Синяя птица
Aoi tori
7.2
6.8
2008, драма
Япония, 1 ч 45 мин
В ролях: Хадзимэ Иноэ, Хироюки Киси, Сюта Аоки, Мо Араи, Юко Араки
и другие
Учeник cpeднeй шкoлы Xигacигaoкa — Hoгyти, нe выдepжaв издeвaтeльcтв oднoклaccникoв, coвepшил пoпыткy caмoyбийcтвa. Этoт инцидeнт, пoдpoбнo ocвещeнный пpeccoй, пoтpяc вcю шкoлy. Ho вpeмя идeт и, ocтaвляя пoзaди нeпpиятныe coбытия, шкoлa пocтeпeннo вoзвpaщaeтcя к cвoeй oбыдeннoй жизни. B пepвый дeнь нoвoгo ceмecтpa выxoдит нa paбoтy нoвый пpeпoдaвaтeль, вpeмeннo зaмeняющий клaccнoгo pyкoвoдитeля клacca Hoгyти. 3acтeнчивый и зaикaющийcя нoвый yчитeль вызывaeт y yчeникoв взpыв xoxoтa. Ho oн зaтиxaeт, кoгдa тoт пepвым дeлoм вoзвpaщaeт пapтy Hoгyти нa мecтo.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Синяя птица

английское название:

Aoi tori

год: 2008
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Сёго Уэно
композитор:
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 октября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Синяя птица», 2008

Видео: Трейлер (Синяя птица, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Синяя птица», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Синяя птица», 2008

'.. и все остальные'

У фильма хороший сюжет, в котором есть моральные ценности и опыт, но смотрится фильм не как художественный, а скорее как документальный. Азиатское кино, в целом, не столь художественно как западное, в нем больше реальности. Поэтому для большинства зрителей фильм может показаться не увлекательным и не интересным.

Режиссерская работа показалась органичной и не затянутой. Операторский видеоряд без спецэффектов, кадр сухой в плане красочности. Немного смутило качество пленки. Временами темнота кадра и его естественность создают плохую атмосферу для восприятия, но возможно это не существенно.

Вернемся к фабуле. В чем идея и суть фильма? История фильма это работа учителя в школе где недавно перевелся ученик после попытки самоубийства. Ученика уже нет в классе, но учитель назидательно требует присутствия его стула и парты, и непременно приветствует отсутствующего ученика. На вопрос почему, учитель отвечает потому что здесь все вы, все те, которые «подтолкнули» ученика к такому шагу и не нашелся ни один кто бы его защитил. Мерзость – это тоже форма существ, иногда она выглядит как школьник. Фильм о жизни каждого человека, где большинство готово поддержать подлость, чем стать под свет «школьного сафита» и стать врагом системы. И сразу бросаются воспоминания о подростковом возрасте, где всегда есть схожие моменты в любом коллективе. Фильм не наставление, а скорее «чужой» опыт. В фильме остро звучат вопросы: Кто я? Где я был? И что я делал? Если я есть, думаю ли я так же или же мне просто боязно. Ошибки – это часть жизни, большинство людей принимают их, а некоторые пытаются их исправить и сделать мир чуточку лучше.

Абсолютно положительным героем фильма оказывается учитель. Его прямолинейность и нежелание следовать тому как проще в разрез человеческой позиции и его убеждении. Поведение учителя и в классе, и среди коллег вызывает уважение. Его последовательность и в словах и на деле отличный пример человека, у которого есть, чему поучиться.

Понравилась музыка, которой оказалось совсем немного и отличная песня, что звучит как саундтрек.

Итог по фильму, я бы однозначно рекомендовал к просмотру.

8 из 10

30 сентября 2021

Чувство вины и мораль

После просмотра фильма долго сомневалась, о чем все-таки стоит написать, чтобы передать свои ощущения от просмотра. И, по возможности, заинтересовать других зрителей. Ведь, в целом, фильм в череде подобных драматичных вещей, достаточно ординарный.

Осторожно, в тексте есть умеренные спойлеры.

Это еще одна драма во взаимоотношениях между людьми. Какие-то события практически отсутствуют, главное — это завязка. В остальном — очень дотошное изучение под микроскопом чувств и мыслей людей.

В центре картины — история, произошедшая в обычной японской школе. Компания подростков, своими необдуманными просьбами что-то взять (считай украсть) из магазина буквально доводит безотказного мальчишку до попытки самоубийства. Вполне возможно, что в тот момент школьники даже не отдают себе отчета, как отреагирует мальчик на ситуацию в дальнейшем. Возможно, из-за недостатка проницательности. После этой истории жертва переводится в другую школу, а случай становится достоянием общественности. Даже фотография предсмертной записки печатается в газете. Единственное, что скрыто — так это имена тех, на кого мальчик указывает, как на обидчиков в первую очередь. Мотивы не очевидны. Но все окружающие считают, что и дети, и классный руководитель должны понести наказание, только вот какое? Дальше следует небольшой спойлер (курсив).

По настоянию руководства школы дети пишут.. сочинения. Да-да. Для всех установлен стандартный формат — на пяти страницах излить чувства, покаяться. Наказан весь класс, ведь имена «обидчиков» публично не раскрыты. Достаточно тонко продуманное, но и не столь жестокое наказание. Тем не менее многим оно дается нелегко.

После этой нелицеприятной истории классный руководитель ребят уходит в отпуск на неопределенное время, и на его смену в школу приходит временно другой преподаватель (герой, которого мастерски сыграл Хироши Абе). Стеснительный, с открытым ясным взглядом, очень светлый образ, который где-то со святостью граничит. Как будто он прошел через сильные испытания, и вернулся из своего внутреннего, локального «чистилища»… Да еще и заикается. И сразу становится объектом насмешек у класса. И не только за манеру речи. Первое, что делает новый учитель — он возвращает парту пострадавшего (Нобучи) из кладовой в класс и каждый день отвешивает этой парте приветствие. Да так, как если бы ученик действительно вернулся в старую школу и сидел за этой партой. Возможно, своим протестом дети только демонстрируют какую-то скрытую агрессию. Но зачем? Ведь случай с их одноклассником давно замяли, письма «покаяния» написаны? И, кажется, все должны были уже отпустить ситуацию? Это основная завязка.

Дальше, на протяжении всего фильма новый классный руководитель продолжает вести диалог. Открытый, о смысле искренних слов. И внутренний, размышляя над случившимся. Возможно, он не случайно так переживает за детей, как будто понимает то, чего не понимают родители и учителя. Но что именно?

До конца фильма авторы упорно привлекают внимание зрителей к злосчастной предсмертной записке, где должны быть указаны основные виновники случившегося. Что же скрывает эта записка?

На самом деле в фильме два главных персонажа. И они очень четко обозначены в первых сценах фильма. Это новый учитель, который едет на свой первый урок в новой школе. И его ученик из злополучного класса, который, кажется, больше других винит себя в случившемся. Это (спойлер)

очевидно еще и потому, как воображение постоянно рисует этому мальчику картину самоубийства, как он представляет себе диалог с другом, который решился на роковой поступок.

Именно к этому ученику герой Абе обращается постоянно, как бы в поисках поддержки, когда пытается достучаться до ребят.

Собственно, как становится очевидно уже из начала, главная проблема, которую ставит картина — это чувство вины. Но японцы копают очень-очень глубоко. Дальше простого препарирования чувств тех, кто ее испытывает. Авторам важнее то, как с ней следует поступать. Простые законы морали тут оказываются бессильны и только уводят от решения проблемы.

Ведь христианская мораль, наиболее применимая в данной ситуации. Но если ее трактовать примитивно, способна завести в тупик. Потому что тот, кто ее исповедует в первую очередь пытается обрубить связь с прошлым. Невидимое действие благодати Божией [при покаянии] состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

Покаялся -прощен. Считается, что сам факт покаяния должен привести к очищению. Но это далеко не так. Понимая это, новый учитель продолжает взывать к чувствам ребят. Возможно, он пытается спасти их от самой главной ошибки в их жизни? Что может быть ужасней того, что уже сделано? Наверное, то, как оценит человек свой поступок, что предпримет, даже если в отношении самого пострадавшего уже ничего предпринять нельзя? И если прощение от самого пострадавшего уже невозможно? А как быть, если сам обидчик отдает себе отчет в том, что жертва уже никогда не сможет простить его?

Уже одно то, что эти и другие вопросы становятся очевидны при просмотре фильма, без прямого указания на них, говорит о том, что он сделан мастерски. Снят хорошо. Очень показательна при этом первая сцена, которая буквально снята по учебнику. Когда мы видим в кадре долгое время все (и книгу в руках, и шагающего человека, и детали одежды), но не видим лица. Кто вспомнит первую сцену «Спсиков Шиндлера» — как пример…

Вообще, это всегда поражало в азиатах (не только в японцах) умение очень неплохо вытащить картину, построенную только на одном событии и его оценке. Когда ничего не происходит, а фильм держит в напряжении целый час.

Возможно я плохой библиофил или мало знакома с кинематографом. Но именно такое детальное и целенаправленное трактование чувства вины и душевных переживаний, с ней связанных, я встречала чаще в азиатских произведениях. Тут аналогий тоже много. И «Северные канарейки» и, чем-то по основной сути похожий на «Канареек» анимационный фильм «Невиданный цветок». Но даже там, в отличие от «Голубой птицы» важен сам факт примирения группы ребят, которые в чем-то себя обвиняют. Когда через многие годы вдруг оказывается, что люди живут с чувством вины. А потом цепь обстоятельств дает им раскрыть свои чувства. Изучается сама обоснованность таких чувств.

Именно на волне таких аналогий фильм «Голубая птица» показался мне в чем-то особенным. Уникальным даже. Ведь он дает ответы на вопрос, что произойдет потом, когда чувство вины станет очевидным. И стоит ли пытаться отпустить это чувство, не будет ли это провоцировать новые душевные испытания.

3 сентября 2017

Учитель на замену

Считается, что время лечит. Но что лучше исцеляет: долгая память или скорое забвение? Учитель Мураучи научен собственным опытом, которым он решил поделиться с набедокурившими школьниками в те недолгие дни, что выпали ему для замены их напуганного наставника, взявшего передышку от классных дел.

Потрясённые недавним случаем, одноклассники, кто стыдливо прячет глаза, кто находит себе оправдание, стремясь прогнать от себя тяжёлые мысли о своих отношениях с приятелем, который хотел прекратить их вместе со своей жизнью, заставив взрослых искать причины и придумывать способы, чем помочь, сводя свои меры к формальностям, спеша перевернуть страницу, на которой ещё осталось несколько недописанных строк.

Заикающийся Мураучи, словно повторяя трудно выговариваемый слог, раз за разом, возвращает в класс подписанную чернилами парту бывшего ученика Hoгyти, приветствуя по утрам его свободное место, доводя тем бывших соучеников до злости, и вызывая раздражение начальства объявившего о решении, замаскировав им бессилие предотвратить очередную беду.

Упорство Мураучи — это выигранное время, позволяющее всем подумать и осмыслить свою роль, оправдываясь или признаваясь себе в ошибках, это нелишний шанс совести взять на себя ответственность и признать вину пред совестью, сжимающей сердце Синиши Сонобэ, вспоминающего, что проморгал, чем поранил.

Необдуманные просьбы «друзей» ложились тяжёлым бременем на честь Ногути, прятавшего откровение за улыбкой, рассчитывая на внимательность одноклассников, разменивавших его доверие по мелочам, убеждая тем самым в безвыходности положения, прекратить которое может смерть.

Не сразу, но вскоре догадываешься, что мучения страдальца были вызваны совестливостью одного и бессовестностью остальных, невзначай загонявшей товарища в угол, терзая душу сильнее, чем иная физическая боль, оставаясь непонятой и неосознанной, которая такой и останется, если её постараться поскорее забыть.

Роль Хироши Абэ (учитель) состояла в том, чтобы не дать успокоиться персонажу Каната Хонго (ученик) и попытаться растормошить других, заставляя их думать о том, что сделано, дабы ошибок не повторять. Невозмутимому Мураучи, растянувшаяся на годы память, не даёт покоя групповой фотографией, бережно хранящейся меж книжных листов, заставляя тянуть время, чтобы успели вылечиться те, кто хотел.

26 ноября 2012

Драма Синяя птица в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Кэндзи Наканиси. Кто снимался в кино, актерский состав: Хадзимэ Иноэ, Хироюки Киси, Сюта Аоки, Мо Араи, Юко Араки, Нао Исидзаки, Хирото Ито, Мо Карасава, Shôhei Kawakami, Такуя Коидзуми, Рё Минами, Мо Миура, Tomi Nakaho, Тацуя Сузуки, Рихо Такада.

Страна производства - Япония. Синяя птица — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.