Тринадцать
13 (Tzameti)
7.5
7.3
2005, ужасы, триллер, драма
Франция, 1 ч 33 мин
16+

В ролях: Георгий Баблуани, Паскаль Бонгард, Фред Улисс, Николя Пиньон, Кристоф Вандевельде
и другие
Себастьян открывает странное письмо, предназначенное не ему. Таким образом он попадает в странный мир людей, которые на деньги играют с собственными жизнями путем «русской рулетки».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тринадцать

английское название:

13 (Tzameti)

год: 2005
страна:
Франция
слоган: «Число по имени смерть»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , , ,
видеооператор: Тариэль Мелиава
композитор:
художники: Бернард Пео, Los Douady
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, драма, криминал
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $5 300
Сборы в США: $121 390
Мировые сборы: $767 311
Дата выхода
Мировая премьера: 1 сентября 2005 г.
на DVD: 10 декабря 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, драма, криминал

Постеры фильма «Тринадцать», 2005

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тринадцать», 2005

« Живое казино »

Куда может привести человеческое любопытство и жажда легких денег?

При просмотре понимаешь, что жизнь очень оборотистая штука и может забросить в самые неожиданные места.

Оригинальный фильм «13» 2005 года, французского режиссера Гела Баблуани, который впоследствии получил более современный ремейк с известными лицами. Фильм снят в черно — белом стиле, что по словам режиссера создает более приятную атмосферу.

Картина рассказывает о своеобразном развлечении богатых людей, которое как мне кажется имело все шансы быть в реальном мире. Интересная и не затёртая идея, но увы с банальным концом. Как мне кажется, в сценарии есть несколько не состыковок о которых я умолчу, дабы не спойлерить и не портить ваше отношение к фильму, тем более они не такие уж и существенные.

В общем и целом картина мне понравилась, и я не жалею что посмотрел оригинал (хотя я видел ремейк 2009 года). Мой совет посмотреть фильм именно 2005 года, так как с ремейком 2009 года сюжеты абсолютно идентичные, а атмосфера приятнее именно тут.

7,5 из 10

22 февраля 2016

Я долго думала, какую версию посмотреть — французский оригинал или голливудский ремейк, снятый этим же режиссером Гелой Баблуани. Выбор остановился на европейской киноленте, несмотря на то, что в американском фильме была задействована целая плеяда знаменитостей.

Чем меня подкупил французский фильм неизвестного грузинского режиссера? Во-первых, я прочитала несколько восторженных отзывов киноманов, во-вторых, кинокартина снята на черно-белую пленку, в -третьих, эта работа получила не одну кинопремию в Европе и стала победителем американского конкурса независимого кино, ну, и, в-четвертых, захотелось увидеть новые лица.

Первые полчаса я промаялась, было скучновато. Преодолев этот временной рубеж, я не заметила, как погрузилась в необычную мрачную атмосферу фильма. Увлек сюжет, оригинальная история, актерская игра, несколько символических моментов.

В этом фильме много идей, но основная посвящена судьбе и удаче. Сегодня тебе может очень крупно повезти, но завтра, возможно, уже будет другим. Игра в «русскую рулетку» не несет в себе приятных ощущений, поэтому большая часть этой истории, отведенная странным и жестоким развлечениям, шокирует. Гела Баблуани принял верное решение: он снял черно-белое кино, чтобы не давить на зрителя красным цветом крови. Но от этого не стало легче, безмолвные сцены с участием ненормального общества, занимающегося денежным спортом на выживание, не поддаются здравому смыслу, именно это и не укладывается в голове.

Что объединяет всех этих людей? Деньги. Кому-то они очень нужны, а кто-то просто делает ставки и играет шутки ради. Кто-то здесь из-за денег для элементарного существования, а кто-то — для обогащения.

Себастьян, попавший на этот странный бал, становится заложником своих собственных действий. Этот молодой человек погрузился в настоящий мир экзистенции, полный экстрима и первобытного страха за жизнь.

Повезло или нет Себастьяну, решать исключительно вам. Хотя, говорят, фортуна любит новичков.

Отличный фильм, с оригинальной идеей. Мне не хватило динамичности. Хорошей актерской игры, психологических пауз и символов в кадре было предостаточно.

P.S. Надо теперь еще и американскую версию посмотреть…

8 из 10

7 августа 2015

Жизнь как фильм

Первый тур, один патрон. Боже, как меня угораздило в это ввязаться? Ведь с самого начала было понятно, что дело нечисто — все эти шпионские игры, письма, пересадки с поезда на поезд. Слово в детективном фильме. А теперь я стою среди таких же несчастных и трясущимися руками пытаюсь вставить патрон в барабан. Я даже заряжать револьвер не умею — никогда не держал в руках оружие. Тяжелое дыхание стоящего сзади как продолжение пистолета, который он держит в дрожащей руке. Не верти головой, черт, смотри на эту лампочку! От нее сейчас зависит твоя жизнь. В мертвой тишине слышно как в костяных коробках ходят ходуном тринадцать сердец. Распорядитель, как заправский режиссер, делает взмах рукой, яркий свет разрывает полумрак, нестройная череда выстрелов нарушает тишину. Боже, я не могу нажать на курок — вдруг я убью его? Как с этим жить потом? Жить. Для этого нужно сначала выйти отсюда. Нажимай на этот чертов курок и все закончится!

Второй тур, два патрона. Все только начинается. Бежать, бежать! Эта мысль не дает сосредоточиться. Куда бежать, когда кругом напряженные зрители, жаждущие острых ощущений? Голодные волки, буквально приковывающие к месту тяжелыми взглядами, не дающими пошевелиться. Смерть ищет жертву по тошнотворному запаху страха — им тут пропитано буквально всё. Не бояться, главное — не бояться. Они все сидят на морфии — так легче заглушить клокочущий внутри ужас. Лишь мне это не нужно, мой адреналин способен уничтожить любое чувство, включая осознание происходящего. Может это происходит вовсе не со мной? Точно, это всё не по-настоящему. Просто дурной сон. Пуля размозжит мне голову, и я проснусь.

Третий тур, три патрона. Я проснулся, всё продолжается. Все эти сказки про жизнь, пролетающую перед глазами, — просто чушь. Я вижу всё слишком отчетливо, будто со стороны — как оператор, бесстрастно фиксирующий происходящее на съемочной площадке. Реальность теряет краски, становясь черно-белой кинохроникой. Некоторые игроки отказываются выступать, у кого-то приступ диареи, но я спокоен. Лишь злость переполняет меня. Злость, от которой трясутся руки. Злость, спровоцированная безответным затылком впередистоящего. Злость, подгоняемая истошными криками распорядителя. Я будто владею маленьким собственным торнадо, вырывающимся на свет при включении лампочки. Выстрел. Злость моментально проходит. Лишь чудовищная пустота разливается по телу. Я убил его.

Четвертый тур, дуэль, три патрона. Новые правила, следующий эпизод бесконечного сериала, очередной круг ада. Мой соперник более опытен, все ставят против меня. Глупцы — как будто опыт тут что-то решает. Может как раз пришло время новой кинозвезде показать себя, затмив старых героев? Вокруг разгораются драмы: кого-то заставили играть силой, кого-то обманом, кому-то пообещали большие деньги. Но какое всё это имеет значение, когда ствол пистолета смотрит тебе прямо в лицо, — ведь это не то же самое, что дыхание в затылок. Волна ужаса окатывает меня, делая беззащитным перед бродящей вокруг смертью. Она криво улыбается, направляя свой револьвер мне в лоб. Осечка. Я выжил.

Четвертый тур, дуэль, четыре патрона. Идиот. Думал, что выпутался, но лишь завяз еще больше. Шансов нет. Даже если я выиграю, мне не дадут уйти отсюда — по сценарию главный герой должен умереть. Да и куда бы я пошел? Такие найдут везде. Полиция? Если б они могли — уже были бы здесь. Пальцы до боли сжимают оружие, вены на руках набухли, майка мокрая от пота и страха. Смерть, не таясь, скалится и вдыхает меня во все свои костлявые ноздри, пробует меня на вкус. Вспышки лампочки, умиротворения и выстрела сливаются воедино. Смерть оседает на пол. Я победил. Конец фильма.

16 апреля 2015

Смерть зимой

Это безупречный, абсолютно идеальный фильм-нуар. Прямой и беспощадный, как выстрел в голову. И пронизанный упрямой горькой поэзией, без которой невозможен истинный фильм нуар: поэзией смерти.

История, рассказанная в фильме, — прежде всего о смерти. Ничего лишнего. Никакой любовной линии, никакой музыки, никаких красок — это правильный, суровый черно-белый фильм. Вспышка лампочки, выстрелы, стук падающих тел. Абсолютная бессмысленность и абсурдность странной игры в конце концов придают ей абсолютный смысл: смысл — в самой смерти. В игре со смертью. Игре не по своим правилам, не по своей воле. В каком-то плане это аллегория человеческой жизни с ее абсурдом, борьбой, любовью к близким, упорными надеждами и безнадежностью в финале.

В этой истории нет ничего лишнего, ни одной детали. Ни одного случайного лица — что-что, а лица этой картины врезаются в память надолго. Долгая тягучая экспозиция, погружающая зрителя в атмосферу острой и терпкой печали: зимний туман, пустой пляж, бедность и тоска эмигрантов, бедность и тоска странной некогда богатой пары. Эта печальная экспозиция незаметно, но властно затягивает зрителя в свое пространство: ты еще ничего не понимаешь, но почему-то уже участвуешь, уже не можешь оторваться. Затем следует вторая, насыщенная бешеной и молчаливой энергетикой, центральная часть. И потом — задумчивый эпилог с пустыми перронами заброшенной станции. Классическая трехчастная форма.

Это очень мужской фильм. Не только потому, что в нем есть лишь одна полноценная женская роль. Еще и потому, что по характеру фильм похож на персонажа нуаровского фильма: что бы ни происходило, он остается внешне бесстрастным. Молчит, хмуря колоритное, изрезанное морщинами лицо. Люди говорят о том, что все кончено («У меня ничего нет. Я на улице»), коротко, сухо, без лишних эмоций. Выигрывают и проигрывают миллионы без торжества и без отчаяния. Умирают, убивают, выживают и спасаются бегством молча. Разговаривают короткими фразами или просто жестами. Например, удар кулаком в лицо — вполне развернутое высказывание.

Это также очень лиричный фильм, пахнущий зимними дождями. В нем нет ни одного счастливого человека. Деньги, которые могли бы в другом фильме стать важным движущим фактором сюжета, тут не имеют почти никакого значения: дело не в них. Очень богатые и очень бедные одинаково несчастны, это какое-то экзистенциальное, неизбывное несчастье, какой-то способ проживать жизнь, это — ритм стихотворения, персонажами которого являются все, затронутые этой историей. И само это несчастье, бедность, печальные воспоминания о безнадежно утраченном, печаль заброшенных особняков и дешевых гостиниц, благородные черты женщин с большими грустными глазами, — во всем этом есть большая поэзия, поэзия высшей пробы.

Наконец, это фильм о любви к семье. Фатальной любви. По безжалостным правилам нуара, любовь может быть только немногословной и трагичной: и она именно такова в этом фильме, хотя это и не традиционная любовь мужчины и женщины, а, как уже было сказано, любовь мужчины, вернее, мальчишки, к своей семье. Но все остальные условности жанра будут соблюдены: любовь, не выказанная в словах, будет доказана делом, и закончится гибелью.

Это очень короткий фильм, который смотрится на одном дыхании и запоминается навсегда. Фильм-эссе о смысле человеческой жизни, о смысле смерти, о красоте обреченности. И сама абсурдность его неповторимого сюжета настолько не требует ни объяснений, ни дополнений, что он оказывается совершенно идеальным.

10 из 10

5 сентября 2014

Заложники Фортуны

Всё-таки приятно, что выходцы из нашей бывшей большой Родины «засвечиваются» в кинематографе зарубежном. До какого-то времени это были актёры, которым давали малюсенькие роли (Георгий Вицин в «Красной жаре» и Валерий Николаев в «Терминале»), затем у таковых выходцев появились роли больше, да и слава явно помасштабнее (Милла Йовович и её первый успех, связанный с «Пятым элементом»), но как-то далее дело не продвигалось. И вот происходят приятные изменения: уроженец Тбилиси Гела Баблуани, хоть и получил кинематографическое образование в Париже, всё же является одной из первых ласточек, кто из наших бывших соотечественников привлёк к себе внимание. Да, были ещё Андрей Кончаловский и Тимур Бекмамбетов (последний «засветился» тоже не так давно в Голливуде), но Гела Баблуани, во-первых, создал совершенно своё (подчёркиваю — «своё») кино, а в Стране Грёз решили переснять его кино под его же режиссурой, а в одной из главных ролей снялся сам Джэйсон Стэтхэм, а ещё сам Микки Рурк и ещё несколько очень знакомых личностей.

Но чем же так заинтересовал Гела Баблуани голливудских воротил, чтобы те согласились выпустить фильм-ремейк под своим патронажем, где между стартовым фильмом и его дублем прошло половина десятилетия? Ответ довольно лёгок: в картине Баблуани с суеверной цифрой во главе лежит оригинальность, стилистика, авторский почерк, который даёт о себе знать ещё на самой заре карьеры режиссёра. Чтобы переснималось так скоро авторское кино я припоминаю только «Выжить в Йобурге» Нила Бломкампа и его полнометражную версию «Район N9».

Очень многое лежит в атмосфере и сюжете фильма. Я не зря поставил на первую очередь именно атмосферу. Такой депрессивности, отчуждённости, безвыходности давно не было. Если пользоваться сакральными словами, то это напомнило пир во время чумы, причём пир происходит за счёт вакханалии бессмысленной смерти, где шансы выжить равны 1 к 13, а чума — это внешний мир, вне рамок которого гибнут люди, а тот, кто выживет, вернётся с тем, чем можно можно выжить во время чумы — с хорошими деньгами. Это условие сценария заставит при просмотре поставить себя на место тех людей, кто прислонит дуло пистолета к затылку стоящему впереди, а сам будет ощущать такой же холод оружия у своего затылка.

Можно только судорожно наблюдать, как за хлопками выстрелов один за одним, как на расстреле падают люди, и при этом сглотнуть слюну, понимая, как хорошо, что ты сам там не находишься, а рядом орут те, кто ставил на победу того или иного участника, словно это не живые люди, а подопытные крысы. Смотришь фильм — а страшно, но привлекает.

В данном случае большое слово говорит игра актёров, но фильм авторский, не будем забывать, поэтому у режиссёра-дебютанта с мини-бюджетом не стоит ожидать знаменитостей. Отчего и в главных ролях сыграли актёры, которых с трудом узнаешь. Главная роль у брата режиссёра Георгия (на французский манер его имя в титрах можно прочитать, как Жорж). Панибратское отношение можно понять, с родным-то братом можно договориться в плане оплаты труда, но ведь Георгий не подвёл. Даже в его плаксивом выражении взгляда можно обратить внимание, что его герой не так прост и не оступиться от начатого, слишком сильна закалка. Вторым, кого хотелось бы отметить, — это Орельен Рекуан. Его фактура запомнилась ещё со времён «Невезучих», пусть и был он на вторых ролях, но в образе крепких, суровых мужчин он превосходен. Остальные сильно не запомнились, но влияния их на атмосферу фильма с визгами и потухшим взглядом нельзя не упомянуть.

Этот фильм жесток, этого не отнять, но и отношение к жизни теперешней он где-то воспроизводит. Жёстко, страшно и даже аморально, но как отображение жизни тех, кто за душой не имеет нынче ни гроша.

7 из 10

12 июня 2013

Прикладной атеизм

Серые, тягучие будни семьи эмигрантов из Грузии во Франции. Как старая, дряхлая крыша в доме, огороженном покосившимся забором, — ничего веселого и ничего интересного. Просто серость — как небо над морем в непогоду. Мало работы и мало денег или много работы и мало денег, или была работа, но не было денег, или по прихоти судьбы шанс без работы получить много денег.

И тут цепь из вагонов, полных нелегальной конспирации и неприветливо-волнующих пассажиров, с каждым ходом двигателя набирает тревожное напряжение, чтобы в пункте своего назначения выпустить прямо в лицо зрителю обжигающий серый пар, перемешанный с гарью, потом и кровью. И зритель уже не помнит, что там было в начале, и ему даже не важно, что будет в конце, он просто смотрит с замирающим от животного ужаса сердцем на полный все того же животного ужаса ступор главного героя.

Обескураженный взгляд Георгия Балбулани лучше любых слов объясняет все происходящее: театр кровавого абсурда, где места в зале покупаются за большие деньги и не менее весомое влияние, а роли на сцене обесценивают человеческую сущность за каких-то несколько секунд. Нажать на курок и в облачке порохового дыма увидеть грязный подвал с серыми липкими лужами и разлагающимся мясом на полу — не самая большая цена за благополучие семьи. Смотреть за опасной игрой с безопасного расстояния и воображать собственное всемогущество в порыве адреналинового экстаза — не самый лучший способ почувствовать себя живым.

Сумасшедший конферансье как будто больше всех понимает, что же творится под этой одинокой, драматично покачивающейся из стороны в сторону лампочкой. Его пальцы неустанно движутся в приступе невроза, пот стекает за ворот липкими мурашками, губы искривлены смесью возбуждения и отвращения, огромные синяки залегли под остекленевшими глазами. Расширенные зрачки смотрят на мешки с костями и видят в них людей. Видят, как они играют жизнью, судьбой, смертью. Как подчиняют себе законы природы, придумывая им денежный эквивалент. Как доводят до апогея ощущение инстинктивного азарта, все глубже погружаясь в пучину первобытного безумия.

Невозможно оторваться от серого экрана — мышцы сводит в невольном напряжении, пульс учащается, челюсти сжимаются до зубного скрежета — это не жизнь, а черно-белые плоть, кровь и слезы, высеченные из монолита. И пусть упрек социуму сводится до небольшого эпизода, где богатый человек остановил свой модный автомобиль, дабы справить на обочине малую нужду, а бедный человек стал невольным свидетелем сего действа. Пусть язык чрезвычайно прост и временами довольно скуден. Пусть динамика противоречива и порой заставляет задуматься о хронометраже. Но добрую половину экранного времени нервы — что та натянутая тетива. И при каждом щелчке взведенного курка искусство напоминает разуму об области существования, в которой он бессилен. А после финальных титров каждый решает сам, что скажут пессимист с оптимистом о наполовину заряженном барабане револьвера и как далеко он готов зайти в мыслях о цене бесценного.

9 января 2013

Russian Roulette

Сразу предупреждаю зрителя. Смотрите фильм 2005 года, потому что этот фильм — прочувствованный, фильм, который заставляет вдуматься и кое-что понять. А вот 2010 года — неудачный ремейк того же (как я потом удивилась) режиссёра, насквозь пропитанный голивудским лоском.

История молодого человека, который обеспечивает свою семью, переселенцев из Грузии во Францию. Семейство довольно бедное, поэтому что отец, что сын вкалывают непокладая рук. Из-за денег-то всё и начинается, эта бездушная, жестокая история. Такая, от которой мурашки по коже.

Игра главного актёра не дурна. Я бы сказала даже хороша. Он прочувствовал роль, он может передать неподдельный страх, он заставляет зрителя поверить в то, что это реальная история. Прочие актёры — так же колоритны. Каждый «нанятый» соответствует харектером «хозяину», ведь они связанны между друг другом.

Картина является безусловно арт-хаусом в хорошем смысле этого слова, нежели её младший брат-близнец. Чёрно-белая съёмка передаёт ещё большую унылость и трагичность и без того серой жизни Себастьяна.

В начале я чуть было не уснула, но после 20 минут просмотра не могла оторваться от экрана, и так боялась что-либо пропустить.

Режиссёр справился со своей работой на все 100. Но Гела Баблуани режиссёр одного фильма — это точно.

7 из 10

8 сентября 2012

Есть ли причина смотреть эти фильмы?

Я оставляю отзыв на страничке именно это фильма просто потому, что мне так будет приятнее. Хотя мне бы хотелось упомянуть еще и его римейк в 2010 и кстати не шедший из головы во время просмотра обоих этих лент подобный же финт Ханеке со своими «Забавными играми». Итак, два режиссера, две истории, понятное дело, являющиеся близкими авторам, отражающими их и целых 4 кинопродукта.

Конечно, в чем-то сравнение неуместно. Если римейк Ханеке сделан практически один в один, у Баблуани все несколько приятнее. И за счет цвета, и за счет большего раскрытия персонажей второго плана… Но все же, что мы получаем в итоге от более поздних картин? Наверное, в целом это можно обозначить как большую реалистичность. Персонажи больше говорят, едят, идут и проч. Порой это не кажется лишним, т. к. вроде бы подчеркивает что-то важное и вообще более понятно современному зрителю. Еще один момент-делать кино по-современному, значит либо изменять его так, чтобы оно больше соответствовало ожиданиям от современного кино, либо проиграешь.

Но, кто сказал, что кино должно быть максимально близким и понятным?К тому же эти фильмы объединяет, я бы сказала, некая зачаровывающая жестокость. В первом случае, то есть у Ханеке, своей бессмысленностью, во втором своей естественностью. Хотя первый фильм снят в естественных условиях обычного загородного дома, а фильм Баблуани — некая инсталляция, игра.

Так что вот. Парадоксы это хорошо. Актерский ансамбль оригинальных картин подобран так точно, что в римейках радует лишь схожесть действующих лиц с теми, кого мы видели раньше. И все же мы что-то упускаем. Как минимум эту недоговоренность, эту свежесть первого впечатления и отчетливость чувств от сюжетных поворотов…

Возможно, это вопрос вкуса. А так история мне понравилась, она законченна, насыщенна и иллюстративна.

14 декабря 2011

Счастливое число Баблуани

Эмигрировав во Францию из Грузии, потенциально богатый, способный Гела Баблуани дал о себе знать. Злые языки скажут, что парню просто повезло, что это несправедливо-легкомысленный фарт, приведший абсолютно неизвестного парня к престижным фестивалям. А ведь это то, что тренера по физкультуре называют волей, девушки — мужеством, а отцы и деды — гордостью. Человек, у которого, с точки зрения объективности, не было шансов продвинуться и на шаг, ринулся в бой за выживание на этой серой планете. Ученик судьбы, труда и палки-копалки, он начинал с нуля, и настоящее начало зритель мог лицезреть уже в фильме, которым сам Гела неимоверно доволен. Заручившись удобной аппаратурой и сценарием от одной руки, Гела смог осуществить, несомненно, благодетельные планы. Будучи воспитателем собственных качеств, придав им смысл и силу действия, он снял хорошее кино. К сожалению, сейчас «хорошее» говорит не о многом, это или подлый эвфемизм «плохого», или литота «гениального». Нет, данное кино — хорошее в том смысле, в каком надо понимать с позиции кинематографической этики.

«Tzameti» — совершенно трезвый детектив, оформленный в монотонный нуар эпохи классицизма. Режиссёр пошёл по тропе Даррена Аранофски, Кристофера Нолана и Гаса Ван Сента, сняв свою первую картину на чёрно-белое. Это объясняется многим: того требуют передовые критерии нуара, в том нуждается проницаемость происходящего. Явного механического развития не существует вовсе, автор устанавливает условия, в которых несётся главный герой. К слову, его исполнил брат режиссёра, Георгий Баблуани, и судя по достойной поощрения игре, создателям хочется сказать что-то неподдельно лестное об их генах. Может показаться, что тесно связана с идеей актуализация символики числа 13, чьё частое появление в ремарках в виде суммы чисел или повторения единицы-тройки заводит на мутные доводы, однако она выполняет функцию вспомогательного звена. По законам устоявшихся суеверий вокруг тринадцати замыкается злосчастный ореол, из-за чего герою приходится крайне тяжело. На чёртовой дюжине геморрой зарабатывают многие бедняги, вот и кучерявый брюнет понимает, что ошибка имеет цену жизни, и наоборот. Баблуани расчетливо располагает акценты и продумывает каждый аккорд, чтобы, несмотря на нарастающую интуитивную интригу, фильм не преступал стандарты остросюжетного триллера, в котором труп важнее живого.

Главный герой — жертва случайности, присущей любопытству, соответственно. Вместе с ним, будто с лупой невыносимых фрустраций, мы шагаем по скользкой темени неосведомлённости о столь уродливом, мутированном азарте и реформированной организации греха как методологии финансового счастья. Нашему взору, вздрагивающему при внезапном свете лампочки, и слуху, оглушённому очередным нечестивым выстрелом, дают возможность составить миниатюрную перспективу того, на что способна человеческая власть, перемежающая смерть и деньги. В подтекст дебютного фильма Баблуани успевает вместить перифраз проблематики игорных зон и одного из смертных грехов, который привыкли называть досугом, бизнесом, смыслом жизни. Нескрытый психологический садизм заставляет быть кротким и послушным, а нрав — кастрированным и безнадёжным. Вот и получается, что подлее всего — получить пулю в затылок, нежели угробить ближнего своего.

Ба-бах… Я выиграл?

10 октября 2011

Не на жизнь, а на смерть.

«Тринадцать» — черно-белая лента Гелы Баблуани. Картина была удостоена нескольких наград, в том числе Венецианского кинофестиваля и Санденс. Хотя, фильм сделан во Франции, его снял (и написал для него сценарий) грузин, да и в названии фигурирует грузинское числительное.

13 — количество человек, участвующих в игре, также это порядковый номер одного из них.

Картина рассказывает о 22-летнем Себастьяне — грузине по происхождению, который живет во Франции. Молодой человек работает кровельщиком у некоего Жана-Француа. Последний собирается заработать большую сумму денег и получает конверт, в котором даны указания для их получения. Но Жан-Франсуа не успевает ими воспользоваться, потому что умирает от передозировки наркотиками. Тогда конверт попадает в руки в Себастьяну…

По сути, картина о везении и предопределении. Вспомнилась фраза из «Миллионера из трущоб» Бойла — «Так предначертано».

Картина очень неспешна. Несмотря на наличие триллера, все довольно статично, нет ни какого экшена и тому подобного. Зритель вместе с Себастьяном узнает об игре, то есть половина фильма — намеки на Это. К сожалению, до просмотра я знала, что Это собой представляет, потому не сидела в ожидании, и саспенса не было.

Главный герой показался мне пресным, его образ не додуманным, не было в нем чего-то особенного, что выделяло бы его. Было бы интереснее если бы показали его жизнь. Может быть какую-то личную драму.

Повествование идет линейно, никаких флешбеков флешфорвардов. Хочу отметить, что в картине, хотя, и присутствуют убийства, не показан сам процесс. Правда, из-за этого не всегда понятно кто и кого убил.

Фильм стильно сделан. Во-первых, необычная черно-белая картинка, аля нео-нуар. Во-вторых, отличное музыкальное сопровождение, которое замечательно дополняет картину. В-третьих, монтаж и операторская работа. В картине много крупных планов, в основном, с Себастьяном, его фарфоровое лицо с черными бровями. Много общих планов, где панорамно показана публика.

Актерская работа меня не впечатлила, если не сказать расстроила. Георгий Баблуани, мне кажется, не справился со своей ролью, если в игре он еще как-то выделялся, то дальше казалось, что он отдельно, роль отдельно.

7 из 10

21 февраля 2011

«Внимание! Внимание! Начинается первый тур… Зарядите барабаны… Поднимите оружие… Крутите барабаны… Прицельтесь… Взведите курок… Как только зажжется лампочка — стреляйте!»

Существует довольно много фильмов, в которых так или иначе фигурирует русская рулетка, хороших и плохих, и вот очередной из них.

Совершенно случайно наткнулся на этот фильм по телевизору, не имея абсолютно никакого представления о чем он, отложив все свои дела начал внимательно смотреть (подкупила изумительная черно-белая картинка и французский язык)… к началу финальных титров я понял что только что был свидетелем чего-то крайне неординарного, из ряда вон выходящего, эмоционально выжимающего — именно так, ничего не зная о сюжете, можно испытать эти эмоции, ведь главный герой тоже не имеет понятия через что ему придется пройти, возникает чувство будто это происходит с тобой, а концовка показывает, довольно цинично, что чудес не бывает… да, может она и предсказуема, но сроднившись с главным героем ты искренне надеешься что все таки пронесет… но, как известно, единственное, что можно с уверенностью сказать об удаче — она изменит.

Начинается фильм довольно вяло, очень долго раскачивается, за первые пол часа практически ничего не происходит, что по-большому счету присуще многим подобным арт-хаусным лентам. Действие начинается только с того момента, когда такси высаживает Себастьяна на том самом перекрестке, и это действие поглощает вас с головой, с этого момента ничто не сможет оторвать вас от экрана! Вы погружаетесь в андеграундный мир — тотализатор, где крупные суммы ставятся не на породистых скакунов, а на человеческую жизнь! Где отсутствуют понятия морали и ценности целовеческой жизни, где брат ставит на жизнь брата, где достопочтенный пожилой господин просит своего «игрока» отнестись к происходящему «по-философски» — интересно это как?!

Примечательно, что фильм не имеет каких-то временных рамок, лишь современные автомобили выдают, что действие разворачивается в новом тысячелетии, а так можно подумать, что эта история годов 50х — 60х, в этом наверное виновата, как я уже сказал, изумительная черно-белая картинка, такая старомодная и такая актуальная! Как в случае с «The Elephant Man» или «Dead Man» представить фильм в цвете не представляется возможным, от этого он потеряет всю свою атмоферность, что собственно и продемонстрировал ремейк 2010 года…

Кстати, о ремейке. Смотрел его в кинотеатре. Любопытно, какую цель преследует человек делая ремейк собственной картины пятилетней давности? Хочет его сделать лучше? — не думаю, ведь пытаясь улучшить собственный фильм, он фактически признает что оригинал слабоват, ни один нормальный режиссер не станет этого делать, тем более что фильм отнюдь не слабоват. Разумеется единственная причина такого поспешного ремейка — финансовая, и это не удивительно, в наше время, когда кино из величайшего искусства превращается в исключительно коммерческий продукт, не будем о грустном — вы это уже сто раз слышали. Новый фильм плох во всем, даже громкие имена не спасают положения. Сэм Райли очень разочаровал, после роли Йена Кертиса в «Control» я ожидал от него гораздо большего. Все наигранно, банально, ненатурально.

Именно новый фильм похож на работу дебютанта, а не наоборот, как должно быть, В фильме 2005 года чувствуется уверенность в себе Баблуани, чувствуется вдохновение, энтузиазм! Хотите получить удовольствие от просмотра — смотрите оригинал!

В завершении хотелось бы сказать, что при всех достонствах фильма — это одноразовое зрелище, максимум 2 раза с тем же интересом, а потом интерес пропадает и начинаешь замечать ошибки, которых хватает (ошибки только в плане актерской, операторской, режессерской работы. Сюжет же идеален, в нем нет ни единного промаха, но он перестает интриговать при последующих просмотрах)

Хотелось бы поставить 10 баллов, но в первые пол часа фильм заметно провисает, поэтому:

9,5 из 10

Почти шедевр!… почти…

1 февраля 2011

Хорошая фильма

Хороший стильный нуар в основе которого — интрига и сценарий. В принципе любой заведомо неплохой режиссер вряд ли сумел бы при таких исходниках, наличии нескольких денег и непровальном кастинге фильм запороть. Приятному впечатлению от просмотра не в малой степени способствует и использование музыкального мотива песни «Есть у меня в кармане гильза от снаряда», ровный ритм, невыпячивание актерской эксцентрики.

По художественным достоинствам фильм если и не финчеровский, то стоит рядом, например, с болгарским «Дзифтом»(он же «Гудрон»). Не вижу повода не посмотреть американский римейк — по актерам ясно, что эксцентрики болельщикам рулетки и самим игрокам будет дано побольше.

8 из 10

15 января 2011

«Число по имени смерть»

Фильм вызвал у меня амбивалентные чувства. С одной стороны — мне определённо понравилось как снято — т. е. непосредственно картинка — стильно, контрастно, любопытные актёры, но слабая подача сюжета — нельзя сказать что слишком растянуто но какой-то «живости» явно не хватает. Возможно к этому и не стремились. Интересно становиться где-то после 40-ка первых минут. Да и после этой середины — всё в сюжете очень предугадывается. Но это лишь моё мнение. Наверняка найдутся люди, которым очень понравится! Фильм не займёт лидирующих позиций в списке вашего любимого кино, но посмотреть можно и нужно.

4 января 2011

черно-белая бессмыслица

Не могу понять, чем этот фильм заслужил так много положительных оценок. Никакого осмысленного сюжета, все последующие события в фильме легко предугадываются, а игра актеров тоже не оставляет каких-то впечатлений

Современному зрителю нравятся боевики с крутым названием, множеством бессмысленной стрельбы, убийств. А в этом «шедевре» есть еще и психологический момент и долгожданный выстрел происходит на 2 секунды позже, чем ты ожидаешь. Черно-белый цвет картины, видимо, предназначен для придания таинственной атмосферы, но это не делает фильм более захватывающем и, тем более, не придает ему никакого смысла.

3 из 10 за отсутствие лишнего пафоса, присущего большинству американских фильмов.

26 ноября 2010

«Мне всегда везет вопреки логике!»

Как и многие, посмотрел этот фильм из-за того, что недавно сходил в кинотеатр на его ремейк, снятый американцами, с более известными актерами, немного выросшим бюджетом, но все с тем же режиссером и все с тем же сценарием, совсем немного видоизмененным, но все некоторые сцены слизаны прямо-таки без каких-либо изменений, но пока о впечатлениях после просмотра оригинальной ленты, снятой французским режиссером, грузинского происхождения, в черно-белых тонах и с неизвестными актерами в главных ролях. Если честно, то первую половину фильма я отчаянно боролся с наступающими на меня приступами сна и дрёмы, так как в начале ничего интересного, оригинального и не было, даже разговор в первой части картины «кот наплакал», все по минимуму, но ближе к середине я начал просыпаться, ведь на экране наконец-таки началась долгожданная игра в смертельную русскую рулетку, но после окончания игры, меня вновь потянуло покемарить, ведь происходящее на экране в концовке чем-то схоже с тем, что было показано в начале, а именно минимум диалогов, минимум действия, но гигантское количество ближних планов и показа лиц главных героев, что было довольно-таки скучно, но несмотря на это, кино мне более менее понравилось, а теперь подробнее про сам фильм.

Сюжет рассказывает про парня Себастьяна, выходца из Грузии, живущего в данный момент времени во Франции, работая при этом кровельщиком, берясь при этом за любую подвернувшуюся ему работу, и однажды получает заказ от одного очень странного человека Жана-Франсуа, который страдает болезнью из-за которой он часто теряет сознание. В один прекрасный день Жану приходит неизвестное письмо, после прочтения которого он начинает усердно говорить про огромные деньги, которые он заработает всего за пару дней. Себастьян этот разговор слышал и запомнил, но ничего сделать для того чтобы заполучить это письмо не мог, пока Жан-Франсуа не умер у себя в ванне от передозировки наркотиков, так что шустрый кровельщик забирает письмо счастья себе и открыв его обнаруживает в нем билеты на поезд, сотовый телефон и карточку с номером «13». Прибыв в пункт назначения, Себастьян понимает что влип в большое дело, а именно в клуб любителей смертельной русской рулеткой, благодаря которым можно стать либо богачом, либо мертвецом… Сценарий просто великолепный, а самое главное оригинальный, несмотря на то, что концовку можно смело угадать и при этом даже не смотрев ремейк до этого, но в принципе сюжетная линия очень хороша, но отличный сценарий портят немного скомканные актерские работы:

«Никто не хочет, чтобы я ставил на ихнего игрока!»

«Почему?»

«Они считают что я приношу неудачу!»

Несмотря на то, что может быть актеров в оригинале и в ремейке сравнивать как-то неправильно, я все-таки это сделаю, так как многие ругали тех, кто снимался в американской версии, но в то же время хвалили тех, кто задействован в этом фильме, но вот лично мне многие актеры из этой ленты понравились куда меньше, чем те, что снимались в недавно вышедшем ремейке, и начну я пожалуй с Георгия Баблуани, брата режиссера и исполнителя главной роли простачка Себастьяна, англичанин Сэм Райли в этой же роли понравился мне гораздо больше, а именно тем, что смог очень реалистично показать чувства, эмоции, страх, недоумение и волнения своего персонажа, что практически не удалось Георгию, который конечно же старался, но в некоторых сценах откровенно прослеживалась его неопытность и не сыгранность. Откровенно разочаровал актер, сыгравший заводилу, объявляющего игрокам что и когда нужно сделать, так как в ремейке более интересно и более грамотно этого персонажа сыграл блестящий Майкл Шеннон, чья энергетика и азарт чувствовалась с самого первого и до самого последнего кадра. Из остального актерского состава даже выделить то особо и некого, хотя понравился один из помощников Себастьяна во время дуэлей, а именно персонаж, роль которого неплохо исполнил бородатый Огустен Ленгран. В целом про актерский состав могу сказать так, он очень слабый и дело не только в малоизвестности имен, но и в не очень качественной и правдоподобной игре, так что в ремейке актерский ансамбль подобран намного лучше, так что все как говорится, познается в сравнении. В оригинальной картине зато намного лучше выполнил свою работу режиссер Гела Баблуани, который сделал правильно, решив снимать «Тринадцатого» на черно-белую камеру, что придало фильму некоторую изящность, да и в целом режиссура была на неплохом уровне, так что за этот аспект можно поставить высокую оценку.

«Хочешь морфия?»

«Нет, сам справлюсь!»

Итог: достаточно средненький фильм, с великолепным сюжетом, но с очень слабым актерским составом и с нераскрытыми до конца историями остальных героев, что было показано в недавнем ремейке, но несмотря на все это «Тzameti» неплохое кино, но понравится оно далеко не всем. А ремейк-то оказался не так уж и плох!

7 из 10

20 ноября 2010

Препарирование нервов

Давно я не испытывал такого удовольствия от художественного фильма. Удовольствия совершенно особого характера: сильнейшее напряжение, накал страстей, эмоции Апофеозом тут стает, конечно же, сама игра, являющаяся, на мой взгляд, одним из самых изуверских экспериментов над человеческими нервами, можно, сказать, это настоящее их препарирование. Той же силы эмоции и переживания мгновенно передаются зрителю, максимально вовлекая его в происходящее на экране и делая его практически соучастником. А это свидетельствует о высоком мастерстве создателей ленты и прежде всего, безусловно, режиссера Гелы Баблуани. Причем усилия авторов картины не были растрачены лишь на кульминацию, вся предыстория и последующая трагическая развязка тоже представлены последовательно и логично. Слабых мест тут просто нет, хотя не присутствует и ничего особо шедеврального. Актерская игра (от главной до самых второстепенных ролей), работа оператора, художника, саундтрек — везде прослеживается хороший профессиональный уровень. Особо меня порадовала работа композитора Арно Тайфера — все темы подобраны просто идеально, по настроению.

Успех картины вдвойне ценен, поскольку она снята не на широкую голливудскую ногу, без участия звезд первой величины (даже местных французских), бюджет фильма весьма и весьма скромен, но сделана стильно, со вкусом и не может оставить равнодушным никого.

Ничего не остается больше, как крикнуть «Браво!» режиссеру и поставить

10 из 10

16 ноября 2010

Серая смерть

Я бы и не посмотрел этот фильм никогда. Случай подвернулся. Как известно, чуть больше недели назад вышел его авто-ремейк. И посмотреть оригинал мне захотелось хотя бы потому, что Америка не так хорошо делает ремейки, а оригиналы всегда лучше. И вот я уже начинаю смотреть фильм. Я знаю, что это якобы нео-нуар, по словам самого режиссера, от того фильм и выполнен в черно-белых тонах. И это меня не пугает. Мне это даже нравится: если в фильме есть что-то необычное, он того стоит. И вот я уже рад провести эти полтора часа в бесцветном мире, который на поверку окажется далеко не самым атмосферным.

Начинается фильм ужасно. Первые 30 минут — тихий, бесшумный, спокойный и очень скучный ужас. Я никогда не буду спорить, что именно в таких моментах легче всего передать суть и смысл, но вряд ли пока я буду спать я что-то пойму или запомню. А заснуть легко. Нет никаких эмоций, быстрый действий, тривиальные убийства, и те начинаются далеко за экватором фильма. Смотреть просто невозможно. Тринадцать в первые полчаса так, как заправская драма. Без эмоций. полностью статичная, инертная и погруженная в себя.

Притом погрузится в саму себя она позволяет, но только если по-настоящему постараться и втянуться в развитие сюжета. Вплоть до самого финала мы имеем череду убийств, которые имеют из зрелищности одну лишь драку. Никаких моментов, когда со-переживаешь герою. Есть правда отличная игра Георгия Баблуани — брата самого режиссера. Он отличен в тех местах, когда у его виска пистолет и все решится через секунду. Да, это зрелище стоит свеч и смотреть фильм стоит хотя бы чтобы восхититься этим зрелищем, которого порой так не хватает.

В заключении, хочется сказать, что фильм не выигрывает от постановки или отсутствия цвета, музыки и прочих эффектов. Но тот же самый Тринадцать уверенно держится на плаву благодаря прекрасной игре главного героя. в целом, это фильм далеко не для всех. Это скучное, томное кино только для гурманов, которые просто любят такое кино. Я же пока к такому не готов. Но в этом фильм есть даже для мн заметные моменты, которые и не дают написать полностью гневную рецензию, хотя фильм все-таки не по мне.

1 ноября 2010

Первый полнометражный фильм либо блин, либо ком. Ничего приятного.

Классный объектив, напоминающий циркулярный фишай, жаль, что им сделано не так много кадров, нежели обычным — собственно всё, что мне понравилось, в остальном нет ничего приятного.

Замечательная идея — показать авторскую модификацию русской рулетки с печальными охами, вздохами главного бедняжки, показать, как на этом намывают тучи денег, как этим наслаждаются извращённые богачи, сколько стоят наши жизни и прочее, и прочее.

Реализована эта задумка, по-моему, из рук вон плохо. Даже чёрно-белый кадр не помог выстроить мрачную атмосферу. Не дотягивает лента до серьёзности, нет плотности и тяжести, хотя и очень много вязких, муторных эпизодов. Полтора часа заполнены какой-то наигранностью, затянутостью, откровенной неумелостью смысловой подачи. Актёрская игра напоминает расстроенное фортепиано, клавиши нажимаются в соответствии с чувствами, но музыка на пол тона ниже.

Посредственно, очень посредственно. Возможно Баблуани надо дать больше времени, чтобы он раскрылся как режиссёр, но если эта картина не является просто стартом, а является предметом его самовыражения в кино, то всё печально.

24 октября 2010

… Либо убитым, либо убийцей.

Жемчужины лежат на дне и порой, чтобы найти действительно, по — настоящему, стоящий фильм приходится изрядно попотеть, прочитать изрядное количество рецензий, фестивальных списков и просто киноманских топов.

Этот фильм я заметила в незнакомом блоге. Отзыв был коротким и непримечательным. Человек говорил, как ждет ближайший ремейк данной картины с Микки Рурком и Джейсоном Стэтхэмом в главных ролях. В Голливуде работают умные люди, которые вряд ли займутся перезапуском кино, которое не стоит внимания. Поэтому без промедления я включила французский фильм «13».

И с первых кадров на экране глубокая серая картинка, завораживающая музыка и интересное лицо Георгия Баблуани — Себастьяна, который вместе с семьей переживает не самые лучшие времена. В доме, в котором он ремонтирует крышу, умирает хозяин. Платить главному герою никто не будет, поэтому, в расстроенных чувствах, Себастьян крадет письмо, которое предназначалось покойнику и, следуя инструкциям, он попадает в мир дикого азарта, итогом которого станет либо полная победа, либо смерть.

В этой «Русской рулетке» у игроков даже нет имени. На футболке просто цифра от «1» до «13». Люди, как лошади — на них делают миллионные ставки и выпускают на «скачки». Некоторые из них кричат от неизбежности и страха, другие просто молчат, пытаясь убить ожидание будущего морфием. У каждой «лошади» разная реакция на вероятную смерть.

На «игровом поле» один противоположен другому. Но все пришли по доброй воле, желая наживы. Быть может хотели проверить себя? Видно, что каждый из пронумерованных сбежал бы ещё после первого круга. Но нельзя. Им приходится играть до конца. Круг за кругом напряжение будет лишь усиливаться, а число патронов и трупов увеличиваться.

Сама «Русская рулетка» показана в фильме до дрожжи реалистично. Холодное оружие в затылок, серые майки, строгий голос ведущего — гнетущая атмосфера.

Режиссер Гела Баблуани мастерски расставил символы в картине. В первой части — письмо, во второй — лампочка, в третьей — рюкзак. Подумаешь — мелочи, но как каждый из этих предметов отразился на судьбе Себастьяна.

Казалось, что главный герой знает на что идёт.

Наверное, фильм показывает, как хрупка, на самом деле жизнь. Неважно, какая она. В любом случае — это самое дорогое, что мы имеем.

«- Положите патроны в барабан. Поднимите оружие. Вращайте барабан. Ещё… ещё… стоп. Прицельтесь. Взведите курок. Как только зажжется лампочка — стреляйте.»

Вроде бы простой набор предложений, составленый из обычных букв. Но какой чудовищный в них, собранных вместе, заключается смысл.

Если тебе повезет в первом круге, повезет во втором, третьем… в последнем ты все равно проиграешь. В любом случае ты уйдешь либо убитым, либо убийцей.

9 из 10

2 сентября 2010

На последнем дыхании

Юный кровельщик остался без работы, после того, как его наниматель скоропостижно скончался, а продолжать ремонт подруга хозяина отказалась. Однако к молодому человеку случайно попадает конверт, предназначавшийся покойному. В конверте не было ни письма, ни объяснений — только билет на поезд и оплаченная квитанция за проживание в отеле. Судя по тому, как рассчитывал на это письмо хозяин дома, главный герой решает, что, раз получить деньги за свою работу не получится, он вполне может воспользоваться содержимым таинственного конверта с полоской.

Фильм молодого режиссёра Гелы Баблуани получился на удивление ровным и цельным. Вопреки опасениям, авторы не стали рассказывать историю нелёгкой жизни изгоя в чужой стране или снимать чернушную историю из жизни нац. меньшинств. Да, в фильме представлены разные национальности, но эта тема никак, к счастью, не педалируется.

Номер «13» в названии выбран не случайно — число это в некотором роде мистическое, почти сакральное, часто считающееся несчастливым, а в данном фильме именно тема удачи, везения выбрана за основу. Казалось бы, какая-то неведомая сила подсказывает, подталкивает главного героя к финалу: смерть его нанимателя, после чего молодому человеку отказываются платить; письмо, вроде бы обещающее лёгкий заработок, которое ветер фактически передал ему в руки. Когда же появляется сомнение и хочется отступить, путей назад уже нет — «Рубикон перейдён».

Чем закончится эта история догадаться не сложно, но именно к финалу, наверное, и складывается единая, цельная картина. На смену бунтующему Мишелю Пуаккару пришёл потерянный персонаж Георгия Баблуани. И если герой Бельмондо жил, как ему того хотелось, это был свободный человек, то для героя данной картины всё, казалось бы, предрешено заранее, — с самого начала он выглядит только пешкой в руках Фатума. А ведь, казалось бы, что стоило просто вернуть письмо…

7 из 10

13 июня 2010

Кино действительно стоящее. Давно не смотрел фильмов от которых перехватывает дыхание. Французское кино, это вообще отдельная история, оно отличается какой то духовностью, глубокими, что ли, чувствами.

То что фильм черно-белый придает только четкости для восприятия этой картины, акцентирует внимание на смысле.

Остался доволен, не зря потраченные 90 минут.

5 мая 2010

Когда увидел в интернете фильм «13», снятый грузино-французским коллективом, во главе с режиссером Баблуани, меня он не сильно заинтересовал, хотя отправил его в «Избранное», с намерением посмотреть, когда будет время. Время пришло. Скачал. Посмотрел.

«Черно- белый» — возмутило, не сильно люблю ч/б кино, поэтому даже очень спокойно отношусь к может быть талантливому Джармушу, но вскоре стал не замечать красок.

Кавказские лица сразу бросились в глаза, но это внесло свой колорит в общую массу аристократично-буржуйских европейских лиц. Через 15—20 мин просмотра фильма, не замечая даже как это произошло, я полностью влился в сюжет фильма, и всеми фибрами стал переживать за судьбу главного героя.

Я люблю европейское кино, где конец фильма очень сложно угадать, в отличии от Голливуда. Поэтому я думаю, что любители европейского кино обратят на это фильм внимание и получат массу удовольствия от его просмотра. Особенно любители драматичных триллеров, как я.

10 из 10

16 февраля 2010

Попробуйте такое спрогнозировать

Почему фильм черно-белый, я поняла после второго просмотра и уверена, что это не только дань стильности и эффекту документальности…

Кстати, я вообще впервые пересмотрела фильм практически через пару часов. Прежде всего, потому что в нем нет ни единого лишнего кадра. Значение имеет, буквально, каждая деталь, на которую, не понимая вначале сути происходящего, и внимания не обратишь…

Впрочем, именно поэтому мне ни единым звуком не хочется раскрывать потрясающую интригу, лежащую в основе сюжета, поскольку именно в полной неожиданности каждого последующего кадра таится особое… хм… очарованием это никак не назовешь, но на экран смотришь, действительно, как зачарованный…

Что это по жанру? Безусловно, экшн, сжимающая зрителя даже не в молекулу — в атом! — психологическая драма-триллер, в которой до боли сочувствуешь главному герою, по стечению обстоятельств или фатальности судьбы ввязавшемуся в крайне жуткую игру на деньги, ставки в которой делают отнюдь не игроки…

В мгновение, когда понимаешь, насколько не годится этот спокойный милый трудяга, бесконечно далекий по образу жизни и характеру для уготовленной ему судьбой роли, напряжение и сопереживание ему растет в геометрической прогрессии. Здесь нет ни единого вторичного или просто прогнозируемого поворота до самых финальных титров, тоже почти сплошь состоящих из неизвестных еще имен…

Крайне важно, что, кроме захватывающего сюжета, превосходного музыкального оформления, съемок и безукоризненной актерской игры, фильм дает бессчетное число посылов для размышлений о неформальной нравственности и сущности только что увиденного. Он заставляет задуматься о том, что до просмотра и голову прийти не могло…

Все, заканчиваю! Иначе начну грузить вас своими собственными выводами и сломаю весь кайф от открытий, которые каждый из вас способен сделать самостоятельно…

Замечу только, что эта уникальная во многих смыслах картина номинировалась на «Сезар», 2007 год в категориях «Самый многообещающий актер» (Георгий Баблуани) и «Лучшая дебютная работа» (Гела Баблуани — режиссура и сценарий), а на «Венецианском кинофестивале» в 2005 году получила Приз Луиджи де Лаурентиса и Приз Сети продвижения азиатского кино (NETPAC).

А по моим меркам, это настоящий шедевр. Без оговорок…

10 из 10

10 ноября 2009

Хочется отметить, что Тринадцать оказался очень удачным режиссерским дебютом Гелы Баблуани. Как известно, он сын грузинского режиссера Теймураза Баблуани, яркого представителя грузинской школы авторского кино.

И хоть фильм проходит под маркой французского кино, трудно не заметить влияние грузинской школы. С самых лучших ее сторон.

Если говорить о самой картине, то казалось бы все действие проходит в рамках одного помещения в черно-белой гамме. Практически нет женщин. Одни мужчины с оружием в руке. Но давление этих комнат, обстановки и происходящего, держит зрителя в напряжении до самого конца.

10 из 10

8 июня 2009

Жестокая формула жизни

Вот живешь ты, живешь себе, работаешь, денег на что-то не хватает, но ты стараешься. Утром — работа, вечером — ужин, родственники, натянутая улыбка, кровать. Опять утро, работа, и через пару часов в твоей руке пистолет, а к твоему затылку приставлен другой и либо ты, либо тебя. Если взять всю жизнь и оголить этот самый главный провод, то и получиться формула из двух пистолетов, твоей головы и чьей-то еще. Это решения, которые мы принимаем каждый день, это наши поступки, это бессмысленность и того и другого — это наша чертова жизнь!

Черно-белый фильм. Стильный, стройный, без единого лишнего персонажа, детали, кадра, слова. Режиссер растягивает рутинное начало специально, чтоб потом резко огорошить зрителя, приставить пистолет к его голове: а готов ли ты смотреть на это?!

Скромный парень, обычный провинциальный работяга, движимый желанием немного заработать, оказывается в компании людей, которые жизнь свою уже давно «потеряли». Наркоманы, бандиты, «денежные мешки», брызжущие потом, слюной и деньгами в погоне за азартом, чтоб оживить свое бессмысленное существование. Вот он контраст, грубый, резкий, режущий глаз и душу, контраст простого и страшного, жизни и смерти, черного и белого! И ничего нет между, нет полутонов — на это нет времени. Тут нет места вере, душе, размышлению, нет места вопросам без ответа. Длина жизни равна скорости полета пули, умноженной на удачу. Еще одна жестокая формула, звенящий нерв бытия.

Что будет с этим парнем? Выживет ли он в этих тисках, зажатый между ублюдками и неизбежностью?

Смотреть или не смотреть — решать вам. Такой выбор проще, чем «стрелять или быть убитым»

9 из 10

7 февраля 2009

Фильм потрясающий! Черно-белое изображение усиливает впечатление от его просмотра. Фильм безупречно выдержан. Несомненно, он тяжелый (вряд ли я смогу посмотреть его во второй раз), но тем, кто его еще не видел, непременно стоит посмотреть.

Фильм жестокий, очень натуралистический, но его достоинство в том, что он не пошлый. Думаю, молодой режиссер мастерски справился с поставленной перед ним задачей, создав хорошее кино. Я бы провела параллель с фильмом «Солнце незрячих»/1992/ Темура Баблуани (отца Гелы Баблуани), который тоже стоит посмотреть.

10 из 10

2 ноября 2008

Господа, Ваши Ставки!

Честно говоря, до сих пор сижу под впечатление, точнее, до сих пор идет холодок по коже.

Я люблю черно-белое кино, оно имеет какой-то свой особый шарм. Но этот фильм сначала смотреть не хотела, привыкла, что если ужасы и кровь, то только американцы в этом ассы (вот такой стереотип сложился). А потом как-то села… и посмотрела на одном дыхании. Да, начала затянутое, дешевые декорации и актеры не «первый сорт», но впервые мне было действительно на это наплевать. Ты просто сидишь в полном оцепенении…

Меня почему-то очень возмутила одна рецензия на этот фильм, где автор утверждает, что основная идея фильма — «на что может пойти человек ради своей семьи». Да, соглашусь семья в этом фильме далеко не на последнем месте, но все таки, неужели жертву ради семьи хотел показать Гела Баблуани?

Еще классики писали о «русской рулетке» — игре на УДАЧУ. И тут уже не главное как в твоем пистолете станет пуля, сейчас важнее, как она станет у человека позади тебя. Еще один «отличный» способ проверить фартовый ты или нет, благосклонна ли к тебе сегодня судьба. Если нет — кто-то теряет много денег, ты теряешь жизнь.

Вот такие «игры аристократов» — человеческие судьбы вместо карт. Игры, где адреналин и азарт на максимуме, ставка — жизнь, тут всегда есть проигравшие. Но хорошо играть, когда ты только зритель, и не в твой затылок смотрит дуло револьвера.

В общем, критик из меня неважный, но все же советую «13» посмотреть — не разочаруетесь. Фильм потрясает сознание! Отдельно хочу отметить Георгия Баблуани: отличный дебют — натурально, экспрессивно, жизненно — браво! А режиссеру хочу передать:' Гела Баблуани, ты — молодец! «

10 из 10

21 февраля 2008

Неизвестный шедевр

Представьте себе такую картину:

Вы идете в кинотеатр (или устраиваетесь дома у телевизора) на просмотр абсолютно неизвестного фильма. Вы никогда не видели трейлер к нему (его просто нет), никогда не слышали имени режиссера и не знаете ни одного актера, снявшегося в нем. Это как коробочка с неизвестным содержимым, никогда не узнаешь, что там находится внутри, пока ее не откроешь.

Итак, вы устраиваетесь поудобнее в кресле (на диване), жуете поп-корн (бутерброд), периодически с кем-то переговариваетесь (если не одни).

Неторопливо развивается сюжет. Молодой эмигрант, живущий во Франции. Он беден и честен. Он работает за гроши, влача жалкое существование, но он проникает в чужую тайну, и ему предоставляется шанс заработать «легкие деньги «

Неплохая история, интересная, занимательная, но не настолько, чтобы отвлечь вас от собственных мыслях (о насущных проблемах, о любимой девушке, о своей работе, о новой не пройденной игрушке и. т. д.).

И тут — БУМ — и вы уже не жуете, БУМ — и вы уже не сидите спокойно, переговариваясь с другом, БУМ — и у вас в голове нет больше никаких мыслей, БУМ — и вы уже там, в самом фильме, это уже не неизвестный актер, а вы стоите на этой небольшой площадке, в окружении остальных «счастливчиков», БУМ — и это уже ваша жизнь висит на волоске, зависит от счастливого случая, БУМ — и теперь уже вы молитесь: «Господи, лишь бы повезло, лишь бы мне повезло…», БУМ — и уже нет ничего, кроме вас и того, что должно произойти, БУМ…

… фух, вроде пронесло. На этот раз повезло.

Но теперь, вы не сможете больше жевать, говорить, даже думать о чем-то другом, вы можете только наблюдать за ходом действия на экране, наблюдать, затаив дыхание. И до самого конца фильм не даст вам расслабиться.

Через некоторое время впечатления сотрутся, но вы всегда будете помнить, что фильм вас поразил.

Поразить — вот главная цель настоящего шедевра. И этому фильму это удается вполне. Это не коммерческое кино, это — НАСТОЯЩЕЕ кино. Иногда, я жалею, что нельзя стереть маленькую частичку памяти, чтобы вновь испытать те чувства, которые дарит этот фильм во время первого его просмотра.

25 января 2008

Фильм «Тринадцать», рассказывает историю молодого парня, брошеного в неизвестный и опасный ему мир, как котенка в омут. С головой.

Дальше все идет как писали классики «Как у композитора Франца Листа, быстрее (в данном случае опаснее), ещё быстрее, быстро как только можно, еще быстрее. «

Как триллер — шикарно. Напряжение, события держат на нерве, для новичка просто удивительная работа.

Фильм снят за копейки, это чувствуется, но не раздражает. Актеры — не профессионалы, главную роль играет младшей брат режиссера, играет — как надо — не переигрывая, но с эмоциями, под уверенную руку режиссера.

Превосходный триллер, один из лучших, что я видел. Баблуани ещё совсем молод, кто знает куда повернет его творческий путь, однако, как минимум одного наблюдателя, за этим, он уже заработал.

12 января 2008

Чертова дюжина. Сколько раз она встречалась нм в названиях фильмов? Но на этот раз она как никогда закономерна.

Только нечистая сила могла натолкнуть 22-летнего парня на то, чтобы украсть из чужой почты письмо с приглашением на «черную работу» — игра в русскую рулетку, где ставки несоразмерно высоки, а человеческая жизнь ценится неимоверно дешево. Себастьяну дают футболку с номером 13, и он вступает в игру. Новичкам везет в рулетку, но в этом смертельном казино — свои правила, и до хэппи-энда еще слишком далеко.

Фильм выдержан в черно-белых тонах. Красивые грузинские мужчины, говорящие по-французски. Черный французский кинематограф, получивший на кинофестивале в Венеции премию за лучшую первую картину, а в Санденсе — гран-при жюри за лучший иностранный фильм.

Сложно оценить его. С таким меланхоличным развитием сюжета, и с таким-то финалом. Дебют грузинского режиссера заслуживает внимания — однозначно.

21 октября 2007

Ужасы Тринадцать в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссером является Гела Баблуани. Актерский состав, кто снимался в кино: Георгий Баблуани, Паскаль Бонгард, Фред Улисс, Николя Пиньон, Кристоф Вандевельде, Ольга Легран, Огустен Легран, Джо Престиа, Филипп Пассон, Серж Шамбон, Франсуа Римбо, Фредерик Эпо, Франсуа Тиссо, Урбен Канселье, Жозеф Малерба.

В то время как во всем мире собрано 767,311 долларов. Страна производства - Франция. Тринадцать — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.