Кровавая графиня — Батори
Bathory
6.7
5.7
2008, фэнтези, драма, биография
Словакия, Великобритания, Венгрия, 2 ч 21 мин
18+

В ролях: Анна Фрил, Карел Роден, Винсент Риган, Деана Хорватова, Франко Неро
и другие
Исключительная личность Елизавета Батори интересует историков уже столетия. И даже сегодня, без малого 400 лет со дня смерти графини, взгляды на ее жизнь расходятся. В книге рекордов Гиннеса она значится как самая «большая» и кровавая убийца. Фильм о ее жизни и переплетениях самых влиятельных венгерских родов того времени.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Кровавая графиня — Батори

английское название:

Bathory

год: 2008
страны:
Словакия, Великобритания, Венгрия, Франция, Чехия
слоган: «История великой садистки...»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператоры: Франтишек Антонин Брабец, Ян Дуриш
композиторы: ,
художники: Карел Вачек, Юлия Паткош, Ярослава Печарова, Жан Кодера, Юрай Якубиско, Дженнифер Спенс
монтаж: ,
жанры: фэнтези, драма, биография, история
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $6 911 711
Дата выхода
Мировая премьера: 4 июля 2008 г.
на DVD: 29 октября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма, биография, история

Видео к фильму «Кровавая графиня — Батори», 2008

Видео: Трейлер (Кровавая графиня — Батори, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Кровавая графиня — Батори», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Кровавая графиня — Батори», 2008

Против стереотипов

Сколько фильмов было снято о кровавой графине? Батори, которая убивает своих слуг сотнями. Кто о ней только не снимал. Она была в фантазиях Хесуса Франко и Валериана Боровчика. И это еще далеко не все режиссеры, которые посвящали свои картины кровавому монстру.

А вот Юрай Якубиско пошел другим путем. Он проложил свой путь против стереотипов.

А что если предположить, а такие теории имеются в избытке, что Батори вовсе не преступник, а жертва. Клевета, оговор, отъем имущества. При таком раскладе многое меняется. Меняется и жанр ленты. И это не может не удивить зрителя. Это все равно, что включить картину о Жанне д'Арк, а вместо этого получить хоррор.

Так что, мы получаем историческую экскурсию. Тут будет много акцентов о влиянии Габбсбургов и католической церкви, будут жестокие сцены набегов со стороны Османской империи. Будут и интриги влиятельных людей. А вот ни одного намека на жанр ужасов Вы тут не встретите.

Создатели ленты создали красочное современное полотно с изящными декорациями и избытком красного цвета. Множество батальных сцен и исторических зарисовок выглядят не то, чтобы реалистично, но вполне приемлемо. Известная Анна Фрил в главной роли и исполняющий роль благородного монарха Франко Неро уже одним своим появлением привлекают интерес к этой картине.

Единственный, но существенный недостаток ленты состоит в том, что предлагая альтернативную историю Батори создатели фильма весьма подробно отмечают каждую деталь, связанную с обвинением и судом. Но, если верить их же версии и предположить подлог, то все эти кровавые истории об убийстве девушек не более, чем наговор. Тогда и не было необходимости в таких деталях заранее 'оправдывать' Батори. Куда эффектней было бы удивить зрителя в финале, а не поступательно подводить все к эпилогу.

6 из 10

24 сентября 2023

Я так полагаю, что впечатления от исторического байопика Юрая Якубиско о венгерской графине Эржебет Батори зависят напрямую от того, какой из версий больше хочется верить. Увы, тайна Чахтицкой пани ушла вместе с ней в могилу, а всё остальное можно назвать домыслами. Мне были знакомы легенды о Кровавой Графине ранее, когда я смотрел версию Жюли Дельпи. Там акцент был сделан именно на том, что сумасшедшая графиня принимала ванны в крови девственниц, чтобы сохранить свою молодость и красоту. За что ее имя попало в Книгу рекордов Гинесса с клеймом «массовый серийный убийца». Пожалуй, та версия более популярна, потому что людям всегда нравились леденящие душу истории. Властная женщина, загубившая множество невинных душ ради своей красоты. Это прям классический сюжет о злой колдунье, желающей быть всех краше и белее. Во всяком случае, звучит более интригующе, чем банальный заговор алчных мужчин против богатенькой титулованной особы из рода Батори.

Версия чехословацкого режиссера Юрая Якубиско как раз более приземленная, поэтому лично мне кажется наиболее убедительной и достоверной. Ведь если у миловидной графини были действительно настолько обширные владения, то наверняка в ее окружении не обошлось без завистников вроде графа Турзо, мечтающих оттяпать себе лакомый кусок. Тем более, что при достаточном количестве денег и поддержке представителей католической церкви, которые никогда не против обогатиться за чужой счет, сфальсифицировать доказательства и выбить показания вообще не проблема. Так кем же была графиня Батори на самом деле? Хладнокровной убийцей или жертвой политического заговора? Одно можно сказать точно — властной женщиной с характером, которая умела постоять за себя и свои интересы, что делает ей честь. Ее наказания были порой суровы. Но ведь наказывала своих слуг за похоть, воровство, предательство. Хотя доля самодурства в ней была, как и у многих других богатых и избалованных людей.

Фильм получился красивым и весьма подробным, но и сумбурным в какой-то степени. Тут и религиозные войны с турками, и заговоры, и любовные шашни с художником, и мистические предсказания знахарки, и слежка двух монахов. Такая насыщенность событий утомит даже любителей исторического жанра. Всё же стоило бы немного сократить киноленту и сконцентрироваться только на основной линии Батори. Анна Фрил играла неплохо и внешне весьма миловидна. Ей удалось раскрыть характер своего персонажа с разных сторон, как любящую мать, как избалованную богачку, как щедрую хозяйку и как отважного соперника, не привыкшего склонять колени перед кем-либо. Главное, что она всегда выделялась на фоне остальных актеров, как и должно быть. В общем, фильм стоит посмотреть, как альтернативную версию о жизни легендарной исторической личности, чье имя до сих пор покрыто ореолом загадочности. А уже верить или нет в подобное положение дел — это вопрос другой.

7 из 10

19 декабря 2016

Скучно.

Я очень люблю истории о графине, но каждый раз, когда снимают о ней очередной фильм, выходит полная лажа. И данное произведение не исключение.

Сюжет

Начало фильма настолько нудное и затянутое, что пришлось даже промотать, потому что было ОЧЕНЬ скучно. Разговоры-разговоры-разговоры. Вообще не было интересно. Не было интересно наблюдать за тем, как протекало детство Елизаветы, не было интересно смотреть на её юность, не было интересно смотреть на то, как её супруг уходит воевать. Всё это было снято крайне скучно, по-моему, даже документальные фильмы не настолько унылые, как этот.

Более или менее сносным моментом фильма можно назвать «подарок» супруга — раб-художник Караваджо. Достаточно интересно было наблюдать за Елизаветой: она действительно расцвела, ожила и радовалась жизни, пока её муж был неизвестно где.

Но давайте вернёмся к тому, что Батори известна тем, что она лишила жизни более шестисот молодых девушек, купаясь в их крови, чтобы сохранить молодость.

Я не историк и не знаю, была ли причастна к этой странной «традиции» т. н. ведьма, которую решили запихнуть в фильм. Но насколько я помню, в роду Елизаветы было достаточно на голову больных родственников, к тому же она разбиралась в оккультизме, вероятно, оттуда и узнала о рецептике «вечной молодости» — купание в крови. Ну, почему бы и нет. Клеопатра вон в молоке купалась, почему бы не искупнуться в крови. А вдруг?

В самом же фильме эта тема затрагивается настолько мало, что иногда я даже забывала что я вообще смотрю.

Мне понятен тот факт, что Якубиско хотел раскрыть больше историческую сторону графини, нежели показать всем её умственные проблемы и кровавое месиво. Но из-за отказа показывать главную составляющую её жизни картина оказалась ужасно скучной даже для исторического фильма.

Актёры

Я понятия не имею, была ли Елизавета настолько амёбной женщиной, но такой, как её показала Анна Фрил, я очень сомневаюсь, что она была. Да, были иногда замечены за игрой актрисы какие-то попытки «создать» определенные эмоции у персонажа. Но как-то совсем слабенько. Но следует отметить, что Анна в роли Батори выглядела очень недурно. Если бы режиссер не сделал из графини такую безэмоциональную куклу, то Фрил смотрела бы в разы лучше. Так что не могу ничего хорошего сказать об её игре, потому что сам персонаж ни рыба, ни мясо вышел.

А вот Караваджо, чью роль исполнил Ганс Мэтисон, удался. И актёр приятной наружности, и играть умеет: эмоциональный план на высоте. Пожалуй, он стал единственным, за кого можно было переживать и сочувствовать. Молодец, Ганс, скрасил серый фильм.

Ну а остальные актёры со своими персонажами не примечательны, потому что сыграли второстепенные роли (хотя Турзо (Тужо), например, должен был вызвать целый букет эмоций, который и сыграл финальный аккорд в жизни графини) и точно такие же серые и неприметные.

Итог

Смотреть или нет этот фильм — решите для себя сами. По сути, эта картина исключительно о жизни Батори и её связях с разными людьми. Хотя для меня это странно — снять фильм о таком историческом персонаже, который и знаменит-то благодаря своим кровавым деяниям, но при этом на 90% выкинуть этот факт из её жизни в данной картине. Да и некоторые события, которые вплели в фильм, очень сомнительны.

Достаточно вяло, сухо и скучно. На один раз, если осилите.

5 из 10

30 июня 2015

Ты не должен делать выводы, ты должен записывать факты.

С одной стороны это добротно сколоченная фэнтезийная лента с претензией на историчность. Можно отметить, что режиссер больше поддерживает теорию Ласло Надь и доктора Ирмы Садецки-Кардош, желающих поверить в невиновность Батори.

В плюсы ленте смело можно записать желание открыть хотя бы несколько источников и посмотреть, что же это была за графиня. Атмосфера 16—17 го веков в целом передается, но немного по-голливудски все такие чистенькие и славненькие. Из героев можно отметить игру Батори, художника и двух монахов.

Автор добавляет вольностей, то Караваджо схватили на полпути к туркам, то монах почти как Леонардо изобретает роликовые коньки, держит в руках карту звездного неба и прыгает с парашютом. К искажению фактов относится даже смерть графини, число детей, но чего не сделаешь ради зрелищности. С другой стороны может не была она настолько кровавой, ведь историю пишет победивший.

К картине стоит относиться как к фэнтези, но не как к истории, но в таком случае сюжет могли раскрыть пополнее, чего увы не произошло. С другой стороны на пару часов окунуться в 17 век, пусть даже в альтернативный очень приятно.

Для любителей историчных и псевдоисторических картин с погружением.

8 июня 2015

Ни ангел ни демон

История подобна гвоздю, на который можно повесить всё, что угодно.

Александр Дюма-отец

Начало XVII века. Год 1614-й. В кладбищенской тишине мрачного, сырого подземелья Чахтицкого замка, подаренного супругом вместе с обручальным кольцом, одна — в компании тощих, голодных крыс, мерзких пауков и склизких мокриц, доживала свои последние дни на бренной земле, проклятая людьми и готовая предстать пред Высшим судьёй, графиня Елизавета (Эржбет) Батори — неординарная представительница влиятельнейшего венгерского дворянского рода. Племянница польского короля и великого князя литовского, внучка палатина Венгрии (второго после короля), жена генерала, командующего армией в войне против Османской империи обладала достаточным авторитетом, богатством и реальной властью, той самой, что развращает, — графиня Дракула, окрещённая так века спустя автором одного из многих готических романов, вписала своё имя кровью во всемирную историю смертных грехов человечества, заняв в ней нишу бессменного лидера по числу совершённых массовых убийств невинных жертв. Вы это знали? Так забудьте. Существует иная версия тех же исторических событий — взгляд с иного ракурса, положенный в основу настоящего фильма.

Если верить Плутарху, историк-недоброжелатель из многих рассказов всегда выберет те, в которых исторический персонаж предстаёт в более мрачном свете. Ровно это и произошло с графиней Батори — слухи и легенды стали частью истории, при том, что писали её победители, и сито, отсеивающее зёрна «правды» от плевел «лжи», находилось в их руках. Приступая к работе над исторической драмой, словацкий режиссёр Юрай Якубиско критично отнёсся к легендам и мифам мадьяр и предложил зрителю альтернативную версию, дав пищу для размышлений. В ней всё по Бернштейну — экономические интересы являются повторяющимися решающими факторами, основной сутью исторического процесса. В фильме это выглядело примерно так. Ватикан и тогдашний палатин Дьёрдь Турзо, словно мартовские коты, похотливо облизывались, взирая на карту Венгрии. Треть земель на ней принадлежала Елизавете Батори. Кардинал был взбешён отказом графини передать своих подданных в лоно католичества, поскольку сама она была протестанткой. Памятуя о кровавых переделах сфер влияния между филиалами ЗАО «Сакральная связь» (Мы первые на связи с Отцом небесным), расчерчивавших огнём и мечом границы охвата своих сетевых операторов, можно предположить, что в овдовевшей графине духовники и законники видели лёгкую добычу. Её казнь давала формальное право забрать принадлежавшие Елизавете земли, разделив их между церковью и правительством, а потому Турзо лично возглавил расследование и вскоре нашёл, а скорее всего сфабриковал, все необходимые доказательства, составив протокол допроса 300 свидетелей, давших нужные следствию показания, правда лишь под жесточайшими пытками. Наиболее приближённые слуги Батори стремительно перешли из разряда свидетелей в соучастники и незамедлительно были казнены. Вскоре были сожжены и все архивы по делу графини, словно мостики между прошлым и будущим. То есть, «историческая правда» опиралась лишь на упомянутый протокол, состряпанный не беспристрастным Дьёрдем Турзо, поддержанным Ватиканом, и утверждённым императором Священной Римской империи Матвеем II. Всё остальное — слухи и сплетни или словами Дидро — «В истории любого народа найдётся немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой».

Юрай Якубиско не навязывает представленную историю, как единственно верную, но его версия ничуть не хуже официальной. Режиссёр подаёт её как фэнтази, отсюда и умбэковские монахи-летописцы, от имени которых ведётся повествование. Они же — шпионы, посланные Ватиканом, а по степени изобретательности сравнимы с гением Леонардо. Всё это вызвало лишь добрую улыбку, как и задумывалось автором. Другой фэнтезийный персонаж, имевший своего двойника в реальной истории, — Меризи да Караваджо, жизнь которого была описана в своё время чуть ли не по дням и дальше Мальты он, определённо, не уезжал. Его появление в Венгрии и love story с графиней — художественный вымысел, хотя взрывной характер и бисексуальные пристрастия живописца соответствуют истине. Елизавета также была бисексуальна в жизни, но это совершенно не ложилось в канву создаваемого положительного образа и оттого ей откорректировали ориентацию, более того, она сама довольно забавным способом проделала то же самое со странствующим художником. Кстати, о художниках. Сохранился единственный прижизненный портрет графини кисти неизвестного автора. Определённо, это не Караваджо с легко узнаваемым караваджизмом. Портрет Елизаветы разительно отличается от сыгравшей её симпатичной Анны Фрил. На лице графини отчётливо просматривается печать вырождения — следствие череды близкородственных браков. Елизавета также была замужем за собственным родственником Ференцем Надашди (Винсент Риган) из другой ветви рода Батори. Юрай Якубиско снял с графини главное обвинение — Батори не была кровожадной. Да, она принимала омолаживающие ванны, но вовсе не из крови юных девственниц, а из отваров целебных трав красного цвета. Будучи протестанткой, по сути, она оставалась язычницей, прибегая к услугам то ли ведуньи, то ли знахарки Дарвулии. При этом она и сама хорошо разбиралась в фитолечении и иной натуропатии. Что касается жизни семейной, возможно, Елизавета была верна своему супругу, известный случай ускорившей свадьбу добрачной беременности в 14 лет от лакея не в счёт, по понятной причине ему не нашлось места в фильме. А любовная интрижка с художником, очевидно, придумана с целью подчеркнуть её изысканный вкус и стремление к прекрасному. Да, непросто девушке одной, коль муж 15 лет воюет. Его редкие визиты в фамильный замок, как правило, заканчивались в постелях служанок, но, тем не менее, детей у графини было пятеро (по иной версии 10). «Брак не имеет отношения к любви».

Век XXI. Год 2008. Полуразрушенный Чахтицкий замок теперь уже на территории молодой суверенной Словакии, за всю свою историю практически не знавшей независимости. Стране нужна собственная мифология и если нет героев, то их нужно придумать. Антигерои отбрасывают негативную тень на весь народ. Словаки здесь не исключение, на наших глазах подлецы превращаются в едва ли не небожителей. Нужна легенда, и венгерский историк Ласло Надь её сотворил, а словацкий режиссёр перенёс на экран. Со временем эта версия будет во всех учебниках истории Словакии и крепко засядет в подсознании новых поколений. Но вспомним историю, которую мы знали до просмотра фильма. Где правда? Как всегда — посередине, поскольку графиня Елизавета Батори, прежде всего, была женщиной со всеми свойственными ей противоречиями.

25 мая 2014

Под другим углом

Первый раз этот фильм посмотрела еще в 2008, сразу после выхода, с субтитрами. Вчера внезапно наткнулась на него на просторах интернета и решила пересмотреть…

Не пожалела.

Красивый, качественный, динамичный фильм, представляющий особую точку зрения на известные всем события — чего еще желать?

Я могу понять людей, которые пишут, что в фильме «мешанина» — и правда, в одну картину впихнули и исторические реалии, и мистику, и легкую эротику, и юмор… От «перегруза» мой лично мозг спасло, наверное, лишь то, что фильм длится почти 2,5 часа. Мне ничто не показалось лишним.

2,5 часа чистого наслаждения. Невероятные пейзажи, свежий сюжет (вполне имеющий под собой исторические основания — даже без этого фильма я бы, пожалуй, склонилась к точке зрения о невиновности Батори, поскольку богатая и своенравная женщина в 16—17 веках и правда рисковала навлечь на себя обвинения в колдовстве, убийствах, вампиризме и бог еще знает в чем…).

И, конечно же, невероятная Анна Фрил. Всё пыталась вспомнить, где же ее видела! «Мертвые до востребования»! Такие непохожие, такие разные роли. Но Фрил — выше похвал: Эржебет Батори у нее получилась просто восхитительная!

Мне понравилось, что героиню не пытались представить совершенным ангелом, чистой и невинной, несправедливо оклеветанной. Нам показали и темные стороны ее личности, и жестокость, и вспышки ярости, и помутнение сознания (впрочем, спровоцированное кознями врагов — но всё же!). И тем не менее, смотрящим фильм советую не забывать: речь идет о Венгрии 16—17 веков. В этом контексте графиня выглядит образцом доброты и милосердия — пытки, убийства и изнасилования крепостных тогда и грехом-то не считались (вспомните ответ короля Турзо: в пределах своих владения она имеет право казнить и миловать на свое усмотрение!).

Хороший и убедительный фильм.

Без черного и белого, без непреложных истин. С живыми персонажами, в которых хочется верить.

А еще стоит посмотреть это кино хотя бы ради последних слов Турзо. Сюрпризом открытое им в финале не является, но еще парочку «почему?» и «зачем?» порождает.

9 из 10

11 марта 2014

Кровь, кровь и еще раз кровь…

Прочитав аннотацию к фильму я надеялся увидеть что-нибудь в стиле «Ганнибал. Восхождение». Некую драму с трагичным детством графини, причину рождения в ней «темного попутчика». После просмотра первых пятнадцати минут моя теория была разбита в прах: детство Эржебет Батори режиссер уместил буквально в паре кадров, закончив его сценой где она бросает обруч своему будущему мужу Ференцу Надашди, позже ставшим грозой турок и известным по прозвищу «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). Графиня выходит замуж и тем самым объединяет две самые знатные семейства Венгрии. Такой брак по расчету был довольно распространенным явлением в средние века.

Самая «кровавая» убийца, количество жертв которой достигает 650! Она убивала молодых девушек и использовала их кровь для принятия ванн, благодаря которым она долгие годы сохраняла свою молодость и красоту. Как такая история может быть правдой без психической травмы в детстве? Да никак. Авторы фильмы рассказывают историю не о чудовищном и жестоком монстре, коими наполнены легенды Трансильвании, они рассказывают альтернативную версию (в этом плане фильм явно не исторический, скорее художественный) о волевой и сильной женщине, любящей жене и матери, которая как она сама говорила родилась не в то время. Кстати, именно образ матери мне более всего симпатичен в этом персонаже.

Фильм состоит из трех частей. Вначале наша героиня живет в холодных стенах своего замка, пока доблестный муж ведет святую войну с турками. Иногда она развлекается с молодым и талантливым художником-рабом неправильной ориентации, пытаясь направить его на путь истинный. Она играется с ним как хочет, да и кто ей запретит, Эржебет была властная, истинная «королева», с ней нельзя была играть, можно было только поклоняться и служить ей. Графине нравилось грешить, и жить полной жизнью, ни в чем себе не отказывая.

Далее с приходом колдуньи Дарвулли, появившейся явно при странных обстоятельствах, картина наполняется элементами сюрреализма. Режиссер Юрай Якубиско добавляет мистики, пытается играть со зрителем в игру где тут добро, а где зло, попробуй различи. Несчастные случаи, непонятно откуда берущиеся трупы. В общем, именно из второй части картины создаются те самые легенды, благодаря которым в историю и записалась «кровавая графиня».

В заключительной части фильма показывают Эржебет Батори с величественной стороны. Самая влиятельная и авторитетная женщина, глава протестантов, обладательница одной трети земель Венгрии. Естественно у такой сильной, храброй и независимой женщины, которая терпеть не может неуважение к себе, что лично у меня вызывает восхищение, не может не появится враг. Она создает его сама. Вот она третья часть фильма — политические подоплеки, интриги, заговоры, предательства, любовь и алчность персонажей, некая «Игра Престолов».

Шахматная партия в которой нет победителя. Только кровь, кровь и еще раз кровь….

Если говорить о музыкальном сопровождении, то оно было довольно таки неплохим, но не сказать чтобы будоражило сознание. Звуки флейты в сумме с красивыми пейзажами, декорациями и великолепным костюмами прекрасно передали дух Средневековья. Также стоит отметить блестящую игру всего актерского состава во главе с Анной Фрил…… Хм.. я даже задумываюсь получше ознакомиться с её творчеством.

Итог:

7 из 10

К минусам припишу только то, что фильм все таки немного затянут. Хронометраж 2,5 часа может отпугнуть современного зрителя. Также на протяжении всей картины постоянно присутствует чувство того, что над ней работала не определенная маленькая группа сценаристов с одним режиссером, а вся Венгрия. Уж больно многогранна «кровавая графиня».

19 февраля 2014

Там, где черт не справится сам, он пошлет католика

Главное обвинение которое многие зрители предъявляют историческим фильмам — недостоверность. Мне, как российскому зрителю, мало что известно о исторических личностях средневековья Венгрии и разумеется, как и любой здравомыслящий человек, я не стану считать себя знатоком-экспертом по Батори, посмотрев один-единственный художественный фильм на эту тему. Другими словами к исторической достоверности этой картины я более чем равнодушна.

А в целом фильм получился красивый, зрелищный, но уж через чур какой-то холодный и бездушный. Впрочем, если задумка режиссера была такова, чтобы наполнить сознание зрителя моралью 16-го века: можно бить и даже убивать слуг, но не более, чем твои соседи-феодалы. Можно насиловать служанок, травить соседей, выжигать их поля и деревни, но при условии, что на тебе будет одеяние турка!Зрелища разделки туш чередуются со сценами пыток и насилия, и к середине картины понимаешь, что смотришь на закованную в цепи женщину с тем же чувством, как и на тушу свиньи, мелькавшей в кадре пару минут назад.

В общем и целом задумка режиссера удалась.

А про главную героиню картины — графиню Батори хочется сказать словами Булгакова: «Ах, как хороша! Правда, немного нервозна, но зачем же было жечь лицо горничной! При таких условиях, неприменно осудят!»

4 ноября 2013

Я хочу грешить…

Да, Елизавета Батори хотела грешить. Хотела наслаждаться каждой секундой этой безумной жизни, хотела быть счастливой и любимой, мечтала, чтобы улыбка не сходила с её прекрасного лица и не сковывала неземную красоту. Но грёзам есть место разве что во снах, а в реальности жизнь графини была сродни пустому выдоху, отмеряющему очередное мгновение каждодневной серости. И если бы всё было так просто — лишённое яркости существование, наполненное постоянным ожиданием возвращения мужа. Но нет — идёт война, на раз калечащая судьбы. Приходится искать отдушины, как-то выживать в родных стенах и в пустую пытаться сдерживать слёзы разочарования и боль от незримых ран, нанесённых близкими людьми.

Судьба — вещь коварная и непостоянная в своих обещаниях. Сегодня Елизавета Батори — красавица-жена казалось бы непобедимого героя войны, а завтра — убитая горем вдова, в одночасье ставшая самой богатой и влиятельной женщиной страны, окружённая множащимися в народе слухами, выставляющими её в весьма невыгодном свете. Сумасшедшая убийца, купающаяся в крови девственниц дабы сохранить навечно красоту молодости — такой ей будет суждено остаться в веках. Но правда ли это? Ведь историю пишут победители, а не те, чья репутация пала жертвой суеверий и банальных политических игр. Алчность, желание обладать самой прекрасной из женщин и снова алчность — такова подоплёка возможного очернения Елизаветы Батори по версии Юрая Якубиско, в своём фильме придерживающегося совсем иного взгляда на увенчанную столь кровавым венцом историческую личность.

Играя на ниве множественности интерпретаций и отсутствия достоверных фактов, Якубиско пытается выставить Батори не убийцей, а жертвой собственного положения. Слухи рождаются из-за незнания, а реальность порой оказывается куда более грязной и банальной. Несметное богатство, обширные земли и приверженность протестантизму в то время, когда католичество стремительно укрепляет свои позиции. Казалось бы, ответ на тайну личности Батори прост и очевиден… Но дьявольская улыбка прекрасной графини в полутьме подвала до безумия хороша, и только слепец не усомнится в мистической природе этой женщины.

Сражение или объятия? Разумеется сражение. Героиня Анны Фрил не ищёт лёгких путей и не сдаётся без боя. Пусть смерть и кровь окружают со всех сторон, дурным предзнаменованиям нет числа, а пара монахов из Ватикана уже вовсю шмыгает по округе на деревянных роликах — Батори будет пытаться жить по-своему, пока сон не начнёт сливаться с явью, а коварство не закипит внутри глаз принявшего новое обличие Дьявола. Идя по пути альтернативного взгляда на неоднозначные исторические события, Якубиско всё же решается добавить в свой фильм мистицизм и колдовство, словно не зная, как по-другому объяснить неувядающую красоту своей героини.

Постановка «Кровавой графини — Батори» проста и канонична, хороша в моменты грёз и пропихнутой создателями мистики, но хромает на обе ноги в переходных эпизодах. Сюжетные арки стремительно подкашиваются и спасаются разве что временными скачками истории. Деление действия на условные акты позволяет перешагивать всё малообъяснимое и стартовать на новом месте, но стоит только временному сумасшествию Елизаветы набрать обороты, как фильм становится всё корявее и скучнее. Однако Якубиско видимо всё равно, ведь подобные огрехи легко можно смахнуть на исторические недостоверности. И к тому же Анна Фрил настолько хороша, что некоторые даже не задумаются о какой-то мелочи вроде подоплёки происходящих событий. Почти два с половиной часа экранного времени. Скучноватый псевдобайопик или костюмированная драма страстей, чуть было не падающая жертвой выбранного для постановки материала? А ведь под конец действительно становится всё равно. Оправдательный приговор режиссёром вынесен, зритель сделал свои выводы, а легенда… Она будь жить ещё долго, ведь чем меньше правды — тем крепче держится миф.

26 августа 2013

Эржебет Батори является, согласно Книге рекордов Гиннесса, одним из самых массовых серийных убийц. История повествует о том, что графиня убивала молодых девушек и купалась в их крови для того, чтобы сохранить свою молодость. Однако достоверных фактов, подтверждающих данную информацию, нет. А потому взгляды историков на личность Эржебет Батори расходятся.

В этом фильме представлена альтернативная версия жизни Эржебет Батори. Некоторые историки, а также создатели этого фильма, полагают, что графиня, которая была главой протестантов в Западной Венгрии и владела огромными территориями, подверглась гонениям, что улики против нее были сфабрикованы для того, чтобы убрать ее с дороги, завладеть землями и ослабить протестантов. Мы увидим историю любящей жены и матери, сильной и волевой женщины, но никак не жуткой убийцы.

Сюжет изобилует событиями, он весьма запутан, что, пожалуй, оказалось немного лишним, ибо под конец зритель начинает уставать от затянутости картины. В фильме встречаются и ляпы, связанные с историческими фактами, что приближает его к художественному.

Юрай Якубиско не ставил своей целью показать своему зрителю святошу, полностью противопоставив данный образ — образу, сложившемуся у большинства исследователей. Перед нами предстанет сильная и волевая женщина, которая тоже подвержена земным страстям, у которой также есть самые простые человеческие желания. Добро и зло тесно переплелись в ее жизни, графиня запуталась, чем не преминули воспользоваться противники.

Итак, во-первых, фильм получился замечательным благодаря своему интересному сюжету.

Во-вторых, одним из главных плюсов является актерский состав. В роли графини Батори выступает Анна Фрил. Эту актрису я впервые увидела именно в данной картине. После просмотра осталось желание ознакомиться и с другими работами Фрил, ибо с этой ролью она справилась великолепно. Эмоции, выражения, интонации всегда были переданы весьма точно. Ей веришь, ей сопереживаешь. Для Анны эта работа оказалась весьма сильной. Так же запомнились своей игрой Караваджо(Ханс Мэтисон), молодой и страстный художник, и знахарка Дирвулия(Диана Хорватова), которая одно время были очень приближена к графине. Да и другие актеры справились со своими ролями ничуть не хуже.

В-третьих, большой поклон костюмерам фильма. Я считаю, что костюмы стали одним из украшений картины. В какой-то степени они смогли еще больше показать величие графини Батори, подчеркнуть ее красоту.

Вот перед нами одна из версий истории Эржебет Батори. Воспринимать ее всерьез или же относиться к ней, как к художественной выдумке — решать вам. Но в любом случае фильм принесет эстетическое удовольствие и заинтересует любителей истории, а потому я советую его к просмотру.

8 из 10

19 августа 2013

А может быть все было наоборот?

Эржибет в этом фильме- верная любящая жена, мудрая, добродетельная и милосердная христианка…

Да, история, как известно,- продажная девка. Ее пишут и переписывают, и никто никогда не знает всей, «полной» правды. Я читала легенду графини Батори (аля наша Салтычиха), но никогда и представить не могла, что эту историю можно представить в таком свете. Однако, почему нет? Достоверно о ней нам никто уже не поведает, и посему оригинальное видиние режиссера кажется мне весьма интересным.

Конечно повеселили монахи-шпионы. И коньки на моторе, и лыжный слалом, и прыжок с парашютом… Ах, да, чуть не забыла, еще же был фотоаппарат! Ну прям Да Винчи нервно курит в сторонке.

Участие Караваджо в этой драме тоже было весьма необычно, тк мастер в реальности не покидал Италии…

Я уловила некий намек на шизофрению, откуда видимо и припадки помешательства, когда происходили ненамеренные убийства, «несчастные случаи». (Конечно, перед этим она выпила хороший отвар из грибов).

В общем, фантазия у режиссера богатая, костюмы превосходные (как и декорации), сам фильм немного затянут, но хорош.

Итог: смотреть с юмором, не обращать внимание на явные ляпы с историей и самой легендой. Фильм сугубо авторский и художественный, не исторический.

6 из 10

4 января 2013

Alžbeta Bátoriová-Nádasdy

Что я ценю в историческом кино или кинолентах, который так или иначе желают называться историческими? Пира? Количество выделенных средств на съемку? Звездных актеров, которые решили воплотить в себе историю? Нет, нет, нет…

Я ценю, во-первых — желание и стремление режиссера и его команды прикоснуться к истории, а во-вторых — саму историю и темы историчности в фильмах.

Вот, примерно в таком ключе я и просмотрел картину Юрайа Якубиско — «Кровавая графиня — Батори». Режиссер рискнул представить народу историю, довольно таки, загадочной личности, как графиня Елизавета Батори.

Личность и правда загадочная. За долгие годы имя графини обросло страшными и ужасными историями. Обвинение в жестокости и садизме, а главное — обвинение в убийствах сотен молодых девушек в целях своего омоложения, посредством принятия ванн наполненных кровью девушек.

Так оно или нет… Сейчас уже достоверно никто сказать не сможет. Мне, как историку, было интересно посмотреть с какой стороны к личности Батори подойдет режиссер фильма? Будет ли в фильме затронута тема детства Елизаветы или нет? А ведь есть о чем сказать…

Родителями Елизаветы были Дьёрдь Батори и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и внучка Иштвана IV). Все свое детство провела своё в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надажди, а в 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надажди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове.

Интересно, что незыблемым фактом, который мог повлиять на саму графиню, было то, что ее муж был неистово жестоким человеком. За свою маниакальную жестокость по отношению к пленным, турки прозвали его «Чёрный бей». Уверен, что житие вместе с таких «извергом» не могло не сказаться на психике самой Елизаветы.

Нельзя не отметить того факта, что графиня была прекрасной матерью, которая имела пятеро детей: Анну, Екатерину, Миклоша, Урсулу и Павла. Кто бы там не говорил, а детей своих графиня любила больше жизни…

Саму Елизавету Батори в фильме сыграла Анна Фрил. Как говориться, хоть верьте хоть нет, а роль Батори можно считать переломной в карьере Анны. Сразу после данной роли поступили хорошие предложение сыграть в «Затеряном мире», «Телохранителе» и «Области тьмы». Вот вам и таинственная личность Елизаветы, которая даже после своей смерти имеет власть изменять жизнь прекрасных девушек к которым без лишних вопросов можно занести и Анну Фрил. Достойно сыграла свою роль. Придраться, если бы и хотел, то не к чему…

Ну, а главная интрига фильма, а именно была ли Батори кровожадной убийцей молодых девушек или не была — остается без ответа.

Да, и в фильме мы видим неоднозначный ответ, вопреки словам некоторых историков. Они говорят, что точного времени, когда Елизавета начала убивать девушек, установить невозможно. Предполагают, что все эти ужасы происходили в период 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора, и император Матвей поручил палатину Дьёрдю Турзо (Карел Роден) расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Нужно отметить, что несмотря на доказательства, и даже на то, что ее заперли в её же замке на некоторое время, якобы для ее же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в Чахтицком замке.

Единственный, б/м достоверный источник, которому можно доверять гласит, что боязнь утратить свою молодость и привлекательность, подтолкнула Елизавету каждую неделю купаться в ванне, наполненной кровью молодых девственниц. Она убила 650 человек…

Существует еще одна версия жизненного пути графини Батори, согласно которой она подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а большинство улик фальсифицировано. Данная версия в большей степени и была основоположной в фильме, который был мной просмотрен.

Итог: Каждый человек волен принимать ту или иную версию жизненного пути Елизаветы Батори… Главный и неоспоримый факт — Елизаветы была личностью. Фильм достойный для просмотра. Советую, особенно, любителям исторического кино.

8 из 10

пс. Согласно легенде, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого.

1 февраля 2012

Легенды правдивы они или нет?

Согласно легенде, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого. По легендам, у Батори была железная дева, где жертва истекала кровью, которой потом наполнялась каменная ванна, где Батори купалась…

Но фильм не основан на этих легендах. Он показывает нам то, какой могла быть на самом деле Елизавета. Она была знатной дамой и обладала деньгами и властью. Именно это и могло послужить завистью других, и привести ко всем этим кровавым слухам и легендам.

Нам показаны простые слабости женщины, которая любила и хотела быть любимой. Меня удивило, что графиня помогала другим. После всего, что нам о ней известно видеть её в образе благодетеля немного необычно и странно.

Фильм очень порадовал. Нет новомодных спецэффектов. В фильме нет ничего лишнего. Мы просто видим историю жизни женщины.

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какой она была на самом деле. Она для нас всегда будет загадкой, но мы можем увидеть другую Батори, не ту о которой мы читали, а иную добрую, заботящуюся о своих детях. Именно для этого стоит посмотреть фильм. Тогда каждый для себя решит, что вымысел в легендах, а что правда.

25 декабря 2011

«Кровавая графиня Батори»…

…или «Кто бы прав?»

Наткнулась на фильм совершенно случайно, несмотря на то, что история этой личности меня всегда привлекала. Но, признаться, как-то не было времени пересмотреть все фильмы, где упоминается Батори, так что данная лента для меня является едва ли не первой в этом ряду.

Речь идет о женщине, которую даже занесли в книгу рекордов Гиннеса, как самую жестокую серийную убийцу. Хотя я неплохо знала историю Эржебет, и изучила все теории, которые вообще существовали, я все равно считала графиню маньячкой и жестоким человеком. Вполне возможно, потому, что просто не хотела смотреть на ее жизнь с другой стороны. Режиссер Юрай Якубиско преподнес ужасные события, связанные с графиней, совсем в ином свете, и вместо садистки и фанатички вечной молодости, перед нами предстает сильная и волевая женщина, которая должна была в одиночку выносить все проблемы и угрозы в свой адрес.

Батори называли самой прекрасной и умной женщиной Венгрии, она была лучшей во всех отношениях. Была ли она убийцей на самом деле, или обвинение было сфабриковано, Эржебет все равно считалась красавицей с лицом девушки даже в пятьдесят лет. О ее секрете никто не знал, но ее молчание позволило сочинить байки о том, что, будучи довольно богатой женщиной, кому принадлежала одна треть земель Венгрии, Батори могла убить любую служанку в своем доме, дабы потом искупаться в ее крови. Однако история уходит дальше — по всему выходило, что Батори убивала так же и других девушек. Под предлогом обучения аристократическим манерам, она заманивала девственниц в свой замок, а потом в подвале жестоко их убивала. По подсчетам, Эржебет Батори расправилась с не менее 600 девушками.

Якубиско взял за основу совершенно другое предположение и постарался отвести от графини такой кровавый образ. В его видении всей истории, Батори никого не убивала (по крайней мере, в здравом уме). Мы видим, что тут возникает колдунья, спасшая графиню от смерти — именно она в последующем будет вести и помогать Батори во всех ее делах, особенно после смерти ее мужа. В конце концов, колдунья тут играла свою решающую роль, но в какой-то момент Эржебет теряет к ней доверие, отчего в схватке с врагами остается совершенно одна. Кто знает, может быть, в этом и была ее ошибка.

Здесь недругом для прекрасной женщины выступает близкий когда-то товарищ ее мужа — палатин Дьёрдь Турзо. Самодовольный и эгоистичный, готовый на все, чтобы прибрать к рукам чужое имущество, он на самом деле был влюблен в графиню, и вся его злость сводилась именно к тому, что женщина ему не досталась.

По ходу фильма нам показывают некоторые черты и проявления характера графини: несмотря на свою некоторую жестокость, с которой она приказывает выпороть своих служанок, однажды она помогает мальчику, буквально собрав его по кусочкам своими травами и отварами. В последующем, он безоговорочно будет верить в ее невиновность. Или возьмем эпизод с Люцией — одной из крестьянок графини, которой в конце концов она дала вольную. Конечно, мы не можем знать наверняка, так ли это было, но, согласитесь, образ жестокой убийцы уже постепенно ставится под сомнение.

Что касается актеров, то здесь не могу не упомянуть главную актрису — Анну Фрил, прекрасно исполнившую роль Эржебет. Она держалась гордо до самого конца, она знала, что такое боль и потери. Ею восхищались и боялись ее упрямого нрава, возможно, именно поэтому вокруг ее имени сложился такой мрачный ареол тайны, которая переросла в ужасные байки о подземельях и ваннах с кровью. Ставится под сомнение и тот факт, что, даже убив более 600 девушек, как утверждает история, Батори не могла купаться в кровавых ваннах каждую неделю (это утверждают так же). На это просто не хватило бы крови. Кстати, ее преступления так и не были доказаны — над Батори даже не устраивали суд. Предполагают так же, что подробные описания всех изуверств графиней над девственницами были просто придуманы ее тремя служанками, которых пытали, дабы они сознались в ее преступлениях. Впоследствии их сразу казнили. Сама Батори была заточена в башне на всю оставшуюся жизнь.

Вердикт: «Кровавая графиня Батори», по моему мнению, другая сторона все той же медали. Принято считать Батори — жестокой убийцей, помешанной на молодости и красоте, которые и двигали ею во время убийств. Но этот фильм опровергает все обвинения, предъявляемые графине и все это оставляет множество вопросов об этой женщине и по сей день, но теперь, ни в коем случае, не утверждает, как и прежде, что Эржебет Батори являлась самой знаменитой серийной убийцей. Это предположение имеет право на существование, и теперь я склоняюсь именно к нему. Спасибо Якубиско за это — фильм еще долго останется у меня в памяти.

8 из 10

Приятного просмотра!

22 октября 2011

Чем меньше доказательств, тем больше легенд…

Должен сказать, что нужно быть довольно смелым человеком, для того чтобы снимать фильмы о такой одиозной личности, как знаменитая венгерская графиня Эржебет Батори. Так что сразу хочу отдать дань уважения режиссеру Юраю Якубиско, который не побоялся взять на себя довольно «тяжелый материал» в качестве идеи фильма и «бросить вызов» истории (в хорошем смысле слова) показав свое видение биографии и жизни самой загадочной и «кровавой» графини в истории человечества…

Сей фильм столь же многозначен и спорен, как собственно и его главная героиня.

Мне понравилось, что режиссер предоставил зрителю возможность посмотреть на персонаж графини с разных так сказать сторон: Эржебет предстает пред нами любящей и в то же время одинокой женой и довольно характерной и боевитой правительницей. Ангел или сущий Дьявол? А может и вовсе жертва политических событий? Правды увы не знает никто. А может это и не так плохо? Быть может к лучшему, что после смерти графини остались только легенды, домыслы и предположения, ведь именно наличие всего вышеперечисленного до сих пор вызывает у людей совершенно разные чувства и эмоции к персоне Батори и не ставит на ее имени клеймо.

Хотелось бы так же отметить музыкальное сопровождение фильма. Я как любитель эпохи средневековья, не мог не обратить внимания на данный аспект. Звуки флейты и свирели ласкали слух и очень точно дополняли тематику фильма.

Пейзажи так же подобраны профессионально. Отдельное спасибо за представленные красоты.

Итог. Ничем особенным фильм меня не поразил, а в каких — то моментах даже показался нудным. Для меня картина на один просмотр — не более. Но любителей жанра фильм не разочарует.

6 из 10

12 августа 2011

Это Елизавета Батори?

Узнала о фильме на этом сайте, и как всегда не читала рецензии (а стоило бы). Фильм снят скорее не на реальных событий, а лишь на предположениях, которые мучают многих (например, была ли графиня Батори убийцей вообще).

Каково было моё разочарование, когда сценаристы показали кровожадность

Елизаветы очень смутно. То она купается в травах, то в крови. Почему режиссер не показал её врожденный садизм (ну я по крайне мере этого не увидела)? Даже Надашди показали лучше.

Так называемая «ведьма», которая была с графиней всё время, это одна из легенд, мол, что именно она рассказала ей секрет молодости. На самом деле, всё было куда проще. Елизавета с малых лет смотрела на публичные казни, она была совершенно бесчувственная к чужим страданиям. Историки даже считают, что страшная публичная казнь цыганки «… пробудило в Елизавете потенциальную жестокость и явилось толчком к дальнейшему развитию событий.»

В общем, большой минус в том, что сценаристы не до конца изучили все факты и легенды. Но есть и плюсы: отлично показали войну с турками и декорации с костюмами тоже не подвели

6 из 10

10 августа 2011

Я наткнулась на этот фильм случайно, просто было скучно, рылась на кинопоиске и увидела в рубрике «Если вам понравился этот фильм, не пропустите» постер. Скачала, но долго боялась его посмотреть. Уж очень название колоритное «Кровавая графиня…» И это после моей любви к Суини Тодду! И вот наконец я решилась.

Признаюсь честно, я была удивлена и поражена, насколько название фильма противоположно его содержанию. Мне стыдно, как историку по образованию, признать, но о графине Эржебет Батори я ничего не слышала и не читала. Так что можно сказать, я была не предвзятым зрителем.

Я не буду придираться к недостоверности некоторых исторических фактов, потому что на голых фактах по настоящему интересного кино не снимешь, а этот фильм был интересным. Но я благодарна его создателям за потрясающие костюмы, великолепный грим, живописные декорации и захватывающую историю красивой женщины, которой не повезло родиться не в то время, не в том месте.

Средневековье богато сказаньями и небылицами, это было время инквизиции и Молота ведьм, сжигания на кострах и быстрых судов, лишь только по тому, что ты как-то не так посмотрела. И не дай вам Бог радиться красивой. Ну, а уж если ты влиятельная и одинокая графиня, и важный игрок в политической игре, то да, твои враги пойдут на всё лишь бы поживиться.

Анне Фрил несомненно удалась роль милосердной врачивательницы, любящей матери, скорбящей жены, страстной любовницы, независимой женщины и сумасшедшей графини. Годро несёт она свой не лёгкий крест, виртуозно и мужественно играя шахматную партию не на жизнь, а на смерть. Особенно хороша сцена, когда служанка принимает Батори за вампиршу. Даже у меня такая мысль мелькнула, когда бледная графиня склоняется к шее молодого художника и как-то кровожадно улыбается.

Несомненно фильм на любителя, и всё же он хорош. Ведь поступки, которые мы совершаем не однозначны, и каждый трактуется их по своему.

10 из 10

19 октября 2010

В фильме обыгрывается нетрадиционный взгляд на личность знаменитой кровавой графини Батори, между прочим, высказанный некоторыми историками еще в 80-х годах XX века. На фоне нынешнего кризиса интересных сюжетов тема «вкуснейшая», способная заинтересовать зрителей самых разных категорий. Тут и исторические реалии, и трагедия, и биография, и средневековая загадочная мрачность, и даже не слишком примелькавшееся место повествования — Венгрия.

Что же получилось?

Начало: интересно, динамично, может быть излишне натуралистично, но этот натурализм вполне уместен и не кажется чем-то лишним. Актеры искренни, сюжет интригующий, костюмы приковывают взгляд. И даже небольшие лирическо-мистические отступления и невесть откуда взявшийся пленник Караваджо серьезных нареканий не вызвали — это в конце-концов художественный фильм о судьбе женщины, а не точная историческая реконструкция событий.

Однако с середины создателей перестал устраивать более или менее ровный характер повествования. Голова, видимо, все-таки закружилась от тех возможностей. которые предоставлял сюжет, и пошло-поехало: и мистика, и история, и мелодрама, и комедия, и сказка, и кровавый ужастик, и даже откровенный идиотизм. Спецэффекты и животный натурализм, фарс уровня театрального капустника и реальная трагедия героини — все смешалось в совершенно уродливых пропорциях.

Силенок и таланта воплотить столь масштабную задумку у режиссера и сценаристов попросту не хватило. Откусили больше, чем смогли проглотить.

Фильм я, честно говоря, не досмотрела. Придурковатые монахи-изобретатели меня добили окончательно, и даже появился абсолютно вроде бы неуместный страх, что вот-вот откуда -то выплывут Код Да Винчи, перстень Тамплиеров или какой-нибудь Гарри Поттер со товарищи.

5 из 10

30 сентября 2010

Та самая графиня

Колоритная, интересно поставленная историческая драма, очень неоднозначная в смысловом прочтении. Отличный выбор для любителей костюмированных фильмов.

Рассказывая о реальном историческом персонаже, на истории которого уже много поспекулировали мистики, авторы выиграли в том, что сделали ставку на реализм.

Те, кто ждал колдовских шабашей и вампирских оргий, полных изуверств, будут разочарованы. У авторов фильма графиня Батори не Дракула в юбке, а обычная сильная и властная женщина, ставшая жертвой заговора завистливых соседей и родственников. В эпоху инквизиции обвинение в колдовстве было действительно самым удобным способом избавиться от врага.

Но зрителя будут все время дразнить, подкидывая все новые и новые мистические знаки (загадочные убийства, недуги, сны, таинственные персонажи), которым тут же будет находится логическое объяснение. Сюрреалистический план добавляет фильму образности и смысловой глубины: видения из снов графини оказываются оживающими полотнами Караваджо, с которым ее связывает нежная дружба. Последнее, конечно, чистой воды вымысел. И хотя я не знаток биографии и творчества Караваджо, но мало вероятно, что реальные Батори и художник пересекались.

Среди вымышленных персонажей и два монаха-изобретателя, ловко передвигающихся на самодельных роликах, прыгающих с парашютом и фотографирующих интересные моменты на некий прообраз будущего фотоаппарата. Ничего не напоминает? Конечно, «Имя розы» У. Эко. Именно монахи записывают историю жизни графини, развенчивая по ходу все нелепые мифы о ней.

Единственный минус, это то, что история слишком масштабна для одного фильма: война с турками, интриги дома Габсбургов, козни церковников, история графини, венгры, чехи… Фильм больше бы выиграл в рамках телевизионного проекта. А то многие сюжетные линии из-за ограниченности времени оказывались просто оборваны и сокращены.

В общем великолепные костюмы, точно переданный колорит эпохи, и конечно, талантливая и красивая Анна Фрил очень хороша в роли знаменитой графини!

9 из 10

29 сентября 2010

Чем меньше фактов, тем больше легенд

Средние века таят в себе много тайн и загадок. И хотя нам кажется, что мы знаем очень многое о том времени, но все равно остается много вопросов, на которые пока мы не можем получить ответы. Итак, «Кровавая графиня — Батори».

Можно было предположить, что мы увидим как минимум триллер, или даже ужасы. Все таки именно в таком виде мы представляем обстановку для рассказа об этой личности. Но на деле оказывается, что повествование происходит в манере исторического фильма-драмы, охватывающего период в 20 лет жизни Эржабет Батори. Порадовало то, что фильм не голливудского производства. От того и смотрится он более изысканно (даже перевод не всегда обязателен — многое понятно и так). Лично мне показалось, что в данном фильм Юрай Якубиско пытался оправдать Графиню. С его взгляда получается, что она попала под чары некой ведьмы, вследствии чего и перешла на темную сторону, далее же она просто уже не могла представить себя стареющей и все продолжала свои кровавые ванны. И в сцене смерти Эржабет молится именно Богу, прося забрать ее душу, хотя вроде бы тут даже и пытаться делать это не стоит. Все таки многое еще остается неясным.

Поражает масштабность картины. Все эти костюмы, средневековые замки и быт того времени завораживают. Сколько же было потрачен усилий, дабы суметь все это воссоздать. И немаловажную роль во всем этом играют актеры. В большинстве своем именно засчет их игры и создается атмосфера фильма, которая заставляет смотреть фильм до конца и восхищаться им.

8 из 10

25 августа 2010

Героиня этой картины занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая кровавая убийца всех времен.

Этот исторический фильм весьма интересен. Жизнь этой графини очень примечательна. В детстве она вышла замуж, т. к. это был её долг. Но, встретив уличного художника изменяла в то время, как муж был на войне. Один из её подчиненных был к ней неравнодушен, но жесток. Когда умер её муж, он захотел большую часть её богатства. И эта борьба, весьма занимательна, как и вся её жизнь. Фильм состоит из 3-х частей, одну из которых занимает, также немаловажный персонаж — колдунья Дарвулия. Именно она раскрыла ей секрет вечной молодости, для которого нужна была кровь невинных девушек, она лежала в ванной, наполненной их кровью. В завершении её грешной жизни она была заточена в тюрьму, где, как говорили: «Сам дьявол пощадил её и забрал к себе..».

В общем, очень классный фильм, хотя и не Голливуд.

15 мая 2010

Что же было на самом деле…

Посмотреть этот фильм меня сподвигла книга про графиню Елизавету Батори, величайшую убийцу-женщину в мировой истории. Недолго думая я нашла одноименный фильм, вот только не знала, что это взгляд с другой стороны, где Елизавета — не монстр, а жертва, несправедливо обвиненная и принявшая ужасную смерть.

Фильм довольно интересный. Несмотря на длительный хронометраж, он не кажется скучным или затянутым. Красивые виды, вычурные наряды и — что важнее всего — убедительные герои заставляют усомниться в общепринятой версии жизни и смерти Кровавой Графини. Здесь она не идеал, не чистый непорочный ангел, нет, она просто женщина со своими недостатками, но никак не чудовище, как уверяют летописцы.

Что случилось на самом деле, кем была в реальности владелица Чахтицкого замка, мы уже вряд ли когда-нибудь достоверно узнаем. Но так как очернить человека гораздо легче чем поверить во что-то хорошее в нем, я думаю, снять такой фильм было хорошей идеей.

7 из 10

24 марта 2010

Красота Требует Жертв.

Графиня Батори — самая красивая, богатая и влиятельная женщина Венгрии 16 века. Секрет ее красоты окутан тайной, и режиссер решил преподнести нам свою версию. И у него получилось отлично.

Актеры.

Анна Фрил воссоздала образ Графини просто шикарно. Образ Батори я запомню именно такой, прекрасной и умной и в тоже время ужасной в гневе и страдающей от предательства близких.

Карел Роган — его герой главный злодей так желавший получить Елизавету и все её имущество. Типичный персонах 16 века интриган и жестокий человек не останавливающийся не перед чем в своей алчности и стремлению к власти и богатству.

В целом актерская игра очень порадовала, все персонажи интересные и запоминаются на долго.

Сюжет.

Очень хорош, интересный и запутанный (может даже чересчур). Если в начале картины все выглядит стандартно как в легендах и сказках, здесь ведьма, там околдованная ею Графиня и простолюдины, страдающие от всего этого. Только к концу фильма начинаешь понимать, где добро, где зло.

В итоге получилась отличная картина о Легендарной Кровавой Графине Батори.

Юрай Якубиско создал картину о драме жизни Сильной Красивой Женщины, в мире котором добро и зло переплелись очень тесно. Продажная церковь «святым мечем» губит неугодных себе людей, где война царит буквально везде. Мир порочный и жестокий Елизавета должна соответствовать этому миру хочет она того или нет.

P.S. Фильм довольно жесткой и «взрослый» и красивой сказки ждать не стоит. Картина не для широкой публики это точно, можно сказать на любителя. И если вы любитель исторических драм в духе Жанны Д’арк и Золотого века, посмотрите эту картину равнодушной она вас точно не оставит.

10 из 10

19 января 2010

Сюрреалистическая сказка для взрослых

Как будто идя по следам американца Джо Чаппеля с его «Князем Дракулой: Подлинной историей», румынский режиссер Юрай Якубиско продолжает тенденцию «развенчания великих мифов» и предлагает нам наполовину сюрреалистическую, наполовину историческую картину об Эржебет Батори как об историческом персонаже, а также приводит свою — весьма логичную версию возникновения мифов о графине. Хотя удалось ему не все, и было заметно намерение создать нечто еще большее, чем то, что получилось, задачу режиссера считаю выполненной.

Бледный и манящий образ Эржебет доверили воплотить талантливейшей британской актрисе Анне Фрил («Байки из склепа», «С тобой и без тебя»), с чем она прекрасно справилась. Против нее плетет козни Юрай Тюрцо в исполнении «заслуженного негодяя» Голливуда Карела Родена («Дохлая рыба», «Блейд 2»). Ханс Метисон («Тюдоры») вполне органичен в роли «Мериси» Караваджо, однако по сравнению с другими персонажами истории выглядит бледно. Дарвулия — подруга, помощница и по слухам ведьма (тот самый «личный косметолог», что по легенде посоветовала графине кровавые ванны) вносит в сюжетные линии мистицизм и роковую обреченность благодаря румынской актрисе Деане Хорватовой. Прекрасным дополнением, а местами и спасением картины представляется великолепная музыка Саймона Босуэлла.

Однако вынуждена признать, что Якубиско так и не определился со стилем картины, что придает сюжету сумбурность — он начинает фильм как биографию и вносит в него элементы всех жанров подряд — исторический фильм, триллер, мистика, мелодрамма и даже фэнтэзи (сны), а в некоторых случаях — просто сказка (какой еще Караваджо?!). Однако в любом случае это лучше, чем сухая и невыразительная версия 2009 года, которая не менее завуалирована под реальность, поскольку рассказана людьми, оторванными от фольклора и культурной среды Венгрии. Две версии разнятся хотя бы тем же, что и отношение к Владу Цепешу на Западе и в Румынии. А ведь иногда лучше оправдать монстра, чья вина сомнительна, чем загубить историю страны, о которой авторам фильма ничего не известно (в этом согласна с предыдущим отзывом).

Однако по окончанию просмотра у зрителя остается без ответа вопрос — стоит ли верить автору фильма? Пожалуй, нам остается только гадать, костюмная ли это драма о сильной женщине в мире не менее сильных мужчин, сюрреалистическая сказка для взрослых с историческими именами или «история одной убийцы» в духе «Парфюмера». За «гремучую» смесь жанров —

9 из 10

14 января 2010

Абсолютно ничего выдающегося и необычного

Сама история Елизаветы Батори содержит в себе много таинственного и неизвестного, что в большинстве своем и послужило для рождения большинства легенд и интригующих мистических выдумок о ней. Казалось бы на такой плодородной почве можно было использовать множество оригинальных идей и неожиданных художественных приёмов, но автор картины, несмотря на свой богатый опыт, реализует от силы 20—30% потенциала вверенного ему материала.

Явно на протяжении всего фильма Юрай Якубиско хотел соблюсти баланс между исторической основой и будоражащими легендами о графини, с явным перевесом историзма к концу. Возможно за это можно было поставить галочку режиссеру, но для воплощения задуманного безусловно требовалась хоть какая-та сильная интрига, а с этим у него выявляются очевидные проблемы.

Благодаря всем своим мучительным потугам Якубиско всё же удаётся местами создать иллюзию интриги и непредсказуемости, из-за чего и смотришь кинокартину до самого конца, невзирая на определенную затянутость всего действа. Также можно вспомнить далеко не самую плохую игру Анны Фрил в главной роли да и Хэнса Мэтисона, исполняющего роль Караваджо, на фоне остальных актеров, которые, может быть, и не портят общей картины, но смотрятся крайне невыразительно и моментально стираются из памяти. Как не хотелось бы, но к минусам картины нельзя отнести нейтральный неуместный юмор и подобие батальных сцен, ввиду их малой продолжительности от всего 138-ми минутного хронометража фильма. Чуть не забыл, чудаковатые изобретения одного из монахов смотрятся крайне наивно и абсолютно не к месту.

Не смотря на преобладающий отрицательный окрас рецензии, киноленте «Кровавая графиня — Батори» можно поставить 5 из 10, или с натяжкой 5,5 из 10, потому что здесь в общем всё сделано средне, начиная от хромающей на обе ноги атмосферы и кончая работой оператора. Может быть это предел способностей престарелого словацкого режиссера? Поскольку старость нужно уважать:

6 из 10

Смотреть только за наличием свободного времени и не имением любой другой хоть как-то достойной альтернативы.

16 ноября 2009

Посмотреть фильм решилась из интереса. Я прочитала книгу Андрея Кодреску, американца венгерского происхождения, «Кровавая графиня» про Эрджбету Батори (именно так ее имя перевели переводчики). Книга меня потрясла, очень похожа на документальное чтиво, там были даже выписки из протоколов допроса Дарвулии и других служанок… Роман шокирует — это бесспорно. Жаль, найти его совсем непросто, книга была выпущена маленьким тиражом и в продаже ее не сыскать. По рекомендации фильм позиционировался как нечто совсем противоположное книге, нечто оправдательное, разрушающее кровавую легенду. Я не могла его не посмотреть!

Как и все исторические костюмированные фильмы, его не назовешь легким для просмотра. Поэтому все кто любит развлекательные фильмы — это не для вас. Долго, иногда, чего уж скрывать, немного нудновато (но опять же — это беда большинства исторических фильмов). Но, как ни странно, фильм не лишен юмора! Были моменты, которые меня очень рассмешили. Эти забавные монахи…

Главная героиня Батори — восхитительная, прекрасно образованная женщина, о чьей красоте слагали песни и посвящали ей стихи. Вышедшая замуж и (о чудо!) полюбившая своего мужа и любимая им, тем не менее обречена на одиночество в холодных стенах замка, в то время как благоверных годами в походах рубит мечом неверных… Заводит роман с художником непонятной ориентации — и не понятно, действительно влюбляется или так, от одиночества. Растит детей. Будни богатой (семья Батори была богаче самого короля), изнывающей от одиночества дамы.

Сюжет меняется с появлением Дарвулии. Колдуньи, которая возникает при странных обстоятельствах и впоследствии оказывает огромное влияние на графиню и пользуется ее полным доверием. И тут есть свой секрет…

И вот любимый муж погибает на поле боя. И не успели его закопать, как ближайший друг семьи просит отдать обещанное мужем… И вот тут графиня делает роковую ошибку — она не идет на уступки и наживает себе смертельного врага. А враг еще и влюблен. Адская смесь — любовь и алчность, сыграли против хрупкой, но сильной женщины, которую не раз предали и которая осталась без союзников в неравной борьбе! Враг силен, хитер, богат, влиятелен и не остановится ни перед чем!

Бедная, бедная Эржебет! Но тебя не сломили! Фильм поет гимн всем сильным, смелым и храбрым женщинам. Я окончательно запуталась, я почти поверила создателям фильма. Теперь, мой взгляд, на события той давности не такой однозначный! И только за это ему можно поставить

7 из 10

25 августа 2009

Вампирами становятся…

«Вампирами не рождаются, вампирами становятся…» Глядя на постер фильма «Батори» и мельком читая аннотацию к фильму (Венгрия… Средневековье… вампиры), героиню Анны Фрил — венгерскую правительницу Элизабет (Эржебет) Батори (1560—1614) — можно принять за воинственную вампиршу вроде Кейт Бейкинсейл из «Другого мира».

Но нет — несмотря на сомнительную честь стать прообразом самого графа Дракулы в романе Брема Стокера, Элизабет предстает перед зрителем прежде всего гордой, сильной, независимой женщиной. Конечно, характер у нее не сахар — может и служанку вытолкнуть из окна (бум — насмерть!), может заколоть ножницами неловкую парикмахершу за мелкий порез, может распотрошить труп, подобранный на улице, и устроить с рабом-любовником сексуальную оргию подле него, может заточить в темницу любимую врачевательницу — но ведь, право же, не стоит из-за этого присваивать ей громкий титул «самой массовой серийной убийцы» из книги рекордов Гиннеса.

А всё феодалы-завистники виноваты — в частности, граф Турзо — играет его Карел Роден, которого вы могли недавно видеть в роли русского олигарха из гайричевского «Рок-н-рольщика». В фильме он, кстати, неуловимо похож на Гари Олдмена как раз в роли Дракулы… А еще в этом эпическом полотне нашлось место для обращенного в сексуальное рабство художника Караваджо (того самого?!) и парочки неуместно комических монахов в духе «Имя розы», изобретающих по ходу дела роликовые коньки, телефон, парашют, фотоаппарат и снегоход на моторном ходу (это в XVI-м веке!)

Итого, фильм неуловимо напоминает одновременно старые добрые костюмированные сказки чешской студии «Барандов», недавнего «Тараса Бульбу» и, местами, «Хостел» Эли Рота — ну, это там, где начинается расчлененка…

Одним словом, «красота требует жертв» — особенно, когда косметическое средство из корыта так подозрительно напоминает кровь юных девственниц…

7 из 10

12 августа 2009

Честно говоря, ожидала я увидеть эдакий мистическо-готический триллер, где в центре повествования женский вариант графа Дракулы. И, надо признать, к таким фильмам у меня заведомое предубеждение. Но получилось ещё хуже, чем я боялась.

Здесь даже нет стиля. Есть детальное воссоздание действительности того времени — но так это всё неинтересно, как будто энциклопедию читаешь: вроде всё есть… кроме какого-то вектора, общего знаменателя. Да и по правде говоря, ну что мы здесь не видели?

Повествование ведётся медленно и муторно, как в летописи. Я больше смотрела в потолок и в окно, чем на экран. Впрочем, вряд ли я что-то упустила. Ну муж у неё там был вначале, и была она самой красивой женщиной в своей стране… Немного насилия, немного запретной любви…Потом появилась колдунья и умопомешательство…Потом её признали убийцей. Вот и всё.

Только что бы всё это значило, в конце концов? Что я потратила впустую два с лишним часа? Режиссёр пытается оправдать свою героиню. Флаг ему в руки, но если он за свои два часа не смог внушить мне ровным счётом никаких чувств к ней, то мне, в принципе, наплевать, виновна она или нет…

Возможно, фильм будет более интересен тем, кто знаком с историей Батори и увлекается всей этой средневековой тьмой. А случайному зрителю лучше пройти мимо.

20 июля 2009

Венгрия в 16—17 веках была страшным местом, судя по всему.

Выданная замуж в юном отроческом возрасте, графиня Эржебет Бэттори, поначалу вела довольно праведный образ жизни — была верной женой, рожала детей. Достоверно неизвестно, что стало причиной рождения в ней кровавого монстра, записавшего ее в «Книгу рекордов…» как самого массового убийцу-маньяка.

О ее оспариваемой историками жизни можно прочесть в любой энциклопедии.

Этот фильм — попытка показать сразу несколько сторон жизни Чахтицкой пани (или Кровавой Графини, как ее называют) — ее материнство, ее любовников, ее страсти. Очередная попытка, так как фильмов о Батори снято немало («Графиня Дракула» (1971), «Ванна крови» (1999), «Графиня» (2009). Я даже сначала перепутала его с последним, но припомнила Анну Фрил. .. а в 2009м Бэттори сыграла Жюли Дельпи, на мой взгляд, не такая эффектная.

Не думаю, что стану разыскивать упомянутый фильм для проведения аналогии, мне хватило одного, очень художественного изображения Кровавой Графини.

Декорации, костюмы — заслуживают отдельной похвалы. Мебель в замках, посуда, платья графини и ее окружения — качественный киноспекталь. Но к сожалению, не вызывающий ярких эмоций, кроме впечатлений, как от просмотра исторической передачи.

6 из 10

15 июля 2009

Молодость без старости и жизнь без смерти.

Что же ты потупилась в смущеньи?

Посмотри, как прежде, на меня.

Вот какой ты стала в униженьи,

В резком неподкупном свете дня.

А. Блок.

Алжбетта Батори (есть несколько вариантов передачи ее имени, и в данном отзыве я буду пользоваться вариантом, указанным выше) — вторая после китайской императрицы Циси, известная истории женщина, которая меня интересовала, поэтому фильм о ней я просто не могла пропустить.

Но впечатление сие кинематографическое творение оставляет крайне противоречивое. С одной стороны, перед нами качественная костюмная драма, сделанная так, что в ее правдоподобии сомневаться как-то не хочется.

Но с другой стороны душа не просто протестует, она восстает против романтизации такой личности, как Алжбетта Батори.

Можно согласиться с тем, что графиня, возможно, пострадала из-за ложных обвинений недоброжелателей. Но ведь и святой она не была, и никак не могла быть после всех тех ужасных легенд, которые бродили по Венгрии.

Кстати, неправдоподобия в фильме много. Смотрится он как сказка, завуалированная под реальные события. Приплели зачам-то Краваджо, который никогда не покидал Италии. Согласитесь, в эту историю вполне мог затесаться итальянский живописец. Вот только столь известную фамилию использовали ради достоверности (в кавычках).

Поймите меня верно, я вовсе не критикую, фильм сделан на высоком уровне. Анна Фрилл, Карел Роден и Винсент Риган справились со своими ролями великолепно. Антураж эпохи передан прекрасно — это и костюмы и замки и приемы и подземелья.

Просто впечатление после просмотра создается такое, будто собрались как-то венгерские кинематографисты и решили изготовить достойное кино о своей родине. Но знает ли мир хоть одного известного венгра? Как оказалось, кроме Кровавой Алжбетты и нет исторических личностей. Но тот ли это образ? И не проще ли его обелить? Скорее всего не найдется фанатиков, которые станут перелопачивать историю 400 летней давности, чтобы докопаться до истины.

Итак, встречайте — красивая, немного печальная, с привкусом грустной романтики, фантазия на историческую тему.

8 из 10

9 апреля 2009

Фэнтези Кровавая графиня — Батори в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Юрай Якубиско. Кто снимался в кино, актерский состав: Анна Фрил, Карел Роден, Винсент Риган, Деана Хорватова, Франко Неро, Энтони Бирн, Иржи Мадл, Моника Хилмерова, Люси Вондрачкова, Яромир Носек, Марек Маески, Марек Васут, Михаэлла Дротарова, Сандра Погодова, Беата Гренече.

В то время как во всем мире собрано 6,911,711 долларов. Производство стран Словакия, Великобритания, Венгрия, Франция и Чехия. Кровавая графиня — Батори — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.