Полет красного надувного шарика
Le voyage du ballon rouge
5.9
6.5
2007, драма, семейный
Франция, Тайвань, 1 ч 55 мин
В ролях: Жюльет Бинош, Сун Фан, Луиз Марголин, Анна Сигалевич, Шарль-Эдуард Рено
и другие
У мальчика Симона есть необычный друг — красный воздушный шар, летающий над крышами Парижа и видимый только ему. Мать Симона перегружена работой в кукольном театре, поэтому Симон часто остается дома один. Чтобы присматривать за Симоном, она нанимает для него няню — студентку киноинститута из Тайваня.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Полет красного надувного шарика

английское название:

Le voyage du ballon rouge

год: 2007
страны:
Франция, Тайвань
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Марк Ли Пинбин
художник: Пол Файяр
монтаж: ,
жанры: драма, семейный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3000000
Сборы в США: $461 674
Мировые сборы: $1 074 092
Дата выхода
Мировая премьера: 17 мая 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, семейный

Постеры фильма «Полет красного надувного шарика», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Полет красного надувного шарика», 2007

Тягучее начало… Съёмка и жизнь на экране происходит как будто в реальном времени… шарик летит… поезд движется… персонаж идет, останавливается, совершает какое-то действие – медленно, не торопясь… кукольный театр, героиня озвучивает персонажей и близко к тому, что Зритель, нравится ему или нет, дослушает всю постановку до конца…

Размеренный старт, обещающий приятное, вдумчивое погружение в атмосферу фильма, начал буксовать, притупляя внимание и погружая в непроизвольную дремоту… сопротивляюсь и продолжаю пялиться в экран, пытаясь зацепиться хоть за что-нибудь и понять для чего всё так нудно и когда это кончится? – уже середина фильма… Победный аккорд раздражения наступил, когда я начала слышать слово «хорошо» чаще, чем хотелось бы…

- какой-то вопрос

- какой-то ответ

- Хорошо…

Вопрос – ответ – Хорошо!..

Если Один персонаж о чем-то повествует, Второй персонаж, показывая свое внимание к сказанному, произносит только одно слово, но с разной интонацией – «хорошо…» или «хорошо!»

Неспешная и неторопливая история – всё то, что мне импонирует в фильмах – превратилась в вязкую, липкую жижу, булькающую в твоем мозгу навязчивым «хорошо»… это страшный сон, главный кошмар которого - пугающее «хорошо!»…

Я не поняла – дело тут в буквальном переводе текста или кое-кто сомневается и решил оспорить убеждение о величии и могуществе Русского языка?

Я не поняла фильм… Это хорошо? Наверное, это не плохо и не трагично – а значит, хорошо! Но есть подозрения, что теперь у меня фобия на, казалось бы, безобидное «хорошо»… после такого количества «хорошо»… А это уже нельзя назвать «хорошо»… Поэтому, алаверды фильму – изыди из моей головы…

Фильм можно было бы назвать Хорошим, и всё было бы Хорошо, если бы… ну, вы понимаете…

Желаю всем Хорошего просмотра. И всё будет Хорошо!

25 февраля 2024

Глупые шары не меняются

50 лет прошло после «Красного Шара» Ламориса. Сменилось два поколения. Есть перемены? Есть! Паскаль Ламорис освобождает шар, ловко вскарабкавшись на столб, и больше с ним не расстается (насколько позволяют ему это школьные порядки). Постоянно защищает его то от дождя, то от церковного привратника с алебардой, то от мальчишек с рогатками. Для этого мальчику приходиться бегать, прыгать, конфликтовать с окружающими. Сегодняшний Симон от всего этого прячется, делает вид, что шара нет. Он его даже не коснулся ни разу. Уходя в метро, он позвал шар, а когда тот нашел его вагон на другой станции и, расталкивая выходящих пассажиров, приблизился к раскрытой двери, Симон прячется. Прятаться — это обычное для него. Отворачиваться, уходить от разговора. И сестра Луиза прячется, и мать его Сюзанна прячется. Встреча с китайским кукловодом или, скорее, с китайской куклой вызвала у Сюзанны какие-то воспоминания, связанные с потерей родителей, и она перестает прятаться. Выгоняет из дома друга, присосавшегося к ней как пиявка, вызывает из Брюсселя свою дочь. Это действует положительно и на Симона. И то после того, как ему показали его ситуацию на картине. И картина на его счастье была под стеклом. Он перестает прятаться от шара. Он открывается перед ним, когда видит его в окне музея. Но поздно… У шара уже разбито сердце. Или что там есть у шара. Наверное, его цвет, потому что, улетая, он чернеет. Дети уже не те послевоенные. Нынешние — безжизненные, ведомые, не способные на поступок. Вроде нарисованного на стене шара.

Когда я смотрел фильм Ламориса, то восхищался: «Шарик-то, как живой!», а то, что мальчик-то живой, казалось само собой разумеющимся. Да вот как бы не так…

14 июля 2016

Бинош: обещания и реальность. Копия верна

Красный шарик Хоу Сяосяня восхищается современным Парижем. Набор минималистических этюдов из жизни одной, совершенно заурядной семьи показывает нам противоположную сторону отстраненного и злого мира Ханеке. У Сяосяня, в его отсутствии событийности есть безусловное позитивное начало. Кака милый романтик он концентрирует внимание на наслаждении моментом, а значит и любви к жизни. Прямые цитаты на знаменитую короткометражку Альбера Ламориса выглядят лишь одой восхищения настоящему искусству. Сяосянь не скрывает, что перед нами лишь копия. Помните, в фильме есть такой эпизод, когда один из героев решает подарить открытку, которая была с ним много лет и фокусирующую самые дорогие для него воспоминания. Вот вам и ключ к сути происходящего — Сяосянь дарит нам музыкальную шкатулку теплых воспоминаний собственной души.

И в этом погружении в себя все участники действа совершенно забывают о зрителе. Минимализм тут даже и не столько постановочный, сколь глубинный. Фильм «ни о чем» проходит как-то совершенно мимо, запоминаясь лишь наигранными мизансценами актерских этюдов. Актеры, включая Жирардо и Бинош, больше напоминают начинающих слушателей любительского актерского тренинга. Сяосяня, видимо, вопрос качества игры не слишком волновал.

Так что, складывается забавная картинка. Известный мастер с душевной улыбкой серьезно вещает нам, что хочет рассказать важную тайну своей персоны. Зрители послушно затаив дыхание рассаживаются по рядам. И тут выясняется, что рассказывать вовсе и нечего. Просто у Сяосяня было хорошее настроение. Это как если бы какой-то современный творец-передвижник вдохновившись «Тюрьмой» Ван Гога составил бы простой перформанс из проходки офисных работников по двору. Такой этюд, равно как и фильм Сяосяня, показался бы мне неуместным и поверхностным, односложным и бездарным. А посему, ну никак не может фильм тайваньского режиссера получить у меня высокий балл. Пожалуй, лишь за отсылку к творчеству Ламориса, открывающую очень интересный и действительно занимательный фильм о «Красном шаре» я поставлю немного повышенную оценку, а именно -

2 из 10

20 августа 2014

Крутится, вертится шар над Парижем

Хоу Сяосянь, как и многие азиатские режиссеры, после многих лет сотрудничества с французскими инвесторами, отдал дань копродюсерам и поделился с ними своим талантом, сняв очередной фильм в Париже. То же, кстати, сделал и Цай Минлян с «Лицом». И если пустится перечислять всех тех, кто продался, скажем «Canal +», то станет очевидно, каким образом французское кино стало вторым в мире после американского, а по значимости и вовсе первым.

Опять же, Цай Минлян снимает по заказу святыни парижского искусства, Лувра. Хоу Сяосянь для проекта музея Орсе берет за основу своей картины знаковую короткометражку — «Красный шар» Альбера Ламориса. Оба тайваньца должны снять едва ли не более французское кино, чем это сделали бы сами французы. Не знаю, что получилось у Цай Минляна, но Хоу Сяосянь аккуратно выдерживает заданную эстетику, имея при этом собственную эстетическую планку, надо заметить, довольно высокую.

«Полет красного надувного шарика» — ни к чему не обязывающая зарисовка из жизни современной французской семьи: погруженной в заботы эксцентричной актрисы Сьюзанн (Жюльет Бинош) и ее маленького сына Симона. За отсутствием времени у матери, мальчика окружают сплошь чужие люди — няни, учителя музыки, далекие родственники, мамины друзья. Само собой, напрашивается вывод, что фильм этот — об одиночестве ребенка, намыслившего себе странного друга, антропоморфного надувного шарика, летающего над парижскими крышами. Можно в принципе никаких выводов не делать, и провести два часа, наблюдая за их безыскусным, ничем не отличающимся от нашего, существованием. Хоу Сяосянь был всегда излишне скромен, даже когда экспериментировал. Коренное отличие «Полета красного надувного шарика» в том, что на сей раз, он совершает попытку снять разделяющее стекло между фильмом и зрителем, максимально приближая героев к реалистичности.

Предыдущий тезис многие назовут достаточно спорным, потому что обычно тихая Жюльет Бинош ведет себя здесь излишне театрально и шумно. Ей кажется, что весь мир вертится вокруг нее, ее проблемы автоматически становятся проблемами окружающих, и они все заинтересованы в их решении, хотя бы из уважения к ней. Такие люди в действительности встречаются крайне редко. Мы все любим пожаловаться на свою жизнь, но при этом собственные печали не напрочь застилают нам глаза на периферийную жизнь друзей, соседей и коллег. Сьюзанн даже новоиспеченной няне, тайваньской девушке Хон, выдает всю подноготную своего развода. Может, это, конечно необходимо, потому что няне нужно взаимодействовать с ребенком, которого бросил отец, но героиня Жюльет Бинош словно убеждена в том, что раз Хон вошла в ее дом, значит, ее априорно должны интересовать подобные вещи. Где в этой избыточности реалистичность? Формализованное азиатское кино, грешащее отсутствием динамичной увлекательности, под напором Сьюзанн обретает теплоту и бытийную правдивость, но, увы, никак не увлекательность.

В «Полете красного надувного шарика» все те же тесные комнаты Хоу Сяосяня, на сей раз переполненные житейским беспорядком. Обстоятельства, знакомые каждому из нас. Элемент экстрагированного искусства в виде красного шара, залетевшего из прошлого. Сюжет, видимо, шаром подсмотренный. Это просто два часа в окружении незнакомых людей, милостиво делящихся своими радостями и горестями. В Париже, который Хоу Сяосяню удался на славу.

1 декабря 2011

«Полет красного шара» — импровизация на заданную тему

Хоу вбрасывает в суетливую толпу или вешает над линией горизонта подпрыгивающий и покачивающийся воздушный шар, круглое красное пятно, смещающее и оттеняющее тусклые краски повседневности. Воздушный шар — это внутренняя рамка, которая позволяет повседневности «всплыть», стать видимой как нечто достойное внимания или даже чудесное. Это как широкая красная полоса посередине холста Малевича

Майкл Сицински о «Полете красного шара» Сяо-сяня.

«Полет красного шара» — это своеобразный оммаж французскому режиссеру Альберу Ламорису и его знаменитой короткометражке «Красный шар».

«Полет красного шара» отличается эмоциональной игрой Жюльетт Бинош. Актриса, вдохновленная предоставляемой режиссером свободой, решила сыграть некий трибьют Джине Роулендс из «Женщины под влиянием» Кассаветиса. Эта эмоциональность, контрастирующая, казалось бы, с отстраненным стилем Хоу, привела к неожиданному результату: получился чуть ли не лучший фильм в биографии режиссера.

По сюжету китайская студентка Сон, изучающая киноискусство, приезжает учиться в Париж и устраивается присматривать за кудрявым малышом Симоном — его воспитывает вечно занятая Сюзанна (Жюльетт Бинош), работающая в кукольном театре (это любимая, видимо, тема Хоу, у него есть ранний фильм «Кукловод», который Бинош смотрела перед съемками). По городу в это время летает красный шар.

Сам фильм, безусловно, это не ремейк «Красного шара». Он прост, но в тоже самое время сложен и детально продуман. Прежде всего из-за двойной оптики. С одной стороны, есть фильм Хоу, вдохновленный Ламорисом. С другой — героиня Сон сама снимает некую короткометражку о красном шаре, фотографирует, оцифровывает чужие пленки. Режиссер еще и играет с восприятием зрителя, демонстрируя кажущиеся сентиментальными сцены с огромным красным шаром, перемещающимся по Парижу.

Эпизоды с шаром особенно меланхоличны. Достаточно сказать, что почти первое, что шар делает в кадре, — бросается под поезд в метро, чтобы в последний момент выскочить на платформу. Шар — воображаемый друг Симона, которого больше никто не видит. Большая часть действия фильма происходит в квартире, в которую заходят разные люди: преподавательница музыки, настройщик пианино, соседи и знакомые. Сюжета особого и нет — просто зритель, словно гость, наблюдает за сменяющимися людьми. Это и точка зрения маленького Симона, которому непросто пока понять устройство взрослого мира. У него в свою очередь есть шар — воображаемый друг, которого больше никто не видит и с которым его всегда что-то разделяет: окно, крыша музея, стекло поезда в метро. Вне дома Симон играет в пинбол и катается на карусели…

Когда Симон вспоминает о своей сестре Луизе, живущей в Брюсселе и приезжающей к нему только летом, Хоу снимает флэшбэк, показывая их давнюю прогулку, при этом разговор из настоящего продолжается за кадром и в прошлом, и наоборот — песня Азнавура, выбранная в музыкальном автомате, не пропадает и после монтажной склейки, накладываясь на следующий эпизод. Хоу — скромный авангардист, аккуратно работающий с визуальными и звуковыми приемами, но не акцентирующий их.

Еще один удивительный момент касающийся мамы мальчика — Сюзанны: героиня привносит свой медиум в частную жизнь. В театре Сюзанна озвучивает куклы, но и дома она не перестает быть актрисой, по-прежнему пребывая «в образе». На фоне нейтрального стиля Хоу Сяосяня театральная игра Бинош проступает особенно ярко, из-за чего аудитория фильма разделилась на два лагеря — давних поклонников метода тайваньского режиссера и зрителей, которым в фильме нравится только игра Бинош.

Квартира Сюзанны — это сцена и для других персонажей — ее соседа Марка и его подружки, адвоката семьи Лоренцо, учительницы музыки, занимающейся с Симоном, рабочих, переносящих пианино из одной квартиры в другую, слепого настройщика… Театр растворен в пространстве французского дома, что, видимо, следует провести по части этнографических наблюдений Хоу Сяосяня. У каждого эпизодического персонажа есть что-то вроде своего выходного «номера». Многие из этих номеров являются чистой импровизацией и вызваны случайным стечением обстоятельств. За всем этим комическим балетом, наблюдает беспристрастная камера, вместе с Сон и Симоном занявшая место в партере — в проходной гостиной, между кухней и прихожей. В результате чего в «Полете красного шара» простейший бытовой сюжет складывается уже задним числом, некоторое время зритель чувствует себя потерянным внутри фильма, который не сходится, не собирается.

Про «красный шар»: Хоу в точности повторяет некоторые сцены из ленты Ламориса, но у тайваньского режиссера красный шар существует, во-первых, как культурная референция из студенческого фильма, который снимает Сон, а во-вторых, как фантазм маленького Симона. Если у Ламориса красный шар и его странно очеловеченное поведение были очевидны для всех, то у Хоу он — как Карлсон для Малыша: никто, кроме мальчика, его не видит. Для Симона эта галлюцинация — возможность хотя бы на время отстраниться от окружающей реальности. От истеричной, занятой только собой матери, от того факта, что семья распадается, от тоски по сестре, живущей в Брюсселе, и сбежавшему в Монреаль отцу.

В некотором роде Симон переживает двойное отчуждение. Кукольный театр его матери не адресован детям: забредя на репетицию, мальчик наблюдает за происходящим на сцене с рассеянным недоумением. Но и классическая детская история с красным шаром подвергается деконструкции. Снимая короткометражку по мотивам фильма Ламориса, Сон вскрывает прием, демонстрируя Симону, каким образом «оживляется» шарик. Когда Симон идет по улице, а за ним следует шар, технически он подвешен на что-то вроде удочки, которую несет человек, затянутый в зеленое трико наподобие Фантомаса. Костюм зеленый, поскольку именно этот цвет можно полностью стереть на этапе постпродакшн. Подлежащее стиранию тело «зеленого человека» соотносится со скрытым за кулисами телом кукольника-манипулятора. Красный шар — тоже кукла-марионетка: кукольный театр воспроизводится здесь средствами кино. Все приемы обнажаются, и для Хоу, конечно, невозможен эйфорический финал фильма Ламориса.

У Сюзанны есть еще одна квартира ниже этажом, которую она сдает другу семьи Марку. Тот, однако, злоупотребляет дружбой и доверием, то и дело вторгается к Сюзанне, чтобы попользоваться ее вещами, не убирает в квартире и несвоевременно вносит арендную плату. Дело доходит до того, что Сюзанна принимает меры для выселения неудобного жильца, тогда как тот упирается, заручается поддержкой отсутствующего отца семейства (мужа Сюзанны) и устраивает неприличный скандал на лестничной клетке. Но очевидно, что ни дочь Сюзанны, ни ее отец возвращаться в Париж не собираются, семья распалась.

Сюжет сдвинут на периферию фильма, фрагментирован и рассказан с точки зрения человека, который сидит в гостях в проходной комнате и наблюдает, как в квартире появляются, входят и выходят незнакомые люди, связанные между собой неясными ему отношениями, и никто ему ничего не объясняет… Из персонажей в таком же положении оказываются двое — няня-китаянка Сон, попавшая в чужую культуру, и мальчик Симон, в силу возраста не очень понимающий, что происходит у взрослых. Сюзанна в свою очередь ничего не объясняет ни Сон, ни сыну. Не получая ответ на свои вопросы, зритель смиряется с невозможностью разобраться в хитросплетениях чужих отношений и вместе с Симоном и Сон возвращается к их неторопливым совместным занятиям — прогулкам, посиделкам в кафе, работе над фильмом о красном шаре… Сюжет затирается, как тело человека в зеленом комбинезоне.

Таким образом, фильм — оммаж «Красному шару» Ламориса, который снимают Хоу и его героиня Сон, — это способ сохранения модели, настроения, уловимого в воздухе, фиксация рассеянных по городу деталей, из которых может быть собрано искомое произведение. Картины и художественные объекты можно с чистой совестью отдать в музей, но для сохранения фильма требуется снять другой — не покадровый римейк, но импровизацию на заданную тему.

9 из 10

13 июля 2010

Много ли нужно шару, чтобы он полетел?

«Это круглое, красное пятно, пляшущее на изумительных серых тонах крыш Монмартра, Монмартра, наблюдаемого с птичьего полета и столь же свободного от реальности, как полотна Моне».

П. Лепроон о фильме Альбера Ламориса

Шумная парижская улица. Маленький мальчик с большим рюкзаком смотрит куда-то вверх. За фонарный столб зацепился воздушный шарик вызывающе красного цвета. Мальчик хочет поймать шарик за веревку, но тот медленно поднимается выше и скрывается в кронах деревьев.

Так начинается фильм Хоу Сяосенья «Полет красного шара». Кто-то назовет эту картину довольно вольным римейком короткометражного шедевра 1955 года «Красный шар», Альбера Ламориса. Но это совсем не так. «Полет красного шара» образца 2007 года, это скорее дань уважения творчеству Ламориса, попытка переосмыслить оригинал и создать на его основе свое произведение. Этот фильм — часть культурного проекта, организованного музеем Орсе, обязательным требованием которого было появление музея в самой картине.

Действующими лицами «полета красного шара» являются мальчик Симон, его мама в исполнении Жюльетт Бинош, сиделка-китаянка Сун и множество второстепенных персонажей. Мама Симона творческая натура, она импульсивна, эмоциональна и постоянно куда-то спешит. Для сына у нее совсем нет времени, поэтому Симона окружают неродные ему люди — няня, учитель музыки, соседка. В силу своего юного возраста мальчик не понимает, что происходит вокруг него, кто эти люди, бегающие взад вперед с авоськами и почему мама появляется в его жизни лишь эпизодически. От того Симон постоянно печален, задумчив и погружен в себя.

Весь фильм мы наблюдаем за жизнью этой странной французской семьи — репетиции китайской кукольной пьесы у матери, прогулки няни и Симона по Парижским улицам, житейские хлопоты в маленькой квартирке.

Наблюдает за этим и идеально круглый красный воздушный шар — наблюдает, заглядывая в окна и незаметно следуя за героями над их головами.

Кроме Симона шарик никто не видит. Да и если бы увидел, не придал бы этому большого значения. Уж слишком взрослые заняты решением своих проблем, чтобы обращать внимание на такую безделицу. А для маленького Симона воздушный шар — возможность уйти от действительности в свой, детский мир.

Для нас, зрителей образ красного шара, это приглашение увидеть в жизни нечто большее, чем житейские хлопоты и повседневную рутину. Отделить действительно важное от мусора, взглянуть на мир с высоты полета красного воздушного шара.

«Полет красного шара» — это низкий поклон, обращенный в прошлое. Это попытка повторить стиль французских режиссеров 50—60 годов прошлого века. Это экскурсия по Парижу, которая начинается на улочках, в кафе и парках, а заканчивается в маленьких парижских квартирках — студиях под такой узнаваемый голос Шарля Азнавура.

Кому-то эта попытка покажется скучной и мало содержательной, кто-то будет очарован особой, неспешной атмосферой фильма, где бытовые зарисовки сменяются весьма узнаваемыми городскими панорамами.

Уже в самом финале красный воздушный шарик будет биться в стекла помпезного здания музея Орсе, и не найдя понимания медленно начнет подниматься все выше и выше над суетой большого шумного города и только маленький мальчик будет глядеть ему вслед…

25 марта 2010

Драма Полет красного надувного шарика на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Хоу Сяосянь. Список актеров, которые снимались в кино: Жюльет Бинош, Сун Фан, Луиз Марголин, Анна Сигалевич, Шарль-Эдуард Рено, Дамиэн Маэстрагги, Ипполит Жирардо, Саймон Итеню, Monique Stalens.

На фильм потрачено свыше 3000000.В то время как во всем мире собрано 1,074,092 доллара. Производство стран Франция и Тайвань. Полет красного надувного шарика — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.