Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зворыкин-Муромец |
год: | 2010 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Сергей Нурмамед, Иван Скворцов |
сценарий: | Леонид Парфенов |
продюсеры: | Леонид Парфенов, Константин Эрнст, Евгения Богданович, Василий Арканов |
видеооператоры: | Владимир Каптур, Вадим Деев |
художники: | Ираида Шульц, Юрий Мелюшин, Сергей Нурмамед, Иван Скворцов, Екатерина Гмыря, Анна Лапшова |
монтаж: | Сергей Нурмамед, Иван Скворцов |
жанры: | документальный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 15 июля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
В 2010 году был снят весьма успешный документальный проект Леонида Парфёнова о жизни создателя мирового телевидения Владимира Козьмича Зворыкина. Сразу же хочется отметить уникальный подход к подаче информации в фильме. Практически все элементы, используемые в ленте, очень оригинально смонтированы и сняты. Несмотря на то, что кино документальное, присутствует динамика, а в некоторых моментах даже напряжённость. Кроме рассказа о судьбе Зворыкина, создатели постарались сделать миниатюрные экранизации эпизодов его жизни, раскрасить и оживить чёрно-белые фотографии, выполнить всяческие отсылки и провести интересные параллели. Перейдем же к подробному разбору этой работы.
Начнём с человека, который написал сценарий, спродюсировал кинокартину и сам стал ведущим «Зворыкина-Муромца», — с Леонида Парфёнова. Идея подачи заключается в «жонглировании» временами. В один момент повествователь находится по ту сторону чёрно-белого экрана, покрытого рябью, но затем вдруг появляется перед нами уже в записи высокого качества. Старые пожелтевшие снимки в одно мгновение покрываются пёстрыми красками и «обретают жизнь». Люди на фотографиях оживают, а форточки и двери, в которые стучит ведущий, открывают в другом столетии. Парфёнов сопровождает зрителя на протяжении всех двух часов. Он находится в кадре, за кадром, внутри домов, на кладбищах и даже внутри камер, бродя по материнским платам среди лампочек, облокачиваясь на иконоскоп.
Несмотря на то, как профессионально подготовлен и прочитан текст, можно отметить излишнюю манерность его автора. Он не сбивался, не торопился и не медлил, выговаривал всё четко и ясно, но порой перебарщивал с эмоциями. Невероятные «махинации» глазами и ртом, прыжки головы из стороны в сторону, резкие жесты и вызывающие развороты на камеру… Моментами казалось, что «стратегия» поведения на экране сохранилась у Парфёнова с незапамятных времён, хотя на дворе был уже 2010 год.
В воспоминаниях Владимира Зворыкина играли актёры. Фильм описывает всю его жизнь: историю отца, рождение, раннее детство, школьные годы, юношество, студенчество, первые изобретения и многое другое, вплоть до смерти. В картине рассказывается обо всех его основных открытиях: об электронно-оптических системах, иконоскопе, кинескопе, электронной оптике, фотоэлектричестве, электронном микроскопе и, собственно, телевидении, а также о многом другом. Официально на имя Владимира Козьмича зарегистрировано свыше 120-ти научных патентов.
Перейдём к технической составляющей проекта. Режиссёр и монтажёр фильма — Сергей Нурмамед. Оба аспекта заслуживают наивысших оценок. Также хочется отметить великолепную операторскую работу Владимира Каптура и Вадима Деева. Вместе они перенесли зрителя в иной мир, доказывающий, что невозможное возможно, и это зрелище, как никакое другое, демонстрирует, что такое телевидение. Владимир Зворыкин прожил целую жизнь, создавая передовые приборы, делая измерения и придумывая теории. Картина «Зворыкин-Муромец» — возможность заглянуть в мысли и воображение этого человека.
С точки зрения документалистики, фильм, безусловно, заслуживает оваций. Леонид Парфёнов собрал большое количество достоверной информации о человеке-легенде, находившись в постоянных разъездах по миру: от мест, в которых останавливался или жил Зворыкин, до пунктов встречи с родственниками и знакомыми выдающегося изобретателя. Автор изучал и чуть ли не проживал тему своей работы. Весь материал подан грамотно, в нём всё предельно ясно и понятно. Любой зритель не останется с недопониманием «в кармане».
Неоднозначное впечатление вызвало музыкальное сопровождение кинокартины. В одних эпизодах музыка плавно легла на видеоряд, задала нужный тон и правильную атмосферу ленте, в других же она совсем не вписывалась в происходившее действие, резала слух. Американские композиции на фоне русских пейзажей, а порой эпичные и даже военные звуки внутри фрагментов, не соответствовавших по содержанию, показались мне неуместными.
Самая сильная сторона фильма — это, конечно же, материал. Многие ли зрители до просмотра киноленты знали о том, что один изобретатель создал так много известных технологий, используемых нами ежедневно? Тронул эпизод с первой высадкой людей на Луне, а точнее то, что никто, кроме Владимира Зворыкина, не верил в возможность снять подобное для всего мира в прямом эфире.
Отцу-основателю телевидения вручили более 30-ти премий, включая Национальную медаль науки США, а также ордены Франции, Италии и других европейских стран. Владимир Зворыкин объездил почти всю планету, несколько раз пересекал океаны и занимался большим количеством проектов.
Этот выдающийся человек — настоящая легенда. Посмотрев кинокартину, зритель убедится в этом. Создание такого документального фильма ценно не только пользой, захватывающим содержанием, но, конечно, и знаниями, необходимыми для образованности каждого человека.
В завершение хочется сказать, что рассматриваемая кинолента не просто имеет место быть, а должна занимать видную позицию среди неигрового кино. Работа внесла неоценимый вклад в российский кинематограф, и старания всей съёмочной группы точно этого стоят. Леонид Парфёнов показал настоящий класс в мире документалистики, и именно на таких примерах должны учиться будущие таланты. Фильм «Зворыкин-Муромец» — отличный и качественный пример правильной подачи информации для зрителя. Спасибо всем, кто работал над этой кинокартиной.
7 из 10
15 апреля 2018
Владимир Зворыкин — русский инженер, изобретатель телевидения. Об этом я недавно совершенно случайно узнал, как это ни смешно, по телевизору(!), увидев фрагмент данного документального фильма, после чего и загорелся желанием посмотреть его полностью и узнать об этом человеке как можно больше, т. к. его судьба показалась мне крайне захватывающей и интересной. И ведь так оно и оказалось!
В картине нам подробно рассказывают про основные моменты жизни, да и вообще про чуть ли не весь жизненный путь великого изобретателя. Здесь и учёба в Петербурге, и крах Российской империи, и бегство от Советской власти через полпланеты, и эмиграция в США и многое-многое другое! Важно, что весь доносимый до зрителя материал расставлен и подан грамотно. Я ни разу не заскучал, смотреть на происходящее было очень интересно.
Леонид Парфёнов с большим энтузиазмом сыграл роль главного повествователя. Парфёнов невольно приковывает к себе взор с первых же секунд, очень бодро и чётко рассказывая о Зворыкине. Сама задумка о том, как Леонид Парфёнов посещает места, играющие когда-то важную роль для изобретателя телевизора, довольно интересна. Например, посещение Парфёновым старого кладбища родственников великого инженера или визит в родной дом, ныне музей, семьи Зворыкиных в Муроме произвели на меня сильное впечатление. В целом, выступление рассказчика вышло очень энергичным и убедительным.
Отлично дополняют фильм и красивые лёгкие мелодии на заднем фоне. К слову, саундтрек подобран удачно. Монтаж и различные постановки сцен сделаны также довольно эффектно.
Итог: весьма сильное документальное кино, при просмотре которого можно наглядно увидеть интересную и насыщенную жизнь русского, точнее сказать, русско-американского инженера. Верно кто-то с долей иронией подметил: «Что бы вообще делали американцы без российских иммигрантов» ?
10 из 10
Обязательно посмотрите!
9 августа 2013
Думается мне, что многие, к сожалению, этот фильм не видели. Ну просто не знали, что есть такой. А очень зря. Крайне интересная документалка получилась. И уж на что я не люблю Парфенова, но тут он как никогда смотрится. В том плане, что как-то даже и внимания на этот раздражающий фактор не очень обращаешь.
О том, что понравилось:
Во-первых, просто интересно. Во-вторых, из-за реконструкции событий фильм смотрится, как единый рассказ, даже как игровой. Именно поэтому смотреть его легко и приятно, даже несмотря на огромное количество терминов и непонятных обозначений. В-третьих, всё это вообще отходит на второй план, когда действительно проникаешься изобретением телевизора и телевидения. Это сейчас нам это кажется естественной и неотъемлемой частью нашей жизни. А 50 лет назад?
О том, что не понравилось:
Ну, тут уже вопрос не содержания, а исполнения. Были некоторые моменты, напрягшие меня. И не очень на мой взгляд нужные элементы его биографии, и некоторая затянутость в выступлениях Парфенова. Но это всё можно перетерпеть. Ведь фильм стоит того, чтобы потратить на него своё драгоценное время.
9 из 10
Удачного просмотра!
17 октября 2010