жену. Как оказалось, не все люди могут быть такими расчётливыми как приехавшая из города дама. Вот поэтому в конце ленты городской даме пришлось уехать из села с пустыми руками.
Подумать то, немое кино, начало эры кинематографа, самые первые ростки, а кино трогает до сих дней, глубиной смысла. Это картина о человеческих ценностях, об исчезновении которых говорят в фильме «Прекрасная зелёная». После просмотра фильма, мне особенно вспомнился монолог героя этого фильма, когда он в чувствах у прохожего спрашивает, благодарил ли тот коров сегодня утром за молоко.
Фильм старый, но его стоит посмотреть.
Особенно обращаю ваше внимание на некоторые моменты из фильма, где вы ещё увидите свинью тщетно старающуюся перевернуть бутылку вина для того чтобы отхлебнуть пару капель оного; в толпе стоят мужчина и женщина, случайные прохожие, которые наблюдают за происходящим, у женщины постоянно падает бретелька платья, а мужчина будучи настоящим джентльменом, каждый раз эту бретельку приподымает, женщина учтиво благодарит и они дальше наблюдают за картиной, бретелька при каждом порыве смеха слетала с плеча, мужчина не выдержал постоянного подымания бретельки и опустил обе за что и получил пощёчину. Вся толпа зрителей на лестнице, а ступенек, кстати 192, не раз взрывалась хохотом.
Спасибо ОМКФ за незабываемый вечер и показ. Благодаря вам я открыла для себя немое кино.
29 июля 2013
Великий Фридрих Вильгельм Мурнау верен себе в этой, назовем так, экспрессионистической работе. А верен Мурнау был неподдельному доведенному до поразительной остроты вниманию к человеческим чувствам в том их виде в котором они похожи на корабль лишенный якоря рефлексии, рассудочной деятельности. И характерно, что в этом фильме герой Мурнау — фермер, т. е. человек наивный, лишенный богатого опыта светского общения (не говоря уж о книгах), застигнутый любовными страстями и выразительно не контролирующий собственного поведения, так что фильм, порой, достигает кульминации драматического звучания, а порой превращается в буффонаду. Да, да — драматизм и буффонада присутствуют в одном фильме, что делает его, собственно говоря, экспрессионистическим, да, просто говоря, бесспорно оригинальным ведь такое смешение жанров редко удается. И это не похоже на «черный юмор», совсем нет, речь идет о бесспорной неповторимости Мурнау, так что в сущности можно говорить о почерке гения.
Мурнау и до этого фильма апеллировал к тому, что можно назвать непосредственно чувственным, взывал к непосредственно сильным страстям, которые не регулируются рассудком, заставляя вспомнить о теории мира как слепой воли Шопенгауэра. Поэтому главный герой фильма маньяк, впадающий то в тоску, то в эйфорию и, буквально таки, неспособный «взять себя в руки».
Вообще маниакальность является строгим понятием психиатрии и интерес к ней был свойственен и даже был визитной карточкой немецких экспрессионистов.
Фридрих Вильгельм Мурнау с невероятной силой убедительности заставляет зрителя «спятить», позволяя ему приобщиться к стихии необузданной рассудком воли всего-то навсего … фермера.
Тоска, ужас, гнев, хохот, неподдельно детская радость слиты в единое впечатление производимое этим фильмом, так что можно сказать, что фильм производит Колоссальное Впечатление представляя нам образ фермера-маньяка, который надолго остается в памяти.
Фильм о маниакальном состоянии взрослого гиганта, производящий впечатление его … абсолютной адекватности. Блестящий парадокс!
Да, маниакальное состояние героя, бросающее его и зрителя из жара в холод убедительно и, более того, подобного рода «экспрессионизм» является во многом специфическим продуктом гегелевской диалектики. Ведь в самом деле Гегель придумал логические основания для … безумств и вызвал понимание у много бушевавшего впоследствие немецкого народа в его авантюрных войнах и специфическом, лишенным чувства меры во всем, искусстве.
4 июня 2013
Городская красотка соблазняет легковерного фермера из глубинки, который ради минутного увлечения готов убить жену…
Уильям Фокс пригласил одного из ведущих кино-экспрессионистов — немца Фридриха Мурнау, известного своей переработкой истории о графе Дракуле — фильмом «Носферату». Мурнау в своем творчестве использовал новаторские приемы по искажению художественных декораций, чем и подкупил амбициозного продюсера, который хотел создать американский шедевр. Но, несмотря на художественное великолепие и новаторский подход (это был первый фильм студии Fox с записанной звуковой дорожкой) фильм не принес студии ожидаемой прибыли.
«Восход солнца» уникальный и этапный фильм эпохи немого кино, когда вся сюжетная экспрессия обходится без диалогов, в силу технических возможностей кинематографа того времени, но полностью передается визуальными образами. Фильм Мурнау завораживает с первых кадров и не отпускает зрителя до самого конца. Даже по меркам современного кино, используемые операторские находки вызывают изумление. Каждый кадр выстроен так, что передает свое, особенное, настроение. Бесхитростный сюжет о любовном треугольнике умело балансирует от детектива и психологической драмы, до волнующей любовной истории, в которую веришь и сопереживаешь. Сюжет умело выстроен, что постоянно уводит зрителя от, казалось бы, близкой развязке, в новый лабиринт сюжетных хитросплетений. Так же на пользу фильму играют и очевидные внешние трансформации главных героев (поговаривают даже, что Джордж О`Брайан носил в сапогах свинец, что бы показать на физическом уровне, гложущий его героя груз совести). Но самое главное, что за главной историей и визуальным совершенством в фильме находится место каким-то милым, но примечательным деталям быта, интерьера, а так же небольшим, но влияющим на общую атмосферу эпизодическим героям, будь то фотограф или повар.
Фильм заслужено занимает высокие места в различных рейтингах, составляемыми критиками и кинематографическими сообществами. Примечательно, что фильм был удостоен на первой церемонии вручения наград Американской Киноакадемии приза за фильм с выдающимися художественными достоинствами (официально данная номинация не считается Лучшим фильмом, а награда в ней вручалась единственный раз). Так же фильм получил от Американской Киноакадемии приз за операторскую работу и за игру актрисы (Джанет Гейнор была отмечена за три фильма одновременно, включая «Восход солнца»), номинацией была отмечена работа декораторов.
23 февраля 2013
Итак, год награждения — 1929. Соответственно, фильмы должны быть в номинациях за 1928 год, но не все так просто. Церемония двадцать девятого года самая первая, а значит, до выработки устоявшихся стандартов и правил должно было пройти какое-то время. А потому в разряд номинантов попали картины не только 28-го, но и за 1927 год. И слава Богу, что получилось именно так! Пройдет еще совсем немного времени, и кинопремия «Оскар» станет лучшей, да и главной кинонаградой в мире. А это значит, что любой фильм, мелькнувший в ее списках, обрекает себя на определенного рода бессмертие. По крайней мере, протокольное. И уж поверьте, черта с два откопали бы очередной (почти предсмертный — мэтр погибнет в автокатастрофе через 4 года) шедевр немца Мурнау, не удосужься его фильм серии заслуженных «Оскаров». Ну а теперь к самому фильму.
Провинциальный, но при этом достаточно опрятный пгт американского разлива на берегу океана. И именно в этой сельской местности разворачиваются грандиозные шекспировские страсти. Местный фермер (Джордж О’Брайен) нашел пассию в лице прибывшей из Большого Города модницы (Маргарет Ливингстон). И все бы хорошо, но у фермера дома тихая и ангельски уравновешенная жена (Джанет Гейнор), а также малявка-дочурка. Мужик мечется между бытом прошлого и перспективами гламурного будущего, а тем временем городская бабенка времени не теряет и предлагает селянину… утопить свою жену, продать ферму и уехать жить в Большой Город. Фермер сначала психанул, а затем в стиле тургеневского Герасима усадил свою блондинистую супругу на лодку, и поплыл «на прогулку» в открытый океан…
Для неподготовленного зрителя «Восход солнца» вызовет изначальный шок — мало того, что фильм черно-белый, так он еще и немой. Но настоятельно рекомендую не спешить с выводами и уж тем более не делать их по непрезентабельной внешней обертке. В корень господа, исключительно в корень зрите! И тогда перед вами откроется прекраснейшее и чистейшее творение мирового кинематографа. Именно таким фильмом и есть «Восход солнца». мМурнау не просто снял картину о классическом любовном треугольнике, не просто изобразил историю «о правильном, но быть может, запоздалом выборе», Мурнау сумел заставить просто на психологическом уровне сопереживать как персонажу Джорджа О’Брайена, так и бесконечно беззащитной девушке в исполнении Джанет Гейнор. При этом Мурнау совершенно не впадает в какие-то социалистические крайности. В фильме нет классового антагонизма по линии «город-село», здесь нет «крестьянской бедности» и даже «сельской глупости» (подумаешь, фермер не знает, что такое маникюр, — Мурнау это изображает через улыбку, а не насмешку). Во главе угла чистые отношения. Более того, режиссер на физиологическом уровне показывает зрителю, как можно прожить один день с по-настоящему дорогим человеком длиною в целую жизнь. А потом также на физиологическом уровне заставляет зрителя ощутить потерю. Но самое интересное — это бесконечная тонкая интрига всего фильма. Мурнау постоянно играет с развязкой, которая ожидается изначально черной, но демонстрируется немцем еще чернее, еще печальнее, а затем следует новый виток удивлений. И так до самых титров.
А еще в этом фильме я увидел принципиально нового режиссера-Мурнау, заматеревшего, если сравнивать с его пятилетней давности «Носферату». И ведь времени между двумя фильмами прошло совсем чуть, но здесь немец выступает уже более «светским» режиссером. Мурнау обращает внимание на детали, он разыгрывает целые короткометражки-мизансцены, которые придают всей ленте дополнительно живых красок. «Восход солнца» — это уже не просто история запутавшегося селюка и его ангелоподобной женушки, но это еще и история шутливого фотографа, сдержанно-презрительного парикмахера, холеного ловеласа заигрывающего с женой фермера (очень, кстати, похожего на Брэда Пита образца 1927 года в исполнении некоего Эдди Боланда) и прочая, прочая… При этом весь этот набор мини-сценок в фильме собран не сам по себе, а выступает основным инструментом, позволившим испытать катарсис главному герою. (Что касается катарсиса, то Мурнау здесь поистине бесподобен. Между сценами, где персонаж О’Брайена медленно и зловеще подходит к жене в раскачивающейся на волнах лодке, и искренними слезами фермера в городской церквушки, всего каких-то полчаса, но насколько при этом все мощно и правдоподобно!)
Ну и чтобы совсем уже не утомлять читателя, отмечу игру Джанет Гейнор. В 1929-ом актриса получила свой первый «Оскар» сразу… за три фильма (такого в истории Голливуда больше не будет никогда), (кроме «Восхода солнца» в номинанта проходили «Ангелы с улицы» и «Седьмое небо»). Однако Джанет, но мой скромный взгляд, могла вполне успешно ограничиться наградой «За лучшую женскую роль» только одним этим фильмом. Правда, с эрой звукового кино Гейнор сойдет на нет, но это уже совсем другая история…
«Восход солнца» остается одним из прекраснейших фильмов планеты. Превзойти этот уровень в дальнейшем суждено будет очень ограниченному числу картин.
9 из 10
9 ноября 2012
Самый первый фильм, с которого я в своё время начал знакомство с творчеством классика немого кино — Фридриха Вильгельма Мурнау.
История о семейной паре, точнее о её сильной половине — простом крестьянине, который, совершенно очарованный и одурманенный чарами «городской штучки» и, как позже выясняется, обманщицы, пытается инсценировать несчастный случай, скинув свою красавицу-жену с лодки.
Фильм конечно не комедия, но и драмой как таковой его назвать сложно. Скорее именно мелодрама. История о любви. Чистой, светлой и такой понятной. Сюжет и манера повествования постоянно нас выводит на какие-то эмоции. Скажу больше — фильм только приобрёл от того, что он немой. Слова здесь совершенно лишние! Это надо смотреть, слушать только музыку, вглядываться в лица, движения и даже ракурсы и зритель сам всё поймёт, пропустив через себя.
История подготовки к убийству снята очень зрелищно, протяжно и тягостно (в самом прекрасном смысле слова). Даже я в свои 20 с небольшим при просмотре фильма хотел сказать: «Неужели он сделает это». Эпизод, когда мужчина уже решился сбросить свою жену в воду снят блестяще! Гениально! Других слов подобрать просто невозможно. Зачем тут слова? Его звериная походка, снятая со спины, взгляд исподлобья. И такой контрастирующий с этим добродушный взгляд его жены, полагающей, что муж вызвал её на водную прогулку. Актриса Джанет Гейнор совершенно заслуженно получила свой первый в истории кино «Оскар». Её милое личико мне напомнило не то Настеньку из «Морозко», не то героиню Джульетты Мазины из «Дороги».
Конечно же данный фильм никого не оставит равнодушным. И главное, повествование почти заставляет меня верить. Сначала в то, что крестьянин действительно сбросит свою жену, затем в то, что все хорошо и они спокойно отправляются домой. И наконец в то, что красавица-жена утонула во время урагана. В фильме на равных правах соседствуют и некоторые комические вставки и очень тяжёлые серьёзные проблемы. Именно в тех долях в которых они нужны чтобы не скатиться ни в одну из крайностей — ни в слезливую драму, ни в фильмы Чаплина.
10 из 10
2 сентября 2012
Моя любовь к немому кино становится все крепче и крепче. Впрочем, как и в фильме.
В супружеской паре, живущей на ферме, не хватает искры в отношениях. Муж заводит любовницу, та настраивает его против жены, уговаривая убить её,а точнее утопить. Вот муж почти решился, но совесть то не все обменяли на пряник в детстве.
Фильм по достоинству оценен первым Оскаром в истории кино. Он замечателен, эдакая романтическая драма. Актеры сыграли изумительно. Джанет Гейнор заслужено получила Оскар за свою роль. Весь фильм на неё можно было только любоваться, это смущение, улыбка, выразительные глаза, да, она прекрасна.
Восход солнца, метафора в жизни супружеской пары. Это новый рассвет их отношений, они вновь влюбляются в друг друга, и те испытания которые им были посланы только укрепили их отношения друг к другу.
Этот фильм сильнейший толчок в истории кино. В нем операторская и актерская работы были подняты на новый уровень.
9 из 10
2 июня 2012
Просто восхитительно снятый фильм. Все настолько живо и правдоподобно, что сложно поверить, что это представитель немого кинематографа. Режиссер фильма Фридрих Мурнау снял также культовый «Носферату». И начало «Восхода» очень напоминает симфонию ужаса, в воздухе витает ощущение, что должно произойти нечто страшное.
После раскаяния картина сразу меняется по своей атмосфере, конец и вовсе умиляет, очень трогательное и настоящее кино, которое берет за живое.
Осознав и вспомнив свою любовь, они прощают друг друга, и наступает рассвет, который приносит в их жизнь и союз новое начало, уже гораздо более прочное и непреступное.
Чудесная игра обоих героев — и Джорджа О`Брайэна, и особенно Джанет Гейнор, которая заслуженно стала самой первой обладательницей Оскара за женскую роль в истории. Без голоса и интонации, одними глазами и мимикой она точно предает все, что происходит с ее героиней, настолько точно, что ее образ прям впивается в память.
Также присутсвует пара забавных сцен с пьяным поросенком и особенно со статуей, которую пришедшие в салон сделать фотографию на память молодожены думали, что разбили.
«Восход Солна» был включен в список Американского Института Кино (AFI) 100 самых выдающихся американских фильмов. Выиграл 3 Оскара на самой первой церемонии. А еще был был поставлен аж на 7 место Британским Институтом Кино (BFI) в списке 10 лучших фильмов в истории, составленном различными кинокритиками.
11 июня 2010
Золотая коллекция кинематографа. Ещё один шедевр наших предков.
На удивление добротно сделан фильм. Надо полагать, что люди уже тогда прекрасно представляли себе, как надо снимать фильмы. Просто не было технической возможности. Камера здесь двигается уже достаточно свободно. И имеют место быть самые настоящие комбинированные съёмки! Много яркого и живого материала — особенно сцены в городе, на аттракционах (бухой поросёнок!). Да просто — само городское движение с массой автомобилей — уже круто.
Актёры, правда, по нынешним временам, выглядят блёкло. Очень уж картинно они пытаются передать нужные эмоции. Видимо, народ тогда был подубовее. Не мог разглядеть за низким качеством картинки всю глубину трагедии…
12 апреля 2010
Странно, что на этой страничке нет ни одного отзыва, ведь «Восход солнца» один из величайших фильмов XX века, настоящий шедевр немого кино, неизменно входящий во все различные рейтинги лучших картин всех времен и народов. Режиссер фильма Фридрих Вильгельм Мурнау более известен в широких кругах как постановщик классического хоррора «Носферату, симфония ужаса», однако истинные любители кино считают именно «Восход солнца» самым значительным достижением его карьеры.
Авторы фильма с самого начала заверяют нас, что история, рассказанная в нем, могла произойти с кем угодно, где угодно и когда угодно, потому что такие понятия, как ревность, искупление и прощение, существовали всегда и будут существовать, пока люди ходят по земле. И не важно, какой век стоит на дворе и где вы живете, в деревне или крупном мегаполисе — история эта стара как мир. Она не имеет географической точности и будет актуальна всегда.
У главных героев нет имен. Они просто Муж и Жена. Когда-то они любили друг друга, но теперь лишь ребенок напоминает им о былой любви. Виной тому становится появившаяся в деревне Девушка из большого города — расфуфыренная девица с килограммом макияжа на лице, разбалованная своими родителями. Именно с ней мужчина заводит роман, украдкой встречаясь по ночам, и именно она уговаривает его убить жену, утопив ее в реке, инсценировав это как несчастный случай. Поддавшись на уговоры злодейки, наш герой под предлогом прокатиться на лодке, увозит жену в тихое безлюдное место, но в решающий момент не может ее убить, осознав безумие совершаемого поступка. Попытка убийства оборачивается трогательной историей искупления грехов и великодушного прощения того, чего простить нельзя. Узнавшая о зловещих намерениях мужа несчастная жена впадает в ступор и долгое время не может прийти в себя. Лишь поездка в большой город (опять таки без названия) в компании раскаявшегося мужа, беспрестанно просящего прощения, может исцелить ее раненную душу и вернуть в реальную жизнь. Отправной точкой становится посещение церкви, где идет венчание молодоженов. В них наши герои видят себя — такими они были пару лет назад. В душе супругов происходит катарсис и наступает прощение, необходимое не только мужу, но и жене, в которой способность отдавать любовь сильнее желания получать ее. Показательной является сцена, когда главные герои выходят из церкви и пересекают улицу, переполненную машинами, снующими взад-вперед. Любая из них могла бы сбить супругов, но они смело идут вперед, не ведая страха — их брачный союз стал еще крепче. Далее Мурнау бережно сопровождает «новоявленных молодоженов» в салон красоты и ресторан, больше похожий на парк аттракционов. Здесь наши герои окончательно исцеляются, забыв все плохое, что у них было.
Несмотря на трагизм повествования, в фильме есть не мало смешных моментов. Например, сцена у фотографа или сцена с опьяневшим поросенком в ресторане — все это не может не вызывать улыбку. Картина от начала до конца пронизана любовью ко всему живому. Ее гуманный посыл подчеркивает финал — жизнеутверждающий и оптимистичный, дающий надежду на светлое будущее не только главных героев, но и всего человечества. После просмотра фильма, я могу точно сказать, что у нас, людей, еще не все потеряно.
Звезда немого кино Джанет Гейнор прекрасно исполнила главную женскую роль. Ее героине — милой простой деревенской девушке, способной на такие высокие чувства как любовь и прощение, веришь и сочувствуешь как самому себе. Немного отстает от нее актер, исполняющий роль мужа, однако и ему хорошо удалось показать внешнюю трансформацию своего героя: сгорбленная походка, налитые свинцом ноги, угрюмый взгляд сменяются в середине фильма легкой уверенной поступью человека, сбросившего с себя тяжкий груз.
Надеюсь, данная рецензия поможет обратить внимание многих любителей кино на «Восход солнца» (в более правильном переводе «Восход солнца: повесть о двух влюбленных сердцах»), а три премии Оскар (лучшая женская роль, лучший оператор, лучшие художественные достоинства), полученные картиной на самой первой церемонии и высокая оценка IMDb (8,3 балла из 10) лишь поспособствуют этому. К тому же, если вы хотите начать изучать немое кино или просто ознакомиться с его лучшими образцами, то шедевр Мурнау как раз тот случай. Вы будете поражены тем, как раньше умели рассказывать истории и какой смысл в них закладывали.
8 из 10
12 сентября 2009