Цоци
Tsotsi
6.9
7.2
2005, драма, криминал
Великобритания, ЮАР, 1 ч 35 мин
В ролях: Пресли Чвенайдаэ, Терри Фето, Кеннет Нкоси, Мотуси Магано, Зензо Нгкобе
и другие
Соуэто - бедный пригород Йоханнесбурга, единственная цель обитателей которого - выжить любой ценой. Цоци - юный безжалостный главарь уличной банды. Угнав автомобиль после пьяной вечеринки, он обнаруживает себя один на один со случайно оказавшимся на заднем сидении младенцем. С этого времени у него начинается внутренняя борьба между жестокостью и милосердием.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Цоци

английское название:

Tsotsi

год: 2005
страны:
Великобритания, ЮАР
слоган: «Надежда - его спасение»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Лэнс Гюэр
композиторы: ,
художники: Эмилия Ру, Надя Крюгер, Пьер Вьенингс, Нхланхла Бхенгу, Марк Уолкер
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3000000
Сборы в США: $2 912 606
Мировые сборы: $7 907 730
Дата выхода
Мировая премьера: 18 августа 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постеры фильма «Цоци», 2005

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Цоци», 2005

Совместный проект ЮАР и Великобритании, «Цоци» в 2005 году выиграл премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Названием фильма послужило прозвище главного героя, молодого главаря уличной группировки, настоящее имя которого никому неизвестно. «Цоциталь» (немного языкознания) — это устаревший термин для группы криминальных жаргонов Соуэто.

Фильм Гэвина Худа исследует остросоциальные проблемы, при этом политически оставаясь абсолютно нейтральным, и главной идеей фильма является всё же идея человечности. На первое место выходит проблема безразличия. В пригороде Йоханнесбурга Соуэто резко контрастируют богатые фешенебельные районы и грязные переулки, в которых люди живут в палатках или даже трубах. Сюжет разворачивается вокруг уличного бандита Цоци и его сообщников: парня по имени Бостон, которого зовут «Учителем» за то, что он умеет читать и по легенде когда-то преподавал, преступника Батчера и друга детства Цоци Аапа. В один из вечеров Цоци в одиночку проникает в богатый район, где угоняет машину вернувшейся домой женщины и ранит её. Уже за рулём Цоци обнаруживает, что в машине лежит грудной младенец, сын ограбленной женщины.

Этот момент является поворотным в сюжете. Герой теперь вынужден прятать ребёнка и заботится о нём. Постепенно зритель узнает о прошлом Цоци: о его побеге из дома, родителях, и о нескольких эпизодах прошлого, повлиявших на то, какой он сейчас.

Действие фильма охватывает несколько дней, в течение которых ведется расследование, Цоци рефлексирует и пытается понять, как живут люди вокруг него и как они вообще дошли до такого, а его друг Бостон тем временем ставит вопрос о том, что такое порядочность, ответ на который предстоит найти зрителю. В итоге герой приходит к неутешительным выводам о том, что в жизни он совершенно потерян и все его моральные качества не могут ему помочь. Как говорит ему один из героев, порядочность — или уважение к себе, — он заслужит тогда, когда заработает себе имя в городе, научится водить машину и добьётся чего-нибудь. А до тех пор — «плевать на твою порядочность».

Цоци и зритель вместе с ним узнает о судьбе ещё нескольких людей: попрошайки, бывшего шахтера на золотодобывающем производстве, который стал калекой и не получил государственной помощи; матери-одиночки Мириам, чей муж погиб от руки неизвестного, возможно даже самого Цоци.

Фильм наполнен библейскими отсылками как по смыслу, так и в построении сцен, одна из которых — аллюзия на эпизод «Встань и Иди», другая — «Не Прикасайся Ко Мне», главного героя, как мы узнаём, зовут Давид. Именно так он и называет похищенного ребёнка. Фильм затрагивает множество тем, большинство которых даны в противопоставлении: в одном городе разнятся миры богатых и бедных, в одном человеке жестокость борется с сожалением, даже жанрово фильм состоит как из остросюжетного боевика, так и из драмы. Выдающейся я считаю актерскую игру исполнителя главной роли, применяется метод «игры глазами», который в современном кинематографе используется достаточно редко, это прием немого кино. Т. е. это сцены, на протяжении которых актёр мимикой, но в основном только выражением глаз, устанавливает контакт со зрителем, таким образом создаётся эффект диалога с героем.

Я считаю, что этот фильм следует посмотреть, потому что он не только сюжетно увлекательный, но и в чём-то даже поэтичный, искренний, говорящий не только об общечеловеческих проблемах, по моему мнению, актуальных также и для России, но и об обычных, волнующих людей событиях. Он не поучителен, это скорее знакомство с культурой другой страны, с её жизнью. Что удивительно, можно найти много общего и с окружающей нас действительностью. На мой взгляд, это глубокий фильм, для кого-то он чрезмерно реалистичный, в чем-то жесткий, кому-то наоборот он видится лирическим, но это точно история, которая впечатляет.

8 из 10

14 марта 2018

Внутренняя борьба

Картины о моральном преображении самого замшелого подлеца посредством детей, инвалидов, собачек, черепашек во все времена действовали на критиков как слабительное со смягчающим эффектом. Весьма посредственный в плане сюжета «Цоци» не стал исключением, получив Оскара за лучший фильм на иностранном языке в 2006 году.

Логические промахи поползли красными нитками с момента обнаруженного в угнанной машине младенца, которого дерзкий и эмоционально одеревенелый герой зачем-то потащил с собой вместо того, чтобы оставить машину в наиболее людном месте. Призыв режиссера к неравнодушию и намерение продемонстрировать все тяготы повального безразличия людей друг к другу ставят в привычное недоумение и логический тупик перед внезапным обретением «безжалостным изувером» надежды в виде маленького визжащего кулька. Выдавленный беспощадным миром в грязные гетто Соуэто, впитавший жестокость отца и улиц в самом нежном возрасте, Цоци видит в ребенке навигатор в неуютный мир своего неблагополучного детства. Мир, совершенно противоположный миру того, кому рефлексирующий похититель столь нелепо меняет памперс на газетную бумагу и пытается накормить сгущенным молоком из маленькой прощелины в банке. Опрометчивость перерастает в привязанность, на смену жестокости приходит любовь, а желание домашнего очага вытесняет нужду совершать мелкие преступления.

Вопреки стереотипной фабуле, режиссер не прибегает к попыткам разжалобить зрителя очередной сентиментальной историей про потерявшего все человеческое несчастного паренька, ухватившегося за единственный и, возможно, последний, волею судеб выпавший шанс пробудить заколоченные жестокостью чувства. Он повествует о губительном исходе человеческого безразличия и тотального бессердечия, ликвидирующих то, ради чего продолжает тянуться лямка даже собачьей жизни — надежду.

27 мая 2015

Между ангелом и бесом

Если бы не победа «Цоци» на Оскаре взамен политического фаворита «Рай сегодня», то, возможно, сейчас никто бы и не вспомнил об этой притче из ЮАР. Анализируя выбор академиков можно сделать только один вывод сыгравший в пользу фильма Гэвина Худа — это его политическая нейтральность. Именно нейтральность в купе с выразительной подачей и налетом Голливудщины обеспечили картину победой и это при всем антураже убожества и нищеты в ЮАР.

При всей колоритности и экзотичности фильм Гэвина Худа куда больше напоминает не психологическую драму, а развлекательный аттракцион, интересный, пестрый, захватывающий, но несколько топорный. Фильм, словно снятый по рецепту культового произведения с навязчивой технической базой, рельефными образами и незамысловатым наполнением. При желании всегда можно копнуть глубже выискивая политические нюансы фильма, подмешивая их социальными реалиями ЮАР, страны победившей апартеид, страны контрастов, грязи и красоты. Но козырем остается другое, а именно техническое совершенство, драйв, эмоции и некий нервный стержень, на простом материале.

Сравнением «Цоци» с подобными фильмами стран Южной Америки («Город бога») оказываются чуть более чем обоснованными. Худ использует ту же цветовую гамму, тот же контраст и метафизику, но лишает картину эпического вневременного дыхания делая бытовую драму, выставляя на первое место чувства и эмоции одного человека. Нельзя сказать, что фильм от этого стал хуже, он просто другой, порой нарочито психологический, порой мило притягательный, но напрочь лишенный бесстрастия, в этом ключевое различие с картиной Мейреллиша.

Если говорить о типажах и образах, то «Цоци» это как история «Волка и теленка» Михаила Каменецкого, только с поправкой на жизнь, другим финалом, но схожим подтекстом. «Цоци» — это убийца без имени, живущий на лезвии ножа, то и дело уходящий из крайности в крайность. Причины подобного отношения к жизни можно найти самые разнообразные, будь то политика, общество или отец ломающий собаке хребет одним ударом. Важно не это, но то, что при появлении в его жизни «кулька жизни» Цоци меняется, трансформируясь в другого человека, взрослого и ответственного, это происходит не сразу, но именно тем метаморфозам и посвящен фильм.

Однако, нельзя забывать, что действия происходят не в стране чудес, потому дивной сказки не получится. Цоци взрастивший собственную жестокость не стазу встает на путь благодати, подобно тому как Жан Вальжан из эпопеи Виктора Гюго не сразу находит себя в самопожертвовании и благодеянии. Этих персонажей объединяет то, что они оба стали таковыми по вине системы, безжалостной и беспощадной, но нашли в себе силы вновь стать людьми. Печально же то, что за сотни лет после событий «Отверженных» не изменилось пожалуй ничего, а скорее наоборот обострилось. Власть имущих, эгоизм, бессердечность подменили порядочность и честь. Это то и связывает два произведения, а именно богоборческое начало (осознав содеянное Цоци преображается в словно бы библейского персонажа пытаясь искупить свои грехи).

Единственный камень в огород «Цоци», так это простота его формулы развитой в хождении по накатанной, пусть и не лишенной отклонений и накала эмоций. Фильму не хватает обособленности и глубины. По этой причине не лишним будет сравнение с комиксом, упрощенным пересказом событий, делающим зрителю «красиво», но лишенным поэтичности образов, а значит ментальным, а не только эмоциональным, отожествлением со зрителем.

10 августа 2013

Великое зло — безразличие!

Фильм, который заслуженно удостоился желанно каждому режиссёру награды «Оскар» (лучший иностранный фильм в 2006 г.)

Глобальная трагедия всеобщей нации: безразличие!

Удивительно искренний, правдивый фильм. История о юном порождении зла, которое стремится выжить в жестоком мире. Каждый день — это испытание для человека. И это испытание далеко не физическое. Жестокость и ни какого милосердия — закон жизни. Мир в котором, счастье человека не может быть на виду. Непоколебимый дух героя заставляет боятся его окружения. Только так он сможет выжить. И к этой не пробиваемой оболочке не пробиться обычным людям.

Злоба на людей и неведение своих поступков, гарантия пропащего существа. И только истинно невинное дитя может спасти душу падшего человека.

Характерные исполнители ролей, которые и вовсе не играли. Все заставляет сопереживать героям от начала до конца.

Лёгкий стиль режиссёрского решения не отвлекает от просмотра картины.

История морали, где всё таки «добро» существует в каждом из нас.

И этот фильм стоит внимания!

9 из 10

6 августа 2013

«Fuck your decency!»

«К черту приличия!» — именно эта фраза, вложенная режиссером Гэвином Худом в уста одного из персонажей, является кредо не только главного героя, Цоци, но и всего мира, в котором он вынужден жить. Нас забрасывают в трущобы Соуэто (пригород крупнейшего южноафриканского города Йоханнесбурга), где балом правят уличные группировки молодых преступников, игнорирующие законы и не имеющие перед собой никаких моральных установок. Ограбить магазин, прирезать респектабельного гражданина в метро, избить товарища, с которым еще пару часов назад шли «на дело», — пара пустяков. А самый безжалостный и холодный из них — Цоци; именно поэтому он признается вожаком. Однажды он не останавливается и перед низостью, вызывающей у мирных обывателей особое отвращение: нападает с пистолетом на безоружную женщину и угоняет ее машину. В которой вскоре обнаруживает не слишком приятный сюрприз, ревущий и требующий поменять ему пеленки…

Соуэто всегда представляло собой подобие гетто. Политика расовой сегрегации (апартеида), проводившаяся в ЮАР во второй половине XX столетия, оставила глубокий отпечаток на жизни южноафриканского сообщества и в последующие годы, несмотря на санкции ООН и усилия Нельсона Манделы. Люди с темным цветом кожи получили доступ к образованию и занятию государственных постов лишь теоретически: на деле было практически невозможно вырваться из каждодневной безнадеги, в которой выросли они сами и воспитывались их дети. С начала 90-х уровень преступности в ЮАР неуклонно возрастает, как и количество зараженных смертельно опасными заболеваниями (в частности, СПИДом). Трудно представить, как в таких условиях жилось африканцам, не уверенным не только в завтрашнем дне, но даже в сегодняшнем вечере; когда за каждым углом подстерегает бродяга, готовый перегрызть тебе глотку за кусок хлеба, а дома умирает от голода выводок малолетних детей…

Цоци эти проблемы мало волнуют. Семьи у него нет, а пушка в кармане и оголтелые дружки за плечами являются надежной гарантией от чьих-либо посягательств. Он думает лишь о выживании, словно во время боевых действий, просчитывает каждый свой шаг и никому не доверяет. Вообще сама атмосфера на улицах Соуэто зачастую напоминает военную: испуганные женщины спешат наполнить водой бурдюки и поскорее вернуться под спасительную крышу домов, дети прячут за пазухами ржавые ножи, тусклый свет ночных фонарей позволяет увидеть во тьме грязных закоулков неподвижные тела то ли обколовшихся наркоманов, то ли мертвецов… Но, когда на руках Цоци оказывается маленький теплый комочек, все переворачивается кверху дном. Впервые он чувствует ответственность за чью-то жизнь и неумело, грубовато пытается эту жизнь поддерживать. Говорят, что в каждой женщине изначально сокрыт инстинкт материнства. Точно так же знак становления мальчика мужем — начало представлений о себе как об отце. Цоци стремительно взрослеет: он узнает о таких доселе незнакомых качествах и ценностях, как милосердие, сострадание, уважение…и страх. Не за себя любимого, а за того, кого нужно вовремя накормить, помыть и уложить спать.

«-Где его мать?

-Он мой».

Юный актер Пресли Чвенайдаэ гениально, не побоюсь этого слова, играет глазами, подчас превращая экранное действо в «театр одного актера». Нужно видеть, как холодное бешенство и ненависть постепенно уступают место нежности, при виде священнодейства кормления грудью, сентиментальности (во время флэшбэков, уносящих его в воспоминания о собственном детстве) и…отчаянию. Его взор — зеркало души, в котором отражается болезненная духовная эволюция героя и его судорожные попытки стать нормальным человеком, вырваться из мира нищеты, грязи и отчаяния. Сравнения «Цоци» с «Городом Бога» Фернанду Мейреллиша, напрашивающиеся практически с первых кадров, на мой взгляд, безосновательны. Драматизм первого более камерный, направленный не столько в сторону расовой и социальной проблематики, сколько вглубь человеческого «эго», связанный с осознанием своей миссии, ради которой, собственно, тебе и была дарована жизнь. И единственной надеждой на спасение оказывается…любовь. Жертвенная и всепоглощающая. Лишь благодаря ей не оборвется цепь поколений, а дети наших детей, возможно, когда-нибудь увидят лучшее «завтра».

Сегодня же подчеркнутый реализм «Цоци», подчас гипертрофированно мрачное изображение южноафриканской изнанки жизни вряд ли шокирует искушенных зрителей. Сюжет может показаться кому-то высосанным из пальца, события — вяло текущими, а мораль — надуманной и поверхностной. Но в этом-то и заключается своеобразие режиссерского метода и характера повествования: «Цоци» в своей неоднозначности открыт для интерпретаций, причем на абсолютную истину не может претендовать ни одна из них.

8 из 10

9 июля 2012

Доброе зло

Начитавшись положительных рецензий на этом и других сайтах, решил посмотреть фильм. Удивлён столь высокими оценками. Фильм посредственный. Сюжетная линия авторами сценария проработана плохо. С криминальной молодежью киношники явно не общались. Иначе откуда такой образ главного героя? Ни сострадания ни ненависти он не вызывает. Вообще, он какой-то картонный. Почему-то вспомнился Герасим из «Му-му». Цоци такой-же питекантроп в своём развитии. Можно подумать, он прилетел из другой галактики и впервые увидел младенца. Но у Цоци к ребёнку странная любовь. Зачем он ему нужен? Материнских нежных чувств в нём не видно, а отцовские чувства обычно проявляются к более взрослым детям. Я бы ещё понял, если бы Цоци взял на воспитание (усыновил) шестилетнего ребёнка. Но здесь, нужно понимать, что либо ты берешь ответственность за младенца минимум лет на пять, либо не бери на себя этот груз вообще. К тому же, о какой человечности может идти речь, если младенцу причиняется ущерб, а его мать лишилась самого дорогого? Каким тупицей надо быть, в каком лесу надо было воспитываться, чтобы этого не понимать? Думаю, в трущобах Йоханнесбурга немало младенцев, которым благородный и добрый Цоци мог бы оказать помощь. Зачем помогать ребёнку, у которого есть всё: любящие и богатые родители? И ещё. Можно ли считать добром разбои, грабежи и убийства, если часть добычи отдаётся во благо ребёнка?

С художественной точки зрения фильм вообще не выдерживает никакой критики. Не тратьте зря 94 минуты своей жизни.

13 июля 2010

Фильм нужно посмотреть.

Во-первых, это Африка. Много ли в последнее время вы видели лент про Желтый Континент?

Во-вторых, это драма. Драмы заставляют шевелиться наши механические мозги.

В-третьих, это ответ на вечный вопрос — что нам нужно, что мы ищем, зачем живем?

Нам нужна любовь, мы ищем её, и ради неё живем.

Только сначала дайте нам… Надежду.

28 января 2009

А меня фильм не очень впечатлил. Да, соглашусь, оставил след, но не положительный. Ожидала большего, все-таки дали Оскар за лучший иностранный фильм 2006 года.

Мало эмоций в фильме от героев, а если они и были, то меня они не зацепили.

Главный герой делает сначала плохие поступки, чтобы выжить в этом жестоком мире, а потом что получается — встретил любовь и резко решил стать Робин Гудом. Не то…

4 из 10

17 января 2009

Честно сказать, не впечатлил… Драма в кинематографе от драмы в жизни в первую очередь отличается тем, что она должна захватывать сюжетом, цепляться в мозгу крючьями философии, которую и доносит автор.

Здесь же — простое течение жизни, простительное для фильмов 50—60-х (или средненьких фильмов 80-х), но никак не для современного кино. Вобщем, новелла, растянутая до размеров повести — ещё не повесть.

Спасает фильм только география (ЮАР — это вам не USA, Europe или Россия с Корееей и Японией), малоизвестные актеры играют вполне нормально, а малоизвестный режиссер может снимать фильмы (опять таки, мнение российского зрителя, не знакомого с южно-африканским кино).

Возможно стоит посмотреть что-нибудь ещё, чтобы судить впоследствии об африканском кинематографе, не отвлекаясь на кинематограф глобальный.

22 апреля 2007

Фильм хороший, мне он понравился. Всё-таки не Голливуд, сразу понятно. «Оскара» заслужил. Браво молодому актёру — Пресли Чвенайдаэ (Цоци).

Вот только не понятно одно — фильм ведь снимали в Африке (то есть там жара!), а главный герой картины разгуливает по улицам Йоханнесбурга в кожаном плаще!?

1 июля 2006

Фильм Гэвина Худа о том, как случай способен перевернуть жизнь самого отпетого злодея, о том, что в самом ничтожном негодяе, таится забитое и задавленное жестокостью чувство человеческого достоинства.

Его зовут Цоци. Он правит бандой уличных головорезов, готовых за кошелёк лишить жизни честного обывателя. Жестокий и беспощадный, с повадками дикого зверя, отзывающегося на кличку и давно забывшего своё настоящее имя. И даже подельники сомневаются: осталось ли что-нибудь человеческое в его душе. Он ненавидит мир, который выплюнул его в гнилые гетто Соуэто. И что ему в том мире?

Кричащий свёрток на заднем сидении угнанной машины возвращает Цоци в прошлое, наполняя его воспоминаниями о своём детстве, умершей матери, жестоком отце. С ними в душе прожженного циника возникает и волной распространяется неизбывная тяга к дому, к очагу, к женщине.

Глубочайшая драма человека, свернувшего с правильного пути, выброшенного из жизни и отчаянно пытающегося вернуться к человеческим отношениям, схватившись за случайно оказавшуюся в руках соломинку — младенца.

Пресли Чвенайдаэ (Цоци) чрезвычайно искренне передал состояние своего героя, для которого беспросветная жизнь в жестяной будке на окраине Йоханнесбурга, внезапно обретает смысл и надежду на светлое будущее. С детства, лишённый материнской любви и заботы, живущий для себя, отнимая жизнь у других, теперь Цоци стремится изменить положение вещей и вернуться к истинно человеческим отношениям. Но как при этом быть с чужим ребёнком?

Отменная режиссура, направленная на то, чтобы известными, но безупречно исполненными приёмами показать зрителям блеск и нищету юга Африки, сияние столицы и тьму окраин. В нервных, насыщенных эмоциями диалогах актёры демонстрируют полное единение с образами своих героев. Без надрыва и давления. С полной самоотдачей.

Наполненное внутренним напряжением, вызывающее зрительское участие, эмоциональное и честное кино.

28 марта 2006

Драма Цоци в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссером является Гэвин Худ. Актерский состав, кто снимался в кино: Пресли Чвенайдаэ, Терри Фето, Кеннет Нкоси, Мотуси Магано, Зензо Нгкобе, Зоула, Рапулана Сейфемо, Намбита Мпумлвана, Нтутуко Сибизи, Джерри Мофокенг, Йен Робертс, Темби Няндени, Оуэн Седжейк, Израэль Макоэ, Бенни Моше.

Примерные затраты на создание фильма составили 3000000.В то время как во всем мире собрано 7,907,730 долларов. Производство стран Великобритания и ЮАР. Цоци — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.