Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину
7.6
7.2
2008, биография
Россия, 2 ч 10 мин
16+

В ролях: Алиса Фрейндлих, Григорий Дитятковский, Артем Смола, Сергей Дрейден, Алексей Девотченко
и другие
Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину

год: 2008
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Владимир Брыляков
художники: Марина Азизян, Владимир Светозаров, Михаил Гаврилов, Георгий Колотыгин
жанр: биография
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $89 068
Мировые сборы: $88 998
Дата выхода
Мировая премьера: 23 января 2009 г.
на DVD: 20 августа 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
биография

Постер фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», 2008

СССР; начало 40-х – начало 90-х годов XX века

Мария Моисеевна /Алиса Фрейндлих/ - мать Бродского, заботливая и любящая мать и жена

Александр Иванович /Сергей Юрский/ - отец Бродского, фотокорреспондент, любящий и заботливый отец и муж

Иосиф Бродский /Григорий Дитятковский/ - поэт

Ох, сложновато, откровенно говоря, облечь свои мысли об этой картине в стройные предложения. Но придётся же попытаться. Хотя фильм этот – фильм-впечатление, фильм-эмоция, фильм-нерв, и воспринимается больше не разумом, а чувствами.

Во-первых, снят он крайне необычно, я, по крайней мере, ничего подобного ранее не видела. Перед нами какие-то обрывки воспоминаний, а порой мечтаний выгнанного из страны поэта. Всё происходящее поясняется закадровым голосом главного героя. И очень часто перемежается с мультипликационными вставками, причём, каждый подобный мультфильм снят в особой, не похожей на предыдущую, технике.

Во-вторых, фильм лично меня зацепил тем, что весь он о детско-родительских отношениях. Сложно, конечно, представить, каково было родителям, сына которых выгнали из страны и увидеться с ним они больше никогда не смогли до самой смерти. Сложно представить и чувства мужчины, которого не пустили даже на похороны родителей. Но прочувствовать все эти эмоции очень даже можно, и, на мой взгляд, создателям данного фильма это удалось донести до зрителя вполне удачно.

Немножко меня покоробило то, что родители Бродского были уж слишком возрастными, т.е. мальчику всего десять, его маме на тот момент было 45 по факту, а перед нами семидесятилетние мужчина и женщина, которым грим ничуть не помогает выглядеть моложе. Но передать эмоции своего персонажа, конечно, и Юрский, и Фрейндлих смогли более чем достоверно. Тут и говорить не о чем, мастера.

Интересно, что актёр, сыгравший Бродского в зрелом возрасте, очень на него похож внешне. И это его единственная роль в кино. Читала, что Дитятковский творит в театре.

Фильм снят по прозе Бродского, по его воспоминаниям, но не является биографией как таковой. Нам не показывают его жизненного пути, его становления, как поэта, его отношений с женщинами и другими близкими людьми. Только отношения с родителями, с небольшими вставками с теми же романтическими увлечениями, но опять же через призму отношений с родителями.

Картина получила Главный приз программы «К Востоку от Запада» на Международном кинофестивале в Карловых Варах. На премии Ника он забрал награды в номинациях Лучший фильм, Лучший сценарий и Лучший режиссёр, и номинировался здесь же в категориях Лучшая женская роль, Лучший звук и Лучшая работа художника-постановщика. А так же имеет номинации на премии Золотой орёл в категориях Лучший сценарий и Лучшая мужская роль второго плана.

Примечательно, что Нику за Лучшую мужскую роль получила Светлана Крючкова за свою роль в картине «Похороните меня за плинтусом». А в данной картине Крючкова так же появилась в эпизодической роли уже пожилой Анны Ахматовой. Я уже рассказывала о сериале «Луна в зените», где Крючкова исполнила роль Ахматовой и сделала это великолепно.

Мне фильм очень понравился, он эмоциональный и необычный. Рекомендую его всем любителям незамыленностей.

26 июля 2023

Ниоткуда с любовью..

Было очень интересно ознакомиться с данным произведением, узнать поближе любимого автора, посмотреть на быт тех лет, на те полторы комнаты, в которых он рос.

Мне больше всего из всех представленных 2х часов понравилась концовка: мы видим автора, который прогуливается по Санкт-Петербургу 90х годов, вспоминает свое детство, приходит домой и встречается с родителями и соседями, как будто и не было всех тех лет в ссылке, как будто он просто на время уезжал и, наконец, вернулся. Они сидят за столом, как в старые добрые времена, смотрят телевизор и разговаривают. Кажется, что это идея режиссера-показать нам, как бы было, вернись он домой, пока не звучит фраза: «Папа, как ты умер?» И мы понимаем, что все это нереально, что это не фантазии создателей, а очень сильный момент, показывающий нам, как душа скитальца, освободившись, снова вернулась на Родину. Ведь Иосиф Александрович тоже умер, хоть и удивлен этому. Поэтому он здесь, снова со своей семьей. Очень сильный момент, очень трогательный.

Хочется так же отметить, что актеры сыграли здорово. Только в речи Григория Дитятковского мне не хватало той изюминки, присущей Бродскому картавости, которую мастерски передал Артем Смола. В этом, пожалуй, состоит мой минус этой картине.

В остальном, очень замечательный фильм. Всем, кто неравнодушен к творчеству Иосифа Александровича, будет интересно ознакомиться, я думаю.

«Только пепел знает, что значит сгореть дотла..»

7 из 10

30 ноября 2019

«В этой маленькой комнате всё по-старому»

Иосиф Бродский… Несмотря на все тяжбы, встретившиеся на его жизненном пути, это имя стало культовым для любителей поэзии по всему миру. Он пережил всё: ссылки, цензуру, забракованные публикации и запреты на возвращение домой, но, как говорится, per aspera ad astra, и ныне Иосифа Александровича по праву считают одним из лучших поэтов 20го века. Нобелевская премия, переводы на многие языки мира (в основном английский, польский и итальянский), миллионы вдохновлённых поклонников и последователей, улицы, мемориалы и памятники, названные в его честь, песни, написанные на его творения, стихи, а также кино об авторе это полностью доказывают.

На сегодняшний день о Бродском снято множество фильмов, но поговорить я хочу о ленте «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», по моему субъективному мнению, наиболее заслуживающей внимания (а если не верите мне, то, думаю, «Ника», «Золотая ладья», гран-при на кинофестивалях «Зеркало» и «К Востоку от Запада» вас убедят).

Итак, «Полторы комнаты» снял Андрей Юрьевич Хржановский, отечественный мультипликатор, сценарист и режиссёр. «Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского», — вещает нам синопсис ленты. Всего одно предложение уже вводит в лёгкий ступор. Да, ИА был чудесным прозаиком, но ведь в первую очередь Бродский — поэт! По его стихотворениям можно создать невероятную фантасмагорию, разложить всю его жизнь по поэтическим строфам, но нет! За основу фильма взята проза.

Интригующе, не правда ли?

На первых кадрах появляется стойкое ощущение, что нас ждёт типичный байопик, немного нудный, монотонный, укладывающий жизнь автора за два часа от сих до сих, но в какой-то момент появляется… кот! Двухмерный, нарисованный когда-то самим ИА кот. Тот самый, которого Бродский будил, когда приходили особо дорогие гости. И вот этот котяра начинает читать стихи хозяина. Тут-то мы и понимаем, что с «типичным байопиком» мы погорячились, ибо кот — далеко не самая чудная (или чудесная?) вещь в фильме. Летающие виолончели, пегасы, сам Бродский, превращающийся то в корову, то в коня… И всё это опять же на скорую руку набросано нашим горячо любимым ИА. Фильм постоянно преподносит сюрпризы, будь то театр теней или внезапное камео Сталина, ведущего кулинарное шоу. Лента регулярно заигрывает с цветовой гаммой: ранние, почти забытые воспоминания окрашены в мрачные чёрно-белые тона, а дорогие сердцу моменты отдают лёгкой сепией. Плюс ко всему, в фильме начисто отсутствует хронология. Вот мы видим совсем юного «Осечку-школьника», а в следующий момент он уже вполне состоявшийся поэт. Понаблюдаем за Бродским-студентом, и снова в детство.

Но ни одна стилистика не вытянет на себе фильм без достойного сценария и ярких актёрских работ. Благо и здесь всё прекрасно. Сценарист и режиссёр идеально сплели воедино и биографическое составляющее, и творения самого Бродского, а благодаря отсутствию логичной хронологии фильм нескучно смотреть. Роль, а точнее роли Бродского исполнили аж три актёра: Евгений Аганджанян — в детстве, Артем Смола — в юности, и Григорий Дитятковский наиболее знакомого нам зрелого автора. Последнему стоит поаплодировать, ибо он, не имея за плечами опыта в большом кино, смог передать характер и эмоции того самого Иосифа Бродского, без купюр, без прикрас. Особого внимания заслужили родители Бродского, сыгранные более маститыми актёрами Сергеем Юрским («Золотой Телёнок», «Любовь и голуби») и Алисой Фрейндлих («Служебный роман», «Сталкер»). Думаю, о масштабах их таланта говорить излишне.

Неповторимую атмосферу фильму создала музыка. Легкий фортепианный аккомпанемент сменяется «Let my people go» великого Луи Армстронга. Но саундтреком «Сентиментального путешествия», бесспорно, стал «Случайный вальс» Леонида Утёсова. Вся музыка не просто дополняет повествование и добавляет необходимого настроения, но и виртуозно вплетена в сюжет, а потому даже после окончания фильма долго мучаешься вопросом: «А как же всё-таки правильно: «И лежит у меня на ЛАДОНИ незнакомая ваша рука»? Или всё же «На ПОГОНЕ»?»

В общем и целом, хочется отдать должное каждому, кто приложил руку к этой ленте: режиссёру и продюсерам, авторам сценария и художникам-постановщикам, монтажёрам и операторам, аниматорам, массовке, всему актёрскому составу, и, разумеется, идейному вдохновителю, тому, ради кого мы здесь сегодня собрались — Иосифу Бродскому.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Громоздким названием чудесного фильма описывается вся жизнь Иосифа Александровича.

Описывается ярко, бесцеремонно и лаконично. А потому, вот мой совет в духе поэта:

«Не выходите из комнаты, пока не посмотрите это кино».

9 из 10

24 октября 2016

Сентиментально. Тепло. Душевно.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» кино о человеке сложной судьбы, о его одиночестве, это кино об одном из талантливейших русских поэтов Иосифе Александровиче Бродском. Кино основано на произведениях поэта, в особенности, на его эссе «Полторы комнаты», где поэт мысленно возвращается в прошлое на свою Родину. Бродский, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем сняли фильм и поэтому особенно приятно, что он, все-таки, был создан.

Фильм состоит из нескольких частей: детства, отрочества, юности и зрелости поэта. Во всех частях жизни поэта своя атмосфера. Кадр за кадром мы наблюдаем взросление поэта и становление его личности. О всех этих периодах жизни как бы рассказывает сам поэт, зритель слушает его рассуждения, тем самым погружаясь в его мысли. Сквозь всю эту картину четко чувствуется, каким добрым человеком был Бродский, ощущается его отношение к жизни, тоска по Родине и родителям, с которыми он так и не увиделся.

Зрителю может показаться странным, что Бродского в разные периоды жизни играют разные актеры, а его родителей те же самые (Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский), но в этом как бы передаются образы зрелости и мудрости родителей, их статичность во времени в глазах ребенка.

Кино атмосферное, теплое и очень душевное. Кино созерцательное, образное, немного сбивчивое и сумбурное, но, несомненно, хорошее.

Однако хочется внести «ложку дегтя». Назвать байкопиком это кино нельзя, слишком много личной оценки режиссера к жизни Бродского. Посоветовать эту картину можно только людям, очень хорошо знакомым с жизнью поэта. Незнающий человек может принять все факты, изложенные в картине как истину, что является большой ошибкой. Как полноценное художественное произведение, это кино часто отклоняется от реальности, поэтому полностью доверять изложенному, конечно же, не стоит. В картине нельзя проследить становления Бродского, как поэта. Мы просто наблюдаем его физическое взросление, но никак не поэтический рост. Не понятно, как именно Иосиф Бродский стал поэтом, с какого времени это началось и почему. Видна только личность, но не поэт.

Что можно сказать смело, так это то, что это кино для истинных ценителей поэзии, и особенно, ценителей и знатоков великого поэта Иосифа Александровича Бродского. Остальным оно может показаться нудным и неинтересным.

4 июня 2015

Увидеть всё целиком; иначе — распад и отчаяние.

Прежде всего, хотелось бы начать с того, что в подобного рода фильмах, то есть биографических, всегда воспринимаю фильм, как кино и не более того, то есть заострять внимание на том, кто прав, а кто виноват, не имеет смысла, лучше насладиться искусством про искусство. Бродский, как личность, очень близка мне, как по крови, так и по своим суждениям, мир Бродского это неуловимая цепь событий, его искусство слова, это что-то особенное и неповторимое.

В основном, в фильме рассказывается об отрочестве Бродского, то, как на него в детстве влиял внешний мир, то кем были его родители и какими взглядами обладали они. Самое утонченная часть фильма для меня, это когда показывают мечты поэта от первого лица, то, как он размышляет будучи ребенком, его воображение, влечение, энтузиазм и наивность. Какая же жизнь была в то время, тоталитарное общество воспитывало людей с рождения, но как жить в рамках, когда твоя душа хочет летать. Этот режим, который испоганил жизни многим, в том числе Бродскому и его родителям.

На мой взгляд в фильме есть всё, что нужно, для достойного проекта, и даже больше. Режиссер не бросается в крайности, очень аккуратно и нейтрально показывая жизнь этого великого поэта, это может быть лишь домыслом, но на мой взгляд, режиссер показывает того Бродского, который у него в душе. Отличная мультипликация, качественная операторская работа, великолепно проделанный труд, который заставляет лишь аплодировать и погрустить вместе с фильмом.

16 февраля 2015

«Так скажите хоть слово»

Биографические фильмы о великих людях всегда очень сложны в воплощении, особенно когда речь идет о личностях творческих. Режиссер должен рассказать о важных деталях становления тонкой натуры, попытаться разобраться в причинах возникновения творчества и в сложной судьбе автора. Известный российский режиссер-аниматор и сценарист Андрей Хржановский вместе с не менее знаменитым сценаристом и писателем Юрием Арабовым взялись за одну из главных личностей в отечественной литературе 20-го века — поэта Иосифа Бродского.

Биографический фильм рассказывает нам о воображаемом возвращении великого поэта в родной Санкт-Петербург. Постепенно погружаясь в воспоминания Бродского, мы видим его детство, юность и взрослые годы, переживаем вместе с ним самые памятные моменты на его пути.

Помимо игры актеров режиссер задействует еще несколько составляющих. Во-первых, анимация, которая играет важную роль в фильме. Она очень тонко и точно передает некоторые детали, атмосферу и настроение. Особенно я бы отметил две анимационные вставки. В первой мы видим, как агрессивная толпа комом сметает на своем пути все в доме Мурузи, где до революции проживали преимущественно представители интеллигенции. Это, пожалуй, является отличной иллюстрацией того исторического периода. Потом анфилада делится на крохотные комнатки, в которых ютятся по несколько человек. В одной из таких комнаток поселится Бродский со своими родителями. Вторая анимационная вставка, которую мне особенно хочется отметить, — интервью Бродского. Мы видим, как Иосиф Александрович ловко и иронично, местами даже саркастично отбивается от вопросов журналистов. Но вдруг в его сторону звучит: «Так, может, вы действительно сумасшедший?» Это предположение стрелой впивается в грудь поэта. От него уже не отбиться щитом самоиронии. Как мне кажется, авторы фильма этой вставкой дают нам прочувствовать, что такую тонкую натуру, как Иосиф Бродский, легко можно было смертельно ранить столь жестокими словами.

Еще одной составляющей фильма являются хроники как видео, так и тексты. Автор использует небольшие вставки с реальным Бродским. Зритель даже становится свидетелем вручения Бродскому Нобелевской премии. Довольно часто звучат стихи поэта, которые раз за разом погружают нас в атмосферу его творчества. Основой всего закадрового текста Бродского являются его личные записи и мемуары. Их использование добавляет достоверности происходящему на экране, ведь мы слышим не чьи-то байки и рассказы об Иосифе Александровиче, а слова самого поэта.

Картина «Полторы комнаты» наполнена символами. Отмечу несколько, по моему мнению, важнейших. Раньше всех появляются две вороны, которые олицетворяют родителей Бродского. Авторы обыграли их как анимационно, так и через реальных, живых ворон. Эти мудрые птицы всюду сопутствуют уже совсем немаленькому Бродскому. А в конце Иосиф отмечает, что гнездо, из которого так в свое время стремился сбежать, и есть самое важное в жизни. Кот-поэт — отражение самого Бродского, если я правильно понял замысел авторов фильма. Действительно, по-кошачьему грациозны стихи Иосифа. Еще один важный символ — город Санкт-Петербург, символизирующий родину, дом, в который так и не суждено вернуться хотя бы на некоторое время. К счастью, как сказал сам Бродский, «лучшая часть меня уже там — мои стихи».

Фильм Андрея Хржановского и Юрия Арабова — достойное полотно, отражающее жизненный путь великого поэта. Путь неровный и сложный, поэтому такой трагичный, как и истории других гениев, которым пришлось покинуть Россию в 20-ом веке.

7 из 10

14 декабря 2014

Поэт — Иосиф Бродский.

Атрибуты — любовь к архитектуре, Венеции, страсть к курению, ссылка в деревню за «тунеядство», допросы КГБ, психбольницы, эмиграция, профессорские должности в зарубежных университетах, Нобелевская премия.

Образ Иосифа Бродского — борца с советской властью — зачастую заслоняет все другие его ипостаси, поэтому можно сказать, что режиссер Андрей Хржановский поставил действительно хорошую картину, любовно рассказывающую о взаимоотношениях Бродского с родителями, которых сыграли Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, о взаимоотношениях поэта с родным гнездом. Фильм — фантазия на тему возвращения Бродского в Санкт-Петербург, основанная на произведениях Бродского и во многом на эссе «Полторы комнаты», посвященном родителям. Родители 12 раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына, но им было отказано и после операции на открытом сердце, перенесенной Бродским, и вынужденном уходе за ним. Сына они не увидели, видели только по телевизору, на вручении Нобелевской премии, Бродскому было отказано приехать даже на их похороны. «Из головы у меня не выходит эта картина — двое стариков, скитаясь по многочисленным государственным канцеляриям и министерствам в надежде добиться разрешения выбраться за границу, чтобы перед смертью повидать своего единственного сына, неизменно именно по-русски слышали в ответ двенадцать лет кряду, что государство считает такую поездку «нецелесообразной». Система сверху донизу не позволяла себе ни одного сбоя. Как система она может гордиться собой. И потом, бесчеловечность всегда проще организовать, чем что-либо другое. Основная трагедия российской жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку. В общем, в презрении и отсутствии сострадания», — слышит зритель закадровый голос Бродского. И его поэзию. «Я плыву в облаках по прекрасным местам, где я был молодым, возле чаек и там, где кончается дым», — доносятся строки из «Баллады о маленьком буксире», когда Бродский опять оказывается (фантазия, не биографический факт!) в Санкт-Петербурге. В реальности на родину вернулись только его произведения, которые снова начали печатать. Что и следовало из его письма Л. И. Брежневу, в котором сказано: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге». И во всем этом чувствуется такая глубокая трагедия, хоть и без лишнего пафоса и патетики. А ещё с нескрываемой симпатией воссоздается образ поколения Бродского, «последнего поколения, для которого ещё важны культурные ценности», и образ Питера, любимого Бродским.

Цитата:

Один певец подготовляет рапорт,

другой рождает приглушенный ропот,

а третий знает, что он сам — лишь рупор,

и он срывает все цветы родства.

Отрывок «Одной поэтессе», 1965.

Да не будет дано

умереть мне вдали от тебя,

в голубиных горах,

кривоногому мальчику вторя.

Да не будет дано

и тебе, облака торопя,

в темноте увидать

мои слезы и жалкое горе.

Пусть меня отпоет

хор воды и небес, и гранит

пусть обнимет меня,

пусть поглотит,

мой шаг вспоминая,

пусть меня отпоет,

пусть меня, беглеца, осенит

белой ночью твоя

неподвижная слава земная.

Все умолкнет вокруг.

Только черный буксир закричит

посредине реки,

исступленно борясь с темнотою,

и летящая ночь

эту бедную жизнь обручит

с красотою твоей

и с посмертной моей правотою.

«Стансы городу», 1962.

14 апреля 2014

Дорогой пилигримов

К сожалению, я только раз была в Питере, к сожалению, я не зачитывалась Бродским, и без сожаления я посмотрела этот художественный фильм, который возможно может быть биографическим, а может и не быть им, ведь сами авторы сказали мне-зрителю, что всякие сходства случайны. Но, без всякого сомнения, этот фильм посвящен истории жизни Иосифа Бродского… уже скрытой годами для нашего поколения.

' Засвети же свечу на краю темноты.

Я увидеть хочу то, что чувствуешь ты.

В этом доме ночном,

где скрывает окно,

словно скатерть с пятном,

темноты полотно.»

Прекрасную статью об этом фильме написал А. Рапопорт, я не смогу выразить лучше свои впечатления, поэтому наберусь смелости процитировать его с небольшими интерпретациями.

Этот фильм — выражение любви к творчеству Бродского Андрея Хржановского. Картина наполнена отрывками из произведений писателя, его рисунками, фотографиями из семейного архива, чудесно-сказочной атмосферой города на Неве, проникнута любовью. Фильм представляет собой кинофантазию (сделан в «смешанной технике»), где игровое кино переплетено с документальными кадрами и мультипликацией (высококлассной!! и проникновенной), а факты биографии — с вымыслом.

«Название картины происходит от мемуарного эссе «Полторы комнаты», написанного И. Бродским по-английски в 1985 году. Речь в нем о жизни семьи из трех человек — отец, мать, сын — в послевоенном Ленинграде, о скудном коммунальном быте и политической атмосфере той эпохи, о взаимоотношениях человека с всесильным беспощадным государством, о стареющих родителях, которым так и не разрешили увидеться с сыном после его вынужденной эмиграции в 1972 году.»

«Несомненная удача — актерский дуэт Алисы Фрейндлих и Сергея Юрского, сыгравших родителей. Оба они ленинградцы, оба великие актеры, оба помнят последовательно сменявшие друг друга военную, послевоенную, хрущевскую, брежневскую эпохи»

«Нельзя сказать, что персонаж «один к одному» похож на прототип, но при этом воспроизведение мимики, жестикуляции, манеры двигаться, петербургского выговора Бродского, этого его «чокающего» «что», бесконечных «да?», которыми он перебивал свою речь…

Зрителю подсказано: похожесть и непохожесть означают, что перед ним не биография, а «высокий вымысел», к которому предложено эмоционально подключиться, поверить», а посмотрев — стоит отбросить сомнения, предубеждения и читать… вся сущность и жизнь человека, который сам назвал себя поэтом, в его произведениях !

13 января 2014

«У каждого свой Бродский!»

Начну с того, что Бродский для меня это целый мир, мир упоительной пронзающей поэзии, мир глубокой личности диссидента, гонимого так горячо любимой им родиной, которая за его талант его же и сослала подальше, дабы не пошатнулись стены народного трезвоумия возведенные под красным знаменем.

Фильм для меня это открытие, практически олицетворение того Бродского, которого я люблю и которым восхищаюсь.

Мастерское погружение режиссером в душу поэта, взгляд на Советскую эпоху через призму самого Бродского, иллюстрация полета мысли гения, посредством мультипликации, все это щедрый дар создателей фильма любителям Бродского.

Талантливая игра А. Фрейндлих и С. Юрсова, исполнивших роль родителей Бродского, заслуживает уважения и восхищения, благодаря им повествование о детстве и юности Йоси еще сильнее пронизано достоверностью и искренностью, которых так не хватает в современном кинематографе.

Особое место в сердце у меня занял закадровый текст и особенно стихи, которые читает Сам Бродский, ведь лучше самого поэта этого никто сделать не сможет. Ну и конечно же «сокращенный кот» сопровождающий автора весь фильм — очень важная и трепетная изюминка фильма, ведь сам Бродский очень часто проводил аналогию между собой и котом.

Сентиментальная нота двух ворон, которые в случае, если реинкарнация существует являются родителями гения, встреча с которыми так и не состоялась заслуживает отдельной благодарности режиссеру.

Фильм красивый, трогательный, честный, многогранный, эмоциональный, как сама жизнь… Фильм подарок нам, любителям Бродского и дань уважения самому поэту. Искать претензии и ошибки нет никакого желания и необходимости, для меня он видимо станет «настольным фильмом», который из раза в раз будет заставлять трепетать сердце.

10 из 10

8 декабря 2013

Историю можно изучать по-разному. Обычно принятый способ — слушать лекции в больших, пыльноватых, как правило, залах; погружаться в научные труды, будучи окружённым высокими стеллажами молчаливых библиотек.

Но есть и другой вариант — проникаться эпохой, впитывая оставляемые ею впечатления — от бесед с её современниками, от прослушивания её музыки, просмотра фильмов, фотографий, чтения книг, описывающих данную реальность. Этот способ, пожалуй, менее достоверен, но субъективно — куда эффективнее.

Мне приходилось много размышлять, что же такое ностальгия, и как объяснить это чувство. В конце концов я нашёл себе (ей) якобы-научное объяснение: наши мысли, воспоминания — это электрический импульс по определённой цепочке аксонов, окончаний нервных клеток в мозгу. От того, по каким конкретно клеткам прошёл ток — зависит то, о чём мы подумали, что вспомнили. Со временем, наши мысли и чувства изменяются, нас занимают другие проблемы, старые горести заменяются новыми радостями, и наоборот. Но иногда бывает, что цепочка-для-мысли, вызываемая каким-то внешним раздражителем, оказывается совсем рядом с той, старой, давно не использующейся: запах черники пролегает рядом с прогулками по осеннему лесу. И стоит электричеству в мозгу слегка ошибиться — ррраз! — и ты внезапно возвращаешься к чувству десятилетней давности. Ты только думаешь, что его забыл — всё сохраняется, вопрос только в том, как добраться до правильной цепочки… Иногда эта связь не так явственна, как в случае с запахами. Это может быть форма, предмет, словосочетание, даже цвет… Фильмы о прошлом умеют иногда «зацепить» за нужный нервный хвостик.

Фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» — это как бы поток мыслей, вольно текущие воспоминания от лица Иосифа Бродского. Фильм возвращает нас в эпоху «той страны», прогоняет перед глазами сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы. Поэт как бы возвращается в Россию, переживает заново отрывки из собственной жизни, беседует — уже где-то вне времени — со своими родителями… Мы видим разницу между эпохой Советского Союза, и условной современностью. Оценки здесь не даётся, лишь наблюдения за изменениями, столь сильно преобразившими российское бытие.

А помимо ностальгически-повествовательной составляющей, фильм, как и следует из названия, пропитан идеей возвращения назад, стремлением вернуть утраченное эмиграцией. Чувствуется вся сложность этого состояния — и простое, детское желание пройтись по хоженым дорожкам, и безысходное понимание, что прошлое в настоящем не найти, и опасение несоответствия ожиданиям от встречи — своим и чужим…

Дополняют общее впечатление и анимационные вставки, перемежающиеся закадровыми стихами, и символические мотивы, которыми полон фильм.

9 из 10

4 мая 2013

Андрей Хржановский. Новое для меня имя. Видела его по ТВ. Мое поколение — старость, седина, морщины и — живые глаза, которые никогда с этим не смогут примириться… Режиссер фильма «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Знаю, что мне надо остыть, чтобы не быть слишком восторженной. Возможно, фильм сопереживателен только для меня — слишком много пунктов и воспоминаний совпадают. Ленинград, детство, все признаки и призраки эпохи. Подумать! ведь я могла в то время встретиться с Бродским, Довлатовым, Рейном. Ходили по одним и тем освященным ленинградским улицам у Финляндского (тогда говорили — Фильянского) вокзала!.

Желтоватый свет, возвращающий в ту эпоху далеких фотографий, оранжевых абажуров, голос Райкина из крошечного телевизора (где катается также наша гордая европейская пара)… «Полторы комнаты…» — это бывшее, разодранное ныне (претерпевающее евроремонт) жилище поэта. Где полноправно и полнокровно обитают призраки его родителей. А сам герой, что за мистификация? Настолько похожий актер (Артем Смола), как исполнитель главной роли?

Судьба отдельных исторических зданий в Ленинграде-Петербурге. Мультипликация. Компьютерная анимация. Образ Петербурга как отдельного героя картины. Колоссальное количество знаковой музыки. Музыка по воздуху — в виде инструментов, заигрывающих даже с архитектурными персонажами. Идолы эпохи — чайный гриб, похожий на живое инопланетное существо, Книга о вкусной и здоровой пище, дающая теоретические понятия как надо питаться Коты, как наиболее доверенные животные, сопровождающие Бродского всю жизнь. После реинкарнации(!) хотел оказаться в Венеции — котом! В Венеции и остался, несмотря на тягу к Васильевскому острову. Белые венецианские маски смерти на родителях — трагическая находка. Родители увещевают Бродского: на одну премию не проживешь…

Главное в фильме — абсолютно непрерывающаяся ткань, органичная, несмотря на мозаику, эклектику и прочие термины. Режиссер — «человек-оркестр», по обилию и разнообразию инструментов, которыми играет.

Через весь фильм — две вороны, как души не встретившихся с ним (с Бродским) родителей — не пустили за границу ввиду «нецелесообразности». Если бы кто сказал, что смогу увидеть биографический фильм-шедевр, не поверила бы. Стихи Бродского, конечно, звучат, и хорошо, когда не в авторском исполнении…

27 ноября 2012

Лейтмотивная в творчестве Иосифа Бродского тема времени и пространства режиссер Хржановский представил в новом воплощении. Поэт, уже умерев, возвращается на Родину, временами делая остановки в прошлом, рассказывая о нюансах, деталях, поднимая в душе трепетные воспоминания из детства и юности, что делает его путешествие поистине сентиментальным, чувствительным.

Это путешествие умершего поэта к умершим родителям. Получается, что фильм — фикция или, может вернее будет сказать фильм-эссе? Это то, чего никогда не было, но вполне могло бы быть, уверен режиссер. Фильм о несуществующем, но ПРОчувствованном. И только чувство и чувствительность способны оживить.

Но ведь фильм Хржановского — не об исключительности личности Иофсифа Александровича, не об особенных отношениях поэта с Петербургом. Это, прежде всего, фильм об отношении человека к Родине, о переосмыслении отношения к родителям, это взгляд в прошлое человека на закате жизни, когда многое начинаешь видеть иначе, нежели в синхронии событий, то есть отчетливо слышен мотив конца жизненного пути. Урок Бродского прост: больше всего любишь то, что тебя сформировало — родной город и «полторы комнаты», которые куда больше, чем «декорации», и, конечно, родителей, для которых ты навсегда просто мяукающий Ося, а не нобелевский лауреат.

Знаменателен финал фильма. Мальчик бежит по замерзшей Неве — апогей Петербурга как хронотопа. Поэт смотрит сам на себя, отстраняясь, делая шаг в сторону от собственного я.

«Почти пейзаж… Возможно, это будущее..

Возможно также — прошлое… Бесспорно — перспектива…

Возможно — натюрморт.. В сущности, и есть автопортрет.

Шаг в сторону от собственного тела».

23 марта 2012

Полторы комнаты

«Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину» — нельзя описать фильм одним словом…Фильм-поэзия. Что я только не испытал при просмотре фильма; это самые светлые чувства, которые можно только ощутить. Нежное и трагическое кино отлично стилизованное по дух того времени. Документальная хроника, стихи великого поэта Бродского, мультфильмы — все это великолепным образом переплетается в одной картине русского режиссера Андрея Хржановского.

Сюжет картины довольно прост и в то же время гениален в своем исполнении. Но стоит отметить, что это не только биография великого поэта, это путевка в то самое время, когда при власти был Сталин, когда люди боялись ходить с авоськой полной картошки по улицам (а вдруг отберут), когда евреев изгоняли из страны, коммуналки — одним словом в далекий 20 век, путевка в молодость поэта.

Ностальгия принимает не только значение «тоска по родине», а что-то на много большее. Приезд поэта на родину осуществляется именно наводным путем. Сам Бродский поясняет нам «вода-символ времени». Время… именно время. Поэт плывет на пароме, на Родину, в свой родной город Санкт-Петербург (для него это все тот же послевоенный Ленинград), как когда-то он рассуждал со своим другом о том, что именно такой дорогой он доберётся до города, так тесно связанным с его детством. И мы плывем вместе с ним, разрезая волны воспоминаний из жизни Бродского, с головой погружаясь в атмосферу того времени.

Ностальгия в первую очередь по родителям, по тем людям, которые тебя вырастили, поставили на ноги. Фильм о любви к своим близким, о том, что нужно ценить то маленькое место под названием семья. Не случайно финальные строки делают на этом акцент всей картины.

Каждый из героев так же представлен в анимированном мире картины. Поэт — кот. Родители — вороны. Все эти мультяшные представители дают нам расширить рамки восприятия фильма.

Стоит отдать должное актерам данной картины. Алиса Фрейндлих — мать Оси, Сергей Юрский-его отец. Кто как ни они смогут настолько нежно и трогательно сыграть самых близких людей Иосифа. С каким трепетом играют они родителей поэта. Они проживают эту роль на протяжении 2х часов этого замечательного фильма.

Нельзя также не отметить и звуковое сопровождение фильма. Под звуки случайного вальса мы проникаемся в эпоху того времени. Мы можем услышать ее мелодию.

Фильм о любви, о надежде, об искусстве, о прошлом, о нас…и менее всего о Бродском. Фильм для всех и каждого!

29 февраля 2012

Кино стихами

Иосиф Бродский утверждал идею индивидуализма. Под индивидуализмом он имел ввиду самостоятельность и «оригинальность мышления», независимость и «разноликость». Андрей Хржановский, классик отечественной анимации, взявшись за кинематографическое повествование о Бродском, прекрасно уловил это убеждение поэта. Фильм, соответственно, очень по-бродски получился не похожим ни на что. В наш прагматичный век картина кажется сказочной выдумкой, словно бы пришедшей из другого, более поэтического и светлого мира.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» — это не стандартная биография, построенная по принципу школьной задачи «из пункта А в пункт Б вышел поезд». Это остроумная и добрая фантазия, игра, основанная, в первую очередь, на произведениях поэта. Не случайно, по мнению некоторых, аналогом фильму среди литературных жанров могло бы быть только стихотворение. На первом плане здесь не сухие факты из жизни человека, а сам человек, его чувства, впечатления, ассоциации, мысли, его творчество, в общем, та суть, что составляла его внутренний мир. Дабы подобные вещи передать, Хржановский совмещает в своей ленте целый набор различных изобразительных техник: Вы увидите здесь и игровое кино, и документальное, и псевдодокументальное, есть и фотография, и, самое восхитительное, — прекрасно исполненная анимация. Благодаря всему этому «аттракциону» на наших глазах реальная жизнь героев переплетается с вымышленной, сны — с мечтами и фантазиями, а прошлое, дробясь на многочисленные слои, — с современностью. Словами самого Хржановского, получается «волшебное кино».

Многие из нас верят в то, что человека после смерти ждёт встреча с близкими ему людьми. Такая посмертная встреча становится сюжетной основой фильма. Уйдя из жизни, Иосиф Бродский, в исполнении Григория Дитятковского, наконец-то отправляется в долгожданное путешествие на родину, в нынешний Санкт-Петербург, к своими родителями, играют которых великие Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Поэт не видел отца с матерью с момента вынужденной эмиграции в 1972 году. В середине 80-х родители умерли, поэтому, когда пал «железный занавес», смысла возвращаться поэт не нашёл. Нужный момент настал лишь после его смерти. «Путешествие — лучшее время для воспоминаний», и, плывя на пустом корабле, Бродский вновь переживает многие дорогие ему моменты своей жизни.

Вот он видит блокаду и эвакуацию, а вот он во сне вместе с котом порхает в небе Ленинграда и Венеции. Вот в голодные послевоенные годы он вместе с «вождём» совершает фантастическую экскурсию по «Книге о вкусной и здоровой пище», а вот тот самый «вождь» умирает. Вот он живёт в коммуналке «самого красивого дома в Петербурге», где комната его семьи разделена фанерной перегородкой так, что из одной комнаты получается «полторы», а вот он представляет, как до революции в том же самом доме бывали Блок, Ахматова, Мережковский. Он вспоминает своих родителей, девушек, друзей, своего кота, тех, кто повлиял на его становление. Он вспоминает «музыку на костях», «антисоветские» беседы, американскую выставку в Сокольниках, и другие «мелочи», что составили его жизнь и нашу историю. И он вспоминает стихи, рождавшиеся под впечатлением от всех этих встреченных событий и явлений. В его теплых и ироничных, лишенных стенаний и горечи воспоминаниях, — жизнь целой страны и целого поколения, первого, не пожелавшего мириться с навязываемыми советскими догмами, и последнего, «для которого были ещё важны культурные ценности».

Бродский, к огорчению многих, в этом фильме не являет собой идеализированный образ поэта, тем более он не выглядит страдальцем, «проклятым коммунистическим режимом». Бродский здесь очень прост, для кого-то, быть может, даже приземлён. Но в этой его простоте как раз и просматриваются черты, которые позволяли ему выделяться на фоне других, а именно: неудержимая и свободная фантазия, и стремление к независимости и самостоятельности. «Если кто-то не согласен с моим мнением, то это только прекрасно», — провозглашает поэт своё кредо на одной из шестидесятнических вечеринок. Бродский призывает «быть собой» не только словами, но и собственным примером. Что бы ни случилось, спор с другом или с представителем ГБ, ссылка в деревню, или высылка за границу, он остаётся собой, то есть человеком и поэтом. Всё вокруг он воспринимает с неизменным терпением и со спасительной иронией. Трудности его не тревожат: «Что тут вспоминать?» — говорит он о них. И даже самая большая трагедия его жизни — вынужденная разлука с родителями, на первый взгляд не кажется нам трагедией: в перерывах между разговорами с матерью по телефону, поэт продолжает кутить и распевать песни с друзьями-эмигрантами. Но ведь часто самые горькие моменты жизни именно так и выглядят, незаметно, без эмоциональных взрывов, буднично, тихо и невыносимо тоскливо.

Фильм посвящён «памяти наших родителей». Именно родители и их дом в «полторы комнаты» стали для Бродского символом не только родины или детства, но и символом всей его жизни. В памяти он не расстаётся ни с домом, ни с родителями, он мысленно всегда остаётся с ними. И даже после смерти матери и отца, поэт видит их в двух воронах, поселившихся в его доме в Нью-Йорке. Пройдя свой путь, Бродский убеждается в том, что всё настоящее, всё ценное и важное было только в домашнем «гнезде, из которого так нестерпимо хотелось бежать». Пройдя через непонимание, презрение, разлуку, эмиграцию, Бродский вернулся в своё гнездо, удивительным образом не расплескав ничего из того лучшего, что было ему здесь дано. Правда, возвращение состоялось не в этой жизни, а в той, другой, да?

9 из 10

16 ноября 2011

Лучше фильма о Бродском и не придумаешь.

Мне тут открылись две самые основные темы его жизни. Самая первая, зародившаяся вместе с ним самим как личностью — тема его пронизывающей индивидуальности. Бродский он такой один, и, как известно, если Евтушенко за то, он против. Всё вопреки и во имя себя. Это чудесно, это Бродский.

И вторая тема это скука по родному дому. И не родине вовсе, а по дому. По самому теплому, где тебя накормят самой вкусной картошкой и суетливо не заметят новую пассию, которую ты победно ведешь через коридор коммуналки. И ты в 22, как любой уважающий себя, ленинградский интеллигент будешь уже мечтать о смерти на Васильевском острове. Но в реальности умирать будешь в свободолюбивом Нью-Йорке.

И вот годы спустя Хражовский все-таки перевез Бродского через Атлантику и дал ему возможность умереть дома.

И кино это, это не фантазия никакая, этот фильм больше похож на правду, чем то, что мы можем прочитать в энциклопедической биографии Бродского. Там-то на не раскроют секрета его кошачей распевности.

10 из 10

27 сентября 2011

Фанатское кино для фанатов Бродского

Наткнулся на фильм по каналу «Культура». Должен сказать, я видал в жизни отстой, но это — Отстоище с большой буквы. Чем плох этот фильм? Ну, с чего начать?

Во-первых режиссер похоже сам не совсем определился, какое кино он снимает, документальное или художественное. Что выливается в очень странный визуальный ряд. Странный — в плохом смысле. То вставлены кадры документальные, то вставлены кадры художественные, то вообще какая-то анимация, вставленная ни к селу, ни к городу (я только потом узнал, что режиссер — аниматор).

Больше всего бесил звук. Он вроде сделан по системе Dolby Digital — и по идее должен быть, как в «Дозорах». Однако по какой-то причине были вставлены сцены, где персонажи говорят… аудиозаписи своих прототипов. Серьезно, я такое видел впервые (если не считать ультра-дешевый любительский треш): снимают художественную сцену, где человек пирует среди американцев — и накладывают поверх звук с любительской видеокамеры (или диктофона) 1970. Если вам интересно, как оно звучит — возьмите диктофон, пойдите к другу на день рождения, запишите все звуки, потом проиграйте запись — и попытайтесь сквозь лязгания ложек, чашек, блюдечек и ножей расслышать хоть слово, сказанное вашим другом. В любительском видео — это куда ни шло, но в художественном кино — просто дико.

Совершенно бесит общее занудство, сопровождаемое совершенно мозговыносящими сценами.

Кстати, финал — это вообще апофеоз безумия. Это словами не описать — это надо видеть — и запивать пивом, чтобы не сойти с ума самому (самой).

На фоне всего этого, популярный недостаток пост-перестроечных картин про советских интеллигентов (бредовейшие диалоги и монологи о судьбах вселенной на коммунальных кухнях) просто меркнет.

Нет чтобы снять фильм про Бродского таким образом, чтобы им заинтересовался простой человек? Тот же Спилберг снял про Шиндлера так, что последним начнет интересоваться даже человек, далекий от истории. Может дело в том, что помимо любви к Бродскому никакой идеи нет? Или она была — но растворилась в угаре общего бреда? и какая у фильма идея? Изгнание с Родины? Одиночество? Сопли по поводу Судьбах Мира? Все вместе? Ничего? Непонятно.

Ну ладно, хватит фильм ругать — поговорим о его достоинствах. У фильма не плохая операторская работа, хоть и зажатая в рамки серости и скукотищи. Порадовала демонстрация нашего времени, где какой-то «деловой человек» рассуждает по мобильнику о деньгах.

Вот и все.

Фильм — отстоище. Не смотреть ни в коем случае.

27 июня 2011

«Полторы комнаты…» Алексея Хржановского

Ещё одно замечательное произведение российского кино. Рассказанное прекрасным киноязыком. Переданное великими актёрами с величайшей теплотой.

О чём же, всё-таки, фильм? О поэте Иосифе Бродском? О судьбе еврея в советской России? Из двух десятком людей, спорящих на эту тему, мне близка точка зрения Сергея Юрского.

Фильм, как я его воспринял, совсем не о поэзии. И не о поэте Иосифе Бродском, хотя он и соткан из вольной интерпретации его биографии. Этот фильм — покаяние перед своими родителями. Покаяние запоздалое, но всё же. Покаяние не Бродского, а автора фильма. А через него и зрителя. Надпись в конце об этом говорит: «Посвящяется нашим родителям». Бродский — это, как бы сказать, фон, средство выражения. И центральная сцена — когда он вернулся через годы в свою квартиру и разговаривает со своими родителями.

Этот фильм не о Бродском. Этот фильм о нас с вами. О главном для нас с вами. И это в фильме хватает за горло. «Не жалейте потраченного времени, и на вопрос «стоит ли смотреть этот фильм» отвечу — конечно, стоит, я его очень люблю!» Сергей Юрский.

10 из 10

12 марта 2011

Сентиментальная рецензия

Питер, детство, ностальгия и Бродский как зеркало эпохи.

Если вы скучаете по старым кожаным чемоданам, фарфоровым чайным сервизам, обаянием коммуналок и высоченными потолками в старых квартирах, это кино для вас. Впрочем, нет. Это кино для всех. Для того, что бы вспомнить детали и детальки своего детства.

Хржановский не снимал кино о сложной и трагической судьбе Бродского-поэта. Это не кино о страхах эпохи. Благодаря дешевым и убогим сериалам об ужасах сталинского террора/войны/хрущевских психбольниц публика утвердилась во мнении, что любое кино демонстрирующее эти события, должно быть кровавым. В нем обязательно должны издеваться, избивать и мучать. И если данного элемента нет, то фильм «слабенький и скучный».

Хржановский снял кино о мальчике, который вынужден был быть оторванным от своей семьи и от своего питерского уюта. Фильм — демонстрация того, что остается в памяти, когда мы вырастаем. Вам выпадает уникальная возможность посмотреть совершенно детскими и наивно-юными глазами на мир. На икру в универмаге, на проигрыш Зенита, на пышногрудую учительницу музыки.

Фильм сплетен из деталек, эпизодов, остроумных анимаций и поэзии Бродского, которая звучит особенно грустно в этом контексте.

Не стоит и говорить, что Фрейндлих и Юрский блестяще исполнили роли родителей, которым уже мало что важно в жизни. Лишь бы сын хорошо кушал, лишь бы увидеть его хоть раз.

Это кино о мальчике, которого отняли у родителей и у города. Это потрясающая картина быта тех времен. Это просто чертовски мило и стильно.

Браво. Мне приятно, что в России еще снимают кино.

10 из 10

15 января 2011

Всё движется любовью

Ностальгия (др.-греч. νόστος — возвращение на родину и др.-греч. άλγος — боль) — тоска по родине, по родному дому. Все современные словари русского языка фиксируют также второе значение термина — «тоска по прошлому».

Именно тоска по прошлому и есть основная тема фильма. Не об Иосифе Бродском, как многие подумали. Нет в фильме ни слова о его творческом становлении, о его несчастной любви, о сыне, а в байопике о гении, казалось бы куда без этого.

Наверно главная проблема фильма в том, что он обманывает ожидания людей. Они ждут какого-то обычного банального стандарта по классическим замыленным, но так хорошо знакомым канонам. А тут бац! Летающие рояли, мультипликационные коты, акценты на родителях и никаких тебе важных деталей из становления поэта.

А они и не нужны. Не об этом фильм. А о потерянном рае. Мечтая вырваться из гнезда потом всё больше о нём скучаешь. Ностальгия. Тоска по тому, чего уже не вернёшь, по вещям которые так дороги сердцу. Хотя бы по хронометражу фильма можно об этом догадаться. Период детства, юношества подробно показан. А период взросления нет. Мельком. И сразу же переход к взрослому уже старому Бродскому. Признанному, известному, одинокому. У которого из хорошего остались только воспоминания.

Он ведь не вернулся, хотя мог. Но ничего родного в этой стране у него не было. Всё что ему было свято, всё что он любил он выразил в своей поэзии. И через неё вернулся на родину. Этого ему было вполне достаточно. Но боль, боль испытываемая от расставания красной нитью проходит через его стихи в эмиграции.

По-моему именно это и хотели сказать авторы. Детство- это период жизни, когда восприятие человека непосредственно, оно цепляется только за яркие моменты, как положительные, так и отрицательные, в кои и формируется человек, как личность. Бродскому повезло, у него счастливое детство. Была семья в которой всё было хорошо. Спокойно, тихо, умиротворённо. Родители, пркатически главные воспитатели его таланта не понимали его стихов, но великим поэтом помогли стать Бродскому именно они, зародив в его душе искру тепла и любви.

Можно провести аналогии с «Ностальгией» Тарковского, только в этом фильме вдобавок ещё показана предистория. Она делает фильм ярче. Тем более своеобразный язык режиссёра: мультипликация, черно-белые кадры хроники с вкраплёнными героями, кадры с самим Бродским, его стихи за кадром. Этакая смесь, непревычная, но выделяющаяся на фоне обычных картин других режиссёров. Ведь и не побоялся рискнуть. С первого взгляда эти экзерсисы кажуться каким-то позёрством, рисованием автора перед публикой. Но это если не вникать. Не ради эпатажа, а ради связи с прошлым поэта. Мир внутренний имеет право на выражене иными средствами. Здесь можно не держаться правил. Воображение рисует свою картину и здесь фантазия бесконечна как явление.

В общем фильм идеально скомпонован. Профессиональная работа. Где всё на высоком уровне. И режиссёр, и актёры, и сценарист, и оператор. Многими не понят, но это временное явление. Хорошие фильмы часто не понимаются современниками. Но время течёт. Всё меняется. И этот фильм ещё возьмёт своё.

11 декабря 2010

Держите меня семеро!

Совершил отважный поступок: посмотрел кинофильм «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Это по воспоминаниям Иосифа Бродского.

Насколько я понимаю, история Бродского такова: он неистово дрочил на США (изучал английский, читал «Life», фанател от рок-н-ролла и т. п. — это в фильме все показано), плюс к тому всячески публично обсирал советскую власть. И что же сделали «кровавые коммуняки»? Ха! Они купили ему билет до США!!! Ага, в США, а не в ГУЛАГ, как мог кто-нибудь предположить))) И оттуда он теперь уже неистово ностальгирует по Питеру и ненавидит «кровавых коммуняк» и всех советских быдлопролетариев заодно.

Но режиссер и вся «творческая группа» оторвались на славу, даже самого Бродского в его ненависти к Союзу переплюнули многократно, похоже. При том на фильм тратились, судя по всему, немалые средства (такие художественные съемки, мультвставки с котиком и проч.) и все ради создания тупой трэшевой агитки.

Квинтэссенция киношедевра в монологе молодого Бродского: «Единственное средство от тирании — это индивидуализм!». Всем спать, короче.

27 ноября 2010

Несколько слов по поводу финала

«Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину», по моему мнению, одна из лучших российских фильмов последних лет. Удивительная по силе эмоционального воздействия, она, — как истинная поэзия, словно изнутри взрывает застенки нашей души. Можно сказать много доброго про этот фильм, — что великолепны актеры, тонко чувствующие поэтическую природу фильма; что анимационное составляющая просто потрясающая; что художественное оформление каждого кадра изумительно и продумано до мелочей; что изысканно своей простотой и, вместе с тем, много мерно драматургическая основа фильма; и еще многое можно сказать. Но я этого делать не стану, по сколку об этом уже сказано, и сказано не дурно, а скажу я только о финале картины, который, по моему, не однозначно воспринимается многими.

По своей эстетике т. н. тройной финал фильма «полтора комнаты», который так похож на многоточие, лично мне напомнил двойною концовку «Евангелие от Матфея» Пазолини, нарочито продленным затмением после смерти Иисуса. Если вдуматься как следует, авторы этих вроде-бы ничем не похожих картин (может быть, лишь — поэтичностью и чувственностью восприятия бытия) зрителю оставляют возможность самому выбрать собственную версию финала. В этом, в художественном смысле рискованном замысле (ведь могут воспринять, как ляпсус), проявляется величайшая гуманность и душевная тонкость автора. Спасибо ему за это.

7 июля 2010

Это настоящее! (о фильме «Полторы комнаты…»)

Просмотрела предыдущие записи, много замечательных, точных эпитетов тонких и умных людей — это радует… О своем восприятии: у меня есть одно правило — если не хочется перечитывать книгу, пересматривать кино или возвращаться к чему то (например, в Венецию) еще и еще раз, значит необязателен был и первый раз. И наоборот.

Так вот по этому критерию: эссе Бродского я могу перечитывать много раз, фильм Хржановского и Ко я пересматривала многократно и с каждым разом видишь в нем все больше! По сути в нем нет ни одного случайного кадра (а с первого просмотра трудно каждый нюанс увидеть, причем, я вовсе не тугодум..).

А каков музыкальный фон — это чудо! А про Алису мой сдержанный сын сказал: «Это уж не игра, это что-то большее…». Не говорю уже, что при первых просмотрах не только я, но и некоторые мои мужчины, любящие Бродского, не смогли сдержать слез (вроде стыдно реветь, но ничего поделать не можешь…) А сколько точнейших деталей: картошка, спрятанная в варежку, «вот беленький, наступи…» (кормит курицей) и т. д. и т. п. а разговоры по телефону, а реакция Вашего величеста» Оглянись честной народ, боже, кто тебя.. .»

Короче: тем, кому фильм понравился, советую пересмотреть его еще — увидите многое.

ЭТО настоящее!

4 июня 2010

Фильм- музыка, фильм- поэзия, фильм-ассоциация…

«Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину»- фильм- музыка, фильм- поэзия, фильм-ассоциация, поэтому давать определенную оценку этому произведению просто невозможно. Это фильм не для рационального подхода- здесь могут быть только эмоции, чувства, образы. Разбирать сценарий тоже бесполезно и просто не нужно. Самое лучшее, что мы, зрители, можем сделать- восхищаться неповторимой работой режиссера, столь чувственно, тонко и концентрированно передавшего такое нежное и такое горькое чувство любви к своей Родине, корням, родителям.

В этом фильме сразу все. Здесь Россия, как политическая структура, ее история, ее культура, ее люди. Здесь искусство- мимолетное, но вечное, индивидуальное, но всеобъемлющее, старинное и современное. Наконец, здесь Люди- близкие или незнакомые, богатые или бедные, русские и иностранцы, Отец и Мать… Здесь Родина и Дом- страна, город, дом, улица, любимые места, обеды за столом, рыжий кот, картошка, папа, который расскажет об истории любого здания северной Венеции и мама, которая всегда перед едой наливает такой кислый, но такой полезный гриб. Все это соединяется всего лишь в одном фильме! Весь мир человека- его мечты, фантазии, надежды, радости и печали, вопоминания, стремления… Все-все в фильме создает неповториму гармонию впечатлений, чувств и эмоций, находящих свое художественное воплощение в стихах Мастера, словно мягкой волной омывающих главного героя, а за ним и зрителя, на протяжении всего времени фильма.

Повествование, словно неспешная стихотворная рифма, течет сквозь воспоминания и реальность. Ничего в «Путешествии…» не кажется вымышленным, но в тоже время ты вряд ли сможешь увидеть мир именно таким на самом деле. Мир, как никогда ранее точно, показан глазами поэта, но мы все равно чувствуем, что фильм про каждого.

Видеоряд прерывается анимационными вставками, которые полностью завершают картину- ассоциацию. Анимация- это самые смелые и наивные детские фантазии, это сны, граничащие с реальностью, это душевная боль вдали от корней… Анимация, столько примитивная, но выполненная на высочайшем художественном уровне, заслуживает отдельного восхищения.

Невероятен в фильме Хржановского образ Петербурга. Это город- призрк, город-мечта, произведение искусства. Одновременно, это самое дорогое, самое родное и реальное место на земле, которое безмолвным очарованием заставляет снова и снова возращаться в свое лоно. ТАКОЙ северную столицу увидишь мало в каком фильме. Невероятно и то, что режиссер показывает преимущества русского города, не принижаю при этом заграницу. Наоборот, он демонстрирует, что и там русские люди не отрываются от своих корней. Но тоска по дому не оставляет сердце никогда…

«Сентиментальное путешествие…» для всех, кто любит или, наоборот, не ценит свою Родину- страну, город или дом. Это фильм про тех, кто душой всегда стремится к прекрасному, старась выразить свои мысли в искусстве, не смотря ни на что. Это фильм о том, как прекрасна и как, порой, ужасна Россия, тяготящаяся своим прошлым и настоящим. Россия- удивительное место, где бесконечно прекрасное сочетается с ужасающе уродливым. Но люди… Люди делаю мир лучше своими стихами, надеждами, Любовью.

«Полторы комнаты…»- фильм о Любви. О любви ко всему самому светлому, что есть в жизни каждого человека- наважно, русский он или иностранец, старый, молодой ли… Есть Дом и Родители, которые всегда любят и ждут, не смотря ни на что. К самым близким всегда стремится наша душа, мы чувствуем их любовь и заботу, даже когда их уже нет с нами на этой прекрасной земле…

P. S. 1 Я даже не говорю про неповторимые стихи Бродского, невероятную актерскую игру, прекраснейшую музыку и работу Юрия Арабова, которые выше всяких похвал!

P. S. 2 «Путешествие…» произвело на меня сильнейший эффект- фильм сильно давит и опустошает, оставляя после себя исцеляющую боль. Я плакала практически все последние полчаса, хотя, возможно, это перебор (ну, ничего не могла поделать!)

2 июня 2010

Несостоявшийся панегирик

Давать оценку фильму «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» трудно. По той простой причине, что при упоминании имени Иосифа Бродского, Юрия Арабова и Андрея Хржановского в приличном обществе принято делать «ку». В то время как после просмотра на языке вертятся совсем другие выражения.

Но поэзию Бродского я люблю, и любые попытки постичь феномен его гениальности вызывают у меня неподдельный интерес.

Вряд ли следовало ожидать, что новому фильму известного аниматора Андрея Хржановского в прокате будет сопутствовать шумный зрительский успех. Все-таки и тема не та, и фамилия режиссера… Даже будучи произнесенная на английский манер, совершенно не созвучна именам Квентина Тарантино или Джеймса Камерона.

Но, по крайней мере, на внимание элитарной публики авторам картины о великом поэте можно было рассчитывать.

Но тут открылась одна пренеприятная истина: отторжение фильма широким зрителем есть всего лишь необходимое, но не достаточное условие для объявления проекта артхаусным. Нужны еще изыски. А смешение документалистики, игрового кино и анимации, наподобие винегрета, вряд ли можно отнести к их числу.

Для меня же самым прискорбным явился тот факт, что фильм Хржановского повествует не о реальном поэте Иосифе Бродском, а, как говориться, о светлом образе его.

Да и о светлом ли?

Мы видим ту самую квартиру, где жил наш главный герой, временами слышим фразы, которые в разные годы слетали с его уст. Встречаем известные факты его биографии. Но по какому принципу авторы осуществляли отбор материала?

Если Хржановский задался целью идеализировать поэта и создать панегирик в стиле «детишкам о Ленине», то к чему тогда показ, например, некоторых эгоистических черт характера нобелевского лауреата, или его жадных взоров в направлении задницы пионервожатой? Ведь в целом, образ главного героя язык не повернется назвать положительным.

Но и правду матку о Бродском авторы фильма рассказывать нам не собирались. За бортом повествования осталось его раздолбайство в школьные годы (За семь лет учебы будущий поэт сменил 5 школ, из которых его выгоняли за неуспеваемость). Работа фрезеровщиком на заводе, санитаром в морге. Мечты стать врачом. Главная любовь его жизни — Мариина Басманова, разрыв с которой был для поэта мучительным. Дурацкая идея угона самолета и первый арест. Потом предательство друга. Много чего зритель мог узнать, но не узнал из фильма Андрея Хржановского.

Но самое главное, мы не продвинулись в понимании творчества поэта ни на йоту. Все побудительные мотивы превращения двоечника в великого поэта авторам, как будто, не интересны.

Большие претензии и к актерам, исполняющим главные роли. Отец молодого гения (Сергей Юрский) и мать (Алиса Фрейндлих) настолько флегматичны, безжизненны и ненатуральны, что своей игрой попадают в унисон лишь с последней сценой, где они изображают из себя покойников. И это, по большому счету, единственный эпизод фильма, берущий зрителя за душу.

Зато моментов, решенных грубо и прямолинейно, в картине — хоть отбавляй. Временами становилось даже обидно за такого мастера, как Андрей Хржановский.

Это и заезженная тема революционного быдла, врывающегося в царские хоромы; Шаржированные очереди в туалет; Сталин в обличии повара, отказывающий в деликатесах мальчику; Разбивающийся бюст вождя за секунду до объявления о его смерти. Полное ощущение, что этот гипсовый истукан прилетел сюда из «великого» фильма о войне «Утомленные солнцем — 2» после того самого взрыва катера с партархивом…

А вот о драматургии можно совсем не говорить. Перерос, видимо, Юрий Арбатов все эти игры с завязкой, кульминацией и финалом. Не милы ему более никакие жизненные коллизии, драматические ситуации. Не желает он слушать про «темы» — «контртемы». Двухчасовой фильм держится у него только на идее возвращения блудного сына в родные пенаты.

Хотя, чего-чего, а всевозможных конфликтов в жизни Бродского было столько… Устанешь перечислять.

По этой причине просмотр картины требует даже от подготовленного зрителя определенных усилий.

Но, как известно, без труда — не вытащишь рыбку из пруда.

Хотя, рыбка гарантирована тоже не каждому.

Однако если отрешиться от того, что вам с экрана говорят персонажи и авторы, и погрузиться в медитативное созерцание мелькающих лиц и пейзажей, то под мелодии стихов Бродского в своей голове можно выстроить совершенно другой фильм, на просмотр которого уже будет не жалко двух часов потраченного времени.

1 июня 2010

Великолепный, проникновенный, пронзительный, очищающий, потрясающий… Моего словарного запаса мало для того, чтобы выразить ту гамму эмоций, которую я получила, посмотрев этот чудесный фильм. Хохотала в юморных местах (Книга о вкусной и здоровой пище, Сталин просто бесподобен). Какая-то душевная благодать охватывала в анимационных кусках. А уж в сцене пения по телефону всей квартирой просто плакала тайком, потому что не одна смотрела (по вечной привычке скрывать некую слабость, думаю, не я одна такая). Сюжеты с воронами просто душу переворачивают. Мне кажется, что в этом фильме — сама душа поэзии, тончайшая и неуловимая. И в то же время насколько реалистично показан советский быт, как будто окунулась в ушедшую эпоху, хотя и не жила никогда в коммуналке.

Огромное спасибо создателям фильма, я думаю это настоящее искусство, пробуждающее в людях лучшее, спрятанное нами поглубже и не часто доставаемое.

10 из 10

1 июня 2010

Полтора кино.

Удивительное и неожиданное кино… Режиссёр — мультипликатор на восьмом десятке снимает такое! Такое ощущение, после этого кино, как будто на остановке трамвая или в аэропорту нашёл на лавочке старую книгу или журнал… Пролистал нехотя, несколько страниц и оторваться уже не смог. Дочитал, оглянулся, сглотнул комок у горла, а трамвай ушёл или самолёт улетел, но это такой пустяк по сравнению с тем, что разбередили в твоей душе — сострадание, любовь, грусть и надежду…

Замечательный микст из хроники, мультипликации и игрового кино, пожалуй это сильнее 3-х или даже 4D — после них болит голова и подташнивает, а после этого фильма ноет душа и слеза щиплет глаза. Если после кино ты копаешься в своей душе и тебе стыдно за себя, значит авторы работали не зря и не для рейтинга или проката… Кино о Бродском? Ну, скажу крамолу, но Иосиф Александрович там — повод, первопричина для разговора-исповеди, для покаяния и признания в любви. Всё или почти всё там к месту и ненавязчиво: хроники, прекрасная мультипликация, чудные пейзажи и виды несуществующего Ленинграда, и конечно, стихи… Думается режиссёр сам исповедовался, в этой работе, перед всеми кого любил и потерял — перед родителями, любимыми, друзьями и врагами. Мультипликация — выше всяких похвал, тут с Хржановским у нас могут потягаться человека 3-и, с актёрами не всё однозначно, но материал для них был хорош, а Фрейндлих и Юрский могут и инструкцию к огнетушителю сыграть! Можно бесконечно обсуждать и разбирать эту работу Андрея Юрьевича, но всё будут словеса, а лучше сходите и посмотрите, а потом думайте и… любите, пока ещё не поздно!

Это не просто хорошее кино, это сразу 150% или полтора Кино!

31 мая 2010

«Поэт — благородное прозвище бездельника»

На самом деле фильм получился просто скучным. Сыграли на привлечении мэтров отечественного кино, но… Объективно А. Фрейндлих и С. Юрский уже не в том возрасте, чтобы изображать на экране одну и ту же пару на протяжении добрых 30 лет. Тут не помогут ни шиньоны, ни «штукатурка». Нереально.

А, коли так, то и смотреть сразу становится неинтересно. Потому что нет погружения в эпоху. Сплошная условность. Хотя, не спорю, коммуналку изобразили весьма колоритно. Впрочем, и тут без возведения в абсолют, чреватого, как известно, абсурдностью, не обошлось. Чего стоит только бурное (судя по магнитуде колебаний и разрушительным последствиям) сношение за ширмой — в тех самых, надо полагать, 0,5 комнаты, о которых говорится в названии картины.

Крайне сложно проникнуться высоким духом поэзии в предложенных условиях, а без этого, в свою очередь, не получится понять, в чем же собственно трагедия происходящего. Я больше скажу: возникают серьезные сомнения, что она вообще имела место быть. Потому как… не тянет «это» (маленькое, плешивое, в очочках) на «достояние республики». На тунеядца и смутьяна — легко. На моську, добрым дядей Сэмом прикормленную (омарами — не чем-то там), из-за океана храбро на медведя тявкающую — тоже запросто. Опять-таки заслуженная премия очень органично в эту схему вписывается. Я, заметьте, не говорю, что так всё и было, но… Могло ведь? Обратное-то не доказано — вот о чем речь! Чего тогда, спрашивается, брались?

Я так понимаю, ты историю взялся рассказать, так ты заинтересуй аудиторию-то! Она может полюбить твоего героя или, напротив, воспылать к нему лютой ненавистью, но она не должна, как мне кажется, относиться к нему как к ничтожеству, чьи жалкие потуги не вызывают ни малейшего колебания/движения в душе. А здесь вот что-то такое получилось.

Старенькие родители, коих лишили сына (если абстрагироваться от причин и методов), — это понятно. Возвращение домой — тут тоже всё ясно. Но, думается, не мешало бы более четко обозначить предпосылки сложившегося положения вещей. Дать им конкретную оценку (пусть и авторскую, личную), охарактеризовать как-то. А то ведь не вяжутся никак между собой сентиментальная манера повествования и задранные выше головы ноги на палубе не самого дешевого, думается, океанского лайнера.

Так вот и получилось, что очередное «глубокое психологическое кино» прошло мимо меня. Не оставив, что характерно, и следа.

Ну и ладно.

5 из 10

31 мая 2010

Мгновение и вечность

Этот фильм меня просто потряс. Это первый фильм, в котором удалось показать душу поэта, поэтическое видение мира. Фильм смотрится с большим интересом, на одном дыхании, несмотря на то, что в нем практически нет сюжета.

Анимационный кот как живые мысли поэта связывает человека со всем миром. Ты ощущаешь парадокс: человек как животное и человек как вечность. Этот кот — проводник по душе поэта, и в то же время после фильма остается послевкусие — поэт умер, но он жив, он изменяется вместе с нами, словно живет среди нас.

10 из 10

29 мая 2010

Фильм, который учит ценить прошлое, настоящее и искусство…

Начну, пожалуй, не с фильма, а с того, что стало к нему предисловием: передачи «Гордон Кихот». В ней говорилось очень много умных вещей и до показа фильма, и после него. Рассказывать все не имеет смысла. Но мне очень понравилась фраза самого Александра Гордона, который сказал: «Фильм надо смотреть хотя бы потому, что большинство из вас (зрителей) не знает, кто такой Иосиф Бродский». И это, к сожалению, действительно так.

Андрей Хржановский (режиссер) и Юрий Арабов (сценарист) создали одну из самых необычных биографических лент за всю историю кино; ведь это не просто фильм, это биография, сделанная в стиле полудокументального, полуанимационного кино. И все эти методы создают непередаваемую, очень тонко уловимую атмосферу России и мира вообще в 20 веке.

Как здесь показан сам Бродский? Часть мира или обособленная особь? Пожалуй и то, и другое. Это мир — мир поэтов, музеев, театров, лишений и обид,- создал человека, который думал над каждым сказанным словом, над каждым своим или чужим действием. Сейчас таких людей очень мало, они вымирающий вид. Над творчеством и искусством думают очень редко или не думают вообще. Трудно себе представить 20 век без книг, любых книг, без прозы или поэзии. Но наступил век 21, и эта трудность в понимании сама собой устранилась. Теперь не нужно думать, как же нам жить без искусства.

Именно поэтому, этот фильм нужно смотреть всем. Если этого делать не хотят, нужно заставлять, принуждать. Фильм смотрится очень легко, все предельно понятно и просто. Все буквально «разжевано» — осталось только употребить.

А какие здесь актеры? Одна Алиса Фрейндлих и ее бесподобная игра чего стоит… (Хотя основная нагрузка лежит вовсе не на актерах).

В общем, Андрей Хржановский и его команда потрудились на славу, заслуженно их работы может называться шедевром.

10 из 10

29 мая 2010

Фильм или анимация

Прежде всего хочется подлагодарить Андрея Хржановского за отличные анимационные вставки. Но сам фильм не вставил. Судьба еврея в советской России. Думаю, будет не лишним указать эксцентричность его родителей и некоторую вялость и неспешность их сына. Вот за эти качества он и поплатился однажды предав «родину».

Крое того, название «фильма» полностью передало его содержание. На 0,5 — это качественная анимация. Но остальной кусок, в котором цветность меняется как колейдоскоп и хочется тошнить, не вызвает у меня симпатии. Поэтому

6 из 10

29 мая 2010

Биография Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Андрей Хржановский. Кто снимался в кино, актерский состав: Алиса Фрейндлих, Григорий Дитятковский, Артем Смола, Сергей Дрейден, Алексей Девотченко, Светлана Крючкова, Сергей Барковский, Александр Баргман, Владимир Розыграев, Николай Маросанов, Сергей Русскин, Борис Батуев, Данил Лавренов, Леонид Королев, Артем Яковлев.

В то время как во всем мире собрано 88,998 долларов. Страна производства - Россия. Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.